Индетерминизм – это методологическая позиция, следовательно которой не всё в мире имеет причину. Это философская категория, которая отрицает объективную причинную связь и познавательную сущность объяснения в науке. Базовые законы природы существуют благодаря принципу вероятности. Случай есть равноправной, фундаментальной сущностью, с помощью которой можно объяснить эволюционный характер природы. Также индетерминизм может быть, с одной стороны, натуралистическим, поскольку подтверждает самодостаточность природы, а с другой стороны, теологическим, поскольку объясняет похождение природы от Бога.
Принцип индетерминизма также имеет место в физике, он выражается в беспричинности микропроцессов, но квантовая физика отрицает такое явление, поскольку она отражает их в особенной статистической форме.
В биологии принцип индетерминизма заключается в отождествленной причинности и однозначной предсказуемости. Поскольку вскрылась необходимость в ведении статистических методов для отражения следственно-причинных связей действительных процессов, основываясь на которых нельзя сделать однозначные и решительные предсказания. Индетерминисты твердят о банкротстве принципа причинности, в общем. Они опровергают развитие современного естествознания и говорят об эффективности диалектико-материалистической теории, которая признает объективность и представляет многообразие причинных связей и форм их отражения в сознаниях людей. Множество современных молодых физиков становятся сторонниками такого мировоззрения. Научный прогресс не будет возможным независимо от принципов диалектического материализма, в частности принципа причинности.
Индетерминизм также часто встречается с такими понятиями, как детерминизм и агностицизм.
Детерминизм и индетерминизм есть философские позиции по поводу объективной причинности предметов, объектов и явлений, которые имеют противоположные определения относительно этого.
Агностицизм и индетерминизм отрицают возможность в познании разных явлений под предлогом отсутствия объективных, причинно-следственных закономерностей в общественной жизни, которые присущие только природе.
Агностицизм и индетерминизм имеют похожее определение, поскольку они оба выражают идею о том, что невозможно до конца познать истинную суть познания человеком действительности.
Объяснение понятия «детерминизм»
«Детерминация» — латинское слово, которое переводится, как — «определять», «ограничивать», «отделять». Исходя из этого объяснения, научное направление строится на отделении свойств, характеристик предмета. Это позволяет понять, какое влияние он оказывает на протекающие процессы, как другие предметы связываются с ним, обуславливают его существование.
Понятие «детерминизма» в философском взгляде — учение о причинности, закономерностей. Это понятие является структурным элементом научного метода. Учитывая основные категории, научные исследования направлены на анализ, определение условий и причин, взаимосвязи и законов разных изменений, которые происходят в обществе, природной среде, мышлении человека. В философии под детерминизмом объединяется концепция природы, что расшифровывается в причинности, случайности или необходимости.
Что такое индетерминизм?
Индетерминизм – это философское учение, отрицающее или объективность причинности, или ее ценность в познании с точки зрения науки. Представители учения являются противниками детерминизма и считают, что воля человека – это автономная сила, которая не подчиняется каким-либо законам и причинам.
Идеи исторического индетерминизма стали распространяться во второй половине 19 века в ряде философских школ (философия жизни, неокантианство). Эти концепции пытаются раскрыть качественную специфику социального познания и исторического процесса, придавая ведущее значение в них случайности.
Научное подтверждение этих представлений в социальном познании появляется после создания и разработки в XIX-XX веках статистической теории на основе теории вероятностей.
В итоге многочисленных исследований в области социальных наук, случайность признается как самостоятельное начало социума, происходит утверждение конструктивной роли случая в качестве фактора свободы человека и необратимости социальных изменений, а также важнейшего условия появления нового в историческом процессе.
Индетерминизм может быть теологическим и натуралистическим. Первый вид отрицает достаточную полноценность природы в участии в деятельности человека и жизни других существ; целостность и эволюционность объясняется существованием Бога. Натуралистический индетерминизм исходит из признания природного как самодостаточного в мировой системе.
Также в истории философии сложилось 2 типа индетерминизма: объективный и идеалистический. Первый вид отрицает любое истолкование причинности, как с точки зрения самого человека, так и объективного понимания. Идеалистическое направление считает закономерность и причинность уместной с субъективной точки зрения. При этом объективные атрибуты детерминизма на мировом уровня отрицаются.
