Сознание в психологии. Что это такое, функции, свойства, измененные состояния, проявления

Определение понятия «сознание» в психологии

Сознание в психологии — это отраженная в памяти человека совокупность взаимосвязанной информации об окружающем мире и жизнедеятельности человека, которая включает в себя также осознание самого человека в этом мире и его отношение к обществу, людям и всему миру в целом.

Сознание формируется в процессе взаимодействия человека с окружающей средой, а также в процессе обучения и общения с людьми.

Процессами организма человека, благодаря которым формируется сознание, можно назвать следующие процессы:

  • ощущение;
  • восприятие;
  • мышление;
  • воображение;
  • запоминание.

Если какой-либо из вышеперечисленных процессов нарушается, то это может приводить к различным сбоям в работе сознания и его расстройствам. Человек, в отличие от животного, может осознавать самого себя, а также заниматься самопознанием.

Благодаря присутствию в сознании своего “Я” человек может ставить перед собой цели, продиктованные не только инстинктами и физиологическими потребностями (как в случае с животными), но и цели, сформированные, благодаря индивидуальному, абстрагированному мышлению на основе социальных, научных и бытовых знаний.

Адекватность

Чувства считаются адекватными, если они соответствуют текущей ситуации. Так как люди хотят вписаться в общество и считаться нормальными, они постоянно работают над своими чувствами, чтобы соответствовать ситуации. Эмоциональная работа — это более то, как люди хотят чувствовать или как хотят, чтобы другие люди видели их. Чувства не постоянны, а продолжаются, потому что люди постоянно пытаются воспитывать, подавлять или управлять ими.

Функции сознания и свойства

Сознание выполняет важнейшие функции в жизнедеятельности человека. С помощью сознания и взаимодействия составляющих его структур, человек анализирует получаемую информацию извне, оценивает ее и осуществляет обработку этой информации для принятия всевозможных решений в процессе жизни.

Сознание обладает следующими функциями:

  • Познавательная (сознание способно не только субъективно отражать окружающий мир, но и познавать его с помощью анализа накопленной информации и знаний, полученных в результате жизни, как отдельного человека, так и всех предыдущих поколений).
  • Целеполагающая (на основе материальных и духовных потребностей человека, сознание обладает способностью к постановке целей, которые способствуют развитию самого человека, а также преобразованию внешнего мира).
  • Аксиологическая (человек может оценивать происходящее вокруг, а также деятельность других людей через призму своих убеждений и потребностей, существующих в его сознании).
  • Творческая (человек способен не только познавать окружающий мир, но и создавать новые материальные и социальные блага, которые развивают и улучшают его жизнедеятельность).
  • Рефлексивная (способность анализировать самого себя и содержание собственного сознания).
  • Духовная (формирование мировоззрения и отношения личности к социальной сфере жизни).

Активность

Сознание функционирует в постоянной активности (даже во сне оно продолжает работать, частично обрабатывая информацию, полученную в течение дня).

Эта активность подразумевает не только физическую особенность организма, но и постоянное движение мыслительной, целеполагающей деятельности сознания, направленной на достижение определенных целей, связанных с деятельностью человека, преобразованием его личности и внешнего мира.

Интенциональность

Основным свойством сознания является его способность быть направленным на определенный объект, в процессе мыслительной деятельности. Благодаря постоянному взаимодействию собственного “Я” человека с отдельными элементами сознания происходит процесс его развития и выполнение всех существующих функций сознания.

Структура

Существует 3 уровня познания. Человек с детства имеет низший уровень, который с возрастом повышается. Если этого не происходит, индивид остается с низшим уровнем сознания. Он воспринимает мир как ребенок, не способен выстраивать нормальные отношения.

У каждого уровня есть свои типичные особенности:

  1. Высокий уровень. Для личности, достигшей высшей формы развития, характерна сильная интуиция, высокий интеллект, объективность, развитое аналитической мышление. Скорость развития зависит от внешних обстоятельств и деятельности. Индивиды, занятые интеллектуальным трудом, быстрее развиваются. Они более склонны к рефлексии и глубокому анализу явлений. Развитие проходит быстрее у людей, работающих в творческой сфере. Развитая интуиция — необходимое качество для успешной деятельности. Такие люди уже в раннем возрасте отличаются от сверстников тем, что быстрее справляются с усвоением новой информации и решением сложных задач. Таких людей не более 15% от общего числа.
  2. Средний уровень. Он присущ большинству людей. Этого уровня сознания достаточно, чтобы удовлетворять жизненные потребности. Люди со средним уровнем развития заняты решением только своих проблем. Их не интересуют философские вопросы, уровень интеллекта и осознанности не позволяет им оперировать такими категориями познания.
  3. Низкий уровень. Встречается у 20–25% людей старше 18 лет. Таких людей относят к невежественным и интеллектуально неразвитым. Они не заинтересованы в саморазвитии. Все интересы направлены на достижение удовольствия без оценки последствий своих действий. Люди с низким уровнем развития обладают примитивным мышлением, которое обычно свойственно детям дошкольного возраста.

