Триумф русофобии: как маргинальное понятие пополнило язык российской власти

Внимание! Статья-детектор!
Одним из побочных эффектов от прочтения этой статьи является так называемый butthurt. Если вы начнёте ощущать боль в нижней части спины, следует немедленно прекратить дальнейшее чтение и смириться с фактом, что вы —
поцреот.
Ваша статья — говно, вы ничего не понимаете в русофобии.
Если вы видите это предупреждение, значит, данная статья уныла чуть менее, чем полностью и в неё нужно добавить интересных фактов. Кроме того, возможно, что эта статья вообще никому на йух не сдалась тут. В таком случае единственной рекомендацией будет перенос статьи в смехуечки и освежение её бодрящей порцией лулзов.
Осторожно, политика!
Внимание! Это статья про нечто, имеющее отношение к политике. Она, вне всякого сомнения, заангажирована в чью-то пользу. Nobody cares.
«В России лишь сугробы, Медведи, водка, вилы, Все только русофобы Да славянофилы.»
— Записки Неизвестного. Свобода слова

Негодование поцреота. Вася Ложкин раскрывает тему
Русофобия

(англ.
russophobia
) — мем поцреотической тусовки этой страны. Применяется, в лучших тrадициях против любого мнения, отличного от взглядов вышеупомянутой тусовки. Образован от слов «русский» и «фобия» (греч.
«фобос»
— страх), чем как бы говорит нам, что любой несогласный с поцреотами боится (а чаще — ненавидит) весь народ/страну, которую они-де представляют.

Как слово, Р.-фобия является частным случаем «чего-то»-фобии — одного из диагнозов-аргументов в Специальной Олимпиаде: наряду, например, с гомофобией, укрофобией или агентсмитизмом (совсем точнее — юдофобией).

[править] На самом деле

Со стороны поцреотов сабж принято приписывать носителям самых разнообразных взглядов, разницу между которыми приписывающие понять не способны по причине узости собственного мышления или же нежелания разбираться в разнообразии этих самых взглядов. В основном это разнообразие представлено «русоненавистниками», «русоскептиками» и колбасными эмигрантами.

За бугром, на самом деле, многие народы весьма скептично относятся друг к другу вообще. То есть вы можете встретить англичанина или француза, который не любит русских gopniks and hardbass squatters suka blyatting around, с меньшей вероятностью,

чем француза, который, к примеру, считает немцев невоспитанными пердунами-капустниками или англичан — островными тараканами.

Как легко догадаться, по-настоящему сильно не любят друг друга только пограничные народы или народы, которые часто видят друг друга по телевизору. Поэтому не удивительно, что поляки не любят немцев намного больше, чем русских, а во всём мире, несмотря на расстояния, много кто не любит американцев и всевозможных афганопакистанских пуштунов. Те же бельгийцы очень не любят своих соседей-голландцев, а французов вообще презирают, несмотря на государственные фламандский и французский языки.

Социал-демократы и русофобия

Для социал-демократов русофобия неприемлема, так как это является проявлением расистского мышления. То есть утверждения, которые наделяют граждан с русской национальностью некими особыми врождёнными свойствами, являются расистскими и социал-демократами употребляться по этой причине не должны. В то же время социал-демократы не могут одобрять политику царского правительства, политику коммунистов в сталинском и послесталинском СССР, а также политику российского правительства после распада СССР. Обильная критика этой политики социал-демократами может быть представлена консервативными силами русофобией, но русофобией это не является. Критика ценностей, насаждаемых элитами и потому преобладающих на территории России, также не является русофобией. Социал-демократы должны всегда подчёркивать, что консервативные российские правительства, а не российские народы являются реакционными.

Мир не может быть свободен, пока люди на шестой его части – народы моей родины – живут под диктатурой, под насилием величайшей полицейской власти, которую когда-либо знала история.

Поэтому неправда, что каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает! Эта формула верна только для тех стран, где существуют демократические, а не тоталитарные порядки.

Эта формула, чересчур часто употребляемая, натравливает западные страны не против советского режима, а против народов России, и этим самым с помощью кремлёвской пропаганды, делает из них противников Запада, а не друзей и союзников, в борьбе против всех форм диктатуры.

<�…>

Понимание советской реальности Западом является положительным фактором, но часто комментарии о Советском Союзе, делаемые некоторыми западными политиками и прессой, принимают явно антирусскую форму, грубую и оскорбительную для народов России, и этим самым позволяют Кремлю возбуждать народы моей страны против внешнего мира.

Таким образом, руссоеды вооружают, а не ослабляют советскую диктатуру!9

Виктор Кравченко

[править] Ареалы обитания русофобии

Градус нелюбви к русским огромен в злых странах-карликах Прибалтики и вообще в некоторых государствах бывшего соцблока, особенно в голозадой Румынии и более богатых Венгрии с Чехией («эти русские оккупанты нам еще за Будапешт-1956 и Пражскую весну-1968 ответят!»)[1], но эти просто нашли в русофобии удобный способ объяснить свое дерьмовое положение, как у нас некоторые объясняют свою жизнь в сраном говне не тем, что ни хрена не умеют и даже не хотят уметь, а засильем евреев или кавказцев.