Происхождение термина «детерминизм»
Вопрос о причине того или иного явления всегда волновал людей. С течением времени, понятие детерминизма наполнялось новыми вопросами, развивалось, обогащалось. Но научного названия постоянных вопросов о причинно-следственных связях не давали.
Впервые слово «детерминизм» зафиксировано в период средневековья. Оно обозначало вид логического объяснения понятия, которое является антонимом слову «обобщение». Уже в 16–17 веках, это слово получает новый смысл — обусловленность. В 17 веке детерминизмом называют причинность, закономерность. Тогда же закладывается основание формированию механистического детерминизма. С этого периода, понятие используется во всех отраслях науки для объяснения динамики, закономерности, универсальности определенных категорий и предметов.
Существует другая точка зрения — противоположная теории причинности, которая называется индетерминизм. Индетерминистические сторонники не соглашались с причинной, закономерной обусловленностью разных явлений в природной среде и человеческом обществе. Основные понятия этого направления: беспричинная случайность явлений, свобода воли человека, произвол. Концепция индетерминизма в философии встречались в античности и современности. Основоположником и приемниками мыслей о случайности, беспричинности являются индетерминисты: Д. Юм, Б. Рассел, Х. Рейхенбах, и другие.
Применение детерминизма на практике
Детерминизм является базовым подходом, объясняющим психические явления и принцип функционирования психики.
Теория Льва Семеновича Выготского хорошо иллюстрирует применение принципа детерминизма в психологии. Она рассматривает в качестве основного источника развития человека социальную среду. В первые годы жизни на формирование личности ребенка воздействуют не только процессы созревания мозговых структур, развития всего организма, но и культурные факторы, которые формируют поведений и мышление. По мнению ученого, физиологическое развитие и формирование мыслительной способности у ребенка происходит параллельно с воздействием культурных и социальных факторов. Источником развития для ребенка становится социальное взаимодействие и диалог с родителями или другими взрослыми.
Формирование детерминистского взгляда в античный период
Понимание причинности некоторых явлений появилось в античный период у древних народов. Этому способствовало развитие политической, публичной жизни, особенно в Древней Греции. Взгляды о причинности были выражены Демокритом и Левкиппом.
В Древней Индии, идеи взаимосвязи причины и следствий находятся в тесной связи с кармой и перерождением. Здесь, можно наблюдать взаимосвязь поведения человека и его качества перерождения в будущей жизни.
В Древнем Китае, особенно тщательно изучал детерминистические процессы Лао-цзы. Он этот процесс называл «дао». Оно существует постоянно, во всем и везде. Дао представляет собой бездействие, не зависит от времени, создает универсальное единство мира.
Формирование детерминистского направления берет начало в Древней Греции. Древние философы, в своих работах, подробно рассматривали закономерности мира. Называлось это по-разному: «нике», «логос», «гомеомерия», «нус», «атомы», «случайностью», «вихрем», четыре вида причины по Аристотелю.
Зарождение и развитие агностицизма
Как было отмечено выше, первые аргументы в пользу агностицизма высказывали ещё античные философы, приверженцы скептицизма. Их главным аргументом было несовершенство имеющихся у человечества знаний, которые постоянно менялись и пересматривались. В связи с этим скептики отказывались считать истинными любые существующие знания, релятивизировали их (релятивизм — это философская концепция, утверждающая относительность, условность и субъективность человеческого познания), утверждая, что они отражают не объективную реальность, а доступные методы познания.
В относительно современной форме основные идеи агностицизма сформулировал Джордж Беркли. Он утверждал, что человек не способен выйти за пределы собственного чувственного познания, а значит, и полное понимание объективной реальности ему недоступно.
Авторами классической концепции агностицизма считаются Дэвид Юм и Иммануил Кант. Юм утверждал, что любое знание, которым обладает человек, исходит из опыта. А этот опыт всегда будет ограничен, и выйти за его пределы невозможно. Соответственно, невозможно достоверно понять, насколько знание совпадает с объективной реальностью. Кант применял к объективной реальности понятия «вещь в себе» и «вещь для нас». Он считал, что субъект может познать в любом объекте лишь тот смысл, который вкладывает в него собственными действиями.
