Что такое психология — ее история, используемые методы, области применения и направления

Обновлено 23 июля 2021 624 Автор: Дмитрий Петров
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Человек на протяжении всей жизни с кем-то встречается, ведёт беседы, создаёт отношения. А также общается с одноклассниками и одногруппниками, коллегами по работе, членами семьи, родственниками, друзьями.

Чтобы правильно подобрать подход, и всё прошло гладко, нужно изучать психологию человека. Это направление науки будет полезным и для личностного развития. Чем лучше себя знаешь, тем легче разглядеть негативные черты для их последующего исправления.

Постоянная забота о своём психическом состоянии способствует налаживанию чувства гармонии, снижению стресса. Давайте узнаем, что же такое психология, какие у нее бывают виды и направления.

Как зарождалась психология

В период античности философия взяла на себя заботу изучать человека. Философы того времени переняли из мифологии понятие души. Именно она олицетворяла психику и все её проявления (эмоциональное состояние, поведение).

Сократ рассматривал личность, как набор собственных ценностей, убеждений, жизненных позицией. Большое внимания он уделял умственным способностям, которые исследовал посредством беседы.

Аристотель выделил 3 формы души: растительная, животная и разумная. Он утверждал, что человек проходит их все на протяжении взросления. Называл сердце главным органом чувств, а душу – двигателем всего человека.

В Средневековье люди были тесно связаны с религией, которая проповедовала о том, что человек состоит из физической оболочки и души, которая полностью её заполняет.

Уже в эпоху Возрождения Декарт ввёл понятие рефлекса, которое легло в основу психологии: от внешнего мира идёт раздражитель, импульс проходит через головной мозг, который выдаёт обратно реакцию человека.

Учёный Лейбниц утверждал, что между душой и телом есть взаимосвязь, а не как говорили раньше — существуют себе отдельно по своим правилам. Также он впервые ввёл понятие о бессознательном.

А Локк выделил понятие сознания. Он различал накопление опыта, который идёт из внешнего мира, и того опыта, который возникает уже после размышлений.

Мюллер, Вебер, Фехнер – это известные физиологи, которые работали над доказательством существования рефлексов, опровержением наличия души, изучением психических процессов.

Вундт впервые в 1875 году открыл в Лейпциге институт, где проводились эксперименты. Именно там психология утвердилась как наука.

Эмоции

Эмоции – это психические процессы, которые отражают отношение субъекта к возможным или реальным ситуациям. Эмоции нельзя путать с такими эмоциональными процессами, как чувства, аффекты и настроения. На сегодняшний день эмоции изучены достаточно слабо и многими специалистами понимаются по-разному. По этой причине определение, данное выше нельзя считать единственно верным.
Читайте также: Как сделать укол самому дома?

Характеристиками эмоций являются:

  • Тон (валентность) – положительные или отрицательные эмоции;
  • Интенсивность – сильные или слабые эмоции;
  • Стеничность – влияние на активность человека: стенические (побуждающие к действию) и астенические (снижающие активность);
  • Содержание – отражает разные грани значения вызвавших эмоции ситуаций.

Эмоции в большинстве случаев проявляются в физиологических реакциях, т.к. последние зависят от них. Но сегодня ведутся споры на тему того, что и преднамеренные физиологические состояния могут вызывать определённые эмоции.

Эти и другие вопросы понимания и управления эмоциями рассматриваются в нашем тренинге по актерскому мастерству.

Психология — это наука о человеке и личности

Психология – это наука о закономерностях возникновения, формирования, развития психики человека в разных условиях и этапах жизни; как она будет проявляться у всего человечества и отдельной личности.

Для того чтобы собрать информацию, учёные использую такие методы:

  1. наблюдение – самый простой метод, который заключается в описании того, что происходит на момент какой-то ситуации или длительного жизненного периода;
  2. эксперимент – бывает естественный (в природных условиях с привнесением небольших изменений от специалистов) и лабораторный (происходит в штучно созданных условиях);
  3. анализ творчества человека – через него неосознанно проявляется состояние психики;
  4. тесты и задание различного характера;
  5. беседа – открытое общение между психологом и клиентом;
  6. интервью – специалист задаёт чётко сформированные вопросы.