Во многих же странах к русским бытует весьма позитивное отношение: например, Джон Смит из США или Цзинь Хуэй из Китая будут скорее рады вам как русскому, чем нет (что само по себе на отменяет факта существования сабжа — со стороны реднеков уровня «мигранты, домой, ваще усе»).

Наиболее процветает русофобия, как это ни странно, среди самих русских (что неудивительно — ведь русские к русским живут ближе всех) но тут как всегда: «не я в говне, а говно кругом» и «не мы такие, жизнь такая».

Ссылки

  • Олег Неменский — Русофобия как идеология
  • Андрей Фурсов — Русофобия (радиопередача «Персона грата» с Виталием Ушкановым от 04.09.2008)
  • Андрей Фурсов — Русофобия (радиопередача «Мифы о России» Владимира Мединского от 21.10.2008)
  • Тест на русофобию. Или десять словосочетаний, вызывающих ненависть.
  • Игорь Шафаревич. «Русофобия» и «Русофобия: 10 лет спустя»
  • Русофобия — статья в Викиреальности
  • Россия выпустила 120-страничный доклад о русофобии в США — о Рашагейте
[ + ]
Другой лагерь
ИдеологияМифы о России • Поддельные цитаты о России • Русофобия • Идеология содомии • Радикальный феминизм • Креативный класс • Подростковая оппозиционность • Цитаты о либералах • Оранжевый цитатник • Либеральная демагогия
МетодыИнфовойна против России • Цветные революции • Революции и перевороты • Сепаратизм • Дегуманизация • Приплести Рашку
ФейлыФейлы оппозиции • Дело Ив Роше‎ • Болотное дело • Дело Удальцова • Доказательства работы несистемной оппозиции на страны Запада
См. такжеПолитический словарик • Креативный разговорник • Памятка оппозиционеру • Рукопожометр

[править] Who is who

Русофобы не пройдут!
Русоненавистничество

является частным случаем ненависти к роду людскому; в данном случае — по национальному признаку. Помимо великого фюрера германской нации или хохлобандеровцев, известным русоненавистником был, к примеру, американский генерал Паттон. Вот его высказывание о русских:

« Мы не способны понимать русских, как не можем понять китайцев или японцев, и, имея богатый опыт общения с ними, должен сказать, что у меня нет особого желания понимать их, если не считать понимания того, какое количество свинца и железа требуется для их истребления. В дополнение к другим азиатским свойствам их характера, русские не уважают человеческую жизнь — они сукины дети, варвары и хронические алкоголики…»

Объективности ради, Паттон одновременно был и антисемитом: по его словам, ЕРЖ «ниже животных». Такие дела. А ещё Паттон помер столь нелепой смертью, что тот ихний «Кадиллак» надо было засудить: при лёгоньком-лёгоньком столкновении «Кадиллака-75» с грузовиком Паттон ударился головой о стекляшку в салоне. О стекляшку оформления интерьера салона, Карл!

Русоскептицизм

— это критическое отношение к особенностям русского менталитета, образа жизни, ну и просто ситуации в стране. К слову, русоскептицизм нередко проскальзывает в (а то и проходит красной нитью через) творчестве великих русских же писателей, например: Гоголь («Мёртвые души»), Салтыков-Щедрин («История одного города») и многие другие. Также русоскептиками внезапно можно назвать Ленина и Сталина: они не доверяли подвластному им народу, однако надеялись наставить его на путь истинный.

По общей численности и активности в интернете русоскептики дадут поцреотам серьезную фору, собственно говоря, их точка зрения сейчас и является общепринятой, хотя и не всегда адекватной ситуации.

Что касается колбасных эмигрантов,

то они ни ненависти, ни тем более страха к России, как правило, не испытывают. Не дождавшись в своё время от Родины материнской любви, они просто ответили ей взаимностью. У тех, кто испытывает, чаще всего оказывается смешанное происхождение (еврейское, украинское, польское, кавказское и др.), репрессированные или другим образом пострадавшие от кровавого режима родственники либо обычный комплекс неполноценности.

