Ид, Эго и Супер-Эго, защитные механизмы или теория Фрейда

Представления о том, что внутренний мир человека имеет сложную структуру, существуют давно. Еще философы эпохи Античности и раннего христианства выделяли три сферы: дух, душу и ум или разум. В настоящее время самой популярной и одновременно самой разработанной структурой психики является модель З. Фрейда. Она включает в себя три уровня – сознание, бессознательное и сверхсознание – и является основой теории и практики психоанализа.

Структурная модель психики З. Фрейда

Современный психоанализ во многом отличается от классического учения Фрейда и не является единым образованием, а включает в себя ряд направлений. Однако между ними есть общее. И прежде всего это такие понятия, как «бессознательное» («ид», «оно»), «сознание» («Я», «эго») и «сверхсознание» («сверх-Я», «супер-эго»). Взаимодействие этих уровней дает представление о процессах, происходящих в психике человека, и об их влиянии на его жизнь.

Ядром психоанализа можно считать представление о бессознательном. Разрабатывая теорию этой сферы, З. Фрейд совершил настоящую революцию в психологии. Однако, он не был первооткрывателем самого понятия. Еще в XVII веке Г. Лейбниц писал о бессознательных явлениях в психике людей. Правда, с точки зрения современной науки, его теория выглядит довольно примитивной. Она сводится к утверждению, что душа человека воспринимает много такого, чего разум осмыслить не в состоянии.

Взяв за основу эту идею, Фрейд не только подробно описал функции сознания и бессознательного, но и выделил еще один уровень, стоящий над сознанием и формирующийся под влиянием социума. Это «сверх-Я» или сверхсознание. В упрощенном виде его можно охарактеризовать как совесть или комплекс социальных установок, влияющих на поведение человека и ограничивающих проявление животных инстинктов и желаний.

Каждый из этих трех уровней или сфер выполняет свои функции в психике людей.

Ссылки [ править ]

  1. Фрейд, Зигмунд. Стандартное издание полных психологических работ Зигмунда Фрейда.
    Vol. XIX (1999) Джеймс Стрейчи, генерал. Ред. ISBN 0-09-929622-5
  2. ^ a b Фрейд, Зигмунд (1978). Стандартное издание полных психологических работ Зигмунда Фрейда.Том XIX (1923–26)
    «Эго и Ид» и другие произведения. Стрейчи, Джеймс., Фрейд, Анна, 1895–1982, Ротгеб, Кэрри Ли, Ричардс, Анджела., Корпорация научной литературы. Лондон: Hogarth Press. п. 19. ISBN 0701200677. OCLC 965512 .
  3. Педерсон, Тревор (2015). Экономика либидо: психическая бисексуальность, Суперэго и центральная роль Эдипова комплекса
    . Карнак.
  4. Хоммель, Бернхард (2019-10-01). «Воздействие и контроль: концептуальное уточнение» . Международный журнал психофизиологии
    .
    144
    : 1–6. DOI : 10.1016 / j.ijpsycho.2019.07.006 . ISSN 0167-8760 . PMID 31362029 .
  5. Новый словарь современной мысли фонтана
    , третье издание (1999) Аллан Баллок и Стивен Тромбли, ред. С. 256–257.

