Основные отрасли психологии: полноценная система фундаментальных знаний

В последнее время психологическая наука развивается бурными темпами, обусловленными большим количеством теоретических и практических задач. Основные отрасли психологии — это одни из самых прогрессирующих научных направлений, объединенных единым предметом исследования, психикой. Поэтому их классифицируют в зависимости от того, чью именно психику исследуют, какие аспекты рассматривают и в каких условиях это происходит.

Фундамент науки

Общая психология дисциплины в целом основана на простых вопросах, которые встают на пути этой науки, их изучение, теоретические принципы, методика познания, закономерности и последующее развитие в реальной жизни человека.

Самым главным вопросом считается психика. В её изучении пытаются дать ответы на такие вопросы, как: что это такое, психика? Функциональность, схематичность? Каким законам она поддаётся в онтогенезе и филогенезе? Этапы развития, критерии? Взаимосвязь мозга и психики? Чем отличается врождённая психика от приобретённой? Социальность и биология? По каким принципам отличить нормальное развитие от отклонённого?

Рассмотрение основных вопросов, это не единственное, что изучает наука

Помимо этого она уделяет внимание процессуальной конкретике, её свойствам и ситуациям. Главным предметом изучения является человек, то есть, его личность, занятия, общение с другими людьми, познания – эти вопросы подаются практическому и теоретическому штудированию

В некоторых случаях эти вопросы выделяют как отдельное психическое явление, человеческую деятельность, процессы познания.

Как правило, общие вопросы основаны вокруг более личной отрасли психологии, относящихся к самопознанию. К примеру, филогенез рассматривает психические проблемы в сравнении с зоопсихологией, сопоставляя развитие человеческой психики и животного.

Онтогенетическое развитие напрямую зависит от возраста, психологическое развитие — баланс между мозгом и психической системой (в психофизиологии, нейропсихологии); отклонения в формировании – рассматривает специальная психология, по каким постоянным критериям происходит связь между индивидуумом и социумом; создание и последующее воссоздание групп – социальная психология, функция трудовой деятельности; персональное развитие человека; правило воспитания и обучения и педагогические особенности действий (дисциплина педагогов).

Определение психологии как науки

Психологические науки дают человеку возможности познания окружающих людей, самого себя. Понимание окружающих, в свою очередь, обеспечивает признание в социуме, важное для качества жизни.

Что изучает психология? Современная дисциплина нацелена на рассмотрение ряда теорий, и практических приемов, объединение самых эффективных методик. Она делится на научную и прикладную:

  1. Научная психология. Изучение личностных характеристик, поведения в обществе, развития человека.
  2. Прикладная психология. Решает текущие проблемы, насущные вопросы путем применения ряда специализированных принципов.

После осознания понятия, что это психология, становится ясно, что субъект исследования современных специалистов — человеческая личность, его мышление, создание характерных черт. Человек, не имеющий основных знаний по психологии, обладает меньшим количеством преимуществ по сравнению с индивидом, разбирающимся в этой области. В частности, он более склонен к паническим, стрессовым состояниям, являющимся ответом на отрицательные явления. Человек, ознакомленный с азами психологии, стойкий к отрицательному воздействию непредсказуемых деталей на его восприятие реальности.

Отрасли психологии

Любая из отраслей психологии имеет свои личные представления, которые включают в себя индивидуальный подряд предметов, сравнивающих отдельные критерии, проблемы с психикой.

Возрастная психология включает детскую, разделяемую по каждому возрасту, подростковую, юную, и сферу сформировавшейся персоны, пожилой и старческий возраст – геронтопсихология.

Специальная отрасль психологии имеет подряды: патопсихология, которая изучает закон распада деятельности психики при каких-либо заболеваниях, олигофренопсихология — изучает соотношение умственной отсталости, тифлопсихология – изучение слепых людей, и сурдопсихология, изучение глухих.

Социальная психология включает изучение контакта, взаимосвязь людей, групп, индивидуальные качества человека (личности).

Структура труда имеет несколько разделений. В целом она даёт основную область знания в соотношении с установленными видами занятия человека, таким как раздел инженерии, постигающий людскую, рабочую деятельность «человек – машина», область авиации, управления, и множество других профессий.

Предмет и объект психологии

Данные понятия изучаются в процессе получения профессионального образования. А также при получении медицинского образования (психолог не всегда врач, а психотерапевт и психиатр имеют статус врачей, которые могут выписывать медикаментозные способы лечения для клиентов).

Предмет

Предмет психологии – это изучение того, как формируются, развиваются и прекращаются различные явления психики

Объект Объект намного шире предмета. Объект – это психика в целом и все, что с ней связано. В объект включаются элементы предмета

К объектам психологии как науки относятся следующие элементы и процессы:

  1. Психические процессы (чувства и эмоции, отношения, связи, любовь, дружба, манипуляции, абьюзивные и созависимые отношения и др.);
  2. Состояния (также чувства и эмоции, тревожность, нервозность, паранойя, перфекционизм, эмпатия, меланхолия, депрессия, биполярное расстройство, ностальгия, шизофрения, гедонизм, конформизм, фрустрация, сублимация, цейтнот, мизантропия и др.);
  3. Свойства (к ним относятся характер человека, в том числе эгоцентризм, психотип, типы личности, интроверсия и экстраверсия, цинизм, альтруизм и др.);
  4. Образования (знания и навыки, а также привычки конкретного человека. Например, рефлексия, зависимости и др.)

Иные сферы, применяемые в отраслях психологии

С точки теории допустимо выделить любую отрасль, но практика показывает, что это не всегда возможно. В качестве шпаргалки можно запомнить краткий ряд подтипов.

