Перцептивные действия: что это?
Перцепция, или восприятие — это способность человека отражать окружающие предметы и ситуации. На основе полученных в процессе восприятия данных осуществляется познание окружающей действительности и формируется индивидуальное (субъективное) ее понимание.
Каждый человек уникален, благодаря этому человеческие культура и искусство настолько разнообразны. Однако, несмотря на различия в восприятии, каждый человек проходит в своем развитии определенные стадии, которые сопровождаются осуществлением конкретных действий. Эти действия были изучены и названы перцептивными.
Перцептивные действия входят в структуру процесса восприятия и структуру деятельности человека. Восприятие является активным процессом, поэтому оно неразрывно связано с деятельностью. С самого раннего возраста человек совершает действия, направленные на познание и научение. Ведь, чтобы жить в этом мире, ему необходимо знать этот мир и уметь с ним взаимодействовать.
Внешние и внутренние факторы восприятия
Вернемся к формуле Субъект-Объект. Итак, в процессе восприятия происходит взаимодействия субъекта и объекта. Проблема: чем детерминируется образ восприятия — внешними или внутренними факторами. Гештальтпсихология изучала, главным образом, детерминированность восприятия со стороны объективных факторов, и. прежде всего, структурных качеств стимуляции.
В теории деятельности проблема соотношения внеш.- них и внутренних факторов в процессе восприятия решается через понятие «перцептивная деятельность». С одной стороны, она есть проявление активности субъекта (действие внутренних факторов), с другой, перцептивные действия подчиняются свойствам объекта (идея уподобления А.Н.Леонтьева).
В исследованиях, направления «New Look» (Д.Брунер, Л.Постмен и др.) было показано, что восприятие также зависит от мотивов, намерений и целей субъекта, то есть от внутренних факторов. В русле этого направления были сформулированы три механизма селективности (избирательности) восприятия.
1. Принцип резонанса — стимулы, отвечающие (соответствующие) потребностям, ценностям личности, воспринимаются правильней и быстрее, чем не соответствующие им.
2. Принцип защиты — стимулы, противоречащие ожиданиям субъекта или несущие потенциально враждебную информацию, узнаются хуже и подвергаются большему искажению.
3. Принцип настороженности или сенсибильности — стимулы, угрожающие целостности индивида, могущие привести к серьезным нарушениям в психическом функционировании. узнаются быстрее всех прочих.
Было также введено понятие перцептивной защиты. То есть искажения восприятия под действием эффективности (эмоциональных факторов).
Являясь функцией «Эго», перцептивная защита призвана оградить личность от травмирующих переживаний. Перцептивную защиту невозможно понять, не обращаясь к фрейдовской модели личности с ее асоциальными тенденциями и цензорными инстанциями, извечным конфликтом между «Оно». стремящимся к удовольствию, суровым цензором «Сверх-Я» и реалистом «Я».
Л.Беллак представил концепцию проективного поведения, которое демонстрирует индивидуальные различия в восприятии под влиянием мотивов и чувств воспринимающих людей. Проекция есть форма апперцептивного искажения. Л.Беллак дает следующий остроумный пример действия этого механизма. Предположим, Жан хочет попросить у Жака машинку для стрижки травы. Направляясь к соседскому двору, он мысленно представляет свой диалог с Жаком. «Жак скажет мне, что в прошлый раз я вернул машинку грязной. Я ему отвечу, что вернул такой, какой взял. Тогда он скажет, что в тот раз. когда я перетаскивал машинку, я попортил его изгородь…» Воображаемый диалог продолжается в таком духе до самого дома Жака. Завидя на крыльце дома приветливого хозяина, Жан неожиданно выпаливает: «Можете оставить при себе вашу драгоценную машинку». Очевидно, что поведение Жана представляет собой реакцию не на актуальную агрессивность соседа, а на собственные воспоминания о ней.
Зависимость восприятия от внутренних условий, опосредованность его личностными факторами (мотивами. эмоциями. интересами) выражается в понятии апперцепция. В качестве факторов, влияющих на восприятие, выступает и установка, то есть готовность воспринимать что-то или действовать определенным образом. Приведу пример. Испытуемым трех групп говорилось, что сейчас в комнату войдет человек, и они должны были оценить приблизительно его рост. В первой группе испытуемых этот человек выдавался за лаборанта, во второй—за преподавателя, в третьей—за профессора (разумеется, во всех трех группах это был один и тот же человек).
Выяснилось, что в первой группе рост человека был самым маленьким.
Этапы формирования и развития
Формирование перцептивных действий восприятия происходит в процессе обучения. Их развитие делится на три этапа.
