Конфликт. Этапы конфликта. Этапы развития и разрешения конфликта

Всем привет! Какие стадии развития конфликта существуют, какая у них последовательность и как из них выйти? Об этом и еще многом интересном вы узнаете из данной статьи.

Каждый человек встречается с конфликтными ситуациями с близкими людьми, родственниками или коллегами по работе. Происходит это часто из-за отсутствия понимания логики разногласий. Существуют даже ученые, изучающие данные ситуации – конфликтологи. Они выделили 3 основные стадии конфликта.

Конфликт подразумевает под собой многогранность и подвижность под собой. Ссоры бывают разными, от того нет одного точного понятия. Благодаря знаниям из данной статьи, вы сможете выйти из любой конфликтной ситуации, будете понимать все этапы разрешения конфликтов.

Определение понятия

Динамику конфликта можно рассматривать как в узком, так и в широком смысле. В первом случае под этим состоянием подразумевают наиболее острую стадию противостояния. В широком смысле этапы развития конфликта — это длительный процесс, при котором фазы выяснения отношений сменяют друг друга в пространстве и времени. К рассмотрению этого явления нет однозначного подхода. Например, Л. Д. Сегодеев выделяет три этапа динамики конфликта, каждый из которых им разбивается на отдельные фазы. Китов А. И. разделяет процесс противостояния на три стадии, а В. П. Галицкий и Н. Ф. Фседенко — на шесть. Некоторые ученые считают, что еще более сложным явлением является конфликт. Этапы конфликта, по их мнению, имеют два варианта развития, три периода, четыре стадии и одиннадцать фаз. В данной статье будет изложена именно эта точка зрения.

Предотвращение конфликта

Этапы отношений между мужчиной и женщиной — описание основных периодов

Чтобы не допустить развития конфликта, нужно сохранять спокойствие. Эмоции возникают при несоответствии действительности ожиданиям. Нужно понимать, что люди не идеальны, события не всегда складываются по спланированной схеме. Важно держать себя в руках, опираясь на разумные доводы, трезво оценивая происходящее.

Нужно стараться принимать сторону противоположной стороны, искать точки соприкосновения, чтобы выявить общую цель. Работа в одном направлении сближает и делает противоборство бессмысленным. Важно уважительно относиться к собеседнику, не переходить на личности. Оскорбления недопустимы, особенно, если человек специально этого добивается, пытается довести ситуацию до конфликта. Всегда нужно выслушать противоположное мнение, оценить его значимость для себя и собеседника, озвучить свои аргументы. Проведение обсуждения, основанного на уважении, поможет прийти к решению до возникновения эмоционального накала, тогда напряженные этапы конфликта минуют обсуждение стороной.

Способность предотвращать конфликты до периода разгорания споров – важное умение. Уже в школе начинают преподносить детям информацию в виде кратких курсов лекций. Учащиеся 6-7 классов знакомятся с понятием межличностных, групповых конфликтов.

Варианты развития, периоды и стадии

Этапы развития конфликта могут развертываться по двум разным сценариям: борьба входит в стадию эскалации (первый вариант) или минует ее (второй вариант).

Периодами развития конфликта можно назвать следующие состояния:

  1. Дифференциация — противоборствующие стороны разъединяются, пытаются отстаивать только свои интересы, используют активные формы противостояния.
  2. Конфронтация — участники конфликта используют жесткие силовые методы борьбы.
  3. Интеграция — оппоненты идут навстречу друг другу и начинают искать компромиссное решение.

Кроме вариантов и периодов, можно выделить следующие основные этапы конфликта:

  1. Предконфликт (скрытый этап).
  2. Конфликтное взаимодействие (противодействие в активной стадии, которое, в свою очередь, делится на три фазы: инцидент, эскалация, сбалансированное взаимодействие).
  3. Разрешение (завершение противостояния).
  4. Постконфликт (возможные последствия).

Ниже мы подробно рассмотрим фазы, на которые делится каждая стадия конфликтного взаимодействия.

Причины возникновения конфликтов

Всего можно выделить четыре основные группы, на которые делятся причины конфликтов:

  • Объективные причины
  • Организационно-управленческие причины
  • Социально-психологические причины
  • Личностные причины

Поговорим о каждой группе в отдельности.

