Что такое психология и какие ее основные принципы?

Несмотря на то что человек находится в постоянном развитии, а окружающий его мир всё время изменяется, сама природа человека и его поведения остаются неизменными – они подчиняются тем же законам, что и много веков назад. Именно поэтому общая психология человека и сегодня является объектом интересов огромного количества учёных и специалистов. Общая психология, как наука сохраняет свою важность и актуальность. Обучению основам общей психологии посвящены многочисленные семинары, теоретические и практические курсы, практикумы и различные виды тренингов. В данном уроке вы познакомитесь с предметом и методом общей психологии, узнаете, какие существуют проблемы, задачи, законы и особенности этой научной дисциплины.

Введение в общую психологию

Общая психология – это наука, которая изучает то, как возникают и формируются познавательные процессы, состояния, закономерности и свойства психики человека, а также обобщает различные психологические исследования, формирует психологические знания, принципы, методы и основные понятия.

Наиболее полное описание этих составляющих даётся именно в разделах общей психологии. Но, одновременно с этим, отдельные проявления психики изучаются не общей психологией, как например, в разделах специальной психологии (педагогической, возрастной и т.п.).

Основным предметом изучения общей психологии являются такие формы психической активности, как память, характер, мышление, темперамент, восприятие, мотивации, эмоции, ощущения и другие процессы, которых мы более подробно коснёмся ниже. Они рассматриваются этой наукой в тесной связи с жизнью и деятельностью человека, а также с особыми характеристиками отдельных этнических групп и историческими предпосылками. Подробному изучению подлежат познавательные процессы, личность человека и её развитие внутри и вне общества, межличностные взаимоотношения в разных группах людей. Общая психология имеет огромнейшее значение для таких наук, как педагогика, социология, философия, искусствоведение, языкознание и др. А результаты проводимых в области общей психологии исследований можно считать отправной точкой для всех ответвлений психологической науки.

Теоретический курс общей психологии обычно включает в себя изучение каких-либо определённых тематических разделов, направлений, исследований, истории и проблем этой науки. Практический курс — это, как правило, освоение методов исследовательской, педагогической и практической психологической работы.

Отрасли психологии

Любая из отраслей психологии имеет свои личные представления, которые включают в себя индивидуальный подряд предметов, сравнивающих отдельные критерии, проблемы с психикой.

Возрастная психология включает детскую, разделяемую по каждому возрасту, подростковую, юную, и сферу сформировавшейся персоны, пожилой и старческий возраст – геронтопсихология.

Специальная отрасль психологии имеет подряды: патопсихология, которая изучает закон распада деятельности психики при каких-либо заболеваниях, олигофренопсихология — изучает соотношение умственной отсталости, тифлопсихология – изучение слепых людей, и сурдопсихология, изучение глухих.

Социальная психология включает изучение контакта, взаимосвязь людей, групп, индивидуальные качества человека (личности).

Структура труда имеет несколько разделений. В целом она даёт основную область знания в соотношении с установленными видами занятия человека, таким как раздел инженерии, постигающий людскую, рабочую деятельность «человек – машина», область авиации, управления, и множество других профессий.

Упражнение на понимание других людей

А прежде чем мы перейдем к изучению психологии человека, предлагаем вам сделать задание на взаимопроверку, чтобы оценить вашу способность понимать, что происходит в душе у других людей. Оно состоит из трех шагов:

  • Прочитать описание ситуации и записать, какие эмоции вы испытали при прочтении.
  • Прочитать ответы других пользователей и попытаться понять, почему они испытывают именно эти эмоции.
  • После этого вам нужно оценить, насколько хорошо вы поняли другого человека и ваш ответ близок к его ответу.

Cтатистика На весь экран

Методы общей психологии

Как и любая другая наука, общая психология использует систему разнообразных методов. Базовыми методами для получения различных фактов в психологии принято считать наблюдение, беседу и эксперименты. Каждый из этих методов может быть модифицирован для улучшения результата.

1

Наблюдение

Наблюдение — это наиболее древний способ познания. Самая простая его форма – житейские наблюдения. Им пользуется в своей повседневной жизни каждый человек. В общей психологии выделяют такие виды наблюдения, как кратковременное, долговременное (может проходить даже в течение нескольких лет), выборочное, сплошное и специальное (включенное наблюдение, во время которого наблюдатель погружается в исследуемую им самим группу).

Стандартная процедура наблюдения состоит из нескольких этапов:

  • Постановка целей и задач;
  • Определение ситуации, предмета и объекта;
  • Определение способов, которые будут оказывать на исследуемый объект наименьшее влияние, и обеспечивать получение необходимых данных;
  • Определение способа ведения данных;
  • Обработка полученных данных.

Внешнее наблюдение (посторонним человеком) считается объективным. Оно может быть прямым или косвенным. Также существует самонаблюдение. Оно может быть, как непосредственным – в текущем моменте, так и отсроченным, основывающимся на воспоминаниях, записях из дневников, мемуаров и т.п. В этом случае человек сам анализирует свои мысли, чувства и переживания.

Наблюдение является неотъемлемой частью двух других методов – беседы и эксперимента.

2

Беседа

Беседа как психологический метод предполагает прямой/косвенный, устный/письменный сбор сведений об изучаемом человеке и его деятельности, вследствие чего определяются характерные для него психологические явления. Существуют такие виды бесед, как сбор сведений о человеке и его жизни (от самого человека или от знакомых с ним людей), интервью (человек отвечает на заранее подготовленные вопросы), опросники и разные виды анкет (письменные ответы на вопросы).

Лучше всего действует личная беседа исследователя и обследуемого человека. При этом важно предварительно беседу продумать, составить её план и определить проблемы, которые следует выявить. В ходе беседы предполагаются и вопросы от обследуемого человека. Двусторонняя беседа даёт наилучший результат и предоставляет больше информации, чем просто ответы на вопросы.

Но основным способом исследования является эксперимент.

3

Эксперимент

Эксперимент — это активное вмешательство специалиста в процесс деятельности обследуемого для того, чтобы создать определённые условия, при которых будет выявлен психологический факт.

Есть лабораторный эксперимент, протекающий в особых условиях с использованием специальной аппаратуры. Все действия испытуемого направляются инструкцией. Человек знает об эксперименте, хотя об истинном его смысле он может и не догадываться. Некоторые эксперименты проводятся многократно и на целой группе людей – это позволяет установить важные закономерности в развитии психических явлений.

Ещё один метод – тесты. Это испытания, служащие для установления у человека каких-либо психических качеств. Тесты представляют собой кратковременные и аналогичные для всех задания, по результатам выполнения которых определяется наличие у испытуемых определённых психических качеств и уровень их развития. Разные тесты созданы для того, чтобы сделать какие-то прогнозы или же поставить диагноз. Они всегда должны иметь научное обоснование, а также должны быть надёжными и выявлять точные характеристики.

Так как в методах психологических исследований особую роль играет генетический принцип, то выделяют ещё генетический метод. Его сутью является изучение развития психики для того, чтобы раскрыть общие психологические закономерности. Это способ основывается на наблюдениях и экспериментах и строится на их результатах.

В процессе использования различных методов нужно принимать во внимание и особенности изучаемой проблемы. Поэтому, наряду с основными методами психологических исследований, нередко используют и ряд особых вспомогательных и промежуточных методик.

Подробнее методы психологии рассматриваются в следующем уроке.