  6. Cherry, Kendra (6 ноября 2021 г.). «Фрейд и Ид, Эго и Суперэго» .
    VeryWellMind.com
    . Проверено 11 ноября 2021 года .
  7. ^ a b Карлсон, Н.Р. (1999–2000) «Личность», Психология: наука о поведении (канадский редактор), стр. 453. Скарборо, Онтарио: Аллин и Бэкон Канада.
  8. ^ a b Шактер, Дэниел (2009). Психология второе издание . Нью-Йорк: Издательство Стоит. п. 481 . ISBN 978-1-4292-3719-2.
  9. Rycroft, Чарльз (1968). Критический словарь психоанализа
    . Основные книги .
  10. Зигмунд Фрейд (1933), Новые вводные лекции по психоанализу
    . С. 105–6.
  11. Зигмунд Фрейд (1933). п. 106.
  12. Лэпсли, Дэниел К .; Пол С., Стей (2012). «Ид, Эго и Суперэго» (PDF) . Энциклопедия человеческого поведения
    . С. 393–399. DOI : 10.1016 / B978-0-12-375000-6.00199-3 . ISBN 9780080961804.Глава Рамачандрана, Вилаянур С. , изд. (2012). Энциклопедия человеческого поведения (2-е, переработанное изд.). Кембридж, Массачусетс: Academic Press. С. 393-399 . ISBN 978-0-080-96180-4.
  13. Фрейд, Очерк психоанализа
    (1940)
  14. Зигмунд Фрейд (1933). п. 107.
  15. Зигмунд Фрейд, Эго и Ид
    ,
    О метапсихологии
    (Библиотека Пингвина Фрейда 11) стр. 369.
  16. Фрейд, О метапсихологии
    с. 380.
  17. Фрейд, О метапсихологии
    с. 381.
  18. Зигмунд Фрейд (1933). п. 138.
  19. «Эго» . Британская энциклопедия
    . 22 февраля 2021 . Проверено 27 февраля 2021 года .
  20. ^ a b Лапланш, Жан; Понталис, Жан-Бертран (2018) [1973]. « Эго ».
  21. ^ а б Ноам, Гил Джи; Хаузер, Стюарт Т .; Сантостефано, Себастьяно; Гаррисон, Уильям; Jacobson, Alan M .; Пауэрс, Салли I .; Мид, Меррилл (февраль 1984 г.). «Развитие эго и психопатология: исследование госпитализированных подростков». Развитие ребенка
    . Издательство Blackwell Publishing от имени Общества исследований в области развития детей .
    55
    (1): 189–194. DOI : 10.1111 / j.1467-8624.1984.tb00283.x . PMID 6705621 .
  22. ^ a b Зигмунд Фрейд (1933). п. 110
  23. Шактер, Гилберт, Вегнер, Daniel (2011). Психология
    (1. изд., 3. печат. Изд.). Кембридж: WorthPublishers. ISBN 978-1-429-24107-6 .
  24. ^ a b c Сноуден, Рут (2006). Научитесь Фрейду
    . Макгроу-Хилл . С. 105–107. ISBN 978-0-07-147274-6.
  25. Фрейд, Эго и Ид
    ,
    О метапсихологии,
    стр. 363–4.
  26. Зигмунд Фрейд (1933). С. 110–11.
  27. ^ a b c Мейерс, Дэвид Г. (2007). «Модуль 44 Психоаналитическая перспектива». Психология восьмое издание в модулях
    . Стоит издателям. ISBN 978-0-7167-7927-8.
  28. https://www.worldtransformation.com/ego/ «Эго». В Книге настоящих ответов на все!
    , Гриффит Дж . 2011. ISBN 9781741290073 .
  29. «Суперэго» . Британская энциклопедия
    . 22 февраля 2021 . Проверено 27 февраля 2021 года .
  30. ^ a b Лапланш, Жан; Понталис, Жан-Бертран (2018) [1973]. « Супер-Эго ».
  31. Фрейд, О метапсихологии,
    стр. 89-90.
  32. Зигмунд Фрейд (1933). С. 95-6.
  33. Перейти
    ↑ Arthur S. Reber,
    The Penguin Dictionary of Psychology
    (1985)
  34. Шварц, Ричард (1997). Системная терапия внутренней семьи
    . Гилфорд Пресс.
  35. Калиан, Флориан (2012). Платон «Психология действия и происхождение свободы воли»
    . L’Harmattan. С. 17–19. ISBN 978-963-236-587-9.
  36. SEDAT Жак (2000). «Фрейд». Коллекция Synthèse
    . Арман Колин .
    109
    . ISBN 978-2-200-21997-0.
  37. Фрейд, Эго и Ид
    .
  38. Зигмунд Фрейд, О сексуальности
    (Библиотека Пингвина Фрейда 7) стр. 342.
  39. Фрейд, О сексуальности
    с. 342.
  40. Карлсон, Нил Р. (2010). Психология, наука о поведении: психодинамический подход . Торонто: Пирсон Канада. п. 453 . ISBN 978-0-205-64524-4.
  41. Джеймс С. Гротстайн, Невилл Симингтон, Нарциссизм: Новая теория
    (Лондон, 2003), стр. Икс
  42. Зигмунд Фрейд (1933). п. 101.
  43. Зигмунд Фрейд (1933). п. 104.
  44. Анджела Ричардс «Введение редактора» Фрейд, О метапсихологии,
    стр. 344–5.
  45. Фрейд, невроз и психоз

