Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук


Великое «эго»

Отношение к личности в советских и западных школах психологии находилось под давлением идеологии. В СССР психология должна была представить доказательства правильности идей коллективизма.

В Европе и Америке психологи были востребованы как частные и корпоративные консультанты. Поэтому личности и её самоидентификации посвящено гораздо больше исследований.

Сформировалось несколько основных направлений:

  1. Психоанализ.
  2. Бихевиоризм.
  3. Когнитивизм.
  4. Символический интеракционизм.

Существование разных школ и конкуренция между ними отражает сложность проблемы. Человек обращается к психотерапевту и психоаналитику при осознании того, что в его жизни что-то «не так». Утрата самоидентификации служит причиной дискомфорта и стрессов.

Каждый человек индивидуален. Различия в подходах к диагностике и терапии позволяют каждому найти специалиста, методы которого наиболее эффективны в конкретной ситуации.

Виды социальной идентичности

Понятие «идентичность» довольно широко используется в современных гуманитарных и социальных науках. Следует понимать, что это качество изначально не свойственно индивидууму. Идентичность — это отношение человека к себе внутри мира. Он формируется и развивается во времени в условиях взаимодействия.

Ученые отдельно рассматривают этническую, профессиональную, политическую, региональную, возрастную и гендерную идентичность. Их типы различаются, так как роль каждого из них в структуре личности различна. Она полностью зависит от временных и ситуационных факторов, таких как место жительства, род занятий, возраст, образование, мировоззрение и т.д.

Этническая идентичность активируется или ослабевает в процессе изменения отношения человека к национальному сообществу, к которому он принадлежит. Чаще всего она формируется не путем «приписывания» окружающим какого-либо национального атрибута. Как правило, его проявление происходит в процессе осознания и индивидуального самоопределения.

Например, если фамилия человека имеет очевидные этнические характеристики, это не означает существования идентичности. Не всегда достаточно идентифицировать лицо как представителя соответствующей национальности. Тем не менее, его можно встретить даже в обществе, характеризующемся явными этническими противоречиями.

Гендерная идентичность формируется в раннем детстве в процессе биологического развития человека. Видимо, это определяется не только биологическими, но и социальными факторами. Таким образом, нетрадиционная сексуальная ориентация (сексуальная идентичность) является очень трудным для понимания явлением. Это связано с тем, что в современном обществе идет активная борьба за определение норм и условий такой идентичности.

Эта проблема не решается отдельно в рамках психологии, так как требует проведения системного анализа. Для этого необходимо учитывать мнения различных специалистов, в том числе ученых в области культуры, биологов, психиатров и правоведов. Человек и группа должны найти компромисс, так как нетрадиционная социальная идентичность может вызвать дискомфорт у многих членов общества.

Психоанализ

Фрейд рассматривал процесс самоидентификации как два противоположных процесса. Принятие того, что создаёт ощущение комфорта («анаклитическая» идентификация). И защиту от всего пугающего и непонятного («идентификацию с агрессором»).

На иллюстрации – структура личности по Фрейду. Эго – подсознательно, Ид – сфера получения удовольствий, Супер-Эго – самоограничения (этика, мораль).

Фрейд выдвинул теорию пяти стадий развития человека. Он связал их с преобладанием физиологических реакций в разные периоды детства. По его теории, слишком сильная фиксация на функциях организма в начале жизни приводит к нарушениям самоидентификации зрелой личности.

Эрик Эриксон, последователь Фрейда, предложил теорию 8 стадий психосоциального развития, от младенчества до старости. Она получила широкое распространение, так как в основных положениях соответствует «здравому смыслу» и личному опыту большинства.

Младенчество. Формирование доверия к матери и к окружению. Согласно наблюдениям за детьми в семьях и приютах, для младенцев важно наличие человека, с которым установлен эмоциональный контакт. Дети, лишенные общения, начинают отставать в развитии даже при правильном уходе и кормлении. Во взрослой жизни им сложно общаться, идентифицировать себя как независимую, самодостаточную личность.

Раннее детство до 3 лет. По Фрейду – это анальный период, когда ребёнок осознаёт контроль над испражнениями. По Эриксону, в этом возрасте формируются самостоятельность и осознание физических возможностей. Ребёнок осваивает первые навыки самообслуживания: еда, одевание и т.д. Ограничение активности в этом возрасте приводит к слабоволию.

