Восприятие и его свойства
Восприятие по своей сущности относится к сложному психическому процессу, которое заключается в целостном отражении явлений и предметов, действующих в определенное время на органы чувств. Условно восприятие представляют как совокупность мышления, памяти и ощущений. Специалисты выделяют следующие свойства восприятия:
- предметность;
- целостность;
- константность;
- обобщенность;
- избирательность;
- структурность;
- осмысленность.
Предлагаем рассмотреть каждый из вышеперечисленных свойств наиболее подробно.
Физиологический механизм восприятия
Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и ЦНС. Под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры, и, в конечном итоге, в кору головного мозга. Здесь оно поступает в сенсорные зоны коры, которые представляют собой как бы центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В зависимости от того, с каким органом связана сенсорная зона, формируется определенная сенсорная информация.
Поскольку восприятие тесно связано с ощущением, можно предположить, что оно, как и ощущение, является рефлекторным процессом. Иван Петрович Павлов показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, т.е. временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений.
Временные нервные связи, обеспечивающие процесс восприятия, могут быть двух видов: 1. Образуемые в пределах одного анализатора; 2. Межанализаторные.
Первый вид имеет место при воздействии на организм комплексного раздражителя одной модальности (например, мелодия). Второй вид нервных связей, образуемых при воздействии комплексного раздражителя, — это связи в пределах разных анализаторов, возникновение которых Сеченов объяснял существованием ассоциаций. Эти ассоциации у человека обязательно сопровождаются слуховым образом слова, благодаря которому восприятие приобретает целостный характер.
Предметность
С помощью предметности и константности восприятия человек не способен воспринимать окружающую действительность в виде набора различных ощущений. А вместо этого он видит и различает отдельные друг от друга предметы, которые обладают определенными свойствами, вызывающими эти ощущения. После долгого изучения и проведения различных экспериментов ученые пришли к выводу, что отсутствие предметности восприятия способно вызвать дезориентацию в пространстве, нарушение восприятия цвета, формы и движения, а также галлюцинации и другие психические отклонения.
Один из таких подобных экспериментов заключался в следующем: испытуемого поместили в ванну с физиологическим раствором комфортной для него температуры, где его восприятие было ограничено. Он лишь видел блеклый белый свет и слышал монотонные отдаленные звуки, а покрытия на его руках мешали получить осязательные ощущения. Спустя несколько часов пребывания в таком состоянии у человека нарастало тревожное состояние, после которого он просил прекратить опыт. Во время эксперимента испытуемые отмечали отклонения в восприятии времени и галлюцинации.
Целостность
Стоит отметить, что целостность и константность восприятия взаимосвязаны между собой. Данное свойство восприятия позволяет создать целостный образ предмета, при помощи обобщенной полученной информации об отдельных качествах и признаков предмета. Благодаря целостности мы способны воспринимать определенным образом организованную действительность, а не хаотическое скопление прикосновений, отдельных звуков и цветовых пятен. Например, при прослушивании музыки нашему восприятию подвластно слышать не отдельные звуки (колебания частот), а мелодию в целом. Так и со всем происходящем — мы видим, слышим и чувствуем целостную картину, а не отдельные части происходящего.
Осмысленность
Суть этого свойства заключается в том, чтобы дать воспринимаемому явлению или объекту определенный смысл, обозначить его словом, а также отнести к определенной языковой группе, исходя из багажа знаний субъекта и его прошлого опыта. Одной из самых простых форм осмысливания явлений и предметов считается узнавание.
Швейцарский психолог Герман Роршах выявил, что даже случайные чернильные пятна воспринимаются человеком как что-то осмысленное (озеро, облако, цветы и т. д.), и только людям с психическими отклонениями свойственно воспринимать их просто как абстрактные пятна. Из этого следует, что восприятие осмысленности протекает в качестве процесса поиска ответов на вопрос: «Что это?».
Нарушения восприятия
1) Иллюзии — это ошибочное восприятие реальных предметов и явлений. Они могут быть слуховыми, зрительными, обонятельными и т. д.
При определенных условиях возникают у большинства людей и могут вызываться физическими (восприятие ложки в стакане чай, кажущейся изломанной), физиологическими (раздвоение изображения предметов, если в момент восприятия надавить сбоку на глазное яблоко) и психологическими причинами (переоценка вертикальных линий по сравнению с горизонтальными).
