Реактивность в психологии: значение, примеры, свойства

Реактивность — одно из главных свойств темперамента. От этого качества зависит поведение человека в различных ситуациях. Как вы принимаете решения: спонтанно, основываясь на эмоциях, или хорошенько обдумав? Ответ на этот вопрос покажет, насколько у вас развита реактивность, умеете ли вы справляться с непредвиденными ситуациями.

Темперамент в представлении философов и ученых древности

Еще древние философы утверждали, что человек имеет ряд особенностей, данных ему при рождении, которые в дальнейшем формируются в совокупность черт или так называемый характер. Существенно изменить эти особенности невозможно, они поддаются только легкой корректировке под влиянием социума и воспитания.

От чего зависит темперамент или характер, ученые того времени представить не могли, но делали попытки обосновать свои многочисленные теории соразмерно знаниям в медицине и психологии. Основоположником типологии темпераментов стал Гиппократ, он впервые дал определение каждому из типов, которые используются и по сей день. Вот только объяснял знаменитый врач темперамент преобладанием в организме человека той или иной жидкости.

Спустя годы европейские ученые попытались выдвинуть свою типологию, основанную на физических особенностях людей. Подобная версия подвергалась большой критике в научном мире и сейчас практически не используется.

Темперамент глазами Гиппократа и Клавдия Галена

Гиппократ дал определение темпераментам личности, а его ученик и последователь Клавдий Гален написал большой научный трактат, где подробно и обстоятельно описал каждый тип, уточнив ту жидкость, которая в максимальном количестве содержится в органах человека.

Исходя из теории Галена, существовали следующие типы человеческого темперамента:

  • сангвиник — в данном человеке было большое количество крови, которая и влияла на его поступки и эмоции;
  • флегматик — он являлся результатом преобладания флегмы;
  • холерик — имел повышенное содержание желчи;
  • меланхолик — страдал от обилия в организме черной желчи, разъедающей его внутренние органы.

Практически до восемнадцатого века эта теория воспринималась как единственно верная. И только усердная работа ученых современности развеяла фантастические предположения Гиппократа, хотя названия и характеристики темпераментов сохранились без изменения и активно используются.

Что думали древние ученые и философы о темпераменте

Философы и древние ученые считали, что при рождении человек получает набор качеств, который определяет дальнейшую жизнь. Полностью изменить качества не получится. Однако их легко скорректировать, используя влияние общества или воспитанием.

Сначала Гиппократ, а после его ученик Клавдий Галлен выделили и описали 4 вида темперамента. Отличались они между собой содержанием в организме особых веществ:

  1. Сангвиник. В теле много крови, большим содержанием которой обусловлены его действия.
  2. Флегматик. Этот тип темперамента обусловлен наличием флегмы.
  3. Холерик. В организме таких людей слишком много желчи.
  4. Меланхолик. Наполнен черной желчью, которая постепенно съедает изнутри.

До 18 столетия эта теория считалась единственно правильной. В 21 веке названия типов темперамента остались такими же. Но описание изменилось.

Деление на темпераменты в современной психологии

Большой вклад в становление психологии внес академик Павлов. В результате исследований он выяснил, что человек с рождения имеет свой тип нервной системы, который и определяет его поведение. Причем эта теория одинаково эффективна для животных и людей. В дальнейшем изыскания Павлова стали основой для работ советских и европейских психологов. В итоге появилась научно обоснованная типология человеческих темпераментов:

  1. Сангвиник. Люди подобного темперамента легко приспосабливаются к новым условиям, активны и работоспособны. В своем большинстве они дружелюбны и имеют высокие коммуникативные навыки. Они чутко реагируют на настроение окружающих и являются экстравертами.
  2. Холерик. Данный темперамент характеризует раздражительных и вспыльчивых людей. Они очень быстро отвлекаются от дела, трудно сосредотачиваются. Выражение эмоций у холериков происходит бурно и непродолжительно, их тоже можно считать экстравертами.
  3. Флегматик. Подобные люди весьма работоспособны, но трудно переключаются с одного дела на другое. Они мало эмоциональны и способны сохранять спокойствие в любой ситуации. Все их движения немного замедлены, то же касается и мимики на лице. Флегматиков относят к интравертам.
  4. Меланхолик. Меланхолики весьма чувствительны, но не слишком активны. Они обидчивы, но робки и заторможены. Такие люди имеют низкую продуктивность труда и сложно сходятся с новыми людьми. Малейшие неприятности вызывают у них бурные эмоции, парализующие любую деятельность.

