Маргинальное поведение — это что такое? Особенности маргинального поведения

Наверняка вам знакомо такое понятие, как маргинальное поведение. Примеры из жизни, которые его иллюстрируют, многочисленны. В этой статье мы попробуем выделить то общее, что объединяет эти примеры. В ней представлена характеристика маргинального поведения. Вы узнаете, что это такое, что к нему относится, каковы его виды и особенности. Термин «маргинал» в последние годы стал довольно распространенным, если не модным. После ломки государственного строя, перехода нашей страны к рыночным отношениям это слово закрепилось в лексиконе жителей России наряду с «золотой молодежью», «олигархом», «скинхедами» и пр.

Границы термина «маргинальность»

Нелегко определить, что представляет собой маргинальное поведение. В нашей стране появилось множество научных трудов, которые посвящены этому вопросу. К сожалению, нужно отметить, что разные авторы данных работ под «маргиналами» не всегда понимают одно и то же. К примеру, сегодня даже юриспруденция стала маргинальной, как и право. Другими словами, данное понятие соотносится не только с личностью.

Кроме того, явление маргинальности рассматривается в наши дни не только как негативное, с чем оно ассоциируется у большинства. Его порой оценивают как свидетельство поддержания передовых идей носителем данного качества. В этом контексте маргинальное поведение — это то, что может оцениваться положительно.

Кого можно отнести к маргинальным слоям населения

Маргинальный — означает нестандартный. Маргиналами так же иногда называют представителей сексуальных или национальных меньшинств.

И всё-таки все эти определения весьма расплывчаты и не дают никакой конкретики. Тогда как определить, относится человек к маргиналам или нет?

Получается, что маргинальный образ жизни может вести, как отдельный человек, так и целая группа людей. В случае с целой группой людей, возникает целая маргинальная среда внутри уже сформированного социума (такие, как религиозные секты, национальные диаспоры и этнические меньшинства).

Одним из ярких примеров маргиналом в нашей стране, являются эмигранты из средней Азии (бывших республик Советского Союза). Семьи, в которых мужчина вынужден работать, совершенствовать свои знания языка и взаимодействовать с новым социумом, дети этой семьи ходят в местные школы, где у них происходит социализация, взаимодействие с людьми другой культуры и изучение другого языка. А мать этой семьи, например, может даже не знать русского языка и никак не взаимодействовать с местным населением, но это никак не помешает ей жить в абсолютно другом, не привычном для неё социуме, гулять по улицам и совершать покупки в магазинах. Получается, что мать семьи уже оторвана от своего общества, но ещё не социализировалась в обществе новом.

От сюда мы можем сделать вывод, что человек может стать маргиналом как добровольно (ярким примером чему являются представители контркультур, ряд молодёжных субкультур или отдельные личности с отличающимся от общепринятого восприятия мира), так и в результате политических, экономических или иных обстоятельств, которые мы более подробно рассмотрим чуть ниже.

Безоценочность понятия

По большому счету, данное понятие является безоценочным. К примеру, И. В. Малышев указывает на то, что маргинальное поведение — «это ни хорошо, ни плохо». Также он отмечает, что у понятия «маргинал» нет постоянного детоната. То, что господствует сегодня, завтра будет на обочине структуры. Действительно, тот, кто совсем недавно был «белой вороной», нередко становится образцом для подражания. Он превращается из маргинала в представителя правящего класса. Так было, к примеру, с «новыми русскими» – начинающими бизнесменами в России.

Е. Стариков сформулировал довольно оригинальный подход к пониманию маргинальности. Данный исследователь отметил, что маргинальное поведение — это поведение, которое в отношении оценок (позитивных или негативных) является нейтральным, однако при этом обладает поливекторностью. Маргинальность – процесс перекомпоновки мозаики общества, когда людские массы, значительные по объему, переходят из одной социальной группы в другую. Исследователь отметил, что эта болезнь является свидетельством роста социального организма.

Маргинал — это хорошо или плохо

Термин маргинал является социологическим, обозначавший лишь промежуточность между разными группами общества. Поэтому считать этот термин негативным будет не совсем верным.

