Что такое память: Freepick Студент из Китая Чао Лу в 2005 году запомнил и сумел назвать 67 980 цифр числа пи благодаря феноменальной памяти. Даже не обладая такими способностями, каждый человек что-то запоминает, воспроизводит, а затем забывает ежедневно. О том, как трактуют понятие «память» сегодня и какая она бывает, рассказывают психологи Бенджамин Шторм и Роберт Немов.
Определение
Память вовлечена в обработку огромного количества информации. Эта информация принимает много разных форм, например, изображения, звуки или значения.
Для психологов термин «память» охватывает 3 важных аспекта обработки информации:
- Кодировка памяти. Когда информация поступает в систему памяти (из сенсорного ввода), её необходимо преобразовать в форму, с которой система может справиться, чтобы ее можно было сохранить.
- Ёмкость памяти. То, как хранятся данные, влияет на процесс их обработки в будущем. Миллер в 1957 г. выдвинул эту идею и назвал ее магическим числом 7. По его мнению, объём кратковременной памяти составлял 7-9 предметов, поскольку в нем было только определённое количество «слотов», в которых предметы могли сохраняться.
- Восстановление памяти. Это относится к получению информации из хранилища. Когда человека просят извлечь что-то из памяти, различия между краткосрочной (STM) и долгосрочной (LTM) памятью становятся очень ясными. STM хранится и извлекается последовательно. LTM хранится и извлекается ассоциацией.
Существует 3 основных способа кодирования (изменения) информации:
- визуальный (картинка);
- акустический (звук);
- семантический (смысл).
Большая часть исследований памяти основана на экспериментах, проводимых в лабораториях. Психологи используют термин «экологическая достоверность» для обозначения степени, в которой результаты научных исследований могут быть обобщены в других условиях.
Память в психологии (свойства долгосрочной и краткосрочной памяти до сих пор плохо изучены) была проверена посредством экспериментов. Они имеют высокую экологическую достоверность, если результаты могут быть обобщены, применены или расширены для параметров за пределами лаборатории.
Часто предполагается, что если эксперимент является реалистичным или правдоподобным, то существует большая вероятность того, что его результаты могут быть обобщены. Если это нереально (если лабораторные условия и задачи являются постановочными), то вероятность того, что результаты могут быть универсальны для разных ситуаций, меньше.
Зачатки памяти начинают формироваться у человека еще в утробе, на 5 месяце беременности
Так, эмбрион учится запоминать и распознавать звуки, положительно реагирует на голос мамы, знакомую музыку. Пик развития памяти приходит на возраст 19-25 лет, вот почему это время отлично подходит для получения образования. Ну а затухает память после 50, да и то у людей, которые ее не тренируют. Например, те же преподаватели, актеры или научные сотрудники могут сохранять ясность ума вплоть до смерти в связи с особенностями профессии, которая вынуждает их постоянно запоминать большие объемы новой информации.
Виды
Память была предметом исследования среди многих психологов 20-го в., и остаётся активной областью изучения для современных когнитивных учёных:
Создатель | Характеристика экспериментов |
Модель нескольких отделов (Аткинсон и Шиффрин, 1968) | В 1968 г. Ричард Аткинсон и Ричард Шиффрин предложили влиятельную теорию памяти, известную, как модель нескольких отделов. Эта модель предполагает, что информация существует в одном из 3 состояний памяти: сенсорном, краткосрочном и долгосрочном хранилищах. Информация поступает в память от органов чувств – например, глаза видят картинку, обонятельные рецепторы в носу могут учуять кофе или слух – услышать музыкальный фрагмент. Этот поток информации хранится в хранилище сенсорной памяти, и поскольку он состоит из огромного количества данных, нужно запомнить только небольшую его часть. |
Уровни обработки (Craik & Lockhart, 1972) | Фергус Крейк и Роберт Локхарт критиковали объяснение памяти, обеспечиваемой моделью с несколькими отделами, поэтому в 1972 г. они предложили альтернативное объяснение, известное, как уровни эффекта обработки. Согласно этой модели, воспоминания хранятся не в 3 отделениях; вместо этого сила следа памяти зависит от качества обработки или репетиции стимула. Другими словами, чем больше человек думает о чём-то, тем дольше сохраняет память об этом. |
Модель рабочей памяти (Baddeley & Hitch, 1974) | В то время как модель нескольких отделов предоставила убедительное понимание того, как сенсорная информация фильтруется и становится доступной для отзыва в соответствии с ее важностью, Алан Бадделей и Грэм Хитч рассматривали хранилище краткосрочной памяти (STM), как законченное упрощённое явление, и предложили модель рабочей памяти, которая заменит STM. Она опирается на 2 компонента – визуально-пространственный «блокнот» («внутренний глаз») и артикуляторно-фонологический цикл («внутреннее ухо»), которые фокусируются на различных типах сенсорной информации. Визуально-пространственный «блокнот» также позволяет человеку вспомнить и рассмотреть визуальную информацию, хранящуюся в долговременной памяти. Артикуляторная-фонологическая петля обрабатывает звуки и голоса, которые слышны. |
Магическое число Миллера (Миллер, 1956) | До модели рабочей памяти американский когнитивный психолог Джордж А. Миллер поставил под сомнение пределы способности кратковременной памяти. В известной статье 1956 г., опубликованной в журнале «Психологическое обозрение», Миллер сослался на результаты предыдущих экспериментов с памятью, заключив, что люди, как правило, могут хранить в среднем только 7 блоков информации в краткосрочной перспективе. Миллер понял, что мозг способен «объединять» элементы информации, и эти фрагменты учитываются в пределе 7-значного блока STM. Например, длинное слово состоит из множества букв, которые образуют многочисленные фонемы. Вместо того, чтобы запомнить слово из 7 букв, разум «перекодирует» его, объединяя отдельные элементы данных. Этот процесс позволяет увеличить пределы памяти до списка из 7 отдельных слов. |
Распад памяти (Петерсон, 1959) | Следуя статье «магического числа» Миллера о способности кратковременной памяти, Петерсон решил измерить долговечность воспоминаний. В эксперименте, использующем задачу Брауна-Петерсона, участники получили список триграмм – бессмысленные списки из 3 букв (например, GRT, PXM, RBZ) – для запоминания. После того, как триграммы были показаны, участников попросили отсчитать число и вспомнить триграммы в разные периоды после их запоминания. Несмотря на то, что почти все участники изначально могли вспомнить триграммы, через 18 сек. точность эксперимента упала примерно до 10%. Исследование Петерсона продемонстрировало удивительную краткость воспоминаний в краткосрочном отделении мозга, прежде чем распад повлиял на способность вспомнить их. |
