Вегето-висцеральные нарушения у новорожденных детей с перинатальными поражениями мозга


Резидуальная энцефалопатия мозга (РЭ) – патологическое состояние, обусловленное органическими изменениями церебральных структур на фоне ишемии, инфекций, травм и других поражений. Выраженность колеблется от незначительных нарушений до тяжелого неврологического дефицита, становящегося причиной инвалидности. Наиболее распространенными симптомами являются головные боли, парезы, вегетативная дисфункция, потери сознания. Возможны интеллектуальные и эмоциональные расстройства.

Для записи на консультацию свяжитесь с нашим оператором по телефону 8(969)060-93-93.

Причины

Этиология РЭ у детей и взрослых различается, однако в основе всегда лежит повреждение тканей мозга. У пациентов младших возрастных групп болезнь чаще всего связана с недостаточным кровоснабжением головного мозга в период вынашивания, во время родов и в первые дни после появления на свет. Врожденная форма провоцируется такими факторами, как внутриутробная гипоксия, осложнения в родах, родовые травмы, использование акушерских пособий. Определенную роль играют наследственность, наличие вредных привычек у матери и возраст беременной.

Перечень факторов, провоцирующих РЭ у взрослых больных, включает следующие состояния:

  • химические зависимости: алкоголизм, наркомания;
  • отравления: солями тяжелых металлов, инсектицидами, другими токсическими веществами, нередко – в рамках производственных вредностей;
  • радиационные воздействия;
  • черепно-мозговые травмы;

  • ишемические и геморрагические инсульты, сосудистые тромбозы, гипертонические кризы;
  • церебральный атеросклероз;
  • инфекционные и воспалительные заболевания оболочек и тканей мозга: менингит, арахноидит, энцефалит;
  • аномалии развития мозговых структур и церебральных сосудов;
  • состояния после нейрохирургических операций.

Определение причины патологии связано с некоторыми затруднениями, поскольку симптоматика нередко появляется через много лет после неблагоприятного воздействия. В пожилом возрасте на последствия травмы или инфекции могут накладываться гипертония и атеросклероз.

Симптомы

Проявления отличаются значительной вариативностью, их характер и выраженность зависят от распространенности и тяжести поражения нервных клеток, компенсаторных возможностей мозга и возраста пациента. У младенцев признаками энцефалопатии резидуального генеза являются повышение или снижение тонуса мышц, немотивированный плач, отсутствие реакции при действии раздражителей или, напротив, частые эпизоды беспокойства.

По мере роста к перечисленным симптомам добавляются ЗПР, задержка речевого развития и двигательных навыков. Наличие подобных проявлений с достаточной вероятностью указывает на перспективу сохранения резидуальных явлений в течение жизни. При этом нужно учитывать, что клиническая картина не всегда коррелирует с тяжестью мозговой дисфункции, некоторые признаки со временем проходят или устраняются с помощью лечебных мероприятий.

В последующем на первый план выходят такие остаточные явления, как расстройства эмоциональной сферы и задержка психомоторного развития. Дети плохо спят, отличаются повышенной плаксивостью и раздражительностью. Отдаленными последствиями перинатальной резидуально-органической энцефалопатии могут стать недостаточный контроль над своим поведением, приступы агрессии, обморочные состояния, тошнота, рвота, головная боль, вегетативная дисфункция, плохая память, снижение обучаемости.


Проявления болезни можно объединить в несколько неврологических синдромов:

  • Интеллектуально-мнестический. Протекает с когнитивными нарушениями, расстройствами внимания и памяти.
  • Астено-невротический. Отмечаются слабость, повышенная утомляемость, эмоциональная неустойчивость, депрессивные и ипохондрические тенденции.
  • Вестибулярно-координаторный. Сопровождается головокружениями, ухудшением координации движений.
  • Цефалгический. Наблюдаются сильные головные боли.

У подростков и взрослых пациентов резидуальная энцефалопатия может проявляться следующим образом:

  • частые мигрени, которые плохо купируются традиционными способами;
  • эмоциональная лабильность: апатия, ипохондрия, резкие колебания настроения, беспричинный плач, повышенная тревожность, приступы агрессии;
  • внутричерепная гипертензия, проявляющаяся головными болями, тошнотой и рвотой;
  • вегетативная дисфункция: неустойчивость АД, учащение или урежение частоты сердечных сокращений, потливость;
  • инсомния: трудности засыпания, частые пробуждения, дневная сонливость;
  • при тяжелом течении – судороги.