За все времена существования человечества, были люди, отстранённые от общества. Из всеми известных можно выделить таких, как писатели Сахаров и Толстой или Степан Разин и Емельян Пугачеве. А самым ярким примером маргинальности, пожалуй, будет Иисус Христос (на половину Бог, на половину человека в христианской культуре). С момента своего рождения, начиная с нестандартного места появления на свет (в хлеву) и на протяжении всей своей жизни Иисус живёт как бы в своём мире и вовсе не пытается «влиться» в общество, в котором он оказался. Напротив, проповедуя, он словно способствует разрушению того общества в которое он пришёл. И при этом он стал известен и почитаем не только в Христианской культуре, но так же и в исламе (пророк Иса), а так же в светской культуре.

А Льву Толстому, например, по душе была жизнь в деревне и он отрицал большую часть привилегий дворянского сословия. Создавал на бумаге революционные издания. А несмотря на то, что Толстой так же толковал христианские понятия — православная церковь его изгнала.

Тем не менее далеко не всегда маргинальный человек готов смиряться со своим неопределенным статусом и прилагает максимум усилили для того, что бы стать частью нового общества. Кстати, по итогам наблюдений специалистов социологов было замечено, что именно в связи с этим фактором некоторые эмигранты или приезжие достигают больших высот в бизнесе и науке.

Но как и любую жизненную ситуацию, мы можем рассмотреть понятие «маргинал», как с положительной, так и с отрицательной стороны.

Из положительных можно выделить:

  1. Индивидуальность. Эти люди отличаются от социума и по своим внутренним понятиям и убеждениям идут вне стадного инстинкта. Часто такие люди становятся известными учеными или деятелями искусств.
  2. Не стандартный взгляд на привычные вещи так же помогает им в создании чего-то нового, например нового бизнеса, до идеи которого никто другой не додумывался.
  3. Маргиналы очень гибкие, что помогает им в достижении их целей им и легко переезжают в другой город или страну ради работы, например.

Из отрицательных, пожалуй:

  1. Часто маргиналу бывает трудно закрыть свои базовые потребности самостоятельно.
  2. Во многих случаях маргинальность возникает из-за неблагоприятных условий жизни, революций или воин в стране.
  3. У большинства в итоге появляется тяга к противозаконным мероприятиям, и тогда уже маргиналы становятся опасными для общества.

Междисциплинарный подход

Итак, можно констатировать, что в определении содержания такого понятия, как маргинальное поведение, до сих пор имеется ряд трудностей. В частности, при использовании термина сложились различные дисциплинарные подходы (в социальной психологии, социологии, политологии, культурологии и экономике). Это придает достаточно общий характер самому понятию, которое становится междисциплинарным. Кроме того, в процессе развития, уточнения данного термина, утвердилось несколько значений, которые относятся к разным видам маргинальности.

Причины маргинальности

Процесс маргинализации может иметь вынужденный, осознанный характер. Человек способен в определенной форме перестать себя связывать с культурной, общественной средой, разорвать духовные, социальные и экономические связи.

В качестве основных причин маргинальности можно назвать:

  • вынужденное переселение, утрата обычной среды, возникновение сложностей при привыкании к другим условиям, окружению, новому языку, культуре;
  • утрата имущества, собственности, источника дохода;
  • изменение политического режима в стране;
  • формирование нового жизненного образа, других привычек, изменение существующего мировоззрения;
  • выбор новой религии;
  • утрата трудоспособности, инвалидность.

Происхождение и толкование термина «маргинальный»

Это слово произошло от французского термина, в переводе означающего «на полях, побочный». Как правило, оно обозначает следующее: несущественный, незначительный, промежуточный, второстепенный. Другое значение термина, больше свойственное французскому языку и используемое главным образом в экономике, – «почти убыточный, экономически близкий к пределу».

Но для нас интереснее другое толкование. В словаре Брокгауза и Ефрона приводится следующее определение: маргиналии – это краткие заметки, сделанные на полях в старопечатных книгах или рукописях. Они имеют целью пояснить те или иные места текста. Говоря образно, маргиналом является лицо, которое находится на некоей грани, пороге, а нередко и тот, кто очутился «за бортом».

Маргинал и люмпен: отличия

Достаточно часто понятие люмпены и маргиналы в современном обществе приравниваются к одному значению – люди, которые находятся в самом низу общества.
Однако, даже исходя из определений: «Люмпен», значение слова которого в переводе с немецкого, значит «отрепье», никак не может быть человеком, который просто смотрит на мир по другому, как маргинал.

