- 6 Октября, 2018
- Психология общения
- Анна Маллаалиева
Какие категории людей испытывают проблемы в общении? К сожалению, выделить только одну группу человек, которым было бы сложно говорить с другими невозможно. Подобная проблема может возникать по многим причинам. Основными являются страхи, непонимание, отвращение и проблемы интересов.
Модель общения
Общаться со всеми одинаково не получится. К каждому человеку нужен свой подход. С подчиненными диалог должен вестись по одному алгоритму, с начальником – по-другому, с близким – по-третьему. Если в жизни человека проблемы с общением не исчезают, то через время он начинает путать, как и с кем следует разговаривать.
В таком случае человек может слишком многого требовать от других, вести себя приближенно к тем людям, с которыми нужно поддерживать формальные отношения. В таких ситуациях поведение человека с проблемами в общении сильно бросается в глаза.
Приемы саморегуляции поведения
Саморегуляция , это контроль собственного психоэмоционального состояния с помощью определенного мышления, образов, управления телом и дыханием.
Естественные приемы , это самая простая группа приемов, которая не требует дополнительных усилий и концентрации. Сюда можно отнести:
- юмор, смех,
- позитивное восприятие (воспроизведение в голове приятных образов, событий, сценариев и т.д.),
- расслабляющие движения (потягивания, текущий контроль над мышечным тонусом и т.д.),
- созерцание (наблюдение за картинами, природой, элементами интерьера и т.д.),
- комплементы в адрес собеседника.
Саморегуляция с помощью управления дыханием , это применение специальных дыхательных техник.
Невербальные знаки и намеки
Проблемы в общении с людьми могут заключаться и в слишком увлеченном обсуждении какой-то темы. Все любят обсуждать разные вопросы, но некоторые другим могут показаться слишком странными или же отвратительными. Нужно уметь понимать намеки и невербальные знаки, которые дают понять – «пора сменить тему разговора». Если человек не распознает их раз, два, три, то со временем с ним никто не захочет разговаривать.
Межличностные отношения и общение
Общение выступает многоплановым процессом развития контактов между индивидами, которые порождаются потребностями совместной деятельности. Рассмотрим общение в системе межличностных отношений, а также взаимодействия индивидов. Определим место общения в структуре межличностного взаимодействия, а также взаимодействия индивидов.
При межличностном взаимодействии рассматриваются три основные задачи: первое, межличностное восприятие; второе, понимание человека; третье, формирование межличностных отношений, а также оказание психологического воздействия. Понятие «восприятие человека человеком» является недостаточным для окончательного познания людей. В дальнейшем к нему добавляется понятие, как «понимание человека», что включает подключение к процессу восприятия человека и других познавательных процессов. Эффективность восприятия напрямую связана со свойством личности (социально-психологической наблюдательностью), которая позволит уловить в поведении индивида малозаметные, однако очень существенные для понимания особенности.
Особенности межличностного общения отмечаются в восприятии речи и зависят от состояния здоровья, возраста, пола, национальности, темперамента, установок, опыта общения, личностных и профессиональных особенностей. С возрастом у человека дифференцируются эмоциональные состояния, индивид начинает воспринимать окружающий мир через призму личного национального образа жизни.
Эффективнее и успешнее определяют разнообразные психические состояния, а также межличностные отношения индивиды с высоким уровнем социального интеллекта, а объектом познания при этом выступает как социальный, так и физический облик человека.
Первоначально восприятие человека фиксируется на физическом облике, к которому причисляют функциональные, физиологические, паралингвистические характеристики. К физиологическим характеристикам относят потоотделение, дыхание, кровообращение. К функциональным особенностям относят позу, осанку, походку, невербальные особенности общения (мимика, телодвижения, жесты). Однозначно эмоции просто дифференцировать, а невыраженные и смешанные психические состояния гораздо труднее распознать. Социальный облик включает социальное оформление внешности (одежда человека, обувь, аксессуары), паралингвистические, речевые, проксемические и деятельностные характеристики.
