Антисоциальное поведение — это… Виды, признаки, причины и лечение


Природа антисоциальности

Основные причины, лежащие в основе антисоциального поведения, предопределены следующими факторами: биологическими, социальными, личностными.

Антисоциальность формируется под влиянием индивидуальных особенностей личности, а также конкретных жизненных обстоятельств. Для такой личности характерно: искажение ценностных ориентаций, ограниченность интересов и потребностей, антисоциальные способы их удовлетворения.

Биологические факторы объясняют формирование антисоциальности особенностями взаимоотношений родителя и ребенка, стилях особого мышления, способствующих развитию антисоциального поведения.

Исследования показали, что в основе криминального антисоциального поведения лежит генетическая предрасположенность.

Антисоциальные личности стремятся к дополнительной стимуляции, ощущениям, которые могут дать только опасные и импульсивные действия.

Замечание 2

На формирование антисоциального поведения большое влияние оказывает окружающая индивид социальная среда.

Развитие анитисоциального поведения у детей со склонностью к гиперактивности, к нарушениям в поведении, сильно зависит от качества родительского ухода.

Лучшим показателем нарушений в детском поведении является уровень родительского надзора. Схемы антисоциального поведения чаще развиваются у детей, которые часто и на длительное время остаются без должного присмотра взрослых.

Формированию антисоциальности способствует родительская безучастность, физическое насилие, враждебность в отношении детей, насмешки.

Семейные и биологические факторы, способствующие формированию нарушений в поведении, часто совпадают.

У антисоциальных личностей наблюдаются нейропсихологические проблемы, что может быть причиной употребления матерью наркотиков, недостаточного внутриутробного питания, осложнений во время родов, токсического воздействия, жестокого обращения с матерью во время беременности.

Дети с нейропсихологическими нарушениями импульсивны, более раздражительны, чем их сверстники, невнимательны и сверхактивны,

У детей с наклонностью к антисоциальному поведению анализ информации о социальных взаимодействиях происходит таким образом, что в ответ на вырабатываются агрессивные реакции. Всякое направленное на них негативное действие воспринимается как преднамеренное.

Проявления антисоциального поведения являются стойко повторяющимися, регулярными, многократными и длительными по времени. Часто такое поведение предсказуемо. Человек утрачивает способность нормально контактировать с окружающими людьми.

Антисоциальное поведение не проявляется как результат трудной жизненной ситуации (психологический травмы, болезни), но может вызвать его причину.

Причины

Имеется ряд теорий, который частично объясняет причины развития антисоциальной личности:

Психодинамическая. В большинстве случаев дети — социопаты не получали должного родительского ухода и внимания

Из-за этого они уходили в себя и пытались привлечь внимание посредством немотивированной жестокости – достижения внимания путем деструктивного диалога. Нередко один из родителей проявлял жестокость по отношению к ребенку или супругу, злоупотреблял алкоголем

Это также могло сильно повлиять на эмоционально-неустойчивую психику; Поведенческая. Имеет непосредственную схожесть с первой теорией за счет того, что примером для развития ребенка всегда служат родители. Если один из них, по какой-то причине, ведет себя агрессивно, неадекватно, регулярно показывает свое влияние на других людей – это на подсознательном уровне закладывается в ребенке как «правильное» поведение. И, соответственно, оказавшись в той или иной ситуации, он будет подражать своему кумиру. Иногда развитию социопатической личности способствуют актеры, музыканты и т.д.; Когнитивная. Также является особенностью поведения – подкрепление неправильной точки зрения родителями, друзьями, телевидением и т.д.; Биологическая. Обуславливается медленным возбуждением нервной системы в ответ на раздражители извне, это способствует желанию сделать противоправный поступок и получить больше острых ощущений.

Этапы становления

Антисоциальное расстройство личности никогда не возникает на пустом месте и отличается отрицанием каких-либо ценностей и\или норм современного общества. Социопат злобен, импульсивен, много врет, совершенно не способен реагировать на настроение других людей, отсюда – эмоциональная холодность. Первое возникновение признаков наблюдается в детском или подростковом периоде, когда в глаза бросается особая жестокость по отношению к сверстникам, насилие над животными, над детьми младшего возраста. Стоит отметить, что ребенок, страдающий социопатией, не выберет «равного» во всех отношениях противника, он предпочитает более слабых, неспособных за себя постоять. Данное описание идеально подходит под эпилептоидный склад личности, много социопатов встречается среди начальников и других лиц, отвечающих за работу группы людей. Социопат, будучи в пубертатном периоде, прогуливает занятия, убегает из дома, портит чужое имущество и ведет пропаганду насилия. Он сам ищет конфликты и, как правило, их находит. В старшем возрасте диссоциальное расстройство личности иногда проходит самостоятельно или идет на убыль, причины такого поведения изучены недостаточно. Однако превалирующее большинство продолжает заниматься преступной деятельностью.

