Трансперсональная психология — что это такое. Описание и обучение

Трансперсональная психология открывает то, что скрыто глубоко в подсознании. Она достает на поверхность такие детали вашей жизни, о которых вы давно забыли, а, может, и не знали. Для чего это нужно? Чтобы изменить жизнь в лучшую сторону, избавиться от бессознательных факторов, влияющих на ваше поведение и мышление. А также, чтобы очистить ваше сознание от негатива, хранящегося там долгие годы.

Что такое трансперсональная психология

Трансперсональной психологией называют науку, которая изучает измененные состояния человеческого сознания и психики. Ее основой считаются исследования Карла Юнга и Абрахама Маслоу. По мнению ученых, внутри каждого человека есть нечто бессознательное. И оно влияет на формирование личности, поведение, отношения с другими людьми. На пике переживаний это бессознательное вскрывается, что помогает справиться со многими внутренними проблемами.

Помимо Маслоу, представителями трансперсональной психологии стали Э. Сьютич, С, Гроф, Дж Фейдиман, М. Вич, С. Маргулис. Каждый из них дополнил науку, открыл в ней новое направление и провел эксперименты.

Ученые создали Ассоциацию трансперсональной психологии и выпустили посвященный ей журнал. Через несколько лет в Калифорнии был создан Институт трансперсональной психологии. Его основателем стал Роберт Фейджер. Несмотря на это, признание в научных кругах это течение еще долго не приобретало. Многие даже считали его абсурдным.

Ситуация изменилась в 1996 году, когда Британское психологическое общество открыло отделение трансперсональной психологии. Что поспособствовало росту ее популярности среди ученых. Также были написаны книги по трансперсональной психологии. Самые известные из них – «За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии» (С. Гроф) и «Космическая игра. Исследование рубежей человеческого сознания» того же автора.

Это направление изучает сразу несколько сфер:

  • измененное сознание;
  • парапсихологию;
  • духовные и религиозные практики;
  • влияние на сознание и психику человека психоделических препаратов;
  • дыхательные методики;
  • йогу, техники медитации;
  • мир переживаний, связанных со смертью.

Еще одной сферой трансперсональной психологии является духовное развитие человека.

Продышать психотравмы

Самая известная фигура трансперсональной психологии — чешско‑американский психолог Станислав Гроф. По его мнению, психические расстройства человека — это личностные и духовные кризисы, а не болезни. И чтобы выйти из них, необходимо расширить сознание. Что, в свою очередь, поможет открыть бессознательное, обнаружить подавленные переживания, перепрожить их и тем самым избавиться от них.

До ужесточения политики в отношении психотропных веществ такой «вылет» за пределы пространства и времени осуществлялся с помощью ЛСД. После того как его запретили в США, Гроф и его жена в качестве альтернативы начали использовать разработанный ими метод холотропного дыхания.

Этот метод основан на сочетании ритмической музыки (нью-эйдж и этно) и учащенного дыхания и реализуется только в присутствии ситтера, наставника, который помогает человеку входить в необходимое состояние и выходить из него.

Во время практики у человека происходит гипервентиляция легких, он впадает в предобморочное состояние — возникает эйфория, звон в ушах, летают мушки перед глазами, появляются судороги, которые сторонники метода называют «зажимами», имеющими психологическую природу. Последователи Грофа считают, что таким образом на поверхность «выходят» психотравматические моменты жизни, которые и являются причиной дисгармонии.

«В холотропных состояниях мы имеем возможность переживать в ярких подробностях все стадии своего биологического рождения, воспоминания пренатальной жизни и даже информацию о зачатии, записанную на клеточном уровне. Трансперсональные переживания могут вывести нас к эпизодам из жизни близких и далеких предков, в сферу расового и коллективного бессознательного, а также обеспечить доступ к эпизодам, которые относятся к воспоминаниям о прошлых воплощениях…» — пишет Гроф.

Помимо холотропного дыхания, применяется ребефинг («перерождение») — техника осознанного дыхания, которую изобрел Леонард Орр. Он советует практиковать его всем без исключения, потому что верит, что ребефинг поможет преодолеть травму рождения, которая есть у каждого. Также в инструментарий трансперсоналистов входят телесно-ориентированные практики (йога, цигун), анализ снов, медитация, гипноз, рисование мандал, депривация сна, ограничение потребления воды, длительное обездвиживание, чрезмерные физические нагрузки и употребление ПАВ. Многие из этих методов позаимствованы из различных религиозных течений, оккультизма и мистицизма, поэтому трансперсональную психологию иногда называют новым шаманизмом.

