Автор материала:
Инна Трофимова
писатель, психолог, гештальт-терапевт
Именно идеальность обеспечит мне счастье, считают многие. Но исследования психологов из Университета в Канзас-Сити показали, что наши представления об идеале не остаются неизменными даже несколько минут. Кроме того, идеалы красоты просто внедряются в наше сознание без нашего ведома. В этой статье расскажем, почему ожидание идеального партнера приводит к одиночеству, и поделимся техниками, которые помогут приблизиться к идеальному себе.
Что такое идеал?
Идеал — это труднодостижимый или вовсе недостижимый образец совершенства, высокая мечта или образ, к которому человек стремится в поведении и внешности. Идеальность – необязательно цель. Это, скорее, критерий сравнения, который помогает нам сравнивать ожидания с действительностью и корректировать вектор действия. А способность идеализировать – мотиватор к достижению цели, возможность меньше зависеть от внешних стимулов. Так что идеалы нам необходимы, они наполняют нашу жизнь смыслом.
Считается, что стремление к недосягаемому совершенству заложено в основе человеческой природы. Но есть люди, которые устанавливают завышенные стандарты, ищут пути совершенствования для себя и других. Это идеалисты. Если они увлекаются идеей, то перестают замечать все вокруг и посвящают жизнь поиску идеала. Идеалистов с чертами высокой чувствительности и низкой терпимости называют мечтателями. Тех, кто в поиске идеала слепо следует своим убеждениям, называют фанатиками.
Слово «идеал» и его производные происходит от французского слова с греческими корнями «Ideal» – «образ», «идея». В общем употреблении появилось в начале XIX века и в широком смысле трактовалось как представление о высшем мировом совершенстве. Понятие вошло во все русские словари и энциклопедии, а в словаре литературных эпитетов украсилось дополнительными характеристиками «возвышенный», «чистый», «лучезарный», «немеркнущий».
Понятие идеала применимо к конкретным или абстрактным предметам, константным или переменным понятиям. Есть представление об идеальной внешности, нравственности, красоте, произведении искусства, жизни, любви. Это может быть совершенство в отношениях между людьми; иногда это образец, воплотивший наиболее ценные и привлекательные качества, черты, способности; это совокупность норм поведения или критерий разделения добра и зла.
О Логосе
Есть ли в стоицизме понятие «зла»?
Стоики скорее скажут, что как такового зла в природе не существует. Есть чудовищные вещи, которые может сделать человек или, например, природа. Но, с точки зрения стоицизма – это не есть зло. Есть непонятные нам причинно-следственные связи задуманные и реализованные Логосом.
Например, если что-то нам кажется неправильным и несправедливым, то это всего лишь означает, что мы смотрим не с того уровня системы?
Верно. Если бы мы могли вырасти до уровня всей системы, то поняли бы, зачем то или иное явление нужно. И, главное, насколько все идеально реализовано. Собственно, это и есть позиция мудреца.
Давайте попробую немного перефразировать и даже утрировать. Получается, что Логос как бы не оптимизирует жизнь отдельного человека и не стремится сделать именно ее максимально комфортной?
Вообще ни разу. Это история всей системы. Человек всего лишь часть Логоса и вопрос в том, что он должен принимать «интересы» всей системы целиком. Такое миропонимание позволяет в любых ситуациях, даже самых трудных, быть радостным.
Про это один из фундаментальных тезисов стоицизма – жить по природе, т.е. в соответствии с законами Логоса.
Давайте тогда попробуем определить, что такое Логос?
Мало кто может понять, что такое Логос. Но, если упрощать то, это некий живой разумный организм, представляющий собой всю Вселенную. Т.е. сама Вселенная – это один единый живой организм, который пронизан разумностью. Мы — часть этой разумности.
Более того, Логос, как учил Гераклит, в какой-то момент воспламенился и пока горит, но когда-то сам себя сожжет и заново восстановится, точно в таком же состоянии, в каком был. Из этого получается интереснейший вывод: выходит, что например, наш с вами разговор про стоицизм тоже уже был (причем в тех же самых словах) и еще бесконечное количество раз будет в будущем. И единственное, что мы можем, изменить — это наше отношение к этому. В этом и есть наша свобода воли.
Еще пример. Современный человек хочет сам выбирать себе роль, а стоицизм говорит «Стоп! Ты не можешь это сделать. Тебе уже дали роль. И, пожалуйста, исполни ее на пределе возможного». Выполни все так, как бы выполнил ее высочайшего уровня профессионал.
Кого стоики считали идеалом мудреца?