Асоциальная личность

Речь о человеке, все действия которого сводятся к удовлетворению его собственных желаний (зачастую это только физиологические потребности). Такие люди все делают только для себя, не считаясь с окружающими, не учитывая их желания и потребности. Для асоциальных людей не существует моральных принципов, они не испытывают чувства вины за свои поступки, не страшатся наказания за противоправные действия. Все эти отклонения от социальных норм поведения влекут за собой склонность к алкоголизму, наркомании, беспорядочным половым связям, преступной деятельности.

Признаки асоциальной личности

  • импульсивность, агрессивность
  • все действия человека сводятся к сиюминутному исполнению своих желаний (потребностей)
  • отсутствие стыда, чувства вины за свои поступки
  • резко негативная реакция на вмешательство в их дела
  • неспособность менять свое поведение (даже после наказания)
  • неумение сочувствовать другим, считаться с их интересами
  • склонность к лжи, притворству
  • перекладывание ответственности и вины на других

Таким образом мы перешли к следующему термину.

Диагностические мероприятия

Чтобы выявить отклонения, специалисты используют несколько методов. К ним относятся:

  1. Беседы и наблюдение. В процессе разговора с родителями подростка выясняются особенности отношений между членами семьи. Психолог также обращает внимание на поведение пациента (адекватность суждений, эмоции, присутствие агрессии).
  2. Анкеты. Этот метод позволяет определить склонность к правонарушениям, жестокости, пагубным пристрастиям, патологиям сексуальной сферы.
  3. Дополнительные сведения, полученные от врачей, участковых, педагогов.

Виды такого поведения

В зависимости от той нормы поведения принятой обществом, которую преступает человек, можно расклассифицировать антисоциальное («противобщественное») поведение на виды.

  1. Нарушение закона и правовых норм, угрожающее благополучию и социальному положению людей. Иными словами — совершение преступления.
  2. Поведение, противоречащее социальным и морально-этическим нормам в обществе.
  3. Слепое следование за выбранным идеалом (кумиром) и приверженность его идеям, определяется как фанатизм и конформизм. Нарциссизм, то есть вырабатывание у себя чувства собственной значимости, величия, грандиозности.
  4. Всевозможные аддикции (зависимости) и суицидальные направленности, что образуют у индивида любого возраста, даже у детей, аутодеструктивное или саморазрушающее поведение.

Разновидности антисоциального поведения

В зависимости от того, какие сферы жизни общества затрагивает нарушение, выделяют 4 формы:

  1. Противоправные поступки. К ним относится угон машин, мотоциклов, оскорбление, драки.
  2. Криминальные действия. Это совершение поступков, противоречащих установленным в государстве законам. К подобным проявлениям причисляют насилие, ограбление, бандитизм, рэкет, убийство.
  3. Аморальное поведение (не соответствующее общепринятым нормам нравственности). Это гомосексуализм, беспорядочные половые контакты, отказ от трудовой деятельности, бродяжничество.
  4. Аддикция. К ее типам относится употребление спиртосодержащей продукции и наркотиков, зависимость от компьютерных игр, анорексия и булимия.

Мнение психиатров

Существует много обстоятельств, способствующих развитию отклонения. Специалисты утверждают, что оно может быть сопряжено с причинами биологического характера, особенностями воспитания, определенным способом мышления. Существуют два понятия — асоциальное поведение и антисоциальное. Чем они различаются? Многие ученые связывают данные явления с наличием душевных расстройств. Психиатры выделяют два типа личностей с такими отклонениями. Согласно этой точке зрения, к асоциальным индивидам относятся:

  1. Люди, изолировавшие себя от общества. Они имеют особый внутренний мир. Контактов с окружающими почти не поддерживают. Переживания таких индивидов, их эмоции, привязанности не проявляются внешне и неизвестны другим. Замкнутость подобных личностей не причиняет им страданий. Малообеспеченные люди с этим отклонением становятся бродягами. Богатые приобретают репутацию эксцентричных чудаков.
  2. Лица, которые неспособны к установлению контактов с окружающими. Они не могут нормально функционировать в обществе и испытывают от этого сильные страдания. Любое взаимодействие такой индивид воспринимает как пытку. Поэтому он всеми силами старается спрятаться от других. Окружающие замечают странности в поведении человека (излишнюю застенчивость, бесцеремонность, нелепые поступки) и тоже инстинктивно избегают общения. В результате асоциальная личность лишается дружбы, романтических отношений. Такие люди вынуждены проводить много времени дома, никуда не выходить. Они переживают по поводу того, что неспособны реализовать себя в работе, создать семью.

Эти типы личностей не оказывают отрицательного влияния на общество.

Мнение психиатров

Существует много обстоятельств, способствующих развитию отклонения. Специалисты утверждают, что оно может быть сопряжено с причинами биологического характера, особенностями воспитания, определенным способом мышления. Существуют два понятия — асоциальное поведение и антисоциальное. Чем они различаются? Многие ученые связывают данные явления с наличием душевных расстройств. Психиатры выделяют два типа личностей с такими отклонениями. Согласно этой точке зрения, к асоциальным индивидам относятся:

  1. Люди, изолировавшие себя от общества. Они имеют особый внутренний мир. Контактов с окружающими почти не поддерживают. Переживания таких индивидов, их эмоции, привязанности не проявляются внешне и неизвестны другим. Замкнутость подобных личностей не причиняет им страданий. Малообеспеченные люди с этим отклонением становятся бродягами. Богатые приобретают репутацию эксцентричных чудаков.
  2. Лица, которые неспособны к установлению контактов с окружающими. Они не могут нормально функционировать в обществе и испытывают от этого сильные страдания. Любое взаимодействие такой индивид воспринимает как пытку. Поэтому он всеми силами старается спрятаться от других. Окружающие замечают странности в поведении человека (излишнюю застенчивость, бесцеремонность, нелепые поступки) и тоже инстинктивно избегают общения. В результате асоциальная личность лишается дружбы, романтических отношений. Такие люди вынуждены проводить много времени дома, никуда не выходить. Они переживают по поводу того, что неспособны реализовать себя в работе, создать семью.

Эти типы личностей не оказывают отрицательного влияния на общество.

По мнению психиатров, случаи антисоциального поведения характеризуются негативным воздействием на окружающих. К таким проявлениям относятся правонарушения и криминальные поступки. Специалисты объясняют такие отклонения развитием серьезного психического недуга.

Влияние близкого окружения

Самую большую роль в формировании характера несовершеннолетнего играют его мать и отец. Это люди, с которыми ребенок постоянно проживает и проводит значительную часть времени. Педагоги утверждают, что не только родители с алкогольной или наркотической зависимостью способствуют развитию у подростка антисоциального поведения. Примеры подобных отклонений можно встретить и в семьях, которые на первый взгляд кажутся благополучными. Дело в том, что неправильный стиль воспитания отрицательно влияет на личность ребенка.

Такое бывает, когда родители эмоционально отдалены друг от друга или проявляют черствость по отношению к сыну или дочери. Чрезмерная опека, стремление контролировать подростка также вызывает у него протест. Особенно сильно на развитии психики ребенка отражается насилие психологического, физического или сексуального характера. У таких юношей и девушек обнаруживается тяга к спиртному, наркомания, склонность к беспорядочным интимным контактам и побегам из дома.

Бедность также негативно влияет на самооценку и взаимоотношения со сверстниками. Малообеспеченные дети подвергаются насмешкам. Еще одним фактором, способствующим развитию отклонений, является эмоциональное потрясение. Это может быть развитие болезни или душевного расстройства у кого-то из членов семьи, смерть родственника, развод, новый брак отца или матери.

