Школа Павлова.
Учение об условных рефлексах – временная связь внешнего агента с деятельностью организма. Безусловные рефлексы осуществляются при любых условиях. Сигнальные системы. 1-я сигнальная система – раздражение на внешних рецепторах и на больших полушариях, общая у людей и животных; 2-ю сигнальную систему составляет слово.
Законы ВНД: закон иррациации, закон концентрации. Исследовал экспериментальные неврозы. Орбели Л.Д. учение о 2-й сигнальной системе, проблема труда и вдохновения. Анохин П.К. теория функциональных систем, универсальная модель мозга (афферентный синтез), биология и нейрофизиология условного рефлекса. Ломов Б.Ф. специальные разработки инстинктивной психологии, психология труда, психофизика, мат. психология. Давыдов В.В. явление интериоризации.
Школа Теплова, Небылицына.
Основные свойства и системы по Павлову и Небылицину. Бланковые методы диагностики основных свойств нервной системы и их психологические особенности.
Свойства:
- Сила нервных процессов – раздражительного и тормозного.
- Равновесие этих процессов.
- Их подвижность.
- Высочайшая пластичность.
В окружающей среде оказываются необычные, чрезвычайные события, раздражения большой силы, причем, естественно, нередко возникает надобность подавлять, задерживать эффекты этих раздражений по требованию других, так же или еще более могучих внешних условий. И нервные клетки должны выносить эти чрезвычайные напряжения своей деятельности. Отсюда же вытекает и важность равновесия, равенства силы обоих нервных процессов. Оба процесса должны, так сказать, поспевать за колебаниями окружающей среды, т.е. должны обладать высокой подвижностью, способностью быстро, по требованию внешних условий, уступать место, давать преимущество одному раздражению перед другим, раздражению перед торможением и обратно.
Школа Леонтьева.
Работает по проблеме деятельности. Эта теория получила наибольшее распространение в отечественной психологии. Среди исследователей, внесших наибольший вклад в ее развитие, следует назвать прежде всего С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, К. А. Абульханову-Славскую и А. В. Брушлинского. Данная теория имеет ряд общих черт с поведенческой теорией личности, особенно с ее социально-наученческим направлением, а также с гуманистической и когнитивной теориями.
В этом подходе отрицается биологическое и тем более психологическое наследование личностных свойств. Главным источником развития личности, согласно этой теории, является деятельность. Деятельность понимается как сложная динамическая система взаимодействий субъекта (активного человека) с миром (с обществом), в процессе которых и формируются свойства личности (Леонтьев А. Н., 1975). Сформированная личность (внутреннее) в дальнейшем становится опосредствующим звеном, через которое внешнее оказывает влияние на человека (Рубинштейн С. Л., 1997).
Принципиальное отличие деятельностной теории от поведенческой заключается в том, что средством научения здесь выступает не рефлекс, а особый механизм интериоризации, благодаря которому происходит усвоение общественно-исторического опыта. Основными характеристиками деятельности являются предметность и субъектность.
Предметность — это характеристика, которая присуща только человеческой деятельности и проявляется прежде всего в понятиях языка, социальных ролях, ценностях. В отличие от А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейн и его последователи подчеркивают, что деятельность личности (и сама личность) понимается не как особая разновидность психической активности, а как реальная, объективно наблюдаемая практическая (а не символическая), творческая, самостоятельная деятельность конкретного человека (Абульханова-Славская К. А., 1980; Брушлинский А. В., 1994).
Субъектность означает, что человек сам является носителем своей активности, собственным источником преобразования внешнего мира, действительности. Субъектность выражается в намерениях, потребностях, мотивах, установках, отношениях, целях, определяющих направленность и избирательность деятельности, в личностном смысле, т. е. значении деятельности для самого человека.
По мнению представителей данного подхода, в личности основное место занимает сознание, причем структуры сознания не даны человеку изначально, а формируются в раннем детстве в процессе общения и деятельности. Бессознательное имеет место только в случае автоматизированных операций.
В рамках деятельностного подхода в качестве элементов личности выступают отдельные свойства, или черты личности; принято считать, что свойства личности образуются в результате деятельности, которая осуществляется всегда в конкретном общественно-историческом контексте — ЛеонтьевА. Н., 1975). В этой связи свойства личности рассматриваются как социально (нормативно) детерминированные. Например, настойчивость формируется в таких видах деятельности, где субъект проявляет самостоятельность, независимость. Настойчивый человек действует смело, активно, отстаивает свои права на самостоятельность и требует от окружающих признания этого. Список свойств личности фактически безграничен и задается многообразием видов деятельности, в которые включен человек как субъект (Абульханова-Славская К. А., 1980).