1

Объективные причины конфликтов

Объективные причины конфликтов – это причины, обуславливающие формирование предконфликтной обстановки. В некоторых случаях они могут являться реальными, а в некоторых – мнимыми, представляя собой лишь искусственно выдуманный человеком повод.

К наиболее распространённым объективным причинам относятся следующие:

  • Происходящее в процессе жизнедеятельности в естественном ритме столкновение духовных и материальных интересов людей.

ПРИМЕР: Два человека спорят в магазине о том, кому достанется понравившийся им товар, оставшийся в единственном экземпляре.

  • Недостаточно разработанные правовые нормы, которые регулируют конфликтное решение проблем.

ПРИМЕР: Руководитель часто оскорбляет своего подчинённого. Подчинённый, защищая своё достоинство, вынужден прибегать к конфликтному поведению. В наше время ещё не разработано каких-либо эффективных способов защиты от произвола руководителей интересов подчинённых. Подчинённый, конечно, может подать жалобу в соответствующие инстанции, но, скорее всего, это не даст результата. Отсюда и получается, что в подобных ситуациях подчинённым приходится либо идти на уступки, либо вступать в конфликт.

  • Недостаточное количество духовных и материальных благ, необходимых для нормальной жизни и деятельности.

ПРИМЕР: В наше время в обществе можно наблюдать всевозможные дефициты различных благ, что непременно сказывается как на жизни людей, так и на особенностях конфликтов между ними. Несколько человек могут претендовать на одну и ту же перспективную и хорошо оплачиваемую должность. Это способствует возникновению конфликтов между людьми, и объективной причиной конфликта здесь будет выступать распределение материальных ресурсов.

2

Организационно-управленческие причины конфликтов

Организационно-управленческие причины – это вторая группа причин возникновения конфликтов. В некоторой степени эти причины можно назвать более субъективными, нежели объективными. Организационно-управленческие причины взаимосвязаны с такими процессами, как создание различных организаций, групп, коллективов, а также с их функционированием.

Основными организационно-управленческими причинами являются:

  • Структурно-организационные причины – их смысл заключается в том, что структура организации не соответствует тем требованиям, которые выдвигает ей деятельность, которой она занимается. Структуру организации должны определять задачи, которые она решает или планирует решать, другими словами, структура должна быть адаптирована под них. Но загвоздка в том, что привести структуру к соответствию задачам очень проблематично, отсюда и возникают конфликты.

ПРИМЕР: При проектировании организации, а также в прогнозировании её задач были допущены ошибки; в процессе деятельности организации постоянно меняются стоящие перед ней задачи.

  • Функционально-организационные причины – как правило, вызываются отсутствием оптимальности в связях между организацией и внешней средой, различными подразделениями организации или отдельными сотрудниками.

ПРИМЕР: Конфликты могут возникать по причине несоответствия прав работника и его обязанностей; несоответствие оплаты труда качеству и количеству проделанной работы; несоответствие между материально-техническим обеспечением и объёмом и особенностями поставленных задач.

  • Личностно-функциональные причины – обусловлены недостаточным соответствием сотрудника, исходя из профессиональных, нравственных и других качеств, которых требует занимаемая им должность.

ПРИМЕР: Если работник не обладает требуемыми организацией качествами, могут возникнуть конфликтные отношения между ним и вышестоящим руководством, коллегами и т.д., т.к. допускаемые им ошибки могут затрагивать интересы всех, с кем происходит его взаимодействие.

  • Ситуативно-управленческие причины – являются следствием ошибок, допускаемых руководителями и их подчинёнными в процессе решения поставленных перед ними задач (управленческих, организационных и т.п.).

ПРИМЕР: Если принято неверное управленческое решение, может возникнуть конфликт между его исполнителями и авторами; подобные ситуации возникают и тогда, когда работник не выполнил поставленную перед ним задачу или сделал это ненадлежащим образом.