Клинические проявления энцефалопатии на резидуально органическом фоне колеблются от незначительных до ярко выраженных. В большинстве случаев, особенно при врожденных аномалиях, травматическом или воспалительном генезе патологии на первый план выходят признаки повышения внутричерепного давления.

Распространенным симптомом являются упорные цефалгии, достигающие максимума в утренние часы. Характерны тошнота и рвота на высоте болевого приступа, слабость, утомляемость, пелена или мушки перед глазами, затруднения при выполнении интеллектуальной работы. У половины больных обнаруживаются вестибулярные расстройства. Иногда выявляется снижение точности мелких движений.

Особенности детей с диагнозом «резидуальная энцефалопатия головного мозга»

Елена Савосина

Особенности детей с диагнозом «резидуальная энцефалопатия головного мозга»

Резидуальная энцефалопатия (далее РЭП)
головного мозга – это патология развивающаяся из-за отмирания клеток в центральной нервной системе человека, по причине воздействия различных повреждающих факторов.
При РЭП дети страдают хронической энергетической недостаточностью. Рабочие циклы их мозга сокращаются до 5-15 минут, а релаксационные паузы увеличиваются до 3-5 минут и более. В периоды релаксации “внешняя” деятельность ребенка не прерывается, но совершается автоматически и не осознается. В это время ребенок не воспринимает то, что ему говорят, хотя кажется внимательно слушающим. Если в состоянии “релаксации” ребенок продолжает писать (как это обычно и происходит на уроках русского языка, то результат его работы квалифицируется как дисграфия, т. к. прочесть написанное оказывается невозможно.

Во время релаксационных пауз дети могут продолжать общаться и разговаривать, но оказываются не в состоянии вспомнить свои высказывания. Они могут сказать грубость и пребывать в полной уверенности, что ничего подобного не говорили. Ребенок может взять ручку со стола у соседа, положить к себе в карман и не знать, что она там лежит. Он может толкнуть или ударить кого-то и не помнить этого. Слушая обвинения в свой адрес, дети с РЭП вполне искренне клянутся, что не говорили, не брали, не толкали и это вызывает еще большее возмущение окружающих. Так как свидетелей их проступков много, их часто начинают считать наглыми врунами, хулиганами и воришками. Дети, напротив, приходят к убеждению, что окружающие несправедливы к ним, им начинает казаться, что весь мир ополчился против.

Проблемы самоуправления возникают у ребенка с РЭП не только в периоды релаксации мозга, но и при выполнении любой деятельности в рабочей фазе. Ребенок действует сразу, импульсивно и необдуманно. Поэтому и результаты его действий бывают совершенно неожиданными для него. Учащийся сначала действует и только потом понимает то, что он сделал. Он пытается исправиться, но не может сдержать своих обещаний.

В то время, когда мозг “отключается” и “отдыхает”, ребенок перестает понимать, осмысливать и осознанно перерабатывать по ступающую информацию. Она нигде не фиксируется и не задерживается, поэтому ребенок не помнит, что он в это время делал, не замечает, не осознает, что были какие-то перерывы в его работе.

В течение 40-минутного урока он может “отключиться” несколько раз и многое выпустить из рассказа учителя, не заметив этого. В итоге, он либо перестает понимать, о чем идет речь на уроке, либо у него в голове все эти отрывочные сведения случайно и своеобразно комбинируются, сплюсовываются, что он и выносит с урока. Часто учителя и родители бывают озадачены абсолютно непонятными, “дикими” ошибками детей и оказываются не в состоянии найти им какое-либо разумное объяснение.

Рекомендации для учителей обучающих детей с диагнозом РЭП головного мозга:

1. В процессе обучения необходимо освободить детей от всякой второстепенной, вспомогательной, несущественной, оформительской работы. Взрослые могут сами провести поля в тетради ребенка, отметить точкой место, откуда надо начинать писать. Бывает, ребенок старательно отсчитывает клеточки, которые надо отступить сверху и слева, и в этих поисках, многократно ошибаясь, так устает от напряжения, что найдя, наконец, то место, откуда н писать, работать уже вообще не может.