Чтобы определить темперамент человека, необходимо рассмотреть его относительно целого ряда свойств. Психология имеют продуктивную систему, позволяющую проанализировать тип нервной системы и классифицировать его.

Основные виды темперамента

Сегодня в психологии используется система темпераментов, разработанная академиком Павловым. Он выяснил, что каждый человек имеет особенную нервную систему. Она определяет то, как он будет себя вести. Интересно, что теория применима к людям и к животным.

Итак, согласно Павлову, описание темпераментов выглядит так:

  1. Сангвиники. Быстро находят общий язык с разными людьми. Не терпят однообразия. Легко меняют работу. Говорят громко, активно жестикулируя. Обладает неустойчивым эмоциональным состоянием. У людей с таким типом темперамента быстро возникают чувства. Но так же быстро проходят.
  2. Флегматики. Для них присущи неторопливость, уравновешенность, медлительность, спокойствие. Не выражают чувства, с окружающими общаются ровно. Имеют устойчивое настроение. Флегматиков невозможно вывести из себя или задеть эмоционально.
  3. Холерики. Известны склонностью к торопливой речи, излишней подвижности, яркой мимике и жестам. Настроение у представителей этого типа темперамента меняется мгновенно. Неуравновешенны, несдержанны, не умеют объективно оценивать людей и ситуацию вокруг.
  4. Меланхолики. Для них характерно медленное протекание психических процессов. Они пассивны, не интересуются окружающей жизнью, замкнуты и часто одиноки. Чувства у таких людей развиваются медленно. Однако при этом отличаются глубиной.

Примечательно, что в психологии нет 100% сангвиников или, например, холериков. Обычно темпераменты смешанные.

Интересно! «Меланхолик примет за трагедию то, в чем сангвиник увидит лишь интересный инцидент, а флегматик — нечто, не заслуживающее внимания» — Артур Шопенгауэр.

Основные свойства темперамента

Определение темперамента невозможно без восьми аспектов, характеризующих его:

  • сензитивность;
  • активность;
  • соотношение реактивности и активности;
  • пластичность и ригидность;
  • темп реакции;
  • эмоциональная возбудимость;
  • экстраверсия или интроверсия.

Опытный психолог дает оценку личности по каждому аспекту и выводит тип темперамента. Наиболее важным считаются такие параметры, как реактивность и активность. О них стоит поговорить подробнее.

Реактивность в психологии: определение

Трудно сказать, когда психология выделилась в серьезную науку и стала рассматривать личность человека с учетом всех аспектов темперамента. Но научное сообщество считает, что Вольф Соломонович Мерлин первым ввел такое понятие, как реактивность в психологии. Это дало толчок к дальнейшим исследованиям психоэмоциональных различий индивидуумов, которые в итоге вылились в основополагающую научную теорию.

На сегодняшний момент можно утверждать, что реактивность в психологии — это неконтролируемые реакции индивидуума на любые раздражители внешнего и внутреннего характера. Интенсивность и продолжительность данных реакций во многом определяют темперамент человека. В дальнейшем психологи пришли к мнению, что за работоспособность и продуктивность труда отвечает именно эмоциональная реактивность. В психологии это приобрело особое значение, многие крупные корпорации на Западе используют понятие реактивности, подбирая новые кадры.

Реактивность и скорость принятия решений: существует ли взаимосвязь?

По результатам многочисленных исследований и тестирований психологи выяснили, что от реактивности зависит скорость принятия решений и реакций на различные жизненные ситуации.

Люди с высокой реактивностью часто принимают решения под влиянием эмоций и момента, многие их выводы и реакции являются неверными. Но в критической ситуации они способны спасти жизнь не только одному человеку, но и многим другим. Чего нельзя сказать о личностях с низкой реактивностью. Они долго обдумывают каждое решение и не способны принимать его в конкретный момент под воздействием раздражителей из внешнего мира.