  46. Анджела Ричардс, «Введение редактора» в «
    Метапсихологии»
    с. 345.
  47. Зигмунд Фрейд (1933). С. 104–5.
  48. Лапланш, Жан ; Понталис, Жан-Бертран (2018) [ 1973 ]. «Ид» . Язык психоанализа . Абингдон-он-Темз : Рутледж . ISBN 978-0-429-92124-7.
  49. Groddeck, Георг (1923). Das Buch vom Es. Psychoanalytische Briefe an eine Freundin [ Книга о нем
    ] (на немецком языке). Вена : Internationaler Psychoanalytischer Verlag.
  50. Цитируется по Невиллу Симингтону, Нарциссизм: Новая Теория
    (Лондон, 1996), стр. 10.

Бессознательное, или «оно»

З. Фрейд назвал этот уровень id, что с латыни можно перевести и как «это», и как «что-то», а в отечественной психологии чаще употребляется понятие «оно». Основатель психоанализа считал бессознательное важнейшей сферой психики. Оно имеет врожденный характер и подчиняется биологическим, а не социальным законам, потому что значительную роль в этой сфере играют инстинкты и естественные, главным образом сексуальные потребности.

Во многом содержание «оно» определяется наследственными факторами. Кстати, один из последователей Фрейда К. Юнг считал, что уровень бессознательного также связан с родовой памятью этноса, и там хранятся архетипы коллективного бессознательного – древнейшие первообразы, которые достались нам от наших далеких предков.

Содержание бессознательного довольно разнообразно, и на этом уровне находятся не только архетипы, но и многие другие психические образования:

  • инстинкты;
  • естественные, в первую очередь сексуальные потребности;
  • вытесненные с уровня сознания асоциальные (запретные) желания;
  • агрессивные побуждения и стремления доминировать;
  • психологические комплексы, являющиеся следствием нереализованной энергии запретных желаний.

С точки зрения психоанализа, именно «оно» во многом управляет поведением человека. Во всяком случае, большинство поведенческих проблем и затруднений в общении, которые мы испытываем, связаны с этим уровнем. Все дело в том, что бессознательное как бы ориентировано на получение удовольствия любой ценой, а социум вносит в этот процесс свои, часто довольно жесткие ограничения.

См. Также [ править ]

  • Аханкара
  • Альтер эго
  • Цензура (психоанализ)
  • Коллективное бессознательное
  • Отсутствие эго
  • Восьмиконтурная модель сознания
  • Экзистенциализм
  • Высшее Я
  • Хо`опонопоно
  • Id сопротивление
  • Инстинкт
  • Взаимопассивность
  • Логика
  • Нафс
  • Личность
  • Трехчастная теория души Платона
  • Психодинамика
  • Психология себя
  • Причина
  • Редукционизм
  • Критерии области исследования
  • Плечо ангела
  • Сопротивление Суперэго
  • Транзакционный анализ
  • Триединый мозг

«Эго» — «Я»

Для обозначения уровня сознания в психоанализе используется латинское понятие ego – «Я». Если «ид» — животное начало, то «эго» — разумная часть психики. Это все то, что мы осознаем, чем можем управлять и осмысленно регулировать. Как это ни странно покажется на первый взгляд, объем «эго» не слишком велик по сравнению с «ид», сфера осознанного значительно меньше области бессознательного.

Хоть анализу этого уровня сам З. Фрейд уделял меньше внимания, его функции определить несложно. К ним относятся следующие:

  • оценка реальной ситуации;
  • анализ осмысленной информации, полученной сознанием из внешних и внутренних источников;
  • принятие решений;
  • контроль за их исполнением;
  • частичное осмысление желаний и преобразование их в действия или перемещение на уровень бессознательного (вымещение);
  • рационализация (объяснение) действий и поступков.