  1. Космическая. В данном виде, изучают готовность к работе будущего космонавта, насколько человек подготовлен к будущему полёту. Помимо этого, устанавливают ряд советов, которые помогут быстро адаптироваться к работе. После полётов космонавт проходит курс психологической реабилитации, и другие, важные процедуры.
  2. Раздел авиации – работа с пилотами, диспетчерами, и иными служащими в авиации.
  3. Производственная и организационная отрасль психологии. В некоторых случаях к индустриальному виду добавляют другие ветви науки, например, область менеджмента, другими словами – частная деятельность.
  4. Отрасль психологии, направленная на медицину, и патопсихология. Главное действие – построение связи между работниками медицины и психологии, но чаще всего специалисты изучают больных, а не их врачей.
  5. Педагогика. Критерии и особенности обучения детей, и обучающих – взрослых. Последствия опережающего и постоянного образования. Например, школьный раздел.
  6. Изучение юриспруденции, правовая ветвь науки. Весьма серьёзная отрасль, так как в ней происходит изучение довольно трудных вопросов вне правового государства. Вершится борьба с коррупцией и вседозволенностью (правоохранительных органов тоже касается).
  7. Туризм. Наука, изучающая досуг человека.
  8. Спортивный раздел науки. Не так давно данная ветвь имела широкую популярность, особенно после олимпиады в СССР. Сейчас она сдаёт свои позиции, но отраслью быть не перестаёт.
  9. Научное исследование, направленное на рекламу, и массовое и воздействие.
  10. Тип изучения политики, набирающий в последнее время популярность. Особенно в период выборов.
  11. Военная отрасль имеет широкий сектор деятельности. Это может быть работа специалиста с военными в мирное время либо в точках военных действий. Её цель, моральная подготовка солдата на разные случаи жизни.

Как зарождалась психология

В период античности философия взяла на себя заботу изучать человека. Философы того времени переняли из мифологии понятие души. Именно она олицетворяла психику и все её проявления (эмоциональное состояние, поведение).

Сократ рассматривал личность, как набор собственных ценностей, убеждений, жизненных позицией. Большое внимания он уделял умственным способностям, которые исследовал посредством беседы.

Аристотель выделил 3 формы души: растительная, животная и разумная. Он утверждал, что человек проходит их все на протяжении взросления. Называл сердце главным органом чувств, а душу – двигателем всего человека.

В Средневековье люди были тесно связаны с религией, которая проповедовала о том, что человек состоит из физической оболочки и души, которая полностью её заполняет.

Уже в эпоху Возрождения Декарт ввёл понятие рефлекса, которое легло в основу психологии: от внешнего мира идёт раздражитель, импульс проходит через головной мозг, который выдаёт обратно реакцию человека.

Учёный Лейбниц утверждал, что между душой и телом есть взаимосвязь, а не как говорили раньше — существуют себе отдельно по своим правилам. Также он впервые ввёл понятие о бессознательном.

А Локк выделил понятие сознания. Он различал накопление опыта, который идёт из внешнего мира, и того опыта, который возникает уже после размышлений.

Мюллер, Вебер, Фехнер – это известные физиологи, которые работали над доказательством существования рефлексов, опровержением наличия души, изучением психических процессов.

Вундт впервые в 1875 году открыл в Лейпциге институт, где проводились эксперименты. Именно там психология утвердилась как наука.

Непрерывная связь

Вся цепь психологических отраслей имеет неразрывную связь между собой. Именно эта тесная связь помогает более углублённо изучать методы, эксперименты, схемы. Например, педагогический вид основывается на изучении проблем с воспитанием, или обучением детей. Тем временем как общая психология помогает ей своими знаниями о всецелом принципе развития психики человека, о процессуальной и дифференциальной части науки – закономерность и варианты, благодаря которым можно выявить индивидуальные критерии психики, и создать метод индивидуального подхода.

В свою очередь, возрастной вид науки помогает знаниями о принципе развития психической личности на разных этапах возраста, способ контроля формирования, без которых невозможно построить не один метод обучения или воспитания личности. Следом социальный тип располагает необходимыми знаниями для общения и их особенностей, а как известно, любое обучение, это процесс воспитания с помощью общения, и формирования групп. А с помощью специальной научной ветви производят отбор учащихся в особые учебные центры для последующего процесса обучения и воспитания. А наука труда – главная составляющая педагогики.

Восприятие

Восприятие – это познавательный процесс, который формирует картину мира у субъекта. Психическая операция, отражающая предмет или явление, воздействующее на рецепторы органов чувств. Восприятие – это сложнейшая функция, определяющая приём и преобразование информации и формирующая субъективный образ объекта для субъекта. Посредством внимания обнаруживается целый объект, выделяются его особые признаки и содержание, а также формируется чувственный образ, т.е. происходит осмысление.

Восприятие разделяется на четыре уровня:

  • Обнаружение (перцептивное действие) – формирование образа;
  • Различение (перцептивное действие) – само восприятие образа;
  • Идентификация (опознавательное действие) — отождествление объекта с уже имеющимися образами;
  • Опознание (опознавательное действие) – категоризация объекта.

У восприятия есть и свои свойства: структурность, предметность, апперцептивность, избирательность, константность, осмысленность. Подробнее о восприятии можно узнать из статей «Ощущение и восприятие» и «Психические процессы: виды и краткая характеристика».

Практическая психология


Особое место в классификации отраслей психологии отводится практической психологии — системе служб, направленных на оказание населению психологической помощи. Основной целью данного направления является создание во всех сферах жизни подходящих для человека психологических и социальных условий.
В ее структуру входят следующие направления и службы:

  • семьи и социальной защиты;
  • системы здравоохранения;
  • системы образования;
  • управления, политической деятельности;
  • практической юридической психологии и социологии;
  • социально-психологической службы армии;
  • практической психологии труда и профориентации;
  • практической психологии и социологии экономики и бизнеса;
  • психологии и педагогике спорта.

