Догматизм – это концепция мышления человека, которое настраивает его принимать понятия, факты, формулировки с позиции догмы, оперируя очевидностью того, о чем рассуждают, устарелыми данными, не учитывая нового и изменяющегося. Догматическая концепция не имеет стремления воспринимать и познавать новое, научно предопределенное, избегает творческого развития, противоположно критическому восприятию, в основном отстранено от реальности.
Понятие догматизм берет начало в Древней Греции, благодаря философам Зенону и Пиррону, которые рассматривали догматической всякую философию.
Основные методы философии
Методы философии могут быть самыми разнообразными, и их классификация определяется не только историческим развитием философской науки, но и взглядами тех или иных представителей философии на функции и задачи науки. Действительности, чаще всего под методами понимаются средства, посредством которых философия собирается решать поставленные перед нею задачи.
Всеобщий философский метод
Всеобщий философский метод – это исследование единства мировоззрения и методологии, к которым прибегает тот или иной субъект в различной деятельности.
Выявление фактов связано с отражением социальной действительности в человеческом сознании посредством использования объективной диалектики.
При рассмотрении того или иного события исключается всякая субъективность и предвзятость за счет того, что вышеуказанное событие изучается в тот момент, когда оно становится и развивается.
Диалектический метод
Диалектический метод в философии – это мыслительный процесс, рассматривающий тесную взаимосвязь явлений и событий друг с другом, изучающий закономерности и даже противоположности.
Особенное внимание разработке такой методике уделял в собственный трудах Гегель. Благодаря диалектике:
- Расширяются возможности для прогнозирования;
- Обнаруживаются причины и причинные связи явлений и событий;
- Вскрываются внутренние закономерности, которые присущи явлениям и событиям.
Научный метод
Научный метод философии – это возможности, связанные с получением новых знаний, а также с решением важных задач в рамках философии.
Философско-мировоззренческий блок научной методики является крайне важным для развития любого философского направления и выполнения основных задач этой дисциплины. Только философия, рассматриваемая, как наука, имеет все шансы на дальнейшее развитие и непосредственное применение в практическом смысле.
Герменевтический метод
Герменевтический метод в философии – это толкование или интерпретация текстов (а также некоторых явлений и событий) через призму философского анализа.
Благодаря герменевтике философия может истолковывать предельные культурные значения, наблюдая окружающую реальность через культуру. Сама культура может рассматриваться в качестве совокупности главных текстов.
Догматический метод
Догматический метод философии – это философские и логические средства, позволяющие делать умозаключения, начиная от неочевидного и заканчивая очевидным.
Он основан на равенстве:
- Мыслительных процессов и окружающего бытия;
- Любого явления и его смысла;
- Мыслительной самодостаточности и самостоятельности.
Основой такого метода является вера в то, что абсолютное знания может быть достигнуто. Интересно, что Гегель определял догматизмом собственное философствование, поскольку считал мышление высшим методом, связанные с познанием истины.
Аксиоматический метод
Аксиоматический метод в философии – это средства, помогающие выстраивать философские теории за счет дедукции.
Такая методика предполагает выбор какой-нибудь теории, которая принимается без доказательной базы (собственно, такие теории называются аксиомами) и последующую фиксацию стандартов по определению и выводу этой теории, благодаря чему появляется новая терминология.
Вот эта терминология и используется для вывода всех последующих предложений из представленной теории. Одними из первых мыслителей, применивших такую методику, были древние греки (тот же Платон или Аристотель).
Прагматический метод
Прагматический метод философии – это средства, помогающие синтезировать познание вместе с преобразованиями. Разница между противоположностями должна быть практической и доказанной.
Философские выводы должны быть проверены посредством методов экстраполяции на человека.
Исследования, предполагаемые этим методом, заключаются в структурализме, системном подходе, функциональном анализе и так далее.
Формально-логический метод
Формально-логический метод философии – это средства, помогающие строить логические умозаключения и обоснования разных суждений при проведении какого-нибудь исследования.
Такие умозаключения могут быть:
- Индуктивными;
- Дедуктивными;
- Традуктивными.
Гегель вообще называл формально-логический метод средствами рассудка, противопоставляя его диалектическим методам, то есть точкам зрения разума.
Метафизический метод
Метафизический метод философии – это средства изучения разнообразных природных, социальных и сознательных явлений в качестве неизменных и таких, которые не связаны между собой.