По сути дела, «Я» является посредником в борьбе «оно» и «сверх-Я». Этот уровень психики постоянно ищет компромисс между естественными потребностями и требованиями общества.

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Фрейд, Зигмунд (апрель 1910 г.). «Происхождение и развитие психоанализа». Американский журнал психологии
    .
    21
    (2): 181–218. DOI : 10.2307 / 1413001 . JSTOR 1413001 .
  • Фрейд, Зигмунд (1920), за пределами принципа удовольствия
    .
  • Фрейд, Зигмунд (1923), Das Ich und das Es
    , Internationaler Psycho-analytischer Verlag, Лейпциг, Вена и Цюрих. Английский перевод,
    Эго и Ид
    , Джоан Ривьер (пер.), Hogarth Press и Институт психоанализа, Лондон, Великобритания, 1927. Отредактировано для
    стандартного издания полных психологических работ Зигмунда Фрейда
    , Джеймса Стрейчи (изд. ), WW Norton and Company, Нью-Йорк, Нью-Йорк, 1961.
  • Фрейд, Зигмунд (1923), «Невроз и психоз». Стандартное издание полных психологических работ Зигмунда Фрейда, том XIX (1923–1925): «Эго и ид» и другие работы, 147–154
  • Гей, Питер (изд., 1989), Читатель Фрейда
    . WW Нортон.
  • Рангджунг Дордже (корневой текст): Достопочтенный Кхенчен Трангу Ринпоче (комментарий), Питер Робертс (переводчик) (2001) Превосходя эго: отличая сознание от мудрости, (Вайли: rnam shes ye shes ‘byed pa)
  • Курт Р. Эйсслер: Влияние структуры эго на психоаналитическую технику (1953) / переиздано Psychomedia

«Сверх-Я», или «супер-эго»

Superego – это своеобразная надстройка над сознанием, которая формируется при жизни человека под влиянием социальных норм, требований, запретов – табу. С одной стороны, «супер-эго» позволяет нам различать добро и зло, хорошее и плохое, осознавать нравственные принципы и идеалы. Но с другой стороны, по мнению Фрейда, «сверх-Я» ограничивает свободу человека, загоняя его в рамки общепринятых норм. Моральные запреты препятствуют удовлетворению естественных потребностей и проявлению столь же естественной агрессивности. Это приводит к различным проблемам психического характера, например, неврозам.

Чтобы избежать критической ситуации, сознание человека, его «Я» изобретает различные способы компенсации или сублимации – преобразования энергии запретных желаний во что-то более приемлемое для социума.

Проявление

Итак, Супер-Эго – это социальная оболочка личности. Разум многих людей не активен, и они воспринимают окружающую действительность не своим, а коллективным разумом. То есть на личность человека навешивается ярлык – Супер-Эго. Этот ярлык является критерием того, как к человеку будет относиться общество.

То есть, если Супер-Эго дисгармоничное, реакция окружающих на человека будет негативная. Человек с гармоничным Супер-Эго будет всегда понят, нормально воспринят и поддержан окружающими.

Негативная реакция общества поглощает огромное количество личной силы и создает вокруг человека дискомфортную и неприятную среду.

Я – это ты, ты – это я

Еще одно понятие, которое связывают с понятием эго, является альтер-эго или альтернативное эго. Простыми словами, альтер-эго – это раздвоение личности. Встречаются несколько типов альтернативного эго:

  • женское, когда мужчина явно проявляет качества свойственные женскому началу, которое считает своим вторым истинным проявлением;
  • мужское: женщина считает, что её второе «Я» имеет мужское начало;
  • тёмное: проявляется в неконтролируемом использовании нецензурной брани, неприятном характере, эгоизме, вредных привычках;


Фото Matúš Kovačovský on Unsplash

  • отождествление себя с вымышленными героями, персонажами книг, фильмов.