Основные идеи

Если говорить кратко, в основе трансперсональной психологии лежит идея о существовании бессознательной части человеческой психики. Она оказывает влияние на образ жизни, мышление, взгляды, принципы, приоритеты. Определяет поведение человека на протяжении всей его жизни.

Бессознательный пласт состоит из чувств, переживаний, эмоций, которые были вытеснены из сознания по разным причинам. Сюда же относятся воспоминания.

Трансперсональная психология изучает все аспекты личности. Но ее главная задача – изучить сознание, которое при особых обстоятельствах может выходить за привычные рамки. Это случается тогда, когда человек погружается в одно из измененных состояний.

Попасть внутрь себя можно разными способами. Для этого были разработаны различные методики и техники. В трансперсональном состоянии человек получает возможность почувствовать единство со Вселенной, вновь пережить тревожащие его события, избавиться от негативных эмоций, решить психологические проблемы.

Смысл и сверхзадача обучения интегральной психологии – не пересказ повествований об интегральном знании и даже не передача его живительных капель, но открытие его источника в каждом обучающемся.

Трансперсональная психология — направление, фокусирующее внимание на глубинных областях психики, процессах развития личности и динамики сознания, философски переосмысляющее и научно обосновывающее представления, опыт и психотехнологии мировых духовных традиций. Объект исследовательских и практических парадигм и проектов трансперсональной психологии — творческий, самосовершенствующийся, стремящийся к полной и адекватной реализации своих возможностей, человек.

Трансперсональная психология стала интенсивно развиваться в 70-е годы, сначала в рамках гуманистического подхода, а затем выделилась в самостоятельное направление психологической науки и практики.

К моменту возникновения гуманистического и трансперсонального направлений в психологии и психотерапии эффективно применялись и интенсивно развивались различные подходы, исследовательские и практические методы, техники, инструменты. Однако, объектом изучения и воздействия этих методов и инструментов все более и более становилась не личность как таковая, а та или иная (зачастую, квантифицированная) модель опирающегося на поле сознания Эго. В основном же, работа исследователей и практиков была направлена на обособленный – в их представлениях, но отнюдь не в реальной жизни – конструкт или процесс психики.

За рамки этой работы были вынесены базовые, априорные (изначально, еще до рождения человека присутствующие в его психике) коллективные паттерны бессознательного. Без внимания оставались также глубинные смыслы социального контекста, обуславливающие столь важные компоненты реализации личностного потенциала, как харизматичность, востребованность, успешность. Для среднего обывателя западной цивилизации — в том числе, и психолога — шокирующим было откровение о том, что нечто, воспринимаемое им как свое Я – не только «отнюдь не вся психика» (Юнг) – но и «отнюдь не Я»; о том, что в его психической деятельности доминирует бессознательное, регламентирующее направленность и напряженность потоков психоэмоциональной энергии, интенсивные и экстремальные переживания, творческие процессы, аффекты.

Базальный внутренний конфликт – разрыв между сознанием и бессознательным – стал распространенным (если не тотальным) явлением. Его последствия: с одной стороны, неврозы, депрессии, экзистенциальные фрустрации, разрушительные для личности суррогаты интеграции поверхностных и глубинных слоев бытия (алкоголизм, наркомания, участие в псевдорелигиозных сообществах), с другой — стихийно возникавшие и патологизировавшиеся переживания мистического и квазидуховного опыта.

Распространенность базального конфликта и необходимость противодействовать его последствиям привели к тому, что учеными и специалистами психологии, философии, социологии и медицины были поставлены задачи — вернее, ученые и специалисты оказались поставленными перед упомянутыми задачами — не только разработка, но и верная формулировка которых предусматривала смещение внимания к недоступным сознанию или закрытым от него регионам психики.

Объектом глубинной психологии (психоанализа, аналитической психологии, гуманистической и трансперсональной школ) становится уже не личность — совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий — а идивид — «обособленное, нечленимое единство, некая целостность, включающая – по необходимости — как незримую область бессознательного, так и сознание» (Юнг). Психологи приходят к пониманию того, что даже глубинные, неосознаваемые причины отдельных симптомов, проблем, травматических переживаний – только указывают на сбой в системе психики, свидетельствуют о нарушении целостности индивида, что только целостный (холистический, интегральный) подход открывает успешные пути достижения психического здоровья. Поиск этих путей – символ веры, начертанный на знамени трансперсональной психологии.