Так как задачи основных отраслей психологии часто пересекаются, а методы оказания помощи нередко совпадают, между ними существуют довольно тесные связи, которые обуславливают более полное изучение предмета исследования в тех или иных условиях.

Основные психологические концепции.

Первый систематический курс по психологии был создан немецким психиатром Эмилем Кальпериным в 1883 году. С тех пор внутри психологической науки образовалось множество школ и концепций, которые пытаются объяснить те или иные психические явления.

Психоанализ или фрейдизм.

Самая популярная концепция, известная за пределами психологической науки. Названа по имени основателя – Зигмунда Фрейда, который первым разделил три уровня психической жизни: сознание (Эго или Я), предсознание (сверх-Я), бессознательное (Оно или либидо). Постепенно психоанализ обогащался новыми идеями, теориями, психоаналитическими концепциями.

Пройти тест Фрейда

Логотерапия.

Идея о поиске смысла жизни базируется на идее австрийского психиатра Виктора Франкла. В этом плане категория смысла жизни противопоставляется вечному поиску удовольствия, который пропагандировался Фрейдом.

Гештальтпсихология.

Возникла благодаря усилиям немецких психологов Макса Вертгеймера, Вольфганга Келера, Курта Коффки как попытка выстроить психологическую теорию по аналогии с физикой. Сам термин «гештальт» обозначает целостные образования сознания, а главным объяснительным принципом гештальтпсихологии считается принцип целостности.

Гуманистическая психология.

Направление сформировалось в рамках гуманистического подхода. Ее виднейшие представители А. Маслоу, К. Роджерс. Согласно гуманистической теории главной целью существования человека является самоактуализация, самореализация, непрерывное саморазвитие. Ответвлением гуманистической концепции можно считать духовную (христианскую) психологию.

Когнитивизм.

Слово «когнитивный» переводится с латыни как «знать». Главные представители направления – Джордж Келли, Арон Бек, который говорил: «человеческие чувства и действия определяются мышлением». Сторонники концепции отстаивают мнение, что человек – это не машина, которая слепо реагирует на изменения внешнего мира, а мыслящая личность, способная анализировать информацию, свои поступки и поведение, проводить сравнение, решать проблемы.

Бихевиоризм.

Основоположник бихевиоризма (в переводе «поведение») – американский психолог Джон Уотсон, разработавший идею взаимосвязи поведения, стимула и передающей реакции. Девиз бихевиоризма «психология – это наука о поведении», а сознание здесь не изучается, поскольку не имеет поведенческих показателей.

Трансперсональная (надличностная).

В переводе означает «душа по ту сторону маски». Исследует человеческую духовность, надличностные переживания во всех формах и проявлениях, а также парапсихологические феномены, кармическую динамику, неразрешившиеся психотравмы рождения. Трансперсональные техники делают упор на необычных состояниях сознания – интуиции, медитативном трансе, гипнозе, медиумизме. Основатель направления и изобретатель главной техники для «погружения в себя» (холотропного дыхания) – С. Гроф.

Пройти тест на интуицию

Интерактивная.

Название направления переводится как «интеракция» – «социальное взаимодействие». Цель направления – изучение законов взаимодействия: гармоничного, позитивного, дисгармоничного, конфликтного. Основателем интерактивной концепции является Джордж Мид, а популяризатором – Эрик Берн.

Отрасли современной психологии

Определенное представление об основных сферах современной психологии может дать также библиотечно-библиографическая классификация, знание которой может быть полезно психологам для работы с литературой по какой-либо проблеме в каталогах библиотек.

В зависимости от метода исследования или психологической практики выделяются такие отрасли психологии, как научная и практическая психология, экспериментальная психология, математическая психология, психодиагностика, психотерапия, консультационная психология.

Естественно предполагать, что перечисленные отрасли психологии, области психологических исследований и психологической практики должны быть в той или иной мере отражены в учебных планах психологического образования.

Какие из перечисленных выше отраслей психологической науки и практики должны быть включены в число учебных дисциплин в рамках конкретной образовательной программы? Это зависит от следующих факторов:

1. Авторитет соответствующей отрасли знания в научном мире. Чем большим авторитетом пользуется наука, область научных исследований или практики, тем

более вероятно, что она войдет в учебный план образовательной программы.

2. Цели образовательной программы и понимание значимости каждой дисциплины для психологического образования. Чем в большей степени осознается значимость данной науки или отрасли знаний для реализации целей данной образовательной программы, тем более вероятно, что она будет включена в число учебных дисциплин.

3. Преподаватели, которые могут вести курсы по соответствующим дисциплинам. Учебная дисциплина вводится в учебный план только при наличии преподавательских кадров, имеющих соответствующую квалификацию; профессиональная специализация преподавателя, работающего в университете, и область его научных интересов способствуют включению в учебный план соответствующей учебной дисциплины.

4. Реальные ресурсы учебного времени в рамках данной образовательной программы. При ограничениях времени, отводимых на любую образовательную программу, принцип «чем больше, тем лучше» нецелесообразен, поскольку приводит к перегрузке. Поэтому, несмотря на значимость отдельных учебных предметов, они не включаются в учебный план.

5. Методическая оснащенность соответствующей дисциплины. Научную дисциплину или отрасль знаний целесообразно включать в учебный план в том случае, если существуют определенные методические пособия, хотя имеется целый ряд случаев, когда включение дисциплины в учебный план стало стимулом для разработки соответствующих учебных пособий.

Традиционно в учебный план высших учебных заведений включаются те дисциплины, которые имеют определенные традиции преподавания и демонстрируют высокий уровень научности. Этот набор дисциплин является довольно типичным, поэтому содержание основных психологических курсов во многих странах достаточно сходно. Конкретные психологические дисциплины, изучаемые студентами в рамках разных образовательных программ в России, Европе и Америке, будут рассмотрены в следующих разделах книги.

