Девиантное поведение: примеры и признаки отклонений

Несмотря на то, что в обществе установлены определенные рамки и правила поведения, человеку свойственно их нарушать. Каждый имеет свое неповторимое мышление, которое накладывает отпечаток на общение с окружающими. Порой это становится причиной такого явления, как девиантное поведение. Примеры такого нестандартного мышления достаточно многочисленны, и, к счастью, не всегда негативны.

Определение понятия

Отклонение от общепринятых социальных норм определяется как девиантное поведение. Примеры этого явления достаточно многочисленные. При этом специалисты из различных сфер по-своему определяют девиантное поведение:

  • С точки зрения социологии можно сказать, что это явление, представляющее реальную угрозу для выживания человека в обществе. При этом речь идет как о самом девианте, так и о его окружении. Кроме того, происходит нарушение процессов усвоения информации, воспроизводства общепринятых ценностей, а также саморазвития и самореализации.
  • С точки зрения медицины нарушение межличностных взаимодействий и поведенческие отклонения вызваны наличием нервно-психических патологий разной степени выраженности.
  • С точки зрения психологии девиантное поведение представляет собой антиобщественный способ разрешения конфликтных ситуаций. При этом присутствует стремление нанести ущерб собственному и общественному благополучию.

Признаки и критерии

Главный критерий девиантного поведения — статистический. Он позволяет точно понять, какое поведение является девиантным, а какое остается в рамках нормы. Поскольку границы нормы и девиантности размыты, важно опираться на комплексные исследования.

Критерии нормы и, соответственно, не-нормы, можно определить, если посчитать частоту встречаемости в обществе того или иного явления. Нормой считается все, что широко распространено в обществе (явление должно встречаться в 50% случаев).

Также важен критерий, связанный с оцениванием поведения индивида. Чем опаснее поведение для общества, тем оно девиантнее.

Во многих науках существуют отдельные критерии склонности к девиантности, такие как:

  • индивидуально-психологический (обозначает степень индивидуальности человека);
  • психопатологический (применяется в рамках медицинских исследований);
  • социально-нормативный (критерии нормы по мнению общества).

Один из ключевых показателей нормы, принятой в обществе, — степень адаптации отдельно взятого человека в социуме.

Признаки девиантного поведения:

  • поведение индивида не соотносится с принятыми в данном обществе критериями нормы;
  • индивид, совершающий девиантные действия, воспринимается окружающими людьми отрицательно;
  • индивид наносит разного рода вред людям, которые его окружают, или самому себе;
  • девиант стремится повторять свои действия неоднократно и продолжительно;
  • поведение полностью соотносится с личностной направленностью индивида;
  • поведение находится в рамках медицинских норм;
  • девиант частично либо практически полностью лишен умения адаптироваться в социуме.

Примеры девиантности из жизни:

  1. Каннибализм является в большинстве стран мира крайне осуждаемой формой девиантности, а каннибалы преследуются по закону.
    При этом в некоторых отдаленных африканских поселениях каннибализм есть норма, и, естественно, представители этих племен не считают это девиантностью.

    Наиболее известные каннибалы — Роберт Модсли, Николай Джурмонгалиев, Сергей Гаврилов.

  2. Яркий пример девиантности — деятельность панк-группы Pussy Riot: танцы в церкви, обвинения правящих лиц страны, откровенные выступления в общественных местах.

Основные причины

К сожалению, психологи до сих пор не могут точно определить круг причин, которые провоцируют девиантное поведение. Примеры позволяют составить лишь приблизительный перечень. Он выглядит следующим образом:

  • несогласованность поставленных целей с доступными средствами, которые могут быть использованы для их достижения;
  • снижение уровня ожиданий социума от конкретного индивида, что постепенно приводит к маргинализации;
  • пристрастие к алкоголю и наркотикам, ухудшение генетического фонда и другие социальные патологии;
  • психические заболевания различного характера;
  • отсутствие четкой мотивации, которая позволяла бы точно определить адекватные действия для конкретной ситуации;
  • социальное неравенство и несправедливость, побуждающие агрессию;
  • вооруженные конфликты, техногенные катастрофы и природные катаклизмы, которые нарушают человеческую психику.