Иллюзии восприятия
а) Иллюзия Эббингауза
Это оптическая иллюзия восприятия относительно размеров. Два предмета равного размера могут выглядеть по-разному. Если один предмет расположить среди более мелких предметов, то он будет казаться крупнее, чем если такой же предмет расположить среди более крупных предметов.
б) Иллюзия Понцо
Это оптическая иллюзия восприятия. Марио Понцо предположил, что мозг человека определяет размер объекта по его фону. Он нарисовал два одинаковых отрезка на фоне двух сходящихся линий, наподобие уходящего вдаль железнодорожного пути. В итоге, горизонтальные линии воспринимаются разными.
в) Иллюзия Аристотеля
Это иллюзия осязания. Небольшой предмет (карандаш) помещают между (под) скрещенными пальцами (проще использовать средний и указательный пальцы) так, чтобы он касался одного пальца с внутренней стороны, а другого пальца — с наружной. При движениях пальцев (и руки) по предмету (вперед-назад) через некоторое время возникает впечатление, что пальцы касаются 2 предметов.
г) Иллюзия Цельнера
Оптическая иллюзия, которая заключается в том, что параллельные линии, пересеченные серией коротких диагональных отрезков, кажутся расходящимися.
д) Иллюзия Мюллера — Лайера
Оптическая иллюзия, возникающая при наблюдении отрезков, обрамленных стрелками. Отрезок, обрамленный «остриями», кажется короче отрезка, обрамленного «хвостовыми» стрелками.
е) Иллюзия Поггендорфа
Оптическая иллюзия, где красная линия является продолжением черной линии, а не синей.
Галлюцинации
2) Галлюцинации — это ошибочное восприятие при отсутствии предмета.
Галлюцинации встречаются при злоупотреблении спиртным (алкогольный делирий), наркотиками, психостимулирующими средствами (ЛСД, кокаин и пр.), медикаментами (например, антидепрессанты), при психических заболеваниях (шизофрении, эпилепсии), органических поражениях головного мозга, при катаракте (галлюцинации Шарля-Боннэ).
Избирательность
Подразумевает преимущественное выделение определенных объектов по отношению к другим, обусловленное отличительными чертами субъекта восприятия: его мотивами, потребностями, опытом и др. Из многочисленного количества окружающих нас явлений и предметов человек выделяет в определенный момент лишь некоторые из них, а остальные остаются лишь фоном. Константность восприятия, осмысленность, избирательность и другие его свойства имеют огромное биологическое значение. В противном случае существование и адаптация человека были бы невозможны в окружающей мире, если бы восприятие не отражало ее постоянных и стабильных свойств.
Константность
Целостность восприятия имеет тесную связь с константностью, под которой следует понимать относительную независимость определенных свойств предметов от их отображений на рецепторные поверхности. При помощи константности мы имеем возможность воспринимать явления и предметы как относительно постоянные по положению, величине, цвету и форме.
В психологии константность восприятия — это стабильность принятия разнообразных свойств явлений или предметов, сохраняющиеся при разных физических изменениях стимуляции: интенсивности скорости, расстояния, света и многого другого.
Преувеличение острых углов
Многие иллюзии объясняются способностью нашего зрения преувеличивать видимые нами на плоских фигурах острые углы. Возможно, такого рода иллюзии возникают изза явления иррадиации, так как расширяется видимое нами светлое пространство около темных линий, ограничивающих острый угол. Большое значение для этих иллюзий имеет направление движения глаз и их подвижность вообще. Если имеется излом линий, то наш взгляд в первую очередь падает на острый угол.
Острые углы всегда кажутся больше, чем есть на самом деле, поэтому появляются определенные искажения в соотношении частей видимой фигуры. На рис. 15 параллельные прямые линии, вследствие влияния фона, кажутся непараллельными и изогнутыми.
Рис. 15. Иллюзии непараллельности параллельных линий
Иллюзия искажения прямого угла и окружности
Иногда изменение направления линий и искажение формы фигуры происходит изза того, что глаз следит за направлениями других линий, находящихся в поле зрения. На рис. 16а стороны квадрата на фоне концентрических окружностей выглядят немного выпуклыми, а на рис. 16б окружность на фоне расходящихся лучей кажется несколько искаженной.
Рис. 16. Иллюзии искажения прямого угла и окружности
Значимость константности
Оа помогает индивиду различать размеры определенных предметов, его объективную форму, цвет и угол зрения воспринимаемых объектов. В качестве примера константности восприятия можно привести следующее: только представьте, если наше восприятие не имело бы такого свойства, то при каждом движении любой предмет потерял бы свои свойства.
