Текст книги «Общая психология: Ответы на экзаменационные билеты»

Человек воспринимает окружающий мир не хаотично, а пытаясь систематизировать отдельные явления и предметы, сформулировать о них своё представление, определить, насколько увиденное или услышанное может быть полезным или опасным, используемым для определённой цели.

В психологии это именуется восприятием, , так называется отражение в человеческом сознании окружающих предметов и явлений.

Это активный процесс, при котором используются не только органы чувств, но и двигательные функции: положение рук, движение глаз, перемещение в пространстве для улучшения восприятия.

Что такое кинестетические чувства и ощущения? Узнайте об этом из нашей статьи.

Основные положения

Предмет белого цвета, даже в темное время, будет белым. Потому что человек знает его таким.

Отъезжающая машина, хоть и будет уменьшаться, но в восприятии она останется большой. Даже если в зоне видимости уже будет с песчинку.

Без константности восприятия было бы сложно. Предметы и люди казались бы нам чем-то новым. Человек мог просто повернуться в другую сторону и стал бы уже неузнаваемым.

Предметность восприятия

Это свойство воспринимать мир не как набор отдельных элементов, а как целое.

Оно развивается на протяжении жизни. И. Сеченов считает, что ее развитие происходит в процессе контакта ребенка с предметами.

Предметность развивается за счет моторики:

  • движение руками и пальцами при ощупывании предметов;
  • движение глаз при выделении контура предмета и «ощупывание» его на расстоянии;
  • поворот головы;
  • другие движения.

Перцептивный процесс
Осознание мира через работу органов чувств.

В зависимости от того, какой орган играет роль, выделают зрительные, слуховые, обонятельные и другие.

Формирование перцептивного образа состоит из следующих фаз:

  1. Обнаружение. Стадия, на которой человек выделяет предмет из фона, но еще не может рассуждать о его признаках.
  2. Различение. Стадия, на которой человек может раздельно воспринимать предметы, находящиеся рядом.
  3. Опознание. Стадия, на которой человек фиксирует свойства и относит их к определенному классу.

Примеры восприятия

Человек может воспринимать окружающий мир практически бесконечно.

К примеру, ребёнок, который сразу после рождения находится только в определённом помещении или в кроватке, и воспринимает окружающий мир в границах кроватки, постепенно её исследуя и получая полное о ней представление.

Потом границы его обитания расширяются, увеличивается и объём получаемой информации. Человек читает книги, газеты, смотрит фильмы и телепередачи. Психологи утверждают, что при должной жизненной активности процесс самосовершенствования может продолжаться всю жизнь.

Первоначально восприятие формируется на основе определённых ощущений: осязания, обоняния, зрительных контуров предмета, его цвета. Потом всё это складывается в определённое представление о явлении и предмете, что и называется восприятием.

В психологии процесс человеческого восприятия имеет 4 уровня:

  • момент обнаружения , наши органы чувств принимают определённый сигнал,
  • различение , человек определяет природу этого сигнала,
  • идентификация , происходит попытка определить, на что это похоже,
  • опознание , полученный сигнал относится к той или иной категории.

Существует и несколько категорий восприятия:

  • зрительное , создаётся видимый образ явления или предмета,
  • слуховое , определяется структура и громкость возможных звуков,
  • восприятие с помощью осязания,
  • вкусовое ощущение тоже может смоделировать образ.

Ещё восприятие может быть произвольным и непроизвольным. Например, ребёнок играет с игрушкой, имитируя движение грузовика, и делает это вполне осознанно с поставленной целью.

Непроизвольное восприятие могут вызвать удары специального молоточка под коленную чашечку на приёме у невропатолога.

Есть ещё ложные, ошибочные виды , иллюзии и галлюцинации. Но это уже элементы патологии.

Перцептивная сторона общения

Процесс, в котором люди, с помощью общения, воспринимают друг друга, устанавливают контакт.

Задействованы минимально два человека. Создаются представления о намерениях, чувствах, мыслях собеседника и себя самого.

Люди осознают себя и других, благодаря следующим механизмам:

  • познание и понимание друг друга;
  • осознание себя в процессе общения;
  • по общению прогнозирование будущего поведения партнера.

Что им не является?

Отдельно ощущения человека восприятием не являются, только комплекс этих ощущений, вместе с их анализом может уже сложить в сознании индивидуума представление о предмете или вообще об окружающем.

Скажем, выйдя на улицу, человек не просто воспринимает запахи, звуки или очертания зданий. Он тут же оценивает и расстояние до того или иного дома, безопасность постройки, её величину и вообще полезность: магазин в здании будет восприниматься не так, как швейная мастерская.

Органы слуха, зрения и осязания могут использоваться в разной степени, но полученные ими ощущения должны дополнять друг друга.

Отдельные же запах, цвет, осязание чего-либо восприятием в психологии не считаются, это лишь его фрагменты.