Ид

Является врожденным, так как помогает младенцу выжить, то есть обеспечивает безопасность и удовлетворение базовых потребностей. По факту, это наши инстинкты, примитивные, зато действенные и жизненно необходимые. Замечали, что выполняете какую-то работу автоматически, думая при этом совершенно об отдалённых вещах, которые в данный момент более актуальны? Вот это и есть проявление ид. Оно управляет нами, да так, что порой мы не в силах с ним справиться, либо же не всегда отслеживаем эти проявления.

Когда человек голоден, он не способен концентрироваться на поставленных задачах. Он не сможет о чём-то думать, так как мысли будут посвящены еде. Бывает, что на пустой желудок вы фантазируете или мечтаете о том, что бы съели, будь у вас выбор? Кстати, именно по этой причине не рекомендуется посещать супермаркеты и продуктовые магазины, если есть хоть малейшее чувство голода. Критически мыслить и объективно рассматривать ситуацию, оценивать её человек не сможет. А это грозит непреднамеренными тратами. Да и продукты могут быть выбраны совершенно не то что планировались ранее.

По факту, ид отличный маркер, он позволяет вовремя заметить, что организм находится в состоянии фрустрации на фоне неудовлетворённых потребностей. То есть, что человек хочет есть, спать, пить, отдыхать, размножаться и прочее. Но есть и минусы. Если бы человек жил, руководствуясь только инстинктами, он бы ничем не отличался от обычного животного, и утратил бы статус высшего существа.

Только представьте, вы увидели красивую вещь на ком-то, и мгновенно принялись бы её снимать, потому что понравилась. Вырывали бы еду, чуть ли не со рта жующего, ложились бы спать при первых же признаках усталости, независимо от того, где находимся в данный момент, и есть ли условия для отдыха. В общем, превратились бы в дикарей. И тогда ни о каком цивилизованном обществе не могло бы быть и речи.

Нарушения

Психоз, кстати, развивается как раз в силу проблем с этой необузданной примитивной энергией. Индивид утрачивает связь с реальностью и другими компонентами личности, отчего ведёт себя непринуждённо и примитивно. Творчески приспосабливаться к различным ситуациям уже не может, и выдаёт одинаковые реакции на любой раздражитель. Он не в состоянии понять, что требуется его организму в данный момент, а также чего от него хотят, ожидают окружающие.

В силу этих обстоятельств возникает масса напряжения, которое удержать не так-то просто. Поэтому нередки случаи возникновения неконтролируемой разрушительной агрессии. Она может быть направлена как на себя, так и на тех, кто рядом.

Те, у кого сложности с этим элементом, могут потерять чувствительность к себе. Существует даже заболевание, которое называется алекситимия. Человек, у которого она диагностирована, не в состоянии распознать чувства, как свои, так и окружающих. Порой ему кажется, что он совершенно не умеет испытывать эмоции. И действительно порой выглядит немного отстранённым. Он не знает, чего хочет, ему всё равно, что происходит в окружающем мире. Что-то делает по инерции, опираясь лишь на знания, что так надо и правильно. А вот хочется или нет, не понятно.

Формирование.

Структура Суперэго человека формируется (кодируется) его социальным наименованием (ФИО), зафиксированным в его паспорте или ином документе, определяющим его гражданский статус. Поэтому лица без гражданства не могут стать полноценными членами общества, т.е. их социограмма не может сформироваться.

Таким образом, личное наименование (ФИО) человека определяет гармоничность его суперэго. Любая смена ФИО ведет к изменению структуры суперэго и, соответственно, меняет социальные условия жизни человека, поэтому правильный выбор ФИО является очень важным условием формирования гармоничных взаимоотношений личности и общества.

Управление своей жизнью

Для того чтобы достичь баланса в проявлении влияния эго в нашей жизни, необходимо следовать нескольким простым правилам:

  • определить собственные критерии успеха и методично двигаться ему навстречу;
  • не быть полным аутсайдером, стараясь плыть против течения только ради того, чтобы сделать что-то наперекор;
  • следует понять, что большинства не существует, есть только конкретный человек, с которым и следует взаимодействовать;
  • гнев и негатив должны быть преобразованы в творчество;
  • энергия должна быть израсходована не на разочарование, а на творческий акт.