В этом случае, вместо определенных вещей мы бы видели лишь постоянное мерцание непрерывно уменьшающихся и увеличивающихся, сдвигающихся, растягивающихся и сплющивающихся бликов и пятен невообразимой пестроты. При этом раскладе человеку не удалось бы воспринимать мир устойчивых объектов и явлений, что, соответственно, не смогло бы служить в качестве средства познания объективной действительности.
Таким образом, константность восприятия — это свойство перцептивного образа сохранять относительную неизменность при изменении условий восприятия, отсутствие которого привело бы к сплошному хаосу. Именно поэтому ученые уделяют данному аспекту особое внимание.
Свойства восприятия
1. Предметность восприятия
Это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора несвязанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Предметность не является врожденным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. По мнению Ивана Михайловича Сеченова, предметность формируется на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом (движения рук; движения глаз, которые прослеживают контур предмета и др.). Без участия движения образы восприятия не обладали бы качеством предметности.
2. Целостность восприятия
Восприятие дает целостный образ предмета. Он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта. Этот образ возникает условнорефлекторно вследствие связи между различными ощущениями.
Целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета.
3. Структурность восприятия
Структурность восприятия представляет собой не просто совокупность ощущений. В нем отражается взаимосвязь различный свойств и частей, т.е. структура предмета. Восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с которым мы столкнулись в реальном мире. Можно сказать, что структурность восприятия — это отражение специфики взаимосвязи элементов целого. Например, ноты поступают в сознание, и мы узнаем мелодию, мы узнаем в фигуре треугольник, т.к. знаем соотношение сторон данной фигуры, или определенная буква остается той же буквой при разной манере написания.
Структурность связана с другим свойством восприятия — целостностью.
4. Константность восприятия
Константность — это относительное постоянство образа предмета при изменении условий его восприятия (например, машина кажется нам большой на любом расстоянии от нее). В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов. Благодаря константности, проявляющейся в способности перцептивной системы (система восприятия, которая состоит из совокупности определенных анализаторов) компенсировать изменения условий восприятия, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные.
Человек многократно воспринимает определенный предмет, причем, этот предмет воспринимается при совершенно разных условиях. Это позволяет системе поддерживать относительное постоянство свойств объектов и явлений. Без константности восприятия люди не смогли бы ориентироваться в окружающем их мире.
5. Апперцепция
Апперцепция — это зависимость восприятия от прошлого опыта и особенностей личности воспринимающего. Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его предшествующий опыт. В процессе восприятия, для того, чтобы классифицировать то, что воспринимаете, вы будете выдвигать и проверять гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории предметов.
Таким образом, при восприятии активизируется прошлый опыт. Поэтому один предмет может по-разному восприниматься разными людьми. Содержание восприятия определяется поставленной задачей, мотивами деятельности, интересами. Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые легко могут изменить содержание восприятия.
6. Осмысленность восприятия
Осмысленность восприятия — свойство человеческого восприятия наделять воспринимаемый объект определенным смыслом. Восприятие не определяется просто набором раздражителей, оно представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования полученных данных.
Мы воспринимаем предметы, которые имеют определенное значение. Вне зависимости от постоянно меняющегося содержания, мы узнаем один и тот же предмет. Восприятие человека, являясь своеобразным осознанием предметов и явлений, включает акт понимания, осмысления.
7. Активность (избирательность) восприятия
Избирательность восприятия заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты окружающего мира являются фоном нашего восприятия (не отражаются в сознании).
Например, находясь в лекционном зале, вы слушаете лекцию, не замечая, что позади вас кто-то обсуждает планы на вечер. Ваше восприятие направленно на лекцию, пока вас самих не спросят насчет планов. В этом случае, вы уже будете общаться, а не слушать лекцию, т.е. восприятие будет направленно на собеседников.
Стабильность видимого мира
Одним из самых важных и фундаментальных среди видов константности является стабильность окружающего мира. Специалисты также называют этот вид константностью зрительного направления. Его суть заключается в следующем: при движении взгляда наблюдателя или его самого движущимся кажется сам человек, а окружающие его предметы воспринимаются неподвижными. Стоит отметить, что постоянным и воспринимаемым нами является и вес предмета. Несмотря на то, поднимаем ли мы груз всем телом, ногой, одной или двумя руками — оценка веса предмета будет примерно одинаковой.