Значительную роль в развитии учения сыграл анализ рассуждений Виктора Кузена о природе Бога и её познаваемости, который опубликовал в 1829 году Уильям Гамильтон. Впоследствии многие из мыслей, высказанных в этой работе, повторял один из главных представителей агностицизма Герберт Спенсер.
Основываясь на идеях Канта, Гамильтон считал, что все знания, которыми может обладать человек, основываются на субъективном опыте. И знание, находящееся за пределами опыта, всегда будет оставаться для человека антиномичным (антиномия – ситуация, при которой два взаимно противоречащих утверждения выглядят одинаково обоснованными с точки зрения логики).
Однозначный детерминизм
Это понятие не столько философское, сколько относится к физике и механике. Однозначный детерминизм является фундаментом этих направлений науки. Это понятие обозначает влияние определенных внешних факторов и условий на начальное состояние материальной системы. Это влияние жесткое, однозначное, оно решает дальнейшую историю существования материальной системы. Если что-то происходит случайно, утверждали приверженцы этого направления, это не изученное явление — случайности как таковой не бывает.
Удачно иллюстрировать однозначный детерминизм можно на примере 2 закона Ньютона. Также представления поля в электродинамике (Максвелл) привели к важному выводу — состояние поля в настоящем времени не зависит от окружающей ситуации на расстоянии. Здесь работает закон близкодействия — на поле влияет те условия, что сложились в близости от него.
Принцип однозначности влияния причин виден и в других теориях физики:
- масса (вес предмета) зависит от скорости движения;
- течение времени и кривизна пространства зависят от распределения масс;
- мощность гравитационного поля однозначно влияет на течение разных процессов;
- движение масс в пространстве оказывает влияние на тяготение.
Во всех этих примерах работает теория однозначной детерминации в философии. Но наш мир многогранен, не все процессы жестко зависят друг от друга. Есть обстоятельства, при которых не прослеживается четкая взаимосвязь процессов и предметов.
Индетерминизм как уничтожение науки
Определение детерминизма нуждается в доработке. Квантовая физика уничтожила детерминизм в прежнем, Лапласовом понимании, как теоретическую возможность из наблюдаемого состояния мира ретроспективно восстановить его прошлое состояние и проспективно предсказать будущее. Но, утвердив индетерминизм в микромире, квантовая физика не покончила с детерминизмом во всём естествознании. Детерминизм нечто большее, чем причино-следственная цепочка явлений, мыслимая как последовательность производящих, или движущих, причин, в которой всякое последующее состояние детерминировано предыдущим. В действительности движущие причины явлений всегда закономерным образом задаются и детерминируются непосредственно конечной причиной, или целью, и это спасает положение детерминизма, поколебленное вероятностным характером явлений микромира, проистекающим из волновой природы частиц.
«Непрерывная причинная цепочка явлений классической физики представляет иллюзию» (Н. Бор). «После этого
не значит
вследствие этого
» (Латинская пословица). Материализм полагает, что причина всегда предшествует следствию; но этот принцип отнюдь не является общим, ибо применим лишь к движущим (производящим) причинам и неверен для конечных причин. Его безоговорочное принятие – следствие эволюционизма, представления, что мир складывался случайно и постепенно, так что всякий предыдущий этап был необходим для последующего, был его причиной. Порочность такого взгляда состоит в том, что он отрицает разумное устройство мира, ибо игнорирует свойственную миру первичную целесообразность, целестремительность и принцип условий существования (соответствие частей целому и их взаимную обусловленность).
«Исчезнувший или, по крайней мере, сильно ослабленный детерминизм в квантовой физике, заменяется законами вероятностей. Однако обращение к вероятности имеет здесь совершенно иное значение, чем, скажем, в статистической механике. В классических теориях, где появляются вероятности, считают, что элементарные процессы подчинены строгим законам. Вероятности вводятся там для описания явлений крупного масштаба, включающих большое число элементарных процессов. Иное дело в квантовой физике, где вероятности прямо вводятся для описания хода элементарных процессов» (Луи де Бройль). Вероятность в микромире есть закон, непосредственно данный Богом. Поэтому случай в микромире имеет постоянную вероятность и не аналогичен случаю в макромире, где вероятность случайного события зависит от констелляции множества условий, а мы её осредняем, заменяя определяемой из опыта статистической частотой. В микромире, напр., атом радия имеет одну и ту же вероятность распада при всяких физических условиях. В макромире вероятность, напр., перелёта или недолёта до цели орудийного снаряда, зависит от многих условий: от его веса и формы, от заряда пороха, от направления и силы ветра, от температуры и давления воздуха, и т.п. Случайность в микромире – закон, а в макромире – стечение закономерных обстоятельств.