Возраст игры от 3 до 6 лет. Ребёнок активно познаёт мир, осваивает системы норм и ограничений. Появляется осознание вины за нарушение запретов, стыд, гордость, инициатива в играх и общении. Формируется Супер-Эго. По Фрейду, это компонент личности, отвечающий за нормы поведения и нравственные установки. На уровне житейского опыта давно известно, что жесткие запреты или вседозволенность в детстве формирует искаженные представления человека о себе.

Школьный возраст до 12 лет. Период первого столкновения с социумом без поддержки родителей. Обретение навыков общения, осознание своего статуса в иерархии сверстников. Несоответствие ожиданий взрослых и реальных успехов ребёнка формируют комплекс неполноценности. Его проявления во взрослой жизни становятся поводом для обращения к психотерапевтам.

Подростковый возраст. Происходят физиологические и гормональные изменения. Подросток стремится уйти от семьи и социализироваться в обществе. Так как в современном мире подросток считается ребёнком и продолжает материально зависеть от родителей, процесс порождает конфликты. Идентификация себя среди других, формирование самостоятельных целей и желаний откладывается. Это выражается в инфантилизме, который предстоит преодолеть в зрелости.

Период молодости продолжается до 25 лет. От того, как были пройдены предыдущие стадии формирования личности, зависит способность человека создать семью. Отсутствие в предыдущей жизни опыта эмоциональной близости приводит к одиночеству, разочарованию, психологическим проблемам.

Зрелость. Продолжается до 60-65 лет. Человек реализует себя в профессии и других формах общественной жизни. Очень важна самоидентификация личности как родителя. Весь период зрелости человек переживает различные кризисы самоидентификации. Это служит источником развития (карьерный и профессиональный рост, смена деятельности, творчество).

Старость. Исчерпание ресурсов, принятие себя и своей роли в обществе, семье.

Э. Эриксон видел нормальное развитие личности в последовательном преодолении кризисов перехода от одной психосоциальной стадии к следующей. Все задачи периода должны быть отработаны. Иначе взрослый человек остаётся в стадии «ребёнка», «подростка». Его приоритетом становится поиск эмоциональной привязанности или своей социальной группы. По Эриксону, идентичность – признак зрелой личности.

Разделение идентификации на виды

Для более полного понимания что такое идентификация, нужно разобраться с её видами. Они зависят от сферы, в которой проводится данное мероприятие.

В криминалистике существует четыре основных вида идентификации:

  • по отображению, получившему материальную фиксацию, например, отпечаток протектора на дороге;
  • по установлению принадлежности части какого-то объекта, например, обрывок ткани, обломок ножа;
  • распознавание по образу, сохранившемуся в памяти, например, у какого-то свидетеля;
  • сравнение ранее описанных признаков с признаками найденного предположительно искомого объекта.

Отдельно стоит обратить внимание на виды идентификации, которые используются относительно разнообразных товаров. Так благодаря потребительской идентификации на рынок не попадают товары непригодные к употреблению. Очень сложной считается идентификация товарно-партионная, которая должна определить изготовителя данной партии товара. Также идентификацию проводят по принадлежности товара к определённому ассортименту, она называется ассортиментной. Кроме этого, существует качественная, определяющая качество товара и сортовая, с помощью которой выявляют дефекты и определяют сорт продукта. Специальная же идентификация выполняется с целью выявления продукции, которая запрещена для реализации, например, генномодифицированной.

Для определения личности используют в основном визуальные виды идентификации (хотя существуют и другие). Самый распространённый из них – это, когда сличают внешность субъекта и его изображение на фото в документе, удостоверяющем личность.

Личностная идентификация в бихевиоризме

Бихевиоризм – практическое приложение и развитие идей И. Павлова. Поведение людей рассматривается как система реакций на окружение. Личностная идентификация, осознанное поведение согласно выбранной стратегии считается высшим развитием человека.

Большинство людей не пытаются понять себя как индивидуальность. Они живут и действуют в соответствии с подсознательными программами, усвоенными в раннем детстве путём копирования. Их социальная идентификация сводится к усвоению шаблонов поведения и стереотипов, принятых в их окружении. Социальное одобрение – форма подкрепление.