3

Социально-психологические причины конфликтов

Социально-психологические причины конфликтов основываются на социально-психологических предпосылках, заложенных в межличностных взаимоотношениях. Они также подразделяются на несколько видов:

  • Неблагоприятный социально-психологический климат – обстановка, в которой нет ценностно-ориентационного единства и низкий уровень сплочённости людей.

ПРИМЕР: В организации или какой-либо группе людей преобладает отрицательная атмосфера, подавленность, негативное отношение людей друг к другу, пессимизм, агрессия, антипатия и т.п.

  • Аномия социальных норм – это рассогласованность социальных норм, принятых в организации или социуме. Она может порождать двойные стандарты – ситуации, когда один человек требует от других того, чему не следует сам.

ПРИМЕР: В организации есть человек, которому всё сходит с рук, а от другого требуется выполнять немыслимые задачи и нести ответ за каждое действие.

  • Расхождение социальных ожиданий с реализацией социальных ролей и выполнением функционала – появляется по причине того, что у одного человека могут быть уже сформировавшиеся ожидания, а другой человек может даже не подозревать об этом.

ПРИМЕР: Руководитель ожидает от подчинённого, что он будет выполнять свои обязанности конкретным образом, но не ввел его в курс дела. Подчинённый выполняет работу так, как это должно происходить в его понимании. В итоге ожидания руководителя не оправдываются, что и служит причиной возникновения конфликта.

  • Конфликт поколений – как правило, связан с различными манерами поведения людей и разницей в их жизненном опыте.

ПРИМЕР: Пожилой человек считает, что молодёжь должна вести себя определённым образом, соответствующим тому представлению, которое закреплено в его сознании. Молодые люди, в свою очередь, ведут себя так, как правильно с их точки зрения. Вследствие этого несоответствия может возникнуть конфликт.

  • Коммуникационные барьеры – другими словами, непонимание между людьми, которое может возникнуть как неосознанно, вследствие неумения эффективно общаться и концентрации лишь на своих интересах, так и преднамеренно, чтобы затруднить партнёру процесс коммуникации.

ПРИМЕР: угрозы, поучения, команды, приказы, обвинения, унижения, нравоучения, логические аргументации, критика, несогласия, допросы, выяснения, отвлечение внимания, намеренный увод от проблемы и всё то, что может нарушить ход мыслей другого человека, заставить его доказывать свою позицию.

  • Территориальность – относится к области экологической психологии. Под территориальностью подразумевается занятие одним человеком или группой людей конкретного пространства и взятие его и всего, что находится в нём, под свой контроль.

ПРИМЕР: Группа молодых людей приходит в парк и желает занять скамейку, на которой уже сидят люди. Они требуют уступить им место, что и может послужить причиной конфликта, т.к. другие могут место не уступить. Другим примером может послужить ввод войск на территорию какой-либо страны с целью занять там определённые позиции, подчинить её своему контролю, установить свои порядки.

  • Наличие деструктивного лидера в неформальной структуре – если в неформальной организации присутствует деструктивный лидер, он, намереваясь достичь личных целей, может организовать группу людей, которая будет подчиняться его указаниям, а не указаниям формального лидера.

ПРИМЕР: Можно вспомнить кинофильм «Повелитель мух» — по сюжету произошла следующая ситуация: группа мальчиков, оказавшихся на необитаемом острове, выбрала конкретным лидером одного из ребят. Вначале все его слушали и выполняли его распоряжения. Однако впоследствии один из ребят посчитал, что лидер ведёт себя неэффективно. Впоследствии он становится неформальным лидером и переманивает ребят на свою сторону, в результате чего мальчик, бывший формальным лидером, теряет всякий авторитет и власть.

  • Трудности социально-психологической адаптации новых членов коллектива – возникают во множестве случаев, когда в организацию, компанию или любую другую группу людей приходит новый человек. В таких ситуациях нарушается стабильность коллектива, из-за чего он становится подвержен негативному воздействию как изнутри, так и снаружи.

ПРИМЕР: В сформировавшийся коллектив отдела организации приходит новый человек, обладающий своими особенностями и качествами. Люди начинают присматриваться, адаптироваться, проверять друг друга, устраивать всевозможные «тесты». В процессе такого взаимодействия могут возникать конфликтные ситуации разного рода.