К проксемическим особенностям относят состояние между общающимися, а также их взаимное расположение. К экстралингвистическим особенностям речи относят своеобразие голоса, высоту, тембр. При восприятии индивида, социальные особенности в сравнении с физическим обликом выступают наиболее информативными. Процесс познания индивида состоит из механизмов, искажающих представления о воспринимаемом человеке. Механизмы, искажающие образ воспринимаемого, ограничивают возможность для объективного познания людей. Значимыми из них являются механизмы первичности или новизны, которые сводятся к тому, что первое впечатление о воспринимаемом, влияет на следующее формирование образа познаваемого объекта.
При восприятии индивида, а также его понимания, субъект выбирает неосознанно различные механизмы межличностного познания. Основным механизмом является соотнесение (интерпретация) личностного опыта познания людей с восприятием данного индивида.
Идентификация в межличностном познании предстает отождествлением с другим индивидом. Также субъект применяет механизм каузальной атрибуции, когда происходит приписывание воспринимаемому объекту определенных причин и мотивов, объясняющих его особенности и поступки. Механизм рефлексии другого индивида в межличностном познании отмечается осознанием субъекта, как он воспринимается объектом.
Межличностное понимание и восприятие объекта осуществляется при достаточно строгом порядке функционирования механизмов межличностного познания, а именно от простых к сложным. В процессе межличностного познания субъект учитывает всю поступающую к нему информацию, которая говорит об изменении состояния партнера при общении. К условиям восприятия индивида относятся время, ситуации, место общения. Уменьшение времени в момент восприятия объекта понижает возможность воспринимающего получить о нем достаточную информацию. При тесном и длительном контакте у оценивающих отмечаются фаворитизм и снисходительность.
Межличностные отношения выступают составной частью взаимодействия, а также рассматриваются в его контексте.
Психология межличностных отношений — это переживаемые, осознаваемые в разной степени взаимосвязи между индивидами. В основе их лежат различные эмоциональные состояния взаимодействующих индивидов, а также их психологические особенности. Иногда межличностные связи называют эмоциональными, экспрессивными. Развитие межличностных отношений обусловлено возрастом, полом, национальностью и другими факторами. У женщин значительно меньше круг общения, чем у мужчин. Они нуждаются в межличностном общении для самораскрытия, для передачи другим личностной информации о себе. Также женщины жалуются чаще на одиночество. Для них наиболее значимы особенности, которые отмечаются в межличностных отношениях, а мужчинам важны деловые качества.
Межличностные отношения в динамике развиваются по такой схеме: они зарождаются, закрепляются, а также достигают определенной зрелости, далее они способны постепенно ослабляться. Динамика развития межличностных отношений состоит из следующих этапов: знакомство, товарищеские, приятельские и дружеские отношения. Механизмом развития в межличностных отношениях выступает эмпатия, которая является откликом одной личности на переживания другой. По сравнению с сельской местностью, в городских условиях, межличностные контакты наиболее многочисленны, быстро заводятся и быстро прерываются.
Эмоции
Непонимание эмоций – серьезная проблема. Одна и та же тема может вызывать у кого-то положительную реакцию, у кого-то – отрицательную. Человек должен уметь распознавать эмоции, иначе собеседник может полностью разорвать контакт.
Такие проблемы в общении с людьми встречаются часто. Нередко можно заметить, как в компании кто-то сильно увлекается черными шутками. Если собеседник испытывал похожие чувства, то у него изменятся эмоции, выражение лица. Многие этого не замечают, продолжая рассказывать «забавный» случай. Это вызывает в дальнейшем проблематичные отношения между людьми.
Неформальные объединения
Такие группы помогают подросткам сполна выразить свой внутренний мир. Доступность информации в наше время значительно облегчает самоидентификацию молодых людей. Принадлежность к какому-либо неформальному объединению способствует установлению понимания между его участниками.
Проявлять свой внутренний мир, настроения и чувства становится значительно проще. Каждая неформальная организация имеет свои идеалы и ценности. Например, у эмо – это эмоции и чувства, выставленные напоказ. Готы взращивают в себе депрессивный взгляд на мир, романтизируют смерть, мрачно одеваются. Молодые люди выбирают именно то, что им оказывается ближе всего в настоящий момент времени. Межличностное общение и взаимодействие строится по принципу выражения своей индивидуальности и принятия точки зрения оппонента.