Фундамент науки

Общая психология дисциплины в целом основана на простых вопросах, которые встают на пути этой науки, их изучение, теоретические принципы, методика познания, закономерности и последующее развитие в реальной жизни человека.

Самым главным вопросом считается психика. В её изучении пытаются дать ответы на такие вопросы, как: что это такое, психика? Функциональность, схематичность? Каким законам она поддаётся в онтогенезе и филогенезе? Этапы развития, критерии? Взаимосвязь мозга и психики? Чем отличается врождённая психика от приобретённой? Социальность и биология? По каким принципам отличить нормальное развитие от отклонённого?

Рассмотрение основных вопросов, это не единственное, что изучает наука

Помимо этого она уделяет внимание процессуальной конкретике, её свойствам и ситуациям. Главным предметом изучения является человек, то есть, его личность, занятия, общение с другими людьми, познания – эти вопросы подаются практическому и теоретическому штудированию

В некоторых случаях эти вопросы выделяют как отдельное психическое явление, человеческую деятельность, процессы познания.

Как правило, общие вопросы основаны вокруг более личной отрасли психологии, относящихся к самопознанию. К примеру, филогенез рассматривает психические проблемы в сравнении с зоопсихологией, сопоставляя развитие человеческой психики и животного.

Онтогенетическое развитие напрямую зависит от возраста, психологическое развитие — баланс между мозгом и психической системой (в психофизиологии, нейропсихологии); отклонения в формировании – рассматривает специальная психология, по каким постоянным критериям происходит связь между индивидуумом и социумом; создание и последующее воссоздание групп – социальная психология, функция трудовой деятельности; персональное развитие человека; правило воспитания и обучения и педагогические особенности действий (дисциплина педагогов).

Предмет и объект общей психологии

Любая наука характеризуется, помимо всего прочего, наличием своего предмета и объекта исследования. Причём предмет и объект науки – это разные вещи. Объект – это лишь аспект предмета науки, который исследуется субъектом, т.е. исследователем. Осознание этого факта очень важно для понимания специфики общей психологии, как науки многогранной и разноплановой. Учитывая данный факт, можно сказать следующее.

Объект общей психологии — это сама психика, как форма взаимодействия живых существ с миром, которая выражается в их способности претворять в действительность свои побуждения и функционировать в мире на основе имеющейся информации. А психика человека, с точки зрения современной науки, выполняет функцию посредника между субъективным и объективным, а также реализует представления человека о внешнем и внутреннем, телесном и душевном.

Предмет общей психологии – это закономерности психики, как формы взаимодействия человека с окружающим миром. Данная форма в связи со своей многогранностью подлежит исследованию в совершенно разных аспектах, которые исследуются разными ответвлениями психологической науки. В качестве предмета выступает развитие психики, нормы и патологии в ней, виды деятельности человека в жизни, а также его отношение к окружающему миру.

Благодаря масштабности предмета общей психологии и возможности выделять в её составе множество объектов для исследований в настоящее время в психологической науке существуют общие теории психологии, которые ориентируются на разные научные идеалы и саму психологическую практику, которая вырабатывает определённые психотехники для воздействия на сознание и его управления. Но как бы ни были сложны пути, которыми продвигается психологическая мысль, постоянно трансформируя объект своего исследования и глубже погружаясь благодаря этому в предмет, каким бы изменениям и дополнениям он не был подвержен и какими бы терминами ни обозначался, можно всё же выделить основные блоки терминов, которыми характеризуется объект психологии. К ним относятся:

  • психические процессы – психология изучает психические явления в процессе формирования и развития, продуктом которого становятся результаты, оформившиеся в образы, мысли, эмоции и т.п.;
  • психические состояния – активность, подавленность, бодрость и т.п.;
  • психические свойства личности – целеустремлённость, трудолюбие, темперамент, характер;
  • психические новообразования – те знания, навыки и умения, которые приобретает человек в течение жизни.

Естественно, все психические феномены не могут существовать обособленно, а тесно связаны друг с другом и оказывают влияние друг на друга. Но рассмотреть каждый из них мы можем отдельно.

Психология: конспект лекций

2. Становление психологии как науки

1. Развитие психологии с древнейших времен до середины XIX века.

2. Становление психологии как самостоятельной науки.

3. Современные психологические концепции.

1. Интерес к проблемам, которые относятся к разряду психологических, возник у человека в глубокой древности.

Философы древней Греции в своих трактатах пытались проникнуть в тайны бытия и внутреннего мира человека.

Философы древности объясняли психику, исходя их четырех стихий, на которых, по их мнению, был основан мир: земля, вода, огонь и воздух.

Душа, как и все на этом свете, состояла из этих начал.

Древние полагали, что душа находится там, где есть тепло и движение, то есть душой наделена вся природа.

Впоследствии, учение, одухотворяющее весь мир, получило название «анимизм» (от лат. «анима» — «дух», «душа»).

На смену анимизму пришло новое философское учение — атомистическое.

Ярким представителем этого направления выступал Аристотель

. Он полагал, что
мир —
это совокупность мельчайших неделимых частиц — атомов, которые отличаются друг от друга различной подвижностью и величиной, а материальные носители души — самые мелкие и наиболее подвижные.

Исходя из такой подвижности атомов, Аристотель объяснял механизмы, законы функционирования многих психических явлений: мышления, памяти, восприятия, сновидения и т. д.

Трактат Аристотеля «О душе» многие ученые рассматривают как первое крупное научное исследование по психологии.

По мнению Аристотеля, у человека три души: растительная, животная и разумная.

Ум зависит от величины мозга, эмоции — от сердца.

Представителем материалистических взглядов выступал Демокрит

. Он считал, что все в мире состоит их атомов.

Атомы существуют во времени и пространстве, в котором все движется по заданной траектории. В беспредельном пространстве, согласно определенным законам, движутся неделимые и непроницаемые частицы; душу образуют легкие, шарообразные частицы огня.

Душа представляет собой огненное начало в теле, смерть же происходит в результате распада атомов души и тела. И тело, и душа смертны.

Заслугой Демокрита является то, что он положил начало разработке теории познания, особенно зрительным ощущениям. Он разработал рекомендации для запоминания, разделив приемы сохранения материала на вещественные и умственные.

Нельзя не упомянуть и о взглядах Платона

.

Согласно его воззрениям человек — это узник в пещере, а действительность — его тень.

У человека две души: смертная и бессмертная.

Смертная решает конкретные задачи, а бессмертная, жизнь которой продолжается и после смерти, является самой сердцевиной психического, высшей формой, наделенной разумом.

Лишь бессмертная душа дает подлинные знания, получаемые в результате озарения.

Существуют вечные идеи, а мир — слабое отражение идей. В процессе жизни душа вспоминает те бессмертные идеи, с которыми она сталкивалась до вселения в тело.

Интересны взгляды Платона, касающиеся вопросов функционирования человеческой памяти.

Память

— это восковая дощечка. У людей разная память и она зависит от качества воска.

Мы сохраняем воспоминания до тех пор, пока они сохранены на восковой пластине.

Учение о душе в раннем средневековье стало частью теологического мировоззрения и полностью отошло к религии, что продолжалось вплоть до XVII в. в эпоху.

Возрождения все науки и искусство стали вновь активно развиваться.

Естественнонаучные, медицинские, биологические науки, различные виды искусства, так или иначе, затрагивали учение о душе.