Виды антисоциального поведения у лиц пубертатного возраста

К типам данного отклонения относятся:

  1. Никотиновая зависимость. Подросток начинает курить, чтобы чувствовать себя взрослым. Для покупки сигарет используются деньги, которые родители дают на другие цели. Привыкание к никотину сопряжено с неприятными симптомами (чувством тошноты, кашлем, головокружением). Но, несмотря на это, у подростков быстро формируется зависимость, развиваются опасные патологии.
  2. Пристрастие к спиртному. Сегодня она часто встречается среди молодежи. Во многих компаниях принято считать выпивку неотъемлемым атрибутом взрослой жизни и веселья.
    Алкоголизм у лиц переходного возраста формируется быстро из-за незрелости организма.
  3. Употребление наркотических веществ.
  4. Бродяжничество. Возникает как способ ухода от общества, избегания проблем в школе и семье.
  5. Нарушения сексуального характера. Это группа заболеваний, включающая интимные контакты между лицами одного пола, влечение к животным, фетишизм, демонстрацию гениталий в общественных местах.
  6. Попытки самоубийства. Такая форма антисоциального поведения у подростков возникает вследствие смерти близких родственников, неудач в личной жизни, одиночества, пагубных пристрастий.
  7. Страхи и убеждения в наличии физического недостатка. Эти отклонения способствуют изоляции подростка от сверстников, замкнутости.
  8. Странные увлечения, фантазии.
  9. Пристрастие к азартным играм.
  10. Правонарушения.

Признаки нарушений

Симптомы антисоциального поведения могут быть различными. У некоторых лиц встречаются такие отклонения, как бродяжничество, пагубные пристрастия, употребление нецензурной лексики, агрессия по отношению к родным. Такие проявления причиняют страдания лишь тем, кто проживает рядом с этим человеком или близко общается с ним. Другие признаки (розыгрыши по телефону, рисование граффити, вандализм, кражи) относятся к правонарушениям. Лица, совершающие эти поступки, попадают в отделение полиции.

Профилактика асоциального поведения

Раннее вмешательство является ключом к предотвращению асоциального поведения. Центр эффективного сотрудничества и практика показывает, что школы разработать и внедрить три различные стратегии профилактики.

Первичная профилактика

Это будет включать участие студентов в общешкольных мероприятиях, которые могли бы сдерживание антиобщественного поведения, например:

  • уча разрешение конфликтов
  • навыки управления гневом
  • эмоциональная грамотность

Вторичная профилактика

Это предназначается для студентов, которые подвержены риску развития антиобщественных тенденций и вовлечения их в индивидуализированных деятельности, в том числе:

  • специализированные уроки
  • небольшая группа социальных навыков уроки
  • консультирование
  • наставничество

Третичная профилактика (лечение)

Третий этап продолжается интенсивное консультирование. Это относится к антиобщественным студентам и студентам с хроническими формами преступности и агрессии. Центр предполагает, что семьи, консультанты, преподаватели и другие скоординировать усилия для лечения детей с антисоциальным поведением.

Как предупредить развитие нарушений?

Профилактика антисоциального поведения заключается в следующем:

  1. Родителям и педагогам следует хвалить ребенка только в том случаях, когда он заслужил одобрение.
  2. Нельзя игнорировать отрицательные свойства характера, пагубные привычки и неблаговидные поступки.
  3. Нужно быть всегда готовым к открытому и спокойному общению с ребенком. Он должен чувствовать, что его поддерживают и уважают.
  4. Стараться проводить с сыном или дочерью как можно больше времени.
  5. Особое внимание надо уделять созданию позитивной атмосферы в семье, взаимопониманию, организации совместного досуга.
  6. Родителям и работникам педагогической сферы нужно прививать детям стремление к творчеству, спорту, интеллектуальной деятельности.

Причины асоциальности

Девиантный тип личности формируется в результате следующих групп факторов:

  • медицинские;
  • педагогические;
  • социальные.

Также причина отклонений может заключаться в психологических патологиях. Они возникают при совмещении нескольких групп факторов и с трудом поддаются лечению.

Медицинские причины

Шизофрения одна из причин асоциальности

К медицинским факторам, провоцирующим асоциальность, относят:

  • поражения плода внутри утробы;
  • инфекции и травмы головного мозга;
  • психосоматические отклонения;
  • шизотипическое расстройство,
  • шизофренические состояния;
  • инфантилизм, СДВГ, гебоидность.

Педагогические причины

Среди причин девиантности, проявляемым при неправильном воспитании, выделяют:

  • отрицательный пример родителей и других членов семьи;
  • излишне высокие требования к ребёнку;
  • гиперопека либо отсутствие опеки как таковой;
  • игнорирование потребностей ребёнка;
  • потакание всем прихотям;
  • частые и несправедливые наказания;
  • отсутствие доверительных отношений в семье.