Классификация

Реактивность – это ответная реакция личности на внешние или внутренние раздражители. Различают в психологии групповую, видовую и индивидуальную реактивность. Видовое свойство присуще животным и не затрагивает людей. Групповая форма проявления выражает общее поведение индивидов со схожими особенностями.

Индивидуальная реактивность основана на приобретенных и врожденных качествах конкретной личности. Ее определяет возраст, пол и тип нервной деятельности. Данная форма зависит от внешних факторов среды.

Выделяют также физиологическую и патологическую реактивность. Первую считают обычной реакцией здорового человека на стимул, а вторую – неспецифическим ответом на раздражитель.

Эмоциональная

Эмоциональная реактивность характеризуется силой проявления. Это свойство выражается в способности человека переживать эмоции и чувства. Данный вид обусловлен как врожденными качествами, так и условиями воспитания.

Реактивность эмоционального типа проявляется в избирательности – том, на какие стимулы происходит острая реакция. Это может происходить как в позитивном, так и в негативном ключе. Человек с высоким уровнем реактивности может сильно переживать из-за неудач или грубости окружающих, но также испытывать яркие положительные эмоции от путешествий, концертов, фестивалей.

Низкий уровень реактивности этого типа считается неблагоприятным фактором. Люди с такими характеристиками более раздражительны, эмоционально неустойчивы, нерешительны и необщительны. Во взрослом возрасте у них чаще встречаются невротические проявления.

Ситуативная

Ситуативная реактивность выражается в состоянии индивида в конкретный момент, который характеризуется субъективными переживаниями. Такими эмоциональными проявлениями являются напряжение, беспокойство, нервозность по отношению к определенной ситуации. Кроме того, ситуативная реактивность возникает в ответ на экстремальные или стрессовые условия.

Полевая

Полевая реактивность проявляется в решении базовой адаптации к внешним воздействиям. Смысл свойства состоит в организации преднастройки организма к активному взаимодействию с окружающей средой. Такая форма контакта ограничена определенной ситуацией, затрачивает мало энергии, но подходит для решения небольшого круга задач. Организм отвечает только на интенсивность внешних стимулов, а не их качество.

Этот вид реактивности является примитивным механизмом регуляции, но обеспечивает человеку безопасность и эмоциональный комфорт в среде. Свойство отличается тем, что помогает в стабилизации душевного равновесия. Полевая реактивность участвует в оценке динамики интенсивности внешних проявлений: движения, изменения отношений в окружающем пространстве.

Социальная

Социальной реактивностью называют ответные действия и поведение, которое человек проявляет при необходимости решать конкретные общественные задачи. Данное свойство отражается в виде слабого осознания условий и целей ситуации, преобладания внешних мотивов, отсутствия включения «Я» в процесс. Как следствие, человек не берет на себя ответственность или берет ее формально, что отражается в низкой самостоятельности.

Проявление реактивности зависит от ценности общественной задачи, ее принятия, включенности личности в ее разрешение. Социальная форма проявляется в импульсивности или в пассивности.

Формула интенсивности реакции в эмоциональной реактивности

Так как реактивность в психологии — это реакция на внешний раздражитель, то будет естественным предположить, что она имеет определенную силу. В современном мире существует даже формула, согласно которой можно определить степень и насыщенность реакции.

У людей с низкой реактивностью интенсивность находится в прямом взаимодействии с силой воздействия. Чем большее давление вы оказываете на подобного человека, тем более интенсивной является его реакция.

Иначе все происходит с людьми быстровозбудимыми. Интенсивность их реакции абсолютно не зависит от силы воздействия. Даже незначительное давление служит толчком к интенсивной реакции индивидуума. Это делает людей с высокой реактивностью непредсказуемыми и трудно управляемыми.

Определение, что это такое

Реактивность в психологии – это неприятное состояние, которое возникает в ответ на несвободу. Изначально понятие о темпераменте рассматривали Гиппократ и его ученик К. Галлен. Они говорили о том, что существуют некоторые врожденные черты характера и поведения людей, которые нельзя изменить или скорректировать.

