В современном мире конфликты неизбежны, поэтому важно понимать их суть, уметь управлять ими, стремиться к тому, чтобы конфликты как можно меньше вредили личности и обществу.
Социальный конфликт – это столкновение противоположных целей, взглядов, позиций и мнений разных субъектов социального взаимодействия.
Социальный конфликт обычно вырастает из социальной напряженности, которая, в свою очередь, появляется из-за социальной неоднородности общества, различий в уровне доходов, престиже или наличия/отсутствия доступа к власти.
Стадии развития социального конфликта
Возможные сценарии развития конфликта
Ученые выделяют четыре стадии социального конфликта:
- Предконфликтная стадия проходит в две фазы:
— скрытая фаза, в период которой недовольство сторон друг-другом только начинает созревать и еще не высказано;
— инцидент, то есть внешнее событие, которое провоцирует конфликт, становится причиной действия конфликтующих сторон.
- Конфликтная – основная стадия. Для сторон в этот период характерно конфликтное поведение, то есть стремление блокировать достижение целей, намерений или интересов противостоящей стороны с помощью прямых или косвенных методов.
- Стадия разрешения конфликта может осуществляться через объективное изменение ситуации или через изменение субъективного восприятия ситуации участниками конфликта.
- Послеконфликтная стадия может протекать по-разному. В этот период между сторонами, которые ранее конфликтовали, могут сложиться как дружеские, так и неприязненные отношения. От того, как протекает эта стадия, зависит, появятся ли между враждовавшими сторонами новые конфликты.
Для примера постараемся отследить стадии конфликта между двумя друзьями, которые, посмотрев один и тот же фильм, по-разному оценили поступки его героев. Обсуждая увиденное, друзья заспорили, и оба настолько увлеклись, что не заметили, как шутливое обсуждение перешло в настоящую ссору. Разгоряченные спором, друзья решили больше не общаться, но через некоторое время оба успокоились и поняли, что такая мелочь, как разные взгляды на кинокартину, не должна разрушить их дружбу.
В некоторых конфликтах первая стадия протекает очень быстро или ее нет совсем. Конкретно в этом примере на предконфликтной стадии будущие оппоненты формулируют мнение о фильме. Инцидентом, спровоцировавшим конфликт, стало желание обсудить увиденное.
На стадии конфликта оппоненты спорили, каждый пытался навязать другому свою точку зрения, но ни один не преуспел.
Конфликт завершился не в тот момент, когда друзья перестали разговаривать друг с другом, а только после того, как оба осознали незначительность причины спора, то есть, изменилось субъективное восприятие ситуации сторонами конфликта.
Послеконфликтной стадии как таковой в этом примере нет, однако сильная ссора может навсегда разрушить дружбу или товарищеские отношения, а если одна из сторон останется недовольна разрешением конфликта, то есть риск его повторения в ближайшем будущем.
Конспект на тему «Структура, функции, сущность, стадии протекания социальных конфликтов»
Социальный конфликт
— это наивысшая стадия развития противоречий в отношениях между людьми, социальными группами, общества в целом, которая характеризуется столкновением противоположно направленных интересов, целей, позиций субъектов взаимодействия. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в их основе всегда лежит отсутствие согласия между двумя или более сторонами.
В упрошенном виде структура социального конфликта
состоит из следующих элементов:
- объекта — конкретной причины столкновения субъектов;
- двух и более субъектов, конфликтующих из-за какого-либо объекта;
- инцидента — формального повода для начала открытого противоборства.
Конфликту предшествует возникновение конфликтной ситуации. Это противоречия, возникающие между субъектами по поводу объекта.
Под воздействием роста социальной напряженности конфликтная ситуация постепенно трансформируется в открытый социальный конфликт. Но сама по себе напряженность может существовать долго и не перерастать в конфликт. Для того чтобы конфликт стал реальным, необходим инцидент — формальный повод для начала конфликта.
Однако реальный конфликт имеет более сложную структуру. Например, кроме субъектов в нем задействованы участники (непосредственные и косвенные), сторонники, сочувствующие, подстрекатели, посредники, арбитры и др. Каждый из участников конфликта имеет свои качественные и количественные характеристики. Объект также может иметь свои особенности. Кроме того, реальный конфликт развивается в определенной социальной и физической среде, которая также оказывает на него влияние.