В деятельностном подходе наиболее популярной является четырехкомпонентная модель личности, которая в качестве основных структурных блоков включает в себя направленность, способности, характер и самоконтроль.
Направленность — это система устойчивых предпочтений и мотивов (интересов, идеалов, установок) личности, задающая главные тенденции поведения личности. Человек с ярко выраженной направленностью обладает трудолюбием, целеустремленностью
Способности — индивидуально-психологические свойства, которые обеспечивают успешность деятельности. Выделяют общие и специальные (музыкальные, математические и т. д.) способности. Способности между собой взаимосвязаны.
Характер — совокупность морально-нравственных и волевых свойств человека. К моральным свойствам относятся чуткость или черствость в отношениях к людям, ответственность по отношению к общественным обязанностям, скромность
Самоконтроль — это совокупность свойств саморегуляции, связанная с осознанием личностью самой себя. Данный блок надстраивается над всеми остальными блоками и осуществляет над ними контроль: усиление или ослабление деятельности, коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование деятельности и т. д. (Ковалев А. Г., 1965).
Таким образом, в рамках деятельностного подхода личность — это сознательный субъект, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий социально полезную общественную роль. Структура личности — это сложно организованная иерархия отдельных свойств, блоков (направленности, способностей, характера, самоконтроля) и системных экзистенционально-бытийных целостных свойств личности.
Концепция личности А.Ф. Лазурского
Важность этой концепции заключается в том, что впервые было высказано положение о личностных отношениях, которые составляют ядро личности. Его особое значение заключается также в том, что идея отношений личности стала отправной точкой для многих российских психологов, особенно для представителей ленинградско-петербургской школы.
Взгляды А.Ф. Лазурского на природу и структуру личности сформировались под непосредственным влиянием идей В.М. Бехтерева во время работы под его руководством в Психоневрологическом институте.
По мнению А.Ф. Лазурского, основной задачей личности является адаптация (приспособление) к среде, понимаемой в самом широком смысле (природа, вещи, люди, человеческие отношения, идеи, эстетические, моральные, религиозные ценности и т.д.). Мера (степень) активности адаптации личности к среде может быть различной, что отражается в трех психических уровнях — низшем, среднем и высшем. Фактически, эти уровни отражают процесс психического развития человека.
По мнению А.Ф. Лазурского, личность — это единство человека. Ф. Лазурского представляет собой единство двух психологических механизмов. Во-первых, это эндопсихика — внутренний механизм психики человека. Эндопсихика проявляется в основных психических функциях, таких как внимание, память, воображение, рассуждения, сила воли, эмоциональность, импульсивность, то есть в темпераменте, умственных способностях и, наконец, в характере. Согласно A. F. Лазурный, эндокриты в основном врожденные.
Другим существенным аспектом личности является экзопсихика, содержание которой определяется отношением индивида к внешним объектам, окружающей среде. Экзопсихические проявления всегда отражают внешние, окружающие человека условия. Эти две части взаимосвязаны и влияют друг на друга. Например, хорошо развитое воображение и способность к творчеству, высокая чувствительность и возбудимость — все это предполагает способность к занятиям искусством. То же самое относится и к экзокомплексу признаков, когда внешние условия жизни диктуют, так сказать, соответствующее поведение.
Процесс адаптации личности может быть более или менее успешным. А.Ф. Лазурский в связи с этим принципом выделяет три психологических уровня.
Низший уровень характеризуется максимальным влиянием внешней среды на психику человека. Окружение как бы подчиняет такого человека себе, не учитывая его особенностей. Таким образом, существует противоречие между способностями человека и приобретенными профессиональными навыками. Средняя стадия предполагает большую способность адаптироваться к окружающей среде, найти свое место в ней. Люди, которые более сознательны, обладают большей работоспособностью и инициативностью, выбирают профессии, соответствующие их наклонностям и талантам. На высшей стадии психического развития процесс адаптации осложняется тем, что значительное напряжение, интенсивность психической жизни, заставляет не только приспосабливаться к окружающей среде, но и создает желание изменить ее, модифицировать в соответствии с собственными желаниями и потребностями. Другими словами, здесь мы больше сталкиваемся с процессом творения.
Таким образом, нижний уровень дает людей, которые неадекватно или плохо адаптированы, средний уровень — людей, которые адаптированы, а высший уровень — людей, которые адаптированы.