  • Респондентная агрессия – свойственна, главным образом, слабым и беззащитным людям. Проявляется в том, что возмущение человека направляется им не на его источник, а на окружающих его людей: родственников, друзей, коллег и т.д.

ПРИМЕР: Молодой человек работает менеджером в компании. Но в силу своего характера и особенностей личности, над ним все подшучивают, «подкалывают» его, иногда не совсем дружелюбно. Но он не может никому ответить, т.к. по натуре слаб. Его возмущение сублимируется в агрессию, которую он вымещает, приходя домой, на своих родных – кричит на них, ругается с ними, затевает ссоры и т.п.

  • Психологическая несовместимость – ситуация, когда люди несовместимы друг с другом по каким-либо психологическим критериям: характеру, темпераменту и т.п.

ПРИМЕР: Семейные ссоры и скандалы, разводы, насилие на бытовой почве, негативная атмосфера в коллективе и т.д.

4

Личностные причины конфликтов

Личностные причины конфликтов находятся в тесной взаимосвязи с психологическими особенностями участвующих в нём людей. Как правило, обуславливаются спецификой происходящих в психике человека процессов во время его взаимодействия с внешним миром и окружающими людьми.

К представленному типу причин можно отнести следующие:

  • Оценка человеком поведения другого как недопустимого – характер поведения каждого человека зависит от его личностных и психологических особенностей, а также его психического состояния, отношения к другому человеку или ситуации. Поведение человека и его общение могут расцениваться партнёром либо как допустимые и желательные, либо как недопустимые и нежелательные.

ПРИМЕР: Два человека встретились в новой компании. Один из них привык общаться в сугубо грубой форме, к чему остальные члены компании уже относятся нормально, для другого же такое поведение недопустимо, вследствие чего он выражает своё негодование по этому поводу. Люди вступают в конфронтацию – возникает конфликтная ситуация.

  • Низкий уровень социально-психологической компетентности – проявляется в ситуациях, когда человек не подготовлен к эффективным действиям в конфликтных ситуациях или не имеет никакого представления о том, что для выхода из предконфликтной ситуации можно использовать множество бесконфликтных способов.

ПРИМЕР: Между двумя мужчинами возникает ожесточённый спор на какую-либо острую тему. Но в том время, как из них может привести аргументы в свою пользу и разрешить спор словесно и без агрессии, другой привык решать все вопросы с помощью кулаков. Как только ситуация начинает накаляться один прибегает к физическому контакту – возникает конфликтная ситуация, хотя до этого её можно было охарактеризовать как предконфликтную и применить к ней массу способов, чтобы обойти «острые углы».

  • Недостаточная психологическая устойчивость – даёт о себе знать тогда, когда человек не способен адекватно реагировать на воздействие стрессовых факторов при социальном взаимодействии.

ПРИМЕР: Причиной конфликта здесь может стать даже банальная «толкучка» с утра в транспорте – один человек нечаянно наступил другому на ногу, второй в ответ начинает возмущаться и оскорблять первого.

  • Недостаточно развитая способность к эмпатии – служит причиной конфликта в том случае, когда один человек не способен понять эмоциональное состояние другого, сопереживать ему.

ПРИМЕР: Жена приходит с работы домой в удручённом состоянии, она чем-то расстроена, огорчена, ей необходимо выговориться, поделиться своими переживаниями. Муж не обращает на это никакого внимания, продолжает смотреть телевизор или читать газету. Жена, не ощущая никакого внимания, начинает негодовать по этому поводу и начинается семейная ссора.<

  • Завышенный/заниженный уровень притязаний – может стать причиной конфликта тогда, когда у человека наблюдается неадекватная самооценка или оценка своих сил и возможностей.

ПРИМЕР: заниженная или завышенная самооценка, самоуверенность, неуверенность в себе, стремление к избеганию ответственности, желание постоянно жаловаться или сетовать на жизнь и т.п.

Рассмотренные нами причины конфликтов встречаются в повседневной жизни чаще всего, однако они не являются исчерпывающими. Основное значение в этом вопросе имеют именно ситуации, служащие причинами для возникновения конфликтов. В некоторых случаях ситуации могут способствовать их появлению, а в некоторых – способствовать их торможению.