Стоицизм мне нравится тем, что в нем нет непререкаемых авторитетов. Есть некие каноны. Но их тоже надо перепроверять. А вот гуру нет. Ни один из стоических авторов не считал себя мудрецом. У Сенеки можно встретить несколько имен. Например, Катон для него был идеалом мудреца. Еще упоминаются Сократ и Гераклит. Иногда мы можем встретить, что сам Зенон мудрец, пожалуй, все.
Идеализм.
Идеальность чего-либо отражается в религии, науке, искусстве, литературе, юриспруденции, форме государственности.
Хотя идеи о материальном и нематериальном возникли задолго до отражения в философских трактатах, основателем течения объективного идеализма считают Платона. Мир по Платону не зависит он нашего сознания, то есть мир объективен. Достояние платонизма позже использовали для своих идей философы-идеалисты Кант, Гегель, Шеллинг, Шопенгауэр.
Идеи Платона были настолько популярны, что их привлекали для обоснования христианской и мусульманской религии. И неудивительно, ведь идеализм в большой степени присущ религиозному миру – стремление к Абсолюту лежит в основе всех религиозных учений. Идеал в религии – это пример величайшей жертвы себя во имя добра и справедливости. Такими примерами всегда были святые, праведники, монахи-аскеты.
Хотите принимать лучшие решения, найти идеальную карьеру, реализовать потенциал по максимуму и получить инструкцию индивидуального развития
? Все это можно сделать при помощи системы
Дизайн Человека
. Постройте свою карту и получите базовые разшифровки бесплатно.
В психологии понятие «идеального Я» ввел Зигмунд Фрейд. Я-идеал служит для определения любви человека к себе, которая формируется в детстве и остается образцом для подражания на протяжении жизни. Дополнительно может рассматриваться как наивысшее существо в личности человека. Термин используется в психотерапии, но трактуется разными психоаналитиками иначе. Например, некоторые считают идеальный образ следствием психоза или невроза.
Пройти тест на невроз
В литературе идеал – это, прежде всего, лицо или образ человека, который имеет внешние черты и внутренние качества, совершает поступки. Это образ Героя с Большой Буквы, который для многих поколений остается образцом для подражания. Если привести примеры из классической литературы, идеальные герои – это Пьер Безухов, Граф Монтекристо, Д’Артаньян, Татьяна Ларина.
Идеал в искусстве – воплощенные в художественном образе «совершенство» и «завершенность». В науке – это экспериментальные и теоретические методы, которые помогают достичь максимально обоснованного знания.
Идеализм противопоставляется материализму – вере в то, что окружающая материя является подлинной и базовой для сотворения мира. Идеалистическая философия с чертами аристократизма, пафосности и непрактичности выглядит как устаревшая теория. Но потребность в идеале так же неустранима в человеческом бытии, как потребность в красоте, справедливости.
Идеалы красоты.
Понятия об идеале красоты менялись в разные эпохи – это известный факт. А на современной волне бодипозитива определить пример для подражания становится все сложнее. Канонические красавицы Мона Лиза или Венера Боттичелли сегодня вряд ли бы пользовались успехом. Так что идеальность – категория очень субъективная и менее поддающаяся определению, чем кажется на первый взгляд.
Конструкции об идеальном партнере, друге, идеальной внешности, фигуре, жизни, работе – только удобная абстракция для упрощения мысли. Но она опасна по нескольким причинам:
- Зацикленный на идеальности человек становится удобным объектом для манипуляций рынка. На нем зарабатывают самые мощные индустрии похудения, косметики, эстетической медицины.
- Собственное несоответствие придуманному идеалу пугает, вызывает чувство вины, стыда, тревожность, усиливает неуверенность в собственных талантах, вгонят в депрессию.
- Идеализация (наделение кого-то совершенными качествами) развивает психологическую зависимость от идеала. А в романтических отношениях идеализация партнера вынуждает его соответствовать ожиданиям.
- При близком знакомстве идеализированный образ разрушается, что приводит к разочарованию в партнере.
- Человек, который погружается в мысленные конструкции об идеальном партнере, в итоге остается одиноким.
- Придуманные символы сексуальности и «красивая» порнография искажает не только ожидания от интимных отношений, но и представления людей о самих себе. Это усиливает непонимание мужчин и женщин в реальной жизни.
- Ожидание идеального партнера может сыграть с нами злую шутку. Оно создает иллюзию того, что отношения наладятся волшебным образом без усилий обоих партнеров.
Пройти тест на депрессию
Идеальность – мощный стимул стать лучше. Но есть риск, что ради него мы откажемся от реальности. Чтобы этого не случилось, придется научиться принимать себя таким, каким ты есть.
О предельности усилий
Получается некая концепция предельности усилий?
Да, абсолютно.