Источники

  1. Т.Ф. Ефремова. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000
  2. Эксперты рассказали о причинах русофобии на Западе // РИА Новости (ria.ru). 19 февраля 2021 года, 17:27. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20200219/1564976770.html (дата обращения: 26.11.2020).
  3. Most Hated Countries // The Top Tens (www.thetoptens.com). [Электронный ресурс]. URL: https://www.thetoptens.com/most-hated-countries/ (дата обращения: 26.11.2020).
  4. Коэн привел примеры русофобии в американских СМИ // РИА Новости (ria.ru). 07 апреля 2021 года, 12:10. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20180407/1518127408.html (дата обращения: 26.11.2020).
  5. С.Г. Кара-Мурза. Советская цивилизация / С.Г. Кара-Мурза. — 1200 с. — М.: Алгоритм, Эксмо, 2008. — с. 105.
  6. Лев Рубинштейн. РуСССкие на марше // WayBack Macine (web.archive.org). 03 ноября 2006 года, 10:50. [Электронный ресурс]. URL: https://web.archive.org/web/20080907044611/https://www.charter97.org/bel/news/2006/11/03/ru (дата обращения: 26.11.2020).
  7. Михаил Зыгарь. Цена вопроса // Коммерсантъ (www.kommersant.ru). 19 мая 2006 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/674580 (дата обращения: 26.11.2020).
  8. Станислав Минин. Русофобия как идеологическое оружие // Независимая газета (www.ng.ru). 18 декабря 2009 года, 00:00. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ng.ru/columnist/2009-12-18/100_rusophobia.html (дата обращения: 26.11.2020).
  9. Н.Н. Берберова. Последние и первые: [Роман]; Дело Кравченко: [Хроника процесса одного из первых сов. «невозвращенцев», Франция, 1949 г.] / Н. Н. Берберова. – 316 с. – М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2000
  10. Киев торгует русофобией и антироссийскими настроениями, заявил Путин // РИА Новости (ria.ru). 18 октября 2021 года, 17:27. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20181018/1530997169.html (дата обращения: 26.11.2020).
  11. Путин: «пещерные русофобы» и националисты объявили войну русскому языку // ТАСС (tass.ru). 5 ноября 2021 года, 16:00. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/obschestvo/7080708 (дата обращения: 26.11.2020).
  12. Встреча с руководителями международных информационных агентств // Президент России (www.kremlin.ru). 1 июня 2021 года, 13:30. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kremlin.ru/events/president/news/54650 (дата обращения: 26.11.2020).
  13. В Кремле слова Обамы о Трампе и Путине назвали «махровой русофобией» // РБК (www.rbc.ru). 14 сентября 2021 года, 13:06. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/57d91e229a7947f0d63ac14b (дата обращения: 26.11.2020).
  14. Песков назвал «рецидивом оголтелой русофобии» обвинения россиян в кибератаках // Ведомости (www.vedomosti.ru). 20 октября 2020 года, 14:54. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/news/2020/10/20/843923-peskov-nazval-retsidivom-ogolteloi-rusofobii-obvineniya-rossiyan-v-kiberatakah (дата обращения: 26.11.2020).
  15. Алексей Журавлев: В США создали новый экспонат для будущего музея русофобии // Партия «Родина» (rodina.ru). 12 мая 2021 года. [Электронный ресурс]. URL: https://rodina.ru/novosti/Aleksej-ZHuravlev-V-SSHA-sozdali-novyj-ehksponat-dlya-budushhego-Muzeya-rusofobii (дата обращения: 26.11.2020).
  16. Твиттер Алексея Пушкова // Twitter (twitter.com). 6 декабря 2015 года,15:35. [Электронный ресурс]. URL: https://twitter.com/alexey_pushkov/status/673480984000598016 (дата обращения: 26.11.2020).
  17. Патрушев: Запад хочет разрушить единое гуманитарное пространство СНГ // РИА Новости (ria.ru). 11 ноября 2021 года, 18:12. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20191111/1560820332.html (дата обращения: 26.11.2020).
  18. Дмитрий Карцев. Абсолютно исчерпывающий путеводитель «Медузы» по русофобии (в том числе махровой и оголтелой) // Meduza (meduza.io). 18 июля 2021 года, 09:00. [Электронный ресурс]. URL: https://meduza.io/feature/2019/07/18/absolyutno-ischerpyvayuschiy-putevoditel-meduzy-po-rusofobii-v-tom-chisle-mahrovoy-i-ogolteloy (дата обращения: 26.11.2020).

[править] Сабж в специальной олимпиаде

Доиграетесь со своей русофобией!
ЧСХ, реакция поцреотов на выступления русоненавистников и колбасных эмигрантов чаще всего однотипна и немногословна. И те, и другие практически сразу посылаются нахуй, причем в первом случае столь весомый аргумент подкрепляется ссылкой на отечественный ракетно-ядерный потенциал.

В этой связи в забегах по сабжу поцреотам противостоят, как правило, только русоскептики. Масла в огонь подливает тот факт, что оные являются воинствующим небыдлом, в большинстве случаев стоя на либеральных либо технофашистских позициях, а посему охотно норовят уязвить своих оппонентов.

Также богатым источником лулзов служит срач между самими поцреотами — различающимися во взглядах на такие вехи российской истории, как царская Россия и СССР. Либо имеющими различные религиозные взгляды (христианство vs язычество) или не имеющими их вовсе. Наконец, спорщики-поцреоты могут происходить из разных, хоть и близких между собою стран. И во всех этих случаях редко обходится без упоминания сабжа — порой даже с обеих сторон.

Алсо, люто-бешено доставляют стены текста на Quora, на которой один вопрос «what is russophobia» вызывает толпу западных «аналитиков», доказывающих на пальцах без пруфов что-де «русофобии нет», «русофобию придумал Кремль» или «русофобия — форсед-мем, за распространение которого платят».