Также читайте:

Явления и определение внимания Конфликты при реализации «организационного императива» и в процессе разработки и принятия управленческих решений Информационная теория эмоций (П.В. Симонов) Сознание и бессознательное (К. Г. Юнг) Магическое (волшебное) мышление

Методы психологии.

Практически все методы психологии можно объединить в две группы:

  • Эмпирические. Основаны на сборе, фиксации, интерпретации фактов. Используют методы математической статистики, которые позволяют работать с большими объемами данных, строить закономерности.
  • Экспериментальные. Основаны на моделировании ситуаций взаимодействия личности и окружения, где можно было бы наблюдать необходимые психологические реакции. Это так называемые социальные эксперименты (стэнфордский тюремный эксперимент, пещера разбойников М. Шерифа, эксперимент повиновения Стэнли Милгрэма).

Главным объектом психологического исследования является психология человека, поэтому наукой используются те же методы исследования, которые можно применить и в обычной жизни:

  1. Наблюдение – описательный метод, который заключается в целенаправленном восприятии и описании человека.
  2. Эксперимент – специально проведенный психологический опыт, который помогает получить новые знания об испытуемом.
  3. Самонаблюдение – целенаправленное и осмысленное наблюдение за своими эмоциями, реакциями, желаниями, мотивами, которое не должно перерастать в самокопание.
  4. Собеседование – устная или письменная беседа, которая помогает уточнить и обозначить круг проблем, недоступных для наблюдения.
  5. Опрос – кратковременное письменное или устное испытание с заранее сформулированными вопросами, которое помогает оценить и выявить индивидуально-психологические отличия, навыки, способности.
  6. Тестирование – изучение, выявление, оценка определенных психологических качеств после прохождения специально подготовленных тестов.
  7. Биографическое исследование – способ, при котором изучается, диагностируется, корректируется, прогнозируется жизненный путь человека.

Как правило, чтобы предоставить психологу наиболее точный и всесторонний психологический портрет собеседника, методы комбинируются для каждого конкретного случая. Например, при приеме на работу могут использоваться тесты и собеседование. На сеансе психотерапии психолог может использовать наблюдение и эксперимент, а клиенту предложить выполнить домашнее задание – понаблюдать за собой.

Работа специалистов

Во всех отраслях перед психологом стоит сложная задача

Во-первых, ему важно учитывать позицию человека той или иной сферы работы. Во-вторых, необходимо не нарушить свою субъективную психику

Таким образом, специалист уделяет большую часть времени на изучение, а в некоторых случаях принимает рабочую отрасль, как заинтересованное лицо, для оптимизирования группы людей (коллектива). Со временем специалист становится участником процесса, и работником какого-либо коллектива, так как именно он оказывает давление на работу группы лиц. Поэтому психологи востребованы в различных производственных отраслях, организациях.

В крупных фирмах принимают сразу несколько психологов для постоянной работы. Бывают случаи, когда к основной группе приглашают дополнительных профессиональных лиц, например, при реорганизации фирмы. Такая группа устанавливает перед собой задания, а затем осуществляет их. В таких отраслях его главная задача – тактика и оперативность.

Но часто можно встретить недоверие руководящих постов к психологической помощи. Поэтому перед психологом-прикладником стоит серьёзная задача, и вынужденная мера брать на себя ответственность для точной стратегии вопросов, устанавливая план и варианты последующих действий, параллельно работая над культурой руководящих постов, заказчиков и простых рабочих.

Практическая психологии происходит немного по-другому. Особая практика основывается на работе с подопечным, который всецело доверяет специалисту. Тогда психолог сам устанавливает определенные задачи и стратегию изучения, с последующим вмешательством в проблему подопечного.

Возможно ли самому выучить психологию

В современном мире, когда есть Интернет и возможность получить все ресурсы для обучения, это возможно. Можно пройти курсы по психологии (они не приравниваются к профессиональному образованию), купить и прочитать специальную литературу, посмотреть видео-уроки, или же зайти на наш сайт. Поэтому знания достаточно доступны.

Главное – иметь время и желание. А также цель вашего обучения.

Важно понимать, что такое самообразование не может приравниваться к образования в университете. Что это значит? Вы не сможете на денежной и профессиональной основе оказывать услуги людям.

Основные отрасли психологии и разделы


Современная психология включает в себя несколько десятков самостоятельных отраслей. Причем новые появляются довольно часто. Это связано с огромной востребованностью психологической науки всеми сферами человеческой деятельности.
Базисом можно назвать фундаментальные отрасли современной психологии, которые объединены едиными теоретическими принципами, понятиями и методами. Проблемы, которые решает прикладная психология, актуальны для всех научных направлений. Знания, полученные путем исследований, применяют в конкретных областях — спортивной, космической и многих других. Специальными отраслями изучаются отдельные вопросы, которые имеют большое значение для всей науки. Практическая психология нацелена на решение психологических проблем конкретных клиентов, ее специалисты проводят профилактическую и коррекционную работу.

Схема отраслей психологии:

К теоретической психологии относят: общую психологию, генетическую, сравнительную, дифференциальную, историю психологии, моделирование психики, психофизиологию, экспериментальную.

Виды психологии

Помимо большого количества специализированных направлений психология делится на две большие составляющие части:

  1. Академическая
    . Это наука, ключевая задача которой – понять психику человека ради достижения объективного знания. Академическая психология изучает поведение людей и создаёт теоретический научный базис, призванный объяснить все психологические феномены и выявить взаимосвязи между ними.
  2. Прикладная
    . Данный раздел психологии направлен на получение практических результатов. Здесь исследуются способы влиять на психическое состояние человека с целью улучшения жизни, повышения его продуктивности и уровня счастья. Прикладную психологию используют в своей работе психотерапевты, психиатры, преподаватели, тренеры и прочие специалисты, помогающие людям развиваться, совершенствоваться и решать проблемы.