Константность формы
Искажения восприятия формы предметов можно встретить в том случае, когда изменяется ориентация объектов или же самого субъекта. Этот вид является одним из важных свойств зрительной системы, так как правильное распознавание формы предметов— необходимое условие адекватного взаимодействия человека с окружающим миром. Одним из первых, кто выявил роль знаний наблюдателя и признаков удаленности в константности формы, стал Роберт Таулесс.
В 1931 г. психологом был проведен эксперимент, суть которого заключалась в следующем: он предложил испытуемым оценить и нарисовать или подобрать из определенного набора квадраты или круги, которые бы были похожи по форме на предложенные предметы, лежащие на горизонтальной поверхности на разном расстоянии от наблюдателя. В результате опыта испытуемые выбирали форму стимула, которая не совпадала ни с проекционной формой, ни с его реальной, а лежала между ними.
Восприятие скорости
Считается, чем ближе траектория движения, тем выше станет скорость смещения ретинальной картины объектов.
Поэтому два далеко расположенных предмета кажутся медленнее, чем в реальном измерении. Воспринимаемая скорость близлежащих вещей зависит от феноменального расстояния, проходимого в единицу времени и, как правило, существенно не меняется.
Константность цвето- и светоощущения
Под константностью цвета подразумевается способность зрения корректировать восприятие цвета предметов, например, при естественном освещении в любое время суток или при изменении спектра их освещения, например, при выходе их темного помещения. Специалисты пришли к мнению, что механизм константности восприятия является приобретенным.
Об этом свидетельствует ряд исследований. В одном эксперименте ученые провели исследование на людях, постоянно проживающих в густом лесу. Их восприятие представляет интерес, так как ранее они не встречали объектов на большой дистанции. Когда наблюдавшим показали предметы, которые находились на большом расстоянии от них, им показались эти объекты не как удаленные, а как маленькие.
Аналогичные нарушения константности можно заметить у жителей равнин, когда они смотрят на объекты вниз с высоты. К тому же, из верхнего этажа высотного дома автомобили или проходящие люди кажутся нам крошечных размеров. Стоит отметить, что у ребенка с двух лет начинают формироваться такие виды константности, как величины, формы и цвета. К тому же, они имеют свойство совершенствоваться вплоть до четырнадцати лет.
LiveInternetLiveInternet
Среда, 16 Февраля 2011 г. 22:41 + в цитатник 19. Константность и предметность восприятия. Роль установки и мотивации в перцептивных процессах. Константность восприятия – это свойство перцептивного образа сохранять неизменными отдельные феноменальные характеристики при изменяющихся условиях восприятия. Виды константности: 1. Константность формы. 2. Константность размера 3. Константность величины 4. Константность цвета 5. Константность движения Процедура выявления константности: 1. Существует стандартный стимул, параметры которого неизменны. 2. Существует ряд переменных стимулов изменяющихся по измеряемому параметру. 3. Испытуемому дается инструкция выбрать такой переменный стимул, чтобы он выглядел одинаково со стандартным. Как выбрать переменный стимул? Коэффициент константности — K = V-P/R-P (отношение величины осуществляемой компенсации к величине требуемой компенсации)- измеряется в угловых наклонах (градусах). V – Воспринимаемая величина переменного стимула, при котором он воспринимается идентичным стандартному. R – Реальная величина стандартного стимула. P – Проекционная величина (воображаемая величина переменного стимула, к-ую выбрал бы испытуемый, если бы он осущ. сравнение стандартного и переменного стимулов на основании только лишь параметров их сетчаточных образов). При полной константности К=1, т.е. V=P, при аконстантности К=0, т.