Рассмотрим более подробно в таблице ниже, чем отличается Люмпен от Маргинала

:

Социальная значимая позицияМаргиналЛюмпен
Материальное благополучиеНаличие недвижимого и движимого имущества, материальных ценностейОтсутствие какого либо имущества и прав на него
Общественное положениеСоциально значимая личность, имеющая постоянный материальный доходОтсутствие постоянного места работы, отсутствие ежемесячного дохода
Отношение к общепринятым нормам поведенияИгнорирование большинства норм и форм поведения целенаправленноИгнорирование большинства норм и форм поведения вынуждено
Круг общенияВ случае необходимости адекватное поведение на публике, не противоречащее нормам и правиламОтсутствие адекватного поведения
Стиль жизниПодчинение нормам и правилам, которые установлены в узкой социально среде, либо на основании личных предпочтенийПодчинение законам и правилам жизни социального класса в которой находится личность

Исходя из данных таблицы, можно прийти к заключению, что люмпены и маргиналы не имеют практически ничего общего.
Отождествление понятий в обществе происходит только в результате не знания особенностей социальных классов.

Каждый может быть маргиналом

В связи с вышесказанным возникает закономерный вопрос: как определить эту грань, понять, находится ли тот или иной индивид «за дверью» или же стоит перед ней? Каковы особенности маргинального поведения?

Правила игры, установленные в обществе, имеют некоторую неопределенность, которая может быть значительной в переломные моменты. Это приводит к тому, что каждый, по сути, может считаться маргиналом, если:

  • социальный статус человека не определен;
  • его завтрашний день не обеспечен;
  • его психика и здоровье неустойчивы;
  • допускаются случайные повороты судьбы;
  • любая черта характера, специфика внешности, хобби или профессия на фоне остальных составляют явное меньшинство и могут расцениваться как отклонение от нормы, что, в свою очередь, является поводом для репрессий.

В мире, само собой разумеется, нет абсолютно здоровых людей, нормальных во всех отношениях, благополучных, соответствующих неким абстрактным представлениям классической философии о человеке. Тем не менее, такой подход ничего нам не даст в деле определения маргинала. А. Грин утверждал, что маргинальный человек – это термин всеобъемлющий. Включая все, данное понятие не исключает ничего. Следовательно, этот термин следует употреблять осторожно и лишь после определения его параметров.

Маргинальность в современном мире

Понятие «маргинал» с самого начала имело негативный контекст, но в современном мире может иметь и положительный окрас. Сейчас выделяться среди других считается даже престижно.

Маргиналы обладают более высокой социальной мобильностью, нежели простые люди. Переезд в более благополучный с экономической точки зрения район, трудоустройство на работу, приносящую больший доход, смена профессии — для них не проблема;

Кроме того, отсутствие схожести с остальными участниками общества помогает таким людям создать определенный бизнес. Причина в том, что маргиналы часто не имеют постоянного трудоустройства, а значит открыты для новый идей и начинаний.

Маргинальная личность

По А. А. Никитину, она характеризуется следующими двумя группами свойств: специально-правовыми и общесоциальными. Последние включают в себя значительное изменение или полную утрату прежнего правового и социального статуса, которые вызваны факторами, внешними по отношению к человеку. Также сюда относится промежуточность правового и социального положения, развитие двойной социальной адаптации и др. Специально-правовые свойства – это отсутствие, некорректность или недостаточность правового регулирования положения лиц, относящихся к маргиналам. Кроме того, это невозможность в полной мере реализовать права и свободы, предусмотренные в законодательстве в отношении данных лиц. Их положение с точки зрения закона является либо неопределенным, либо двойственным.

На появление маргинальности влияют следующие основные факторы:

  • значительное изменение или утрата былого социального и/или правового статуса, формы которого могут быть различными (утрата или снижение доходов, потеря работы, жилья или семьи, утрата трудоспособности и здоровья, необходимость смены места пребывания/жительства и т.д.);
  • внешние факторы, связанные с глубоким и резким преобразованием общественной структуры в различных сферах (национальной, культурной, политической, экономической и др.);
  • существенное изменение психологического состояния, которое характеризуется более сложным процессом самоидентификации данной личности в обществе, слабым восприятием им традиций, потерей жизненных интересов и т.д.