Чтобы лучше понять, чем отличаются академическая и прикладная психология, рассмотрим каждый раздел подробнее.

Уровни практических отраслей психологии

Практические задачи науки существуют на разных стадиях.

  1. Задачи научно-исследовательского характера. Детальное рассмотрение эпизодов развития личности для дальнейшего формирования методических основ работы на практике психолога. Применение различных знаний, способов, и средств для профессиональной работы в условиях разного характера.
  2. Прикладные выявляются по мере нужды психологического снабжения наилучшей работы организации (фирмы, учреждения) труда работающей силы в целом и по отдельности, подразумевая составление программ для последующего обучения. В основание учебного материала входит создание учебников, пособий, рекомендаций специалистов, методика, программы по подготовке/переподготовке, работы служб психологии в практике, проектирование документации.
  3. Практические задачи обусловлены на конкретных проблемах, основанных на профессиональной практике психолога, работы в многопрофильных организациях, центрах – в качестве оказания конкретной помощи лицам учреждения.

Ряд основных субъектов:

Аномальная. Основывается на исследовании аномального поведения человека, и его психопатологии. Главная задача – это изучение круга психических расстройств, например, одержимость, депрессию, и многое другое. Психологам клиник, а также психотерапевтам часто приходиться сталкиваться с такими видами отклонений. Поведение. Бихевиоризм (поведенческая психология) – теоретическое обучение, отталкивающееся от идеи, что все виды поведения формируются — приёмом кондиционирования, то есть, получение новейших качеств благодаря стимулу.

Биопсихологическая отрасль. Изучение влияние мозга на поведение человека. Другими словами, эта отрасль называется физиологической. Когнитивный раздел

Данный вид изучает сугубо внутреннее человеческое состояние, мотивацию, преодоление проблем и разрешение вопросов, внимание человека, мышление, способность принятия решений. Этот раздел постоянно находиться в стадии развития со дня открытия. Область сравнения

Наблюдение за изменениями в действиях животного, отталкиваясь от которых можно более серьёзно изучить человека.

Кросс-культура. Влияние культуры на человека. IACCP (международная ассоциация кросс-культуры) возникла в прошлом веке, в 1972 г., и по сей день эта область растёт, и продолжает своё дело. Раздел изучения развития человека. Этот раздел посвящён изучению особенностей формирования человека на стадии всего жизненного периода. Главным делом считается понять, причины, по которым поведение человека способно изменяется со временем. Этот пункт в принципе изучает все виды отраслей, связанной с формированием личности человека. Педагогика и психология. Область, условленная в процессе воспитания и обучения. Данная отрасль чуть выше уже рассматривалась. Экспериментальная. Использование научных методик в исследовании мозга либо поведения человека. Большинство методик употребляют и иные виды разделов, для более обширного изучения вопроса.

Судебная. Кратко — этот раздел изучает все то, что объединено в законодательстве. На психологов возложено немало дел, связанных с законом и его нарушением, например, установление плохого обращения с несовершеннолетними детьми. Здоровье. Влияние научных отраслей, биологии, системы действий, социальные обстоятельства характера – на состояние здоровья человека. По-иному – «медицинская». Личностная отрасль. Исследование мыслительных процессов (мышление), и эмоций, благодаря которым человек становиться отличительным от животных. Социальность. В предоставленном разделе исследуют действия человека в социальной сфере, взаимодействие, лидерские качества, невербальная взаимосвязь, и то, как окружение способно повлиять на человека.

Зачем изучать психологию?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Вернее, ответ у каждого свой:

  • Потому что психология затрагивает все ключевые аспекты жизни: быт, работу, партнерство, воспитание, бизнес, самореализацию.
  • Потому что мы живем среди людей и хотим понимать их мотивы, учитывать особенности психики, прогнозировать решения, ориентироваться в чужих характерах.
  • Потому что детские обиды мешают жить, даже если мы о них не вспоминаем.
  • Чтобы распоряжаться своими внутренними ресурсами, жить полной жизнью.
  • Чтобы замотивировать себя в нужный момент или вовремя заметить усталость и отдохнуть.
  • Чтобы понять, почему болит где-то внутри или почему «болит душа».
  • Чтобы понять, почему одни люди вызывают симпатию, а другие – агрессию или неприятие.
  • Чтобы распознавать, но не поддаваться на чужие манипуляции.
  • Чтобы развивать свою память, мышление, креативность добровольно, а не потому что «так принято».
  • Чтобы осознать, почему прежние отношения развалились, построить новые, но уже более прочные.
  • Чтобы научиться понимать своих детей или родителей независимо от разницы в возрасте.
  • Просто для себя.

С чего начать изучение?

Прежде всего, не стоит путать психологов-ученых и психологов-практиков. Большинство научных книг написано сухим, достаточно сложным для восприятия языком с научными терминами. Поэтому учить психологию «для себя» с трудов Фрейда или Юнга будет сложно. Но и по популярной психологии есть масса книг, которые изучить одновременно тоже не получится. Поэтому для начала нужно задать себе вопрос: что мотивирует меня, что для меня наиболее важно?

Общий кругозор.

  • Пол Клейнман «Психология: люди, концепции, эксперименты».
  • Д. Гоулман «Эмоциональный интеллект».
  • Д. Халлиман «Почему мы ошибаемся: ловушки мышления».

Детская психология.

  • Ю. Гиппенрейтер «Самая важная книга для родителей».
  • Протоиерей Федор Бородин «Сотвори любовь. Как вырастить счастливого ребенка».

Психология творчества.