На первом этапе происходит само формирование перцептивного действия, которое начинается с выполнения ребенком практических действий с незнакомыми предметами. В результате происходит становление перцептивных задач — формирование адекватного образа предмета, которое впоследствии становится сенсорным эталоном.
На втором этапе происходит перестройка сенсорных процессов (происходящих в органах чувств), которые становятся перцептивными действиями под влиянием практической деятельности. Действия осуществляются с помощью рецепторных аппаратов (тактильного и зрительного), дети знакомятся с пространственными свойствами предметов.
На третьем этапе происходит процесс сокращения и сворачивания внешних действий. Они становятся скрытыми, протекающими на уровне сознания и подсознания. Внешний процесс восприятия становится актом мгновенного усмотрения.
К этому времени у ребенка сформирована система сенсорных эталонов (общественно выработанные системы сенсорных качеств, например, система геометрических форм и т. п.). Благодаря им сенсорно-перцептивные действия меняются. Они превращается из процесса построения образа в процесс опознания.
Свойства перцепции
Вам будет интересно:Психология. Рассудительность — это…
Восприятие обеспечивает работу разных психических процессов.
Восприятие предмета как конкретного образа независимо от его расположения обеспечивает такое свойство перцепции как предметность.
Одновременно с восприятием образа (натурального или, к примеру, нарисованного) воспроизводятся в сознании и его свойства.
- Такое свойство как целостность выражается в том, что объект узнается независимо от того, все ли его части присутствуют, искажены они, или их расположение в объекте неправильное.
- Осмысленность перцепции при нормальном функционировании психики человека прослеживается в том, что наблюдаемый объект соотносится с конкретным классом, категорией (классифицируется).
- Наблюдаемые объекты (или ситуации) воспринимаются как не измененные, даже если меняются условия их демонстрации. Так, например, ощупывая предмет в полной темноте, человек может правильно определить, что это, назвать его основные характеристики. Это свойство перцептивной деятельности называется константностью.
- Такое свойство перцепции, как структурность, позволяет воспринимать окружающее достоверно, даже если не подключаются ощущения. Выражение «стеклянная гладь озера» рисует конкретный образ идеально гладкой, блестящей, голубовато-зеленоватой поверхности водоема.
- Индивидуальное состояние психики обязательно оказывает влияние на восприятие: грозовая погода кого-то восхищает, а кого-то безмерно пугает, порождает паническое состояние. Такое свойство восприятия называется апперцептивностью.
- Перцепция зависит от условий, в которых она происходит. Восприятие той же грозы в реальной обстановке и, например, при просмотре кинофильма будет происходить по-разному, в чем и проявляется такое свойство перцепции как контекстность.
Уровни
В перцептивном действии можно выделить четыре уровня:
- обнаружение (характеризуется обнаружением стимула);
- различение (на этом уровне происходит восприятие с последующим формированием перцептивного образа);
- сличение или идентификация (на этом уровне воспринимаемый объект отождествляется с образом, который хранится в памяти; или происходит сличение нескольких объектов);
- опознание (происходит извлечение соответствующего эталона из памяти и категоризация объекта).
Проявления в отношениях с окружающими
У всех людей разные перцептивные способности. Это зависит, в частности, от генетики и культуры. Также это качество можно развить, что особенно важно для людей, чья работа связана с общением, педагогической деятельностью. Например, способности перцептивные педагога – это умения наблюдения, найти индивидуальный подход к каждому ученику, вне зависимости от его успеваемости, характера, национальности. В отношениях с окружающими перцептивные личности демонстрируют высокий уровень эмпатии – эмоционального сопереживания собеседнику.
Человек с высоким уровнем развития чувственного восприятия легко находит общий язык с окружающими
Игра и развитие
Перцептивные действия у дошкольников — это плодотворная связь действий ориентировки и исследования с действиями исполнения. А единство зрительных и ручных действий обеспечивают точность перцептивного анализа.
Познание окружающего мира дети осуществляют в процессе игры. Играя, они активно обрабатывают и усваивают новую информацию. Таким образом, они принимают социальные нормы и правила для успешной адаптации в обществе.
У детей дошкольного возраста выделяют следующие виды перцептивных действий:
- действия идентификации (опознание объекта);
- действия по отношению к эталону (сравнение свойств объекта с эталоном);
- моделирующие действия восприятия (овладевая продуктивной деятельностью, ребенок учится создавать новые объекты: лепка, рисование, придумывание).
Одной из основных линий современного развивающегося общества является гуманизация воспитательно-образовательной системы, что предполагает усиление интереса к уникальной формирующейся личности ребенка и ставит задачи развития целостного, эмоционально-смыслового, личностного мировосприятия. Перцептивное развитие ребенка имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем мире и одновременно с этим составляет фундамент общего умственного развития ребенка, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорное развития детей влияет на развития речи и на перцептивное развитие детей.