Эту методику противопоставляют диалектике. Однако даже диалектические методы начинаются с констатации какого-нибудь явления и его вычленения из основной массы, что уже само по себе предполагает метафизический подход. Лишь после этого возможно дальнейшее исследование связей и поиск закономерностей.
Критический метод
Критический метод философии – это средства, помогающие провести анализ положительных и отрицательных сторон изучаемого объекта относительно поставленных целей.
При этом не стоит думать, что критика предполагает выявление одних только отрицательных моментов.
Метод дедукции
Метод дедукции в философии – это средства для получения частных итогов на базе знания определенных общих положений.
Таким образом, мыслительные процессы двигаются от общих понятий к частным и единичным определениям.
Дедукция способствует зарождению новых теоретических систем для проведения последующих эмпирических исследований. Вместе с философией методика активно применяется в математике. Философия же говорит о взаимосвязи данного метода с индукцией (хотя неоднократно принимались попытки противопоставления этих методик).
Материалистический метод
Материалистический метод философии – это определенные концепции, предполагающие материю первичным философским вопросом, требующим исследования и решения.
Бытие практически идентично материи, поскольку материя является непосредственной действительностью бытия.
Окружающий мир представлен формами и различными состояниями материи, которая сама по себе объективна и не определяется человеческим сознанием.
Метод моделирования
Метод моделирования в философии – это построение модели, которая будет отображать ту или иную грань исследуемого явления для более полного и глубокого его изучения.
Считается одним из основных познавательных приемов.
Сама модель получается намного проще, чем реальное явление и это позволяет изучить ее основные характеристики и специфику. В частности, за счет моделирования могут достигаться:
- Понимание того, как устроена та или иная исследуемая система, какими являются характеристики ее развития и отношений с окружающим бытием.
- Управление исследуемой системой, поскольку наряду с пониманием специфики изучаются методы управления ею притом, что заданы определенные цели и критерии.
- Прогнозирование возможных последствий после того, как будут реализованы те или иные методы воздействия.
Метод эмпирического познания
Метод эмпирического познания в философии – это определенные средства и нормы освоения окружающей действительности за счет наблюдения, измерения, дескрипции и эксперимента.
К примеру, то же наблюдение считается целенаправленным восприятием внешних характеристик тех или иных изучаемых предметов или явлений.
Измерение представляет собой то же наблюдение, при котором уже применяются специальные приборы, позволяющие глубже анализировать изучаемые процессы, а также явления. Определяется отношение единицы изучаемого объекта к любой другой величине.
Догматизм в науке
Догматизм в науке рассматривается как необходимость, когда некоторые выводы и взгляды не следует поддавать критике и сомнениям. Гносеологическая точка зрения определяет догматизм как неосознанное игнорирование изменений и динамики развития, преувеличенное восприятие истинного утверждаемого, избегание логического объяснения и проверки.
Психология рассматривает догматизм как склонность мозга оставаться инертным – он быстрее воспримет некую идею, чем будет стремиться ее объяснить. Это приводит к стереотипному мышлению и консерватизму, когда лучше сохранить прошлое (понятное и предсказуемое), нежели склоняться к неизвестному и творческому настоящему и будущему.
Социология рассматривает догматизм как желание сохранить текущее положение дел, сберечь индивидуальный или групповой статус, который уже был приобретен. Догматизму противопоставляется мышление, при котором факты и выводы делаются на конкретности истины, условиях формирования, целях, месте и времени применимости, ее функционирования в определенных рамках.
Догматизм присущ консервативному уму, который больше склонен верить в устойчивость моральных и универсальных идей. Он не подвергает их сомнению. Здесь происходит извращение морали, когда, например, добро становится злом, если добрый поступок привел к преступлению и не был наказуем. Здесь полностью исключаются любые изменения и перемены, условия и обстоятельства. Идеально подобное мышление подходит в кругах, где требуется слепая вера, например, в религии.
Различные кризисы, которые наступают в жизни любого человека, основываются на догматическом мышлении. Человек сталкивается с ситуациями или обстоятельствами, которые не вписываются в принятые им нормы и правила. Психологи отмечают, что причиной догматического мышления является приспособленчество и непрофессионализм.
Догматизм формирует определенное качество характера в человеке (консерватизм), при котором он становится склонным к утверждению без обсуждения, использованию раз и навсегда приведенных понятий, игнорированию всех изменяющихся обстоятельств и условий жизни.