Познание динамично. При желании индивид может самостоятельно развить его и достичь высокого уровня. Чем старше он становится, тем сложнее перестроить работу процесса изучения мира и стимулировать его развитие.

Формы и виды

Сознание в психологии – это двоякое понятие, которое может означать такие формы сознания, как общественное и индивидуальное сознание.

Общественным сознанием называют совокупность знаний, идей и взглядов, присущих определенному обществу или всему человечеству, на определенном этапе его развития.


Структура сознания в психологии

Индивидуальным сознанием называют совокупность знаний, идей и взглядов отдельного человека.

Обе формы сознания воздействуют друг на друга на протяжении всего времени их существования. В результате этого взаимодействия происходит развитие как общественного, так и индивидуального сознания всех людей.

В зависимости от степени ясности индивидуального сознания, различают несколько его видов:

  • Ясное (когда человек активно мыслит, четко отвечает на вопросы и адекватно реагирует на окружающие события).
  • Неясное (когда у человека наблюдается безразличие по отношению к себе, а на поставленные вопросы он отвечает медленно и не всегда верно).
  • Ступор (если человек не может самостоятельно ориентироваться в пространстве и медленно реагирует на внешние раздражители).
  • Отупление (если человек почти всегда находится в спячке, вывести из которой его можно только на непродолжительное время).
  • Кома (когда человек находится в глубокой спячке и ни на что не реагирует).
  • Бред (когда человек воспринимает реальность в искаженном виде и неадекватно реагирует на внешние события).
  • Галлюцинации (если у человека наблюдаются слуховые или зрительные искажения воспринимаемой извне информации).

Связь с бессознательным

Сознание может воздействовать на процессы обработки информации, которые протекают в бессознательном. Они не подчиняются логике, но обладают большей мощностью. Бессознательное помогает решать творческие задачи. Начало анализа проблемы спонтанно. Когда в подсознании накапливается достаточно информации, начинается ее обработка. В результате появляется решение, которое из области бессознательного переходит в область сознания. Этот процесс можно расценивать как проявление интуиции.

Некоторые типы задач решаются на сознательном и бессознательном уровне. Как именно задача переходит из низших сфер психики в высшую, психологам не известно. Согласно теории Я. Пономарева, это древний механизм, сформировавшийся эволюционно. Связь с бессознательным компонентом неразрывна. В обычном состоянии человек не может определить, какое решение пришло из подсознания, а какое было сформировано в высшей части психики.

Если бессознательное не подчиняется контролю, индивид утрачивает способность регулировать свое поведение. Все скрытые, низменные желания становятся доминирующими. Личность теряет социальные навыки, ее развития откатывается до уровня ребенка двух лет. Он эгоистичен, не способен на компромиссы, часто становится опасным.

Уровни сознания

В процессе эволюции человека, развивается также и его сознание. Отношение человека к людям и окружающему миру напрямую зависит от степени развитости его сознания. В результате многолетних исследований сознания человека, известный психолог Дэвид Хокинс определил 18 уровней, на которых может находиться сознание человека, а каждый из этих уровней определяет степень развития сознания человека.

  • Отчаяние и позор (когда человек, будучи глупцом и совершая множество ошибок из-за этого, часто впадает в депрессии и ненавидит все вокруг и себя в том числе).
  • Чувство вины (когда человек не может себя простить за прошлые негативные поступки).
  • Апатия (когда у человека пропадает интерес к жизни, в результате чего он избегает какой-либо ответственности и может впадать в зависимые отношения).
  • Горе (если человек впадает в состояние постоянных сожалений и депрессий в результате каких-либо неудач или потерь в жизни).
  • Страх (когда человек воспринимает окружающую действительность слишком опасной, в результате чего происходит подавление интереса к жизни).
  • Желания (если человек считает смыслом жизни удовлетворение своих страстей и чрезмерно стремится к материальным благам).
  • Гнев (такое состояние сознания возникает от неудовлетворенности желаний предыдущего уровня, в результате чего такой человек может постоянно раздражаться и ссориться с окружающими).
  • Гордыня (такое состояние сознания возникает при достижении некоторых успехов, в результате которых человек чрезмерно повышает свою самооценку и начинает делить людей на своих и чужих, думая, что он выше других).
  • Храбрость (когда у человека возникает смелость и решимость преодолевать препятствия на пути для достижения новых успехов).
  • Нейтралитет (когда у человека появляется моральная независимость от других людей и внешних обстоятельств, в результате чего он начинает лояльно относиться к окружающим людям и событиям, даже если они каким-то образом пытаются влиять на него).
  • Готовность (когда целью человека становятся не материальные блага, а развитие внутренней гармонии, воли и дисциплины, в результате чего человек становится более искренним и дружелюбным).
  • Принятие (осознание человеком того, что источник счастья и любви находится внутри него самого, в результате чего человек перестает требовать или ждать чего-либо от других, а сам начинает дарить людям положительные эмоции, перестает судить других).
  • Интеллект (когда человек начинает жизнь преимущественно разумом, а эмоции переходят на второй план).
  • Любовь (когда человек осознает, что любовь выше разума, в результате человек начинает действовать не от логических рассуждений, а от искреннего состояния любви).
  • Радость и безусловная любовь (когда любовь человека расширяется до всеобъемлющей любви к миру, природе и всем людям).
  • Гармония, блаженство (когда человек находится в состоянии единения с миром и происходит стирание границ между субъектом и объектом, в результате чего человек ощущает себя одним целым вместе с природой и вселенной).
  • Осознание “Я” (уровень сознания, при котором исчезают индивидуальные переживания, а мысли человека становятся трансцендентными на уровне вселенной).
  • Полное просветление (высшее состояние сознания, когда сознание человека полностью сливается с божественным началом и человек становится его частью).