Овладение перцептивными действиями ложится в основу общего умственного развития на первых этапах онтогенеза. С помощью перцептивных действий подготавливается почва для развития всего арсенала умственных действий, который определит познание внешних и внутренних (сущностных) свойств вещей, скрытых от наблюдения связей и зависимостей.
Правильное воспитание воспринимающих органов трудно переоценить, особенно если при развитии ребенка будут следить не только за физическим состоянием их и правильностью функционирования, но и за дальнейшим развитием интеллектуальных процессов, непосредственно связанных с этими органами. Недостаточно, чтобы ребенок научился правильно смотреть и видеть, но необходимо, чтобы он умел наблюдать, чтобы он легко улавливал характерные особенности предметов, чтобы он понимал гармонию красок, чтобы он умел наслаждаться природой.
На современном этапе развития тема развития и обучения перцептивным действиям дошкольников с ОНР является очень актуальной.
Общее недоразвитие речи — это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы. [10]
В последнее время детей с речевой патологией становится все больше. Проявлений общего недоразвития речи достаточно много. [5]
В группах современных дошкольных образовательных учреждений все чаще появляются дети с ОНР. У них нарушено формирование всех ее компонентов, прежде всего звуковой и смысловой сторон, речевой системы при сохранном слухе и интеллекте. Л.С.Выгодский писал: «Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений». И действительно, неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. [9]
Детей с ОНР, отмечает Е,Ф,Соботович, отличает от нормальных сверстников несколько более низкий уровень обобщения, недостаточная гибкость и динамичность мышления, более замедленный темп усвоения тех или иных закономерностей. [7]
Все психические процессы у ребенка: восприятие, внимание, память, мышление, воображение — связаны с речью. Речь формируется под воздействием высших психических функций, но и они, в свою очередь, развиваются под влиянием речи.
У всех детей с ОНР всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя. [6]
Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. [8]
Целенаправленное перцептивное воспитание, в том числе протекает в условиях специально созданного предметного мира. В предметном мире образно-знаковые системы представлены в качестве предметов объективной действительности, в которых отражены знаки-эталоны (цвета, формы и т.д.).
Согласно определению, данному В.П. Зинченко и Б.Г. Мещеряковым, перцептивные действия — это «основные структурные единицы процесса восприятия у человека…».
Перцептивные действия и критерии адекватности образа не остаются неизменными, а проходят значительный путь развития вместе с развитием самой деятельности.
Исследования перцептивных действий в условиях конструктивной деятельности показали что, у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза. Речь здесь идет о таких видах продуктивной деятельности, как рисование, конструирование, лепка и др.
У детей формируется умение последовательно осматривать части, элементы конструкций, выделять составные части сложной формы и устанавливать их взаимное расположение. Исследования по данной проблеме показали, что развитие перцептивных действий ребенка в играх в образно-знаковых формах осуществляется путем освоения функционального назначения объектов предметного мира.
«С восприятия предметов и явлений окружающего мира, — писал Л.А. Венгер, — начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки3». Как показали исследования Л.А. Венгера, уже в первые месяцы жизни достигается довольно тонкое «ориентировочное» различение старых и новых объектов (отличающихся друг от друга величиной, цветом, формой и т. д.), но еще не происходит формирования константных, предметных перцептивных образов, которые необходимы для управления сложными изменчивыми формами поведения. [3]
На протяжении дошкольного детства складываются три основных вида перцептивных действий:
· действия идентификации,
· действия отношения к эталону,
· действия моделирующие.
Моделирующие действия восприятия складываются в процессе овладения продуктивной деятельностью, направленной не только на использование уже имеющихся, но и на создание новых объектов (конструирование, рисование, лепка, простейшие виды ручного труда). [2]
Перцептивные действия являются движущей силой развития процесса восприятия. Они ведут к созданию адекватной картины окружающего мира, посредством выделение и преобразованиями сенсорной информации.
Таким образом, перцептивные действия — это действия, направленные на получение, анализ и уточнение сенсорной информации. Овладение перцептивными действиями ложится в основу умственного развития на первых этапах онтогенеза. Перцептивное развитие неотрывно связано с освоением культурно-исторического опыта человечества.
Восприятие ребенка тесно связано с игрой. В игре он моделирует все фрагменты окружающей жизни и новой информации, вызвавшей у него интерес, активно познает воспринятую информацию. Особое значение в жизни дошкольника имеют ролевые игры, в которых он познает законы общения, социальные отношения, характеры и социальные роли людей. [4]
Связь восприятия с мышлением и речью приводит к его интеллектуализации. Обследование свойств различных предметов в дошкольном возрасте происходит путем их моделирования, замещения идеальными представлениями — сенсорными эталонами.