Вспышка воспоминаний (Браун и Кулик, 1977) | Когда в мире прошла новость о смерти известного человека, люди стали «вспоминать» о своих занятиях в тот момент. Психологи Роджер Браун и Джеймс Кулик признали этот феномен памяти еще в 1977 г. Человек может вспомнить мельчайшие подробности личных обстоятельств, участвуя в других мирских действиях. Более того, не нужно быть лично связанным с событием, чтобы оно повлияло на жизнь людей. |
Память и запах | Связь между памятью и обонянием помогает многим видам живых организмов выживать. Способность запоминать и позже распознавать запахи позволяет животным обнаруживать находящееся поблизости присутствие членов той же группы, потенциальных жертв и хищников. Исследователи из Университета Северной Каролины проверили обонятельные эффекты на кодирование и извлечение памяти в эксперименте 1989 г. Студентам мужского пола были показаны серии слайдов с фотографиями женщин, чью привлекательность им было предложено оценить по шкале. Результаты показали, что участники могли лучше вспомнить воспоминания, когда запах во время кодирования информации совпадал с запахом во время её пересмотра (Cann and Ross, 1989). Эти результаты предполагают, что связь между обонянием и воспоминаниями сохраняется. |
Ложные Воспоминания | Эта идея может звучать, как основа антиутопической научной фантастики, но факты свидетельствуют о том, что воспоминаниями, которыми человек уже обладает, можно манипулировать ещё долго после их кодирования. Если группе людей показать видео с трагической концовкой, он обязательно назовёт виновника, исходя из мыслей, которые у него сложились внутри мозговой активности. |
Память в психологии, свойства которой объясняют процесс кодирования и хранения информации, можно быть разделена на несколько видов. В зависимости от типа мозгового процесса, человек используют недавно полученную информацию или старую, которая хранилась на протяжении нескольких лет.
Как развивать память
Во многом развитие памяти связано с тренировкой внимания и улучшением способности концентрироваться. Эти процессы взаимосвязаны, так как чем больше человек удерживает внимание на чем-либо, тем больше он способен запомнить.
Эффективность запоминания зависит от:
- мотивации, стремления запомнить эту информацию
- значимости, которая напрямую связана с практичностью
- эмоциональным восприятием
- глубины погружения в материал
- количества повторений
- психофизического состояния
- комбинирования различных техник запоминания
Процессы
Люди сначала обрабатывают стимулы своей сенсорной памятью – эта информация, как правило, хранится в мозгу менее секунды. Затем информация передаётся в кратковременную память или рабочую, что позволяет обдумывать вещи и хранить ключевые моменты в разуме. Наконец, прошлые события попадают в долговременную память (эпизодическая или семантическая).
Разные области мозга влияют на аспекты памяти.
Например, гиппокамп связан с пространственной памятью, которая помогает мозгу отобразить окружающий мир и обойти негативные эмоции:
- Чтобы сформировать новые воспоминания, информация должна быть преобразована в пригодную для использования форму, которая происходит посредством процесса, известного как кодирование. Как только информация была успешно закодирована, она должна быть сохранена в памяти для последующего использования. Большая часть этой хранимой памяти лежит вне сознания большую часть времени, за исключением тех случаев, когда действительно нужно ее использовать. Процесс поиска позволяет вносить сохранённые воспоминания в сознательную часть мозга.
- Сенсорная память – самая ранняя стадия обработки информации. На этом этапе сенсорная информация из окружающей среды хранится в течение очень короткого периода времени, обычно не более ½ сек. для визуальной информации, и 3 или 4 сек. для слуховой информации. Кратковременная память, также известная как активная, – это информация, о которой человек сейчас знает или думает. Во фрейдовской психологии эту память называют сознательным умом.
- Если уделять внимание сенсорным воспоминаниям, это порождает информацию в кратковременной памяти. Большая часть информации, хранящаяся в активной памяти, будет там находится в течение примерно 20-30 сек.
- Долгосрочная память относится к постоянному хранению информации. Во фрейдовской психологии долговременную память можно назвать предсознательной и бессознательной. Эта информация в значительной степени находится за пределами понимания, но может быть переведена в рабочую память и использоваться при необходимости. Часть этой информации довольно легко вспомнить, в то время как к другим воспоминаниям гораздо сложнее получить доступ.
Кластеризация используется для организации связанной информации в группы. Информацию, которая классифицируется, становится легче запомнить и вспомнить.
Основные свойства памяти как психологического феномена
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Как познавательный процесс память характеризуется следующими свойствами:
- Объем – способность сохранять значительные объемы информационных данных;
- Точность – указанное свойство проявляется в запоминании не только общего содержания информации, но и отдельных фактов и событий;
- Готовность к воспроизведению – способность оперативно воспроизводить в сознании личности информационные данные. Указанное свойство памяти позволяет человеку эффективно использовать накопленный раннее экзистенциональный опыт;
- Скорость запоминания – индивидуальная характеристика памяти, которая находит свое отражение в оперативности запоминания информации;
- Длительность – способность личности на протяжении длительного времени сохранять пережитый опыт. Следует отметить, что данное качество индивидуально, имеет выборочный характер;
- Помехоустойчивость – свойство памяти, обеспечивающее возможность личности противостоять звуковому фону, помехам, концентрироваться на главной информации, которую необходимо сохранить в памяти для последующего воспроизведения.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Свойства памяти 490 ₽ Реферат Свойства памяти 220 ₽ Контрольная работа Свойства памяти 210 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Характеристики и свойства
Память в психологии разделяют на краткосрочную и долгосрочную. Это 2 основных типа, которые следует анализировать на предмет общих характеристик.
Их свойства также зависят от критериев:
- Краткая продолжительность, которая может длиться до 20 сек.
- Её емкость ограничена 7 ± 2 «порциями» независимой информации (закон Миллера) и уязвима для помех и прерываний.
- Угасание такой памяти происходит на фоне приёма лекарства или в результате травмы.
Кратковременная память отвечает за 3 операции:
- Зрительная интерпретация, которая является способностью хранить изображения.