Теперь же нам следует перейти к вопросу, который касается уже возникшего и развивающегося конфликта, а именно: рассмотреть этапы его развития и динамику.

Предконфликт (основные фазы)

В латентном этапе развития можно выделить следующие фазы:

  1. Возникновение конфликтной ситуации. На этом этапе между оппонентами возникает определенное противоречие, но они еще не осознают его и не предпринимают никаких активных действий к отстаиванию своих позиций.
  2. Осознание конфликтной ситуации. В это время противоборствующие стороны начинают понимать, что столкновение неизбежно. При этом восприятие возникшего положения обычно носит субъективный характер. Осознание конфликтной объективной ситуации может быть как ошибочным, так и адекватным (то есть правильным).
  3. Попытка оппонентов разрешить наболевший вопрос коммуникативными способами, грамотным аргументированием своей позиции.
  4. Предконфликтная ситуация. Возникает, если способы мирного разрешения проблемы успеха не принесли. Противоборствующие стороны осознали реальность возникшей угрозы и решили отстаивать свои интересы другими методами.

Объект конфликта

Каждый конфликт имеет свои причины, возникает из–за необходимости удовлетворения каких-либо потребностей. Ценность, которая такую потребность способна удовлетворить и из-за владения которой возникают конфликты и является его объектом. Объектом конфликта могут быть материальные, духовные и социальные ценности. К примеру, простейший вариант межличностного конфликта – ссора детей из-за игрушки в детском саду. В этом случае объектом конфликта является игрушка как материальная ценность.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Конфликтное взаимодействие. Инцидент

Инцидент – это преднамеренные действия оппонентов, желающих единолично завладеть объектом конфликта, невзирая на последствия. Осознание угрозы своим интересам заставляет противоборствующие стороны применять активные методы воздействия. Инцидент – это начало столкновения. Он конкретизирует расстановку сил и обнажает позиции конфликтующих сторон. На этой стадии оппоненты еще слабо представляют себе свои ресурсы, потенциалы, силы и средства, которые помогут им одержать верх. Это обстоятельство, с одной стороны, сдерживает конфликт, а с другой – заставляет его развиваться дальше. На этой фазе противники начинают обращаться к третьей стороне, т. е. апеллировать в юридические органы для утверждения и защиты своих интересов. Каждый из субъектов противостояния старается привлечь к себе наибольшее количество сторонников.

Стадии социального конфликта

Принимая непосредственное участие в противостоянии, довольно сложно абстрагироваться и мыслить о чем-то ином, поскольку часто расхождение во взглядах бывает довольно острым. При этом наблюдатели конфронтации могут без труда выделить основные стадии социального конфликта. Обычно социологи расходятся во мнениях о количестве стадий социального противостояния. Зато все они сходны в определении социального противоборства. В узком смысле, социальным противостоянием именуют конфронтацию, причиной которой стали разногласия социальных общностей в обосновании трудовой деятельности, в целом ухудшение экономического состояния и статусного положения либо в сравнении с иными коллективами, снижение уровня удовлетворенности совместной деятельностью. Характерным признаком социального противостояния считается существование объекта противоборства, обладание которым имеет связь с фрустрацией индивидов, вовлеченных в социальную конфронтацию.

Основные стадии социального конфликта: латентная (скрытое нарастание недовольства), пик социального напряжения (явное выражение противостояния, активные действия участников), разрешение столкновения (снижение социальной напряженности путем преодоления кризиса).

Латентная стадия знаменует этап зарождение конфликта. Часто она даже незаметна для стороннего наблюдателя. Все действия этой стадии развиваются на социально-бытовом и психологическом уровне.

Примеры стадии конфликта — зарождение (разговоры в курилках или кабинетах). Нарастание этой фазы можно отследить по ряду косвенных признаков. На латентной стадии конфликта примеры признаков можно привести следующие: рост числа прогулов, увольнений.

Данный этап может быть довольно растянутым по длительности.