У детей дошкольного возраста перцептивные действия в условиях решения конструктивных задач обнаруживают продуктивную связь ориентировочно-исследовательских и исполнительских действий. Точность перцептивного анализа на данном возрастном этапе в большей степени обусловлена единством зрительных и ручных действий.
Нарушенная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей дошкольного возраста перцептивной сферы.
Перцептивное развитие детей с ОНР включает в себя обогащение чувственного опыта за счет освоения разных способов обследования предметов, совершенствования осязания, зрения, слуха, вкуса, обоняния; освоение сенсорных эталонов — цвета, формы, размера; развитие слухового восприятия в упражнениях на узнавание и различение голосов природы, бытовых шумов, контрастного звучания нескольких игрушек или предметов-заместителей; развитие зрительного восприятия в упражнениях на узнавание и различение маленьких и больших предметов, предметов разных форм, окрашенных в разные цвета, умение сравнивать предметы, подбирать группу предметов по заданному признаку. [1]
Недостаточно развитые перцептивные действия у детей с ОНР характеризуются ограниченностью выполнения заданий и связано с недостаточной сформированностью системы сенсорных эталонов, в частности процесса восприятия, внимания и возможности его распределения, страдает продуктивность внимания, отстает в развитии словесно-логическое мышление.
Основная цель коррекции перцептивной сферы заключается в формировании системы сенсорных эталонов. Для достижения этой цели необходимо специально организованное восприятие предметов (обследование) для использования его результатов в той или иной содержательной деятельности.
Литература:
1. А.А.Строкова, Программа для логопедов по курсу «Развитие речи» в условиях логопедического пункта ДОУ [Текст]/ Дошкольная педагогика, 2013, №6. — 27-33с.
2. Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет заведений / Под ред. Л.А.Венгера [Текст] — М.: Просвещение, 1988. — 144с.
3. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст]. — М.: Просвещение, 1988. — 230 с.
4. Выготский Л. С. Педагогическая психология [Текст] – М.: Педагогика – Пресс, 1996. – 536 с.
5. Г. Дмитриева, Интерактивная доска как инновационная форма коррекции речевого недоразвития [Текст]/ Дошкольное воспитание, 2012, №12. — 58-63 с.
6. Детская логопсихология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Спец. дошк. педагогика и психология » [Текст]/ Под ред. В.И.Селиверстова — М., Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 175с.
7. Логопсихология: учеб. пособие для студентов [Текст]/ Под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н.Шаховской — М., Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013. — 462с.
8. Никитин Б.П. Развивающие игры. — 5-е изд. доп. [Текст] — М.: Знание, 2004. — 128 с.
9. О.Голубец, М Жиличкина Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога. Развитие познавательной сферы у детей с ОНР [Текст]/ Дошкольное воспитание, 2013, №3. — 49-58 с.
10. Специальная психология: учебник для студ.высш.учеб.заведений / Под ред. В.И.Лубовского. — 6 -е изд., испр. и доп [Текст] — М.: Издательский , 2009. — 560 с.
Перцептивные системы
В процессе деятельности человеку постоянно нужно решать какие-то задачи, которые требуют от восприятия наиболее адекватного отражения ситуации. Для решения этих задач предусмотрены перцептивные системы человека. К ним относятся:
- зрительная система;
- слуховая;
- кожно-мышечная;
- обонятельно-вкусовая;
- вестибулярная.
Все они обеспечивают мозг необходимой информацией, которая используется для нормального функционирования и развития человека как в физическом, так и в психическом плане.
Теории перцептивного научения
Перцептивное научение
Любое приобретение новых перцептивных навыков и способностей, обусловленное внешней средой.
Существует две теории перцептивного научения:
- Теория обогащения.
- Теория специфичности.
В первой теории главная роль отводится опыту, а во второй – стимуляции.
Эксперименты по формированию кожной чувствительности
Алексей Николаевич Леонтьев провел эксперимент по формированию неспецифической чувствительности кожи руки к световому раздражителю.
Выводы:
- Показана возможность формирования нового вида чувствительности.
- Установлено, что эта чувствительность формируется в ситуации активного включения испытуемого в ориентировочно-исследовательскую деятельность.
Роль моторного элемента в формировании звуковысотного слуха
Эксперимент А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер и О.В. Овчинниковой.
Процесс восприятия есть процесс уподобления динамики самого процесса свойствам внешнего раздражителя.
В слухе функцию двигательного компонента перцептивного процесса выполняет голосовой аппарат. Таким образом, создано новое моторное звено: движение руки уподоблялось изменению высоты звука.