Роль установки в перцептивных процессах

Установка влияет на людей. Когда человек неосознанно привычным образом реагирует на информацию или людей, не анализируя ее.

Установки делятся на 3 измерения:

  1. Когнитивное измерение – определенные мнения, мысли, убеждения относительно чего-либо или кого-либо.
  2. Аффективное измерение – наличие негативных или позитивных эмоций к человеку или информации.
  3. Поведенческое измерение – подготовленность к реакциям поведения, которые соответствуют убеждениям человека.

Установки формируются:

  • под воздействием окружающих. Это могут быть родители, желтая пресса, знакомые и друзья;
  • основываясь на прожитом опыте в многократно повторяющихся ситуациях.

Физиологическая основа

Какова психофизиология восприятия? Процессы, которые происходят во время познания окружающего мира человеком (это процесс практически непрерывный), можно зафиксировать на уровне органов чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе, их называют физиологической основой восприятия.

Механизм их действия можно наглядно объяснить так:

  • раздражители на окончаниях нервов органов чувств передают полученную информацию в кору головного мозга;
  • потом оно поступает в проекционные зоны мозга, которые называют сенсорными;
  • создаётся ощущение полученных сведений и их осмысление.

Любая «неисправность» этой цепочки может нарушить целостность восприятия.

Например, потеря зрения, как свойства органа чувств, ограничивает получаемый образ в плане его цвета, объёмности, формы и пр, а сбой на сенсорном уровне приведёт к тому, что увиденное человек будет воспринимать лишь, как набор световых и цветовых пятен.

Нервные связи, с помощью которых и работает процесс восприятия, бывают 2 направлений:

  • образующиеся после воздействия одного анализатора, — например, шум воды в реке, которую мы ещё не видим, воздействует пока только на наш слуховой аппарат;
  • межанализаторные, — образно говоря, они возникают, когда мы к реке подходим, здесь вступает в силу целый комплекс ощущений, в том числе, ассоциативных.

Роль мотивации в перцептивных процессах

Мотивация
Причина, побуждающая к действию.

Она может руководствоваться примитивными факторами. Например, голодом, холодом. Или психологическими потребностями в любви, уважении, признании. Мотивация играет роль в желании самореализации.

Например, испытывая чувство голода, человек может прочитать вместо слова «обувь» – «обед». Увлеченный амбициями – неправильно расслышать фразу. Можно привести старый пример: человек долгое время находится в пустыне, его мучает жажда. Спустя какое-то время он видит вдали оазис с чистейшей и прохладной водой.

Функции

За время жизненного существования человека восприятие выполняет несколько основных функций:

  • общее ориентирование;
  • оценку месторасположения отдельных предметов и явлений;
  • познавательная функция уже включает открытие сущности предметов и явлений, их взаимосвязанности;
  • контроль деятельности;
  • регулирование деятельности.

К основным свойствам восприятия относят:

  • предметность, — человек осознаёт увиденный предмет, как отдельное тело;
  • целостность, — отдельные свойства предметов обязательно (если речь идёт об апперцепции) складываются в зрительный образ;
  • структурность, — это не механическая сумма ощущений, а соотношение их в течение некоторого времени: слушая музыку, мы воспринимаем не отдельно ноты, а складывающуюся мелодию;
  • константность, — благодаря этому качеству, человек воспринимает движущиеся предметы, как постоянные по своей форме и свойствам;
  • осмысленность, — на этом этапе происходит окончательное формирование образа предмета и явления и его места в окружающем мире.

Уровни

В психологии выделяются 4 основных уровня восприятия:

  • сенсорный — он основан на органах чувств, считается как бы низшим уровнем восприятия, на котором находятся все живые организмы, однако и он зависит от уровня сознания, поскольку человек, скажем, осознанно, может совершать те или иные сенсорные действия;
  • перцептивный — объект классифицируется на начальном этапе;
  • исследование — осмотр какой-то отдельной функции, стороны объекта или явления;
  • деятельностный — взаимодействие с исследуемым объектом, как с целью определённой деятельности.

Теории

Есть несколько научно обоснованных теорий восприятия, которые имеют свои обоснованные доводы:

  1. Ассоциативная, ярким её представителем был Г. Гельмгольц, — согласно этой теории, образ предметов и явлений формируется на основании ассоциативных ощущений.
  2. Гештальт-теория, — её приверженцы, наоборот, считали, что каждый предмет мы воспринимаем, как отдельное целое, без связи с прошлым опытом и ассоциациями.
  3. Теория Гибсона, — её приверженцы были уверены, что восприятие не может быть объективным, оно зависит от степени активности человека, именно движение, по их мнению, — основа восприятия.
  4. Согласно теории Хэбба, восприятие — не врождённый признак и не имеет врождённых элементов вообще, человек обучается познавать мир постепенно, познавая сначала детали, а потом уже целое.
  5. Почти на этом же основана и теория восприятия Ж. Пиаже, который тесно связывал восприятие с развитием интеллекта.