Однако элементарные явления субатомного уровня, случайные по природе, не влияют на закономерное течение событий макромира. Явления макромира отделены и тем самым защищены от вероятностных событий микромира непроницаемым барьером, устраняющим всё, что могло бы повлиять на неслучайный ход макроскопических событий, предусматриваемый конечными целями, и пропускающим только то, что согласно с ними. Действие этого барьера проявляется, напр., в том, что мутации хромосомных генов (события микромира) не вызывают трансмутацию, или превращение видов (событие макромира), и потому не нарушают экосистему. Наоборот, мутации служат для регуляции экосистемы, ограничивая численность вида при высокой плотности популяции, что согласно с целью Творца. Достигается это тем, что все без исключения мутации деструктивны. Случайности микромира (в действительности строго закономерные, как и всё в мире) не влияют на события макромира и не мешают предопределению (фатализму), т.е. не исключают детерминизм, в явлениях жизни. Это тот самый случай, где необходимо учитывать несводимость событий высшего уровня организации к событиям низшего и качественную их разницу.
Несмотря на высшие достижения науки, воплощённые в физике микромира, я позволяю себе критику в адрес её создателей, потому что вижу ошибку экстраполяции и недостаточность и даже бесполезность знаний микромира для постижения основной науки естествознания – науки о жизни и человеке. Биология и гуманитарные науки от успехов атомной физики не получили ничего, если, конечно, исключить, что научный метод сильно обогатился опытом. Наоборот, самонадеянное вмешательство авторитетных корифеев небиологического естествознания (в лице Э. Шредингера и др.) в биологию нанесло ей огромный вред по причине их эволюционизма, отринувшего Бога-Творца и связавшего микромир с макромиром причино-следственной связью, так что истоки всех природных событий высших уровней стали искать на атомном и молекулярном уровне. Неприятие Бога подрывает науку, которая есть постижение Божьего Промысла в устройстве мира. Индетерминизм как противопоставление случая Промыслу распространился на всё естествознание и практически уничтожил науку как таковую. В результате мир представляют переполненным случайностями, как «случайно случившийся случайный случай», поддерживаемый отбором как наиболее устойчивое состояние. Однако явления пониженной приспособленности видов (аллоцентризм) в целях сохранения экосистемы от стравливания показывают, что отбор не имеет отношения к становлению видов и экосистем и что состояние мира неустойчиво: к наиболее устойчивому состоянию с минимумом свободной энергии ведёт не отбор, а вездесущий II закон термодинамики, разрушительный для любых структур. Вспоминается предостережение Н. Бора бояться успехов блестящей теории вследствие риска переоценить их.
Если бы микромир не был создан так же разумно и строго закономерно, как и весь мир вообще, то возможно ли было его столь блистательное постижение, какое продемонстрировала физика? Значит, вопреки индетерминизму, микромир тоже детерминирован в том смысле, что заключает в себе умопостижимую гармонию. Термин индетерминизм следует ограничить только субатомным микромиром, а права детерминизма восстановить в науке, разумея под ним гармонию мира, делающую мир правильным, закономерным и познаваемым, несмотря на индетерминизм микромира и свободу воли Творца. Ведь наука всё же существует, несмотря на её извращения и такие грубые ошибки, как экстраполяция индетерминизма с микромира на остальной мир, тогда как её успехи, не будь детерминизма, были бы невозможны вообще.
Вследствие пустого бахвальства атеистической науки, рекламирующей свои сомнительной полезности достижения непосредственно или через научно-фантастическую литературу, предсказательная её способность относительно социальных явлений и истории человечества чрезмерно преувеличена. Именно в этих важнейших вопросах жизни она отсутствует и касается только мало существенных для такого предсказания технических достижений. Более того, переоценка наукой своей способности предвидения находится в непримиримом противоречии с тем, что эволюционизм, положенный в фундамент атеистической науки, ведёт к индетерминизму, а следовательно, к представлению о принципиальной непредсказуемости мира.