Человек вынужден принимать любую информацию как истинную, не подвергая ее анализу, не рассматривая ее в различных обстоятельствах. Это вера, которая была внедрена в голову и которую, возможно, человек ни коим образом не проверил. Примерами догм можно назвать:
- «Деньги дают власть».
- «Порядочных мужчин нет».
- «Все бабы – дуры».
- «Судьба предопределена» и пр.
Догматизм основывается на незнании и невежестве. Чтобы как-то выжить в мире, человек готов принять любую идею за истину, а потом уже от нее отталкиваться при принятии решений и совершении действий.
Догматизм предполагает страх и уход от самостоятельного мышления, принятых традиций и авторитетов. Примеры такого мышления можно встретить повсеместно, например, в выражении «Мать всегда желает добра своему ребенку». Здесь не учитываются различные обстоятельства и ситуации, когда матери просто физически и морально уничтожали собственных детей, делали их больными.
Догматизм процветает там, где людям необходимо дать некое знание, которое они воспримут как истинное. Человек чего-то не знает, поэтому он готов к получению информации. У него нет ни времени, ни желания, ни возможностей ее проверить. Он не подвергает информацию критике и сомнениям, не проверяет ее истинность. Он просто в нее верит, делает своим убеждением. В результате человек начинает мыслить и действовать, жить на основе данной догмы.
Именные методы философии
Философские методы Бэкона
Фрэнсис Бэкон является известным английским мыслителем, политическим деятелем и первооткрывателем эмпиризма. Когда Фрэнсису исполнилось 23 года, его избрали в парламент. В 56 лет он стал лордом, ответственным за сохранение печати, а потом получил должность лорда-канцлера. Кроме того, Бэкон владел титулами барона Веруламского и даже виконта Сент-Олбанского.
В пожилом возрасте его осудили за взяточничество и отстранили от должности, и хотя впоследствии король помиловал Бэкона, на государственную службу он уже не возвращался. Последние жизненные годы были посвящены научной работе.
По мнению Бэкона научные методы обязаны отвечать настоящим целям философии, связанным с обеспечением человеческого благополучия, а также достоинства. Практическое могущество невозможно без обладания истиной. То есть, именно знание Фрэнсис Бэкон считал единственной настоящей и действенной силой.
Одной из используемых ним методик была опытно-индуктивная. Она заключалась в формировании новых определений посредством интерпретации явлений после их наблюдения и последующего анализа. Только такой способ может способствовать открытию новых истин.
Дедукция Бэконом не отрицалась, но должна была использоваться вместе с индуктивными методами, которые, в свою очередь, могли быть:
- Полными;
- Неполными.
Полные индуктивные методы связаны с идеалом познания, то есть регулярной повторяемости того или иного свойства явления. Однако они используются достаточно редко, так как в окружающем мире нет почти ничего постоянного.
Неполные индуктивные методы предполагают построение выводов на основе частичного анализа эмпирических материалов. При этом не исключается вероятность характера сделанных выводов.
Философские методы Сократа
Сократ считается первым афинским мыслителем, отцом которого был обычный ремесленник, а матерью – повивальная бабка. В молодости Сократ участвовал в афинских войнах со Спартой, участвовал в качестве председателя в послевоенном суде, где крепко стоял на том, чтобы не спешить казнить всех спартанских стратегов (однако его не послушались).
Считается, что Сократ был не самым лучшим семьянином, так как не проявлял никакой заботы о своей жене и трех сыновьях. Основное время он посвящал различным спорам и проведению философских бесед, так как имел большое количество учеников (хотя и не брал ха это деньги).
В семидесятилетнем возрасте был обвинен в безбожии, отказался сбежать из тюрьмы (хотя подобная возможность предоставлялась) и выпил растительного яда, чтобы покончить с собой.
Что касается философского метода Сократа, то сам он называл его майевтикой. Данная методика заключалась в извлечении скрытого знания посредством правильных наводящих вопросов. Отдельное значение придавалось смыслу добродетели. Нравственные люди должны обладать добродетелью, а мораль совпадает со знанием.
В сущности, такую методику можно смело считать началом идеалистической диалектики, так как истина открывалась с помощью того, что раскрывались и впоследствии преодолевались противоречия. Сократовская «ирония» заключалась в том, чтобы привести собеседника к противоречию самому себе, из чего следовало его признание своего невежества.
Философские методы Канта
Иммануил Кант является великим немецким мыслителем и основателем классического философского учения немецкой школы, которая действовала на стыке просветительской и романтической эпохи. Он родился в достаточно бедной семье, а его отец был обычным ремесленником. С самой юности Иммануил проявлял особенную одаренность, сумел успешно окончить престижные учебные заведения и долгое время работал домашним преподавателем.
