Причины развития нарушения координации движений
Важно понимать, что расстройство координации может проявляться не только при неврологических патологиях и как побочный симптом сопровождает различные заболевания. Причин его множество:
- недостаточность мозгового кровообращения, очаговые инфаркты или инсульты головного мозга;
- травмы головного или спинного мозга;
- опухоли головного мозга;
- демиелинизирующие заболевания (например, рассеянный склероз);
- врожденные пороки развития головного мозга или его сосудистой системы;
- гидроцефалия (как врожденная, так и приобретенная);
- нейроинфекции;
- эндокринные нарушения;
- различные отравления;
- алкоголизм;
- недостаточность витамина В12 в организме.
Как проявляется нарушение координации движений
Клинически и по причине развития есть такие формы:
Сенситивная атаксия. Она возникает при поражении задних столбов и корешков спинного мозга, периферических нервов, таламуса, коры теменного отдела головного мозга. Проявляется она так:
- больные полностью теряют равновесие и координацию движений, если закрывают глаза;
- для пациентов с этим типом атаксии характерна «штампующая» походка — при шаге они сильно сгибают ноги в коленных и тазобедренных суставах;
- больные чувствуют, как будто ступают на что-то мягкое, при этом теряют ощущение пространства и направленности движений.
Мозжечковая атаксия. Этот тип расстройства координации развивается при поражении структур мозжечка (червя, ножек и полушарий) и проявляется так:
- больной больше клонится в сторону поражения при проведении пробы Ромберга и при ходьбе;
- пациент совершает некоординированные и хаотичные движения на стороне очага поражения;
- при этом типе поражения страдает речь — она становится заторможенной;
- также может меняться почерк;
- как и при сенситивной атаксии, все движения пациент совершает под контролем зрения.
Вестибулярная атаксия. Развивается при поражении структур головного мозга, которые отвечают за равновесие — стволовых ядер мозга, лабиринта и вестибулярного нерва. Проявляется вестибулярная атаксия так:
- выраженное головокружение вплоть до тошноты и рвоты, которое усиливается, когда больной поворачивает голову;
- при походке пациенты шатаются из стороны в сторону;
- также у таких людей развивается горизонтальный нистагм — непроизвольное подергивание глаз из стороны в сторону.
Корковая атаксия. Она вызвана патологией мосто-мозжечкового пути и поражением лобной доли и выражается в таких симптомах:
- неустойчивость при ходьбе, особенно на поворотах;
- если поражение тяжелое, то у больных развиваются нарушения способности стоять (астазия) и ходить (абазия);
- для корковой атаксии характерны нарушения психики, функции органов чувств;
- у больных может исчезать хватательный рефлекс.
Головной мозг
Продолговатый мозг
является непосредственным продолжением спинного мозга
- отвечает за дыхание, кровообращение, пищеварение;
- содержит рефлексы кашля, чихания, глотания, сосания, рвоты и т.д.
Мозжечок
отвечает за координацию движений.
Средний мозг
- отвечает за ориентировочные реакции на свет и звук;
- обеспечивает тонус скелетных мышц.
Промежуточный мозг
регулирует обмен веществ в организме, согласовывает физиологические процессы, поддерживает гомеостаз (постоянство химического состава и температуры внутренней среды) двумя способами:
- через гипофиз (с помощью нейрогормонов) управляет всеми остальными железами внутренней секреции организма;
- участвует в формировании чувств голода, холода, жажды и т.п., таким образом, влияет на поведение.
Большие полушария
переднего мозга имеют борозды и извилины (как и мозжечок)
- в передней части лобной доли находится зона логического мышления
(она развита у человека лучше, чем у других животных); - в задней части лобной доли находится двигательная зона тела
(отвечает за произвольные движения); - в нижней части лобной доли, на границе с теменной и височной, находится зона речи
(она имеется только в мозге человека, у других животных ее нет); - в передней части теменной доли находится чувствительная зона тела (зона кожно-мышечной чувствительности)
; - в затылочной доле находится зона зрения
; это центральная часть зрительного анализатора, здесь происходит анализ и распознавание зрительных образов; - в височной доле находится зона слуха
, это центральная часть слухового анализатора.
Еще можно почитать
ПОДРОБНЫЕ КОНСПЕКТЫ: Головной мозг
ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 2 ЕГЭ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ
Задания части 1
Выберите один, наиболее правильный вариант. В какой доле коры больших полушарий головного мозга расположены высшие центры кожного анализатора?