На самом высшем уровне сознания находились такие личности как Будда, Иисус и возможно некоторые великие мудрецы (Адвайты или Веданты).

Е.Е. Соколова. Сознание как реальность (определения и свойства сознания) Добавлено Psychology OnLine.Net 14.05.2009 (Правка 14.05.2009) В разделе 2 мы проследили историю возникновения в психологии проблемы сознания и рассмотрели отдельные варианты ее решения (в частности, в интроспективной психологии, в гештальтпсихологии, в школе Л. С. Выготского и др.). В настоящей главе, опираясь на этот анализ, мы дадим обобщенное представление о сознании как реальности и возможностях его изучения в научной психологии. Прежде чем перейти к изложению, подчеркнем одно важное обстоятельство. Очень часто в философской и психологической литературе термин «сознание» используется для обозначения человеческой психики вообще. Мы не разделяем этой точки зрения. Сознание — высшая форма психического отражения мира не только по отношению к животной психике, но и по отношению к иным формам психического отражения у человека. Когда новорожденный ребенок начинает ориентироваться в окружающем мире, он, несомненно, еще не обладает сознанием, которое формируется у него в онтогенезе в совместной деятельности со взрослым человеком на основе иных — досознательных — форм человеческой психики (при этом с самого начала психическое развитие человека социально обусловлено). Поэтому вполне правомерными были попытки З.Фрейда и других психологов выделять ряд уровней в психике человека — сознание, предсознательное и бессознательное. Кроме того, не следует смешивать понятия «сознание» и «осознание». Не все, что даже в данный момент входит в мой сознательный образ мира, является осознанным. Осознание означает, что в данный момент жизни я отдаю себе отчет, скажем, в том предложении, которое я сейчас пишу, или в том, что я сейчас запираю дверь, у которой очень сложный и трудный замок. Однако одновременно с этим в моем сознательном образе мира много осознанных содержаний. Запирая дверь, я, например, не осознаю, что говорит мне вышедшая из своей квартиры соседка, которая стоит в коридоре, хотя при изменении условий деятельности всегда могу осознать это. Таким образом, объем понятия «сознание» включает в себя то, что З.Фрейд называл собственно сознанием, и то, что он же называл предсознательным (предсознательное — это неосознаваемое в данный момент, но потенциально могущее быть осознанным), т.е. не все сознательное осознанно. При этом в самом результате акта осознания надо отличать минимум два (возможно, более) уровня осознания (В.Вундт называл их «сознанием» и «вниманием»). Различая понятия «сознание» и «осознание», мы тем не менее чаще будем использовать термин «сознание», так как этот термин более устоялся и используется в психологии как для обозначения актуально осознаваемого, так и для обозначения тех состояний, которые в данный момент не осознаются, но потенциально могут быть осознанными, как только возникнет в этом необходимость. Обратимся теперь к феноменологии сознания, т.е. к описанию его свойств и явлений, которые открываются нам в самонаблюдении. В истории психологической науки эти явления, собственно, и отождествлялись с сознанием (сущность и явление, с точки зрения психологов-интроспекционистов, совпадают), а методом исследования последнего считалась интроспекция как единственный метод проникновения во внутренний мир (мир сознания). Не разделяя этой точки зрения, мы тем не менее представим результаты исследований сознания в разных психологических направлениях, в том числе интроспекционизме. «В своей непосредственности, — писал А.Н.Леонтьев, — сознание есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен он сам, его действия и состояния» [62, 125]. Обладающий сознанием субъект разделяет более или менее четко объективный мир, с одной стороны, и субъективный образ («картину») мира — с другой, тогда как субъект, для которого характерны иные способы психического отражения мира, или человек, не задумывающийся над столь сложными вопросами («нерефлексирующий субъект», как его называл А. Н.Леонтьев), не разделяет в своем переживании мир и образ этого мира. Таково, например, восприятие мира животными, обладающими психикой. Если в специальных экспериментах животным (высшим обезьянам) надевали специальные очки, переворачивающие зрительное отображение мира на 180 градусов, для животных переворачивается мир, а не его изображение — животное впадало в шок и не могло двинуться с места. Если же подобную операцию произвести с человеком, как это сделал еще в конце XIX в. Дж. М.