Под функцией конфликта понимают ту роль, которую выполняет конфликт по отношению к обществу и его различным структурным образованиям: социальным группам, организациям и индивидам.
Различают явные и скрытые (латентные) функции конфликта. Явные функции конфликта
характеризуются тем, что его последствия совпадают с целями, которые провозглашали и преследовали оппоненты конфликта.
Скрытые (латентные) функции конфликта
— такие, когда его последствия обнаруживаются лишь с течением времени и они в определенной степени отличаются от намерений, ранее провозглашенных
участниками конфликта. Латентные функции могут выражаться также в том, что его последствия вообще могут оказаться неожиданными и не отвечающими целям участников конфликта.[5.109.].
Сущность социального конфликта
состоит в достижении общего согласия между частными волями и тем самым в предотвращении необходимости применения принуждения по отношению к какой-либо из них, устранении возможности раскола общества на противостоящие друг другу, противоборствующие лагеря. Благодаря этим особенностям социальный конфликт является важным инструментом управления в демократическом обществе, поддержания его целостности и стабильности. Однако следует подчеркнуть, что сам по себе социальный конфликт не разрешает конфликтов и противоречий, он лишь может предполагать и предварять это разрешение.
Процедурный механизм достижения социальный конфликт обычно заключает в себе переговоры, на которых осуществляются:
1) анализ конфликтной (проблемной) ситуации с тем, чтобы разобраться в сути проблемы, разделяющей противостоящие стороны, осознать их интересы, уточнить позиции, преследуемые цели и т. п.;
2) выяснение основы, сближающей позиции сторон и обнажающей точки соприкосновения их интересов;
3) определение меры и существа уступок друг другу;
4) поиск соглашения, устраивающего заинтересованные стороны и определяющего их действия по выполнению принятого соглашения, т. е. разрешению или сглаживанию общей проблемы, споpa, конфликта.
Социальный конфликт считается достигнутым, если его участниками принято соответствующее соглашение, фиксирующее их взаимные обязанности и ответственность по отношению друг к другу. Разумеется, практическая реализация социальный конфликт опирается на наличие в обществе отработанных социальных (правовых, нравственных и др.) механизмов справедливого разрешения конфликтов, споров, разногласий. Если подобный механизм отсутствует или недостаточно развит, то это, естественно, сужает возможности заключения и реализации социального конфликта. Процесс достижения социального конфликта может быть сложным и трудным. Все зависит от того, насколько каждый из его участников способен руководствоваться не только своим, но и общим интересом, в какой мере все они готовы поступиться ради этого последнего собственными целями. [6.].
В процессе вызревания конфликта можно выделить 4 стадии:
1. Скрытую стадию
— обусловленную неравным положением групп индивидов в сферах “иметь” и “мочь”. Она охватывает все аспекты жизненных условий: социальный, политический, экономический, моральный, интеллектуальный. Главная ее причина — стремление людей к улучшению своего статуса и превосходству;
2. Стадию напряженности
, степень которой зависит от позиции противоборствующей стороны, имеющей большую мощь, превосходство. Например, напряженность равна нулю, если доминирующая сторона занимает позицию сотрудничества, напряженность понижена — при примиренческом подходе, очень сильна — при непримиримости сторон;
3. Стадию антагонизма
, которая проявляется как следствие высокой напряженности;
4. Стадию несовместимости
, являющуюся следствием высокой напряженности. Это собственно и есть конфликт.
Возникновение конфликта не исключает сохранения предыдущих стадий, так как скрытый конфликт продолжается по частным вопросам и, более того, возникают новые напряженности.
В своем развитии конфликт проходит пять основных стадий.
Первая стадия
характеризуется появлением условий, создающих возможности для возникновения конфликта в будущем, а именно:
- проблем, связанных с общением (неудовлетворительный обмен информацией, отсутствие взаимопонимания в коллективе);
- проблем, связанных с особенностями работы организации (авторитарный стиль управления, отсутствие четкой системы оценки работы персонала и вознаграждений);
- личностных качеств работников (несовместимые системы ценностей, догматизм, неуважение к интересам других членов коллектива).
Вторая стадия
характеризуется таким развитием событий, при котором конфликт становится очевидным для его участников. Об этом могут свидетельствовать изменение взаимоотношений между участниками конфликта, создание напряженной обстановки, ощущение психологического дискомфорта.