е. происходит ориентация только на сетчатку (без признаков). Эксперимент на врожденность константности. У животных константность размера не врождена. Проводился эксперимент с крысами, которых выращивали в темноте, а потом ставили задачу бежать по тому коридору, в конце которого горит больший круг, причем в момент, когда крыса покидала стартовую площадку и начинала бежать, круги гасли. Крыса научалась бегать к большему кругу, а потом этот круг удаляли так, что он становился внешне, как маленький – крысы бегали и туда и туда. А когда больший круг удаляли настолько, что он казался меньше, крысы начинали бегать к меньшему кругу, который казался больше. Новорожденные младенцы (Скиннер). Константность восприятия величины. Пытались выработать у младенца 6-8 недель условную реакцию на предъявление куба, со стороной 30 см и расположенный на расстоянии 1 м (когда ребенок поворачивал голову, то получал поощрение). Затем этот объект менялся и поощрения больше не происходило и записывалась частота поворота головы. Когда куб со стороной 30 см. предъявл. на расстоянии 3 м младенец часто поворачивал голову, но реже, чем в 1-ом случае. Когда куб со стороной 90 см помещался на расстоянии 3 м. младенец поворачивал голову намного реже. Ребенок видит куб со стороной 30 см на расстоянии 3 м точно также как, когда этот же куб помещался на расстоянии 1м во время тренировки, хотя величина зрит. угла уменьшалась. Эксперимент на константность видимой формы.50-ти испытуемым с расстояния 1,5 метра предъявлялись 2 прямоугольника: эталонный и измеритель. Эталонный имел параметры 1 метр на 1 метр и предъявлялся всегда наклоненным на угол альфа. Измеритель имел всегда одну и ту же ориентацию, но мы изменили форму: его высота могла увеличиваться и уменьшаться. Испытуемого просили, изменяя высоту измерителя подобрать ее так, чтобы видимая форма измерителя была идентична видимой форме эталона. Эксперимент Каца на константность цвета. Два образца белого цвета предъявляются на белом фоне, но разделяются перегородкой так, чтобы свет от лампы, помещенной сбоку, освещал фон по обе стороны от перегородки неоднородно. Одна из сторон принимается за стандарт. Испытуемый должен подобрать цвет на второй стороне, равный стандарту. Обычно вбирают серый цвет, который несколько темнее стандартного. Т. о. тенденция к константности налицо. Ядер-константная теория константности восприятия Боринга Боринг предложил называть величину сетчаточного изображения объекта ядерным стимулом, а все остальные проксимальные стимулы (признаки восприятия тех или иных условий, в к-ых предъявл. ядерная переменная), которые поставляют информацию об абсолютной удаленности и позволяют скомпенсировать изменения сетчаточного стимула – контекстными стимулами. Видимая величина определяется балансом между ядерным и контекстными стимулами. f я, к). Чем меньше контекстных стимулов, тем больше доминирует ядреный стимул. Эксперимент Холуэя и Боринга В одном коридоре на расстоянии 3 метра находился сравниваемый стимул – световое пятно, размер которого испытуемый мог менять. В другом коридоре на расстоянии от 3 до 36 метров предъявлялось аналогичное пятно – это был стандартный стимул, размеры которого менялись вместе с расстоянием, так что он всегда имел один и тот же угловой размер, равный 1º (это явл. спецификой эксперимента). Испытуемого просили подобрать размер сравниваемого стимула так, чтобы он был равен стандартному. 4 варианта: 1) условия бинокулярного зрения (движение головой + нормальное освещение); 2) монокулярное наблюдение; 3) испытуемый производит сравнение через искусственный маленький зрачок (нет движения глаз и головы + исчезает монокулярный двиг. параллакс); 4) затемненное помещение (отсутствие света – отсутствие последнего признака глубины). Результаты: 1) прямая (1); эффект сверхконстантности, связанный некоторой переоценкой удаленности; 2) прямая (2), восприятие удаленности было все еще хорошим, полученные значения находятся все еще в соответствии с законом константности; 3) результаты еще больше приблизились к закону угла зрения – прямая 4. Закон константности имел бы место в случае 100% константности; закон угла зрения – в случае полного отсутствия константности. Вывод: Чем меньше контекстных стимулов, тем больше доминируют ядерный стимул. Исследования константности восприятия в рамках экологического подхода Дж. Гибсона Критика остальных теорий заключалась в том. Что все они проверялись в рамках лабораторного эксперимента + в этой теории нет понятия «признака» и выделения 2-х переменных. Константность восприятия – это феномен непосредственно восприятия, а не процесс двух переменных как у Боринга. Непосредственное восприятие константности означает, что в естественных условиях существуют инварианты структуры светового потока, которые свидетельствуют о том, что меняются только восприятия, а свойства восприятия не меняются. Какие существуют инварианты, которые свидетельствуют о константности величины 1. Количество заслоненных элементов текстуры (константность размера). Земь везде равномерно текстурирована + градиент плотности текстуры. Независимо от того насколько далеко находятся объект, он пересекает или заслоняет одно и то же количество текстурных элементов. Это число является инвариантным соотношением, которое извлекает человек для восприятия константности. Пример с шарами, заслоняющими плитку. 