Однако нет оснований для принципиального отрицания детерминизма. Даже Лапласова форма детерминизма, далеко не везде применимая, и та пригодна для астрономии, предсказывая затмения и иные констелляции небесных светил с большой точностью. Даже и микромир детерминирован в том смысле, что вероятности в нём постоянны, а не подвержены случайностям внешних условий, и это их постоянство допускает возможность предсказания. Другая, на мой взгляд, основная форма детерминизма зиждется вовсе не на механике и не на движущих причинах, а на биологии в широком смысле слова и на причинах конечных, или целях, и состоит в возможности открывать Божий Промысел путём наблюдения жизни.
Примеры изобилуют. В геологии регулярно наблюдаются циклы биогенеза. Биота (фауна и флора) любой геологической формации создаётся внезапно (взрывом), испытывает расцвет, старение и вымирание. После неё создаётся биота новой формации, проходящая тот же цикл развития, и т.д. Для каждой формации характерна своя специфическая биота, изменения в таксономических группах которой, называемые филоциклами, позволяют узнать, в какой стадии жизненного цикла находится данная группа: создана ли она недавно, находится ли в расцвете, или стареет и близка к вымиранию. В истории человечества тоже нет поступательного, прогрессивного развития, и наблюдается закономерный расцвет и упадок цивилизаций. Наблюдения таких циклов ведут к открытию законов и к возможности предсказания на их основе. Согласно этим эмпирическим законам, человечество находится на пороге вымирания, которое подтверждается данными динамики населения мира и датируется 2160 годом.
Отрицая Бога, наука, сама не сознавая того, расписывается в собственной беспомощности. Тем самым она отрицает независимые от микромира законы макромира, каковы законы биологии, заданные Творцом особо, помимо законов микромира, и вынуждает себя к преувеличенному представлению о значении случая в природе и к отрицанию детерминизма. Хотя микромир построен на вероятностях, его случайное влияние на промыслительные и закономерные события макромира ещё более исключено, чем действие малого волнения на море на ход большого океанского лайнера. Спрашивается, зачем нужна атеистическая наука, не только лишённая прогностической ценности, но ещё и отрицающая самоё возможность предсказания принятием полного индетерминизма? Индетерминизм – главный изъян, внесённый в науку революцией, которую произвело в ней материалистическое учение Дарвина.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»
Описание вероятностного детерминизма
После однозначного детерминизма появилась теория о вероятностной причинности явлений. Ее появление приходится на пик развития теорий о термодинамике, статистической физике. Концепция жесткой причинности, со временем, показала свое несовершенство, особенно когда появились теоретико-вероятностные методы и теории исследования. Первичными были статистические закономерности, они стали началом моделей вероятностного мира. Вероятностный метод изучения подрывает авторитет однозначной причинности, основная идея которой гласит: внешние причины всевластны.
Фатализм
В какой-то момент времени философия и вовсе перестала говорить о человеке, как об отдельной личности, не рассматривая его в общей картине мира, выдвигая на первый план «субъект познания». В таких условиях зародилось новое направление, названное фатализмом. Данное учение основано на суждении о всеобщей предопределенности всех событий и явлений.
Научные открытия второй половины XIX века подорвали доверие к научным догмам и истинам, произвели революционный поворот в суждениях и взглядах на классическую картину мира. На смену механическому подходу пришла органика и системность. Теперь Вселенная представлялась как связанная неделимая совокупность.
По классическим представлениям Вселенная выглядела как часовой механизм, а по неклассическим – как прототип паутины или сети.
Основными причинами появления новых суждений стали открытия ученых А. Эйнштейна, Н. Бора, Э. Резерфорда и В. Гейзенберга. В. Гейзенберг считал самым важным достижением науки то, что ею были разрушены классические рамки знаний о мире и расширены рамки познания. По его мнению, реальность различается лишь по тому, видим мы ее или нет.
Сложно разобраться самому?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Решение задач Контрольные работы Эссе
Квантовая теория объясняла, что понятие о природе не может быть жестким, так как измерения зависят от приборов и их правильной настройки. То есть для более достоверных измерений в экспериментах должен присутствовать человек, поэтому его нельзя исключать из общей картины мира, как это делали классики. Научные суждения В. Гейзенберга назвали принципом соотношения неопределенностей.