  • Остин Клеон «Кради как художник».
  • Барбара Шер «О чем мечтать».

Психология успеха.

  • К. Макгоникал «Сила воли: развить и укрепить».
  • Рэй Далио «Принципы».
  • Чин-Нинг Чу «Каменное лицо, черное сердце».

Отрасли прикладной психологии

Прикладная психология изучает психологические проблемы, характерные для определенных сфер жизни или профессиональной деятельности людей. К отраслям прикладной психологии относятся:

педагогическая психология;

медицинская психология;

психология искусства;

психология религии;

психология семьи и др.

Педагогическая психологияМедицинская психологияЮридическая психология

Экономическая психология изучает вопросы, связанные с экономическими отношениями между людьми. Специалисты по экономической психологии исследуют проблемы рынка, спроса и предложения, психологию рекламы

Важное место в экономической психологии занимает психология торговли, которая изучает психологические проблемы взаимодействия продавца и покупателя, обслуживания клиентов

Психология трудаПолитическая психологияПсихология спортаПсихология искусства

Психология религии — направление исследований психологических проблем религиозного сознания, представлений и чувств верующих людей, а также религиозных традиций, обрядов, культов.

Психология семьи

Основные направления психологии

На протяжении всего времени создавались новые направления в психологии и подходы к человеку.

На сегодняшний день многие из них активно используются и подбираются под конкретную личность и индивидуальную ситуацию.

Наверное, все знают, что теория психоанализа была создана Фрейдом.

Главные положения заключаются в том, что основные проблемы и причины поведения спрятаны в бессознательном.

А главный этап становления индивидуальности происходит в детстве. Либидо и страх смерти – факторы, которые часто двигают человеком. Этот метод подходит для терапии неврозов, старых психологических травм.

Гештальт-психология утверждает, что нужно воспринимать картину целостно, а не дробить её на отдельные элементы, как это делает вышеописанное направление. То есть, смотреть не на конкретную черту личности, а на всего человека и условия жизни вокруг.

Есть понятия незакрытого гештальта, когда какая-то ситуация приемлемо не завершилась. Поэтому на сеансах её проигрывают, обговаривают и закрывают, чтобы не тревожила клиента.

Гипноз используют, чтобы человека ввести в изменённое сознание и стать ближе к бессознательному. Во время сеанса пытаются извлечь причины проблемы, негативные факторы, которыми клиент не хочет делиться при обычном диалоге. Также могут внушаться позитивные установки. Например, что всё хорошо, и человек успокаивается.

Клиент-центрированная психология в своём названии показывает, что на сеансе главная роль отводится клиенту. То есть, он сам может помочь себе, только для этого его нужно аккуратно направить в нужное направление.

Поэтому большая часть внимания направляется на установление доверительных отношений между психотерапевтом и его собеседником, чтобы тот доверял и уверенно себя чувствовал.

Арт-психология рассказывает, как с помощью творчества человек может излить свои негативные эмоции и чувства, и тем самым избавить себя от тяжести. Также психотерапевт может давать задания и трактовать их выполнение (текст, рисунок, лепку), вместе с клиентом изучать спрятанную внутри него проблему, находить выход.

Когнитивно-поведенческое направление занимается коррекцией ошибочного мышления клиента. Психолог объясняет, что неправильно делает (или думает) человек. Приводит примеры, доводы, вспоминает различные похожие ситуации. А также показывает, как можно жить по новым правилам.

Теоретическая психология

К теоретической психологии относятся: общая психология, история психологии, экспериментальная, генетическая, социальная, сравнительная, дифференциальная психология, психофизиология, психология личности, моделирование психики.

Общая психология

систематизирует экспериментальные данные, полученные в различных областях психологической науки, разрабатывает фундаментальные теоретические проблемы психологии, формулирует основные принципы, категории, понятия, закономерности, составляет фундамент развития всех отраслей и разделов научной психологии.

История психологии

рассматривает формирование психологических категорий и понятий на протяжении всего времени существования научной психологии, истории психологических исследований в разные времена в разных школах и перспективы развития психологии как науки.

Экспериментальная психология

разрабатывает новые методы психологического исследования для изучения психической реальности.

Генетическая психология

изучает закономерности развития психики животных и человека в филогенезе (в течение биологической эволюции всего живого и исторического развития психики) и в онтогенезе (в течение жизни отдельного человека).

Социальная психология

исследует психические явления в процессе взаимодействия людей в больших и малых общественных группах, а именно: влияние средств массовой коммуникации на различные слои населения, особенности формирования и распространения слухов, вкусов, общественных настроений, моды, вопросы психологической совместимости, межличностных отношений, групповой атмосферы, роль лидера в группе, восприятие человека человеком, положение личности в группе, отношения между членами семьи и тому подобное.

Сравнительная психологи

я — отрасль психологии, исследующая филогенетические формы психической жизни. В области сравнительной психологии сопоставляют психику животных и человека, устанавливают специфику и причины сходства и различий в их поведении. Разделом сравнительной психологии является
зоопсихология
, которая изучает психику животных, принадлежащих к различным систематическим группам (видам, пород, семейств), важнейшие формы и механизмы поведения. К классическим объектам сравнительной психологии (пауки, муравьи, пчелы, птицы, собаки, лошади, обезьяны) сегодня присоединены китообразные (дельфины). Врожденные механизмы поведения животных являются объектом специального изучения в сравнительно новой области биологии и психологии —
этологии
.


Дифференциальная психология

исследует индивидуально-психологические особенности психики с учетом возрастного уровня развития и механизмов функционирования психики, роли задатков и способностей индивида и тому подобное.

Психофизиология

изучает физиологические механизмы деятельности мозга, высшей нервной системы, связанные с функционированием психики.