2. Линия горизонта (константность размера). Он никогда не движется и является системой отсчета для всех оптических движений. Инвариантным является соотношение, в котором горизонт делит объекты. Т.о.. равные объекты делятся на линии горизонта в равных пропорциях. Пример с уходящими в даль столбами. 3. Соотношение углов и плоскости (констнтность формы). При наклоне прямоугольника плоскости наклоняются, но сумма углов остается прежней. Теория перцептивных уравнений Эймса Критика ядер-контекстной теории заключалась в том, что: 1) она действует, когда К=1; 2) константность может изменяться и без редукции признаков. иногда это сильно зависит от инструкции испытуемому (например, просят его ориентироваться на реальный признак). Явление константности свидетельствует о том, что проксимальный стимул не является единственной детерминантой для зрительного образа. Следовательно, существуют явления, которые не укладываются в схему: дистальный стимул → проксимальный стимул → зрительный образ. Между дистальным и проксимальным стимулами встает наша субъективная оценка. Константность формируется не на уровне сетчатки (здесь Р равен константе). Разговор идет о взаимоотношении субъективных величин (т.е. измеряются видимые параметры, а не параметры сетчатки). Формирование образа идет как изначальная гипотеза, к-ая затем проверяется перцептивным уравнением. Комната Эймса. Комната имеет трапецевидную форму. Если 2 одинаковых по росту чел-ка встанут вдоль задней дальней стенки, то угловая величина того, кото нах-ся дальше. Будет в 2 раза меньше др. Но при спец. Подобранных признаках удаленности создается иллюзия того, что комната имеет обычную прямоугольную форму, т.е. видимая удаленность этих людей воспринимается одинаковой. Феномен состоит в том, что чел-к находящийся в дальнем углу, кажется вдвое меньшим. Существуют инвариантные отношения между величиной и удаленностью, которые однозначно определяются проксимальной величиной стимула. Введем следующие обозначения: ФВ – физическая величина объекта (дистальный стимул), ФУ– физическая удаленность объекта, ВВ – видимая величина ВУ – видимая удаленность Итак, инвариантность отношений видимой величины и видимой удаленности выражается следующей формулой: α = К* ВВ/ВУ где К – это коэффициент пропорциональности. Следствия данной формулы (одна из 3 переменных фиксируется на одном уровне, другая варьируется кол-но, третья изучается). 1. Видимая величина предмета пропорциональна видимой удаленности, если проксимальная величина стимула постоянна: ВВ = К*ВУ, если α = const Закон Эммерта: величина послеобраза пропорциональна его абсолютной удаленности. 2. При постоянной видимой удаленности видимая величина должна изменяться прямо пропорционально зрительному углу: ВВ = К*α, если ВУ = const. Различение объектов на одном и том же расстоянии (при редукции признаков удаленности создается впечатление, что все объекты нах-ся на одной плоскости на примерном расстоянии в 1,5: 2,5 м). 3. Если видимая величина воспринимаемого объекта известна, то видимая удаленность будет обратно пропорциональна углу зрения: ВУ′= К*αˉ¹, если ВВ = const. Эксперимент Эймса с игральными картами. Испытуемым предъявлялось 3 ярко освещенные игральные карты в условиях полной редукции признаков удаленности. Каждая карта помещалась на одинаковом физическом расстоянии от наблюдателя, но размеры карт были разные: одна нормальной величины, другая – вдвое больше, а третья – вдвое меньше обычной. Испытуемый оценивал удаленность этих карт. Оказалось, что испытуемый считал, что большая карта нах-ся в два раза ближе, а меньшая – в два раза дальше нормальной карты. В настоящее время известно написано 15 перцептивных уравнений. Предметность — наши образы восприятия содержат опр. познавательную информацию, предметы познаются как обладающие опр. физическими свойствами. Аспекты (Логвиненко): а) все образы – это образы реально существующих предметов (реальность); 2) все, что мы воспринимаем, мы понимаем (осмысленность); 3) чел-к переживает образ как вынесенный вовне (объективированность); 4) единство данных, получаемых от органов чувств (полимодальность). Виды оптических искажений: 1) инверсия (смена