Суть этого принципа состоит в невозможности в один и тот же момент определить точное положение нескольких микрочастиц, то есть если определить точную координату, импульс и скорость движения одной частицы, то эти же параметры для другой частицы в этот момент будут неопределенными. Необходимо отметить, что эта неопределенность вовсе не связана с точностью приборов, она связана с объективными свойствами микрообъектов.
Таким образом, новыми научными открытиями была изменена привычная картина мира. Ясным стало то, что сознание не находится в рамках объективных связей между явлениями. Материю перестали считать лишь веществом, материей стала также считаться плазма, вакуум, магнитное поле и прочее. Таким образом, наукой XX века мир усложнился и стал более сложным для восприятия. Помимо этого, человек был возвращен в общую картину мира.
Благодаря этому начали развиваться генетика, биология и прочие науки о человеке. С их помощью человек по-другому взглянул на суть бытности. Благодаря достижениям в астрологической физике человек совершил прорыв в макромир космоса.
Основы современного детерминизма
Уже в 20 веке начинает формироваться новая модель представлений о мироздании. В середине двадцатого века, появляется новая идея о синергетике, разрабатываются физико-математические основы явлений самоорганизации. Современный детерминизм является совокупностью отдельных идей всех представлений о причинности, начиная с античного периода. В новом подходе выведены три категории временной зависимости причины и следствия:
- первой появляется причина, затем следствие, строгая последовательность — это классическая модель;
- между причиной и следствием есть промежуток, но они тесно связаны условиями близкодействия, окончательной скоростью;
- одновременно появляются причина и следствие: когда процесс причины только зарождается, сразу же возникает ее следствие, затем причина «тушится» своим следствием.
Детерминанты, влияющие на психологическое развитие
Психика человека развивается под влиянием различных факторов объективного и субъективного характера.
Объективные
К числу объективных факторов развития психики человека относятся:
- культурный и экономический уровень общества;
- стиль воспитания ребенка в семье, школе;
- забота о человеке;
- удовлетворение потребности в близости и причастности к группе;
- особенности менталитета.
К числу объективных детерминант относятся также генетические предпосылки, темперамент и наличие болезней.
Субъективные
Субъективные детерминанты развития личности взаимосвязаны с объективными и являются базой для саморазвития. К числу субъективных факторов относятся условия, при которых формируется мотивация, потребности, сознание и стиль поведения человека.
Через овладение знаниями и самопознание лежит путь к новым возможностям.
Ирина Шербул
Представители детерминизма и индетерминизма
Развитие детерминизма происходит со времен античности и до сегодняшнего дня. За это время, многие философы, физики и ученые стали посвященными детерминистами, изучающими разные категории этого взгляда на организацию мира. Среди других представителей детерминизма, наиболее весомый вклад принесли труды Монтескье. Это родоначальник концепции географической причинности. В своих трудах, он подробно описывает влияние климата на некоторые особенности народов.
Приверженцем однозначного детерминизма был Пьер-Симон Лаплас. От его идей отталкивались сторонники и противники модели организации мира. Поддерживали и дополняли его концепцию Л.И. Мечников, Э. Хантингтон и другие. Классификацию форм причинности определил Марио Бунге. Активно развивали идею о причинности и следствии физики: Максвелл, Лагранж, В.А.Фок.
Представителями современного взгляда на детерминизм, как синегретическую концепцию, являются В.П. Бранский, В.В. Мантатов, Д. Блохинцев, К. Никольский и другие.
Детерминизм и индетерминизм — два полностью противоположных философских движения в области роли и места причинности. Последователи детерминизма уверены в объективном характере причинности. Сторонники индетерминизма, напротив, полностью отрицают объективную причинность, да и причинность в общем.
Детерминистский подход
В детерминистском подходе признается тот факт, что события или явления, происходящее в жизни человека, обусловлены какими-либо причинами.
В психологии детерминистский подход может выражаться в следующих формах:
Название формы | Описание |
Системная | Части какой-либо системы определяются базисными характеристиками целого. |
Обратная связь | Результат какого-либо действия также влияет на причину, которая привела к данным последствиям. |
Целевая | Причинность и взаимосвязанность действий подразумевает в результате достижение определенной цели. |
Статистическая | Определенный набор факторов не гарантирует схожесть последствий от действий одного и того же человека. |