Ученые вывели теорию, основанную на преобладании жидкостей в организме:

  • сангвиники – кровь;
  • флегматики – слизь;
  • холерики – желтая желчь;
  • меланхолики – черная желчь.

Эти характеристики считались неизменными до XX в., но с развитием науки, описание типов темперамента расширилось.

И. Павлов дополнил учение на основании особенностей нервной системы:

  1. Сангвиник – человек с громкой, эмоциональной речью. Не боится перемен, характеризуется позитивным настроением, не склонен к унынию и печали.
  2. Флегматик – спокойный и уравновешенный тип. Не выражает чувства и обладает устойчивым настроением. Тяжело поддаются на провокации, их тяжело вывести из себя.
  3. Холерик – вспыльчивый, несдержанный человек. Остро реагирует на раздражители, но легко отходит.
  4. Меланхолик – психические процессы у этого типа протекают медленно. Это пассивные, замкнутые люди. Характеризуются глубиной переживаний.

Несмотря на описания, не существует людей, которые полностью соответствовали бы одному из типов. Обычно поведение человека основывается на преобладании одного из них. Дальнейшие исследования темперамента показали, что у этого явления есть собственные характеристики.


Реактивность в психологии

Свойство Описание
РеактивностьОснова темперамента, определяет реакцию на внешние стимулы
СензитивностьЧувствительность к проявлению внешних факторов
Пластичность-ригидностьСпособность психики приспосабливаться к меняющимся условиям
Интроверсия-экстраверсияНаправленность внимания на внутренний или внешний мир
ВозбудимостьЭмоциональная реакция на раздражители
Темп реактивной реакцииСкорость реакции в ответ на внешнее воздействие

Дж.У. Брем в 1981 г. провел исследование, в котором обнаружил проявление реактивности, через показ детям доступных и недоступных объектов. В результате оказалось, что дети глубоко переживают то, что не могут чего-то получить.

В своей работе П. Сильвия писал, что при проявлении реактивности необходимо предоставить сообщение, которое создаст видимость предлагаемой ситуации как угрожающей. Так можно снизить негативный эффект от события.

К. Миллер и его коллеги в 2006 г. предложили концепцию о том, что реактивность влияет на поведение подростков. Курение и другие аддикции этого возраста возникают как ответ на запреты и предписания взрослых.

Реактивность в психологии: примеры проявления в обычной жизни

Для того чтобы иметь полное представление о реактивности, давайте приведем простой пример из жизни. Предположим, что вы мечтает об отпуске после тяжелого трудового года. Ваши друзья тоже собираются отдохнуть, но один отправляется в горы, а другой мечтает о ленивом пляжном отдыхе в теплой стране. Оба они зовут вас с собой, но после долгих раздумий вы решаетесь на поездку к морю и солнцу. В тот момент, когда вы уже готовы озвучить свое решение другу, он начинает утверждать, что вы должны поехать с ним и не имеете права поступить иначе. Вот здесь большое значение имеет ваша реактивность. Что вы сделаете? Начнете сопротивляться давлению и откажетесь от уже запланированного и такого желанного отдыха на пляже, поехав в горы в качестве протеста? Или придержитесь первоначального плана, независимо от оказываемого на вас давления?

Люди, которые способны поступать во вред себе, отличаются повышенной реактивностью и часто делают неправильные выводы из ситуации. Причем в принятии решения не играет роли личность оппонента, это может быть близкий друг или малознакомый человек. Склонность к принятию поспешных и неправильных решений выявляется у тех людей, у которых констатируется повышенная реактивность. В психологии это принято считать за константу, от которой отталкиваются в определении темперамента личности.

Как проявляется

Реактивность в психологии – это реакция человека на действия или правила, которые ограничивают свободу. Теория свойства основана на том, что каждый человек может проявлять свободу и действовать согласно ей. Для выражения вольного поведения необходима психологическая и физическая способность брать ответственность за свои действия.

Реактивность проявляется по схеме:

  • чувство свободы;
  • ограничение свободы;
  • проявление сопротивления;
  • восстановление свободы.