Излишняя забота о человеке приводит к асоциальному образу жизни

Социальные причины

В социальных факторах девиантного поведения можно отметить следующие:

  • проблемы в общении со сверстниками у детей и подростков;
  • желание самоутвердиться за счёт других;
  • материальное и социальное неравенство;
  • проживание в неблагополучной семье;
  • влияние религиозных сект, субкультур;
  • травля, издевательства, насмешки;
  • физическое и сексуальное насилие.

Также к социальным причинам относятся зависимости, провоцирующие девиантность.

Причины развития отклонений

Антисоциальное поведение – это патология, которая появляется в результате различных факторов. В качестве таких обстоятельств можно назвать:

  1. Медицинские причины. К ним относятся заболевания матери в период вынашивания плода, плохая наследственность, душевные расстройства, а также инфекционные недуги и механические повреждения головы, перенесенные в детстве.
  2. Факторы педагогического характера. Это дурной пример родственников и недостатки воспитания. Некоторые мамы и папы чрезмерно опекают своих детей или, наоборот, предъявляют к ним слишком высокие требования. Это способствует формированию поведенческих расстройств.
  3. Причины, имеющие психологическую природу. Это совокупность медицинских факторов и ошибок в воспитании.
  4. Социальные обстоятельства. К ним относится материальное неблагополучие, издевательства со стороны одноклассников. Негативное воздействие на ребенка также оказывает наличие родственников, страдающих алкогольной или наркотической зависимостью.

Итак, развитие отклонений во многих случаях связано с неблагоприятным микроклиматом в семье человека.

По местонахождению

Объединенное Королевство

Предупреждение ASBO в Лондоне

Приказ об антисоциальном поведении (ASBO) — это гражданский приказ, направленный против человека, который, согласно имеющимся свидетельствам, проявлял антисоциальное поведение. Приказы, введенные в Соединенном Королевстве премьер-министром Тони Блэром в 1998 году, были призваны криминализировать мелкие инциденты, которые ранее не требовали судебного преследования.

В Законе о преступности и беспорядках 1998 года антиобщественное поведение определяется как действия, которые «вызвали или могли вызвать преследование, тревогу или беспокойство у одного или нескольких лиц, не принадлежащих к одной семье » с преступником. Были споры относительно расплывчатости этого определения.

Тем не менее, среди профессиональных юристов в Великобритании есть виды поведения, которые обычно подпадают под определение антисоциального поведения. К ним относятся, помимо прочего, угрозы или запугивание, расовые или религиозные домогательства, словесные оскорбления и физическое насилие.

В опросе, проведенном Университетским колледжем Лондона в мае 2006 года, респонденты считали Великобританию наихудшей страной в Европе с точки зрения антиобщественного поведения, при этом 76% полагали, что у Великобритании есть «большая или умеренная проблема».

Действующим законодательством, регулирующим антисоциальное поведение в Великобритании, является Закон 2014 года о антисоциальном поведении, преступности и полицейской деятельности, который получил королевское одобрение в марте 2014 года и вступил в силу в октябре 2014 года. Он заменяет такие инструменты, как ASBO, шестью усовершенствованными инструментами, предназначенными для облегчить борьбу с антиобщественным поведением.

Австралия

Антисоциальное поведение может иметь негативные последствия и сказаться на австралийских общинах и их восприятии безопасности. Полиция Западной Австралии определяет антиобщественное поведение как любое поведение, которое раздражает, раздражает, мешает или мешает людям заниматься своими законными делами. В Австралии многие различные действия классифицируются как антисоциальное поведение, например, злоупотребление общественным пространством, пренебрежение общественной безопасностью, пренебрежение личным благополучием, действия, направленные на людей, граффити , протесты, преступления , связанные с употреблением алкоголя, и вождение в нетрезвом виде. Было обнаружено, что австралийские подростки очень часто проявляют антисоциальное поведение на разных уровнях. В 1996 году в Новом Южном Уэльсе , Австралия, был проведен опрос 441 234 учащихся средних школ с 7 по 12 классы на предмет их причастности к антиобщественной деятельности. 38,6% сообщили о намеренном повреждении или уничтожении чужой собственности, 22,8% признали, что получали или продавали краденые товары, и около 40% признались, что напали на кого-то с целью причинить ему вред. Австралийскому сообществу рекомендуется сообщать о любом поведении, вызывающем обеспокоенность, и играть жизненно важную роль, помогая полиции в сокращении антиобщественного поведения. Одно исследование, проведенное в 2021 году, показало, что лица, виновные в антиобщественном поведении, на самом деле могут не намереваться совершить правонарушение. В исследовании изучалось антисоциальное поведение (или микроагрессия) среди ЛГБТИК- сообщества в университетском городке. В ходе исследования было установлено, сколько членов считают, что другие люди часто совершают антиобщественное поведение, однако явных намеков на какую-либо злобу за этими действиями не было. Скорее всего, преступники были наивны по отношению к своему поведению.