- Акустическое воображение, которое является способностью хранить звуки.
- Рабочая память, которая является способностью хранить информацию до ее использования.
Информация в долговременной памяти хранится в виде сети схем, которые затем преобразуются в структуры знаний. Именно поэтому человек вспоминает соответствующие знания, когда натыкается на подобную информацию.
Существует 2 типа долговременной памяти:
- Явный: сознательные воспоминания, которые включают восприятие мира, а также собственный личный опыт.
- Неявный: бессознательные воспоминания, которые были использованы неосознанно.
Долгосрочная память отвечает за 3 операции:
- Кодирование, которое представляет собой способность преобразовывать информацию в структуру знаний.
- Хранение, которое является способностью накапливать порции информации.
- Поиск, то есть, способность вспомнить вещи, которые уже известны человеку.
Постановка задач перед человеком провоцирует запоминание – план работы, дальнейшее запоминание и использование полученных навыков. По мнению С. Л. Рубинштейна, память помогает вспомнить моменты, которые зависят от обстановки, в которой они были запомнены. А исследования П. И. Зинченко доказывают, что установка на запоминание – прямая цель к действию мозга.
Если информация запоминается сама собой, то человек лучше будет пользоваться данными мозга. Произвольное запоминание картинок, телефонов говорит о том, что мозг не боится задач, поставленных перед ним. В противном случае, если заставить выучить стихотворение, человек сложнее поддаётся этому процессу.
Исследование А. А. Смирнова было посвящено основной проблеме запоминания. Продуктивное неосознанное мышление было проанализировано в ходе эксперимента. Созданы конкретные условия, в которых человек запоминал все детали происходящих событий, но его об этом не просили.
В этих же условиях ему дали задание выучить правила организации, с чем он не справился. Эти учения позволили внедрить в систему образования процесс разбора ситуаций, чтобы работники и ученики могли быстрее вливаться в процесс происходящих действий.
Память в психологии. Свойства
Психолог Эббингауз изучал объёмы такой памяти, и пришёл к выводу, что испытуемому проще запомнить 5-7 слов непонятного значения. «Чистая» память выдала результат на ½ меньше начального. При этом спустя несколько дней человек не вспомнил ни одного слова.
Этот эксперимент породил новое определение – механическое и осмысленное запоминание:
- В первом случае механические действия направлены на то, чтобы человек запоминал, с какой ноги он сделал шаг, чтобы повторить его в дальнейшем. Такой принцип помогает работать со спортсменами. Связь нейронов позволяет прокручивать информацию в голове, которая потом «работает» на результат. Сложные элементы в спорте выполнялись, как отточенные движения, благодаря тому, что человек несколько раз в голове «прокрутил» их технику выполнения. Обманутый мозг думал, что человеческое тело умеет работать в этом направлении.
- Осмысленное запоминание предполагает выделение главной и важной информации из чистого потока знаний. Такой приём до сих пор применяется на теориях и практиках в университетах. При чтении лекции преподаватель указывает на важные моменты, которые нужно запомнить. Они позволяют студентам оттолкнуться от них, развивая мысль до конкретных событий. Они же, в свою очередь, остаются в бессознательной части памяти. Когда нужно данными воспользоваться, мозг «открывает» дверь к ним.
- Логический комбинированный приём запоминания был основан М. Н. Шардаковым, который обеспечил людей возможностью равномерно и в нужной последовательности запоминать события. При нарушении хронологии воспроизведения информации менялась тактика запоминания. Цель задачи была в том, чтобы дети и взрослые дозированно учили информацию, запоминая её в полном объёме. Целые стихотворения без дробления выучить никто не смог, несмотря на попытки передать звуки через музыку.
Комбинированный тип можно использовать для выучивания иностранного языка. Бессознательный и логический метод позволяет запомнить теорию и применить её на практике, а намеренный (заставлять) способ практически не даёт результатов.
Память, причины ее нарушений, и методы тренировки памяти
- Главная
- Пациентам
- Статьи
- Память, причины ее нарушений, и методы тренировки памяти
»
»
»
Память — это психическое свойство человека, способность к накоплению (запоминанию) хранению и воспроизведению опыта и информации. Память — это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве. Память трудно свести к одному понятию. Но подчеркнем, что память — это совокупность процессов и функций, которые расширяют познавательные возможности человека. Память охватывает все впечатления об окружающем мире, которые возникают у человека. Память — это сложная структура нескольких функций или процессов, обеспечивающих фиксацию прошлого опыта человека. Память можно определить как психологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала. Три указанных функции являются основными для памяти.
Еще один важный факт: память хранит, восстанавливает очень разные элементы нашего опыта: интеллектуальный, эмоциональный и моторно-двигательный. Память о чувствах и эмоциях может сохраняться даже дольше, чем интеллектуальная память о конкретных событиях.
Наиболее важные черты, неотъемлемые характеристики памяти — это длительность, быстрота, точность, готовность, объём (запоминания и воспроизведения). От этих характеристик зависит то, насколько продуктивна память человека.
1. Объём — способность одновременно сохранять значительный объём информации. Средний объём памяти — 7 элементов (единиц) информации. 2. Быстрота запоминания отличается у разных людей. Скорость запоминания можно увеличить с помощью специальной тренировки памяти. 3. Точность проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации. Эта черта очень важна в обучении. 4. Длительность – способность в течение долгого времени сохранять пережитый опыт. Очень индивидуальное качество: некоторые люди могут вспомнить лица и имена школьных друзей спустя много лет (развита долговременная память), некоторые забывают их спустя всего несколько лет. Длительность памяти имеет выборочный характер. 5. Готовность к воспроизведению — способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию. Именно благодаря этой способности мы можем эффективно использовать приобретенный раньше опыт.
Виды и формы памяти
Существуют разные классификации видов человеческой памяти: 1. По участию воли в процессе запоминания. 2. По психической активности, которая преобладает в деятельности. 3. По продолжительности сохранения информации. 4. По сути предмета и способа запоминания. 5. По характеру участия воли. 6. По характеру целевой деятельности память подразделяют на непроизвольную и произвольную. 1) Непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий. 2) Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия. Доказано, что непроизвольно запоминается материал, который интересен для человека, который важен, имеет большое значение.