Сенсорно-перцептивная система человека
Сенсорные процессы — это ощущения. Человек постоянно ощущает воздействия внешнего мира на свой организм: видит, слышит, чувствует запахи и вкусы, чувствует тактильные и температурные воздействия на свое тело. А также ощущает процессы, протекающие внутри организма: голод, боль, возбуждение или слабость и т. п.
Сенсорно-перцептивная система постоянно развивается и совершенствуется в процессе жизнедеятельности человека. Это необходимо для успешной адаптации человека в окружающем мире. От качества работы системы восприятия зависят способности и возможности человека.
Это особенно заметно при сравнении с людьми, имеющими нарушения в развитии восприятия. Жизнь человека с ограниченными возможностями (слепота, глухота, немота и прочие), отличается от жизни абсолютно здорового человека. Перцептивные действия играют здесь значительную роль: чем незначительнее дефект восприятия, тем легче его скорректировать и возможно исправить. Этим занимаются специалисты — дефектологи.
Виды перцепции
В психологии перцептивный это связанный с восприятием. Перцептивные действия это поступки, направленные на чувственное познание окружающего мира. Они могут иметь разный характер, в зависимости от вида восприятия. Специалисты выделяют три разновидности чувственного познания окружающего мира:
- познание с помощью зрения;
- познание с помощью слуха;
- формирование картины мира при помощи тактильных ощущений.
Самоконтроль — что это такое в психологии, определение
Зная ведущий вид чувственного восприятия пациента, психолог сможет легко найти к нему индивидуальный подход. Для этого необходимо максимально задействовать именно ту перцептивную сферу, к которой наиболее чувствителен конкретный человек, используя исключительно слуховые, визуальные или тактильные стимулы, раздражители. Сделать это несложно, в современной практической психологии есть много способов активизировать работу различных органов чувств.
Интересно. Люди, у которых одинаково хорошо развиты все разновидности чувственного восприятия, встречаются крайне редко. Чаще всего лидирует один какой-то вид (например, зрительный), остальные типы отходят на второй план. Человек, у которого совсем не развита перцепция, – также очень редкое явление.
Зрительная
Человек, у которого обостренное зрительное восприятие мира, особенно живо реагирует на любые зрительные стимулы и раздражители. Как правило, такие люди интересуются живописью, любят рассматривать картины, отличаются прекрасной зрительной памятью и запоминают людей по лицам.
Слуховая
Личность, у которой наиболее развит слуховой метод познания окружающего мира, часто обладает абсолютным слухом и с легкостью воспроизводит любую услышанную интонацию. Такие люди часто связывают свою жизнь с музыкой. Основной минус – повышенная чувствительность к громким и негармоничным звукам.
Восприятие звуков играет важную роль в формировании картины мира
Осязательная
Есть люди, которым для запоминания информации надо обязательно потрогать объект руками, пощупать его и запомнить свои тактильные ощущения. В этом случае можно говорить об обостренном чувстве осязания. Этот вид перцепции особенно сильно развивается в раннем детстве, поэтому упражнения с детьми на совершенствование мелкой моторики оказывают самое благотворное влияние на память и интеллект.
Значимость системы восприятия для человека
Ученые уже много лет занимаются изучением высших психических функций человека (мышление, память, произвольность действий). Была доказана взаимосвязь системы восприятия и деятельности с развитием мышления человека. В свою очередь, мышление оказывает значительное влияние на состояние человека, на его способности и возможности. Восприятие относится к высшим психическим функциям человека.
Для того чтобы жить, человеку необходимо постоянно отражать окружающую действительность и проявлять ответную реакцию на воспринятую информацию. Восприятие как раз обеспечивает индивидуальное и в то же время адекватное отражение действительности. Особенно это важно для решения перцептивных задач. Перцептивные действия в процессе восприятия играют важную роль, они обеспечивают полноценное развитие психики человека.
Проще говоря, чтобы быть здоровым и счастливым, человеку нужно быть включенным в какую-либо деятельность. Мозг устроен так, что ему постоянно нужно обрабатывать и усваивать новую информацию иначе он начинает «лениться». А «ленивый мозг» — это первый шаг к развитию слабоумия.
Классификация восприятия
Существует две классификации восприятия. В основе первой лежат различия в анализаторах, играющих в восприятии преобладающую роль. Так выделяют зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое, кинестетическое восприятие.
Основой второй классификации являются формы существования материи. Выделяют восприятие пространства времени и движения.
Восприятие пространства это восприятие формы, величины. Взаимного расположения предметов, их рельефа, удаленности и направления. В восприятии пространственных свойств вещей определенную роль играют осязательные и кинестезические ощущения, но основой являются зрительные данные.