Стрэттон, то человек вначале испытывает некоторые затруднения в процессе ориентировки в мире, который представлен теперь для него несколько иначе, однако затем он более или менее успешно начинает справляться с ситуацией, справедливо полагая, что тот же самый объективный мир теперь просто представлен (презентирован) в его субъективной картине мира иначе. Многие психологи (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев и другие) считают, что благодаря особому образу жизни человека, особенностям его деятельности, владению языком, в котором мир представлен субъекту в своих существенных свойствах «идеально», человек (и только человек) в состоянии иметь отношение к миру (еще К. Маркс писал, что животное ни к чему не относится, его среда не является для него противостоящим ему миром, животное не выделено из мира). И именно человек, как пишет Д.А.Леонтьев, является «единственным из всех живых существ, которому дан мир как единое связное целое, простирающееся в пространстве и времени за пределы наличной ситуации и при этом пред-лежащее или пред-стоящее субъекту, а не просто его окружающее» [69, 116]. В нашем сознании мир представлен в виде образа мира, который при этом мы можем отделить от самого мира, т. е. можем отдать себе отчет в том, что есть объективный мир и есть моя психическая деятельность, которая протекает по своим законам. Следствиями этого разделения в сознании мира и его образа являются: 1) более объективное (по сравнению с досознательными формами психического отражения) постижение мира. Это означает в данном случае следующее: несмотря на то что сознание человека, как и человеческая психика вообще, обусловлено потребностно-мотивационными структурами и в этом смысле пристрастно, однако, в отличие от психики животных, обладающий сознанием человек способен на отражение и таких свойств реальности, которые могут противоречить его желаниям и влечениям (нравится мне это или нет, но такова истина; мир ужасен, но таковы его законы и т.п.). Человек имеет возможность посмотреть на мир не только со своей, но и с «чужой» точки зрения; 2) умение отдавать себе отчет в собственных психических процессах, т.е. проследить их протекание, вмешаться в них при необходимости и произвольно регулировать их в соответствии с поставленными планами и задачами. Таким образом, и на свою собственную психическую деятельность человек может в известном смысле «посмотреть со стороны» и отнестись к ней более или менее объективно. При этом в онтогенезе по мере возникновения сознания первое появляется раньше второго. Об этом писал когда-то еще Дж.Локк (рефлексия как «внутренний опыт» у ребенка развивается позже, чем «внешний опыт»). А. Н.Леонтьев указывал, что осознание объекта возникает раньше осознания деятельности1. Однако сознание не исчерпывается лишь сознательным образом (картиной) мира, который часто кажется субъекту симультанным (одновременным) образованием. Сознание есть также длящийся во времени (сукцессивный) процесс. При этом сознание как процесс не должно пониматься как просто происходящий во времени процесс смены одних образов другими; сознание как процесс следует понимать как целостную систему актов, решающих свои задачи, выступающих как функциональные органы человеческой деятельности. Обе стороны (ипостаси) сознания (образ и процесс) были описаны еще в интроспективной психологии. Внутри этого направления в психологии существовало два альтернативных подхода к изучению сознания: в структурализме сознание изучалось как образ, тогда как в функционализме — как процесс. Соответственно выделялись разные свойства сознания и предлагались его различные модели и метафоры. У В. Вундта сознание рассматривалось как «поле», внутри которого выделялась также область внимания, т.е. ясного и отчетливого сознания. Создатель структурализма Э. Б.Титченер представлял сознание в виде некой «волны», однако это не означало его перехода в понимании сознания к иной позиции — функционализму. Он считал, что в течение какого-то промежутка времени в сознании одни его содержания поднимаются на уровень ясного сознания, другие — наоборот — опускаются на уровень смутного сознания. Выделяемые здесь свойства сознания имели отношение именно к сознанию как образу. В концепции В.Джемса, одного из создателей американского функционализма, сознание предстало Перечислим теперь в обобщенном виде свойства сознания без подробной их расшифровки (она была дана в историческом введении в психологию) и без специального указания на то, где именно (в структурализме или функционализме) были выделены данные свойства (предоставим читателю самому разобраться в этом вопросе и обратить внимание на то, что некоторые из выделенных свойств вполне могут характеризовать как сознание-образ, так и сознание-процесс). С целью систематизации феноменологии сознания добавим сюда также характеристики сознания, выделенные в других школах и направлениях психологии (в гештальт-психологии, деятельностной психологии и др.).