ориантации сетчаточного изображения — верх-низ), 2) реверсия (смена ориентации сетчаточного изображения — право-лево), 3) переворачивание (инверсия + реверсия), 1) смещение сетчат. изображения на опред. угол, 2) изменение цветности, 3) изменение знака диспаратности (обращение глубины), 4) искажение формы и кривизны поверхности, 5) временные искажения (задержка восприятия информации). Проблема перцептивной адаптации к условиям инвертированного зрения Стреттон: 1 день- феномен удвоения мира (ориентация на прошлые навыки, но образы памяти не соотв. перцеп. образам); 2 день – попытка создания новых моторных действий, к-ые соот. бы новому искаженному миру; 5 день — моторная адаптация (действия становятся менее осознаваемыми). 6 день — мир воспринимается как стабильный, 8 день — после снятия очков несколько часов было ощущение нереальности мира, некоторые фрагменты образов казались инвертированными. Аналог. эксп-ты Эверта (не происходило адаптации), Колер (наблюдал высокую степень адаптации, в т.ч. моторной, некоторое время после снятия очков мир воспринимался перевернутым), Логвиненко (наблюдал резкое уменьшение константности при инверсии; адаптация наблюдалась зачастую неполная и нестойкая), Снайдер (наблюдал след. эффект: попытка анализировать видимое приводила к разрушению адаптации). Исследования псевдоскопического восприятия Диспаратность как феномен – это удвоение любого объекта. К-ый лежит вне зоны фиксации. Её можно подсчитать количественно – это разница между углами конвергенции обоих глаз. Она может быть отрицательно (объект нах-ся ближе точки фиксации)и положительной (объект нах-ся дальше точки фиксации). Псевдоскоп – это прибор, к-ый может менять знак диспаратности. В этом приборе образы меняются по глубине: точки, расположенные ближе, воспринимаются как лежащие дальше. Этим занимался Компанейский. Эксп-ты на изменение знака диспаратности (псевдоскопическое зрение). Испытуемый, глядя в псевдоскоп, видит обращение глубины (но не сразу, этому надо учиться). Компанейский выделил факторы, влияющие на скорость обращения: 1) необх. фокусировать внимание на частях, а не на целом; 2) необх. отстраниться от предметных характеристик объектов, т.е. смотреть на объекты как на незнакомые. Феномены: 1. Диспаратность может конкурировать с перекрытием (перекрытие сильнее); 2. Хорошо известные объекты вообще не могут обращаться. (Иссл-е Столина: предплечье обращается, а кисть — нет.; человеческое лицо или маска не могут обращаться). Правило правдоподобия (Столин) – псевдоскопические трансформации образов предметов происходят только в том мере, в к-ой они допустимы с т.з. имеющихся у чел-ка знаний об объектах и свойствах этих предметов (если поменять знак диспарантности, то мы находим в прошлом опыте что-то, что могло нах-ся в таком состоянии. Далее приписываем на основе этого состояния предметное содержание). Эксп-т Столина: 1. Испытуемый сверху наблюдал миску с подкрашенной жидкостью. Для того, чтобы произошло обращение глубины, испытуемый должен был воспринять вещ-во в миске не как жидкость, а например, как металл. пластмассу, желе. Затем в миску кидали твердый предмет – появл. круги на воде. Если до этого испытуемый воспринимал жидкость как желе, то было все хорошо, если же он его изначально воспринял как металл или пластмассу, то миска опять воспринимается нормальной. Выводы: 1. Образы трансформируются по особым правилам, а не по законам диспаратности. 2. Правило правдоподобия. 3. Это явно субъектно-ориентированный процесс восприятия (даже вопреки объективным законам диспаратности). Исследования формирования кожного зрения у слепых. В какой мере чел-ку нужен глаз для формирования образов? Попытка свормировать искусственное зрение. Это возможно с помощью спец, прибора. к-ый крепился на голове и имел опр. датчики (модель сетчатки глаза). 3 недели чел-ка учили ориентироваться с помощью этого прибора. Результаты: 1) научили воспринимать движение объектов; 2) различение форма (например, круг и квадрат); 3) константность размера объектов; 4) восприятие относительной удаленности: дальше то, что нах-ся выше поля зрения; 5) формирование зрительной двигательной координации. Исследования восприятия в школе «Новый взгляд» Установка — избирательная направленность и пристрастность к процессу восприятия. Дж. Брунер. Восприятие занимает подчиненное положение по отношению к поведению. Его функция – снабжать чел-ка только той инф., к-ая необх. для решения задач поведения. Восприятие, т.