Также есть мнение, что при оценке русского дизайна/культуры подозрительно больше количество западных профанов вопят «goofy», «disgusting», «looks cheap», «tasteless» etc., но не могут объяснить, что делает, скажем, бюджетнолохань от ТАЗофабрики «отвратительной дешёвкой» в сравнении с реношкой/малолитражным прулём, а «античный, но хайтек» нового русского «безвкусным».

Что такое русофобия: краткое определение

Русофобия

– это не скрываемая, выражаемая открыто неприязнь, доходящая до ненависти ко всему русскому. Отрицательные чувства проявляются к менталитету, государству, культуре, письменности – абсолютно всем составляющим частям понятия «Русь», «русский».

Русофобия, как форма ксенофобии (непринятие всего иностранного) является частью государственной идеологии и закреплена в сознании большинства граждан страны.

Классифицируется явление русофобии по двум видам

:

  • Низовая
    – ненависть к русским, господствующая среди населения, простых людей. Обычно провоцируется событиями в мире, происходящих с участием или по инициации России. Может быть скорректирована соответствующей государственной информационной политикой.
  • Элитарная русофобия
    – это часть политики, проводимой людьми, имеющими в стране силу и власть. Обычно имеет материальную подоплеку. Представляет большую опасность для общества, поскольку поддерживается на государственном уровне.

Возникла идеология на Западе, который исторически противопоставлял себя России. Русский человек считался антиподом человека западного – не культурным, обладающим низменными инстинктами варваров. До недавнего времени образ страны рисовался русофобами, как пляшущий под гармошку пьяного мужика, медведь.

Ненависть к России сопровождается страхом перед ней, как страной самой большой в мире по площади, обладающей всеми известными ресурсами и владеющей ядерным оружием.

Россия представляется русофобами как извечный враг всего западного, включая такие ценности, как: демократия, свобода и либерализм.

В мире русофобия усиливается тем фактом, что Россия, несмотря на многоконфессиональность является центром православия, храня традиции религии и собирая под своим крылом всех христиан.

[править] Слово классикам

Вообще, термин «русофобия» введён поэтом Тютчевым. Им же было дано канонічное определение сабжа, согласно которому русофобия — это надрачивание на европейские ценности и тамошний образ жизни при одновременном чрезмерно критическом отношении к своей родине. При этом приписывалась она не каким-то инородцам-нацменам, а самим русским. Проще говоря, сабж по Тютчеву — это почти эквивалент современному понятию «либерастия», а не то, что принято вкладывать в это понятие в наши дни.

Также поцреоты любят приводить в качестве примера русофоба Смердякова — персонажа из «Братьев Карамазовых» Федора Достоевского. Тот, будучи побочным сыном старого пердуна Карамазова от городской юродивой, любит рассуждать на темы теологические и политологические, сводя всё к тому, что русских надо начисто убить. Таким образом Смердяков пытается показать, что он не просто хуй с горы, а небыдло. Примечательно, что при этом он работает у собственного отца лакеем и поваром.

Номенклатура о русофобии

Националистическая пропаганда порой пытается утверждать, что беды идут от русофобии (а, как мы уже выяснили, под этим она подразумевает в основном критику российской власти). Однако мы видим, что сегодня громадное количество депутатов – «борцы с русофобией», при этом лучше жить в стране не становится – только хуже, и перспектив у России всё меньше и меньше.


Если бы украинский политик резал торт в виде России на части, политики вроде Жириновского громко заявляли бы о русофобии. А когда такие вещи делают они — это, с их точки зрения, нормально

Одним из видных борцов с «русофобией» является Владимир Путин. Так, он жаловался, что на Украине «торгуют русофобией»10, что «пещерные русофобы» пытаются сократить пространство русского языка в мире11, что русофобия из некоторых стран «хлещет через край»12 и так далее.

Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков так и вовсе выдал себя, когда назвал критику Бараком Обамой Путина (тогда Обама выразил неудовольствие тем, что российский президент отправляет своих оппонентов в тюрьму) проявлением «махровой русофобии»13. Обвинения в адрес российских спецслужб он также называл «русофобией»14. Здесь очень ярко видны примеры попыток прикрыть номенклатуру всеми представителями русской национальности в целом.


Изображение взято с сайта газеты «Ведомости»

Не отстают и другие номенклатурщики. Так, депутат Госдумы Алексей Журавлёв на резолюцию Конгресса США, перечислявшую нарушения российскими властями прав человека в России (то есть не русофобскую – напротив, тут конгрессмены заступились за русский народ) ответил следующим образом: «Американская коллекция антироссийских резолюций пополнилась очередной странной бумажкой. Когда-нибудь мы все эти артефакты соберём и выставим на всеобщее обозрение в Музее русофобии»15. Депутат Госдумы Алексей Пушков назвал «злобной тупостью русофобии» критику политики Кремля белорусской писательницей Светланой Алексиевич16. Секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев заявлял, что «Западом взращивается неприкрытая русофобия»17.