На высшем психическом уровне экзопсихика достигает наивысшего уровня развития благодаря духовному богатству, сознательности, координации психического опыта, в то время как эндопсихика образует его естественный субстрат. Поэтому классификация производится по экзопсихическим категориям, точнее, по основным универсальным идеалам и их характерным разновидностям. Наиболее важными среди них, по мнению А.Ф. Лазурского, являются: альтруизм, знание, красота, религия, общество, внешняя активность, система и власть.
Школа Лурия, школа нейропсихологии.
Роль речи в развитии произвольных психических процессов.
Согласно теории Лурия, мозг является высокодифференцированной системой, части которой отвечают за различные аспекты целого: отдельные области коры головного мозга взаимодействуют друг с другом, чтобы произвести мысли и действия самого разного рода. Лурия допустил, что в мозге содержится три основные блока:
- Ствол мозга и структуры среднего мозга, отвечающий за длительное сохранение следов возбуждения.
- Входящие сенсорные функции — прием, переработку и хранение информации.
- Лобная часть коры головного мозга, отвечает за организацию, планирование и контроль за успешным выполнением программ.
Послесловие
Рассмотренные концепции в чем-то схожи, но в чем-то абсолютно разные. В частности, нет однозначного ответа о том, что в итоге первично: человек или общество, природа или среда.
Но если ориентироваться на отечественные концепции, то можно отметить, что личностью человек становится под влиянием социума, через отношения и усвоение культурного опыта.
Подробнее о том, что такое личность, можно прочитать в статьях «Понятие личности в психологии: сущность и структура» и «Направленность личности – что это в психологии».
Грузинская школа. Узнадзе.
Узнадзе, теория установки, основатель тбилисского университета. Концепция личности Узнадзе строится на понятии (установки», которую он считал гл. психологическим образованием. Установка считается основным регулятивным механизмом поведения человека, определяя его направленность и избирательную активность. Однако сущность личности не сводится к функционированию установки, а определяется наличием таких основополагающих проявлений, как сознание и способность к объективации. Характерной особенностью личности является осуществление далекой мотивации, совершение действий и поступков, цель которых в удовлетворении потребностей, предназначенных для будущей жизни. Высшие потребности – интеллект., моральные и эстетические – соответствуют Я-концепции человека Установка же проявляется в настоящем времени, хотя и является определенной формой антиципации.
В зависимости от способности человека к объективации Узнадзе описывает три типа личностей:
- динамический – личность, имеющая развитую способность к объективации и обладающая готовностью легко переключаться в направлении объективированных целей;
- статичный – личность, проявляющая гиперобъективацию, которая состоит в постоянной задержке импульсов своих установок и выборе целесообразных видов деятельности лишь на основе значит, волевых усилий;
- вариабельный – личность, обладающая достаточной легкостью объективации, но не имеющая достаточных волевых способностей для ее реализации.
Одной из важнейших характеристик личности в Теории установки является ответственность, благодаря которой человек может становиться выше своих потребностей, выступая как субъект воли. Смысл мотивации состоит в нахождении деятельности, соответствующей основной, закрепленной в процессе жизни установке личности Период подготовки цели делится на две ступени:
- выбор, который признается интеллектуальным актом и осуществляется на основе личностных ценностей поведения для данного субъекта ;
- мотивация, признаваемая волютивным процессом. Волевое поведение – это способность личности подчинить свою активность не только личностным ценностям, но и объективной необходимости.
Концепция личности А.В. Петровского
Подход Леонтьева к пониманию личности нашел свое дальнейшее развитие в работах российских психологов — представителей московской школы, в том числе А.Н. Петрова. В. Петровский. В учебнике «Общая психология», написанном под его редакцией, есть следующее определение личности: «В психологии личность — это системное социальное качество, которое индивид приобретает в предметной деятельности и общении и которое характеризует уровень и качество представленности в индивиде социальных отношений»..
А.В. Петровский в своих разработках исходит из того, что понятия «индивид» и «личность» не тождественны. Личность — это особая характеристика, которую индивид изначально приобретает в обществе в процессе его вступления в социальные отношения. Для того чтобы понять, на какой основе формируются те или иные характеристики личности, необходимо рассмотреть жизнь человека в обществе. Включенность индивида в систему общественных отношений определяет содержание и характер его деятельности, сферу и способы общения с другими людьми, то есть специфику его социальной сущности, его образ жизни. Но образ жизни отдельных людей, тех или иных сообществ людей, как и общества в целом, определяется исторически развивающейся системой общественных отношений. А это значит, что личность может быть понята или изучена только в контексте определенных социальных условий, определенной исторической эпохи. Кроме того, следует отметить, что общество — это не только внешняя среда для личности. Личность постоянно вовлечена в систему социальных отношений, опосредованных многими факторами.