Характеристики девианта

Все чаще в обществе можно столкнуться с таким явлением, как девиантное поведение. Примеры позволяют выделить ряд общих черт, которые присущи всем людям с данной проблемой. Так, девиантов можно охарактеризовать следующим образом:

  • вызывают резкую негативную реакцию и осуждение со стороны общества;
  • могут наносить физический или материальный ущерб себе или окружающим;
  • ненормальное поведение постоянно повторяется или же имеет постоянный характер;
  • присутствует социальная дезадаптация;
  • поведенческие девиации полностью согласуются с индивидуальными особенностями личности;
  • присутствует стремление к выражению своих личных особенностей.

Бродяжничество как форма проявления

Стремление к бродяжничеству чаще распространено среди подростков, а не среди взрослых людей.

Обычно люди чувствуют тягу к бродяжничеству тогда, когда в их жизни происходят радикальные, болезненные изменения, они ощущают острое психоэмоциональное потрясение.

Также часто бродяжничают маргинальные индивиды, не имеющие постоянного финансового заработка.

Дромомания — непреодолимое стремление бродяжничать — может быть симптомом психического расстройства, например шизофрении, депрессии.

С бродяжничеством могут быть связаны такие негативные девиантные явления, как попрошайничество, проституция, преступная деятельность, наркомания, алкоголизм.

Бродяжничество относится к сверхценным психопатологическим стремлениям.

Примеры девиантного поведения в обществе

Несмотря на то, что теоретические определения четко описывают поведенческие признаки, они не всегда в полной мере отражают сущность явления. Тем не менее, оглянувшись вокруг, вы удивитесь, как часто в обществе встречается девиантное поведение. Примеры из жизни следующие:

  • Люди без определенного места жительства. В силу сложившихся обстоятельств их поведение существенно отличается от общепринятых норм.
  • Просящие милостыню могут вызвать жалость или негативную реакцию со стороны окружающих. В любом случае в обществе, где подавляющее большинство обеспечивает себя материальными средствами посредством трудовой деятельности, такое поведение воспринимается неадекватно.
  • Проститутки вызывают осуждение с точки зрения нравственных устоев.
  • Наркоманы и алкоголики признаны девиантами не только в силу их зависимости от употребления определенных веществ. В состоянии опьянения они могут представлять реальную физическую угрозу для окружающих.
  • Как ни странно, монахи, с точки зрения общества, также считаются девиантами. Большинство людей не понимает желания отказаться от всех общественных благ и возможностей.
  • К гениям также относятся настороженно, несмотря на то что научно-технический прогресс прочно вошел в современную жизнь. Тем не менее отношение к людям с высоким уровнем интеллекта нельзя назвать негативным.
  • Убийцы, маньяки и прочие преступники осуждаются не только обществом. Законодательство предусматривает строгое наказание для них.

Рассматривая девиантное поведение, примеры из жизни можно приводить очень долго. Так, например, кто-то может отнести сюда людей искусства, тунеядцев, неформалов и так далее. В любом случае при желании человек может избавить себя от такой характеристики (независимо от того, является она приобретенной или врожденной).

Что это такое?

Девиантное поведение, которое также называется социальной девиацией или отклоняющимся поведением — это поведение, которое значительно отклоняется от устоявшихся в человеческом обществе норм и правил.

Людей, поведение которых можно отнести к девиантному, называют, соответственно, девиантами.

Далеко не все формы девиантного поведения несут угрозу обществу или же людям, которые окружают девианта, но в большинстве случаев эти особенности поведения так или иначе вредят самому человеку, создают ему трудности в повседневной жизни и в процессе адаптации в социуме.

В психологии и социологии явление девиации и то, как люди реагируют на действия девиантов, тщательно изучают. Существует отдельное направление в психологии, посвященное этому, — девиантология.

Если девиант представляет какую-либо угрозу обществу, он попадает под действие предусмотренных законом санкций.

В зависимости от его поведения и законодательства конкретной страны, к нему могут применяться такие меры, как принудительное лечение, изоляция, различные виды наказания.

В подростковом возрасте распространенность девиантного поведения составляет 40-65%, что объясняется особенностями этого возрастного периода.

Среди взрослых людей процент тех, кто проявляет девиантное поведение, обычно ниже. Уровень девиаций возрастает в периоды общественного волнения, во время кризисов и масштабных изменений в социуме.