Сугубо материалистический, почти биологический подход к мотивации человеческих поступков вызывал отторжение в научной среде. Но применение методов бихевиоризма в педагогике, в маркетинге и пропаганде даёт ожидаемый результат.

Идентификация, применяемая к различным товарам

В сфере торговли идентификация товаров является одним из важнейших действий, необходимых для определения их соответствия с представленной документацией, в которой отражается основная информация о продукции, а также с имеющимися образцами. В процессе идентификации производится маркировка товаров, а также их этикетируют.

С помощью идентификации выявляется и подтверждается подлинность товаров. А маркирование и составление определённой документации препятствует попаданию на рынок нелегальной продукции.

Идентификация товаров проводится на каждом этапе изготовления продукции. Различают микробиологический, химико-физический и органолептические способы идентификации товаров.

С помощью микробиологического способа определяют наличие вредных микроорганизмов и микрочастиц в товаре. Физико-химический способ позволяет установить свойства продукта. Для его проведения используют специальные приборы и аппаратуру. Органолептические способы хотя и имеют какую-то долю субъективизма, но они очень оперативны и также используются при идентификации.

Когнитивный подход

В противоположность бихевиоризму, при изучении личности проводится аналогия мозга с компьютером. Теория получила развитие на стыке психологии, кибернетики и лингвистики. Считается, что все впечатления от взаимодействий с внешним миром структурируются. Формируются так называемые «конструкты» — модели реальности. У каждого человека свой набор конструктов и связей между ними. Они регулируют поведение и самоидентификацию.

Из когнитивной психологии в широкий обиход пришло выражение «когнитивный диссонанс». Это расхождение между объективной реальностью и личным опытом индивидуума.

В когнитивизме проработана теория социальной идентичности (ТСИ). Для любой личности социализация связана с процессом категоризации, или сравнения свих качеств с качествами представителей какой-либо группы. Такое сопоставление возможно только при общении. Межличностное и межгрупповое взаимодействие рассматривается как познавательный процесс. В результате расширяется количество моделей поведения, упрощающих социальную адаптацию.

Разнообразие методов, применяемых для идентификации

Для совершения идентификации каких-то объектов используются различные методы идентификации.

Самый простой метод уникальных наименований известен с древних времён. Именно благодаря ему свои особенные названия имеют города, страны, планеты и так далее.

Многие объекты, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, имеют свои номера. Их присвоение обусловлено методом идентификации с помощью чисел, составляющих номер, который является одним из самых широко применяемых.

Для идентификации продукции или документации повсеместно используют методы условных обозначений, которые подразделяются на мнемонические, классификационные и мнемоклассификационные.

Для систематизации различных объектов и упрощения сбора необходимой информации о них используют классификационный метод.

Если особенности объекта идентифицируются по определённым нормам, описанным в нормативных или технических документах, то используется ссылочный метод идентификации.

В случае если определённый объект идентифицируют с помощью описания его качеств, признаков, размеров, то используют описательный метод.

А если к описанию добавить ещё и ссылку на нормативную документацию, то такой метод идентификации будет называться описательно-ссылочным.

Символический интеракционизм

Приверженцы этой парадигмы в социологии считают, что человек реагирует не на непосредственные раздражители, а на их образы. Главной символической системой считается язык. «Понимание» членами группы друг друга без слов объясняется тем, что первичной интеракцией является жест и мимика.

Так как человек не может формироваться и развиваться вне социума, он самореализуется в процессе взаимодействий, «интеракций». Личность проявляется только как результат коммуникаций. Обмен представлениями людей о себе и окружающих формирует «первичную группу» с самыми тесными и результативными связями.

Личность находится в постоянной динамике: оценке ситуации, её соотнесения со знакомыми символами и во взаимодействии, или обмене символами.

Идентификация как механизм накопления и сохранения информации о личности

Идентификация личности происходит путём определения тождественности человека по группе особенностей при их сравнении.

Для идентификации человека необходимо установить полные паспортные данные. Сюда относятся фамилия, имя и отчество, дата и место его рождения. Также используются идентификационный код и другие данные, в зависимости от требований идентифицирующей стороны.