Примеры маргинальности

Наиболее распространенный пример маргинальности – мигранты, приехавшие в поисках лучшей жизни. Они не знают язык страны, относятся к другой среде культуры, не могут быть полностью включены в современное смысловое пространство. Одна из наиболее многочисленных групп таких маргиналов – мигранты из бывшего СССР. Они приезжают ради получения денег, ведут нестабильный жизненный образ, выбирают случайную работу, которая может быть криминальной.

Во многих случаях термин «маргинальность» имеет негативные ассоциации, так как маргиналами принято считать низшие социальные слои или даже преступные группировки. Однако, подобное определение нельзя назвать правильным. Маргиналами могут быть и успешные люди, не относящиеся к конкретным социальным группам. В качестве примера можно привести Льва Толстого, который отвергал сложившиеся ценности своего времени.

Кроме того, маргиналами часто становятся, беженцы, а иногда, например, бывшие военные, которые после увольнения еще не успели адаптироваться в обществе. Нередко после после разрыва с прошлой жизнью и отсутствии контакта с новой, человек способен опуститься на «дно» жизни.

Био- и социомаргиналы

Среди маргиналов выделяются био- и социомаргиналы. Первые являются ущербными лицами по состоянию здоровья. Социомаргиналы отошли от своего класса или группы в силу определенных обстоятельств, не зависящих или зависящих от личности. Их включение в свой класс или группу затруднено тем, что общественно-полезные связи у таких людей отсутствуют.

По мнению Д. М. Зариповой, основными формами административно и морально наказуемых видов маргинального поведения являются попрошайничество, бродяжничество, а также оседлое тунеядство, которое в настоящее время подлежит только моральному осуждению. Кроме того, социомаргиналами являются несовершеннолетние, которые доставляются за правонарушения в ОВД. Также к ним относятся лица, занимающиеся проституцией, наркоманы, алкоголики, вынужденные переселенцы-мигранты. Биомаргиналами являются больные инфекционными заболеваниями после длительного лечения (то есть излечившиеся), больные туберкулезом, различными инфекционно-венерическими заболеваниями, лепрой, а также ВИЧ-инфицированные.

Факторы маргинальности

Выделяют шесть основных типов маргинальной личности:

  1. Политическими маргиналами называются тех, кто вынужденные покинуть свою страну из-за непринятия новой политики в стране.
  2. Этническими маргиналами могут быть дети рождённые в смешенных браках. В наше время этот пункт постепенно теряет свою актуальность благодаря толерантности общества, но ещё несколько лет назад в той же Америке, дети, рождённые от белых эмигрантов или коренного населения африканских рабов — долгое время были изгоями в обществе.
  3. Религиозные маргиналы — это те, кто не смог определить себя ни к одной из пяти основных мировых религиозных конфессий. Если же человек создал какую-то свою «церковь», религиозное течение — он так же считается религиозным маргиналом.
  4. Социальными маргиналами обычно становятся люди, ставшие жертвами катаклизмов и природных катастроф, политических переворотов и воин, в результате чего теряют свой социальный статус и у них не получается адаптироваться в новых условиях, который им предлагает социум.
  5. Экономическими маргиналами обычно называют безработных и оказавшихся за чертой бедности людей. Это люди, способные работать и обеспечивать себя всем необходимым, но по собственному желанию или принудительно теряют свою работу и, соответственно, возможность обеспечивать себя. Вместо того, что бы исправить и наладить свою ситуацию, они садятся на социальные пособия и помощь посторонних людей (прошение милостыни).*Сверхбогатых людей так же в некоторых случаях считают маргиналами, аргументируя это их оторванностью от общества.
  6. Биологические маргиналы — это люди с ограниченными возможностями по состоянию здоровья. К этому типу относят инвалидов, людей пожилого возраста, людей с синдромом Дауна, ВИЧ инфицированных и так далее.
  7. Финансовый фактор маргинальности может быть связан с потерей работы, проблемами с поиском новой работы или утраты имущества, денег или вынужденной траты больших денежных средств на лечение. Социологи отмечают прирост экономических маргиналов в периоды экономических кризисов.

«Группы риска»

В литературе неоднократно отмечалось, что криминализации (вовлечению в преступную деятельность) подвержены больше остальных именно маргинальные подгруппы. Это так называемые «группы риска». К ним относятся:

  • безработные или же занятые фиктивно;
  • бедная часть населения;
  • представители так называемого «социального дна» (беспризорники, бродяги, бомжи, нищие и др.);
  • лица, которые побывали в местах лишения свободы или вернулись со срочной военной службы;
  • вынужденные переселенцы, беженцы из «горячих точек», люди, мигрирующие в город из села.