Психология личности

изучает психические свойства человека как целостного образования, как определенной системы психических свойств, которая имеет соответствующую структуру, внутренние взаимосвязи, которой присуща индивидуальность и которая взаимосвязана с окружающей природной и социальной средой.

Моделирование психики

как раздел теоретической психологии использует научные сведения о психике для формирования математических и кибернетических моделей психических функций (восприятия, мышления, памяти, распознавание, общения и т.п.) и всей психики в целом с целью разработки и совершенствования технических систем, проверки имеющихся психологических теорий с помощью компьютерного моделирования (компьютерного эксперимента).

Система психологических наук

Для решения своих проблем современная психология широко использует достижения других наук точно так же, как знания психологии используются этими науками. Выстраивается своеобразная двусторонняя система наук, использующих психологические знания.
Еще Платоном была создана одна из первых классификаций наук, дававшая схему всех научных знаний того времени. Она была построена по образу и подобию структуры психологии – структуры познавательных способностей человека:

  • Диалектика – ум, как искусство соображения;
  • Физика – чувственное познание, восприятие;
  • Этика – воля и стремление.

В структуре классификации Гегеля психология занимает место на ступеньке саморазвития духа:

  • Субъективный дух в форме индивидуального сознания;
  • Антропология как проявление естественно-душевного состояния;
  • Феноменология рассматривается как сознание, проявляющееся во внешнем действии;
  • Психология как духовная субстанция, мыслящая и воплощающая содержание.

В системе О.Конта, а это уже классификация XIX века, места для психологии вообще не было. Она занимала в это время промежуточное положение между биологическими и социальными науками. И только в конце XIX века она попала в состав наук.

Безусловно, очевидная истина лежала в основе такого решения – психология являлась одним из аспектов любого знания по той простой причине, что:

  • Во-первых, благодаря своему объективному содержанию;
  • Во-вторых, благодаря своему внутреннему строению в соответствии психологическим моментам научного анализа идей, концепций и теорий процессов познавательной деятельности человека.

Практически ни одна наука, будь то математика, физика, логика ни в своих методах и теоретических структурах не зависят от психологии. Овладеть этими структурами возможно при непосредственном влиянии человека на предметы и явления, а изучить эти влияния и деятельность человека в развитии знаний может только психология.

Надлежащее место занимает психология в классификации наук, предложенной Б. Кедровым. Его схема представлена в виде треугольника, вершинами которого являются науки:

  • Естественные;
  • Социальные;
  • Философские.

Имеющиеся между ними связи подчиняются следующим принципам:

  • Субординации развития от низшего уровня к высшему уровню;
  • Принцип объективности, расположение наук должно идти так, как предметы их исследования;
  • Следование законам развития науки и знаний, выработанных ими.

Таким образом, получается, что внутри треугольника располагается психология и создает тесные связи с тремя группами наук. Уточняя положение психологии в схеме, Б. Кедров подчеркивает, что психология внутри треугольника располагается не симметрично вершинам, а ближе к философским наукам, потому что мышление, например, является предметом не только психологии, но еще и диалектики и логики.

Исследуя поведение и психику человека с точки зрения их биологической организации и внешней социальной среды, психология будет тесно сотрудничать с естественными и общественными науками.

Неразрывна связь психологии и медицины, по той простой причине, что многие заболевания имеют психологическое происхождение, и результаты психологических исследований могут оказать огромную помощь при их лечении. Следует назвать такую научную область как психиатрия, относящуюся к клинической медицине, раскрывающей причины и формы нарушения психической деятельности и особенности протекания психических заболеваний.

Большую возможность предоставляют психологии общественные науки, они помогают правильно подходить к пониманию психики и сознания человека с теоретической точки зрения. Психология ориентируется в первую очередь на философское учение о человеке.

Высшие психические функции человека в своем формировании опирались на такие исторические достижения цивилизации, как орудия труда и знаковые системы, поэтому психология опирается на данные истории общества и его культуры.

Сам термин «психологическая наука», предмет которой психологические явления, объединяет систему знаний. Это тот теоретический аспект, под которым данная наука рассматривает изучаемые ею объекты.

Психология стимулируется практикой, где ставятся свои цели и задачи, формулируемые как проблемы и конкретизируемые в темах исследования. В связи с этим появляется целый ряд частных наук и их отраслей. Отнести психологию к разряду только естественных или только общественных наук ничем не оправдано, поэтому сегодня всем уже ясно, что психология занимает промежуточное место между естественными и общественными науками.

Психология человека – что это?

Ученые умы несколько веков изучают психологию и до сих пор не определились с тем, что именно они изучают.

С древнегреческого «психология» переводится как учение о душе, но по ходу истории фокус этой науки был направлен на самые разные объекты: сознание, опыт, поведение, бессознательное, восприятие образов, проблемы бытия, познавательные способности и так далее.

Если пойти простым путем и оттолкнуться от современного восприятия термина, то психология изучает психику. А психика – это свойство субъективного отражения объективного мира, которым обладает только высокоорганизованная живая материя. То есть человек с его мозгом, нервами, чувствами. Но, опять же, это узкое понимание слова «психика».

Одной из актуальных интерпретаций предмета, который изучает психология, является внутренний мир человека.

Что интересует психологию:

  • познавательные процессы (мышление, речь, внимание, память, воображение, представление, ощущение и пр.),
  • психические состояния (любовь, восхищение, страх, тревога, утомление, ненависть, печаль, решительность, желания, влечения, интересы и пр.),
  • психические свойства (темперамент, характер, способности и пр.),
  • исполнительные функции (контроль внимания, подавление автоматических реакций, когнитивное торможение и гибкость и пр.).

Научная и житейская психология

Существует еще одно деление по видам: научная психология и житейская.