Как о, «либо русофобия резко распространилась по миру, либо российские власти решили объяснять ей какие-то явления, которые раньше русофобией не считали»18.

[править] ВНЕЗАПНО таки агенты Смиты!

А за то, во что термин превратился сейчас, скажем спасибо старому диссиденту-поцреоту, другу Солженицына и по совместительству матанщику Игорю Шафаревичу и его одноимённому высеру, опубликованному ещё в 1970-х годах в западном тамиздате благодаря, как это ни странно, усилиям диссидентов-ЕРЖ. В нём автор старательно приписывал все антирусские измышления евреям, обвиняя их в том, что те спят и видят, как бы изничтожить Россию. После публикации этого высера уже в Совке доселе не употреблявшийся даже в политической публицистике термин «русофобия» и пошёл в народ, вернее, в определённую его часть, растеряв изначальный смысл и приобретя незаслуженную одиозность.

Изучение проблемы

3 апреля 2015 года Всемирный Русский Народный Собор, главой которого является Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, создал Центр социальных исследований и изучения проблем идентичности. Центр займётся изучением русофобии, Русского мира, русской идеи. Член бюро Всемирного Русского Народного Собора Александр Щипков сообщил: «Мы занимаемся академическим изучением того, что такое русофобия, Русский мир, русская земля, русская идея. Все вкладывают разные смыслы, а нужно понять вообще, что это такое? Кроме того, мы занимаемся практической стороной — мониторингом нарушения прав русских». [8][9]

[править] А что же IRL?

Равенство для всех (кроме русских)
А если совсем IRL, то русофобия есть не что иное, как одно из проявлений ксенофобии вообще, свойственной всей истории человечества, будь то юдофобия, японофобия у китайцев и корейцев, например), межнациональная рознь на Балканах, азербайджано-армянский срач или взаимная любовь осетин с ингушами. Кроме того, не забываем, что типичный русофоб, как правило, до кучи ещё и азиато-/европо-/нигрофоб и т. п. в самых причудливых комбинациях. Чаще всего это банальное ымперство или ксенопатриотизм, когда в унтерменши записываются не только дарагие расеяне, но и все, чьё гражданство или национальность не относится к «пгавильным».

Так сложилось, что человеку бывает свойственно прежде всего заострять внимание на негативных свойствах представителей отдельного народа, экстраполируя эти черты на всех или на большинство представителей оного. Разумеется, никто не безгрешен, и за всё время тёрок медведей о земную ось накопилось такое множество противоречий, конфликтов и прочих геноцидов и зохватов территорий, что не стоит удивляться наличию ненавистников и недоброжелателей. И крови от этого пролилось и прольётся ещё достаточно. А сколько будет распилено нефти — одному Б-гу известно.

Есть холодный расчёт и сиюминутная выгода. Например, глава строительной фирмы отказывает в трудоустройстве русскому Ивану, предпочитая Равшанов и Джамшутов не потому, что ненавидит всё русское, а только из-за того, что приезжие обходятся дешевле. К тому же им не надо (было, по крайней мере) оплачивать отпуска, медицинскую страховку и прочие ништяки.

Или взять пиндосов: их бизнес просто конкурирует с российским за рынки сбыта или за доступ к добыче природных ресурсов. И естественно, что любви к этой стране и её намечающемуся подъёму они не испытывают.

Евреи, в свою очередь, недолюбливают гоев как таковых — и не делают особенной разницы между русскими или, например, арабами.

Наконец, если тебе сказал нечто нелицеприятное представитель нерусской национальности — это отнюдь не значит, что оный представитель ненавидит сразу весь русский народ. Скорее всего, проблема всё-таки лично в тебе.

И никогда не стоит забывать, что если человек ненавидит представителей какой-то национальности, забывая, что все люди разные и не стоит всех брать под одну гребёнку, то он, скорее всего, агрессивное быдло. Главное — судить о человеке по его поступкам, дорогой друг. Хотя его поступки в некоей мере таки могут определяться национальностью, культурной средой, принадлежностью к определённой стране и генетикой. Попытки полностью положить на эти факторы болт разжигают эти ваши национальные розни ничуть не хуже целенаправленных вбросов.

Появление термина

Впервые слово «русофобия» встречается в 1867 году, в письме великого русского поэта и дипломата Фёдора Ивановича Тютчева своей дочери. Реплика у Тютчева получилась настолько хорошо, что её можно вставлять в современные статьи, не поправляя в ней ни одного слова:

Речь идёт о русофобии некоторых русских — причём весьма почитаемых… Прежде они говорили нам, и говорили совершенно искренно, что Россия их отвращает отсутствием прав, свободы слова и т. д. и т. д., а Европа внушает им нежную любовь именно наличием там всего этого… Что же мы видим теперь? По мере того как Россия, добиваясь некоторых послаблений, всё более самоутверждается, отвращение к ней этих господ только растёт. Ибо, судя по всему, прежние порядки никогда не вызывали у них столь лютой ненависти, как современные направления национальной мысли… И напротив, сколько бы ни попирали в Европе право, нравственность, саму цивилизацию, это, как мы видим, ничуть не уменьшает их расположения к Западу. Они по-прежнему сочувствуют полякам и находят совершенно естественной подлую политику западных держав по отношению к восточным христианам и т. д. и т. д. Словом, в означенном мною явлении принципы, как таковые, никак не замешаны, тут нет ничего, кроме инстинктов, и вот природу-то этих инстинктов и нужно бы проанализировать. [2]

Можно ли бороться с русофобией

Русофобия, как и любая фобия, по определению иррациональна, как и ненависть. Поэтому преодолеть русофобию практически невозможно. Все позитивные и логичные действия искажаются русофобами и представляются в невыгодном свете.