о., избирательно. Чел-к воспринимает только ту инф., к-ая ему необходима, важна, ценна. На восприятие, т.о. влияют такие субъективные переменные, как потребности и ценности. Постман исследовал восприятие монет разного достоинства. Две серии: 1) дети по памяти оценивали монеты различного достоинства (1, 5, 10, 25 и 50 долларов), сравнивая их с круглым просветом; 2) оценивали реально предъявляемые монеты след. образом: ребенку на ладонь клалась монета опр. достоинства, а он должен был подобрать на стене световое пятно такого же размера как и монета; 3) в контрольной группе оценивали не монеты, а кружочки. В рез-те выше оценивалась величина монет, а не кружочков. Причем при увеличении достоинства монеты величина переоценки была значительно выше. Модификация эксперимента: создание двух групп детей – «бедных» и «богатых». Дети из бедных семей переоценивали монеты в больше степени. Его вывод — важна не только р-ция, но и отношение к стимулу; процесс, который идет от самого субъекта; чем сильнее потребность индивида в чем-либо, тем значительнее поведенческие детерминанты восприятия. Гипотезы: 1) чем больше соц. ценность объекта, тем больше он его выделяет из др.; 2) чем сильнее потребность чел-ка в объекте, тем больше он его выделяет их др. Хадсон. Межкультурные исследования воспр. Африканцы не понимают условностей изобр. с естественной для европейцев. Рисуют человека, подним. по лестнице — у европ. все ОК, а у них африкан. — одна нога короче. Задание «нарисовать корову в профиль» — у европ. все ОК, а у африкан. — 4 — сочетание вида с боку с видом спереди (4 ноги, 2 рога…) Вывод — европеец рисут то, что видит, хотя знает, что на самом деле это не верно; а африканы — то, что знают. Брунер, Толмен рассматривали восприятие как процесс, включенный в общий комплекс поведения человека. Брунер: восприятие – процесс категоризации на основе прошлого опыта. Процесс категоризации явл. избирательно направленным, он включен в контекст поведения чел-ка. Восприятие – это не просто репрезентация, а построение «модели мира»; это процесс принятия решения. Т.о., восприятие снабжает субъекта той информацией, к-ая необх. для решения задач поведения. Избирательность восприятия зависит от различной степени готовности категории для восприятия (индивид подходит к ситуации восприятия с опр. ожиданиями, предположениями относительно того, как взаимодействовать с воспринимаемым предметом). Перцептивная готовность есть у любой категории. Готовность к использованию – установка. Степень готовности зависит ситуативный (вероятность появл. поведения в данный момент) и личностных (мое состояние) детерминант поведения. Так, чем больше готовность, тем: 1) меньше необходимо информации для отнесения объекта к этой категории; 2) шире набор характеристик «входа», которые будут приняты, как соответствующие данной категории; 3) вероятнее, что другие категории, в той же мере соответствующие «входу», будут заморожены.
Процитировано 1 раз
Нравится Поделиться
0
Нравится
- Запись понравилась
- Процитировали
- 0
Сохранили
- Добавить в цитатник
- 0
Сохранить в ссылки
Понравилось
0
Константность величины
Известным фактом является то, что изображение предмета, а также изображение его на сетчатке, уменьшается, когда дистанция до него увеличивается, и наоборот. Но несмотря на то, что при варьировании расстояния наблюдения величина предметов на сетчатке глаза изменяется, его воспринимаемые размеры остаются практически неизменными. К примеру, посмотрите на зрителей в кинотеатре: все лица нам будут казаться практически одинаковыми по величине, при всем том, что изображения лиц, находящихся далеко, намного меньше, чем расположенных близко от нас.
Образность
Образность — основанная на ассоциативности способность возбуждать в сознании художественные образы. Например, вид морской раковины вызывает в воображении океан, пучину моря. Порой объект, никогда не виданный ранее, способствует возникновению какоголибо близкого, давно знакомого образа.
В психодиагностике для оценки эмоционального отношения к окружающему миру используется тест Роршаха, который состоит из десяти стандартных таблиц с чернобелыми и цветными симметричными аморфными изображениями («пятна» Роршаха). Обследуемому предлагается ответить на вопрос о том, что изображено или на что похоже то, что изображено (рис. 17). Отношение к цвету — показатель эмоционального состояния, а степень оригинальности ответов характеризует интеллект.
Рис. 17. Примеры «пятен» Роршаха