В 30 лет ему удалось разработать космогоническую гипотезу, предполагающую происхождение нашей галактики из туманности. Данная гипотеза является актуальной и по сегодняшний день. Тогда же Кант получил докторскую степень и на протяжении 40 лет учительствовал в университете. С 46 лет он начал писать свои знаменитые «критические» труды, немало внимания уделял политической философии.
Философская методика Канта связана с трансцендентальным мышлением, а целью такой методики является определение условий познания. Такие условия оказываются связанными с условиями суждения.
Само же сознание выполняет объективную роль и является необходимым. Причем эти суждения должны быть не аналитическими, а синтетическими, то есть, такими, которые выходят за границы понятий и связывают понятия с моментами, выходящими за его границы. Причем, такие суждения опираются не только на данные опыта, но и на результаты интуиции.
Методы изучения и исследования в философии
Если говорить про методы изучения и исследования в философии, то самыми распространенными из них являются методики:
- Диалектические;
- Метафизические.
Нередко эти методы связаны с разными философскими учениями. Например, диалектика в учении Маркса соединялась с материализмом, а в учении Гегеля та же диалектика связана с идеализмом.
О диалектике
Диалектика основывается на нескольких принципах, когда изучает те или иные явления. Например, изучаемые объекты могут рассматриваться при единстве противоположностей, становлении количественных изменений качественными, отрицании отрицательных понятий.
Описание и объяснение явлений должно опираться на такие философские категории, как общее и единичное, явление и сущность, реальность и возможность и так далее.
Объект исследования должен восприниматься в качестве объективной реальности. Любое изучаемое явление должно рассматриваться всесторонне и со всеми взаимоотношениями. При этом явления должны рассматриваться с учетом того, что они непрерывно изменяются. Все знания, которые были получены, обязательно проверяются на практическом опыте.
Общелогические методики
Если говорить про общелогические методики, то они представлены анализом, синтезом, индукцией, дедукцией, а также аналогией.
Например, анализ представляет собой расчленение исследуемого объекта на разные части лдля внимательного изучения каждой из них. Видами анализа считаются:
- Классификационные методики;
- Периодизация.
Синтез, наоборот, является соединением самостоятельных частей.
Индукция считается мыслительным движение от отдельных случаев к определенным общим положениям.
Дедукция, наоборот, заключается в выведении частного из общих положений.
Аналогия заключена в получении знаний об изучаемых явлениях на базе их сходства с какими-нибудь другими явлениями, то есть заключения основываются на сходных признаках.
Если говорить о методиках теоретического уровня, то здесь выделяются аксиоматические и гипотетические методики, абстрагирование, системный анализ и так далее.
Догматик как персонаж негативный
В повседневном общении преобладает негативное восприятие этого понятия. Так, если мы поищем к слову «догматик» синонимы, то таковыми будут «мракобес» и «доктринер». Как видим, ничего позитивного они не несут. Мракобес определяется, как принципиальный оппонент всякого развития и прогресса, а доктринер – фанатичный, абсолютно равнодушный к людям исполнитель определенной схемы.
Соответственно, для большинства людей догматик – это человек, мировоззрение которого основано на соблюдении догм (теоретических положений, принимаемых, как абсолютные, не допускающие своего опровержения).
Ортодоксальный догматик опирается в своих суждениях на односторонне изложенные, схематичные, ограниченные – не допускающие существования других – положения. Его суждения (доктрины) оперируют понятиями постоянного характера, игнорируя появление новых данных.
Методы по временным периодам
Естественно, философские методы различаются в зависимости от того, в какую историческую эпоху использовались. В частности, особенное внимание следует уделить методиках, использованным в учениях средневековой философии, а также философским методикам нового времени.
Методы средневековой философии
Если говорить о методах средневековой философии, то они были непосредственно связаны с христианской религией. Прежде всего, христианские проповедники нуждались в обязательном обосновании собственных позиций. Поэтому христианство было основным ориентиром философской мысли того времени.
Тесные связи средневековых философских течений с монотеистическими религиозными взглядами считались одной из наиболее существенных отличий средневековой философии от учений других эпох.
Можно выделить такие периоды, через которые прошла средневековая философия в собственном развитии:
- Патристика;
- Схоластика.