Данные категории имеются в любом обществе. В разных странах наблюдается лишь разница в количественном отношении представителей данных групп и «благополучной» части общества.

Что такое маргинальность?

Маргина́льность (от латинского слова marginalis — находящийся на краю) — термин в социологии, который обозначает промежуточное положение человека между определенными социальными группами. Данный термин появился в 1920-х годах, возник благодаря научным трудам социолога Р. Парка из США. Маргиналами считались люди, находящиеся за пределами общественного, культурного контекста в силу потери связи с обычной средой, обществом. В те времена к ним относили жителей деревни, приехавших в город, эмигрантов.
В дальнейшем категория «маргинальность» получила более широкий смысл — маргиналами стали называть асоциальных людей, не признающих социальных условий, живущих по собственным правилам.

Как правило, маргинальные личности сильно подвержены психологическим кризисам, одиночеству, испытывают страх по поводу своего будущего, и подвергаются агрессии со стороны других людей. Такие люди обычно примыкают к определенным социальным группам, которые носят временный и ситуативный характер.

Уровни маргинальности

А. А. Никитин выделяет следующие 2 уровня маргинальности: общественный и личный. Основываясь на том, переступают ли члены тех или иных групп границу правомерности, этот исследователь предлагает разделить их на два маргинальных слоя:

  • социальная группа или слой риска;
  • асоциальная группа или слой.

К первому относятся такие категории населения, как иммигранты, вынужденные переселенцы, беженцы, не имеющие статуса вынужденного переселенца или беженца, безработные, инвалиды и лица, не имеющие прописки. Ко второму – безнадзорные и беспризорные несовершеннолетние, проститутки, бомжи, попрошайки, бродяги, бывшие заключенные, страдающие наркотической или алкогольной зависимостью, токсикоманы.

Характерные черты маргиналов

Независимо от причины перехода из одной группы в другую, маргинал оказывается в промежуточном статусе. Он начинает сомневаться в своей ценности и значимости. Избегает новых контактов, так как боится быть отвергнутым, не понятым. Заранее предполагает, что потерпит неудачу в любом начинании.
Страх унижения, застенчивость на фоне потери прежних связей, приводят к одиночеству и изоляции. Человек погружается в себя. Обостряется ощущение несправедливого отношения к своей персоне, что приводит к негативному восприятию окружающих и прямой агрессии.

Маргинальность может стать причиной невротических нарушений личности и привести к глубокой депрессии. Человек теряет смысл существования, становится на путь саморазрушения.

Однако существует и позитивная сторона этого явления. Покидая свою социальную группу, индивидуум самостоятельно или вынужденно выходит из зоны комфорта. Это становится интенсивной тренировкой характера, силы духа. В итоге человек открывает новую область знаний, объединяет информацию о двух мирах, приобретает независимый, более рациональный взгляд.

Граница правомерности поведения

Можно ли говорить о том, что существует маргинальное правомерное поведение? Правильный ответ на этот вопрос будет следующим. Маргинальное поведение — это явление, которое в целом характеризуется пограничностью. Оно балансирует на грани неправомерного и правомерного. Это означает, что маргинальное поведение включает в себя и правомерное, но существующее на границе с противоправным, и неправомерное. Критерием отнесения той или иной маргинальной группы к одному из двух выделенных выше слоев может рассматриваться противоправность (включая асоциальность) и правомерность поведения ее членов. Криминологов интересует главным образом второй (асоциальный) слой, хотя и люди, относящиеся к первой группе (нелегальные мигранты, например) не должны упускаться из виду, так как классификация, предложенная выше, является условной.

В чем заключается маргинальное правомерное поведение? Оно основывается на следующих мотивах: личных эгоистических расчетах, страхе ответственности, боязни осуждения со стороны общества, государства или окружающих. Маргинальное правомерное поведение (примеры — алкоголизм, бродяжничество и т.д.) находится как бы на грани антиобщественного. Оно ведет человека к правонарушению. Тем не менее, его можно характеризовать как маргинальное правовое поведение. В данном случае в психическом механизме побуждений человека «срабатывают» следующие движущие силы: боязнь осуждения, угроза возможного наказания и т.д. Они удерживают индивида от правонарушения.