Существуют различные способы идентификации. Это может быть номер, который выдаётся на всю жизнь (ИНН). Номер, который может быть изменён в связи с изменениями фамилии или других данных. А может быть несколько номеров, их совместное наличие будет способствовать идентификации.

Идентификация может быть централизованной, когда все данные хранятся на высшем уровне. Может быть распределённой, когда информация сохраняется там, где субъект зарегистрирован. В этом случае может происходить обмен информацией. При иерархическом типе идентификации, информация есть во всех инстанциях от нижестоящих до высших.

Социальная идентификация в современном мире

Осознавая и идентифицируя себя, человек обязательно соотносит своё «Я» с какой-либо группой. Эта идентификация может быть источником положительных эмоций. Осознание своей принадлежности к группе с низким статусом порождает чувство стыда. Например, не престижно быть «бедным», «плохо одетым», «слабаком».

Нежелание принадлежать к группе с низким статусом выражается несколькими способами:

  1. Активный протест, агрессия по отношению к представителям других групп, демонстрация «плохих» качеств.
  2. Ассимиляция, стремление внешне походить на представителей социальных слоёв с более высоким статусом.
  3. Поиски компромиссов, заимствование черт другой группы или культуры, при этом требования «уважать» отдельные нормы поведения своего социального слоя.

В основе самоидентификации – общность менталитета (цивилизационная идентичность). Это одинаковые для больших групп людей традиции и нормы, усвоенные в детстве. Люди с одним менталитетом легче понимают друг друга, даже если говорят на разных языках.

Но втором месте – этническая принадлежность. Она становится проблемой для представителей наций и народов, которые считаются или считают себя ущемлёнными.

Третья по значению – возрастная идентификация. Является проблемой для подростков, так как стремление занять более высокое положение «взрослого» не соответствует жизненному опыту. Для пожилых осознание своего возраста болезненно, потому что связано с утратой достижений предыдущей жизни.

Что такое идентификация: определения

Что это? Идентификация – это в психологии процесс подражание индивида другому субъекту, группе, вымышленному персонажу (образу); процесс самоотождествления индивида с группой, образом, другой личностью. Идентификация – это, говоря простыми словами, поиск ответа на вопрос «Я такой же, как кто?».

Термин ввел З. Фрейд. Психолог рассматривал феномен в рамках психоанализа. Первое, что изучил Фрейд – отождествление ребенком себя с одним из родителей. Тогда же исследователь пришел к выводу, что идентификация всегда основана на страхе, тревоге. Отождествляя себя с более сильным, авторитетным лицом, индивид уменьшает дискомфорт, который испытывает.

Однако чуть позже автор выделил несколько видов идентификации:

  • первичная (ребенка с матерью);
  • отождествление с любимым лицом («хочу быть, как ты»);
  • отождествление с нелюбимым лицом (защитный механизм психики, «ты не обидишь такого же, как ты сам»);
  • отождествление при восприятии общности («встань на мое место», «а что бы он сделал», «что он подумал»).

Со временем понятие стали использовать в более широком смысле. Согласно ему, идентификация личности – это подражание, эмоциональное слияние с кем-либо. Однако некоторые психологи до сих пор придерживаются психоаналитической теории, утверждая, что это защитный механизм, выработанный эволюцией, помогающий в адаптации. Рассмотрим подробнее современные определения и выясним, что значит идентификация в психологии.

Значение слова «идентификация»

Название образовано от латинского indentifico, что означает «отождествлять». Отождествление – это установление соответствия, схожести между двумя или более объектами.

Понятие идентификации

Согласно определениям из разных словарей, идентификация – это:

  • отождествление, опознание объектов (энциклопедический словарь);
  • сравнение с эталоном, опознание личности для судебных разбирательств (бизнес-словарь);
  • подсознательное отождествление себя с другим лицом, чаще родителем (психиатрический словарь);
  • механизм психологической защиты, при котором индивид уподобляется своему обидчику, отождествляет себя с ним (психологический словарь);
  • защитный механизм психики, при котором слабый человек перенимает опыт, черты сильного лица (психологический словарь).

В социологии под идентификацией понимают процесс отождествления индивидом себя с какой-то группой, другим лицом. Это хорошо заметно на примере молодежных субкультур. Индивид копирует внешние атрибуты, поведение, ценности, убеждения, интересы группы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]