2. Исключительно эффективными оказываются как общие принципы, так и конкретные методы, предлагаемые Гленом Доманом. Его подход строится на четком структурировании информации, которую ребенку предстоит усвоить, разбиении ее на конкретные образные единицы, с последующей организацией их в целостные системы по законам, которые действуют в соответствующей области знаний. Единицей информации обязательно должен быть целостный самостоятельный “образ-факт”, который понятен ребенку, может быть им осмыслен и легко включен в систему его личного опыта.

3. Системность подачи информации создает системно организованную память, облегчает поиск необходимой информации, развивает мышление. Это значит, что существенно снижаются нагрузки на внимание и систематизацию материала при запоминании. Форма подачи информации также должна быть алгоритмичной, четкой. Должна соблюдаться лаконичность формулировок, оформления, иллюстраций, которые не должны содержать ничего лишнего, незначащего, отвлекающего.

4. Избегайте ситуаций вызывающих отрицательные эмоции. Отрицательные эмоции, возникающие когда ребенок не в состоянии вспомнить то, что требуется, заставляют его избегать “учебных” ситуаций. Он уже не хочет ни слушать, ни смотреть, чтобы потом не пришлось мучаться при ответе на вопросы. Требуя в обязательном порядке точного воспроизведения всей информации, мы заранее ставим ребенка в ситуацию неуспеха и тем самым разрушаем учебную мотивацию. Естественно, что сильные отрицательные эмоции снижают способность к обучению у любого человека, тем более, у ребенка с РЭП головного мозга. Поэтому наивно ожидать, что он будет лучше что-либо воспринимать или понимать после того, как его хорошенько отругали.

5. Обстановка на уроках должна быть свободной и непринужденной. Нельзя требовать от детей невозможного: самоконтроль и соблюдение дисциплины исключительно сложны для ребенка с РЭП. Искренние попытки ребенка соблюдать дисциплину (правильно сидеть, не вертеться, не разговаривать и т. д.)

и переживания по поводу того, что это никак не получается, еще быстрее приводят к переутомлению и потере
работоспособности. Когда на дисциплине не заостряется внимание, а уроки проводятся в игровой форме, дети ведут себя спокойнее и более продуктивно работают. Допуская мелкие дисциплинарные нарушения, можно поддерживать общую хорошую работоспособность.
6. Если учитель видит, что ребенок “выключился”, сидит с отсутвующим взглядом,то в этот момент его не надо трогать: ребенок все равно будет не в состоянии разумно отреагировать.

7. При проведении игровых уроков нужно помнить, что сильные и яркие эмоциональные впечатления могут дезорганизовать деятельность учащегося с диагнозом РЭП головного мозга. Яркие эмоции создают нечто вроде очагов возбуждения и могут нарушить как последующую деятельность, так и результаты предыдущей.

8. Для детей с РЭП головного мозга также не подходят традиционно используемые методы эмоционального включения в урок. Обычно для того, чтобы дети настроились, в самом начале урока предлагается сказать им нечто интересное, хотя и мало относящееся к его сути.

Одним из препятствий в обучении и интеллектуальном развитии детей с РЭП головного мозга является своеобразная защитная форма деятельности, довольно быстро у них формирующаяся. Она выражается в том, что дети стараются делать хоть что-нибудь (все равно что, даже если не понимают, что и как надо делать. Именно в результате подобной защитной деятельности в памяти учащегося застревают какие-то абсурдные сведения, операции, т. е. “информационный шум”, который еще больше дезорганизует их мышление и осложняет обучение.

Психолого — педагогическое сопровождение детей с РЭП показывает, что даже без лечения по мере взросления всегда происходит некоторая нормализация работы мозга. Даже если не улучшается внимательность, сглаживается явная “цикличность” интеллектуальной деятельности, реже происходят “отключения”. К 5-6 классу ребята уже чувствуют тот момент, когда “мысли начинают разбегаться”, и становится трудно сосредоточиться. Они отвлекаются, отдыхают и продолжают работу, когда это состояние проходит. Общее время, в течение которого они могут продуктивно обучаться, значительно увеличивается.