Понятия “цель” τελός и “целое” τελειός этимологически связаны. Достижение цели одновременно означает и завершение действия, восхождение к полноте, совершенству, красоте. Цель достигается тогда, когда оказывается построенным совершенное, симметричное, прекрасное целое. Согласно представлениям аналитической, гуманистической и трансперсональной психологии, личность — форма проявления, неотъемлемая автономная часть мирового единства.

Конфликтные напряжения между фрагментами и уровнями организации личности, между человеком и его экзистенциальным контекстом, средой жизнедеятельности — свидетельствуют о том, что данный индивидуум не интегрирован (не собран, не целеустремлен, не гармоничен), что его намерения и стратегии не интегральны (не соотнесены со структурами и процессами мира как целого). На устранение этих напряжений, восстановление целостности личности и интеграцию ее в мировое единство направлены теоретические поиски и практические усилия интегральной психологии.

Интегральная (интегративная) психология — обобщение в широком понятийном и методологическом контексте, закономерное развитие трансперсональных подходов, принципов, идей, разработок.

Различие в названиях интегрального — интегративного направления обусловлены даже не восприятием и отображением разных ракурсов единого созерцаемого, но различием манер и интенций созерцания, профессиональными предпочтениями называющего. Интегральный – обладающий единством, признающий целостность основополагающим принципом деятельности. Интегративный – синтезирующий, ведущий к целостности.

Мировоззренческим оком интегральной психологии является принцип единства, согласно которому и психика, и физический мир, и их совокупность — сложные, открытые, многоуровневые, самоорганизующиеся системы, — части, которые имеют смысл только в их отношении к целому.

Любая интегральная психотехника, в основе которой – принцип единства, является, или в ходе своего развития и усовершенствования с необходимостью становится интегративной. С другой стороны, эффективность интегративного метода или подхода определяется его интегральностью.

Интегральная (интегративная) психология — система опирающихся на принцип единства теорий, концепций, моделей, методов, умений и навыков, которые ведут человека к целостности — единству с миром и самим собой, меньшей конфликтности, раздробленности сознания, переживаний, поведения, и, как следствие, к гармоничной полноценной жизни и успешной самореализации.

Психотерапевтическая мастерская Трансперсональный подход в практике психологического консультирования и психокоррекции>>

Понимание структуры, аспектов, паттернов, свойств и процессов этой целостности, путей и способов ее восстановления (индивидуации), умение успешно действовать в ее контексте – концептуальное ядро и необходимое условие работы интегрального психолога, вне зависимости от того, в какой области теории или практики он специализируется.

По сути дела, интегральная психология – методологическая основа построения и применения технологий работы с людьми (консультирование, тренинги, групповые дискуссии, дыхательные, арт-терапевтические, телесно-ориентированные техники).

Практические методы интегральной психологии и программ интегрального развития личности включают в себя широкий спектр разнообразных по принципам и подходам, но дополнительных по сути своей, техник,

— в фокусе которых – личность как таковая, а не отдельные ее свойства, процессы, проблемы;

— осуществляющих комплексное и всестороннее воздействие на человека (тело, сознание, бессознательная психика);

— использующих непроявленный личностный ресурсный потенциал;

— направленных не столько на достижение целостности индивида, но и на реорганизацию, интеграцию его экзистенциального контекста, полную и адекватную самореализацию его, как личности, в социуме.

Применяя эти методы и техники, специалист по интегральной психологии не упускает из виду, что любая теория, концепция, терапевтический миф, направление, форма психокоррекции, учение, идея, житейское суждение — при кажущейся зачастую их полноте и универсальности, являются справедливыми лишь отчасти, что сценарий каждого интегративного процесса уникален. Интегральные психотехники не могут быть формализованы, растиражированы. Использование методов интегральной психологии – это, прежде всего, их творческая разработка – а, зачастую и вдохновенная импровизация — для каждого конкретного случая.

Интегративная психология и ее основа – целостное мировосприятие – не совокупность сведений и навыков, не свод правил, но философская и психологическая интенция, имеющая практическое применение, стиль профессионального мышления, знание особого рода, образ жизни.

