Аутизм: что это такое, причины развития, признаки


За последние годы в сети появилось множество публикаций, посвященных проблеме диагностики и лечения расстройств аутистического спектра. Из-за этого у многих сложилось впечатление, что ранее подобные заболевания встречались крайне редко, но это далеко не так. Исследования этой патологии начались только в 1980-х годах (ранее аутизм считали одной из форм умственной отсталости), и до сих пор специалисты не пришли к единому мнению относительно этиологии, принципов диагностики, коррекции и профилактики недуга. И нередко выявление аутизма у взрослых мужчин — следствие неправильно поставленного диагноза и недостаточного обследования в детском возрасте. Кроме того, некоторые формы болезни (в частности, синдром Аспергера) являются скорее пограничным состоянием между аутизмом и нормальным психическим состоянием, и пациенты могут вести полноценный образ жизни, работать, социализироваться. И если детям, страдающим от аутистических нарушений, доктора медицинского предлагают коррекционную помощь, при аутизме у мужчин необходимо комплексное нейропсихологическое обследование для исключения органического поражения головного мозга и психотерапия.

Причины расстройств аутистического спектра

Предполагают, что заболевание является следствием генетического дефекта. Врожденные пороки развития ЦНС приводят к нарушениям нейронных связей в левом полушарии головного мозга, необходимых для анализа информации. Это и вызывает определенные изменения психики, поведения и интеллектуальных способностей. Вопреки распространенному мнению, при аутизме далеко не всегда развивается когнитивный дефицит. Скорее наоборот, некоторые люди с подобным диагнозом проявляют недюжинный талант и способности в отдельных отраслях науки, искусства и т.д.

Также не доказана связь недуга с прививками, какими-либо перенесенными инфекциями. Считают, что подобные предрассудки связаны с тем, что манифестация симптомов болезни часто совпадает с началом иммунизации, посещения детского сада или школы, когда ребенок болеет гораздо чаще.


В соответствии с другими теориями расстройство возникает под влиянием таких факторов:

  • гипоксия плаценты;
  • внутриутробная интоксикация при употреблении беременной алкоголя, наркотиков, тератогенных лекарственных препаратов;
  • перенесенные будущей матерью вирусные или бактериальные инфекции (краснуха, грипп, токсоплазмоз, герпес и т.д.);
  • раннее родоразрешение;
  • осложнения в родах (асфиксия, преждевременное отхождение околоплодных вод).

Важно! Аутистические нарушения не возникают вследствие черепно-мозговых травм, инсультов, каких-либо соматических и неврологических заболеваний, перенесенных в зрелом возрасте. Скорее всего, симптомы аутизма у взрослых мужчин — результат не проведенной или неправильно проведенной диагностики в детстве.

Когда необходимо уменьшить стереотипии

Стимминг часто оказывает препятствия в образовательном процессе ребенка и в процессе социальной адаптации. Некоторые разновидности самостимуляций могут наносить вред как самому ребенку, так и окружающим.

При первом проявлении стереотипных движений рекомендуется пройти полное обследование, так как они могут быть результатом определенных медицинских проблем: головных болей или иных дискомфортов в организме, о которых пациент не в силах (за счет своих особенностей) рассказать окружающим.

Как проявляется аутистическое расстройство у взрослых

В подавляющем большинстве случаев диагностируют детский аутизм в возрасте до 3 лет. В подобной ситуации обращают внимание на отставание в физическом и психическом развитии от сверстников, неадекватную реакцию на внешние раздражители, отсутствие отклика на собственное имя. Ребенок не узнает родителей, близких, агрессивно реагирует на попытки изменить привычный распорядок дня, переставить на другое место вещи или игрушки. По мере взросления (и при соответствующей коррекционной работе) ситуация может улучшиться, однако ярко выраженные признаки патологии сохраняются на всю жизнь. Зачастую больной не может обходиться без посторонней помощи, не способен жить самостоятельно.

Более поздняя манифестация характерна для атипичного аутизма и синдрома Аспергера. Дети и подростки с подобной формой заболевания практически не отличаются от сверстников. Тем не менее, можно заметить определенные особенности:

  • отсутствие желания общаться с кем-либо, стремления к совместным играм, времяпровождению, в том числе с родителями и членами семьи;
  • замкнутость, нелюдимость;
  • задумчивость: человек периодически погружается в себя, не реагируя на происходящее, но как правило, подобные эпизоды длятся не больше нескольких минут;
  • дискомфорт при нарушении границ личного пространства: взрослые мужчины, страдающие от аутизма, избегают рукопожатий, объятий, часто отказываются от совместных праздников, корпоративов и т.д.;
  • узкий круг интересов: пациенты с подобным диагнозом обычно не приемлют командных видов спорта, крайне редко посещают спортзалы и фитнес-клубы, свободное время они предпочитают проводить в одиночестве.