В восприятии величины существенную роль играют два механизма: аккомодация и конвергенция. Аккомодация—это изменение преломляющей способности хрусталика путем изменения его кривизны. При восприятии близких предметов форма хрусталика становится более выпуклой, далеких, наоборот, вогнутой. Конвергенция—это сведение зрительных осей на фиксируемом предмете.
Восприятие глубины и удаленности осуществляется благодаря бинакулярности. Несмотря на то, что мы видим обоими глазами, изображение возникает одно, а не два. Это достигается благодаря наличию корреспондирующих точек на сетчатке, то есть точкам на сетчатке одного глаза соответствуют точки на сетчатке другого глаза.
Восприятие направления, в котором находятся объекты, возможно не только с помощью зрительного, но и с помощью слухового, двигательного и обонятельного анализатора.
Восприятие времени—отражение объективной длительности: скорости и последовательности явлений действительности. В основе этого вида восприятия лежит ритмическая смена возбуждения и торможения в ц.н.с. Большое значение имеют так называемые биологические часы—циклические явления—биение сердца, ритм дыхания, сон и бодрствование, появление голода и насыщение. В восприятии времени участвуют кинестезические и слуховые ощущения.
Восприятие времени обусловлено тем содержанием, которое его заполняет. Так, занятые интересной деятельностью, мы не замечаем. Как летит время. Бездельничая, мы, наоборот, не знаем, как убить время. Однако, вспоминая, мы оценим первый промежуток как более длительней. по сравнению со вторым. В этом явлении проявляется закон заполненного временного отрезка. В субъективной оценке времени сказываются и индивидуальные различия: так, одни люди обнаруживают стойкую тенденцию недооценивать, другие — переоценивать время.
На восприятие времени также влияют эмоции человека. Время ожидания желательного события томительно, нежелательного—мучительного сокращается. В этом проявляется закон эмоциональной детерминированности оценки времени. Он сказывается и в том, что время, заполненное событиями с положительной эмоциональной окраской, сокращается в переживании, а заполненные событиями с отрицательным эмоциональным знаком, увеличивается: «Грустные часы длинны»—говорит Ромео.
«Счастливые часов не замечают», отмечает Грибоедов
Восприятие движения — это отражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве. Существуют два способа восприятия движения:
1. Когда изображение предмета на сетчатке глаза остается более или менее неподвижным.
2. Глаз остается относительно неподвижным, а изображение предмета перемешается на сетчатке.
Различают движения действительные и кажущиеся.
Примером кажущегося движения является стробоскопическос движение, на принципе которого построен кинематограф. Известно, что зрительное ощущение не исчезает сразу, поэтому при мелькании кадров (24 кадра в сек.) мы не видим это мелькание, а видим устойчивое изображение.
С позиций гештальтпсихологии было проведено несколько специальных работ по восприятию движения. К.Дункер поставил перед собой вопрос: в силу каких условий при изменении пространственных отношений в поле нашего зрения одни из воспринимаемых объектов кажется движущимися, другие неподвижными. Так, например, почему нам кажется, что движется луна, а не облака? По Дункеру. движущимся воспринимается тот объект, который явно локализуется на некотором другом объекте: двигается фигура, а не фон. Так, при фиксации луны среди облаков она воспринимается движущейся.
Е. Оппенгеймер показал также, что их двух предметов движущимся кажется обычно меньший. Движущимся также кажется тот предмет, который претерпевает наибольшие качественные и количественные изменения.
Начало формы
Конец формы
Начало формы
Конец формы
Примеры похожих учебных работ
Факторы и психологические механизмы восприятия
… восприятии. Активность обеспечивает предельно адекватное восприятие предметов. Восприятие … изображение на сетчатке глаз … звуками. При действии многомодального раздражителя … свойство — движение; два позднейших … восприятия различают две формы восприятия: …
Восприятие и научение
… восприятия включены двигательные компоненты: ощупывание предметов и движение глаз; пропевание звуков или проговаривание речевых форм; принюхивание и пр. Направляется восприятие … всей требуемой последовательности действий, дрессировщик выдает поощрение …
Психофизиология восприятия в профессиональной деятельности человека
… работу самих рецепторов. Различают виды восприятия: 1) Восприятие движения окружающих предметов происходит благодаря тому, что перемещение осуществляется на каком-либо фоне. Это позволяет сетчатке глаза последовательно воспроизводить происходящие …
Восприятие, память(псих.ч-к)
… восприятие величины, формы, объемности и удаленности предметов и восприятия положения собственного тела. Объясните зрительные иллюзии. Раскройте основные закономерности восприятия времени и движения. … падающее на сетчатку глаза, выглядит …
Влияние культурно-исторического опыта на человека
Современный человек настолько привык свободно получать любую информацию, что даже не задумывается о том, что это результат деятельности огромного количества людей. Их вклад в развитие современного общества колоссален. Все что умеет и знает человек — это не только его заслуга, но и достояние общества в целом.