1) лобной 2) височной 3) затылочной 4) теменной
Ответ
4
Выберите один, наиболее правильный вариант. Регуляцию и согласование физиологических процессов, протекающих во внутренних органах, обеспечивает
1) промежуточный мозг 2) средний мозг 3) спинной мозг 4) мозжечок
Ответ
1
Выберите один, наиболее правильный вариант. У человека по сравнению с млекопитающими животными происходит сильное развитие следующей доли коры головного мозга
1) лобной 2) теменной 3) затылочной 4) височной
Ответ
1
Выберите один, наиболее правильный вариант. В какой доле коры больших полушарий головного мозга находится центр кожно-мышечного чувства у человека?
1) затылочной 2) височной 3) лобной 4) теменной
Ответ
4
Выберите один, наиболее правильный вариант. Регуляцию и согласование физиологических процессов, протекающих во внутренних органах, обеспечивает
1) промежуточный мозг 2) средний мозг 3) спинной мозг 4) мозжечок
Ответ
1
Выберите один, наиболее правильный вариант. Продолговатый отдел головного мозга человека не регулирует
1) дыхательные движения 2) перистальтику кишечника 3) сердечные сокращения 4) равновесие тела
Ответ
4
Выберите один, наиболее правильный вариант. При разрушении клеток височной доли коры больших полушарий человек
1) получает искаженное представление о форме предметов 2) не различает силу и высоту звука 3) теряет координацию движений 4) не различает зрительные сигналы
Ответ
2
Выберите один, наиболее правильный вариант. Окончательный анализ высоты, силы и характера звука у человека происходит в
1) внутреннем ухе 2) слуховом нерве 3) барабанной перепонке 4) слуховой зоне коры мозга
Ответ
4
Выберите один, наиболее правильный вариант. Произвольные движения человека обеспечивают
1) мозжечок и промежуточный мозг 2) средний и спинной мозг 3) продолговатый мозг и мост 4) большие полушария переднего мозга
Ответ
4
МОЗГ Определите последовательность расположения отделов головного мозга, начиная с наиболее близко расположенного к спинному мозгу. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) большие полушария 2) продолговатый мозг 3) промежуточный мозг 4) средний мозг
Ответ
2431
ПРОДОЛГОВАТЫЙ — МОЗЖЕЧОК — ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ Установите соответствие между характеристиками и отделами головного мозга: 1) промежуточный мозг, 2) продолговатый мозг, 3) мозжечок. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) располагается непосредственно над спинным мозгом Б) обеспечивает точность и координацию движений В) содержит центр дыхания Г) имеет борозды и извилины Д) включает в себя гипоталамо-гипофизарную систему Е) располагаются центры голода, жажды, насыщения
Ответ
232311
ПРОДОЛГОВАТЫЙ — СРЕДНИЙ — ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ Установите соответствие между характеристикой и отделом головного мозга человека: 1) средний, 2) промежуточный, 3) продолговатый. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) содержит центры ориентировочных рефлексов Б) содержит дыхательный центр В) участвует в регуляции температуры тела Г) расположен над мостом Д) содержит центры защитных рефлексов (чихание, кашель) Е) отвечает за чувство голода и насыщения
Ответ
132132
ПРОДОЛГОВАТЫЙ — ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ Установите соответствие между процессами и отделами головного мозга, которые регулируют данные процессы: 1) промежуточный, 2) продолговатый. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) регуляция уровня глюкозы в крови Б) сохранение тонуса гладкой мускулатуры В) контроль температуры тела Г) гуморальная регуляция Д) непосредственная регуляция частоты сердечных сокращений Е) обеспечение перистальтики кишечника
Ответ
121122
ПРОДОЛГОВАТЫЙ — ПЕРЕДНИЙ 1. Установите соответствие между особенностями строения и функциями головного мозга человека и отделом, для которого они характерны: 1) продолговатый мозг, 2) передний мозг. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) содержит дыхательный центр Б) поверхность разделена на доли В) воспринимает и обрабатывает информацию от органов чувств Г) содержит (включает) сосудодвигательный центр Д) содержит центры защитных реакций организма – кашля и чихания
Ответ
12211
2. Установите соответствие между функцией отдела нервной системы человека и отделом, выполняющим данную функцию: 1) продолговатый мозг, 2) кора головного мозга. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) регулирует деятельность сердечно-сосудистой системы Б) отвечает за выработку условных рефлексов В) содержит дыхательный центр Г) анализирует зрительные и слуховые раздражения Д) запускает реакцию кашля и чихания Е) контролирует тонкие движения пальцев
Ответ
121212