Модальность

Выделяют 4 сенсорных систем восприятия информации, (моделей — отсюда и название) которыми пользуется человек:

  • визуальная система предполагает восприятие цвета и формы, то есть, того, что мы видим;
  • слуховая система использует звуки, их громкость, тембр, ритм, частоту;
  • кинестетическая система воспринимает вкус, запах, температуру;
  • дигитальная использует логические построения.

Константность формы

Искажения восприятия формы предметов можно встретить в том случае, когда изменяется ориентация объектов или же самого субъекта. Этот вид является одним из важных свойств зрительной системы, так как правильное распознавание формы предметов— необходимое условие адекватного взаимодействия человека с окружающим миром. Одним из первых, кто выявил роль знаний наблюдателя и признаков удаленности в константности формы, стал Роберт Таулесс.

В 1931 г. психологом был проведен эксперимент, суть которого заключалась в следующем: он предложил испытуемым оценить и нарисовать или подобрать из определенного набора квадраты или круги, которые бы были похожи по форме на предложенные предметы, лежащие на горизонтальной поверхности на разном расстоянии от наблюдателя. В результате опыта испытуемые выбирали форму стимула, которая не совпадала ни с проекционной формой, ни с его реальной, а лежала между ними.

Типы людей

Есть и несколько типов восприятия:

  • зрительное: оно происходит с доминированием увиденного;
  • аудиальное — оно, в основном, основывается на звуках;
  • дискретное основывается на числах и символах;
  • есть и более сложное восприятие, основанное и ещё на остальных чувствах.

Равномерно распределяться в нашем сознании эти типы не могут, у кого-то развиты лучше одни, у кого-то — другие.

Соответственно, и люди подразделяются на индивидуумов, обладающих различными доминирующими типами восприятия:

  • визуал быстрее что-то замечает, в его речи преобладают слова: я увидел, посмотел, мнепревиделось;
  • аудиал чаще говорит о том, что он услышал и опирается, прежде всего, на звуковые ощущения;
  • кинестет эмоционален, постоянно говорит об ощущениях;
  • дигитал опирается на логические построения.

Примеры

Конечно, людей, которые пользуются только одной формой восприятия, нет, как нет и чисто выраженных типов, они часто смешиваются. Однако примеры восприятия людей с одним доминирующим определить несложно.

Визуалы ценят красоту в окружающем пространстве, плохо переносят беспорядок, хаотичное расположение вещей, не любят, когда в помещении грязно.

Визуал строит много планов, часто несбыточных, поскольку воспринимают действительность не всегда реалистично. Однако люди такого типа могут быть и генераторами прекрасных идей.

Аудиалы любят звуки и, соответственно, в первую очередь, музыку, часто сами её неплохо сочиняют.

Обладают хорошо развитой слуховой памятью. Могут имитировать речь другого человека, звуки, издаваемые животными и даже механизмами.

Наблюдения показывают, что именно из аудиалов вырастают хорошие ораторы и педагоги.

Кинестеты эмоциональны, чувствительны, переменчивы в настроении. В межличностном общении тонко чувствуют состояние собеседника. При исследовании незнакомой местности и помещения большое значение придают прикосновениям и ощупыванию.

Даже прикосновение к руке собеседника для них — важный элемент общения.

Дигиталы они во всём увиденном и услышанном пытаются выявить какую-то связь и закономерность. Склонны к длительному и очень тщательному анализу воспринимаемых явлений.

Психологи отмечают, что именно люди этого типа в стрессовых ситуациях лучше окружающих сохранят самообладание и находят выход из сложившегося положения.

Определение

Слово «опосредовать» — это глагол, который обозначает выполнение действия не напрямую, а через посредника, получение результата переносом функции с одного объекта на другой. Им может выступать все что угодно: предмет, действие, знание, человек и т. д. Объект получает результат, не совершая прямолинейного действия для этого — опосредованно.

Противоположное по смыслу понятие — непосредственно. То есть можно узнать, который сейчас час (непосредственно), посмотрев на часы или (опосредованно) спросив у кого-нибудь.

Мы получаем информацию об окружающей среде посредством кожи (температура, влажность, характеристики материала и т. п.), глаз (свет, цвет, движение и т. д.), ушей (громкость, вибрации и т. п.). Но само это восприятие считается непосредственным, потому что дает нам ответы напрямую. Подставил руку под струю воды и определил, мокро и холодно, вытер полотенцем — тепло и сухо, а само полотенце мягкое и пушистое. Силы нашего зрения недостаточно, чтобы разглядеть далекие звезды и планеты — мы берем в посредники телескоп и изучаем их уже опосредованно.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]