По характеру психической деятельности, с помощью которой человек запоминает информацию, память делят на двигательную, эмоциональную (аффективную), образную и словесно-логическую.
1. Двигательная (кинетическая) память есть запоминание и сохранение, а при необходимости, воспроизведение многообразных, сложных движений. Эта память активно участвует в развитии двигательных (трудовых, спортивных) умений и навыков. Все ручные движения человека связаны с этим видом памяти. Эта память проявляется у человека раньше всего, и крайне необходима для нормального развития ребенка.
2. Эмоциональная память – память на переживания. Особенно этот вид памяти проявляется в человеческих взаимоотношениях. Как правило, то, что вызывает у человека эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на длительный срок. Доказано, что существует связь между приятностью переживания, и тем, как оно удерживается в памяти. Приятные переживания удерживаются гораздо лучше, чем неприятные. Человеческая память вообще оптимистична по природе. Человеку свойственно забывать неприятное; воспоминания о страшных трагедиях, с течением времени, утрачивают свою остроту. Данный вид памяти играет важную роль в мотивации человека, а проявляет себя эта память очень рано: в младенчестве (около 6 мес.).
3. Образная память — связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств, отношений между ними. Данная память начинает проявляться к возрасту 2-х лет, и достигает своей высшей точки к юношескому возрасту. Образы могут быть разными: человек запоминает как образы различных предметов, так и общее представление о них, с каким-то абстрактным содержанием. В свою очередь, образную память делят по виду анализаторов, которые участвуют при запоминании впечатлений человеком. Образная память может быть зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной и вкусовой.
У разных людей более активны разные анализаторы, но у большинства людей лучше развита зрительная память. Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Люди с развитой зрительной памятью обычно имеют хорошо развитое воображение и способны «видеть» информацию, даже когда она уже не воздействует на органы чувств. Зрительная память очень важна для людей некоторых профессий: художников, инженеров, конструкторов. Упомянутое раньше эйдетическое зрение, или феноменальная память, также характеризуется богатым воображением, обилием образов. Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки. Такая память особенно необходима при изучении иностранных языков, музыкантам, композиторам. Осязательная, обонятельная и вкусовая память – это примеры памяти, (существуют и другие виды, которые не будут упомянуты), не играющей существенной роли в жизни человека, т. к. возможности такой памяти очень ограниченны и ее роль – это удовлетворение биологических потребностей организма. Эти виды памяти развиваются особенно остро у людей определенных профессий, а также в особых жизненных обстоятельствах (классические примеры: слепорожденные и слепоглухонемые).
4. Словесно-логическая память — это разновидность запоминания, когда большую роль в процессе запоминания играет слово, мысль, логика. В данном случае человек старается понять усваиваемую информацию, прояснить терминологию, установить все смысловые связи в тексте, и только после этого запомнить материал. Людям с развитой словесно-логической памятью легче запоминать словесный, абстрактный материал, понятия, формулы. Этим типом памяти, в сочетании со слуховой, обладают ученые, а так же опытные лекторы, преподаватели вузов и т. д. Логическая память при ее тренировке дает очень хорошие результаты, и более эффективна, чем простое механическое запоминание. Некоторые исследователи считают, что эта память формируется и начинает «работать» позже других видов. П. П. Блонский называл ее » память-рассказ». Она имеется у ребенка уже в 3-4 года, когда начинают развиваться самые основы логики. Развитие логической памяти происходит с обучением ребенка основам наук.
По продолжительности сохранения информации: 1) Мгновенная или иконическая память Данная память удерживает материал, который был только что получен органами чувств, без какой-либо переработки информации. Длительность данной памяти — от 0,1 до 0,5 с. Часто, в этом случае, человек запоминает информацию без сознательных усилий, даже против своей воли. Это память-образ. Человек воспринимает электромагнитные колебания, изменения давления воздуха, изменение положения объекта в пространстве, придавая им определённое значение. Стимул всегда несёт в себе определённую информацию, специфичную лишь для него. Воздействующие на рецептор в сенсорной системе физические параметры стимула преобразуются в определённые состояния центральной нервной системы (ЦНС). Установление соответствия между физическими параметрами стимула и состоянием ЦНС невозможно без работы памяти. Данная память проявляется у детей еще в дошкольном возрасте, но с годами ее значение для человека возрастает. 2) Кратковременная память Сохранение информации в течение короткого промежутка времени: в среднем около 20 с. Этот вид запоминания может происходить после однократного или очень краткого восприятия. Эта память работает без сознательного усилия для запоминания, но с установкой на будущее воспроизведение. В памяти сохраняются самые существенные элементы воспринятого образа. Кратковременная память «включается», когда действует, так называемое, актуальное сознание человека (т.е. то, что осознается человеком и как-то соотносится с его актуальными интересами и потребностями).
Информация вводится в кратковременную память с помощью обращения внимания на нее. Например: человек, сотни раз видевший свои наручные часы, может не ответить на вопрос: «Какой цифрой — римской или арабской — изображена на часах цифра шесть?». Он никогда целенаправленно не воспринимал этот факт и, таким образом, информация не отложилась в кратковременной памяти. Объем кратковременной памяти очень индивидуален, и существуют разработанные формулы и методы для ее измерения. В связи с этим необходимо сказать о такой ее особенности, как свойство замещения. Когда индивидуальный объем памяти переполняется, новая информация частично замещает уже хранящуюся там, а прежняя информация часто безвозвратно исчезает. Хорошим примером могут быть трудности при запоминании обилия фамилий и имён людей, с которыми мы только что познакомились. Человек способен удержать в кратковременной памяти не больше имен, чем позволяет его индивидуальный объем памяти. Сделав сознательное усилие, можно удержать информацию в памяти дольше, что обеспечит её перевод в оперативную память. Это лежит в основе запоминания путем повторения. На самом деле, кратковременная память играет важнейшую роль. Благодаря кратковременной памяти перерабатывается громадный объём информации. Сразу же отсеивается не нужная и остается то, что потенциально полезно. В результате, не происходит перегрузки долговременной памяти излишними сведениями. Кратковременная память организовывает мышление человека, так как мышление «черпает» информацию и факты именно из кратковременной и оперативной памяти.