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ — БОЛЬШИЕ ПОЛУШАРИЯ Установите соответствие между функцией переднего мозга человека и отделом, который эту функцию выполняет: 1) промежуточный мозг, 2) большие полушария. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) управление сложными мышечными движениями Б) анализ всей поступающей информации В) регуляция температуры тела Г) обеспечение постоянства внутренней среды организма Д) управление мыслительной и речевой деятельностью Е) регулирование чувства жажды, голода и насыщения
Ответ
221121
1. Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Отделы головного мозга». Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) промежуточный мозг 2) продолговатый мозг 3) средний мозг 4) мост 5) большое полушарие 6) мозжечок
Ответ
356
2. Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображён головной мозг человека. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) большое полушарие 2) мост 3) мозжечок 4) гипоталамус 5) продолговатый мозг 6) промежуточный мозг
Ответ
136
Установите соответствие между характеристиками и отделами головного мозга, обозначенными на рисунке цифрами 1 и 2. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) контролирует слюноотделение Б) обеспечивает координацию движения В) снаружи расположено серое вещество, внутри белое вещество Г) располагается центр дыхания Д) контролирует равновесие тела Е) располагаются центры защитных рефлексов (рвоты)
Ответ
122121
Установите соответствие между функциями и отделами головного мозга человека, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) образует нейрогормоны Б) поддерживает тонус скелетных мышц В) управляет поворотом головы на резкий звук Г) формирует чувства голода и насыщения Д) регулирует обмен веществ
Ответ
12211
Установите соответствие между характеристиками и отделами головного мозга человека, обозначенными на рисунке цифрами 1 и 2. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) содержит центры вдоха и выдоха Б) участвует в терморегуляции В) участвует в формировании чувства жажды Г) контролирует сердечную деятельность Д) регулирует чувство голода и насыщения
Ответ
12212
Установите соответствие между особенностями строения и функциями и долями коры больших полушарий головного мозга, обозначенными на рисунке цифрами 1 и 2. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) отвечает за восприятие световых сигналов Б) зона слуховой чувствительности В) отвечает за восприятие звуковых сигналов Г) при её повреждении человек слепнет Д) зрительная зона
Ответ
21122
© Д.В.Поздняков, 2009-2020
Лечение атаксии
В лечении невропатологам значительно помогает установление причины и механизма развития болезни. В терапии расстройства координации движений эффективен комплекс медикаментозной поддержки, физиотерапии и комплекса упражнений.
Зачастую основные группы препаратов — это ноотропы, общеукрепляющие средства и витамины. Курс лечения и его объем определяет врач после установления причины развития атаксии исключительно в индивидуальном порядке.
Также может помочь оперативное вмешательство, например удаление опухоли или гематомы головного мозга, обеспечение оттока ликвора при гидроцефалии и так далее.
Шансы на максимальное выздоровление и приход в норму увеличивает физическая реабилитация. Она должна включать комплексы упражнений с такими компонентами:
- статический и динамический баланс;
- предупреждение образования контрактур;
- общая координация движений
Профилактика атаксии
Основные меры предотвращения болезни — это своевременная профилактика и лечение заболеваний и состояний, которые ее вызывают.
Развитие координации и вестибулярного аппарата у ребенка. Обобщение
Добрый день, дорогие родители!
« приветствует Вас в своем блоге. Мы, как производитель развивающих игрушек и товаров для детей, считаем своей главной целью помочь детям по всему миру расти здоровыми и счастливыми. Наши игрушки, товары для детей и игровые комплексы абсолютно безопасны для здоровья детей, способствуют правильному физическому развитию и приносят настоящее детское счастье.»
Это первая статья из цикла материалов по развитию таких функций детского организма, как координация и вестибулярный аппарат. От поздних сроков беременности и до поступления в 1 класс школы. В ней мы рассмотрим ключевые аспекты развития чувства координации, развитие мозжечка, расскажем об упражнениях, помогающих развивать координацию и вестибулярный аппарат, а также порекомендуем игрушки, которые помогут Вашему малышу правильно развиваться.
Физиологический процесс развития мозжечка
Становление физиологического механизма координации ребёнка начинается еще в утробе матери и продолжается вплоть до того возраста, пока скелет человека не перестаёт расти, а это примерно до 18-20 лет. В этом процессе важнейшую роль играет развитие мозжечка, который начинает активно расти примерно с 6 месяцев от рождения. В возрасте 1 год и 3 месяца активное развитие мозжечка начинает постепенно ослабевать. Полное развитие мозжечка ребенка заканчивается примерно к 5-ти годам.