  1. В структуре сознания как образа мира в данный момент времени2 выделяются поле собственно сознания (менее ясного и отчетливого сознания) и поле внимания (более ясного и отчетливого сознания).
  2. Поле сознания и поле внимания имеют определенный объем; объем сознания — количество «элементов»3, которые могут вместиться в сознание за один акт восприятия (перцепции); объем внимания определяется как количество «элементов», которые могут быть восприняты ясно и отчетливо за один акт апперцепции.
  3. В центре поля внимания выделяется фиксационная точка сознания (внимания), которая может не совпадать с точкой пересечения зрительных осей (если речь идет о сознательном образе, построенном с помощью зрения).
  4. Сознательный образ невозможно разделить на какие-либо отграниченные друг от друга элементы (ощущения, простейшие чувствования и т.д.), как ни пытались сделать это отдельные психологи-интроспекционисты (например, Э.Титченер). Впрочем, это не означает, что сознание — однородное образование; в нем можно выделить некоторые качественно различные составляющие, которые были отмечены уже вне интроспективной психологии.
  5. Существует большая изменчивость состояний сознания во времени — появление то одного, то другого на «поверхности» сознания, напоминающее течение вод реки (поток сознания).
  6. Поток сознания ощущается непрерывным во времени: проснувшийся утром человек не переживает перерывов в течении потока сознания.
  7. Сознание всегда принадлежит кому-то, что обозначается термином «субъектность» сознания (т.е. принадлежность субъекту).
  8. Процесс осознания обнаруживает свою избирательность — в данный момент времени осознаются вовсе не все содержания сознательного отражения мира, а те, которые значимы для человека в данный момент.
  9. Сознание активно — это не только некая «картина мира», но и сам процесс ее построения (и изменения), вплетенный в соответствующую деятельность человека, которому необходим образ мира для адекватного осуществления этой деятельности.
  10. Акты сознания обнаруживают направленность на предметы деятельности, т.е., как и любая психическая деятельность, сознание предметно, хотя, поскольку сознание — это человеческая форма психики, следует говорить об особой предметности актов сознания (см. ниже).
  11. Сознательное отражение мира человеком отличается от психического отражения у животных тем, что оно всегда «двухсубъектно» — человек отдает сам себе отчет в результатах своей деятельности (в том числе ориентировочной ее функции) так, как когда-то ребенком отдавал отчет взрослому. Следствием этого является возможность разделения в сознании мира и его образа.
  12. «Двухсубъектность» сознания означает также то, что сознательное отражение мира может включать в себя разные взгляды на один и тот же предмет и поэтому носит более объективный (по сравнению с досознательными формами отражения) характер, так как в нем представлен не только опыт действий самого носителя сознания, но и Другого (Других). На то, что сознание больше считается с объективной реальностью, обратил внимание еще 3. Фрейд, признав сознание функцией Я, которое руководствуется принципом реальности (а не принципом удовольствия, как Оно). Тем не менее сознание, как и любая форма психики, пристрастно, т.е. в той или иной мере зависит от мотивов действующего субъекта, Хотя субъект сознания — особый (социальный) субъект.
  13. Человек, обладающий сознанием, овладевает своими психическими процессами — он способен произвольно регулировать собственное запоминание, мышление, внимание и т.п. в соответствии с поставленными им целями.
  14. Сознание не только отражает мир, но и творит его. Это означает, что если психика животных обеспечивает прежде всего приспособление животного к окружающему миру (при минимальном его изменении), то сознание может позволить человеку изменять мир, в котором он живет, и тем самым приспосабливать его к своим потребностям и устремлениям.
  15. Несмотря на некоторые общие черты сознания у людей разных социальных групп и культур, существует и социокультурная специфика сознания, которая зависит от структуры принятых в данной культуре (социальной общности) ценностей, способов познания и т.д. Вышеперечисленные характеристики сознания обнаруживаются при довольно поверхностном его анализе. Однако научное изучение сознания должно перейти от этих описаний свойств сознания к более углубленному его пониманию, вскрыв сущностные механизмы сознания, законы его возникновения и развития.
  1. «Первоначально сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир, деятельность же по-прежнему остается практической, внешней. На более позднем этапе предметом сознания становится также и деятельность: осознаются действия других людей, а через них и собственные действия субъекта…» [62, 132]. как поток, постоянно изменяющийся и текущий, характеризующийся избирательностью и субъектностью. Описанные им свойства сознания характеризовали сознание именно как процесс.
  2. Более точно здесь следует говорить о структуре образа как результата акта осознания, но мы условились использовать и в этом случае термин «сознание».
  3. В данном случае «элемент» означает условную «единицу» сознания (необязательно далее неделимую).
ОписаниеМетафоры и описательные характеристики сознания как реальности [Общая психология: в 7 т. / под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию. М., 2007. Глава 7. § 1. С. 208-214]
Рейтинг
  • 0/5

0/5 на основе 0 голосов. Медианный рейтинг 0.

Тегисознание, соколова
Просмотры. В среднем в день.
Похожие статьи Е.Е. Соколова. Трудности определения предмета психологической науки

Ю.Б. Дормашев, В.Я. Романов. Виды и свойства внимания

Вещие сны: миф или реальность?