В большинстве случаев при аутистических нарушениях речевые навыки развиваются гораздо позже, поэтому во взрослом возрасте человек говорит медленнее, тщательно подбирая слова. Зачастую речь довольно правильная, без жаргонизмов. Но в то же время отсутствуют эпитеты, сравнения. Характерно отсутствие чувства юмора, непонимание шуток, сарказма, анекдотов.

Отмечают маниакальное стремление к порядку. Все вещи, документы, предметы обихода всегда четко лежат на своем месте, причем это касается и дома, и рабочего места.

При аутизме мужчинам крайне сложно выстраивать взаимоотношения с противоположным полом. С одной стороны, далеко не каждая женщина готова мириться с особенностями характера и поведения, с другой — сам пациент не стремится расширять свой круг общения. В большинстве случаев человек способен жить самостоятельно, решать возникающие бытовые вопросы, но зачастую ему требуется помощь в каких-либо сложных жизненных ситуациях (к примеру, покупка или аренда жилья, оформление каких-либо документов). Кроме того, ему также очень сложно справиться со стрессом, вызванным конфликтом с близкими или коллегами, радикальными переменами в жизни (переездом, увольнением), сменой привычной обстановки (необходимость пройти лечение в больнице и т.д.).

Виды стереотипий при аутизме

В ходе многочисленных исследований и наблюдений были определены следующие виды стереотипий:

  • визуальная – слежение за огнем или водой, учащенное моргание, движение рук перед глазами;
  • звуковая – закрывание ушей руками, издание неречевых звуков, скрип зубами;
  • тактильная – царапание, трение кожи разнообразными предметами или руками, почесывание, моющие движения рук;
  • вестибулярная – раскачивание всего тела со стороны в сторону или взад-вперед;
  • вкусовая – облизывание предметов или покусывание;
  • обонятельная – обнюхивание предметов, проявление интереса к нравящимся запахам.

Стоимость услуг

КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Первичная консультация врача психиатра (60 мин.)6 000 руб.
Повторная консультация5 000 руб.
Консультация психиатра-нарколога (60 мин.)5 000 руб.
Консультация психолога3 500 руб.
Консультация Громовой Е.В. (50 минут)12 000 руб.
ПСИХОТЕРАПИЯ
Психотерапия (сеанс)7 000 руб.
Психотерапия (5 сеансов)30 000 руб.
Психотерапия (10 сеансов)60 000 руб.
Групповая психотерапия (3-7 человек)3 500 руб.
Сеанс психотерапии у Громовой Е.В. (50 минут)12 000 руб.
ЛЕЧЕНИЕ В СТАЦИОНАРЕ
Палата 4-х местное размещение10 000 руб./сутки
Палата 3-х местное размещение13 000 руб./сутки
Палата 1 местное размещение VIP23 000 руб./сутки
Индивидуальный пост5 000 руб.
ПИТ15 000 руб./сутки

В данном перечне представлены не все цены на услуги, которые предоставляет наша клиника. С полным прайсом можно ознакомиться на странице «Цены», либо по телефону: 8(969)060-93-93. Первичная консультация БЕСПЛАТНА!

Как уменьшить стереотипии

Уменьшить появление стиммингов можно несколькими способами:

  1. Полное медицинское обследование – позволит определить наличие медицинских стимуляторов появления подобных поведенческих отклонений и устранить их.
  2. Оборудование комфортной для ребенка эмоциональной и сенсорной обстановки.
  3. Стереотипии могут возникать и-за недостатка внимания или безделья, в таком случае рекомендуется привлечь ребенка к занятиям спортом, к плаванию или иным физическим нагрузкам. Так же полезной в борьбе с навязчивым поведением является нейрокоррекция.
  4. Появляется стереотипное поведение – продолжайте с ребенком разговаривать и пытаться переключить его внимание, не допускайте полного погружения в свои мысли.
  5. Используйте стимминг в качестве поощрения на короткие промежутки времени.
  6. Иногда помогает присоединение взрослых к детскому стиммингу. Повторяйте движения за своим ребенком, он будет отвлекаться и выполнять иные движения.

Иными словами, хотите побороть стимминг, предложите соответствующую альтернативу.

Коррекция аутизма у взрослых мужчин

Медикаментозное лечение не меняет течения расстройства, однако помогает купировать возможные сопутствующие симптомы. Назначение седативных, ноотропов, нейропротекторов позволяет справиться с:

  • эмоциональной лабильностью;
  • нарушениями сна;
  • когнитивным дефицитом и т.д.