3) Оперативная память – это память, рассчитанная на сохранение информации в течение определённого, заранее заданного срока. Срок хранения информации колеблется от нескольких секунд до нескольких дней. После решения поставленной задачи информация может исчезнуть из оперативной памяти. Хорошим примером может быть информация, которую пытается вложить в себя студент на время экзамена: четко заданы временные рамки и задача. После сдачи экзамена снова наблюдается полная «амнезия» по данному вопросу. Этот вид памяти является, как бы переходным от кратковременной к долговременной, так как включает в себя элементы и той, и другой памяти. 4) Долговременная память — память, способная хранить информацию в течение неограниченного срока. Эта память начинает функционировать не сразу после того, как был заучен материал, а спустя некоторое время. Человек должен переключиться с одного процесса на другой: с запоминания на воспроизведение. Эти два процесса несовместимы и их механизмы полностью разные.
Интересно, что чем чаще воспроизводится информация, тем прочнее она закрепляется в памяти. Иными словами, человек может в любой нужный момент припомнить информацию с помощью усилия воли. Интересно заметить, что умственные способности не всегда являются показателем качества памяти. Например, у слабоумных людей, иногда встречается феноменальная долговременная память. Почему же для восприятия информации необходима способность к её сохранению? Это объясняется двумя основными причинами. Во-первых, человек имеет дело в каждый момент времени лишь с относительно небольшими фрагментами внешнего окружения. Чтобы интегрировать эти разделённые во времени воздействия в целостную картину окружающего мира, эффекты предшествовавших событий при восприятии последующих должны быть, так сказать, «под рукой». Вторая причина связана с целенаправленностью нашего поведения. Приобретаемый опыт должен запоминаться в таком виде, чтобы его можно было успешно использовать для последующей регуляции направленных на достижение сходных целей форм поведения. Хранящаяся в памяти человека информация оценивается им с точки зрения значения её для управления поведением и в соответствии с этой оценкой удерживается в различной степени готовности. Человеческая память ни в малейшей степени не пассивный хранитель информации – это активная деятельность.
Большинство людей периодически сетуют на свою «девичью» память. Как правило, они практически не расстаются с ежедневниками, в которых тщательно вписывают все свои планы на будущий день. Однако трудности подстерегают повсюду. Иногда невозможность вспомнить чье-то имя может поставить в достаточно неловкую ситуацию.
Как развить память у взрослого?
Подобный вопрос периодически задают себе забывчивые люди. И те, кто не только ищут ответ, но и начинают внедрять все рекомендации в жизнь, со временем замечают прекрасный результат.
Причины плохой памяти
С возрастом у людей ухудшается способность к запоминанию, а также появляется рассеянность. Человеку необходимо держать к голове слишком много информации, из-за чего он иногда забывает самые очевидные факты. Но дело не только в этом. Чем старше становится человек, тем хуже его способность рассуждать здраво. Причины плохой памяти у взрослых сокрыты как в возрастных изменениях, так и в неправильном образе жизни, стрессах, плохом сне и многом другом. Нервных клеток становится меньше, и наряду с этим человеку все труднее вникать во что-то новое. Плохая память у взрослого может являться следствием некоторых заболеваний. Отмечается, что на способность запоминания, а также мышление, неблагоприятно влияют: высокое давление; атеросклероз; диабет; полнота. Иногда ухудшение запоминания может быть следствием развивающейся болезни Альцгеймера.
Методы улучшения памяти
Удивительную способность можно натренировать, как, например, мышцу тела. Для этого нужно делать специальные упражнения для памяти. У взрослых, конечно, тренировка потребует определенных усилий. Ведь легче всего это происходит в детском возрасте. Малыши стараются запомнить все, что попадается им на глаза.
Упражнения для памяти у взрослых
Нагрузка на память школьника уже достаточно существенна. Но когда человек заканчивает учиться и начинает работать, его память больше не поддается систематической тренировке. Жизнь становится более скучной и обыденной. Для того чтобы память продолжала развиваться, человек должен получать впечатления. Хорошо, если происходят различные приятные события, и люди стараются их не забыть.
Влияние табака
Прежде всего необходимо избавиться от пагубного влияния никотина. Многочисленные исследования подтвердили, что табак достаточно сильно ухудшает способность запоминать. Если сравнить человека, который тренирует память и при этом курит, и другого, который не работает над способностью запоминать, но и вредной привычки у него нет, то окажется, что у первого результат лучше. Однако если их условия уравнять, то окажется, что табак все же ухудшает память. Исследования показали, что курящие студенты хуже справляются с заданиями, чем некурящие. Хотя табак имеет свойство мгновенно повышать концентрацию внимания, однако это быстро проходит.
Влияние алкоголя
Гибкий ум невозможно сохранить, принимая спиртосодержащие напитки. Ведь они также ослабляют память. Даже малая доза спиртного снижает способность запоминать. Систематический его прием лишает человека возможности фиксировать что-то в памяти. Поэтому тем людям, которые задумываются о том, как развить память у взрослого, следует отказаться от спиртного. методики развития памяти у взрослых Рекомендуется исключить все виды алкоголя перед ответственным мероприятием, на котором необходимо что-то запоминать.
Медикаментозные препараты
Прием некоторых лекарств также может влиять на запоминание и даже вызывать провалы в памяти. К ним относятся различные успокаивающие или возбуждающие препараты, а также обезболивающие, антигистаминные и противовоспалительные средства.
Основные рекомендации
Существуют правила, позволяющие памяти всегда оставаться в рабочем состоянии: обогащать кровь кислородом; обязательно хорошо высыпаться; не злоупотреблять алкоголем и табаком; отказаться (по возможности) от лекарств, снижающих память.
Методики запоминания от гениев
Психолог Карл Сишор считает, что обычный человек использует свою память только на 10%, в то время как 90% остаются без применения. Мало кто знает, что практически все методики развития памяти у взрослых базируются на трех природных законах запоминания. Речь идет про эмоции, ассоциации и повторения. Знание этих правил способно помочь как в обыденной жизни, так и в ответственных ситуациях.
Закон эмоций гласит, что для лучшего запоминания достаточно получить яркие впечатления о заданном предмете. Самым известным человеком, использовавшим данное правило, был Рузвельт. Он всегда сохранял отличную концентрацию внимания. Все, что он прочитывал, запоминал почти дословно. Секрет данной методики развития памяти у взрослых сокрыт в необходимости полностью сосредоточиться, хотя бы ненадолго, на нужной информации. Именно в этом случае она запомнится лучше, чем если долго размышлять о ней и отвлекаться.