Иллюзия или реальность?

Х. Шиффман. Ощущение и восприятие: общие определения

Развитие сознания

В процессе обучения, получения новой информации, а также в результате взаимодействия человека с другими людьми и обществом происходит преобразование его сознания. В зависимости от того, какую информацию человек выбирает и с какими людьми он взаимодействует, это преобразование может приводить к деградации или, наоборот, к развитию сознания.

В результате развития сознания происходит повышение разумного поведения человека, а его стремления направляются на созидание и становятся более осознанными.

Чем лучше развито сознание, тем выше становится качество жизни этого человека, а его поступки и действия осуществляются под действием осознанного и разумного выбора (человек становится более мудрым, сдержанным, терпеливым, сообразительным, дружелюбным). Развитие сознания просто необходимо человеку, поскольку это требование эволюции, продиктованное самой природой.

Мораль рабов

Лионель Триллинг, автор и литературный критик, описал технику, которую используют родители среднего и младшего классов. Неработающие и переутомляющие чувства своих детей заставляют их искать одобрение своих чувств в будущем. Когда дети младшего класса и семей рабочего класса присоединяются к рабочей силе, они менее подготовлены к эмоциональному управлению, чем дети среднего класса. Тем не менее, рабочий класс и средний класс жалуются на чрезмерное управление или микроуправление чувствами, которые отвлекают их от реальной работы. Ведь что это такое — чувства? Это, прежде всего, наш главный способ взаимодействия с окружающей реальностью.

Управление сознанием

Сознание в психологии – это нематериальная часть человеческого тела, с помощью которой можно управлять человеком. В психологии существуют приемы, с помощью которых одни люди могут влиять на поведение других людей.

С помощью этих психологических приемов, используя особенности характера человека, его социальные и индивидуальные потребности, происходит воздействие на эмоциональную сторону сознания человека.

В результате, если человек не знаком с подобными методами или если его сознание не достаточно развито, им могут манипулировать другие люди и побуждать его делать те или иные действия которые выгодны этим людям, а не самому человеку.

Управление сознанием бывает нескольких типов, основными из которых являются агитация, пропаганда и манипуляция.

Все виды управления сознанием используют следующие приемы:

Прием воздействияОписание процесса воздействияПротиводействие
Чувство вины или жалостиМанипулятор притворяется обиженным и пытается убедить человека в том, что будто этот человек перед ним в чем то виноват. Если человек поверит в свою вину, которой на самом деле нет, то манипулятор может с легкостью побудить его к определенным действиям, поскольку человек будет готов выполнить что-нибудь, чтобы загладить свою вину.Необходимо трезво оценить ситуацию, и если вины никакой нет, прямо сказать это манипулятору. Также всегда нужно помнить, что почти всегда, каждый сам виноват в своих проблемах и сам должен за себя отвечать.
Лесть, тщеславиеМанипулятор льстит человеку, в результате чего человек расслабляется и ощущает себя таким, каким хочет казаться в глазах других. В состоянии эйфории от мнимого возвышения над другими людьми, этот человек может выполнить то, что попросит его манипулятор.Не реагировать на выявленную лесть внутренне, а внешне можно поблагодарить оппонента и также ответить каким-нибудь комплиментом. Следует помнить, что человек по своей природе больше сконцентрирован на себе, чем на других, поэтому излишние восхищения и похвала от каких-либо людей должна настораживать.
ГневМанипулятор старается напугать человека, унижая его и демонстрируя свой гнев в виде угрозы причинить вред этому человеку в случае, если тот не пойдет на уступку или не сделает то, что просит его манипулятор.Необходимо оставаться в спокойном состоянии и объяснить манипулятору, что навязываемое вам действие для вас неприемлемо (или предложить компромиссное решение). Поскольку манипулятор использует искусственный гнев, то реализовывать свои угрозы он не будет и изменит свое поведение.
Надежда и обещанияМанипулятор обещает человеку лучшую жизнь, много денег и золотые горы, которые возникнут, если этот человек сделает определенное действие (вступит в какую-либо организацию, купит какие-либо товары или ценные бумаги). Если человек поверит манипулятору и у него возникнет ощущение надежды, он может находиться под влиянием манипулятора длительное время, в течение которого будет исполнять действия, навязанные манипулятором, ожидая, что жизнь улучшится благодаря этим действиям.Как правило, жизнь может улучшиться только благодаря самостоятельным решениям и действиям самого человека. Если какие-то решения продиктованы манипулятором, то они обычно выгодны лишь самому манипулятору. Рекомендуется всегда рассчитывать только на собственные силы и ум, не поддаваясь на обещания других людей что-либо улучшить.
Взятие на слабоМанипулятор, используя потребность человека в самореализации и признании обществом, демонстрирует перед ним сомнение в том, что этот человек способен выполнить то или иное действие. В результате, чтобы получить признание, человек может выполнить это действие, а манипулятор подкрепит действие исполнителя похвалой.Признание отдельными людьми на самом деле вовсе не нужно человеку, и он не должен ничего им доказывать. Признание и самореализация важны только перед той частью общества, в которой действительно человек трудится и самореализовывается.
Человек может объяснить манипулятору, что навязываемое действие ему не интересно, и если он не может его выполнить, в этом нет ничего плохого.
Наводящие вопросыС помощью наводящих вопросов, манипулятор подводит человека к одному единственному ответу, который и является тем действием, что должен выполнить человек.Не позволять манипулятору сужать круг мыслей вокруг той мысли, которая выгодна только манипулятору. Для этого можно сменить тему разговора.