Третья стадия
характеризуется очевидностью намерений участников конфликта разрешить создавшуюся конфликтную ситуацию. Здесь можно выделить основные стратегии разрешения конфликта:
- конфронтация, когда одна из сторон хочет удовлетворить свои интересы, не считаясь с тем, как это повлияет на интересы другой стороны;
- сотрудничество, когда предпринимаются активные попытки наиболее полно удовлетворить интересы всех участвующих в конфликте сторон;
- стремление избежать конфликта, когда конфликт игнорируется, стороны не желают признавать его существование, пытаются избегать людей, с которыми возможны разногласия по тем или иным вопросам;
- приспособленчество, когда одна из сторон конфликта стремится поставить интересы другой стороны выше собственных;
- компромисс, когда каждая из сторон конфликта готова частично пожертвовать своими интересами во имя обших.
Четвертая стадия
конфликта наступает, когда намерения его участников воплощаются в конкретные формы поведения. При этом поведение участников конфликта может принимать как контролируемые формы, так и не контролируемые (столкновение групп и т.д.).
Пятая стадия
конфликта характеризуется тем, какие последствия (позитивные или негативные) наступают после разрешения конфликта.
При управлении конфликтами
наиболее часто используются следующие методы:
- организация встреч конфликтующих сторон, оказание им помощи в выявлении причин конфликта и конструктивных путей его разрешения;
- постановка совместных целей и задач, которые не могут быть достигнуты без примирения и сотрудничества конфликтующих сторон;
- привлечение дополнительных ресурсов, в первую очередь в тех случаях, когда конфликт был обусловлен дефицитом ресурсов — производственных площадей, финансирования, возможностей для продвижения по службе и т.п.;
- выработка обоюдного стремления пожертвовать чем-либо для достижения согласия и примирения;
- административные методы управления конфликтом, например перевод работника из одного подразделения в другое;
- изменение организационной структуры, совершенствование обмена информацией, перепроектирование работ;
- обучение работника навыкам управления конфликтами, мастерству межличностного общения, искусству ведения переговоров.[6.].
Условия урегулирования социального конфликта
Конфликт, который ни одна из сторон не пытается разрешить, может течь на протяжении нескольких месяцев или даже лет. Для предотвращения такой ситуации в современной конфликтологии сформулированы условия, при которых возможно успешное разрешение социального конфликта:
Во-первых, необходимо быстро и точно установить причину конфликта. Зачастую именно устранение причины конфликта помогает разрешить ситуацию.
Во-вторых, обе стороны должны быть заинтересованы в скорейшем завершении конфликта. Если одна из сторон (или обе) упорствует в желании поддержать конфликт, то нужно объяснить ей выгоду мирного решения проблемы.
В-третьих, стороны должны совместными усилиями найти выход из сложившейся ситуации, желательно, чтобы этот выход учитывал интересы обеих сторон.
В-четвертых, на послеконфликтной стадии сторонами должны быть предприняты все усилия для того, чтобы конфликт не повторился.
Теоретическая разработка социальных конфликтов
Основоположниками «теорий конфликта» являются Г. Спенсер, К. Маркс и Г. Зиммель. Герберт Спенсер (1820-1903) указывал на социальные конфликты как на часть социального естественного отбора, был сторонником эволюции. Карл Маркс (1818 – 1883) утверждал, что без революций невозможно решить назревшую серьезную конфликтную ситуацию в обществе. Георг Зиммель (1858-1918) считал, что конфликт – это часть социальной жизни, он даже полезен, только в том случае, если краткосрочен.
Представители теории функционализма Эмиль Дюркгейм (1858-1917) и Толкотт Парсонс (1902-1979) считали, что в хорошо работающей социальной системе должен господствовать консенсус (согласие), а конфликт не должен находить почвы в обществе.
Представители социологии конфликта Ральф Дарендорф (1929-2009), Льюис Козер (1913-2003) и Кеннет Боулдинг (1910-1993) отмечали, что большое количество обособленных друг от друга конфликтов способствует единению общества в целом.
Какие бывают конфликты
Социальные конфликты очень разнообразны. Они различаются по основанию.
Можно назвать несколько видов по разным основаниям:
- глобальные и локальные (по территории);
- длительные и краткосрочные (по времени);
- внешние и внутренние (по направлению воздействия);
- насильственные и ненасильственные (по средствам);
- прогрессивные и регрессивные (по степени влияния на общество).
Оснований для классификации можно подобрать достаточно много.