Все хорошее и понятное, что предпринимается в отношениях с другими странами, представляется либо как особая подлость, либо как неблагодарность. Любые уступки принимаются за слабость и заигрывание.

Защита собственных позиций и границ представляется как авторитаризм и агрессия. В таких условиях очень трудно доказать свою лояльность и добрые намерения.

В этом контексте попытки угодить русофобам — это путь в никуда. Единственный способ преодолеть ненависть — стать слабой и незаинтересованной державой или принять правила игры, навязанные Западом и США, то есть капитулировать. Нам, как стране, такой исход не нужен. Все, что нам остается, — это стать великой державой и укрепить свои экономические и политические позиции.

Минимизировать проявления русофобии можно мирным путем. Для этого необходимо проводить грамотную информационную политику, показывая страну и людей в реальных красках. Например, Чемпионат мира по футболу 2021 года привлек в Россию большое количество туристов со всего мира.

Иностранцы, или простые люди, смогли воочию убедиться, что Россия — цивилизованная и культурная страна, а ее жители преимущественно пацифично относятся к иностранцам, дружелюбны и гостеприимны.

Кто такой русофоб

Русофобом является человек, испытывающий чувство ненависти ко всему, что связано с Россией и русскими людьми, отрицающий наличие у русских любых положительных характеристик и демонизирующий их.

Часто возникает вопрос, почему русофобия связывается с ненавистью, ведь слово «фобия» переводится как «страх». Ненависть означается другим словом «мизос», от него произошли такие понятия как мизантроп и мизогиния.

Однако, никаких противоречий нет. Человек не может любить то, чего боится и то, что вызывает в нем панику. И наоборот, то, что любимо и приятно не может вызывать страха и паники. Поэтому русофоб испытывает к русскому два чувства – ненависть и страх.

Русофобы склонны списывать все неприятности и промахи собственного правительства на русских и связывать их с происками России. Элитарные русофобы используют любой информационный повод для разжигания ненависти к стране.

Отношение к России у таких людей всегда предвзятое, не объективное, а любое действе или заявление рассматривается заранее, как враждебное и несущее угрозу.

Классификация определения

Хотя многим из нас слово русофобия хорошо известно, но вот классифицировать это понятие довольно сложно. На самом деле, существует две теории разделения русофобской идеологии на виды. Согласно первой, которая принадлежит Семёну Чарному, русофобия подразделяется на элитную и низовую:

  • Элитная носит политический характер и предполагает совершение антирусских действий какой-либо державой или её регионами.
  • Низовая же относится к широким массам, которые настроены против России.

Две эти разновидности не всегда существуют параллельно друг от друга. Бывает так, что они объединяются, сформировав таким образом цель, ведущую к изгнанию или ликвидации народа.

А вот автор второй концепции А. И. Фурсов уверен, что русофобия не всегда может быть целостной идеологической системой, а просто представлять собой временное ухудшение отношения к русскому народу, вызванное наступлением определённых событий.

Впервые термин «русофобия» как научное понятие ввел Ф.И. Тютчев (хотя до него об этом задумывался Пушкин). Именно он одним из первых в качестве альтернативы русофобии выдвинул идею православной империи, которая возникнет после всех катаклизмов, а также духовных, материальных и территориальных потерь, которые мы имеем сегодня.
К подобным идеям склонялись многие единомышленники Тютчева, великие деятели русской мысли, какие были, А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, И.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин, Ф.М. Достоевский, Н.Я. Данилевский, В.И. Ламанский, Н.П. Гиляров-Платонов, Н.Н. Страхов, К.Н. Леонтьев.

Известно, что долгое время Тютчев служил на дипламотическом поприще в Мюнхене, Генуе и Турине и вплотную мог наблюдать проявление русофобии как со стороны Запада, так и со стороны некоторых представителей русской знати и интеллигенции. Особенно она усилилась в канун и во время революций в Европе 1848-49 гг. Всё это им отображено в политических стихотворениях, статьях, в незавершённом трактате «Россия и Запад», а также в письмах.

Тютчев на протяжении ряда лет исследовал причины подобного положения. Но в то же само время, он первоначально считал, что та враждебность Запада по отношению к России, во многом отрезвит наших людей, негативно и предвзято относящихся к своей стране. Он ещё надеялся на то, что это влияние заствит их вернуться к своим истокам и «углубиться в самих себя».