Французские, английские и другие европейские философы того времени, основываясь на механистической картине мира, многие проявления психики стали трактовать с позиций биомеханики, рефлекса, при этом обращение к внутренним проявлениям психики, к душе осталось за пределами их рассмотрения.

Однако внутренние феномены реально существовали и требовали объяснения своей роли в жизни человека. В результате стало формироваться новое философское направление — дуализм, которое утверждало, что в человеке существует два независимых начала: материя и дух.

Наука того времени так и не смогла объяснить взаимосвязь и взаимозависимость этих двух начал, поэтому отказалась от изучения поведения и сосредоточилась на субъективном опыте человека (XVII–XVIII вв.).

Таких позиций придерживались Р. Декарт

и
Дж. Локк
.

Психика рассматривалась только как проявление сознания, мир материи был исключен из предмета психологии.

Основным методом исследования признавался метод самонаблюдения (интроспекция), а естественнонаучные методы считались неприемлемыми для изучения феноменов души.

Одновременно с такими взглядами развивалось и атомистическое понимание устройства мира. Простые проявления психики стали рассматриваться как атомы.

Такая атомистическая психология развивалась на протяжении двух веков, вплоть до конца XIX в.

Таким образом, с древнейших времен и до середины XIX в. психология развивалась в рамках других наук, чаще философии, медицины, биологии.

2. В середине XIX в в научном мировоззрении произошли глубокие изменения.

Это касалось и взаимосвязи между душой и телом, материальными и психическими проявлениями.

Успехи медицины, в частности психиатрии, бесспорно, доказывали, что между нарушениями работы мозга и нарушениями психики существует тесная связь, что опровергает постулат дуализма об их раздельном существовании.

Возникла необходимость по-новому взглянуть на роль душевных феноменов в жизни и поведении человека.

Механистическое понимание хорошо объясняло однообразные движения, но становилось несостоятельным в понимании разумного поведения.

Положения атомистической психологии также не укладывались в новые научные факты и требовали пересмотра.

Таким образом, во второй половине XIX в. психологическая наука оказалась на пороге кризиса, тому послужили следующие причины:

1) понимание психических явлений стало невозможным с позиций точных естественных знаний;

2) взаимосвязь между психическим и телесным не поддавалась разумному объяснению;

3) ученые-психологи были не в состоянии объяснить сложные формы человеческого поведения, выходящие за рамки рефлексов.

Возникший кризис привел к краху дуализма и интроспекции как единственного достоверного источника получения психологических знаний. В поисках преодоления кризиса возникло три направления психологического учения: бихевиоризм, гештальт-психология и психоанализ (фрейдизм).

Рассмотрим их подробнее.

Бихевиоризм.

Его основоположником является американский ученый
Д. Уотсон
, который в качестве предмета психологии предложил рассматривать поведение (от англ. behaviour), а душевные явления считать непознаваемыми при помощи естественнонаучных методов.

Для познания поведения вполне достаточно описать само поведение, выяснить и описать внешние и внутренние силы, воздействующие на организм, изучить законы, согласно которым происходит взаимодействие стимулов и поведения.

Бихевиористы полагали, что разница между поведением животных и поведением человека заключается лишь в сложности и разнообразии реакций.

Тем не менее Уотсон не мог не признавать наличия чисто человеческих психических феноменов.

Психические состояния он интерпретировал как функции, выполняющие активную роль в приспособлении организма к миру, при этом признавался, что не в состоянии понять, каково значение этой роли.

Ученые этого направления отрицали возможность изучения сознания.

Как писал Уотсон, бихевиорист «не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей, постольку он больше не считает, что эти термины указывают на подлинные феномены психологии».

Однако уже в 30-е гг. ХХ столетия такие крайние взгляды Д. Уотсона были смягчены необихевиористами, прежде всего Э. Толменом

и
К. Халлом
. Так, Э. Толмен вел понятие о разумности и целесообразности поведения.

Цель

— это конечный результат, достигаемый в результате выполнения поведенческих актов.

Важнейшими психологическими феноменами, по Толмену, являются цель, ожидание, гипотеза, когнитивная картина мира, знак и его значение.

К. Халл разработал модель поведения, основанную на реакциях на разнообразные стимулы.

Организм реагирует на стимулы с помощью врожденных и приобретенных способов, которые связаны с системой «промежуточных переменных», опосредующих это взаимодействие.

Таким образом, бихевиоризм не изучает сознание человека, полагая, что психология должна объяснять поведение, исследуя входящие в организм стимулы и исходящие поведенческие реакции.

Из этого тезиса исходит теория научения, в основе которой лежит применение всевозможных наказаний и подкреплений при необходимости формирования соответствующих реакций, благодаря чему теория и до настоящего времени пользуется популярностью, прежде всего среди американских психологов (Б. Ф. Скиннер

).

Гештальтпсихология

зародилась в Германии и распространилась практически по всей Европе, в том числе и в России, особенно в предвоенные годы.

Это направление находилось под влиянием таких наук, как физика и математика.

Яркими представителями являются К. Левин

,
М. Вертгеймер, В. Келер
и др.

Суть этого направления сформулировал М. Вертгеймер, который писал: «… существуют связи, при которых то, что происходит в целом, не выводится из элементов, существующих якобы в виде отдельных кусков, связываемых потом вместе, а напротив, то, что проявляется в отдельной части этого целого, определяется внутренним структурным законом этого целого».

То есть гештальтпсихология изучает не явления, а структуру связей, поэтому иногда ее называют структурной психологией (в переводе на русский язык слово «гештальт» означает «структура»).

К. Левин известен своими работами в области личности и межличностных отношений.

Он считал, что поведение личности можно понять, лишь исходя из целостной ситуации, в которой эта личность оказывается.

Среда же определяется субъективным восприятием действующих в ней людей.

Заслуга гештальтпсихологии состоит в том, что ей были найдены современные подходы к изучению проблем психологии, однако проблемы, вызвавшие кризис, до конца так и не были разрешены.

Психоанализ

был разработан австрийским психологом и психиатром
З. Фрейдом
,
поэтому иногда называется «фрейдизм».
Основывая научное теоретическое направление в психологии, Фрейд исходил из анализа своей богатой психотерапевтической практики, тем самым как бы возвращая психологии ее изначальный предмет: проникновение в сущность души человека.

Основополагающими понятиями психоанализа являются сознание

и
бессознательное
.

Именно бессознательному (главным из которых является сексуальное влечение — либидо) отводится значительная роль в регуляции деятельности и поведения человека.

Цензура со стороны сознания подавляет бессознательные влечения, но они «прорываются» в виде оговорок, описок, забываний неприятного, сновидениях, невротических проявлениях.

Психоанализ получил широкое распространение не только в Европе, но и в США, где популярен и до настоящего времени.

В первые годы советской власти это направление было также востребовано и в нашей стране, но в 30-е гг. на общем фоне ограничения психологических исследований (постановление «О педологических извращениях в системе Наркомпроса») репрессиям подверглось и учение Фрейда.

Вплоть до 60-х гг. психоанализ изучался лишь с критических позиций.

Только со второй половины ХХ столетия интерес к психоанализу вновь возрос, причем не только в России, но и во всем мире.

Итак, ни одно из вновь возникших психологических направлений полностью не разрешило противоречий, приведших к кризису психологии как науки.