Удивительную методику оставил после себя Наполеон. Он отлично помнил на смотре войск расположение каждого своего бойца и его фамилию. Секрет его запоминания имени человека состоял в том, чтобы получить о нем более яркое впечатление. Например, спросив, как пишется его фамилия.
Президент Линкольн имел свою методику запоминания: он читал вслух то, что было важно помнить. Получается, что нужно задействовать как можно больше органов чувств. Это позволяет достаточно эффективно повлиять на развитие памяти у взрослых. Упражнения, которые строятся на задействовании нескольких чувств, рекомендуются большинством психологов. К примеру, чтобы запомнить, достаточно записать, а затем мысленно представить написанное.
Марк Твен часто читал лекции. Чтобы запомнить длинный текст, он записывал пару слов с начала каждого абзаца. Перед выступлением Твен повторял всю лекцию, используя эту шпаргалку. Но затем ему пришла в голову другая идея — и он стал рисовать то, что ему нужно было запомнить. Таким образом, гении прошлого смогли воплотить все три закона запоминания.
Как развить память у взрослого: упражнения для тренировки
Тренировка памяти у взрослых должна начинаться со следующих упражнений: 5-10 секунд сохраняйте полностью свободный от мыслей ум. Это необходимо для тренировки концентрации внимания. Во время данного процесса не должно возникать какого-либо напряжения: нервного либо психического. С пяти секунд очень важно постепенно дойти до тридцати секунд непрерывного нахождения в этом состоянии. Очень важно развивать не только зрительную или слуховую способность запоминания, но и другие виды. Также нужно помнить, что краткосрочная и долгосрочная память в одинаковой мере необходимы человеку.
Зрительную память можно натренировать, если пытаться запомнить внешность проходящих мимо людей. Достаточно мимолетного взгляда на человека, идущего навстречу, и затем нужно попробовать представить себе его облик во всех деталях.
Очень полезно время от времени спрашивать себя, как выглядит обертка любимой конфеты, что там изображено.
Можно пытаться представить, что вы видели, когда проходили в очередной раз мимо магазина, какая там была вывеска. При этом нужно стараться вспомнить все до мельчайших подробностей.
Для того чтобы улучшить звуковую память, достаточно регулярно читать вслух либо учить стихотворения с ребенком. Пропойте только что прослушанную мелодию. В уличном шуме старайтесь расслышать обрывки фраз и зафиксировать их в памяти.
Принимая пищу, вообразите себя дегустатором, который досконально запоминает вкус блюда. Ассоциируйте каждое кушанье с чем-либо. Играйте на угадывание блюда с закрытыми глазами.
В парфюмерном магазине брызгайте понравившиеся духи на тест-полоску. Затем пытайтесь вспомнить их название. Тренируйтесь со всеми окружающими вас запахами. Можно начать с более простых ароматов, далее переходите к более сложным.
Попробуйте развить числовую память. Для того чтобы запомнить целую комбинацию, нужно всего лишь выбросить калькулятор. Для начала можно просто определять в магазине сдачу при каждой покупке. Расчеты в уме очень тренируют память, связанную с числами. Попробуйте определить цену на каждый продукт.
Считайте свои шаги, например, от входа в квартиру до двери лифта. Можно попробовать запомнить, сколько раз вам приходится прокрутить лампу в патроне, прежде чем она будет закручена достаточно туго. причины плохой памяти у взрослых.
Все виды памяти прекрасно развиваются при помощи любых видов настольных игр. Ускорить мыслительные процессы можно при помощи шахмат и шашек, игральных карт, домино.
Отлично натренировать память поможет разгадывание кроссвордов, а также всяческие головоломки.
Оригами улучшает механическую память. Различные виды рукоделия, типа вязания, вышивки и рисования, улучшают мелкую моторику и концентрацию на деталях.
При недостаточном эффекте от самостоятельных занятий необходимо обратиться к специалистам: неврологу или психиатру.
Кроме этого, в г. Оренбурге по адресу: ул. Пролетарская, д. 153 работает «Школа для пациентов с проблемами памяти». Занятия проходят каждую вторую среду месяца. Запись по телефону (3532) 40-20-11.
Памятью обладают все. У некоторых людей отмечается просто феноменальная способность к запоминанию. Другие сознаются в том, что являются обладателями «дырявой» головы. По мнению психологов, людей с плохой памятью крайне мало. При этом очень много тех, кто не умеет правильно ее использовать или не знает, как развить память у взрослого.
Статья подготовлена врачом-неврологом высшей квалификационной категории Гранкиным С. А.
При подготовке статьи использовались материалы сайта: https://fb.ru/article/162910/kak-razvit-pamyat-u-vzroslogo-uprajneniya-dlya-trenirovki-obzor-luchshih-metodik-po-razvitiyu-pamyati https://fb.ru/, Обзор лучших методик по развитию памяти, Елена Билецкая, December 29, 2014
Функции и роль
Память в психологии (свойства памяти непосредственно связаны с её ролью и функциями, выполняемыми ею) делится на несколько видов в зависимости от выполняемых функций в жизни человека:
Функция | Особенность |
Отражательная | Память способна отражать события, которые в ней хранятся для того, чтобы напомнить человеку о последствиях. Здесь же можно привести пример «дежавю», когда человеку вспоминается ряд ситуаций и момент его поведения при определённых обстоятельствах. |
Регулятивная | И. П. Павлова в своих исследованиях говорит об ассоциациях, которые помогают установить прочность между событиями разного времени. |
Современная наука в трудах П. К. Анохина исследует гипотезы о механизме памяти. Биотоки, которые самостоятельно возобновляются в нервных клетках, помогают создать эффект зрительного восприятия. Это эксперимент, проведённый П. П. Блонским, в основе которого лежит психическое явление. Акт познания ситуации происходит за счёт ориентации в информации в недрах головного мозга.