Как мы можем точно быть уверены в том, что действительно сделали все, что могли? Кажется, что это очень субъективно.
Да, мы почти всегда не дожимаем, не делаем на пределе. На это способен только мудрец. А те кто стремятся к мудрости, стараются прожить так, чтобы про как можно большее количество ситуаций можно было искренне сказать: «Мы сделали все, что было в нашей власти!». И это, в конечном итоге, всегда разговор человека с самим собой и вопрос внутренней честности. У стоиков, кстати, четность входит в добродетель мужества.
У Сенеки есть целый трактат, где он про это рассуждает. И он говорит: «Перед всеми остальными ты всегда оправдаешься, а вот перед собой — никогда не оправдаешься. Если ты себя судишь, то будь справедливым судьей. Суди себя также, как и других». И рекомендует каждый день подводить итоги дня, чтобы не впадать в иллюзии на тему того, насколько мастерски ты прожил этот день.
Многие восточные учения в качестве своей цели ставят достижение состояния «внутренней тишины» (отсутствия мыслей). У стоиков это не так?
Здесь вся медитация сводится к постоянному воспроизведению основных положений стоицизма — коротких фраз, которые возвращают человека к правильным мыслям.
А задача человека сводится к тому, чтобы он, собрал под себя «картину миру», базирующуюся на этих фразах. Это постоянная работа. И, если, например, эпикурейцы были за расслабление, то стоики — за напряжение. Они говорили, что мудреца можно сравнить с надувным шаром, который изнутри напряжен настолько, что ничто внешнее его не может промять.
Что делать с неидеальностью?
Психологи говорят, что самое трудное – не находить ежедневно силы для перемен или принимать мудрые решения. Самое тяжелое – отказаться от звания Супермена и тем самым признать свое несовершенство.
Согласиться со своим несовершенством страшно. Признать свою неидеальную внешность, отношения, поступки все равно, что расписаться в собственной ущербности. Особенно на фоне множества курсов, семинаров, книг с обещанием показать путь к совершенству.
Процесс принятия своей неидеальности представляется многим стратегической многоходовкой, сродни самообману. Но чем тратить энергию на переживания, лучше поработать над своими мыслями.
Научиться управлять внутренним критиком.
Внутренний критик, как водится, родом из детства. В раннем возрасте ребенок воспринимает себя так, как говорят о нем взрослые. Чем чаще он слышит «ты ничего не умеешь сделать, как следует» или «у тебя руки-крюки», тем больше привыкает к критике. Когда он вырастает, критик продолжает «жить» в его голове и разговаривать голосом мамы, папы, первой учительницы, друга или навязчивым голосом рекламы.
Поэтому первым шагом будет знакомство со своим внутренним критиком. Подумайте, чьим голосом он с вами разговаривает. Расспросите, откуда он взялся. Как только вы это поймете, то научитесь различать: он действительно советует или просто бубнит в свое удовольствие.
Второй шаг поможет осознать его пользу. Благодаря критике мы не просто устанавливаем себе высокую планку, но наращиваем себе «нравственные мускулы». Как заботливый наставник критик подсказывает, какие знания нужно подтянуть, а от чего лучше отказаться.
Третий шаг поможет сохранить нужную дистанцию. Не стоит полагать, что внутренний критик всегда говорит правду. Его можно слушаться, но не передавать все полномочия. Как только замечания ослабляют вашу уверенность в себе, отключите их и продолжайте путь самостоятельно.
Справиться с синдромом самозванца.
Синдром самозванца – это знакомое многим отсутствие самоуважения. Это недоверие к своему таланту, интеллекту, решениям. Это страх, что появится кто-то идеальный и разоблачит нашу некомпетентность. Хуже всего то, что синдром работает, даже если полно доказательств обратного.
Пройти тест: Шкала самоуважения
В этой ситуации решений несколько:
- Относитесь к себе хорошо. Ставьте в приоритет свое здоровье, благополучие, душевное равновесие. Смейтесь над собой с мягкой иронией. Усмирите перфекционизм. Разрешите себе похвастаться своими достижениями.
- Найдите единомышленников. Ищите друзей, наставников, группу поддержки. Делитесь своими идеями и принимайте конструктивную обратную связь.
- Притворяйтесь, пока не получится. Исследования показали, что если вы считаете себя талантливым, другие будут думать так же. Обманывайте себя до тех пор, пока не поверите в свой талант, найдете творческую мотивацию. Потом не нужно будет притворяться. Ведь вы станете тем, кем хотели.
Усмирить нездоровый перфекционизм.