Мозжечок – это сегмент человеческого мозга, располагающийся в затылочной области черепа. Мозжечок состоит из двух отделов — древнего отдела или «червя», и эволюционно более позднего, более нового отдела. Древний отдел отвечает за обработку сигналов вестибулярной системы, поддерживающей равновесие и координацию движений. Новый отдел отвечает за связь с большими полушариями головного мозга. Интенсивный рост древнего отдела мозжечка происходит на поздних сроках беременности. Поэтому важно избегать преждевременных родов.
Процесс развития мозжечка после рождения прямо отражается в физических умениях малыша. Период активного развития можно условно разделить по внешним признакам на пять стадий:
- возраст 5-6 месяцев — ребенок начинает садиться;
- возраст 8-9 месяцев — ребёнок ползает;
- возраст 9-10 месяцев – ребёнок уже встает на ножки;
- возраст 11-12 месяцев – ребёнок делает свои первые шаги;
- к возрасту полутора лет ребёнок уже уверенно ходит, а иногда даже бегает.
Важно помнить, что бывают случаи индивидуального графика развития мозжечка – в таких случаях ребёнок может немного задерживаться или наоборот опережать обычные сроки. Кроме того, бывают случаи, когда ребенок пропускает стадию ползания. В целом, к полутора-двум годам мозжечок ребенка успешно справляется со всеми базовыми функциями.
Развитие мозжечка в возрасте от 3 до 6 лет переходит на качественно новый этап, ребенок уже владеет всеми основными моторными функциями и начинает их качественно совершенствовать. Именно с этого возраста ребёнку становятся доступными выполнение принципиально новых задач и ускоряется процесс обучения.
Параллельно с развитием мозжечка у ребенка в возрасте от 6 месяцев развивается и вестибулярный аппарат — основа человеческого прямохождения. Вестибулярный аппарат расположен во внутреннем ухе, состоит из двух перепончатых мешочков (круглого и овального), трех полукружных каналов. Развитие именно данного органа позволяет ребенку делать свои первые в жизни шаги. Нарушения же в развитии вестибулярного аппарата приводят к задержкам в развитии, «пьяной походке», а недоразвитие мозжечка – к гиперактивности и другим нежелательным для ребенка последствиям и синдромам.
Игры и упражнения для развития детской координации
Все виды упражнений и игр на развитие координации у ребенка являются активными физическими. Игры можно условно разделить на два вида – статичные и динамичные. Статичные игры направлены на развитие умения сохранять четко зафиксированное положение тела, а динамичные наоборот – на умение быстро, плавно или наоборот резко менять свое положение в пространстве.
В первую очередь рассмотрим самые простые упражнения на развитие координации. Это очень простые, но в то же время очень результативные упражнения:
- Простое удержание баланса. Предложите ребенку пройтись по длинной палке или веточке, лежащей на земле, не касаясь подошвой земли. Также в качестве «спортивного снаряда» отлично подойдёт бордюр или поребрик вдоль тротуара у подъезда Вашего дома. Ежедневное использования этого простого приёма на прогулке с ребёнком отлично разовьет ровную походку, способность держать равновесие и управлять центром тяжести тела в более сложных упражнениях.
- Удержание баланса на движущейся поверхности. Смысл и механика упражнения такие же, как и в упражнении на простое удержание баланса с одним существенным отличием – вместо дощечки или бордюра необходимо использовать качающуюся или движущуюся поверхность. Отлично подойдет лежащее бревно или толстая труба, которая немного поперечно покачивается из стороны в сторону. В усложненном варианте бревно или труба могут быть подвешены на небольшую высоту и покачиваются не только поперечно, но и продольно. Возможно на ближайшей детской площадке есть нечто похожее или небольшой подвесной мостик, который тоже отлично подойдет для тренировки координации.
- Упражнение с большим мячом «Фитболом». Упражнения с большим мячом очень хорошо развивают координацию. На нем можно лежать на спине или животе, отпускать руки и ноги, стараясь не скатиться с мяча. Можно попытаться на нем усидеть, не касаясь ножками пола. Такие упражнения существенно влияют на улучшение координации и физической ловкости.
- Прыжки на батуте – великолепное упражнение для продвинутой тренировки координации и вестибулярного аппарата как для детей, так и для подростков. Ритмичные прыжки с плавным ускорением и приземлением способствуют развитию органов внутреннего уха и мозжечка. Кроме того, прыжки на батуте тренируют центральную нервную систему, укрепляют опорно-двигательный аппарат.