Получение этого интегрального знания, переход к новому мировосприятию, изменение образа жизни возможно в процессе, состоящем из трех необходимых компонент:

— опыт целостности (его переживание, осмысление и интеграция);

— восстановление внутриличностного единства (индивидуация, самопознание);

— практика интегративной деятельности в социуме.

Как говорят, «язык не поворачивается» назвать этот процесс «дополнительным образованием» или «профессиональной подготовкой» — но, тем не менее, о профессии интегративного психолога можно говорить только как о результате этого процесса.

Требование к образовательным программам по интегративной психологии, реализующим этот процесс, не могут не быть высокими. Эти программы должны быть программами «нового поколения» или нового уровня профессиональной подготовки не только психологов и психотерапевтов, но и специалистов любых иных профессий, предусматривающих работу с людьми.

Краеугольный камень этих программ (в противовес дихотомии специального и системного образования) — продуктивный синтез направленности на подготовку практикующих специалистов — и полимодального, комплексного, системного, целостного подхода. Упомянутые программы должны также сочетать высокий профессиональный уровень представления и легкость освоения материала.

Еще одно, немаловажное требование – восхождение от обыденности к высшим, бытийным ценностям и глубинным смыслам, поиск и понимание места этих ценностей и смыслов в экзистенциальном контексте.

Программы интегрального образования развивают креативность, подготавливают и настраивают главный (может быть, единственный) инструмент – личность — специалиста интегративной психологии, которая должна быть, во-первых, целостной, а во-вторых, способной не только ставить и решать венчурные, инновационные задачи, но и справляться с обыденными в соответствии с парадигмами творческой разработки и применения интегральных психотехник.

Без подготовки этого инструмента овладение любыми навыками, методами и приемами трансперсонального и, тем более, интегрального арсенала будет, в лучшем случае, бесполезным. Здесь вполне уместно вспомнить рассуждение Поля Феерабенда об «антиметодологии» как основе прогресса или привести замечательное высказывание Абрахама Маслоу: «если психологию сводить к набору правил и методик, то в чем будет ее отличие от игры в шахматы или лечения зубов».

В образовательных программах по интегральной психологии даже освоение теоретической базы предусмотрено не в форме сообщения и заучивания необходимых сведений, а в форме тренинга, самостоятельной творческой работы с материалом программ.

Специалист, получивший профессиональную подготовку по направлению «Интегративная психология», способен непосредственно после выпуска не только взяться за сложные задачи психологической практики, но и предложить более высокий, даже по сравнению с системным – интегральный – уровень их решения. Такой специалист, независимо от профессии и рода деятельности (консультирование, психокоррекция, работа с персоналом, PR, менеджмент) — становится эксклюзивным, востебованным, высокооплачиваемым.

В Книге «Веданта – религия будущего» Вивекананда рассказывает притчу об Учителе, который предлагает ученику, увлекающемуся чтением сакральной литературы, выжать книгу о дождях и получить, таким образом, влагу дождевых капель. Смысл и сверхзадача обучения интегральной психологии – не пересказ повествований об интегральном знании и даже не передача его живительных капель, но открытие его источника в каждом обучающемся.

Автор: Бревде Геннадий Михайлович>>

Психотерапевтическая мастерская Трансперсональный подход в практике психологического консультирования и психокоррекции>>

Трансперсональная Арт-терапия и психическая целостность личности (Бревде Г.М.)

Отличие трансперсональной психологии от других наук

Большинство направлений психологии требуют факты, аргументы и доказательства. И они должны быть достоверными. Трансперсональное ответвление базируется исключительно на бессознательных проявлениях личности. Выделяют 5 главных принципов трансперсональной психологии:

  1. Сознание безгранично, подобно космосу.
  2. Личность можно рассматривать с разных сторон, в разных контекстах.
  3. Сознание человека сочетается с разумом Вселенной.
  4. Личность человека определяется его душой и рассудком. А они, в свою очередь, составляют единое целое.
  5. Наука объединяет в себе знания даже из, казалось бы, совсем непохожих наук.

Психологам, работающим в трансперсональном направлении, до сих пор так и не удалось научным способом подтвердить достоверность своих исследований. Но одно можно сказать точно: наука способна объединить в себе психофизику и психофизиологию.

Измененное сознание

Трансперсональные исследования изучают состояния измененного сознания, когда оно выходит за предел привычного «я». Основная часть материалов трансперсональной психологии взяты из толкований снов, опыта медитаций и паранормальных явлений.