Рассмотрим некоторые современные психологические концепции, которые стали активно развиваться, начиная со второй половины ХХ в.

Когнитивная психология возникла на основе развития информатики и кибернетики.

Представители когнитивной школы — Ж. Пиаже, У. Найсер, Дж. Брунер, Р. Аткинсон

и др.

Для когнитивиста познавательные процессы человека выступают аналогом вычислительной машины.

Главное — понимать, как человек познает окружающий мир, a для этого следует изучить способы формирования знаний, как возникают и развиваются познавательные процессы, какова роль знаний в поведении человека, как эти знания организованы в памяти, как функционирует интеллект, как соотносятся слово и образ в памяти и мышлении человека.

В качестве основного понятия когнитивной психологии используется понятие «схема», которая представляет собой план сбора и переработки информации, воспринимаемый органами чувств и сохраняющийся в голове человека.

Основной вывод, к которому пришли представители этого направления, заключается в том, что во многих жизненных ситуациях человек принимает решения, опосредованные особенностями мышления.

Неофрейдизм вышел из психоанализа Фрейда.

Его представители — А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм

и др.

Общее во всех этих воззрениях — признание значительности бессознательного в жизни людей и стремление этим объяснить многие человеческие комплексы.

Так, А. Адлер полагал, что человеком управляет комплекс неполноценности, который он получает с момента рождения, будучи беспомощным существом.

Стремясь преодолеть этот комплекс, человек действует разумно, активно и целесообразно.

Цели определяет сам человек, а уже исходя из этого формируются познавательные процессы, черты личности, мировоззрение.

Концепцию К. Юнга называют еще аналитической психологией.

Он рассматривал психику человека через призму макропроцессов культуры, через духовную историю человечества.

Выделяются два типа бессознательного: личное

и
коллективное
.

Личное

бессознательное приобретается в ходе накопления жизненного опыта,
коллективное
— передается по наследству и содержит опыт, накопленный человечеством.

Коллективное бессознательное Юнг охарактеризовал как архетипы, которые чаще всего проявляются в мифах и сказках, первобытных формах мышления, образах, передающихся из поколения в поколение.

Личное бессознательное человеку близко, это часть его самого; коллективное же часто воспринимается как нечто враждебное, а потому вызывающее отрицательные переживания, а подчас и неврозы.

Юнгу принадлежит заслуга в выделении таких типов личности, как интроверты и экстраверты.

Интровертам присуще находить в себе все источники жизненной энергии и причины происходящего, а экстравертам — во внешней среде. В дальнейших исследованиях выделение этих двух типов было подтверждено экспериментально и стало широко использоваться в диагностических целях.

Согласно типологии личности, разработанной Юнгом, выделяются следующие типы:

1) мыслительный (интеллектуальный) — создает формулы, схемы, склонен к властности, авторитарности; в большинстве присущ мужчинам;

2) чувствительный (сентиментальный, эмоциональный) — преобладает отзывчивость, способность к сопереживанию, более женский тип;

3) сенсорный — довольствуется ощущениями, отсутствуют глубокие переживания, хорошо адаптируется к внешнему миру;

4) интуитивный — находится в творческом поиске, новые идеи приходят в результате озарения, но они не всегда продуктивны и требуют доработки.

Каждый из перечисленных типов может быть как интро-, так и экстравертированным. К. Юнг также ввел понятие индивидуализации, что означает развитие человека как индивидуума, отличающегося от общности. Это конечная цель воспитательного процесса, однако на начальных этапах человек должен усвоить тот минимум коллективных норм, которые необходимы для его существования.

Еще один яркий представитель неофрейдизма — Э. Фромм

, который явился родоначальником гуманистического психоанализа. Э. Фромм полагал, что психика и поведение человека социально обусловлены.

Патология появляется там, где подавляется свобода личности. К числу таких патологий относятся: мазохизм, садизм, отшельничество, конформизм, склонность к разрушению.

Фромм разделяет все общественные устройства на те, которые способствуют свободе человека, и те, где свобода человека теряется.

Генетическая психология. Ее основатель — швейцарский психолог Ж. Пиаже

,
который изучал психическое развитие ребенка, главным образом его интеллект, поэтому отчасти его можно рассматривать и как представителя когнитивной психологии.
В процессе когнитивного развития выделяются три периода:

1) сенсомоторный (от рождения до приблизительно 1,5 лет);

2) этап конкретных операций (с 1,5–2 до 11–13 лет);

3) этап формальных операций (после 11–13 лет).

Наступление этих этапов можно ускорить или замедлить в зависимости от характера обучения, от влияния среды.

Обучение только тогда будет эффективным, когда оно вовремя начато и учитывает уже имеющийся уровень.

Ж. Пиаже писал: «Всякий раз, когда мы преждевременно обучаем ребенка чему-либо, что он мог бы открыть со временем для себя сам, мы тем самым лишаем его этого, а значит, лишаем и полного понимания данного предмета.

Ощущения

Ощущения – это психические процессы, которые представляют собой психические отражения отдельных состояний и свойств внешнего мира, возникающие при прямом воздействии на органы чувств, субъективное восприятие человеком внешних и внутренних раздражителей при участии нервной системы. В психологии под ощущениями обычно понимается процесс отражения различных свойств объектов в окружающем мире.

Ощущения обладают следующими свойствами:

  • Модальность – качественный показатель ощущений (для зрения – цвет, насыщенность, для слуха – громкость, тембр и т.д.);
  • Интенсивность – количественный показатель ощущений;
  • Длительность – временной показатель ощущений;
  • Локализация – пространственный показатель.

Существует несколько классификаций ощущений. Первая из них принадлежит Аристотелю. Им было выделено пять основных чувств: осязание, слух, зрение, вкус и обоняние. Но в XIX веке, благодаря увеличению видов ощущений появилась необходимость более серьёзной их классификации. На сегодняшний день существуют следующие классификации:

  • Классификация Вундта — в зависимости от механических, химических и физических свойств раздражителей;
  • Классификация Шеррингтона – основана на расположении рецепторов: экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные ощущения;
  • Классификация Хэда – основывается на происхождении: протопатическая и эпикритическая чувствительность.

Подробнее об ощущениях читайте в статье «Ощущение и восприятие».

Отрасли современной психологии

Определенное представление об основных сферах современной психологии может дать также библиотечно-библиографическая классификация, знание которой может быть полезно психологам для работы с литературой по какой-либо проблеме в каталогах библиотек.

В зависимости от метода исследования или психологической практики выделяются такие отрасли психологии, как научная и практическая психология, экспериментальная психология, математическая психология, психодиагностика, психотерапия, консультационная психология.

Естественно предполагать, что перечисленные отрасли психологии, области психологических исследований и психологической практики должны быть в той или иной мере отражены в учебных планах психологического образования.

Какие из перечисленных выше отраслей психологической науки и практики должны быть включены в число учебных дисциплин в рамках конкретной образовательной программы? Это зависит от следующих факторов:

1. Авторитет соответствующей отрасли знания в научном мире. Чем большим авторитетом пользуется наука, область научных исследований или практики, тем

более вероятно, что она войдет в учебный план образовательной программы.

2. Цели образовательной программы и понимание значимости каждой дисциплины для психологического образования. Чем в большей степени осознается значимость данной науки или отрасли знаний для реализации целей данной образовательной программы, тем более вероятно, что она будет включена в число учебных дисциплин.