Как обнаружить влияние

Эгоистичные люди горды, тщеславны, жаждут власти и корысти, агрессивного соперничества. Их верные спутники — обиды, ревность и зависть. Пассивные эгоисты трусливы, ленивы, лживы и ненавидят окружающих.

Избавление от эгоизма

Он бывает двух видов: рациональный (здравый) эгоизм и гедонизм. Рациональный эгоизм не подразумевает нанесения ущерба другим людям. Чтобы проявить собственную индивидуальность, здесь не требуется ущемлять в чем-то других людей. В то же время гедонизм — это эгоизм, приносящий вред окружающим. Он бесцельный, лишенный эффективности. Именно гедонизм и требует своей ликвидации либо поиска баланса между ним и здоровым эгоизмом.

Важно! Главный совет, помогающий избавиться от гедонизма: «Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой!»

Узнайте как избавиться от постоянного чувства страха и тревог.

Суперэго

Отвечает за представления о себе и мире, окружающих людях. То есть, проще говоря, это наши установки, стереотипы, социальные роли, правила, нормы поведения, совесть, нравственность, идентичность и т.д. Подробнее о том, как развить нравственность, да и вообще, что означает этот термин, вы узнаете, нажав .

Формируются эти представления благодаря тем идеалам и ценностям, которых придерживались родители или фигуры, обладающие определённым авторитетом для индивида. Например, ребенок, который рос среди людей с алкогольной зависимостью, может не видеть ничего зазорного в том, что выпивает ежедневно пару бутылок пива.

Появляется примерно в пятилетнем возрасте. Оно пытается обуздать ид, и заставить эго действовать согласно принятым нормам, идеальным представлениям. Находится как в сознании, так и в подсознании. И является отличным регулятором поведения. Например, человек знает, что за какой-то поступок ему грозит лишение свободы, непереносимое чувство вины или стыда. И тогда ему проще удержаться, чем потом расплачиваться часть жизни за сиюминутное желание.

К сожалению, не всегда наши представления соответствуют реальности и несут пользу. Некоторые идеалы действительно оказываются невозможными для реализации, отчего личность страдает и постоянно проживает разочарование, бессилие. Часть правил актуальна для одной группы людей, и попадая в совершенно другое сообщество – может возникнуть конфликт интересов.

Вот почему так важен баланс и взаимодействие всех элементов. Психика, если не способна приспосабливаться к новым условиям, будет испытывать напряжение. А это сказывается на характере личности. Например, слабовольными считают тех, кто не в силах нести ответственность за поступки, и делать выбор. А неуступчивыми, или , если эго слишком сильное, и хоть оно в состоянии выдержать стресс, то подстроиться под изменения – нет.

Мы не уникальны..

Давайте сначала выясним, что же подразумевают под «эго». Значение слова вроде бы простое: с латинского оно переводится как «Я» и, по теории ряда психоаналитиков, является одним из компонентов структуры личности. Проще говоря, это набор наших мыслей, убеждений, наши ежедневные привычки. Мы всегда обращаемся к собственной «коллекции» мыслей, чтобы принять то или иное решение, дать оценку чему-либо, сделать выбор, тем самым повернув жизнь в определённое русло. Часто мы утверждаем, и сами свято в это верим, что все мысли – наши собственные, тогда как на самом деле большая их часть перешла к нам от друзей, членов семьи, коллег, знакомых и даже посторонних людей. Чтобы в голове возникла на самом деле оригинальная идея, нужно заниматься глубоким самосозерцанием на протяжении очень долгого времени. Но в повседневной жизни нам трудно это сделать, поэтому мы просто принимаем то, что нам дано. Согласитесь, мы вынуждены идти в ногу с популярными нынче модой, религией, идеалами. На тех, кто как бы отбивается от общей массы, смотрят как на изгоев или чудаков. Обычно мы подкрепляем свои позиции такими заявлениями, как: «Но все другие думают…» или «Что подумают люди…». По сути, это возвращает нас к позиции, которая в психологии называется «стадным чувством».

Информация о статье

Соавтором этой статьи является . Труди Гриффин — лицензированный психотерапевт из Висконсина. Получила магистерскую степень по клинической психотерапии в Университете Маркетта в 2011 году.