Петровский считает, что личность конкретного человека может продолжать жить в других людях и не полностью умирает со смертью самого человека. И в словах «он живет в нас и после смерти» нет никакой мистики или чистой метафоры, это констатация факта идеального представления человека после его материального исчезновения.
Рассматривая далее взгляды представителей московской психологической школы на проблему личности, следует отметить, что под понятием личности в большинстве случаев авторы подразумевали определенные качества, принадлежащие индивиду, и именно те качества, которые определяют уникальность человека, его индивидуальность. Однако понятия «индивид», «личность» и «индивидуальность» не идентичны по содержанию — каждое из них раскрывает определенный аспект сущности человека. Личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных отношений, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников. Эти межличностные связи реальны, но по своей природе сверхчувственны. Они проявляются в конкретных индивидуальных характеристиках и действиях людей, входящих в коллектив, но не сводятся к ним.
Подобно тому, как термины «индивид» и «личность» не являются тождественными, личность и индивидуальность, в свою очередь, образуют единство, но не тождество.
Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, они оказываются малозначимыми для оценки личности и не получают условий для развития, подобно тому, как в качестве черт личности выступают только те черты индивидуальности, которые наиболее «задействованы» в ведущей деятельности для данной социальной общности. Поэтому, по мнению представителей московской психологической школы, индивидуальность — это лишь один из аспектов личности человека.
Таким образом, в позиции представителей московской психологической школы есть два основных момента. Во-первых, личность и ее характеристики сопоставляются с уровнем социального проявления качеств и характеристик человека. Во-вторых, личность рассматривается как социальный продукт, который никак не связан с биологическими детерминантами, и поэтому можно сделать вывод, что социальное влияет на психическое развитие индивида в большей степени.
Ананьев Б. Г. (1907-1972) — российский психолог.
Структура человека как индивида, личности и субъекта деятельности. Характеристики человека как индивида. Имеются основания для выделения 2-х основных классов индивидных свойств: возрастно-половых и индивидуально-типических. В первый входят возрастные свойства и половой диморфизм. Во второй входят конституциональные особенности; нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий. Все эти свойства являются первичными и существуют на всех уровнях включая клеточный и молекулярный. Взаимодействие возрастно-половых и индивидуально-типических свойств определяет динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей — эти свойства можно назвать вторичными. Высшая интеграция всех этих свойств представлена в темпераменте, с одной стороны, и задатков с др. Характеристики человека как L. Исходным моментом структурно-динамических свойств L является ее статус в обществе. На основе статуса и в постоянной взаимосвязи с ним строятся системы общественных функций ролей и целей и ценностных ориентаций. Статус роли и ценностные ориентации образуют первичный класс личностных свойств, интегрируемых определенной структурой L. Эти личностные характеристики определяют особенности мотивации поведения, структуру общественного поведения составляя 2-ой ряд личностных свойств. Высшим интегрированным эффектом взаимодействия первичных и вторичных личностных свойств является характер человека с одной стороны и способности с др.
Основные характеристики человека как субъекта деятельности. Исходными характеристиками являются: сознание и деятельность. Как субъект теоретической. деятельности человек характеризуется знаниями и умениями. Высшей интеграцией субъектных свойств является творчество, а наиболее общественными эффектами — способности и талант.
Направленность личности
Под направленностью личности понимается психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки, цели жизни и деятельности. Направленность личности всегда социально обусловлена, формируется в процессе воспитания и включает в себя несколько иерархически связанных форм. Все формы являются мотивами её деятельности.
К.К.Платонов к основным формам направленности личности относит:
- Мировоззрение. Система взглядов человека на объективную реальность;
- Убеждение. Осознанные потребности личности, лежащие в основе взглядов, принципов, мировоззрения, в соответствии с которыми человек поступает так, а не иначе;
- Идеал. Образ, на который личность ориентируется в плане самовоспитания;
- Интересы. Познавательная и специфическая направленность на предметы;
- Склонности. Избирательная направленность на какую-либо деятельность, которой бы индивид хотел заниматься;
- Желания. Состояние мотивации – потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения;
- Влечения. Недостаточно осознанная потребность, но побуждающая к деятельности.
Общей характеристикой живых существ является активность, благодаря которой поддерживается жизненно значимая связь с окружающим миром. Источником этой активности выступают потребности человека, которые имеют общественный и личный характер.