Полиция Западной Австралии использует трехэтапную стратегию борьбы с антиобщественным поведением.

  1. Предотвращение — это действие использует участие сообщества, разведку, обучение и развитие, а также нацеливание на горячие точки, пытаясь предотвратить возникновение неприемлемого поведения.
  2. Ответ — Своевременный и эффективный ответ на антиобщественное поведение жизненно важен. Полиция обеспечивает ответственность, руководство и координацию при задержании правонарушителей.
  3. Решение — выявление основных проблем, вызывающих антиобщественное поведение, и решение этих проблем с помощью сообщества. Правонарушители успешно привлечены к ответственности.

Формы деструктивного поведения

Деструктивное поведение имеет множество проявлений, направленных как на самого человека, так и на материальные и нематериальные объекты внешнего мира. Такое поведение может иметь импульсивное, внезапное, или просчитанное влияние на объект. К целям деструктивного поведения, направленного на предметы внешнего мира, Ц.П. Короленко относит:

  • уничтожение живых существ (убийство, издевательства, пытки, каннибализм);
  • сознательное нарушение общественных отношений (террористические акты, государственные перевороты, революции);
  • нанесение вреда объектам природной среды или неодушевленным предметам ..

Выделяются следующие типы деструктивного поведения:

  • антисоциальное (направленное против социума);
  • аддиктивное (являющееся следствием зависимости);
  • суицидное (направленное против самого себя);
  • фанатическое (являющееся результатом фанатического увлечения чем-либо);
  • нарциссическое;
  • аутическое;
  • конформистское.

Кроме того, по видам действия возможно также выделить несколько видов деструктивного поведения .

Прежде всего к деструктивному поведению относится деструктивное интраперсональное поведение, представленное:

  1. самоуничтожением;
  2. самоповреждением (пренебрежение витальными и социальными потребностями, рискованным поведением, понижение социального статуса индивида);
  3. самоизменением (модификациями тела: татуировки, пирсинг, и психического состояния: чрезмерное употребление алкоголя и наркотических веществ).

Такое поведение имеет разнообразный спектр практик и проявлений, обусловленный социально-демографическими характеристиками индивида. Так, к примеру, женщины чаще воспринимают деструктивное поведение как пассивную форму саморазрушения, а мужчины, напротив, выбирают более активные формы (развитие алкогольной зависимости, выполнение опасных работ, экстремальные виды спорта, рискованное управление транспортными средствами и т.д.). Различные формы деструктивного поведения имеют определенную связь с возрастом: к примеру, подростки и молодежь более подвержены самоизменению (нанесению татуировок, пирсинга, подверженности пластическим операциям и операциям по смене пола).

Вторая категория видов деструктивного поведения – интерперсональное поведение. В речевом поведении деструкция проявляется в завышении статуса говорящего и снижении уважения к собеседнику, что проявляется в использовании критики, угроз и оскорблений. Кроме того, деструктивное поведение проявляется и в действиях индивида. Эти действия также отличаются значительным разнообразием и обусловлены большим количеством факторов. В таком случае деструкцию фактически невозможно отличить от агрессии. Мотивами индивида могут быть низкий уровень социальной интеграции собеседника, стремление сохранить или восстановить положительную самооценку из-за перенесенного ранее воздействия.

Третья категория – деструктивное метаперсональное поведение. Оно направлено на разрушение всего, что связано с ролью индивида в обществе как высокодифференцированной социальной структуре. Обобщение публикаций позволяет выделить две разновидности деструктивного поведения, сфокусированные на отношениях человека и назначенной ему социальной роли:

  1. отрицание, отказ от социальной роли;
  2. сверхпринятие, слияние со своей социальной ролью.

Отказ от социальной роли выражается в антисоциальных, дисфункциональных и контрпродуктивных действиях человека в отношении социальной структуры. Центральный момент разрушительной активности — это нежелание его выполнять социальную роль: трудовую, учебную, служебную, отбывание наказания и пр.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]