Язык общения
Наиболее распространенные проблемы в общении с людьми возникают тогда, когда люди говорят на разных языках. Однако из-за существования большого количества диалектов представители одной нации не всегда могут поговорить друг с другом. Поэтому многие предпочитают завести диалог с тем человеком, кого они понимают на все 100 %.
Кроме того, тяжело общаться с теми, кто далек от определенной терминологии. Следует следить за своей речью, делая ее максимально понятной собеседнику.
Причины возникновения проблемы в общении
Психологи разделяют причины коммуникативных барьеров на две группы. В основе первого кластера лежит неправильное восприятие информации. Оно возникает на фоне:
- несовпадения взглядов собеседников;
- конфликта интересов;
- несоответствия жизненного опыта;
- разного эмоционального настроя;
- личной неприязни.
Другая группа связана с неумением слышать и плохой обратной связью. Оба этих фактора вызывают непонимание того, что хочет донести противоположная сторона. Сложности возникают, когда собеседники:
- неправильно истолковывают информацию;
- не знают языка собеседника, не владеют специальной терминологией;
- неверно истолковывают невербальную информацию (мимику, жесты, позы).
Попадая в ситуации, где общение невозможно или дается слишком тяжело, человек начинает рассматривать себя, как неумелого, не способного общаться. Это еще больше закрепляет неуверенность в собственных силах, способствует формированию психологической защиты. Например, некоторые стараются избегать ситуаций, где требуется интенсивное личное общение, заменяя его онлайн перепиской, чатами. Другие стараются преодолеть страх перед общением за счет алкоголя, пытаясь расслабиться.
Ценности
Проблемы в общении с людьми могут возникать из-за различных жизненных ценностей и опыта. Прежде чем поделиться какой-то занимательной историей (на свой взгляд), нужно узнать отношение человека к теме разговора. Только после этого принимать решение о том, следует ли говорить об этом.
Для кого-то одна тема будет казаться веселой, для другого она может оказаться под запретом. Если не обращать внимания на систему ценностей собеседника, то он может посчитать, что с ним говорит скучный, грубый, циничный человек.
Стойкое неприятие оттенков
Юношеству свойственен предельный максимализм. Стоит обратить внимание на то, как горячо подростки обсуждают тревожащие их темы. Насколько неистово горят при этом глаза собеседников. Парни и девушки готовы принимать любое высказывание за чистую монету. Главное условие при этом таково, чтобы оно соотносилось с их внутренним миром, получало определенное энергетическое звучание в процессе осмысления. Иногда можно заметить, как сильно подростки не принимают усредненную точку зрения. Для них все существует в черно-белых тонах: одно – хорошо, а другое – плохо. Именно по такой причине им бывает нелегко понять взрослых людей, которые готовы искать компромиссы. Психология межличностного общения юношества предполагает погружение в собственные эмоции и бессознательный поиск отражения собственных чувств у оппонента.
Предъявление
Некоторые люди боятся выражать свои эмоции, чувства, мысли. Как правило, страх предъявления возникает тогда, когда не понятно – как отреагирует собеседник. Этот фактор влияет на социальные контакты намного серьезнее, чем вышеописанное непонимание. Нередко люди с такими страхами не могут завязать диалог вообще. Почему так происходит? С одной стороны, человек хочет избежать непонимания, выразить свои эмоции, но с другой – ему страшно это сделать. Из-за того, что он не может получить опыт, общение начать сложно.
Что делать в таких случаях? Очевидно то, что непонимание намного меньшая проблема, нежели страх. Единственный вариант избавиться от него – попробовать. Только в таком случае есть шанс получить положительный опыт. Если рассматривать в целом, то при попытке наладить диалог, человек получает определенную информацию, которая поможет ему бороться с проблемой.
Как преодолеть проблемы в общении
Избавиться от проблем, научиться общаться легко, получая от этого удовольствие, можно. Для этого стоит прислушаться к советам психолога.
- Всегда говорите о себе, а не о другом человеке. “Мне больно” вместо “ты злой”, “мне не нравится” вместо “что за ерунду мне предлагаешь”. Говоря о себе, вы держите открытую позицию, приглашая собеседника к диалогу. Когда делаете акцент на другом — пытаетесь напасть или обвинить. А нападение всегда провоцирует желание ответить ударом.