Пиковая фаза является критической точкой противостояния. На пиковой стадии протекания конфликта взаимодействие между противоборствующими сторонами достигает предельной остроты и интенсивности. Важно суметь выявить прохождение данной точки, поскольку ситуация конфронтации после своего пика, как правило, поддается управлению. Одновременно с этим социологи утверждают, что вмешательство в столкновение на пиковой фазе бесполезно, нередко даже опасно.

На пиковой стадии конфликта примеры можно привести следующие: вооруженные массовые восстания, территориальные разногласия держав, забастовки.

Угасание конфронтации происходит вследствие либо исчерпания ресурсов одной из участвующих сторон, либо достижения соглашения.

Конфликтное взаимодействие. Эскалация

Эта стадия характеризуется резким увеличением агрессивности противоборствующих сторон. При этом их последующие деструктивные действия гораздо интенсивнее, чем предыдущие. Последствия сложно предсказать, если так далеко заходит конфликт. Этапы конфликта в своем развитии делятся на несколько ступеней:

  1. Резкое уменьшение когнитивной сферы в деятельности и поведении. Субъекты противостояния переходят к более агрессивным, примитивным способам противоборства.
  2. Вытеснение объективного восприятия оппонента универсальным образом «врага». Этот образ становится ведущим в информационной модели конфликта.
  3. Увеличение эмоционального напряжения.
  4. Резкий переход от разумных аргументов к личным выпадам и претензиям.
  5. Рост иерархического ранга запрещаемых и нарушаемых интересов, их постоянная поляризация. Интересы сторон делаются биполярными.
  6. Бескомпромиссное применение насилия в качестве аргумента.
  7. Утрата первоначального предмета столкновения.
  8. Генерализация конфликта, его переход в глобальную стадию.
  9. Вовлечение в противоборство новых участников.

Вышеперечисленные признаки характерны как для межличностных, так и для групповых конфликтов. При этом инициаторы столкновения могут всячески поддерживать и формировать данные процессы при помощи манипулирования сознанием противоборствующих сторон. Необходимо подчеркнуть, что в процессе эскалации сознательная сфера психики оппонентов постепенно утрачивает свою значимость.

Субъекты и социальная среда конфликта

Субъектом конфликта могут быть как отдельный индивид, так и социальные группы, организации или более масштабные социальные общности (государства и их коалиции). Основными участниками конфликта являются противники или противодействующие стороны, которых в конфликте как минимум две. Они является стержнем конфликта. В случае выхода из противоборства хотя бы одной из основных его сторон конфликт прекращается.

Оппоненты могут быть условно разделены на три ранга. Ранг оппонента – это комплексная характеристика силовых ресурсов, с помощью которых борьба ведется.

Значимость и степень влияния участников конфликта не всегда соответствует какой – либо последовательности. Неодинакова роль некоторых участников конфликта и с точки зрения психологии: в таком отношении она может быть возвышенной, героической, а может быть и низменной или неприглядной. Каждый из участников может руководствоваться при развитии противоборства своими мотивами, интересами, целями, установками и ценностями. И социальная значимость участников, и их установки, цели особенно четко проявляются только тогда, когда конфликт доходит до высокой степени развития. В это время наступает «момент истины» в процессе развития конфликта, устанавливается, кто есть кто среди участников его.

Помимо основных сторон конфликта, могут быть и иные его участники, играющие в нем второстепенные роли. Роли эти могут быть как существенными, так и малозначимыми, вплоть до роли так называемых «людей из толпы».

Роли участников конфликта различаются с социологической и психологической точек зрения. С социологической точки зрения они могут различаться существенно по своей социальной значимости, влиянию, силе, что особенно ярко обнаруживается в случае столкновения отдельной личности и государства. Безусловно, в конфликте подобного рода силы участников не являются равными, о чем могут свидетельствовать трагические судьбы «инакомыслящих», выступавших активно против СССР.

Однако, помимо рассмотренных участников конфликта, совокупность которых как бы составляет его микросреду, важнейшую, а зачастую и решающую роль в его развитии играет макросреда, те конкретные исторические, социально-психологические условия, в которых развертывается он. Понятием социальной среды определяется почва, на которой происходит возникновение и развитие конфликта. В данное понятие включается не как ближайшее, так и дальнее, более широкое окружение конфликтующих сторон, те значимые социальные группы, к которым они имеют принадлежность, классовые или национальные, а также в целом общество.