В частности, патристика предполагает систему теологических взглядов, принадлежащих основателям церкви и тем, кто разрабатывал христианские идеи. Схоластика является средневековой ученостью, которая была связана с западной образовательной системой. Основанием схоластических учений служила святоотеческая литература.
Представители западной патристики составляли свои труды на латыни, а представители восточной патристики – на греческом. Самыми известными представителями считаются Иоанн Златоуст, Климент Александрийский и так далее.
Метод в философии нового времени
Если говорить о методах философии нового времени, то они связаны с переходом экономики от феодальных отношений к капиталистическим. Одним из основателей таких методик был мыслитель Фрэнсис Бэкон, провозгласивший о том, что настоящей силой является знание.
Направление применяемых методов связано с выявлением причин всех явлений, которые могут происходить в окружающем мире посредством научных методов (особенное развитие в этой время получили естественные науки).
Наука рассматривалась главной силой, способной одолеть природу и властвовать над ее законами. В частности Бэкон делал акцент на существовании двух основных научных методов:
- Догматическом;
- Эмпирическом.
Мыслители, придерживающиеся догматических методик, начинают собственную работу с каких-нибудь общих положений и стремятся под это положение подводить все остальные явления. Ученые же, опирающиеся на эмпирические методики, занимаются максимальным накоплением разных фактов.
По мнению Бэкона методы познания должны начинаться с изучения отдельных позиций и фактов и приближаться к общим результатам. Собственно, это индуктивный способ, который может быть:
- Полным;
- Неполным.
Полная индукция предполагает исследование явлений одного класса, а неполная индукция связана с изучением даже тех фактов, которые не входят в область явления и даже могут отрицать его.
О догматах религиозных
Христианство основано на догматах и ограничениях. И тем оно ценно. Ведь это – единственная в обществе формальная система взглядов, согласно которой жизнь человека реально является высшей ценностью. (Светское законодательство в этом плане крайне противоречиво и, скорее, декларативно, чем искренно.)
Ограничениями в области христианской морали являются заповеди, в области дисциплины – каноны. Причем православное христианство представляет собой веру, наиболее догматическую. Ведь если в других верах догматик – это придерживающийся догм ортопраксии (правильности действий), то в православии для такого человека дополнительно актуален принцип ортодоксии (правильности суждений), т. е. обязательных суждений о Боге. Такое состояние дел вызвано тем, что православие – религия любви и откровения, а эти категории требуют защиты от человеческих страстей.
Церковные догматы имеют высокое назначение. Образно говоря, это сохраняющие души стены – не тюремные, а крепостные.
Проблемы метода в философии
Методы философии должны зарождаться непосредственно в человеческой практической деятельности в качестве ее обобщенных приемов.
Предмет философского исследования заключается в организации универсальных видов мышления и познания. Все методы предоставляют возможность познавания отдельных сторон явления, из чего следует взаимодействие различных методик между собой. Вместе с тем у каждого метода присутствуют определенные границы познания.
Философские методы должны использоваться для решения различных задач, тем более, что они являются универсальными. Среди общих принципов мышления в этой области необходимо отметить методы:
- Индуктивные;
- Дедуктивные;
- Аналитические;
- Синтетические;
- Аналогические;
- Сравнительные;
- Экспериментальные;
- Наблюдательные и так далее.
Правильный выбор и доказательство тех или иных методов внимательно рассматривается методологией, являющейся системой основных принципов, организационных методик.
В философии теоретическая область и является методом, используемым научным познанием. По сравнению с некоторыми другими науками здесь вырабатывается диалектика, то есть особенное познание, рассматривающее закономерные связи и бытийное развитие. Образование творческого мышления, кстати, невозможно без применения таких методик.
Еще диалектику принимают в качестве искусства ведения беседы и рассуждения, методики, связанной с познанием окружающей действительности, изучением мировых закономерностей. Такой философский взгляд развивается достаточно длительное время, начиная еще с эпохи древнекитайских и античных мыслителей. Если брать во внимание процесс ее исторического развития, то можно отметить:
- Стихийную диалектику, которой придерживались древние философы.
- Идеалистическую диалектику, которой придерживались немецкие классические мыслители.
- Материалистическую диалектику, которая рассматривается многими современными мыслителями.
Философия советского периода
философию советского периода можно разделить на несколько этапов. Первый этап (1922-1930). Это период, когда идеологическая хватка уже присутствовала, но еще не сжималась, и еще оставалось место для дискуссий и дебатов в рамках материалистических идей.