Свобода здесь понимается как внутреннее ощущение множества вариантов поведения, действий, эмоций, отношений. Поведение считают свободным, если индивид полностью проявляет его или ожидает его реализации в будущем. Любая ситуация, которая препятствует осуществлению свободы, представляет собой опасность.

Вольный выбор, когда и как вести себя и осознание степени личной свободы влияют на появление реактивности. Угрожающая ситуация рассматривается как вызов, сигнал к действию. Страх потери независимости приводит к попыткам вернуть ее через преодоление препятствий и противодействие внешнему раздражителю.

Реактивность имеет несколько характеристик:

  1. Свойство используют при манипулятивных действиях, изначально предлагая варианты, которые необходимо назвать «нежелательными» для последующего выбора «желательных».
  2. Реактивность меняет результаты психологических экспериментов. Это называют эффектом Хоторна. Он означает, что когда люди знают о наблюдении, то перестают вести себя естественно.
  3. Чем больше значение события, тем сильнее и эмоциональнее реакция.
  4. Так же, если значимость ситуации навязывается извне, то сопротивление будет более сильным.
  5. При любых обстоятельствах человек будет ожидать восстановления свободы.
  6. Реактивность используют в обратной психологии для того, чтобы вмешаться в принятие рациональных решений.
  7. Свойство характеризуют как эмоциональное, а не рациональное, так как возникает молниеносно, без обдумывания.

Иногда возникают ситуации, которые показывают невозможность проявления свободы и представляют собой ее лишение. Реактивность как свойство темперамента должно проявляться лишь первично. При осознании безвыходности положения, ощущение сопротивления стихает.

Некоторые угрожающие события вызывают лишь небольшие трудности, а другие полностью лишают возможности проявить независимость. Реактивность обладает эффектом восстановления свободы, оказавшейся в опасности. Но такие попытки подвергаются ослаблению противодействующими силами.

По мере роста давления к подчинению будет возрастать сопротивление и мотивация через отказ от собственной воли. Также будут происходить события, где есть возможность вернуть свободу, но издержки от реализации усилий слишком высоки для ослабления противодействия. Обе этих силы снижают или делают невозможными сами попытки восстановления независимости.

В повседневной жизни реактивность используют в маркетинге. Например, распродажи всегда актуальны, так как предлагаемые товары кажутся более нужными в условиях дефицита. Похожий принцип работает в воспитании детей. Когда родители говорят, что ребенок слишком мал, чтобы пробовать какой-либо продукт, малыш загорается попытками получить именно его.

В литературе эффект реактивности хорошо описывает история о Томе Сойере, который убедил своих друзей в том, что они действительно хотят покрасить забор вместо того, чтобы идти на речку. Также свойство показано в пьесе «Ромео и Джульетта». Запрет на общение, социальные ограничения делают партнера более желанным, так как действуют через угрозу свободе главных героев произведения.

Реактивность и активность: особенности взаимосвязи

Уже давно доказано, что продуктивность любой деятельности человека определяет соотношение реактивности и активности. Это в психологии получило выражение в нескольких формулах, появившихся в результате специальных и долгих исследований. Высокореактивные личности обладают малой активностью, так как они не могут работать сосредоточенно и постоянно отвлекаются на малейшие внешние раздражители. К тому же на данный тип действуют и внутренние раздражители — мысли, эмоции, воспоминания. Все это существенно снижает производительность труда.

Индивидуумы с низкой реактивностью обычно обладают самой высокой активностью. Они способны решать одну задачу до достижения результата, не отвлекаясь ни на что в окружающем мире. Такие люди способны работать неделями и месяцами, пока не получат желаемого. К подобному типу часто относят ученых, подаривших миру великие открытия.

Психологические реакции многих людей нельзя контролировать, но, владея определенными знаниями, можно предсказать поведение человека и сделать выводы о его возможностях на пути к вершине карьерного роста.