Житейская отличается своей конкретностью, она распространяется на особых людей и ситуации. В ней используются два метода: наблюдение и размышление. Все житейские знания человек получает интуитивным путем и передает их из поколения в поколение через художественные произведения, пословицы и поговорки. Они написаны простым языком, понятным любому человеку без специального образования. В роли психолога может выступить подруга, соседка, таксист или случайный попутчик.

Научная обобщает имеющиеся знания, используя научные понятия, которые распространяются на схожие ситуации, выделяет общие свойства, связи, закономерности развития. Её методами является наблюдение, анализ, синтез, проективные методики и эксперимент. Научные знания складываются в законы.

В этом виде все определения четко сформулированы, сопоставляются друг с другом и передаются через научную литературу при помощи специфической терминологии. Научная психология располагает огромным материалом, который доступен узкому кругу и передаётся через специальное обучение.

Академическая психология

Это фундаментальная наука, исследования которой носят чисто научный характер и изначально не направлены на получение практических результатов. При исследовании определенного психического процесса ставится задача изучить его и понять, найти взаимосвязь с другими процессами.

Академическая психология характеризуется тем, что:

  • исследует и объясняет психические процессы, ищет закономерности;
  • не ищет и не изучает способы воздействия на эти процессы;
  • создаёт теоретическую базу для дальнейших исследований в рамках прикладной психологии.

Несмотря на эти особенности, академическая психология занимается некоторыми прикладными исследованиями, если они представляют теоретический интерес. Благодаря этому могут быть обнаружены способы влияния на психические процессы, которые в дальнейшем найдут практическое применение в других областях.

Какие книги по психологии рекомендуем прочитать?

Все зависит от того, какие у тебя задачи. Если тебе интересна общая психология, то лучше всего, конечно, обратиться к академическим изданиям, признанным вузами. Это:

  • «Общая психология» Маклакова,
  • «Основы общей психологии» Рубинштейна,
  • «13 диалогов о психологии» Соколовой,
  • «Введение в общую психологию» Гиппенрейтер,
  • «Клиническая психология» Холмогоровой, 4 тома.

Но если тебе нужна помощь в каких-то определенных сферах, это должны быть специальные книги.

Волнует вопрос, как общаться с ребенком? Рекомендуем книги той же Юлии Борисовны Гиппенрейтер – она учит активно слушать, общаться так, чтобы не было конфликтов, достигались результаты, а главное – чтобы ребенок был счастлив и развивался как личность.

Интересует социальное влияние? Работаешь в сфере маркетинга и продаж? Тебе должна понравиться культовая книга Роберта Чалдини «Психология влияния».

Есть множество книг-тренажеров памяти: Гарета Мура, Джонатана Хэнкока, Рюты Кавашимы, Андрея Сафронова, Михаила Литвака и тому подобное.

Мы даже не пытаемся охватить весь этот огромный пласт книг по популярной психологии – их миллионы. Просто намечаем отправные точки – дальше сама.

Методы психологического воздействия

Например, многих интересует, какими методами оказывается психологическое воздействие на людей. А ты интересовалась этим вопросом? Это полезно знать, чтобы не поддаваться манипуляциям со стороны других людей и чтобы самой применять эти методы в общении (разумеется, из добрых побуждений).

Так вот, основные методы психологического воздействия следующие:

  1. Заражение
    Это передача эмоционального состояния от одного человека к другому. Человек-«мишень» обычно заражается неосознанно: эмоциональное состояние считывается подсознательно. Это касается разных сильных чувств: эйфории, восторга, паники, злости, страха.

    Заражение – древнейший метод психологического воздействия. На нем построены многие религиозные ритуалы и различные массовые мероприятия (демонстрации, забастовки, митинги, зрелища).

  2. Внушение
    Это убеждение человека при помощи слов на эмоциональном фоне. Внушение будет иметь силу, если говорить уверенно, подкрепляя смысл слов соответствующим тоном, эмоциональной мимикой и жестикуляцией. Наиболее внушаемыми являются неуверенные в себе люди и те, кто не воспринимают информацию критически (то есть подвергая сомнению и ища аргументы).

    Самый ходовой способ: манипулятор преподносит желаемое поведение человека-«мишени» как реальное, причем положительно оценивает его. Например, глава города может сказать: «Благодарю жителей за то, что они соблюдают масочный режим», хотя, на самом деле, граждане и не думали надевать маски. Такой подменой ожидаемого факта на якобы свершившийся оратор пытается побудить людей к определенному поведению.

    Или еще пример: в беседе с рассеянным коллегой может сработать какое-нибудь «люблю с тобой иметь дело, потому что ты внимательно относишься к моим словам».

    Также эффективно соединять внушаемую информацию с такими фактами, которые человек сам пережил, которые ему хорошо знакомы и вызовут отклик.

  3. Убеждение
    Это донесение информации при помощи построения логической цепочки. Самый безобидный способ, без манипуляций, фальши и эмоций.
  4. Подражание
    Воспроизведение человеком образца поведения: манеры говорить, походки, жестов, мимики, одежды и так далее. Обычно происходит на подсознательном уровне.

Изучение психологии: формы обучения

При выборе способа обучения, надо определиться для каких целей вам это надо. Так, например, обучение в высших образовательных учреждениях подойдет тем, кто планирует в дальнейшем практиковать по полученной специальности. Школьная и детская, социальная психология – подобные направления требуют обучения в государственных учреждениях по соответствующей специальности. Здесь подразумевается полноценное получение образования

, прохождение практики и, соответственно, занятия с профессиональными преподавателями. Подобное получение образования основано на утвержденной системе гособразца.

В том случае, если целью изучения психологии становятся личные мотивы, хочется понимать окружающих, а также повышения собственного интеллектуального уровня и просто для саморазвития, то вполне достаточно будет самостоятельных занятий.

Обучение в высших образовательных учреждениях или самостоятельные занятия

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]