Восприятие — система перцептивных действий, овладение которыми происходит в процессе специального обучения и практики. Ребенок может освоить сенсорные эталоны только с помощью взрослого, который руководит им и помогает выделить наиболее существенные признаки предметов и ситуаций. Это очень важно для анализа действительности и систематизации личного сенсорного опыта ребенка.
Известны случаи, когда дети были лишены общения с себе подобными. Это так называемые «дети маугли», воспитанные животными. Даже вернув их в человеческое общество, редко удавалось адаптировать их в человеческом социуме.
Понятие восприятия
В предыдущей лекции мы рассматривали процесс отражения отдельных свойств и качеств внешнего и внутреннего мира, который называется ощущением. Однако человек живет не в мире изолированных качеств, световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений. Он живет в мире вещей, предметов, форм, в мире сложных ситуаций и имеет дело не с отдельными ощущениями, а с целыми образами.
Ощущения и восприятие представляют собой чувственное отражение реальности при непосредственном воздействии ее на органы чувств. Однако мы определяем эти процессы как противоположные: если ощущение есть отражение отдельных свойств предметов материального мира. а также внутренних состояний организма, то восприятие есть отражение и явлений целом при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Восприятие не является суммой ощущений. Оно требует выделения из комплекса воздействующих признаков основных, ведущих признаков с одновременным отвлечением от несущественных. Восприятие есть результат сложной аналитико-синтетическои работы. выделяющей одни признаки от других, комбинирующей воспринимаемы е детали в одно осмысленное целое. Таким образом, восприятие тесно связано с мышлением.
Процесс восприятия требует также сопоставления образа предмета с прежними зияниями о нем, Если в процессе такого сопоставления гипотеза о предполагаемом предмете совпадает с поступающей информацией, то происходит узнавание предмета, и процесс восприятия завершается. Например, если я вам сейчас продемонстрирую знакомый предмет, вы мгновенно его узнаете, назовете. Образ этого предмета уже хранится в вашей памяти, вы его видели много раз. Однако, если в поле восприятия попадет незнакомый предмет (например. какой-нибудь экзотический фрукт или незнакомый прибор), то вы будете его рассматривать, выдвигать гипотезы о том, что же это есть на самом деле.
Согласно Л.Н. Леонтьеву, психология восприятия есть научное знание о том. как в жизни мы строим образ мира и как он функционирует в жизни. Функция образа — самоотражение мира. Это функция «вмешательства» природы в самое себя через деятельность субъектов, Образ мира, обогащаясь и изменяясь на протяжении всей жизни субъекта, играет важнейшую роль в регуляции его жизнедеятельности.
Есть ли перцептивная деятельность у взрослого человека?
Так как перцептивные действия — это действия научения и познания, то может показаться, что они присущи только детскому возрасту. Однако это не так: каждый раз, когда взрослый человек осваивает что-то новое (хобби, новая профессия, иностранные языки и т. п.), то включается система перцептивных действий, которая помогает быстрее овладеть новыми знаниями и навыками.
Человек — уникальное существо, его возможности безграничны, и все это благодаря сознанию и психике. Именно они выделяют человека из всего живого на планете. Только человек способен произвольно регулировать свою деятельность в соответствии со своими желаниями. Деятельность человека не хаотична и бессистемна, а входит в структуру сознания и мышления. До сих пор ученые всего мира изучают психику человека, делают новые открытия — и все равно она остается загадкой.
Свойства восприятия
Восприятие обладает следующими свойствами:
Предметность—в образе восприятия мы отражаем не наши субъективные состояния, а явления и предметы объективного мира. Предметность состоит в отнесении наших впечатлений о предмете к данному предмету. Этим свойством восприятие обладает благодаря перцептивным действиям, участвующим в восприятии.
Целостность и структурность—эти свойства восприятия были наиболее подробно изучены гештальтпсихологами. Проблема: как феноменальный мир организован в восприятии. Когда мы смотрим вокруг, то у нас возникает не хаос ощущений (цветовые пятна, линии, отдельные токи), а окружение, четко разделенное на осмысленные предметы, то есть восприятие является целостным, структурно организованным процессом.