Однако, по прошествии лет, оценивая состояние общества после реформ 60-х годов, Тютчев видит малоподвижность изменения в общественном сознании. Так, в 1867 году, в письме к родным, которое приводит В.В. Кожинов в своей книге «Судьба России: вчера, сегодня, завтра» (1997), поэт так оценивает русофобию самих русских: «Можно было бы дать анализ современного явления, приобретающий всё более патологический характер. Это русофобия некоторых русских людей — кстати весьма почитаемых». Если раньше, отмечает Тютчев, эти люди критиковали эпоху Николая I за бесправие и отсутствие свободы печати, то уже во время реформ Александра II, когда вроде бы в стране усиливаются и самоутверждаются свободы «нелюбовь этих господ только усиливаются». А вот никакие нарушении в области правосудия и нравственности на Западе «нисколько не уменьшили их пристрастия к ней».

Если бы я не упомянул, что это написано Тютчевым, едва ли кто-нибудь усомнился, что это написано сегодня…

Наиболее же яркие примеры русофобии со стороны Запада дал друг и единомышленник Тютчева — известный славист, публицист и общественный деятель славянофильского направления XIX века, В.И. Ламанский (1833 — 1916). В работе «Об историческом изучении греко-славянского мира» он отмечал проявление русофобии по отношению к славянским народам вообще и к России в частности. В этой связи мыслитель приводит высказывание немецких учёных о русских. В одном немецком журнале, вышедшем в Австрии в начале XIX века, так описывают характер русского: «Характер русского общий всем славянам — недоверчив, обманчив, лукав, без малейшей привязанности, без религии, в высшей степени тупой и грубый, предан пьянству и разврату». Именно в этом видит Ламанский негативно-презрительное отношение «цивилизованных» немцев к русским в данном случае и к славянам в частности. Учёный также поддержал Тютчева в противодействии русофобии идею империи, видя в этом позитивный смысл.

Большой вклад в исследовании этого вопроса внёс и Н.Я. Данилевский. Он впервые ввёл в оборот понятие о культурно-исторических типах, которые существуют, развиваются и сменяют друг друга. Россию он считал молодым и развивающимся культурно-историческим типом, способным в будущем сменить германо-романский тип, который в данный момент начинает переживать стадию политического и культурного кризиса и время усиления цивилизационных процессов. И именно боязнь потерять всё своё могущество и является, с точки зрения Данилевского, причиной боязни и недоверчивого отношения Запада к России, т.е. проявления русофобии. В независимости и саморазвитии нового типа (центральной частью которого является Россия) от Запада, мыслитель видит защиту от проявления русофобии в России.

См. также:
ЛЕОНТЬЕВСКИЙ РЕНЕССАНС

К.Н. Леонтьев в своей публицистических статьях и в работе «Византизм и славянство» продолжил критику этого явления, и вместе с Ф.И. Тютчевым, В.И. Ламанским и Н.Я. Данилевским поддержал идею будущей империи в противовес русофобии. Но с другой стороны, мыслитель расширил границы будущей империи, включив в её орбиту ряд мусульманских и буддийских народов.

Против проявления русофобии выступил в своих политических статьях и И.С. Аксаков. В журналах славянофильского направления он также критиковал различные проявления русофобии как со стороны отдельных русских, так и со стороны Запада. В связи с этим он впервые высветил славянский, польский и еврейские вопросы, проясняя причину русофобии в прошлом веке и во многом выявил проблемы для будущих их разрешений.

В ХХ веке русофобию критиковали В.В. Розанов, Л.А. Тихомиров, М.О. Меньшиков, В.В. Шульгин, Г.П. Федотов, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, Л.П. Карсавин, И.А. Ильин, И.Л. Солоневич, участники евразийского движения (Н.Трубецкой, П.Савицкий, Г.Вернадский, Н.Алексеев), А.Ф. Лосев, а также Л.Н. Гумилёв, А.И. Солженицин, И.Р. Шафаревич, В.В. Кожинов, диакон А. Кураев, Ю. Воробьевский.

Г.И. Федотов обратил внимание на влияние определённых еврейских кругов на интеллигенцию и революцию в России. С его точки зрения, еврейство стало, подобно русской интеллигенции петровской эпохи, максимально беспочвенным и необыкновенно активным под давлением тысячелетнего пресса. И оно сразу же занимает в революции своё руководящее место.

Критиковал подобное явление и И.Л. Солоневич. В противовес русофобии он выдвигал идею о народной монархии, при этом критикуя многих как русских, так и западных писателей, историков и философов в непонимании и недооценки России. При этом он отмечал выносливость народа, совершающего, по его мнению, духовный и нравственный подвиг, развивая и обустраивая свою страну. Россию он относил к особой и разнообразной цивилизации, которая лишь может существовать в форме народной монархии, зачатки которой наблюдались в Древней Руси и были приостановлены реформами Петра I.