Роль памяти в человеческой жизни занимает главенствующую нишу в работе нервных окончаний коры головного мозга. Юрист должен помнить сведения всех лиц-участников процесса, адвокат – запоминать теорию и правдивость ситуаций. Простой рабочий должен определять логику последовательных действий. В науке выделяют:
Явная память | Относится к знаниям или опыту, которые можно сознательно запомнить. |
Эпизодическая и семантическая | Эпизодическая память относится к непосредственному опыту, который был получен. Семантическая память относится к знаниям фактов и понятий о мире. |
Неявная память | Под неявной памятью подразумевается влияние опыта на поведение, даже если человек не осознает этих влияний. |
Процедурная память | Она относится к часто необъяснимым знаниям о том, как делать что-либо. Например, приготовить чай или открыть дверь. |
Существует другой тип неявной памяти – это эффекты, помогающие без усилий воспроизвести то, о чём нейтральные раздражители в мозге помогают вспомнить благодаря ассоциациям. Человек может неосознанно оборачиваться на звук или яркий свет.
Ключевые характеристики
Память характеризуется следующими параметрами:
- объем;
- точность;
- скорость;
- длительность;
- прочность.
Объем показывает сколько может быть усвоено информации. В среднем, человек задействует не более пяти процентов доступного ресурса и этот показатель легко увеличивается.
Под точностью понимается количество запоминаемых незначительных деталей. Например, даты, элементы одежды, интерьера, точные формулировки. Скорость запоминания, усвоения информации во многом врожденный показатель. Если целенаправленно развивать его, возрастут остальные характеристики. То же касается скорости воспроизведения. Чем быстрее мозг воспроизводит необходимую информацию, тем более эффективно используется накопленный опыт.
Следующий параметр — длительность хранения, зависящий от ситуации и целей. Одни моменты вспоминаются годами, другие забываются сразу. То, сколько хранится информация, зависит от эмоционального фона усвоения. Это же правило действует в отношении других характеристик. Приведем такой пример. Каждый день проезжая на автобусе один и тот же маршрут, вряд ли запомните, как выглядят деревья и здания за окном. Представьте теперь, что дверь случайно защемила вас, и транспорт поехал, не заметив этого. Образы, которые попадут в мозг в такой обстановке, запомнятся надолго, вплоть до мельчайших подробностей.
Нарушения
Память в психологии, свойствами которой являются также неконтролируемые события и их последствия, может подвергаться незначительным и серьёзным сбоям:
- Забывание – удивительно распространённое событие, которое может произойти по ряду причин, включая невозможность вспомнить временной отрезок.
- Деменция также влияет на мышление, суждения и поведение (болезнь Альцгеймера, прогрессирующий надъядерный паралич, гидроцефалия нормального давления, болезнь Крейцфельдта-Якоба).
- Инфекции мозга (болезнь Лайма, сифилис или ВИЧ) могут породить полную амнезию.
- Болезнь Паркинсона или Хантингтона (рассеянный склероз) приводят к разрушению связи между нейронами.
Чтобы выявить на ранней стадии вероятность психических отклонений, нужно провести диагностику.
Что такое память и как она работает
Память позволяет нам снова пережить прошлое
Памятью называется способность нервной системы сохранять и транслировать информацию, получаемую человеком ежесекундно.
Изучением того, как работает память человека, занимаются нейрофизиологи, психологи и другие ученые.
Благодаря памяти перед нашим сознанием встают в подробностях события и образы прошлого.
Также мозг запоминает, как мы реагировали на эти события, и позволяет впоследствии при необходимости воспроизвести эту реакцию лучше и точнее. Эти свойства памяти лежат в основе обучения.
Нервная система обрабатывает сигналы, полученные органами чувств, а также работает с мыслями и воображаемыми картинами. Поначалу они запечатлеваются, а затем сохраняются на уровне рефлексов и связей между нейронами в мозгу.
Механизм памяти связан не только с запоминанием, узнаванием и воспроизведением фрагментов опыта, но и с забыванием ненужной или малозначимой информации, вытеснением травмирующего опыта.
Впрочем, ученые считают, что абсолютно вся информация, полученная в течение жизни, хранится в голове, даже если сознание неспособно припомнить ее.
Память максимально эффективно работает в первые 5 лет, когда ребенок учится говорить и познаёт мир впервые. В дальнейшем происходит постепенное ухудшение памяти, причём в старческом возрасте это может стать причиной недееспособности.
Память, с помощью которой мы взаимодействуем с собственным жизненным опытом, лежит в основе всех когнитивных функций, таких, как мышление и речь.
Диагностика
Для диагностики психических и психологических особенностей памяти проводят тестирования:
- А. Р. Лурия – «заучивание 10 слов». Целью эксперимента является проверка уровня развития памяти.
- Методика «определения кратковременной памяти» по разработке Г. И. Невельского позволяет определить точность и идентичность запоминаний. В эксперименте лицам даются числа, расположенные хаотично. Их нужно с нужной скоростью воспроизвести устно или письменно.
- Проверка «зрительной памяти» по методу И. Мельникова подразумевает вычитку рассказа. Испытуемый должен записать слова, которые он запомнил. Таким же образом проводится оценка уровня слуховой памяти.
Провести диагностику можно в Москве в Геронтологическом клиническом центре, в центре психологической диагностики и клинической психиатрической больнице. Процедура может повторяться в зависимости от точности и чистоты эксперимента. Если результаты не были получены, проводится повторное обследование. Стоимость тестирования может варьироваться от 2300 до 8900 руб.
Развитие, тренировки и упражнения
Если память не развивать и не тренировать она угасает или исчезает совсем, и человек теряет свою личность. Для жизни это необходимая задача. Функционирует в быту, в творчестве и любых сферах деятельности. Развивать ее надо с самого детства, а уже взрослым продолжать тренировать.
- Для развития зрительной памяти подойдёт таблица немецкого психотерапевта Шульте. Суть метода развития такова: пять минут смотреть на таблицу, затем закрыть ее и воспроизвести содержание по памяти.
- Для развития памяти есть еще метод «Айвазовского» – выбрать любой объемный объект, смотреть внимательно на него 5 минут, закрыть глаза и мысленно воспроизвести увиденное.
- Учить стихи наизусть. Этот метод тренирует как зрительную, так и слуховую память.
- Есть техника с использованием образов и ассоциаций. Так называемая «мнемоническая» (искусство запоминания). На доске или на листке, кто-то посторонний должен написать несколько разных слов. Изучив их, отвернитесь и повторите.
- Симулировать воспроизведение помогает произношение слов наоборот.
- Еще один способ воспроизведения игры со словами «Города» и «Слово из слов».
- Кроссворды, ребусы, сканворды и т.д.