Представители этого направления допускают существование высших сил, однако избегают прикрепления к какой-то определенной религии. Трансперсональная психология стремится к свободе, любви и всеобщему братству. Основная задача этого направления — преодолеть личную изоляцию, самодостаточность и центрированность. Что же говорили об этой науке ее представители?

Методики трансперсональной психологии

Условно техники трансперсональной психологии их можно разделить на 2 группы: общие и для анализа изменений сознания. К первой группе относятся:

  • дыхательные практики;
  • психофизиологические эксперименты;
  • использование психоделических препаратов;
  • психодиагностика;
  • воздействие на осязание и другие органы чувств;
  • игры с воображением, визуализация.

Для того, чтобы инициализировать изменения в сознании, используют несколько методик:

  1. Концентрация внимания сначала на одном, а потом на другом предмете. Переключение происходит резко.
  2. Ограничение потребления жидкости при сильных физических нагрузках.
  3. Чрезмерная активность, например, бег без остановки на протяжении длительного промежутка времени.
  4. Чередование взаимодействия низких и высоких температур.
  5. Воздействие музыки.
  6. Пребывание в одиночестве.
  7. Нахождение в обездвиженном состоянии.
  8. Бессонница.
  9. Холотропное дыхание.

Также довольно популярными считаются такие методики трансперсональной психологии, как ребефинг и тета-хилинг.

Уильям Джеймс

В джиффордских лекциях, которые назывались «Многообразие религиозного опыта», У. Джеймс акцентировал внимание на том, что для понимания духовных переживаний необходимо пользоваться эмпирическими методами. Ученые допускают ошибку, когда начинают делить реальность на объект наблюдения и субъект, потому что все зависит от внешнего наблюдателя. То, как человек интерпретирует видимую им реальность, должно стать предметом исследования. В результате можно будет исследовать, каким уровнем сознания обладает индивид и насколько ему нужна духовная трансформация.

Трансперсональная психология Грофа

Станислав Гроф посвятил несколько лет изучению той бессознательной части человеческой психики, которая проявляется при измененном сознании. В процессе работы он использовал психоделические препараты. Однако вскоре их применение было запрещено. Ученому пришлось заняться разработкой нового способа проникновения во внутренний мир человека. Им оказалось холотропное дыхание. Эта техника помогает справиться с рядом препятствий, возникающих на пути к изменению сознания. Их 4:

  1. В тот момент, когда происходит открытие бессознательного пласта психики, активизируются все органы чувств.
  2. Всплывают воспоминания, например, психологические травмы, о которых мозг предпочел «забыть».
  3. Появляются переживания, которые так или иначе связаны со смертью и рождением.
  4. Проявляется трансперсональная часть человеческой психики. Происходит расширение сознания, его выход за пределы времени и пространства.

По мнению Грофа, глубоко в подсознании каждого человека хранятся неразрешенные проблемы, которые влияют на его жизнь. Решить их можно, если по новой пережить те события, еще раз испытать те чувства и эмоции. Это и есть главная цель холотропного дыхания.

Как пользоваться методикой? Нужно сделать несколько частых глубоких вдохов. Это поможет изменить сознание. Внутри сформируется энергия, за которой человеку и нужно идти. При этом важно поддаваться всему, что происходит вокруг. Издавать звуки, занимать неожиданные позы, что-то чувствовать. Это не сумасшествие. Таким способом из подсознания удаляется все то, что годами мешало жить. В результате человек расслабится и успокоится.

Терапия в стиле фьюжн

С другой стороны, в лабораториях по всему миру изучают многие методы, которые использует трансперсональная терапия, например медитацию и прием психоделических веществ. А именитый нейробиолог и специалист по посттравматическому стрессовому расстройству Бессел ван дер Колк рассматривает танцы, МДМА, осознанное дыхание, йогу, ритмичную игру на барабанах и боевые искусства в качестве техник преодоления психотравмы. Исследователь объясняет, почему нетрадиционные методы могут применяться при лечении того же ПТСР:

«Рациональный исполнительный мозг отлично помогает нам понять, откуда берутся наши чувства. Вместе с тем он не способен устранить эмоции, ощущения и мысли. Понимание того, почему человек чувствует себя определенным образом, не меняет того, как он себя чувствует».

Психотерапевт Амина Назаралиева говорит, что «серьезные люди в клинической практике не используют холотропное дыхание», однако техника гипервентиляции легких применяются в КПТ.