Разрешение конфликта

Этапы разрешения конфликта характеризуются прекращением активного противоборства, осознанием необходимости сесть за стол переговоров и переходом к активному взаимодействию.

  1. Завершение активной фазы столкновения может быть спровоцировано несколькими факторами: коренной переменой системы ценностей конфликтующих сторон; явным ослаблением одного из оппонентов; очевидной бесперспективностью дальнейших действий; подавляющим превосходством одной из сторон; появлением в противостоянии третьей стороны, способной внести весомый вклад в решение проблемы.
  2. Собственно разрешение конфликта. Стороны начинают вести переговоры, полностью отказываются от силовых методов борьбы. Способы разрешения противоборства могут быть следующими: изменение позиций конфликтующих сторон; устранение одного или всех участников противостояния; уничтожение объекта конфликта; эффективные переговоры; обращение оппонентов к третьей стороне, играющей роль третейского судьи.

Конфликт может завершиться и другими путями: затуханием (угасанием) или перерастанием в противоборство другого уровня.

Урегулирование конфликта

На какой стадии проще всего урегулировать конфликт, зависит от участников и целей, которые они преследуют. Когда собеседники готовы пойти на сотрудничество до начала бурных разногласий, решить проблему можно быстро и с максимальной выгодой. Если существуют недопонимание, нехватка информации, нужно вывести возможного противника на диалог. Конструктивное общение поможет назвать проблему и мирно устранить ее. Для этого нужно понимать суть, выяснить скрытый мотив конфликта, если он имеется.

Виды памяти у человека в психологии, классификация основных типов

Расположение к себе собеседника является обязательным атрибутом для определения причины разногласий.

Дополнительная информация. Общение на дружеской волне без перехода на личные темы, использование уместных шуток помогут создать комфортную атмосферу для беседы. Когда цель участника – добиться определенного результата, и он не намерен отступать, мирно решить проблему не получится. Поведение будет характеризоваться агрессивностью. Нужно оценить возможные потери и принять решение о тактике поведения, отступить до начала борьбы или попытаться свести к компромиссу.


Агрессия в конфликте

Нельзя избегать конфликта, надеясь на его самостоятельное разрешение. Такая тактика поведения отложит острую стадию процесса, но не устранит причину. Понимание проблемы и желание слушать собеседника помогут быстро справиться с ситуацией.

Самый эффективный метод урегулирования разногласий – сотрудничество. Когда стороны объединяются для достижения общей цели, это достигается при взаимопонимании участников, достигнутом в результате переговоров. Компромисс позволит решить проблему с минимальными потерями или выгодой для обеих сторон. Участники на основании полученной информации и собственного мнения принимают решение, устраивающее всех.

Конфронтация и насилие применяются при превосходстве одного из участников. Он может иметь неограниченную власть или ресурсы. Сопротивляться ему не представляется возможным, так как аргументы и другая точка зрения его не интересуют. Цель – получить желаемое любым путем. Такие тактики должны применяться в крайних случаях, если результат слишком важен, и нет другого выхода, кроме как принудить соперника выполнять неудобные для него требования.

Постконфликтный этап

  1. Частичное разрешение. Этапы социального конфликта завершаются на этой относительно мирной стадии. Данное состояние характеризуется сохранением эмоциональной напряженности, переговоры происходят в атмосфере обоюдного высказывания претензий. На этом этапе противостояния часто возникает постконфликтный синдром, который чреват развитием нового спора.
  2. Нормализация, или полное разрешение конфликта. Эта фаза характеризуется полным устранением негативных установок и выходом на новый уровень конструктивного взаимодействия. Этапы управления конфликтом на данной стадии полностью завершаются. Стороны восстанавливают отношения и начинают продуктивную совместную деятельность.

Этапы развития конфликта

Ниже будет приведена схема разрешения конфликта.

Основные стадии развития конфликта
</p>

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]