Реактивное расстройство привязанности

4. Реактивное расстройство привязанности (РРП)

Синоним: психогенный аутизм. Распространенность расстройства не установлена. Основной причиной его развития считается недостаточная забота о детях. Предполагается, что дефицит заботы, в том числе эмоциональная депривация, нарушает процесс формирования привязанностей, а в связи с этим нарушается развитие социальных отношений (симпатий, солидарности, уважения, признательности, благодарности, дружбы, любви), интересов, увлечений и просоциальных моделей поведения. Как считают некоторые психологи, формирование привязанностей происходит в основном в первые 3–4 года жизни после родов. В последующем, по окончании этого критического периода, привязанности если и формируются, то оказываются ненадежными: поверхностными, непрочными, амбивалентными.

Главным признаком реактивного расстройства привязанности является отсутствие глубоких эмоциональных связей с родителями, близкими людьми. В клинически значимых случаях это приводит к тому, что в дальнейшем не формируются близкие отношения и с другими людьми. Общим результатом дефицита привязанностей становится неспособность пациентов принимать просоциальные воздействия и превращать их в качества своей личности. Тем самым развитие личности замедляется, искажается, особенно если дети попадают под влияние неблагоприятных социальных обстоятельств.

Часть таких пациентов (вероятно, их около половины) в детстве обращает внимание чрезмерной заторможенностью, замкнутостью, недоверчивостью, стремлением избегать общения с окружающими людьми, а также противоречивостью реакций на заботящихся о них людях. Предположительно, происходит это потому, что у детей глубоко укоренились тревога, страх общения, социальных ситуаций.

Другая часть пациентов, напротив, отличается «диффузной привязанностью» или «неразборчивой общительностью». Такие дети очень легко вступают в контакт даже с незнакомыми людьми, ведут себя с ними так доверчиво, будто давно и хорошо их знают. При этом они не испытывают беспокойства, опасений, не обнаруживают естественной осторожности. Они могут быть, пожалуй, несколько обнажены – рассказывают о себе все без утайки, даже о своих неблаговидных поступках, как бы не понимая границ того, что можно и чего не следует делать и говорить. Пациенты, кроме того, могут быть назойливыми, фамильярными, не способными считаться ни с возрастом, ни с социальным положением людей. Несмотря на внешнюю общительность, признаков надежных привязанностей у них не обнаруживается.

Обе категории пациентов никому из окружающих их взрослых не подражают, ни с кого не берут пример, чаще всего они не знают, кем и какими они хотели бы быть в будущем. Их трудно чему-то научить, даже если они умны и сообразительны, поскольку их интересы ограничены, поверхностны и нестойки. Пациентов трудно приобщить к дисциплине, аккуратности, порядку, к тому, чтобы чувствовать ответственность за свое поведение. Они необязательны, не выполняют своих обещаний, могут обманывать, не испытывая при этом угрызений совести. Поведение нередко отличается импульсивностью, зависимостью от сиюминутных импульсов и случайных внешних обстоятельств. Кроме того, они нетерпеливы, неспособны контролировать свои побуждения и непосредственные реакции. Обычно они любопытны, но стойкие и глубокие интересы им несвойственны. Иногда они могут легко чем-то или кем-то увлечься, но это бывает ненадолго, обычно же они неспособны увлечься чем-то надолго и серьезно, к кому-то привязаться, не умеют завязывать и поддерживать прочные межличностные отношения. Серьезных просоциальных увлечений у многих из них не формируется, а это, в свою очередь, препятствует профессиональной ориентации, овладению трудовыми навыками. Вряд ли они окажутся способными к отношениям дружбы, уважения и тем более любви в зрелом возрасте, не свойственно им и самоуважение, хотя их самолюбие может быть болезненно обостренным. Существуют сложности в формировании нравственных норм, нередко даже у взрослых пациентов выявляется значительный моральный дефицит.

Многие из них, воспитываясь в детских учреждениях, привыкают к праздному образу жизни, к тому, что педагоги и воспитатели их опекают, оберегают от трудностей жизни, отвечают за них, принимают за них решения, всегда готовы помочь советом, ободрением, участием. Воспитатели и педагоги сообщают, что им запрещают привлекать детей и подростков к труду, заставлять работать, так как действующими инструкциями, по их словам, это приравнивается к жестокому обращению. Внутренняя неготовность принимать опыт жизни других людей и поощрение иждивенчества приводят в итоге к тому, что дети не развиваются эмоционально и интеллектуально так, как это свойственно их сверстникам из благополучных семей.