Специалист применяет в работе с клиентом, страдающим паническим расстройством, например, экспозицию, во время которой ему нужно часто и глубоко дышать. Это искусственно вызывает панику и показывает, что от нее нельзя умереть или сойти с ума, чего часто боятся люди при панических атаках.

«Эти эффекты очень похожи на, то что я переживала, когда практиковала холотропное дыхание. Только тогда, в пору моей юности, эта практика продавалась как средство исцеления от всех болезней, способ достичь невероятного духовного роста. Но в научной литературе не приводится доказательств этому», — рассказывает Назаралиева.

Техника ребефинга

Разработана американским ученым Леонардо Орро более 40 лет назад. Это дыхательная техника, позволяющая человеку родиться заново, избавившись от негативных эмоций в подсознании.

По мнению Орро, травмирующие психику события происходят с людьми с самого рождения. По сути, и само рождение можно записать в этот список. Все это сильно влияет на физическое и психическое здоровье. Сознание защищает человека от этих воспоминаний, пряча их в «хранилище» неосознанного. Но все равно он страдает от связанных с этими травмами страхов, комплексов, переживаний.

Ребефинг помогает справиться с вышеперечисленными проблемами. Перерождаясь, человек раз за разом переживает самые плохие моменты своей жизни. Все негативные эмоции он превращает в положительную энергию, испытывая при этом небывалую гармонию. Во многом техника ребефинга напоминает холотропное дыхание. Выглядит она примерно так:

  1. Человек дышит носом или ртом. Вдыхать можно как угодно. Выдыхать как обычно.
  2. Как только дыхание успокоится, нужно расслабиться. Лучшая поза для этого – лежа на спине. Ноги скрещивать нельзя. Сознание нужно освободить от любых мыслей.
  3. Сосредоточиться на ощущениях в теле. Почувствовали легкое покалывание или боль? Это дает о себе знать одно из спрятанных в подсознании негативных воспоминаний. Попытайтесь его вспомнить и прочувствовать.
  4. Превратите плохое в хорошее. Как это сделать? Подумайте о негативных воспоминаниях с юмором. Альтернатива – испытать наслаждение от того, что негатив, наконец-то, покидает тело.

Для того, чтобы ребефинг принес результаты, относиться к нему следует серьезно. Также нельзя игнорировать возникающие в теле ощущения.

Важные вопросы

Что даёт повышение квалификации?

Повышение квалификации дает возможность за короткое время получить новые знания, навыки и умения в рамках Вашей профессиональной деятельности.

По окончании программы повышения квалификации Вы получаете удостоверение, подтверждающее совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Какое оборудование нужно для обучения в дистанционном формате?

Компьютер с доступом в интернет. Желательно наличие веб-камеры.

Какой документ я получу по окончании обучения?

По окончании программы профессиональной переподготовки (свыше 250 часов) Вы получите диплом о профессиональной переподготовке. После окончания программы повышения квалификации (от 16 часов) Вы получите удостоверение о повышении квалификации.

Техника тета-хилинг

Эта методика трансперсональной психологии была придумана Вианной Стайбл в период, когда она боролась с онкологическим заболеванием. Она помогает достичь внутренней гармонии и удовлетворения жизнью. Попасть в состояние тета, согласно теории Стайбл, можно 2 способами.

Способ первый

План действий таков:

  1. Сядьте на стул, ступни поставьте на пол, держите спину ровно.
  2. Закройте глаза. Несколько раз глубоко вдохните. Между вдохами делайте небольшие паузы.
  3. Расслабьтесь. Мысленно переместитесь в область сердца. Сформируйте там сгусток энергии.
  4. Заберите энергию от сердца и выбросьте ее в центр Земли. После снова соберите ее в сгусток (в виде шара). Поднимите вверх над собой, помещением, в котором вы находитесь, вашим городом, страной и т.д. Выйдите в космос.

Все, что вам осталось, — плыть в космосе до тех пор, пока не увидите жемчужное белое свечение. Это ваша главная цель. В полете будьте осторожны, избегайте синих участков.

Способ второй

Сядьте на стул, займите удобное положение, расслабьтесь. Закрыв глаза, сделайте глубокие вдохи и выдохи. Как и в предыдущем случае, сосредоточьтесь на энергии, расположенной в области сердца. Дальше действовать нужно так:

  1. Представьте, что вы и стул – единое целое. Ваши молекулы и частицы стула сплетаются между собой. Но при этом все сохраняют свою форму, очертания.
  2. Теперь представьте, что вы на молекулярном уровне сливаетесь с предметами, которые находятся в комнате. А после и с самой комнатой.
  3. Следующий этап – слияние с домом, городом, природой, планетой и т.д. Не ограничивайте сознание. Мысленно выходите в космос.