Неопределенность и неуверенность

Тимоти Д. Уилсон, профессор психологии, испытал теорию чувства неуверенности вместе со своим коллегой Йоавом Бар-Аняном, социальным психологом. Уилсон и Бар-Энн обнаружили, что чем более неопределенным или неясным для индивида является событие, тем больше он выкладывается в нем. Поскольку человек не знает фона или окончания истории, он постоянно переигрывает событие в своем сознании, что вызывает у него смешанные чувства счастья, грусти, волнения и т. д. Если есть какая-то разница между чувствами и эмоциями, чувство неуверенности менее уверенно, чем эмоция амбивалентности: первая нестабильна, последняя еще не принята или даже подавлена. Мир чувств человека богат и разнообразен, а их подавление может привести к самым неприятным последствиям.

Люди в обществе хотят знать каждую деталь о чем-то в надежде максимизировать чувство на тот момент, но Уилсон обнаружил, что чувство неопределенности может привести к чему-то более приятному, потому что у него есть чувство тайны. На самом деле чувство неведения может заставить их постоянно думать и чувствовать предвкушение того, что могло бы быть.

Существует два основных типа работы с эмоциями: выражение и подавление. Первое используется для получения или воспитания определенного чувства, а вот подавление используется, чтобы убрать или скрыть некоторые нежелательные чувства.

Еще три специфических типа работы с эмоциями — когнитивные, телесные и выразительные. Когнитивные изменения изображений, физическое изменение материальных аспектов и жесты выразительных изменений. Человек, которому грустно, использует выразительные эмоции, чтобы поднять настроение, пытаясь улыбнуться. Человек, который подвергается стрессу, использует физическую работу, пытаясь дышать медленнее, чтобы снизить уровень стресса. Эмоциональная работа позволяет людям изменить свои чувства в соответствии с текущей ситуацией.

Связь сознания и подсознания человека

Сознание в психологии – это сложная система, которая неразрывно связана с подсознанием, которое является автоматическим исполнителем определенных действий и задач, ранее заложенных в него с помощью сознания. Сознание можно сравнить с капитаном корабля, а подсознание — с его обслуживающим персоналом. Сознание и подсознание не могут существовать друг без друга.

В подсознании формируются навыки работы тела человека, мыслительные навыки, а также набор реакций, которые автоматически запускаются при тех или иных внешних условиях.

Примером физических навыков, хранящихся в подсознании, могут служить такие навыки как умение человека ходить, правильно держать ложку в руках или ездить на велосипеде. Обучение подсознания навыкам происходит осознанно с помощью сознания.

Как работает подсознание?

Скорость работы подсознания в десятки тысяч раз быстрее, чем скорость сознания. Подсознание тесно связано с функциональностью нашего организма и напрямую взаимодействует со всеми органами тела (включая органы чувств), контролируя и изменяя их состояние в зависимости от внешних условий и обстоятельств.

Например, подсознание вратаря-хоккеиста, во время того, как шайба летит к воротам, за сотые доли секунды принимает решение о необходимом изменении положения тела, мобилизует и напрягает необходимые группы мышц вратаря, чтобы удачно защитить ворота в данной, конкретной ситуации.

Если подобную задачу поручить сознанию, то оно бы с ней не справилось, поскольку скорость принятия решения сознанием на несколько порядков ниже. Таким образом, во время осознанных тренировок, в подсознании оттачиваются реакции человека, на те, или иные внешние события, а когда приходит время их использования, сознание передает управление подсознанию и оно выполняет свою задачу.

Значение прошлого опыта

Детали и информация о прошлом используются для принятия решений, поскольку прошлый опыт чувств влияет на принятие решений в настоящее время. Он определяет и то, как люди будут чувствовать себя в будущем. Гилберт и Уилсон провели исследование, чтобы показать, насколько хорошо чувствует себя человек, если он купил цветы для себя по какой-либо конкретной причине (день рождения, юбилей или повышение и т. д.). Были опрошены люди, у которых не было опыта покупки цветов для себя и те, кто все же покупал себе цветы. Результаты показали, что те, кто приобрел цветы в прошлом для себя, чувствовали себя счастливее, и это чувство длилось у них дольше, чем у тех, кто никогда не покупал цветы для себя.