- Качели и горки – ключевой и важнейший и древнейший способ тренировки детской координации. Первые качели для ребенка начинаются сразу после рождения – это его покачивающаяся кроватка. Затем качающаяся коляска. Когда Ваш ребёнок еще не начал ходить, вы уже можете усадить его в специальные детские качели или прокатить его с детской горки. Эти упражнения, привитые с детства, уберегут ребенка от боязни высоты, приучат к частой смене положения тела, заложат важные основы развития координации и вестибулярного аппарата.
Вы можете приобрести качели, горки, а также полноценные игровые комплексы в интернет-магазине Пилсан, установить у себя на лужайке, на даче или даже в игровой комнате в городской квартире и будьте уверены в правильном развитии координации и вестибулярного аппарата Ваших детей.
После базовых упражнений мы бы хотели вкратце рассказать о развивающих координацию и вестибулярный аппарат физических играх. Такие игры можно разделить на два типа – статичные и динамичные.
Статичные игры предназначены в первую очередь для тренировки замираний, балансирования и удержания тела в равновесии в самых различных позах. К таким играм относятся: «Музыка стоп», «Море волнуется», «Статуи», «Штанлер-стоп», «Выбивной» и другие.
Динамичные игры напротив предназначены для тренировки вестибулярного аппарата в условиях постоянной смены положения тела. Эти игры как правило коллективные, для большого количества детей. В таких играх происходит нормальное правильное развитие координации ребенка. К динамичным играм можно отнести: «Мыши водят хоровод», «Солнышко и дождик», «Ручеёк», «Найди себе пару» и многие другие.
Большое количество игр для физического развития мы подробно рассмотрим в отдельной статье.
Игрушки для развития координации ребёнка
Для полноценного развития координации необходимо обеспечить ребенка игрушками, способствующими его развитию. Минимальный набор игрушек для развития координации включает в себя качалку и толокар или любую другую каталку. Рекомендованный набор состоит целого набора игрушек и принадлежностей для разного возраста:
- Ходунки и прыгунки – подходят для малышей возрастом от 6 месяцев до года. Ходунки помогают быстрее ставить ножки на пол, ускоряют переход от ползания к стоянию и хождению. Прыгунки ускоряют развитие вестибулярного аппарата. Ритмичные плавные вертикальные движения способствуют правильному развитию мозжечка.
- Качалки и качалки-каталки – необходимы для детей от 1-го года. Как только Ваш малыш научился держать спинку ровно и сидеть, смело сажайте его на качалку-лошадку. Ежедневные ритмичные покачивания ускорят развитие древней части мозжечка и вестибулярного аппарата.
- Спортивный инвентарь – для детей от 2-х лет. Как только малыш начал бегать – смело закупайтесь разнообразным спортивным инвентарём. Принадлежности для футбола, баскетбола, боулинга, игра в кольца и любые другие спортивные принадлежности.
- Сухой бассейн – для детей от 2-х лет. Игры в сухом бассейне значительно ускоряют развитие ориентации в пространстве.
- Толокары (каталки) – необходимы для детей от 2-х лет. Первый собственный транспорт для Вашего малыша. Помогает развивать координацию и опорно-двигательный аппарат.
- Веломобили – для детей от 3-х лет. Универсальный педальный детский транспорт, способствующий комплексному физическому развитию ребенка.
- Качели и игровые комплексы – для детей от 3-х лет. Способствуют не только физическому, но и психологическому развитию, так как идеально подходят для сюжетно-ролевых игр.
Широкий ассортимент игрушек и товаров для детей от способен полностью снять вопрос полноценного развития координации и вестибулярного аппарата ребенка с момента рождения и до поступления в школу.
Часто задаваемые вопросы про нарушение координации движений
Какие врачи лечат нарушение координации движений?
Нарушение координации лечит врач невропатолог.
Возможные заболевания при симптоме нарушения координации движений?
Атаксия может развиваться при очаговых заболеваниях головного мозга, рассеянном склерозе, недостаточности витаминов В12 и В1, отравлениях химическими веществами или алкоголем, инфекции ЦНС, гидроцефалия, гипотиреоз.
Какие могут быть последствия, если не лечить атаксию?
Если не лечить атаксию, то возможно травмирование в первую очередь, а впоследствии — развитие дыхательной и сердечной недостаточности, инвалидизация.