Научные наработки из области психологии применяются и в практике. Создаются методы диагностики эмоционального состояние клиента, а также выявления нарушения памяти, внимания, мышления, волевой сферы.

Научные психологи думают над правильным построением консультации, чтобы получить нужные данные, и чтобы при этом клиент чувствовал себя комфортно.

Один из важных пунктов практической психологии является коррекция проблем психики, и человека в частности. А также терапия, если нужны более длительные сеансы, чтобы лучше разобраться с причиной, сильными неприятными ощущениями.

Как любая отрасль, которая имеет отношение к заботе о здоровье, эта наука создаёт перечень условий для психики человека, которых нужно придерживаться в организации учебного процесса, работы.

Ведутся профилактические лекции и существуют индивидуальные занятия, на которых рассказывают, как уберечь себя от неврозов, проблем в отношениях, бессонницы и других последствий нарушения психики.

Не стоит забывать о развитии человека с самого детства. Именно психология создаёт и придумывает всё новые рекомендации, как воспитывать ребёнка, улучшить его речь и мышление.

Со временем подростков, юношей и взрослых людей интересует, как развить в себе те или иные черты личности. И тут же наука приходит на помощь и предоставляет большое количество книг, тренингов и сеансов тет-а-тет с психологом.

Области психологии

В зависимости от того, людей из какой области изучают, выделяют различные виды психологии:

  1. общая психология – именно она занимается сбором информации для понимания о том, как в целом работает психика человека;
  2. социальная – изучает взаимодействие людей в больших и малых группах;
  3. психология личности – рассматривает человека как индивидуальность, оценивают его отдельные качества, и смотрят, как конкретная особа взаимодействует с социумом;
  4. экспериментальная – собирает информацию на основе эмпирического метода получения данных;
  5. генетическая – изучает влияние наследственных качеств;
  6. дифференциальная – сравнивает психику людей с разным развитием, культурными принадлежностями и взглядами на жизнь, возрастом и полом;
  7. специальная – рассматривает людей, у которых есть дефекты в развитии психики;
  8. возрастная психология – изучает человека на всех этапах жизни, выделяет основные характеристики и потребности того или иного возраста;
  9. эволюционная – объясняет поведение современного человека на основе привычек и модели поведения первобытных людей, которые проявляются у нас и по сей день;
  10. педагогическая – предоставляет информацию, как воспитывать и учить детей;
  11. семейная – занимается отношениями между парой, супругами, родителями и детьми, родственниками;
  12. медицинская – изучает нарушение психики, а также взаимодействие между врачом и пациентом, учит правильно доносить информацию о болезни;
  13. психофизиология – объясняет психику как результат работы нервной системы и влияния гормонов;
  14. судебная – помогает установить вменяемость подозреваемых и подсудимых;
  15. инженерная, авиационная, спортивная, военная и т.д. – в зависимости от области работы, есть своя специфика психики человека, о которой заботятся узконаправленный вид науки.

Литература

Для тех, у кого есть желание глубже погрузиться в изучение темы социальной психологии, ниже мы представляем небольшой, но очень хороший список литературы, к которой есть смысл обратиться.

  • Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990
  • Андреева Г.М. Социальная психология М., 2003
  • Битянова М.Р. Социальная психология М., 2002
  • Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком М. МГУ, 1982
  • Бодалев А.А. Личность и общение М., 1995
  • Донцов А.И. Психология коллектива М., 1984
  • Леонтьев А.А. Психология общения М., 1998
  • Коломенский Я.Л. «Дифференциация социальной психологии и некоторые проблемы психологии развития» Санкт-Петербург: Питер, 2000
  • Мясищев В.Н. Психология отношений Москва-Воронеж,1995
  • Основы социально-психологической теории / Под ред. А.А.Бодалева, А.Н. Сухова М., 1995
  • Парыгин Б.Д. Социальная психология М., 1999
  • Психология личности и образ жизни / Отв. ред. Е.В.Шорохова М. Наука, 1987
  • Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология СПб., 1998
  • Робер М., Тильман Ф. Психология индивида и группы М., 1988
  • Секун В.И. Психология активности. Минск, 1996
  • Семенов В.Е. Метод изучения документов в социально-психологических исследованиях Л., 1983
  • Современная зарубежная социальная психология Тексты / Под ред. Г.М.Андреевой и др. М., 1984
  • Социальная психология / Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача М., 2001
  • Социальная психология и общественная практика /Под ред. Е.В. Шороховой, В.П. Левкович. М., 1985
  • Социальная психология классов / Под ред. Г.Г.Дилигенского М., 1985
  • Спивак Д.Л. Измененные состояния массового сознания СПб., 1996
  • Станкин М.И. Психология общения Курс лекций М.,1996
  • Стефаненко Т.Г, Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. М., 1993
  • Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Вып. 1. М., 1998
  • Сухарев В., Сухарев М. Психология народов и наций. М., 1997
  • Фрейд 3. Групповая психология и анализ «ЭГО» М., 1991
  • Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании М., 1996
  • Шихирев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе М, 1985