К детям младше пятилетнего возраста нельзя применять определение «девиантное поведение», поскольку в этом возрасте у них отсутствует четкое понимание социальной нормы.

Примеры позитивного девиантного поведения

Позитивное девиантное поведение — это действия, направленные на смену устаревших ценностей и норм, которые препятствуют дальнейшему общественному развитию. Оно может проявляться в творчестве, политической деятельности или просто личном протесте. Несмотря на то, что на начальном этапе общество может негативно отнестись к подобным явлениям, примеры позитивного девиантного поведения доказывают эффективность данной модели:

  • Г. Перельман — это гениальный математик, который прославился доказательством теоремы Пуанкаре (другие ученые бились над этим более 100 лет). Как результат, он был номинирован на несколько престижных премий. Но от всех наград Перельман категорически отказался, что является дурным тоном в научных кругах. Тем не менее никакого вреда обществу такое поведение не принесло. К тому же Перельман посчитал ненужным принижать вклад других математиков и вообще переводить науку в коммерческую плоскость.
  • Следующий пример также довольно интересный, но подтверждений его правдивости нет. Так, авторский метод психиатра Д. Роджерса был признан издевательством над пациентами, за что его приговорили к смертной казни. Речь шла о том, чтобы довести больного до крайней формы истерии, после чего он выздоравливал и продолжал жить нормальной жизнью. Только через 50 лет после казни девиантное поведение врача было признано эффективным.
  • Некоторые примеры положительного девиантного поведения оказали существенное влияние на нашу сегодняшнюю жизнь. Так, в конце 60-х годов компьютеры были размером с жилую комнату или даже школьный спортивный зал. Настоящую революцию в этой сфере произвели Стив Джобс и Билл Гейтс. То, что многие считали безумием, они воплотили в жизнь. Сегодня практически у всех есть компактный и функциональный компьютер.

Классификация

Типология девиантного поведения, созданная В. Д. Менделевичем, активно применяется в рамках российской психологии и психиатрии и включает следующие типы:

  1. Делинквентный. К этому типу относится поведение, которое определяется социумом как преступное: грабеж, различные виды насилия, убийства и так далее.
  2. Аддиктивный. Человек с аддиктивным поведением стремится отстраниться от окружающей его действительности, для чего обычно прибегает к использованию различных психостимулирующих средств — наркотиков, алкогольных напитков, — погружает себя в состояние транса, активно мастурбирует.
    Также аддиктивность проявляется в виде различных зависимостей (игромания, шопоголия и другие).
  3. Психопатологический. Поведение связано с наличием у человека симптоматики психических расстройств.
  4. Патохарактерологический. Девиация напрямую связана с личностными особенностями отдельно взятых людей, такие как акцентуации характера и расстройства личности.
  5. Гиперспособности. Гении и просто одаренные люди проявляют девиантное поведение в быту, поскольку часто к нему не приспособлены и слишком погружены в то, что им важно. Также им сложно адаптироваться в социуме.

Девиантное поведение обычно разделяется на:

  1. Отрицательное. Такие типы девиантности негативно влияют на общество, несут ему угрозу. Это алкогольная и наркотическая зависимость, проституция, преступная деятельность и так далее.
  2. Положительное. Соответственно, эти типы девиантности несут пользу обществу и помогают ему развиваться. Это сверхинтеллигентность, творчество, стремление совершать открытия, исследовать что-либо и так далее.

Роберт Мертон, известный американский социолог XX-го века, выдвинул собственную типологию девиантного поведения, базирующуюся на идее о том, что девиация — разлом между целями и одобряемыми социумом методами их достижения.

Его типология включает такие типы, как:

  1. Инновация. Девиант преследует цели, которые общество одобряет, но достигает их методами, которые обществом осуждаются.
  2. Ритуализм. Девиант отрицает общественно одобряемые цели и чрезмерно преувеличивает значимость методов их достижения. К примеру, человек со всей тщательностью оформляет документацию и требует этого от подчиненных, перепроверяет ее по нескольку раз и делает массу копий, но цель этого для него ускользает.
  3. Ретретизм. Пересекается с аддиктивностью в типологии Менделевича: девиант стремится сбежать от реальности и отстраняется как от целей, так и от методов.
  4. Бунт. Девиант отстраняется от методов и целей и ставит новые, радикально отличающиеся от тех, что общество одобряет.