3. Преподаватели, которые могут вести курсы по соответствующим дисциплинам. Учебная дисциплина вводится в учебный план только при наличии преподавательских кадров, имеющих соответствующую квалификацию; профессиональная специализация преподавателя, работающего в университете, и область его научных интересов способствуют включению в учебный план соответствующей учебной дисциплины.

4. Реальные ресурсы учебного времени в рамках данной образовательной программы. При ограничениях времени, отводимых на любую образовательную программу, принцип «чем больше, тем лучше» нецелесообразен, поскольку приводит к перегрузке. Поэтому, несмотря на значимость отдельных учебных предметов, они не включаются в учебный план.

5. Методическая оснащенность соответствующей дисциплины. Научную дисциплину или отрасль знаний целесообразно включать в учебный план в том случае, если существуют определенные методические пособия, хотя имеется целый ряд случаев, когда включение дисциплины в учебный план стало стимулом для разработки соответствующих учебных пособий.

Традиционно в учебный план высших учебных заведений включаются те дисциплины, которые имеют определенные традиции преподавания и демонстрируют высокий уровень научности. Этот набор дисциплин является довольно типичным, поэтому содержание основных психологических курсов во многих странах достаточно сходно. Конкретные психологические дисциплины, изучаемые студентами в рамках разных образовательных программ в России, Европе и Америке, будут рассмотрены в следующих разделах книги.

Также читайте:

Явления и определение внимания Конфликты при реализации «организационного императива» и в процессе разработки и принятия управленческих решений Информационная теория эмоций (П.В. Симонов) Сознание и бессознательное (К. Г. Юнг) Магическое (волшебное) мышление

Восприятие

Восприятие – это познавательный процесс, который формирует картину мира у субъекта. Психическая операция, отражающая предмет или явление, воздействующее на рецепторы органов чувств. Восприятие – это сложнейшая функция, определяющая приём и преобразование информации и формирующая субъективный образ объекта для субъекта. Посредством внимания обнаруживается целый объект, выделяются его особые признаки и содержание, а также формируется чувственный образ, т.е. происходит осмысление.

Восприятие разделяется на четыре уровня:

  • Обнаружение (перцептивное действие) – формирование образа;
  • Различение (перцептивное действие) – само восприятие образа;
  • Идентификация (опознавательное действие) — отождествление объекта с уже имеющимися образами;
  • Опознание (опознавательное действие) – категоризация объекта.

У восприятия есть и свои свойства: структурность, предметность, апперцептивность, избирательность, константность, осмысленность. Подробнее о восприятии можно узнать из статей «Ощущение и восприятие» и «Психические процессы: виды и краткая характеристика».

Внимание

Внимание – это избирательное восприятие того или иного объекта. Выражается в том, как относится человек к объекту. За вниманием часто могут стоять такие психологические характеристики личности, как потребность, интерес, направленность, установки и другие. Внимание также обуславливает то, как человек ориентируется в окружающем мире и то, как этот мир отражается в его психике. В центре сознания всегда оказывается объект внимания, а остальное воспринимается более слабо. Но направленность внимания имеет свойство меняться.

Объектами внимания служит, как правило, то, что имеет для человека на данный момент наибольшую значимость. Удержание внимания в течение продолжительного времени на объекте называют сосредоточенностью.

Функции внимания:

  • Обнаружение
  • Избирательное внимание
  • Распределённое внимание

Внимание может быть произвольным и непроизвольным. По формам оно различается на:

  • Внешнее – направлено на окружающий мир;
  • Внутреннее – направлено на внутренний мир человека;
  • Моторное

Свойства внимания: направленность, распределённость, объём, интенсивность, сосредоточенность, переключаемость, устойчивость.

Все они тесно связаны с деятельностью человека. И в зависимости от её назначения могут становиться более или менее интенсивными.

Подробнее о внимании читайте в нашем уроке «Внимание и память» из курса по развитию памяти.

Практическая психология


Особое место в классификации отраслей психологии отводится практической психологии — системе служб, направленных на оказание населению психологической помощи. Основной целью данного направления является создание во всех сферах жизни подходящих для человека психологических и социальных условий.
В ее структуру входят следующие направления и службы:

  • семьи и социальной защиты;
  • системы здравоохранения;
  • системы образования;
  • управления, политической деятельности;
  • практической юридической психологии и социологии;
  • социально-психологической службы армии;
  • практической психологии труда и профориентации;
  • практической психологии и социологии экономики и бизнеса;
  • психологии и педагогике спорта.

Так как задачи основных отраслей психологии часто пересекаются, а методы оказания помощи нередко совпадают, между ними существуют довольно тесные связи, которые обуславливают более полное изучение предмета исследования в тех или иных условиях.

Представления

В процессе представления происходит мысленное воссоздание образов явлений или предметов, не воздействующих в настоящий момент на органы чувств. Существует два значения этого понятия. Первое обозначает образ явления или предмета, воспринимавшегося ранее, но не воспринимающегося сейчас. Второе описывает само воспроизведение образов. Как психические явления представления могут быть в чём-то схожи с восприятием, галлюцинациями и псевдогаллюцинациями, или же отличными от них.

Классифицируют представления несколькими способами:

  • По ведущим анализаторам: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные и температурные представления;
  • По степени обобщённости – единичные, общие и схематизированные;
  • По происхождению – на основе восприятия, мышления или воображения;
  • По степени волевых усилий – непроизвольные и произвольные.

Представления обладают следующими свойствами: обобщённость, фрагментарность, наглядность, неустойчивость.

Подробнее о представлениях в психологии читайте в нашей статье «Психические процессы: виды и краткая характеристика».

Память

Память – это психическая функция и вид умственной деятельности, предназначенная для сохранения, накапливания и воспроизведения информации. Способность на протяжении длительного периода времени хранить данные о событиях окружающего мира и реакциях организма, и использовать её.

Выделяют следующие процессы памяти:

  • Запоминание;
  • Хранение;
  • Воспроизведение;
  • Забывание.

Также память разделяется на типологии:

  • По сенсорной модальности – визуальная, кинестетическая, звуковая, вкусовая, болевая;
  • По содержанию – эмоциональная, образная, моторная;
  • По организации запоминания – процедурная, семантическая, эпизодическая;
  • По временным характеристикам – ультракратковременная, кратковременная, долговременная;
  • По физиологическим признакам — долговременная и кратковременная;
  • По наличию средств – неопосредованная и опосредованная;
  • По наличию цели – непроизвольная и произвольная;
  • По уровню развития – словесно-логическая, образная, эмоциональная и моторная.

Способы и приемы развития памяти вы найдете в отдельном тренинге на нашем сайте.

Принципы психологической науки

Принято выделять следующие принципы современной психологии:

  • детерминизм;
  • единство сознания и деятельности;
  • развитие психики;
  • анкетирование (открытое/ закрытое);
  • метод беседы;
  • метод интервью;
  • экспертные оценки.

Принципы рассматриваемой науки – это положения, которые могут определить понимание психики людей, каким образом она была сформирована, какова ее система функционирования и формы проявления.

Вклад в разработку принципов внесли многие науки, такие как философия и физиология, социология и политология, экономика и эстетика. Все работает во взаимодействии. В свое время советский психолог А. Н. Леонтьев сделал сравнение по такому примеру: попадающая в желудок пища обусловлена социальными обстоятельствами, а процесс пищеварения — часть закона физиологии.