Терапия. Могут быть рекомендованы психотерапия в разных ее вариантах, психологическая коррекция, совершенствование методов воспитания, в частности приучение к труду, дисциплине, формирование просоциальных потребностей и т. п., но лучшим, если не единственно радикальным выходом из ситуации является как можно более раннее помещение в хорошую приемную семью. В противном случае прогноз для большинства таких пациентов чаще всего неблагоприятный, поскольку у многих из них задерживается развитие не только привязанностей, но и эмоций, чувств, волевых качеств, в какой-то мере интеллекта, навыков социального поведения. По сведениям учителей и воспитателей школ-интернатов, успешно социализируются в последующем не более 10–20% пациентов.

Иллюстрация: молодой человек Б., 25 лет. Находится на лечении по поводу алкогольной зависимости: «заставили, я и сам давно хотел». Не женат, некоторое время состоял в гражданском браке, но семья вскоре распалась. Сын остался с матерью, отношений с ними не поддерживает. В армии не служил из-за ряда хронических болезней. В последнее время часто меняет места работы, по профессии сантехник, работает в ЖЭКе. Живет в общежитии. Отца не помнит, мать лишена родительских прав, будто бы давно умерла. С 3 лет воспитывался в детдоме, затем в школе-интернате, окончил профессионально-техническое училище.

Рассказал, что в последние 2–3 года с товарищами по работе и проживанию пьет пиво, предпочитает крепкое, до 2 л за вечер. Употребляет также вино, водку. Пьет по несколько дней подряд, пока есть деньги. В пьяном виде делается обидчивым, конфликтным, драчливым. Вот уже как год стал опохмеляться. Имел приводы в полицию за драки, мелкие кражи. Курит с 13 лет, пробовал и травку. В свободное от дел время ничем не занимается, интересов, увлечений не имеет, «книгу последний раз видел в школе». Не может сказать, чем любит заниматься, есть ли у него надежные друзья, чаще всего, говорит, ему скучно, нечем себя занять, «от скуки некуда деться». Сожительствует со случайными женщинами, знакомится с ними «по пьянке». Несколько раз болел гонореей. После лечения намерен «завязать» с выпивкой, думает «заняться бизнесом, машину купить». На лечение поступил под нажимом начальства на работе под угрозой увольнения.

Выглядит неряшливо, одежда помятая, рваная, в пятнах, волосы грязные, спутанные, под ногтями черная кайма, ощущается запах немытого тела, дурной запах изо рта. Ведет себя несколько развязно, даже фамильярно, не соблюдает дистанции в общении с врачом, но после строгого внушения становится подобострастным, угодливым. Ориентируется правильно. Речь несколько невнятная, с бедным лексиконом, аграмматизмами, словесными штампами, жаргонизмами. Внимание концентрирует недостаточно, при последовательном отсчете из 100 по 7 допускает много ошибок, не замечает их, не пытается исправить. Таблицу умножения знает наполовину. Не может разъяснить смысл простых пословиц («не все то золото, что блестит», «не в свои сани не садись» и т. п.). Например, «шило в мешке не утаишь» понимает так: «Оно острое, колется». Не знает столицу Франции, путает Африку с Австралией, не видит отличия между рекой и озером, заливом и проливом. Не понимает, отчего день сменяется ночью. На вопрос, что такое дружба, отвечает «пила», а что такое любовь – «неудобно выражаться». Звезду отличает от планеты тем, что первая – на фуражке, а вторая – на небе. Президентом страны считает В. Жириновского. Из артистов ему более других нравится Ф. Киркоров, особенно «под пиво». Не может описать свой характер, назвать сильные и слабые стороны своей личности. Считает себя здоровым и нормальным в психическом отношении человеком, «я – как все», увлечение алкоголем не расценивает как болезненное: «хочу – пью, не захочу – никто не заставит».

Вернуться к Содержанию

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]