Если говорить кратко, то Роберт Мертон считает, что единственный тип поведения, не имеющий к девиантности отношения, — это конформный тип, то есть поведение приспособленцев, тех, кто стремится всецело следовать правилам общества и поддерживать что угодно, если это одобряется массами.

Форма девиации, которая требует жестких запретно-репрессивных мер — это преступность.

Примеры ситуаций девиантного поведения

Даже не задумываясь об этом, ежедневно мы встречаем ситуации девиантного поведения. Пример может быть следующим:

  • Физически здоровый молодой человек заходит в общественный транспорт и занимает свободное место. В этом нет ничего предосудительного, но на следующей остановке входит пожилой мужчина. Не желая уступать место, молодой человек начинает притворяться, что спит и не замечает старика. В большинстве случаев эта девиация обусловлена не только личными качествами, но и неправильным воспитанием.
  • Школьник постоянно нарушает дисциплину в классе, мешая учителю и своим сверстникам. К сожалению, такое проявление девиантного поведения часто вызывает резкую реакцию со стороны педагогов, что порождает еще большее сопротивление. Как правило, недисциплинированность школьников — это прямое отражение психо-эмоционального состояния и проблем в семье.
  • Социальное неравенство, трудности финансового характера, по идее, должны стимулировать людей к активной деятельности для преодоления данной ситуации. Тем не менее не у всех хватает силы воли для этого. Некоторые люди начинают употреблять алкоголь или наркотические вещества, чтобы уйти от реальности, что непременно вызывает общественное осуждение.
  • Люди стремятся к жизненным благам, но способы их получения у всех разные. Так, например, многие, не чувствуя в себе желания или сил заработать средства самостоятельно, прибегает к воровству.

Литературные примеры

Если вас интересуют примеры девиантного поведения, из литературы можно почерпнуть много интересного. Вот наиболее яркие из них:

  • Раскольников из произведения «Преступление и наказание» Достоевского демонстрирует пример девиантного поведения. Ради материальной выгоды он решается на убийство.
  • Поведение Чацкого в пьесе «Горе от ума» Грибоедова. Данный персонаж порой бывает вспыльчивым и абсолютно бестактным. Он выступает в роли обличителя чужих пороков, а также строгого судьи моральных устоев.
  • В романе «Анна Каренина» Толстого главную героиню также можно привести в качестве примера девиантного поведения. Супружеская измена, внебрачные связи, а также суицид являются ярчайшими признаками.
  • В «Педагогической поэме» Макаренко практически все воспитанники приюта так или иначе олицетворяют девиантное поведение. Данное произведение интересно в первую очередь тем, что талантливому педагогу удалось исправить ситуацию.
  • Герой произведения «Гобсек» Бальзака представляет собой довольно интересный пример девиантного поведения. Жадный ростовщик имеет патологическую склонность к накоплению. Как результат, в его чулане находят огромное количество материальных ценностей, а также еды, которая просто испортилась.

Примеры из истории

Интересуясь таким вопросом, как примеры девиантного поведения, в истории можно найти довольно много интересных ситуаций:

  • Один из ярчайших примеров девиантного поведения — это поджог храма Артемиды местным жителем Эфеса Геростратом. Во время пыток мужчине пришлось сознаться, что он сделал это, чтобы прославить свое имя, чтобы о нем говорили потомки. Герострата не просто приговорили смертной казни, но также запретили упоминать о нем. Тем не менее историк Феопомп посчитал нужным рассказать о преступлении Герострата, а потому его цель была достигнута.
  • Поведение Адольфа Гитлера также считается девиантным. Особая опасность состояла в том, что он обладал выраженными лидерскими качествами и имел власть. Печальный результат известен всем.
  • Еще одним примером девиантного поведения может послужить революция 1917 года. Тогда В. И. Ленин со своими соратниками решились выступить против власти царя. Результатом стало образование принципиально нового государства.
  • Существует множество свидетельств о том, как девиантное поведение солдат во время Великой Отечественной войны способствовало победе в сражениях. Так, бойцы нередко жертвовали собой, бросаясь под гусеницы танков с гранатами. Таким образом они прокладывали путь своей армии. Это один из многих примеров девиантного поведения, которые в результате названы подвигом.