Исследования показывают, что нынешнее поколение подвержено перфекционизму больше, чем предыдущие. Нас подгоняет навязанная реклама, идеальная картинка в соцсетях, необходимость создать безупречную семью и воспитать образцовых детей. У здорового перфекционизма есть хорошая сторона – амбициозность, желание совершенствоваться. Но многие люди просто «повернуты» на поисках лучшего.
Как избавиться от навязчивой необходимости сделать все идеально? Если любая ошибка приводит вас в ужас, попробуйте сделать следующее:
- Поймите, что идеал всего лишь иллюзия. Человеческий мозг считается самым совершенным среди всех живущих на планете. Но он развивается только во время учебы. Это значит, что нельзя отказываться от саморазвития. Просто следует направить энергию на то, что в наших силах: читать, слушать хорошую музыку, учить языки.
- Научитесь ошибаться с пользой. Самый большой вред, который могут принести ошибки – страх их совершить. Страх сковывает сознание и тело. Мы ведем себя неестественно, снова ошибаемся и прекращаем новые попытки. Но каждая ошибка увеличивает мастерство, добавляет уверенности и спокойствия. Так что нет ошибок, нет развития.
- Сосредоточьтесь на процессе. Идеалы устойчивы. Когда они рушатся, мы чувствуем боль, а в жизни случается затяжной кризис. Если думать только о конечной цели, мотивация истощается. Поэтому лучше разбить большую цель на микрорешения и внедрять их постепенно. Но главное – хвалить себя после каждой победы.
Долг в стоицизме
Давайте поговорим о долге. У стоиков ведь много про это?
Стоики говорят: «Коль ты родился в теле человека, будь любезен проявлять свою человечность во всем. Например, ты как социальное существо живешь в социуме и делаешь какие-то дела. Тогда делай их качественно, на максимуме!» Это твой долг, как человека. Делай все на пределе своих возможностей. И не беспокойся о результате.
Стоикам не важен результат?
Важен. Но результат не только в вашей власти. В вашей власти — сделать все от вас зависящее максимально качественно.
Убеждения личности
Под убеждениями в психологии понимается система взглядов человека на мир и свое место в нем, на отношение с другими людьми и отношение к делу. Убеждения формируются в течение всей жизни индивида под влиянием социальной среды и личного опыта.
Доминирующую роль играет социальный фактор, следовательно, основы убеждений закладываются в наше сознание обществом. Большое значение имеет авторитетность источника и фактор веры. Дети верят своим родителям и учителям, они для них являются авторитетами, поэтому оказывают решающее действие на формирование их мировоззрения. А взрослые верят политикам (хоть и не всегда в этом признаются), средствам массовой информации, авторитетным друзьям и книгам. Именно эти источники оказывают наиболее заметное влияние на убеждения личности.
Однако назвать человека пассивным объектом социального воздействия тоже нельзя. Он пропускает через себя и перерабатывает любую информацию, соотносит ее с имеющимся опытом и значимыми ценностями. Поэтому можно сказать, что убеждения – это своеобразный сплав социального и индивидуального.
Убеждения играют важную роль в жизни человека. Они во многом определяют его социальную позицию и направленность личности. Убеждения также тесно связаны с жизненными целями и установками.
Общие сведения
Духовно-нравственные эталоны личности служат прототипом для подражания. Общество предъявляет к людям определенные требования морального поведения. Его носителем как раз и являются нравственные эталоны. Образ высокоразвитой в моральном плане личности воплощает внутри себя те положительные свойства, которые служат образцом отношений и поведения меж людьми. Конкретно эти свойства принуждают человека а именно и общество в целом улучшать собственный моральный вид, а означает, развиваться.
Идеальная жизнь человека
Из всего выше сказанного можно сказать, что у каждого человека своя система ценностей. Каждая личность ставит перед собой определенные цели. Добиваясь их, человек реализует свой идеал жизни.
Для одного идеалом в жизни является семья, для другого материальные ценности. У каждого из нас идеал жизни свой. Каждый прилагает усилия для того, чтобы его достичь. Для этого он ставит перед собой цели. Это очень важно, именно цель мотивирует человека развиваться в нужном ему направлении.
Отношение ученых
Эталоны и нравственные ценности различных времен различались меж собой. Многие известные мыслители и поэты поднимали данную тему в собственных произведениях. Для Аристотеля нравственный эталон заключался в самосозерцании, зании правды и отрешении от мирских дел. По воззрению Канта, снутри хоть какой личности находится «совершенный человек». Аннотацией для поступков его и является нравственный эталон. Это типичный внутренний компас, который приближает человека к совершенству, но при всем этом совершенным не делает. Для каждого философа, ученого, теолога существовал собственный образ и свое осознание нравственного эталона.