Воображение

Воображение – это способность сознания человека создавать идеи, представления и образы и управлять ими. Она играет главную роль в таких психических процессах, как планирование, моделирование, игра, память и творчество. Это основа наглядно-образного мышления человека, которое позволяет решать определённые задачи и разбираться в ситуации без практического вмешательства. Разновидностью воображения является фантазия.

Существует и классификация воображения:

  • По степени направленности – активное и пассивное воображение;
  • По результатам – репродуктивное и творческое воображение;
  • По виду образов – абстрактное и конкретное;
  • По степени волевых усилий – непреднамеренное и, преднамеренное;
  • По приёмам – типизация, схематизация, гиперболизация, агглютинация.

Механизмы воображения:

  • Типизация;
  • Акцентирование;
  • Схематизация;
  • Агглютинация;
  • Гиперболизация.

Воображение непосредственно связано с творчеством. И в нахождение творческих решений способствуют чуткость к возникающим проблемам, лёгкость комбинирования каких-либо вещей и наблюдательность. Характеристиками воображения можно считать точность, оригинальность, гибкость и беглость мышления.

Подробнее о воображении в психологии читайте в татье «Психические процессы: виды и краткая характеристика». Кроме того, проблемам развития воображения посвящен урок «Развитие творческого воображения» из нашего курса по творческому мышлению.

Работа специалистов

Во всех отраслях перед психологом стоит сложная задача

Во-первых, ему важно учитывать позицию человека той или иной сферы работы. Во-вторых, необходимо не нарушить свою субъективную психику

Таким образом, специалист уделяет большую часть времени на изучение, а в некоторых случаях принимает рабочую отрасль, как заинтересованное лицо, для оптимизирования группы людей (коллектива). Со временем специалист становится участником процесса, и работником какого-либо коллектива, так как именно он оказывает давление на работу группы лиц. Поэтому психологи востребованы в различных производственных отраслях, организациях.

В крупных фирмах принимают сразу несколько психологов для постоянной работы. Бывают случаи, когда к основной группе приглашают дополнительных профессиональных лиц, например, при реорганизации фирмы. Такая группа устанавливает перед собой задания, а затем осуществляет их. В таких отраслях его главная задача – тактика и оперативность.

Но часто можно встретить недоверие руководящих постов к психологической помощи. Поэтому перед психологом-прикладником стоит серьёзная задача, и вынужденная мера брать на себя ответственность для точной стратегии вопросов, устанавливая план и варианты последующих действий, параллельно работая над культурой руководящих постов, заказчиков и простых рабочих.

Практическая психологии происходит немного по-другому. Особая практика основывается на работе с подопечным, который всецело доверяет специалисту. Тогда психолог сам устанавливает определенные задачи и стратегию изучения, с последующим вмешательством в проблему подопечного.

Мышление

В общей психологии существует множество определений процесса мышления. Согласно одному из самых популярных определений:

Мышление – это высший этап обработки человеком информации и процесс установления связей между явлениями и объектами внешнего мира.

Оно является высшей ступенью познания человека, как процесса отражения в его мозге окружающей действительности.

Мышление разделяется на:

  • Абстрактно-логическое;
  • Наглядно-образное;
  • Конкретно-предметное;
  • Наглядно-действенное.

А основными формами мышления являются:

  • Понятие – мысли, выделяющие и обобщающие явления и предметы;
  • Суждение – отрицание или утверждение чего-либо;
  • Умозаключение – вывод.

Эти и другие составляющие мыслительного процесса рассматриваются в нашем тренинге по логическому мышлению.

Речь

Речью называют форму общения между людьми через языковые конструкции. В данном процессе формируются и формулируются мысли при помощи языка, а также происходит восприятие получаемой речевой информации и её понимание. Речь — это форма существования человеческого языка, т.к. речь является языком в действии.

Язык (речь) выполняет функции:

  • Инструмента интеллектуальной деятельности;
  • Способа общения;
  • Способа существования, а также усвоения и передачи опыта.

Речь – важнейшая часть деятельности человека, которая способствует познанию окружающего мира, передаче знаний и опыта другим. Представляя собой средство выражения мыслей, она является одним из основных механизмов человеческого мышления. Она зависит от формы общения и, тем самым, разделяется на устную (говорить/слушать) и письменную (писать/читать).

Речь обладает следующими свойствами:

  • Содержательность – количество и значительность выражаемых стремлений, чувств и мыслей;
  • Понятность – правильность;
  • Выразительность – эмоциональная окраска и богатство языка;
  • Действенность – оказываемое влияние на других людей, их чувства, мысли, эмоции и т.п.

Подробнее об устной и письменной речи вы можете прочитать в наших тренингах по ораторскому искусству и писательскому мастерству.

Эмоции

Эмоции – это психические процессы, которые отражают отношение субъекта к возможным или реальным ситуациям. Эмоции нельзя путать с такими эмоциональными процессами, как чувства, аффекты и настроения. На сегодняшний день эмоции изучены достаточно слабо и многими специалистами понимаются по-разному. По этой причине определение, данное выше нельзя считать единственно верным.

Характеристиками эмоций являются:

  • Тон (валентность) – положительные или отрицательные эмоции;
  • Интенсивность – сильные или слабые эмоции;
  • Стеничность – влияние на активность человека: стенические (побуждающие к действию) и астенические (снижающие активность);
  • Содержание – отражает разные грани значения вызвавших эмоции ситуаций.

Эмоции в большинстве случаев проявляются в физиологических реакциях, т.к. последние зависят от них. Но сегодня ведутся споры на тему того, что и преднамеренные физиологические состояния могут вызывать определённые эмоции.

Эти и другие вопросы понимания и управления эмоциями рассматриваются в нашем тренинге по актерскому мастерству.

Отрасли прикладной психологии

Прикладная психология изучает психологические проблемы, характерные для определенных сфер жизни или профессиональной деятельности людей. К отраслям прикладной психологии относятся:

педагогическая психология;

медицинская психология;

психология искусства;

психология религии;

психология семьи и др.

Педагогическая психологияМедицинская психологияЮридическая психология

Экономическая психология изучает вопросы, связанные с экономическими отношениями между людьми. Специалисты по экономической психологии исследуют проблемы рынка, спроса и предложения, психологию рекламы

Важное место в экономической психологии занимает психология торговли, которая изучает психологические проблемы взаимодействия продавца и покупателя, обслуживания клиентов

Психология трудаПолитическая психологияПсихология спортаПсихология искусства

Психология религии — направление исследований психологических проблем религиозного сознания, представлений и чувств верующих людей, а также религиозных традиций, обрядов, культов.

Психология семьи

Воля

Воля – это свойство личности совершать сознательное управление своей психикой и действиями. Проявлением воли можно считать достижение поставленных целей и результатов. Обладает множеством положительных качеств, влияющих на успешность деятельности человека. Основными волевыми качествами считаются настойчивость, мужество, терпение, самостоятельность, целенаправленность, решительность, инициативность, выдержка, смелость, самообладание и другие. Воля побуждает к действию, позволяет человеку управлять желаниями и реализовывать их, развивает самоконтроль и силу характера.

Признаки волевого акта:

  • Усилия воли во многих случаях направлены на преодоление своих слабостей;
  • Выполнение какого-либо действия без получения от этого процесса удовольствия;
  • Наличие плана действий;
  • Приложение усилий для выполнения чего-либо.