Методики диагностики

При диагностике девиантности применяются следующие методы:

  • диалог с девиантом и наблюдение за его поведением в процессе беседы;
  • беседа с теми, кто окружает девианта, выслушивание их жалоб;
  • проведение тестирование с использованием различных опросников (тест Айзенка, шкала Спилбергера-Ханина и другие);
  • тестирование с целью определить, какие эмоциональные переживания были вытеснены человеком (тест Розенцвейка, тест Сонди и другие).

Также при постановке диагноза психиатр изучает данные о девианте, его характеристики с рабочих и учебных мест, расспрашивает других людей, связанных с ним.

Детское девиантное поведение

К сожалению, не является редкостью девиантное поведение детей. Примеры, которые наиболее распространены, — это словесная агрессия (нецензурная брань, хамство и грубость), а также физическая атака (удары, укусы или толчки). У данного явления есть конкретные причины, основными из которых выступают следующие:

  • Генетическая предрасположенность к агрессии, которая передается от ближайших родственников. Стоит обратить особое внимание на заболевания, связанные с нарушениями слуха и зрения, задержкой умственного и физического развития, психическими расстройствами.
  • Влияние на психику ребенка внешних раздражителей. Это может быть связано с напряженной ситуацией в семье, конфликтами со сверстниками, предвзятым отношением со стороны педагогов.
  • Физиологические дефекты (речевые или телесные) нередко вызывают насмешки и негатив со стороны окружающих, а особенно — детей. Это вызывает в ребенке ощущение своей неполноценности, которое становится одной из основных причин агрессии.

Для профилактики и коррекции девиантного поведения у детей могут быть приняты следующие меры:

  • задача взрослых — вызвать у ребенка живой интерес к общению со сверстниками, а также педагогами, психологами и прочими взрослыми людьми, которые могут помочь в решении проблемы;
  • формирование знаний о культуре поведения в обществе и навыков живого общения с окружающими;
  • помощь в выработке адекватной оценки собственной личности, а также обучение приемам самоконтроля, которые позволят купировать приступы агрессии;
  • самостоятельное или совместное чтение художественной литературы, в которой содержатся положительные примеры правильного социального поведения;
  • организация ситуативных игр, в ходе которых дети будут самостоятельно моделировать способы выхода из конфликтов;
  • отказ от привычных порицаний и запретов в пользу конструктивного диалога, который направлен на то, чтобы объяснить ребенку, почему девиантное поведение недопустимо.

Теории возникновения

Наиболее распространены следующие теории:

  1. Биологическая. Когда человечество только начало исследовать проблему девиантности, выдвигались предположения, что это напрямую связано с биологическими особенностями каждого отдельно взятого девианта, другие возможные влияния не учитывались.
  2. Психологическая. В данном случае предполагается, что девиантное поведение тесно связано с психологическими личностными особенностями, в частности с наличием внутреннего конфликта.
  3. Теория аномии. Возникновение девиаций связывают с распадом устоявшихся норм и правил в обществе, появившимся из-за того, что они не соответствуют линии, принятой государством. Из-за этого в сознании людей возникают противоречия.
  4. Теория конфликта. Марксизм полагает, что правящая часть общества использует рабочих для своей выгоды и забирает у них средства, а действия рабочего класса, пытающегося сопротивляться, определяются правящей элитой как преступные.
    А прочие разновидности девиантного поведения связаны с моральной деградацией, основой для которой становится стремление нажиться.
  5. Теория стигматизации. Эта теория связана с убеждением, что сами поступки по своей сути не являются девиантными или не девиантными, их оценивает общество. Дело не в поступке, а в реакции общества на поступок. На то, какие поступки будут считаться девиантными, влияет мнение государственных деятелей.