Основные направления психологии

На протяжении всего времени создавались новые направления в психологии и подходы к человеку.

На сегодняшний день многие из них активно используются и подбираются под конкретную личность и индивидуальную ситуацию.

Наверное, все знают, что теория психоанализа была создана Фрейдом.

Главные положения заключаются в том, что основные проблемы и причины поведения спрятаны в бессознательном.

А главный этап становления индивидуальности происходит в детстве. Либидо и страх смерти – факторы, которые часто двигают человеком. Этот метод подходит для терапии неврозов, старых психологических травм.

Гештальт-психология утверждает, что нужно воспринимать картину целостно, а не дробить её на отдельные элементы, как это делает вышеописанное направление. То есть, смотреть не на конкретную черту личности, а на всего человека и условия жизни вокруг.

Есть понятия незакрытого гештальта, когда какая-то ситуация приемлемо не завершилась. Поэтому на сеансах её проигрывают, обговаривают и закрывают, чтобы не тревожила клиента.

Гипноз используют, чтобы человека ввести в изменённое сознание и стать ближе к бессознательному. Во время сеанса пытаются извлечь причины проблемы, негативные факторы, которыми клиент не хочет делиться при обычном диалоге. Также могут внушаться позитивные установки. Например, что всё хорошо, и человек успокаивается.

Клиент-центрированная психология в своём названии показывает, что на сеансе главная роль отводится клиенту. То есть, он сам может помочь себе, только для этого его нужно аккуратно направить в нужное направление.

Поэтому большая часть внимания направляется на установление доверительных отношений между психотерапевтом и его собеседником, чтобы тот доверял и уверенно себя чувствовал.

Арт-психология рассказывает, как с помощью творчества человек может излить свои негативные эмоции и чувства, и тем самым избавить себя от тяжести. Также психотерапевт может давать задания и трактовать их выполнение (текст, рисунок, лепку), вместе с клиентом изучать спрятанную внутри него проблему, находить выход.

Когнитивно-поведенческое направление занимается коррекцией ошибочного мышления клиента. Психолог объясняет, что неправильно делает (или думает) человек. Приводит примеры, доводы, вспоминает различные похожие ситуации. А также показывает, как можно жить по новым правилам.

Какие книги помогут новичку

С каких книг начать, чтобы познать себя и науку психологии? Первоначально скажем, что это может быть как не учебная литература, так и учебники, монографии по рассматриваемой теме.

  1. Л. Бурбо «5 травм, которые мешают быть самим собой». Эта книга в легкой и понятной форме расскажет о пяти основных травмах личности. А также расскажет, какими методами и способами их можно проработать;
  2. Д. Кехо «Подсознание может все». Раскрывает такие элементы как сознание и подсознание, а также то, как они работают и взаимодействуют друг с другом;
  3. К. Юнг «Воспоминания, размышления, сновидения». Книга достаточно популярная в трудах Юнга. Она раскрывает глубинную психологию. В целом, все труды Юнга обязательны к прочтению, так как раскрывают основу и базис психологии;
  4. Д. Гоулман «Эмоциональный интеллект». Раскрывает особенности наших эмоций и эмоциональной работы мозга.

Если вы хотите углубиться в более теоретизированные знания, подойдет любой учебник по общей психологии. Его можно купить, скачать или взять в библиотеке. Выбор за вами.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]