- Повседневные дела. Составлять в уме список покупок. Считать в уме покупки в магазине. Пересказывать фильмы и книги. Ходить разными маршрутами и сохранять в памяти дорогу (магазины, парки и т.д.). Запоминание новых слов и терминов.
Методы управления
Методы реализации функций памяти может подразумевать конкретные события и действия, которые поставлены в виде задачи перед испытуемым.
Методика мнемонических приёмов
Суть метода заключается в использовании локальной привязки словесных посредников и разбиения их на группы.
Человек заучивает ряд элементов, сопоставляет их и запоминает. Дж. Бруно разработал методику для установления возможностей интерпретировать результат, полученный в рамках исследования. Мнемонический приём позволяет научить человека оценивать способности мозга к скрытию неполезной информации.
Метод ассоциаций в нейронных сетях
Методика была разработана П. И. Зинченко. Суть заключается в том, чтобы человек сумел компоновать при помощи ассоциативного мышления предметы, запоминая их роль в жизни человека. Например, нужно соединить ряд полезных действий, соотнеся их функции к ряду предметов. Таким образом, человек запоминает больше слов, интерпретируя результат за счёт воспоминаний в действии.
Летатехника для забывания и подавления воспоминаний
Её разработал О. Л. Подлиняев, который заставлял психически больных людей забывать о прошлых негативных событиях из жизни.
Целью методики является возможность управлять долгосрочной частью памяти в условиях работы нейронных сетей. Подавление обсессивно травмирующих событий происходит посредством написания «горящего письма», эмоций, которые были вызваны в годах прошлого, и сжигания эмоциональных комплексов.
В такой методике могут участвовать люди, у которых простые сюжеты памяти вызывают нарушения сознания. Например, человек не может смириться с потерей близкого, и негативно реагирует на огонь (пожар унёс жизни родных). Методика позволяет «отпустить» воспоминания и подавить их реакцию на нынешнее событие (костёр, горящая свеча) за счёт сжигания листа, на котором записаны эмоции.
Мнемонические приёмы Харриса (1980 г.)
Когда-то Харрис создал удивительную методологию для тренировки памяти. Метод помог людям настолько быстро запоминать и долго хранить информацию в разделе сенсорной и краткосрочной памяти, что неизбежно они становились мишенью для окружающих. Они были способны запоминать колоду карт, приёмы фокусников, от чего их считали мошенниками.
Развенчать миф об этих людях Харрис не смог, так как создал лишь приём для тренировки памяти. Чтобы управлять такими возможностями и научиться подавлять синдромы быстрого запоминания, мнемонист Шерешевский создал синестезию, которая помогала нарушить процесс обмена информации в сфере феноменального приёма запоминания всего вокруг.
Суть метода заключалась в том, чтобы при раздражении 1 участка мозга, активизировались импульсы, характерные работе другого участка. Таким образом, толкнув человека в пропасть, он должен быть не путаться, а радоваться.
Такая подмена импульсов в работе нейронов помогла Шерешевскому ассоциировать числа и слова с образами людей. Он же создал методику забывания этого приёма, возвращая человека к привычным реакциям организма.
Сумев поменять свойства всех отделов памяти, Шерешевский создал психологическое оружие, при помощи которого мог управлять памятью. В психологии есть много метод, позволяющих управлять эмоциями, мыслями и ассоциативным мышлением. При изучении и интерпретации работы этих отделов мозга можно управлять человеком и манипулировать его чувствами для лечения заболеваний.
Необычная память: исторические примеры
Чем же так характерно запоминание у человека, которое не перестаёт удивлять? Приведём несколько примеров феноменальной памяти, которые потрясут и позволят лучше представить возможности мозга.
- Мыслитель из Древнего Рима Марк Порций Катон Старший не только является автором крылатой фразы «Карфаген должен быть разрушен!», он отличался необыкновенными способностями в сфере запоминания. Катон Старший был способен воспроизвести все слова, слетавшие с его уст на протяжении жизни. Речи Марка Порция Катона Старшего часто записывали, так что сравнение с оригиналом не оставляло сомнений в возможностях мозга мыслителя.
- Отец-основатель афинской демократии, политик и полководец Фемистокл помнил по имени каждого из граждан родного города. А ведь тогда в Афинах насчитывалось 20 тыс. жителей!
- Сенека — философ из Древнего Рима — за раз запоминал до 2 тыс. слов, когда они произносились в беспорядке и не имели смысла.
- Великий полководец Александр Македонский знал по имени каждого воина в своей 30-тысячной армии. Возможно, благодаря этому люди пошли за ним даже в Индию.
- Необычные способности памяти человека проявились у шахматиста Поля Морфи. Он играл «вслепую», не бросая на доску не единого взгляда. Так гений мог вести до 8 партий.
- Математик Леонард Эйлер – швейцарский, немецкий и русский учёный. Он является автором более 850 научных трудов. Эйлер способен был озвучить шесть степеней числа от 1 до 100.
- Академик из СССР Сергей Алексеевич Чаплыгин отличался удивительной памятью на телефонные номера: однажды набрав его, учёный запоминал порядок цифр на всю жизнь.
- В 1805 году войска Наполеона забрали из музея Кёльна знаменитую картину Рубенса «На алтаре церкви Святого Петра». Художник, пожелавший остаться неизвестным, создал точную копию шедевра по памяти, которую даже специалистам трудно было отличить от оригинала.
- Жан-Франсуа Шампольон впервые расшифровал Розетский камень и научился читать египетские иероглифы. Уже в 16 лет юный гений изучил 12 языков и представил Гренобльской Академии свой первый научный труд «Египет при фараонах». В 20 лет Шампольон помимо родного наречия владел уже 13 языками, в том числе китайским, арабским и древнегреческим.
Это далеко не полный перечень примеров феерической памяти человека. Подобные возможности кажутся фантастическими и присущими только необыкновенным людям. Однако развить необычные способности памяти и мозга человека под силу каждому представителю рода людского. Существуют различные тренинги и пособия, помогающие лучше раскрыть потенциал умственного развития. Грамотно применяя возможности памяти можно достичь большего успеха в жизни, лучше учиться, познавая множество новой информации. Это также позволит избегать опасных ситуаций, не попадаться на уловки мошенников и манипуляторов. Развитая память даст возможность полнее воспринимать жизнь и надолго запомнить самые лучшие и яркие моменты прожитых лет.