Девиантное поведение подростков

Животрепещущей проблемой является девиантное поведение подростков, примеры которого, к сожалению, многочисленны. Первые проявления можно заметить где-то в 12-13 лет. Это самый опасный возраст, когда у ребенка еще сохранилось детское восприятие мира, но при этом появилось непреодолимое желание показать себя взрослым. Даже если дети ведут себя нормально, крайне важно не упустить этот период. Тревожным сигналом может стать смена предпочтений в музыке и одежде, а также первые проявления грубости. Если вовремя не принять воспитательные меры, это может привести к таким последствиям:

  • побег из дома и бродяжничество;
  • курение, а также употребление алкоголя и наркотиков;
  • воровство;
  • объединение в «плохие» компании;
  • преступная деятельность;
  • увлечение экстремистскими идеями;
  • компьютерная зависимость;
  • ранняя половая жизнь;
  • опасные для жизни увлечения.

Известны примеры негативного и позитивного девиантного поведения подростков. Если с первыми все понятно, то вторые многие воспринимают, как нормальное проявление. Речь может идти о чрезмерном усилии в учебе или физическом развитии. Несмотря на то, что эти действия имеют положительную окраску, важно следить за тем, чтобы ребенок не уходил в себя, чтобы увлечения не замещали общение со сверстниками.

Типы

Считается, что отклонения от нормы в виде девиации можно классифицировать по следующим типам:

  • позитивные отклонения от усредненной нормы;
  • негативные девиации, связанные с психическими расстройствами;
  • противоправные и преступные действия;
  • культурные отклонения;
  • агрессивные действия;
  • асоциальные поступки;
  • негативные некриминальные действия (суицидальные попытки, бродяжничество, алкоголизм, наркомания).

Все девиации делятся на 2 типа: первичные и вторичные. Первичная девиация – это разновидность отклоняющегося поведения, которое никак не карается уполномоченными органами. Вторичная девиация – это необратимое изменение личностной сферы, возникающее в результате систематического повторения тех или иных действий разрушительного характера.

По количеству участников асоциальных действий девиации могут быть групповыми и индивидуальными.

Клейберг предлагает все девиации в обществе делить на 3 типа:

  • негативные (преступления, употребление психоактивных веществ);
  • нейтральные девиации (бродяжничество, попрошайничество);
  • позитивные (самопожертвование).

Е. Змановская полагала, что девиации – это такое социальное явление, говорить о котором простыми словами нужно с точки зрения негативных последствий действий индивида для него самого или для общества. Она выделила следующие типы этого социального явления:

  • аутодеструктивное отклоняющееся поведение (примерами такой девиации являются суицид, виктимность, неоправданный риск);
  • асоциальное пренебрежение нормами и правилами общественной жизни (протест против законодательства вызывает всеобщее осуждение, карается санкциями);
  • антисоциальные действия, которые угрожают жизни и здоровью граждан

Согласно другой классификации, выделяются следующие типы девиации:

  • Инновация – данная разновидность предполагает использование запрещенных действий для достижения цели. В негативном контексте данный тип отклоняющегося поведения свойственен для преступников, шантажистов. В позитивном же варианте такое отклоняющееся поведение используют ученые.
  • Ретреатизм – своеобразный уход от реальности. Такой способ существования используют люди с алкогольной, игровой или наркотической зависимостью.
  • Ритуализм – следование определенным стереотипам, которые противоречат истинной цели деятельности.
  • Бунт – активная форма протеста установленным нормам и правилам. Индивид с данным стереотипом поведения с помощью агрессивных действий старается защищать свои интересы, выдвигать свои идеи.

Н. Майсак в основу анализа поведенческих аномалий положила два параметра: направленность действий девианта и отношение общественности к его поступкам. По направленности действий индивида его поведенческие реакции могут быть:

  • конструктивными (творческое самовыражение);
  • аутодеструктивными (индивид совершает действия, которые ведут к его деградации или даже смерти);
  • внешнедеструктивными (могут выражаться в виде конфликтного поведения, словесных оскорблений, противоправных действий в отношении окружающих).

С позиции отношения социума к девиантным проявлениям, все отклоняющееся поведение можно разделить на следующие типы:

  • просоциальные (находят одобрение со стороны большинства людей);
  • нейтральные (не угрожают жизни и здоровью окружающих, но при этом отношение к ним неоднозначное);
  • социальные (преступления).

В современном мире отдельной разновидностью отклоняющегося поведения являются легитимные девиации, к которым относятся различные молодежные субкультуры.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]