Проявления маргинального отношения к праву

 В статье рассмотрена специфика маргинального проявления к праву, на основе исследования особенностей этого в современном обществе. В процессе анализа специфики маргинального проявления к праву автором сформулированы основные проблемы, выделены основные составляющие этого важного фактора правовой культуры. Автором проведен достаточно углубленный анализ правовых отношений в государстве, показаны все проблемы, сложности и особенности юридического и социального маргинального отношения к праву. Особое внимание уделено логике развития маргинального проявления к праву, на основе реализуемых представлений о праве и законности в современных условиях и последствий этого. В статье делается общий вывод о том, что решением проблем маргинального отношения к праву видеться только в повышении правовой культуры и правильном формировании правосознания маргинальных групп, а также населения в целом.

Ключевые слова: право, маргинальность, отношение к праву, гражданин, государство, правовые отношения, правовая культура.

Большинство современных научных теорий отождествляет право с законом и волей государства. Сегодня оно является базовым как для теории права и государства, так и для практической юриспруденции. По мнению Л. В. Юн «Это направление прочно удерживает свои позиции объективно инструментального характера и в качестве универсального средства используется для успешного и достаточно эффективного регулирования общественных отношений» [15].

В то же самое время стремительное развитие цивилизации вносит свои коррективы в отношения гражданина и права в части его понимания и исполнения. Как отмечает В. В. Лазарев: «…понимание права — вещь необыкновенно практическая не только с точки зрения ориентира поведения каждого практического юриста, но и по самому большому счету: следует ли бороться за право и правовое поведение…» [5]. Между тем понятия права и модели отношения к нем у могут быть различными, и это естественно как для науки, так и для человеческого общества.

В конце 90-х годов ХХ столетия в оборот юридической науки был введен термин «маргинальное поведение». Сегодня он приобрел общеправовую значимость, исследование содержания которого в нынешней российской действительности является все более актуальным.

Процесс познания того или иного вопроса требует теоретического раскрытия сущности понятий, содержащихся в вопросе. В данном случае необходимо раскрыть понятие «маргинальное проявление к праву».

Право — это целостная система правил и норм поведения, обязательных для общества, определенных формально, которая регулирует социальные отношения и гарантированные государством нормы, что, в конечном счете, позволяет ему быть одним из механизмов регуляции социальных отношений [3]. Маргинальное проявление к праву находит свои начала в социальной плоскости a заканчивает в плоскости сугубо юридической.

Видный социолог Э. Дюркгейм указывал, что идеальное (метафизическое) право, воплощающееся в нормах-принципах, нормах-целях, таких, как например, правовое государство [2]. Оно уже подразумевает доминирование правомерного поведения в таком государственном устройстве. Однако кроме правомерного поведения существуют и маргинальные проявления отношения к праву.

Феномен маргинальности означает отчужденность, пограничность, неадаптивность к социо­нормативному пространству [11].

Под правовой маргинальностью понимается самоорганизующаяся система обусловливающих друг друга факторов объективного (политического, социально — экономического, идеологического, законодательного, культурного и др..) и субъективного (личностно — биопсихологического, духовно — нравственного и др..) характера,, детерминирующая взаимное отчуждённое, деаксиологическое состояние правоотношений (в широком смысле) государства и личности [12].

Маргинальность обозначает особый комплекс черт сознания и поведения представителей социальных субгрупп, которые в силу тех или иных обстоятельств неспособны интегрироваться в большое референтное сообщество, по отношению к которому и выступают как маргиналы [8].

Маргинальное поведение — это поведение, основанное преимущественно на страхе. Оно хотя и является правомерным, но находится на грани с неправомерным [10].

Маргинальное отношение к праву означает такое расположение субъектов права к содержанию правил поведения, при котором, дальнейшее их действие приведет к нарушению системы общеобязательных, формально-определённых и гарантированных государством правил поведения. Одним из элементов маргинального проявления к праву является маргинальное поведение.

Маргинальное поведение находится на грани антиобщественного, ведущего к правонарушению, однако не становится таковым в силу того, что в психическом механизме его поведенческих побуждений «срабатывают» такие движущие силы, как угроза возможного наказания, боязнь осуждения и иные мотивы торможения, удерживающие лицо от правонарушения [6].