В гештальтпсихологии были сформулированы законы восприятия, которым подчиняется восприятие формы. Для восприятия фигуры огромное значение придается фону, который служит тем общим уровнем, на котором выступает фигура. Фигура и фон образуют вместе единую структуру, следовательно, первая не может существовать без второго. Гештальтпсихологами Был сформулирован принцип прегнантности: наше восприятие стремится быть настолько простым и хорошим, на сколько позволяют условия стимула. Назовем некоторые из законов восприятия, которые отвечают данному принципу:
1. Закон близости — чем ближе объекты друг к другу в зрительном поле, тем с большей вероятностью они организуются в единые, целостные образы:
2. 3акон продолжения — если элементы обладают свойством продолжения, выступая как части простого целого, то их легко организовать в связанные единицы:
3. Закон дополнения до целого — если фигура не закончена, то мы стремимся видеть ее как целое.
4. Закон хорошей фигуры — если общая структура лучше, чем её части, то она воспринимается как одна, разделенная линией. Если части лучше, чем целое, то целая фигура начинается делиться на две в оптическом поле: Представители гештальттеории считали, что перцептивные процессы врождены, следовательно, законы, выявленные ими, действуют везде, во всех культурах. Однако. Свойства, описанные ими, распространяются только на представителей определенной культуры, а в других культурах не работают. Достаточно сказать, что то, что в нашей культуре воспринимается как незамкнутый круг, в других культурах воспринимается как браслет.
Кроме того, гештальттеория не затрагивает смысл как средство организации зрительного поля. Например, следующая строчка букв легко распадается на единицы в соответствии со значение слов:
Погодахорошая
Если это же написать на незнакомом языке, то такой организации не происходит:
Theweatherisfine
Смысловая организация не ограничивается словесным материалом. Посмотрите на следующие изображения, по всей видимости, они имеют небольшой смысл для вас: Это просто некое скопление форм и линий. Но как только вам скажут, что рисунки изображают «Солдата и собаку, проходящих за воротами забора» и «Женщину, моющую пол», то они сразу организуются в понятную структуру. Примечательно, что после того, как эти рисунки ассоциируются с конкретными значениями (и поэтому воспринимаются определенным образом), становится трудно воспринять их как что-то другое.
Константность восприятия выражается в относительном постоянстве величины, формы и цвета предметов при—изменяющихся, в известных пределах, условиях их восприятия. Если воспринимаемый нами предмет удалить от нас, то отображение его па сетчатке глаз уменьшится, а между тем в восприятии образ сохранит приблизительно туже величину. Точно также форма отображения предмета на сетчатке будет изменяться при каждом изменении угла зрения, под которым мы видим предмет, но его форма будет нами восприниматься как более или менее постоянная. Стоящую передо мной тарелку я воспринимаю как круглую, и соответствии с отображением на сетчатке. Но отображение, которое получается на моей сетчатке от тарелок моих соседей, не круглое, а овальное — это эллипсы. Тем не менее, видимая мною форма предметов остается постоянной: она соответствует объективной форме самих предметов. Легко понять, как велико практическое значение постоянства величины, формы, цвета. Если бы наше восприятие не было константно, то при каждом нашем движении, при всяком изменении
Расстояния, отделяющего нас от предмета, при малейшем повороте головы или изменении освещения изменялись бы основные свойства, по которым мы узнаем предметы. Константность восприятия—необходимое условие ориентировки человека в мире Источником константности являются активные действия перцептивной системы.
Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях обеспечивает константность образа восприятия.
Осмысленность восприятия. Восприятие не сводится к одной лишь чувственной основе, мы воспринимаем предметы, которые имеют определенное значение. Практически, для нас существенно именно значение, потому, что оно связано с употреблением предмета. Форма же важна лишь как признак для опознания предмета в его значении. Осмыслить восприятие—значит осознать предмет, который оно отображает. Осмысленность восприятия означает что в него включается мышление. Воспринимая единичный предмет, мы можем осознать его как частный случай общего. Например, называя предмет «часы», мы уже переходим от единичного, отдельного к общему. Таким образом, начальный этап обобщения (а это мыслительная операция) начинается уже на уровне восприятия.
Это положение хорошо иллюстрируется случаем с нарушением обобщенности восприятия. Так, у одного больного была утрачена способность называния цветов: он не мог сам употреблять названия цветов, не понимал их значение, когда их употребляли другие. Цвета ему представлялись как цвета определенных предметов, например, голубой цвет — как цвет незабудки. Однако цветоощущение у него было совершенно нормальным: он различал все оттенки цветов. При испытании этот больной оказался не в состоянии подобрать к данному образцу куски цветной шерсти, если их окраска отличалась насыщенностью или яркостью. То есть у него не было обобщенного восприятия красного, зеленого и других цветов, к которым он мог бы отнести различные оттенки.