Второй этап (1930-1953 гг.). С этого момента в советской философии на долгие годы утвердился авторитет — Сталин. В 1938 году он опубликовал свой «Краткий курс истории ВКП(б)», содержащий философскую часть, которая становится непререкаемым каноном для всех, кто занимается философией. С каждым годом догматизация философского знания росла и подавляла любое живое движение мысли.
Третий этап (1953 — конец 1980-х годов). С 1956 года философия стала преподаваться как самостоятельный предмет не только в гуманитарных вузах и университетах. В 1958 году был основан еще один журнал философских исследований, затем разрушенный коммерциализацией интеллектуальной жизни в начале 1990-х годов, а теперь возрождающийся, хотя и в гораздо меньших масштабах. Начиная с конца 1950-х годов советские философы стали участвовать в международных философских конгрессах.
Философы обнаружили, что наряду с марксизмом-ленинизмом в его сталинском проявлении есть и сам Маркс, которого можно читать. С начала 1960-х годов одна за другой выходили книги, посвященные эмансипационному прочтению классики. Это были работы М.М. Розенталя, Е.В. Ильенков, Л.А. Маньковский, Б.М. Кедров, Н.И. Лапин, В.В. Кешелава, В.А. Вазулин. Авторы рассматривают проблему соотношения идей раннего и позднего Маркса, анализируют внутреннюю логику и диалектику «Капитала», исследуют гуманистические аспекты «Экономическо-философских рукописей 1844 года».
Новое свободное прочтение классики дает толчок развитию диалектической логики. По всей стране возникают группы «диалектиков», объединенные мнением, что диалектическая логика — сердце марксизма и что здесь нет национальных различий: Диалектические школы мы находим в Москве (Э.В. Ильенков, Г.С. Батищев, В.С. Библер), в Казахстане (Ж.М. Абдильдин), в Азербайджане (3.М. Оруджев), в Ростове-на-Дону (А.М. Минасян), на Украине (В.А. Босенко). С начала 70-х годов появился целый ряд исследований, посвященных диалектике и ее роли в общественной жизни, это многотомные издания, в которых диалектика анализируется как объективный процесс и метод познания.
Вывод о методах в философии
Выбор того или иного метода философии основывается на многих факторов. Например, немаловажным является то явление или предмет, который изучается. Кроме того, выбор может упираться в ту систему ценностей, которую вы исповедуете и в те категории, которыми Вы оперируете.
Способ мышления, наиболее близкий к какому-нибудь из философских учений, соответственно, будет основываться на методиках, используемых представителями этого типа учения.
Необходимо также учитывать, что некоторые методы считаются теоретически устаревшими для современной философии (к примеру, догматические)
Что такое догматизм?
Что такое догматизм? Данное понятие подразумевает способ мышления, при котором факт, убеждение, формулировка воспринимаются как очевидность и не подвергаются сомнениям. Человек оперирует устаревшими данными, игнорируя все новое и меняющееся. Он не подвергает критике то, что усваивает, и слепо верит в некие догмы. Догматическая концепция исключает связь человеческого мышления с реальностью, избегает всего творческого, игнорирует что-либо новое и критическое мышление. Человек должен принять догму в том виде, в которой она выступает, и верить в нее.
Понятие догматизм берет начало в Древней Греции, где философы Пиррон и Зенон воспринимали догматической любую философию. На сегодняшний день это понятие подразумевает некритическое восприятие неких догм как истинных. Изначально догматизм использовался лишь в религии, где человек должен верить во все религиозные учения о Боге, его единстве, непогрешимости и всесилии.
Догматизм процветал исключительно в религии, где каждый верующий должен верить писаниям, однозначно трактовать идеи, не подвергая их сомнению. Любое инакомыслие считалось ересью.
Согласно словарям, догматизмом является метод мышления, при котором определенные положения превращаются в закостенелые выводы, которые не учитывают изменений условий жизни, не подвергаются критике и изучению наукой. Догма воспринимается как абсолют. Ее противоположностью является диалектика, которая воспринимает все многообразие обстоятельств и условий жизни, изменчивость природы, трансформации и прочие изменения.
Там, где важной становится слепая вера, процветает догматизм. Это направление важно в религии и политике. Люди должны быть слепыми в своих убеждениях, чтобы поддерживать тех, кто стоит во главе движения. В противном случае движение распадется, люди разойдутся и не смогут подкреплять догмы тех, кто хочет управлять толпой.