Для Российской Федерации для ХХI века характерные маргинальные проявления к праву, к сожалению, весьма часты и разнообразны. Примерами этого является отношение обычных граждан, к сотрудникам ГИБДД, когда он останавливает их при нарушении скоростного режима. Вместо признания вины водители всячески скрывают факт нарушения, несмотря на то что оно было. И только введение радаров для измерения скорости и камер видеофиксации нарушений позволило преодолеть эти маргинальные проявления к праву в силу наличия неоспоримых доказательств. Попадание человека в маргинальную ситуацию приводит к определенным последствиям, которые в социологическом смысле можно выразить в правовых терминах. В приведенном выше примере это: превышение скорости, ПДД, нарушитель.

При этом, маргинальное проявление к праву, как показывает отечественная и мировая практика она представляет собой юридическую проблему в разной степени характерную для всех государств мира. Характер последствий этого, в свою очередь в немалой степени зависит от поведения личности, попавшей в маргинальную ситуацию. Вовсе не обязательно, что человек, попавший в маргинальную ситуацию, оказывается подавлен и уничтожен ею.

Маргинальность статуса может быть своего рода катализатором для активной реализации способностей человека, активизации его внутренних ресурсов. В этом случае люди «ведут себя активно, демонстрируя личностные стратегии решения ситуации» [7]. В США, например в силу доступности оружия, подростки в школах решают спорные ситуации, расстреливая учителей и одноклассников. Этим они нарушали закон и проявляли своё маргинальное проявление к праву.

Маргинальное поведение может быть, по мнению Степаненко Р. Ф., социально-активным излишне, если речь идет, например, о правовом идеализме либо правовом фетишизме. Логико-методологические основания позитивистско-правовых юридических конструкций не всегда учитывают особенности плюралистического правопонимания, в особенности антропогенного характера, находящего различия в сфере исследований мотивации правомерного поведения граждан [13].

Можно констатировать, что маргинальное поведение есть тип правомерного поведения, основывающегося на мотивах страха ответственности, личных эгоистических расчетов, боязни осуждения со стороны окружающих, государства, общества.

Решение проблем маргинального проявления к праву видеться только в повышении правовой культуры и правильном формировании правосознания маргинальных групп, а также населения в целом.

Признание многих видов маргинального поведения вполне правомерным «отрывает» сам закон как правовой феномен. От его правовой сущности, сужая до «продукта воли законоустанавливающей власти» [14]. В этих случаях выступая исходным первоисточником права, такой закон вряд ли способствует обогащению аксиологического содержания, как самого права, так и его морально-нравственных и социально-значимых обоснований в нормативно-правовых актах.

Успешное и эффективное решение социальных, экономических и политических задач настоящего времени становится невозможным без процесса подготовки к непосредственному активному участию и претворении в повседневную жизнь положений правовых норм. Это не представляется возможным без воспитания в каждом члене общества глубокого уважения к закону и праву, что в конечном итоге, позволяет повысить уровень правовой осознанности личности [1].

Основными предпосылками для формирования юридически значимого поведения личности служит именно уровень ее правосознания, это необходимое условие для успешной реализация правовой реформы и последующего становления правового государства и гражданского общества [9].

В этой связи, правосознание можно охарактеризовать, как духовное начало права, его движущую мотивационную силу, которая, воздействуя на правовое поведение и социальные отношения, ведет личность к развитию правовой активности.

Современное российское правосознание находится в состоянии некоего кризиса, для выхода из которого, необходимо принятия определенных мер воздействия, направленных на формирование правовой культуры личности в обществе и повышении уровня правосознания. Необходимо постоянно преодолевать правовой нигилизм, свойственный российским гражданам, с целью формирования уважения к закону и праву, как личностных убеждений каждого человека [4].

В ряду этих мер особое, ключевое место должно занять правовое воспитание. Это весьма эффективное средство для укрепления правопорядка и закона, а также правильного, целеустремленного формирования интересов личности и ее потребностей. Формирование уважения к закону и праву должно служить главной целью правового воспитания. Оно должно формировать социально-активное поведение личности в правовой среде и опираться на стойкие правовые взгляды, убеждения, оценки и установки. Его задача — прививать населению навыки правомерного восприятия действительности. Таким образом, правовое развитие личности есть процесс формирования правового сознания и последующей правовой культуры поведения, поэтому именно на эти аспекты и должно опираться правовое воспитание.