- Изучите свои слабые места. Например, чувствительность к критике. Если вам хочется забиться в угол и стать незаметным, когда слышите критические замечания в свой адрес, вы воспринимаете их как отвержение. В ответ возникает желание прекратить контакт, убежать. На самом деле, собеседник не обязательно хотел обидеть. Но нередко именно так воспринимается критика психикой. Чтобы понимать, что стоит за критикой важно понять (лучше всего прямо спросить), зачем человек критикует, что он хочет донести своим посланием. Подумайте, есть ли в его словах рациональное зерно или оно отсутствует. Тогда невинные высказывания не будут причиной разрушения контактов, а прозвучавшие под видом критики обиды, попытки обвинить или внушить чувство вины вы сможете сразу же распознавать и блокировать.
- Четко понимайте, зачем вы говорите что-либо. Все, что озвучивается, произносится с конкретной целью. Даже болтовня двух подружек о платьях, детях или новых рецептах имеет целью получить совет или эмоциональную поддержку. Высказывая обиду или претензию, необходимо понимать, чего хочется добиться от собеседника. Вариант общения, когда информация изливается на другого просто потому что наболело, хочется слить накопившийся негатив, не экологичен. Он является проявлением эмоциональной распущенности и ведет к разрушению доверия.
- Делайте послания максимально понятными. Не стоит говорить подруге: “Ничего, что ты мне не звонила уже две недели?” Это вариант манипуляции, он провоцирует напряжение, неясность. Гораздо эффективнее, а, главное безопасно для дружбы, работает высказывание, построенное иначе: “Мы не созванивались две недели. Я соскучилась. Может встретимся?” В таком послании чувствуется уважение, доверие. Не стоит четко высказываться.
- Помните — читать мысли никто не умеет. Поэтому не стоит надеяться, что партнер угадает желания, поймет причину обиды. Вариант “должен сам догадаться” — самый неэффективный.
- Прислушивайтесь к своим чувствам. Важно не игнорировать то, что происходит в конкретный момент. Злость — сигнал о нарушении ваших границ, ценностей или безопасности. Злость дает энергию активно действовать. Зависть дает знак, что у вас есть неудовлетворенная потребность. Не бойтесь честно посмотреть на свои чувства и признать их, какими бы неприглядными они не казались. Опора на чувства дает возможность создавать отношения, наполненные удовлетворением и радостью.
- Спрашивайте. Если кажется, что вы догадываетесь, о чем думает собеседник, спросите. Не стройте догадки. Скорее всего, они совершенно не правильны.
- Не бойтесь конфликтовать. Именно конфликтовать, а не ссориться. В глубоких отношениях всегда возникают спорные ситуации, которые требуют прояснения мнений, позиций обеих сторон. Это нормально и необходимо, чтобы перейти на новый уровень. Качественный конфликт — это высказывание и выслушивание мнений без оскорблений, повышения голоса. Он ведет к компромиссу, укрепляет доверие.
Не отчаивайтесь, если сразу не удается изменить стиль поведения и полностью избавиться от проблем общения. Помните, что для изменений нужна тренировка навыков и время.
Ирина Шербул
Отвержение
Как и любой другой страх, этот появляется при отсутствии положительного опыта. К примеру, человек хотел пообщаться, но его отвергли. В таком случае не нужно замыкаться в себе. Нужно найти общество, где, даже если человек покажет себя не с лучшей стороны, его выслушают и поддержат диалог. Если найти такой коллектив проблематично, можно обратиться к психологу.
Молодежный жаргон
Использование сленга в общении между подростками сегодня считается нормой. Тот, кто употребляет больше резких словечек, как правило, пользуется большой популярностью в группе. Молодежный жаргон имеет яркую экспрессивно-негативную окраску. К использованию сленга люди прибегают затем, чтобы скорее влиться в новый коллектив, завоевать доверие одногруппников, показать себя с лучшей стороны.
Также применение жаргонизмов в речи помогает подросткам существенно экономить время в разговоре и при этом оставаться уверенными в том, что все окружающие сверстники их правильно поймут. Современный молодежный язык прямо-таки изобилует критически настроенными словами. Как правило, использование сленга у юношей позволяет им почувствовать себя раскованно в новой компании.