Последний этап – единение с белым светом и некой космической желеобразной субстанцией. В результате вы сможете соединиться со Вселенной, попав таким образом в состояние тета.

Это не панацея

У меня было три сессии с Матреницким, во время которых я попробовала все техники, которыми он владел. Каждый раз он помогал мне сформулировать запрос, с которым я хочу поработать в состоянии транса. Затем просил меня сосредоточиться на телесных ощущениях: сфокусироваться на том, как бьется сердце, как тело становится тяжелее по мере его расслабления. Дальше по его указанию я представляла, как выглядит моя тревога. Она была и красным шаром, и скалой, и облаком пыли. Думаю, эти картинки зависели от моего общего настроения. Оставшееся время врач молчал, лишь изредка задавал вопросы типа «Что ты видишь теперь?», «Что хочешь сделать?». А я описывала ему всё, что рисовало мое воображение.

Есть медитации, в процессе которых нужно представлять, как внутри тебя растет цветок или дерево. В трансовой медитации, которую я практиковала с психотерапевтом, я делала то же самое, но без намерения увидеть определенную картинку. Я давала волю фантазии и иногда «смотрела» фильм про свое детство, иногда — про настоящее, а бывало, видела, как летаю в космосе и с гневом бью планеты. Но я всегда сама управляла визуальным рядом. Видимо, именно это помогло мне убрать тревогу — в воображаемых мирах я могла всё, если была максимально расслаблена и сконцентрирована.

Тревожность исчезла через месяц. И я была в восторге! Представьте, если бы вы всю жизнь жили с закрытыми глазами, а потом их вам открыли — и вы впервые увидели, как цветет сакура. Примерно так я себя ощущала.

Другая пациента Матреницкого, Ольга, тоже перестала беспокоиться. На сессиях она долго не могла расслабиться — настолько была сильна ее привычка контролировать себя и всё вокруг. Поэтому дома она дополнительно училась медитировать. В итоге самый главный опыт, который Ольга приобрела за время терапии с врачом, — это отпускание контроля.

«Раньше я не могла спокойно сидеть и смотреть фильм: мне было необходимо параллельно делать что-то „полезное“. Я гиперопекала своих близких, впадала в истерику, если сын или мама не отвечали мне, когда я звонила. А после терапии я будто выдохнула, впервые в жизни расслабилась. У меня улучшились отношения с родными, я начала работать с удовольствием и научилась отдыхать», — описывает свое новое состояние Ольга.

Полгода в моей жизни вообще не существовало беспокойства. Но затем тревога вернулась, хотя интенсивность ее значительно снизилась. Если раньше она была похожа на назойливую муху, то сейчас — на уставшую.

А справляться с ней мне помогали навыки, приобретенные на бессчетных сессиях когнитивно-поведенческой терапии.

Ольга тоже уверена, что одной трансперсональной терапии недостаточно: «Да, я откопала кучу глубинных проблем, получила другой жизненный опыт. Но мое поведение не изменилось. Чтобы освоить эти „ископаемые“ и интегрировать их в жизнь, мне приходится ходить к другому терапевту-гештальтисту».

Владислав Матреницкий говорит, что его подход не панацея. А Амина Назаралиева заключает, что начинать разбираться с ментальной проблемой нужно с методов, эффективность и безопасность которых научно доказана.

Абрахам Маслоу

Этот ученый стоял у истоков гуманистической психологии, основная направленность его деятельности — «пиковые переживания». К ним относятся инсайды, пиковые моменты любви, экстаз, потеря границ собственного «я». Описание этих моментов стало основным предлогом для развития трансперсональной психологии.

Во время одной из лекций в Сан-Франциско Маслоу говорил о появлении «четвертой силы», которая будет заниматься изучением опыта, что испытывает человек, медитируя или принимая психоделические препараты. В то время в психологии существовало только три направления: бихевиоризм, психоанализ и гуманистическая психология. Но ни одно из них было не в состоянии описать те явления, что были предназначены для «четвертой силы». Даже гуманистическая психология, именуемая «третьей силой», была ограничена в своих методах. Это послужило хорошим подспорьем для появления нового направления.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]