По материалам статьи можно сделать вывод, что в Российской Федерации ХХI века проблема маргинального проявления к праву обязательно должна быть учтена при обосновании развития правовой политики. В силу этого она должна позитивно влиять как на становление, так и развитие общей и правовой культуры граждан, в том числе, социально-неблагополучных — т. е. маргинальных их представителей.

Литература:

  1. Демидова И. А. Теория правовой культуры современного общества в контексте междисциплинарных исследований // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. 2021. № 4 (12). С.66–69.
  2. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда // Дюркгейм Э. Определение общественного труда. Метод социологии. М.: ВШ, 1991. 245 с.
  3. Зинченко С. А. О понятии сущности права // Северокавказский юридический вестник. 2012. № 4. С. 13–15.
  4. Колпаков В. В. Пути повышения политической культуры российского общества // Вестник ЗабГУ. 2021. № 3.С.55–59.
  5. Лазарев В. В., Липень С. В., Саидов А. Х. Проблемы общей теории jus / Отв. ред. В. В. Лазарев. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2021. — 656 с.
  6. Малько А. В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях. М.: ВШ, 2021.475 с.
  7. Маргинальность в современной России. — Коллективная монография. — М.: Московский общественный научный фонд, 2000.374 с.
  8. Ольшанский О.В., Политическая психология, М.: ВШ, 2012.450 с.
  9. Пиголкин А. С., Головистикова А. Н. Теория государства и права. М.: ВШ, 2021. 357 с.
  10. Радько Т. Н. Теория государства и права. Воронеж: ВГУ, 2021. 445 с.
  11. Степаненко Р. Ф. Генезис общеправовой теории маргинальности: монография / Р. Ф. Степаненко // Под. ред. д-ра филос. наук, д-ра юрид. наук, проф. О. Ю. Рыбакова — Казань: «Университет управления «ТИСБИ», 2012. 342 с.
  12. Cтепаненко Р. Ф. Общеправовая теория маргинальности о проблеме правового регулирования социально-экономических отношений.//Право, 2014..№ 2.С.44–49.
  13. Степаненко Р. Ф., Степаненко Г. Н. Теория предупреждения правонарушений: общеправовые и логико-методологические проблемы // Образование и право. — 2021. — № 2. С. 158–162.
  14. Степаненко Р. Маргинальное поведение в формате современных общеправовых исследований.// Материалы Академия управления ТИСБИ. 2017. № 4.С.55–59.
  15. Юн Л. В. Проблемы правопонимания в концепции правомерного поведения // ВЭПС. 2021. № 2.С.131- 135.

Психологические последствия и роль маргинала

Людям нужна чужая компания. Если у кого-то нет ярко выраженного психологического отклонения, все обычно хотят принадлежать к группе. Конечно, есть несколько примеров добровольных маргиналов – например, нонконформисты, эксцентрики, бросающие школу и одиночки.

Все это синонимы людей, которые плывут против тренда. Людей, которым нужен покой и тишина, и которые внутренне замкнуты.

Но если ты не одиночка, ты будешь искать близости с другими и быстро заметишь, если это не встретит взаимности. Психологические последствия невольного превращения в маргинала разнообразны:

  • бегство,
  • передача ответственности,
  • агрессия,
  • ярость,
  • действия вопреки.

Вызывающие реакции – более безобидные психологические последствия. Маргинал компенсирует переживание разочарования сознательным противодействием другим. Его девиз: «Я даже не хочу быть в вашей группе, я против вас». В случае серьезного размышления это может быть вполне последовательным – к примеру, если кто-то вообще не может идентифицировать себя с ценностями, рядом с которыми он живет.

Например, в компании, корпоративная культура которой сильно ухудшилась после слияния, это может привести к смене работы. В этом случае заинтересованное лицо конструктивно отреагировало на свою ситуацию.

Сложнее справиться с агрессией и гневом: и то, и другое в долгосрочной перспективе приводит к конфликтам. В случае маргиналов, которые чувствуют, что находятся под дополнительным давлением, это может привести к насилию.

Часто используется тактика дубляжа: пораженные имитируют «клоуна», и в школе, и позже эту стратегию можно наблюдать. Они делают хорошую мину при плохой игре, когда кто-то снова их обижает, они грубо шутят, высмеивают других. Они скрывают, что они на самом деле думают.

Это может привести к отстранению или полной социальной изоляции. А это, в свою очередь, может привести к физическим жалобам, таким как боли в животе и спине или даже к депрессии.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]