Проблемы сознания в психологии и их анализ

В процессе изучения сознания, ученые столкнулись с некоторыми проблемами, основными из которых являются:

  • Психологические процессы человек понимает на том уровне, на котором он их осознает.
  • Невозможно локализовать сознание в пространстве и времени для его изучения в различных направлениях психологии.

В результате анализа этих проблем представление о сознании было изменено. Были введены знаковые и предметные элементы, описывающие структуру сознания, а само сознание, получило статус наивысшего уровня саморегуляции жизнедеятельности человека.

Блок 1. Сознание. Вступление.

Ну причем здесь сознание, скажете вы, если ты, парень, пишешь книги по переговорам, проводишь тренинги по переговорам, то зачем углубляться в такие дебри, ведь это совсем другая тема, к тому же очень сложная, да на этой «информационной прогулке» можно вообще заблудиться, потеряться и оказаться перед таинственным. И тем не менее, мой уважаемый попутчик, с которым сейчас мы в одном вагоне, несущем нас по полям жизни, немного прикоснусь к самой таинственной и невероятно интересной теме: СОЗНАНИЕ ПЕРЕГОВОРЩИКА.

Сразу поставим жирный восклицательный знак! Единой фундаментальной теории, объясняющей сознание, на текущий момент времени просто нет и поэтому моя робкая попытка немного рассказать о качестве СОЗНАНИЯ ПЕРЕГОВОРЩИКА всего лишь горячее желание поделиться с Вами, внимательными и заинтересованными читателями.

Статья “Сознание и квантовый мир”

Измененные состояния сознания

Сознание человека может находиться в различных состояниях. Во время бодрствования человек полностью отдает себе отчет о происходящем, может контролировать свои действия и осознавать их.

Во время сна, сознание переходит в другое состояние, которое называется измененным состоянием сознания. В таком состоянии отключаются некоторые функции организма, но сознание продолжает работать и обрабатывать полученную ранее информацию.

В состоянии гипноза или медитации сознание также переходит в измененное состояние. В данных случаях, непосредственно перед переходом в такое состояние, можно поставить перед сознанием какую-либо задачу, и сознание будет выполнять ее во время этого состояния.

Сознательные и бессознательные действия

Сознательные действия человека — это действия, которые человек осуществляет с помощью сознания. К таким действиям можно отнести осознанные действия и поступки в бытовой или социальной среде, мыслительная деятельность в течение дня или в процессе обучения, общение с людьми.

Бессознательные действия — это действия, выполняемые с помощью подсознания. К этим действиям относятся все моторные функции организма, рефлекторные действия и различные навыки. В качестве бессознательных действий, например, можно назвать такие действия как ходьба, бег, навыки игры на музыкальных инструментах, навыки письма и речи.

Сознание и самосознание

Сознание представляет собой отражение внешнего мира (как бытовой, так и социальной сферы). Главной частью сознания является самосознание, которое позволяет человеку осознавать самого себя в этом мире, свои мысли, действия, а также несет в себе функцию отношения человека к внешнему миру, людям, а также и к себе самому.

Самосознание, или собственное “Я” человека, на основе информации сознания, формирует свое мировоззрение, ставит цели в процессе жизнедеятельности и направляет развитие сознание в необходимом ему направлении.

Методы развития и управления

Чувства в психологии сознания дают возможность самостоятельно инициировать развитие восприятия. Поскольку основной способ познания мира — сенсорная система (органы чувств), воздействуя на них, индивид может стимулировать общий процесс познания.

Для развития самоконтроля подходят психологические практики, которые можно использовать в домашних условиях:

  • прослушивание классической музыки;
  • рисование, цветотерапия;
  • пение мантр;
  • медитация;
  • телесные практики, пластический театр;
  • ароматерапия;
  • визуализация.

Регулярное выполнение упражнений поможет повысить уровень осознанности. Уже через 1 месяца индивид заметит результаты: он станет более уравновешенным, сможет лучше понимать свои эмоции.

Для развития мышления необходимо задействовать упражнения, которые развивают логику, аналитические и прогностические навыки. В этом помогает игра в шахматы, решение логических задач, кроссвордов. Чтобы стимулировать развитие, уровень сложности задач необходимо повышать.

Как владеть сознанием и подсознанием?

Для того чтобы научиться контролировать свое сознание и подсознание необходимо в первую очередь развить силу воли и научиться терпению.

Изменить запрограммированные в подсознании шаблоны действий и переживаний на определенные внешние события, можно осознанным перепрограммированием этих шаблонов с помощью медитаций или постоянным повторением нового шаблонного действия на эти события.

Сознание в психологии и других науках еще не изучено в полной мере, и существует много неразрешенных вопросов в этой области. Но психология стремительно движется вперед и возможно именно она поможет в ближайшем будущем раскрыть тайны этой части вселенной.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]