Диагностика

Постановка диагноза осуществляется врачом-неврологом. Нередко сопряжена с значительными затруднениями, обусловленными значительным периодом между причинным заболеванием и временем манифестации остаточной энцефалопатии. Необходимы тщательный сбор анамнеза и жалоб, комплексное лабораторное и инструментальное обследование. Перечень аппаратных методик включает ЭЭГ, МРТ и КТ головного мозга. По показаниям выполняют спинномозговую пункцию, проводят генетические тесты для исключения наследственных провоцирующих патологий.

Осложнения

Осложнения энцефалопатии связаны с сильным и необратимым поражением головного мозга и представляют собой предельную степень наблюдаемых симптомов:

  • утрата способности к самообслуживанию вследствие двигательных или когнитивных нарушений;
  • деменция: потеря знаний и навыков вплоть до полного распада личности;
  • потеря зрения и слуха;
  • тяжелые расстройства психики;
  • судороги;
  • нарушения сознания: сопор, кома;
  • летальный исход.

Стоимость услуг

КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Первичная консультация врача психиатра (60 мин.)6 000 руб.
Повторная консультация5 000 руб.
Консультация психиатра-нарколога (60 мин.)5 000 руб.
Консультация психолога3 500 руб.
Консультация Громовой Е.В. (50 минут)12 000 руб.
ПСИХОТЕРАПИЯ
Психотерапия (сеанс)7 000 руб.
Психотерапия (5 сеансов)30 000 руб.
Психотерапия (10 сеансов)60 000 руб.
Групповая психотерапия (3-7 человек)3 500 руб.
Сеанс психотерапии у Громовой Е.В. (50 минут)12 000 руб.

В данном перечне представлены не все цены на услуги, которые предоставляет наша клиника. С полным прайсом можно ознакомиться на странице «Цены», либо по телефону: 8(969)060-93-93. Первичная консультация БЕСПЛАТНА!

Лечение

Терапевтические мероприятия должны быть комплексными. Медикаментозную терапию дополняют коррекцией образа жизни. Необходима нормализация режима дня, чередование труда и отдыха, достаточное пребывание на свежем воздухе, умеренная физическая активность. Рекомендовано физиолечение и санаторно-курортное лечение, иногда показана психотерапия. Медикаменты назначаются с учетом имеющейся симптоматики:


  • цефалгия: анальгетики и НПВС;
  • мигрень: лекарства из группы триптанов;
  • головокружения: бетасерк;
  • бессонница, психоэмоциональные расстройства: адаптогены, снотворные, антидепрессанты;
  • внутричерепная гипертензия: мочегонные средства.

Как лечить РЭ, определяют индивидуально. Пациентам назначают ноотропы и нерометаболиты. Детям, наряду с симптоматической терапией, показаны занятия с психологом и дефектологом. Важнейшую роль играет участие родителей, которые поддерживают малыша, регулярно с ним занимаются.

Прогноз на будущее достаточно благоприятный. В большинстве случаев при проведении адекватной комплексной терапии удается добиться исчезновения или существенного уменьшения симптоматики. Больные ведут обычную жизнь: обучаются различным специальностям, работают, строят семьи. При тяжелом течении возможно сохранение остаточных явлений, главным образом, головных болей и вегетативных расстройств.

Чтобы записаться на прием достаточно позвонить по тел. 8(969)060-93-93.

Лечение в клинике «Энергия здоровья»

Врачи клиники «Энергия здоровья» всегда готовы принять пациента любого возраста. Мы проведем тщательное обследование, выявим возможные причины энцефалопатии и примем все меры по ее устранению:

  • назначим наиболее подходящую терапию, распишем курс лечения и частоту его повторения;
  • проведем все необходимые манипуляции (постановка капельницы, внутривенные и внутримышечные инъекции) в комфортабельных условиях дневного стационара и манипуляционного кабинета;
  • дополним терапию современными физиотерапевтическими процедурами;
  • проведем курс массажа и назначим ЛФК для максимальной эффективности.

Наши неврологи будут контролировать состояние пациента и корректировать лечение при необходимости. Лечение энцефалопатии – это длительный и сложный процесс, но мы готовы за него взяться.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]