Какова же причина ненависти к России? Основная причина как мне кажется является в том, что Россия, несмотря даже на все её нынешние трудности и беды, всё же является противодействием для США и Запада в утверждении мирового порядка и антихристианских сил. И поэтому Запад продолжает вести мощное давление против усиления России, которая в случае своего могущества может предотвратить мир от полной духовной и физической катастрофы.

Однако, опасна не только внешнее проявление русофобии, но и внутреннее. Сегодня, по сравнению даже с тем, что существовало ранее, внутренние противники России усилились, укрепились и даже захватили власть в стране. Это подтверждает и такой известный специалист в области русофобии как академик И.Р. Шафаревич, более знакомый образованному читателю, как автор одноимённого труда «Русофобия», изданного вначале за границей в конце 70-х годов, а в конце 80-х и в России.

См. также:
ИНТЕРВЬЮ С АКАДЕМИКОМ ИГОРЕМ РОСТИСЛАВОВИЧЕМ ШАФАРЕВИЧЕМ

Шафаревич исследовал в этой работе русофобские круги как среди российских диссидентов (А.Янов, Г.Померанц, Б.Шрагин, А. Галич), так и западных (Р.Пайпс, Ф. Хайек) и пришел к выводу, что главную роль в разжигании русофобии играют именно особая часть из еврейского общества, но теперь уже под другим политическим знаменем. Теперь они подвергают резкой критике всё, что было создано прошлыми и нынешними поколениями и особенно сильно осуждают как достижения, так и недостатки сталинской эпохи. Т.о. главная задача этих кругов — произвести разрушение государственного устройства России изнутри (в том числе и разжигание межнациональной розни в бывшем СССР и в России и особенно против русскоязычного населения в автономных и союзных республиках). У авторов подобных статей вызывает раздражённое опасение, что наша страна будет опираться на свои исторические традиции.

При этом для нашего будущего предлагается выбор только из двух возможностей: «демократия западного типа» и «тоталитаризм». Шафаревич считает, что в кризисный и переломный период жизни народа возникает такой же «малый народ», все жизненные установки противоположны мировоззрению остального народа. И будучи от него отрезанным, он смотрит на него лишь как на материал и на его обработку как на чисто техническую проблему, т.к. её решение не ограничено никакими нравственными принципами и нормами.

В недавно вышедшей книге «Русский народ на переломе тысячелетий. Бег наперегонки со смертью», академик оценивает уже нынешнею ситуацию в стране. Как и тогда, так и сейчас, Шафаревич кроме русофобии со стороны самих русских видит и русофобию среди части еврейства, которое живёт в России и намеренно разрушает её изнутри. Это течение не является чисто национальным.

В этом плане он повторяет Л.П. Карсавина, который в своей статье «Россия и евреи» говорил об ассимилированном еврействе, которому чужды не только традиционно живущие русские, но традиционалисты евреи. Этот тип не опасен в здоровой культуре, но если культура народа заболевает, то он проникает в самые её больные места и может в итоге подчинить себе народ, живущий на данной территории.

К нему легко примыкают силы, оторванные от своего народа, враждебные любой национальной традиции и играющие колоссальную роль, особенно в средствах массовой информации по всему миру. Всякое же возражение, с точки зрения Шафаревича, «преподносилось как расовая ненависть по отношению к еврею как таковому».

Далее он приводит высказывания этого круга лиц о России, которые можно озаглавить «Они о нас»: «Россией привнесено в мир больше зла, чем какой-нибудь другой страной», «Собственная национальная культура совершенно чужда русскому народу», «Византийские и татарские недоделки» и т.д.

Если раньше книги, цитаты из которых приводил академик, печатались в самиздате, то теперь это у нас печатаются массовыми тиражами, вдалбиваются через телевидение.

Однако это относится не только к евреям, но к той части русских, утративших свои национальные корни. Шафаревич приводит диалог Достоевского с одним западником. По какому-то поводу было сказано: народ этого не допустит. «Так устранить народ», — сказал западник спокойно и величаво. И в итоге, в начале ХХ века началось истребление народа, не хотевшего отказываться от своих традиций, которое продолжается до сих пор.

Выходом из создавшегося положения академик видит в противопоставлении национально думающих интеллектуалов над русофобами всех мастей. Исходя из этого, именно им искать пути выхода из кризиса, отстоять право обсуждать любые свои проблемы, независимо от того, нравится это кому-то или нет.

Во все времена истории России проблема русофобии существовала, но сегодняшняя ситуация в стране предполагает усиление и укрепление борьбы с подобным явлением, учитывающие географические, этнографические, исторические, культурные и духовные особенности развития страны.

Сергей Лабанов
Смотри также:
Аналитика:

Федор Тютчев: Русофобия против Империи О смысле русского неоконсерватизма

Новый передел мира на пороге III тысячелетия: геополитический и историософский аспект

Россия и мировой восточный вопрос

«Россия и Европа» на пороге III тысячелетия

Интервью:

Интервью с академиком Игорем Ростиславовичем Шафаревичем

Интернет-журнал:

Федор Достоевский. Post Scriptum. Славянская идея.

Документы истории:

Меж двух зол: исторический выбор Александра Невского

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]