Подробнее о воле в психологии читайте в статьях «Психические процессы: виды и краткая характеристика» и «Воля и волевые действия».

Психические свойства и состояния

Психические свойства – это стабильные психические явления, оказывающие влияние на то, что делает человек и дающие его социально-психологическую характеристику. В структуру психических свойств входят способности, характер, темперамент и направленность.

Направленность представляет собой конгломерат потребностей, целей и мотивов человека, определяющих характер его деятельности. Она выражает весь смысл действий человека и его мировоззрение.

Темперамент даёт характеристики деятельности и поведению человека. Он может проявляться в повышенной чувствительности, эмоциональности, стрессоустойчивости, способности приспосабливаться к внешним условиям или отсутствии таковой и т.д.

Характером называют совокупность регулярно проявляющихся в личности черт и качеств. Всегда существуют индивидуальные особенности, но есть и характерные для всех людей – целенаправленность, инициативность, дисциплинированность, активность, решительность, стойкость, выдержка, мужество, воля и т.д.

Способностями являются психические свойства личности, отражающие её особенности, которые позволяют человеку успешно заниматься определёнными видами деятельности. Способности различают специальные (для какого-то конкретного вида деятельности) и общие (для большинства видов деятельности).

Психические состояния – это система психологических особенностей, обеспечивающих субъективное восприятие человеком окружающего мира. Психические состояния оказывают влияние на то, как протекают психические процессы, и регулярно повторяясь, могут стать частью личности человека – её свойством.

Психические состояния находятся в связи друг с другом. Но всё же их можно классифицировать. Чаще всего выделяются:

  • Состояния личности;
  • Состояния сознания;
  • Состояния интеллекта.

Виды психических состояний разделяются по следующим критериям:

  • По источнику формирования – обусловленные ситуацией или личностно;
  • По степени выраженности – поверхностные и глубокие;
  • По эмоциональной окраске – положительные, нейтральные и отрицательные;
  • По длительности – кратковременные, средней продолжительности, продолжительные;
  • По степени осознанности – сознательные и неосознанные;
  • По уровню проявления – физиологические, психофизиологические, психологические.

Присущими большинству людей являются следующие психические состояния:

  • Оптимальная работоспособность;
  • Напряжённость;
  • Заинтересованность;
  • Вдохновение;
  • Утомление;
  • Монотония;
  • Стресс;
  • Релаксация;
  • Сон;
  • Бодрствование.

К другим часто встречающимся психическим состояниям можно отнести любовь, гнев, страх, удивление, восхищение, подавленность, отрешённость и другие.

Подробнее о психических свойствах и состояниях читайте в статье «Свойства психических состояний».

Уровни практических отраслей психологии

Практические задачи науки существуют на разных стадиях.

  1. Задачи научно-исследовательского характера. Детальное рассмотрение эпизодов развития личности для дальнейшего формирования методических основ работы на практике психолога. Применение различных знаний, способов, и средств для профессиональной работы в условиях разного характера.
  2. Прикладные выявляются по мере нужды психологического снабжения наилучшей работы организации (фирмы, учреждения) труда работающей силы в целом и по отдельности, подразумевая составление программ для последующего обучения. В основание учебного материала входит создание учебников, пособий, рекомендаций специалистов, методика, программы по подготовке/переподготовке, работы служб психологии в практике, проектирование документации.
  3. Практические задачи обусловлены на конкретных проблемах, основанных на профессиональной практике психолога, работы в многопрофильных организациях, центрах – в качестве оказания конкретной помощи лицам учреждения.

Ряд основных субъектов:

Аномальная. Основывается на исследовании аномального поведения человека, и его психопатологии. Главная задача – это изучение круга психических расстройств, например, одержимость, депрессию, и многое другое. Психологам клиник, а также психотерапевтам часто приходиться сталкиваться с такими видами отклонений. Поведение. Бихевиоризм (поведенческая психология) – теоретическое обучение, отталкивающееся от идеи, что все виды поведения формируются — приёмом кондиционирования, то есть, получение новейших качеств благодаря стимулу.

Биопсихологическая отрасль. Изучение влияние мозга на поведение человека. Другими словами, эта отрасль называется физиологической. Когнитивный раздел

Данный вид изучает сугубо внутреннее человеческое состояние, мотивацию, преодоление проблем и разрешение вопросов, внимание человека, мышление, способность принятия решений. Этот раздел постоянно находиться в стадии развития со дня открытия. Область сравнения

Наблюдение за изменениями в действиях животного, отталкиваясь от которых можно более серьёзно изучить человека.

Кросс-культура. Влияние культуры на человека. IACCP (международная ассоциация кросс-культуры) возникла в прошлом веке, в 1972 г., и по сей день эта область растёт, и продолжает своё дело. Раздел изучения развития человека. Этот раздел посвящён изучению особенностей формирования человека на стадии всего жизненного периода. Главным делом считается понять, причины, по которым поведение человека способно изменяется со временем. Этот пункт в принципе изучает все виды отраслей, связанной с формированием личности человека. Педагогика и психология. Область, условленная в процессе воспитания и обучения. Данная отрасль чуть выше уже рассматривалась. Экспериментальная. Использование научных методик в исследовании мозга либо поведения человека. Большинство методик употребляют и иные виды разделов, для более обширного изучения вопроса.

Судебная. Кратко — этот раздел изучает все то, что объединено в законодательстве. На психологов возложено немало дел, связанных с законом и его нарушением, например, установление плохого обращения с несовершеннолетними детьми. Здоровье. Влияние научных отраслей, биологии, системы действий, социальные обстоятельства характера – на состояние здоровья человека. По-иному – «медицинская». Личностная отрасль. Исследование мыслительных процессов (мышление), и эмоций, благодаря которым человек становиться отличительным от животных. Социальность. В предоставленном разделе исследуют действия человека в социальной сфере, взаимодействие, лидерские качества, невербальная взаимосвязь, и то, как окружение способно повлиять на человека.

Мотивация

Мотивация — это побуждение к выполнению действия. Этот процесс управляет поведением человека и определяет его направленность, устойчивость, активность и организованность. Благодаря мотивации человек может удовлетворять свои потребности.

Различают несколько видов мотивации:

  • Внешняя – обусловлена внешними условиями;
  • Внутренняя – обусловлена внутренними обстоятельствами (содержанием деятельности);
  • Положительная – основана на положительных стимулах;
  • Отрицательная – основана на отрицательных стимулах;
  • Устойчивая – определяется нуждами человека;
  • Неустойчивая – требует дополнительного стимула.

Мотивация бывает следующих типов:

  • От чего-либо (основной тип);
  • К чему-либо (основной тип);
  • Индивидуальная;
  • Групповая;
  • Познавательная.

Существуют определённые мотивы, которыми в большинстве случаев руководствуются люди:

  • Самоутверждение;
  • Идентификация с другими людьми;
  • Власть;
  • Саморазвитие;
  • Достижение чего-либо;
  • Общественная значимость;
  • Стремление быть в обществе определённых людей;
  • Негативные факторы.

Вопросы мотивации рассматриваются подробнее в четвертом уроке этого курса, а также в статье «Как работает мотивация».

Темперамент и характер

Темперамент – это комплекс психических особенностей личности, связанных с её динамическими характеристиками (то есть с темпом, ритмом, интенсивностью отдельных психических процессов и состояний). Основа формирования характера.