Категории: Здоровье

На других языках:

English: Understand the Male Ego, Español: entender el ego masculino, Português: Entender o Ego Masculino, Italiano: Capire l’Ego Maschile, Deutsch: Das männliche Ego verstehen, Français: comprendre l’égo masculin, Bahasa Indonesia: Memahami Ego Pria, Tiếng Việt: Hiểu cái tôi của đàn ông, ไทย: เข้าใจอีโก้แบบผู้ชาย, العربية: فهم الأنا الذكورية, Nederlands: Het mannelijk ego begrijpen

Эту страницу просматривали 19 989 раз.

Была ли эта статья полезной?

Да Нет

Психосексуальные стадии развития личности

Психоаналитическая теория развития основывается на двух предпосылках. Первая, или генетическая

предпосылка, делает упор на том, что переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Фрейд был убежден в том, что основной фундамент личности индивида закладывается в очень раннем возрасте, до пяти лет. Вторая предпосылка состоит в том, что человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо), которая затем проходит в своем развитии через несколько
психосексуальных стадии
, коренящихся в инстинктивных процессах организма.

Фрейду принадлежит гипотеза о четырех последовательных стадиях развития личности: оральной, анальной, фаллической и генитальной

. В общую схему развития Фрейд включил и латентный период, который приходится на промежуток примерно между 6-7 годами жизни ребенка и началом половой зрелости. Но, строго говоря, латентный период — это не стадия. Первые три стадии развития охватывают возраст от рождения до пяти лет и называются
прегенитальными
стадиями, поскольку зона половых органов еще не приобрела главенствующей роли в становлении личности. Четвертая стадия совпадает с началом пубертата. Наименования стадий основаны на названиях областей тела, стимуляция которых приводит к разрядке энергии либидо. В таблице дается описание стадий психосексуального развития по Фрейду.

Стадии психосексуального развития по Фрейду

Возрастной период Зона сосредоточения либидо Задачи и опыт, соответствующие данному уровню развития
Оральная 0 -18 месяцев Рот (сосание, жевание, кусание) Отвыкание (от груди). Отделение себя от материнского тела
Анальная Анус (удержание или выталкивание фекалий) Приучение к туалету (самоконтроль)
Фаллическая Половые органы (мастурбация) Идентификация со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания
Латентная Отсутствует (сексуальное бездействие) Расширение социальных контактов со сверстниками
Генитальная Пубертат (половое созревание) Половые органы (способность к гетеросексуальным отношениям) Установление интимных отношений или влюбленность; внесение своего трудового вклада в общество

Так как Фрейд делал основной акцент на биологических факторах, все стадии тесно связаны с эрогенными зонами, то есть чувствительными участками тела, которые функционируют как локусы выражения побуждений либидо. Эрогенные зоны включают уши, глаза, рот (губы), молочные железы, анус и половые органы.

В термине “психосексуальный” подчеркивается, что главным фактором, определяющим развитие личности, является сексуальный инстинкт

, прогрессирующий от одной эрогенной зоны к другой в течение жизни человека. Согласно теории Фрейда, на каждой стадии развития определенный участок тела стремится к определенному объекту или действиям, чтобы вызвать приятное напряжение. Социальный опыт индивидуума, как правило, привносит в каждую стадию определенный долговременный вклад в виде приобретенных установок, черт и ценностей.

Логика теоретических построений Фрейда основывается на двух факторах: фрустрации и сверхзаботливости

. В случаях фрустрации психосексуальные потребности ребенка (например, сосание, кусание и жевание) пресекаются родителями или воспитателями и поэтому не находят оптимального удовлетворения. При сверхзаботливости со стороны родителей ребенку предоставляется мало возможностей (или их вовсе нет) самому управлять своими внутренними функциями (например, осуществлять контроль над выделительными функциями). По этой причине у ребенка формируется чувство зависимости и некомпетентности. В любом случае, как полагал Фрейд, в результате происходит чрезмерное скопление либидо, что впоследствии, в зрелые годы может выразиться в виде “остаточного” поведения (черты характера, ценности, установки), связанного с той психосексуальной стадией, на которую пришлись фрустрация или сверхзаботливость.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]