Выделяют следующие основные типы темперамента:

  • Флегматик – признаки: эмоциональная устойчивость, упорство, спокойствие, размеренность;
  • Холерик – признаки: частые перемены настроения, эмоциональность, неуравновешенность;
  • Сангвиник – признаки: живость, подвижность, продуктивность;
  • Меланхолик – признаки: впечатлительность, ранимость.

Разные типы темперамента обладают разными свойствами, которые могут оказывать положительное или отрицательное влияние на личность человека. Тип темперамента не оказывает влияния на способности, но влияет на то, как люди проявляют себя в жизни. В зависимости от темперамента находятся:

  • Восприятие, мышление, внимание и другие психические процессы;
  • Устойчивость и пластичность психических явлений;
  • Темп и ритм действий;
  • Эмоции, воля и другие психические свойства;
  • Направленность психической деятельности.

Характер – это комплекс постоянных психических свойств личности, которые определяют её поведение. Черты характера образуют собой свойства человека, определяющие его образ жизни и форму поведения.

Черты характера различаются по группам. Всего их четыре:

  • Отношение к людям — уважение, коммуникабельность, чёрствость и т.п.;
  • Отношение к деятельности – добросовестность, исполнительность, ответственность и т.д.;
  • Отношение к самому себе – скромность, заносчивость, самокритичность, эгоизм и т.п.;
  • Отношение к вещам – бережность, аккуратность и т.д.

Каждый человек обладает присущим только ему характером, свойства и особенности которого определяются, по большей части, социальными факторами. Также всегда имеет место быть акцентуация характера – усиление отдельных его черт. Следует также заметить, что существует тесная взаимосвязь характера и темперамента, т.к. темперамент оказывает влияние на развитие каких-либо черт характера и проявление его особенностей, и в то же время, используя какие-то черты своего характера, человек в случае необходимости может контролировать проявления своего темперамента.

Подробнее о характере и темпераменте читайте в третьем уроке данного курса и в статье «Характер и темперамент».

Всё вышеизложенное, конечно, не является всеобъемлющей информацией о том, что такое общая психология человека. Данный урок призван лишь дать общее представление и обозначить направления дальнейших изучений.

Непрерывная связь

Вся цепь психологических отраслей имеет неразрывную связь между собой. Именно эта тесная связь помогает более углублённо изучать методы, эксперименты, схемы. Например, педагогический вид основывается на изучении проблем с воспитанием, или обучением детей. Тем временем как общая психология помогает ей своими знаниями о всецелом принципе развития психики человека, о процессуальной и дифференциальной части науки – закономерность и варианты, благодаря которым можно выявить индивидуальные критерии психики, и создать метод индивидуального подхода.

В свою очередь, возрастной вид науки помогает знаниями о принципе развития психической личности на разных этапах возраста, способ контроля формирования, без которых невозможно построить не один метод обучения или воспитания личности. Следом социальный тип располагает необходимыми знаниями для общения и их особенностей, а как известно, любое обучение, это процесс воспитания с помощью общения, и формирования групп. А с помощью специальной научной ветви производят отбор учащихся в особые учебные центры для последующего процесса обучения и воспитания. А наука труда – главная составляющая педагогики.

Рекомендуемая литература

Для того чтобы погрузиться в изучение общей психологии более глубоко, нужно вооружиться наиболее популярными и имеющими вес в научных кругах инструментами, которыми являются труды знаменитых авторов учебников и пособий по психологии. Ниже — коротко о некоторых из них.

Маклаков А. Г. Общая психология.

При составлении этого учебника использовались самые современные достижения в области психологии и педагогики. На их основе рассматриваются вопросы психологии, психические процессы, свойства и их состояния, а также многие другие особенности. Учебник содержит иллюстрации и пояснения, а также библиографический справочник. Предназначен для педагогов, аспирантов и студентов ВУЗов.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.

Уже более 50 лет этот учебник считается одним из лучших учебников по психологии в России. В нём представлены и обобщены достижения советской и мировой психологической науки. Работа предназначена для педагогов, аспирантов и студентов ВУЗов.

Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию.

В данном пособии представлены основные понятия психологической науки, её методы и проблемы. В книге содержится множество данных о результатах исследований, примеров из художественной литературы и ситуаций из жизни, а также прекрасно сочетается серьёзный научный уровень и доступная подача материала. Работа будет интересна широкому кругу читателей и людям, только начинающим осваивать психологию.

Петровский А. В. Общая психология.

Дополненное и переработанное издание «Общей психологии». В учебнике представлены основы психологической науки, а также обобщена информация из многих учебных пособий («Возрастная и педагогическая психология», «Практические занятия по психологии», «Сборник задач по общей психологии»). Книга рассчитана на студентов, серьёзно подходящих к изучению психологии человека.

Роль, которую играет общая психология в современном обществе, переоценить невозможно. Иметь хотя бы минимум психологических знаний сегодня необходимо, ведь общая психология открывает двери в мир разума человека и его души. Основами этой науки о жизни должен владеть любой образованный человек, т.к. очень важно познавать не только окружающий мир, но и других людей. Благодаря психологическим знаниям можно гораздо эффективней строить свои взаимоотношения с окружающими и организовывать свою личную деятельность, а также самосовершенствоваться. Именно по этим причинам все мыслители древности всегда говорили о том, что человек в первую очередь должен познать себя.

Иные сферы, применяемые в отраслях психологии

С точки теории допустимо выделить любую отрасль, но практика показывает, что это не всегда возможно. В качестве шпаргалки можно запомнить краткий ряд подтипов.

  1. Космическая. В данном виде, изучают готовность к работе будущего космонавта, насколько человек подготовлен к будущему полёту. Помимо этого, устанавливают ряд советов, которые помогут быстро адаптироваться к работе. После полётов космонавт проходит курс психологической реабилитации, и другие, важные процедуры.
  2. Раздел авиации – работа с пилотами, диспетчерами, и иными служащими в авиации.
  3. Производственная и организационная отрасль психологии. В некоторых случаях к индустриальному виду добавляют другие ветви науки, например, область менеджмента, другими словами – частная деятельность.
  4. Отрасль психологии, направленная на медицину, и патопсихология. Главное действие – построение связи между работниками медицины и психологии, но чаще всего специалисты изучают больных, а не их врачей.
  5. Педагогика. Критерии и особенности обучения детей, и обучающих – взрослых. Последствия опережающего и постоянного образования. Например, школьный раздел.
  6. Изучение юриспруденции, правовая ветвь науки. Весьма серьёзная отрасль, так как в ней происходит изучение довольно трудных вопросов вне правового государства. Вершится борьба с коррупцией и вседозволенностью (правоохранительных органов тоже касается).
  7. Туризм. Наука, изучающая досуг человека.
  8. Спортивный раздел науки. Не так давно данная ветвь имела широкую популярность, особенно после олимпиады в СССР. Сейчас она сдаёт свои позиции, но отраслью быть не перестаёт.
  9. Научное исследование, направленное на рекламу, и массовое и воздействие.
  10. Тип изучения политики, набирающий в последнее время популярность. Особенно в период выборов.
  11. Военная отрасль имеет широкий сектор деятельности. Это может быть работа специалиста с военными в мирное время либо в точках военных действий. Её цель, моральная подготовка солдата на разные случаи жизни.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]