Основу лечения составляет психотерапия, причем методику психологического воздействия всегда подбирают в индивидуальном порядке, так как то, что «работает» у одного пациента, может категорически не подойти другому. Консультации с коррекционным психотерапевтом направлены в первую очередь на социализацию больного.

В зрелом возрасте это сделать гораздо сложнее, чем в детском. Тем не менее, доктора клиники «Лето» тщательно прорабатывают все проблемы с коммуникацией, помогает мужчине справиться с возникающими во время общения с другими людьми трудностями. Очень важно дополнительно развивать речь, трудовые навыки. Поощряются любые хобби, особенно если при занятиях своими увлечениями человек коммуницирует с другими людьми.

Даже при начале психотерапии аутизма у взрослых мужчин специалистам нашей клиники обычно удается достичь заметных результатов. Однако несмотря на положительный эффект, одного курса коррекции недостаточно. Для предупреждения ухудшения состояния необходима регулярная психотерапия и реабилитация.

Более подробно о лечении аутизма как у взрослых, так и у детей в центре психического здоровья «Лето» можно узнать по круглосуточному телефону 8(969)060-93-93.

Аутизм — симптомы и лечение

Возможно ли вылечиться от аутизма

Аутизм — это расстройство, которое не поддаётся полному излечению, однако при своевременно начатой комплексной терапии удаётся снизить выраженность его симптомов.

Лечение у детей

Логопедическое лечение. Особое внимание при терапии уделяется коррекционно-развивающим занятиям с логопедом, педагогом-дефектологом и психологом. Они должны проводиться специалистами с опытом взаимодействия с такими детьми, так как в работе с аутизмом имеется своя специфика: необходимость адаптации ребёнка к новым условиям, вовлечение в работу всех анализаторов (тактильного, слухового, вкусового, зрительного, обонятельного), привлечение ребёнка к занятию путём мотивации, отработка указательного жеста [13]. Положительный результат достигается лишь при регулярных занятиях с включением в процесс всей семьи ребёнка: родителей, братьев и сестёр.

Среди современных подходов к коррекционной работе можно выделить следующие:

ABA-терапия (applied behavior analysis, прикладной анализ поведения) — комплекс техник, направленных на коррекцию поведения ребёнка и приобретения навыков самообслуживания и нахождения в социуме. Применяя систему поощрений, ребёнка с аутизмом обучают отсутствующим бытовым и коммуникационным навыкам. В качестве поощрения используется вкусная еда, похвала, жетоны. Каждое простое действие разучивается отдельно, затем они объединяются в последовательность. Например, в начале ребёнку даётся простое задание (например «подними руку»), сразу же даётся подсказка (специалист поднимает руку ребёнка), затем ребёнка поощряют. Спустя несколько таких попыток ребёнок уже совершает действие без подсказки, ожидая вознаграждение. Постепенно задания усложняются, даются в произвольном порядке, в разных ситуациях, разными людьми, членами семьи для закрепления навыка. В какой-то момент ребёнок начинает самостоятельно понимать и выполнять новые задания.

Аналогично тренируются навыки игры, конструктивной деятельности, обучения, а также корректируется нежелательное поведение. Эффективность прикладного анализа поведения была подтверждена научными исследованиями [20]. Чем раньше будет начато использование метода (в желательно с 3-4 лет), чем интенсивнее будут проводиться занятия (минимум 20-40 часов в неделю при общей длительности от 1000 часов) и чем активнее будет включаться метод в повседневную жизнь ребёнка (его использование родителями дома и на прогулке, учителями в школе, воспитателями в детском саду), тем более эффективнее он будет работать.

На методах ABA-терапии построена Денверская модель – комплексный подход для детей с РАС от 3 до 5 лет, обучающий ребёнка всем необходимым навыкам для данного возраста, что позволяет впоследствии значительно повысить его адаптационные способности.

PECS (Picture Exchange Communication System) — система альтернативной коммуникации с помощью карточек с изображениями. На карточках изображены предметы или действия, с которыми ребёнок может обратиться к взрослому для получения желаемого. Обучение по этой методике проводится с использованием тактик ABA-терапии. И хотя она не учит устной речи напрямую, у некоторых детей с аутизмом, занимавшихся по этой программе, появляется спонтанная речь.

ТЕАССН (Treatment and Education for Autistic and related Communication handicapped Children) — программа, в основе которой лежит идея структурированного обучения: разделение пространства на отдельные зоны, предназначенные для определённого вида деятельности (зоны работы, зона отдыха), планирование времяпрепровождения по наглядным расписаниям, система презентации задания, визуализация структуры задания.

DIR (Developmental Individual differences Relationship-based) — концепция оказания комплексной помощи детям с различными нарушениями развития, учитывающая индивидуальные особенности и основанная на построении взаимоотношений между членами семьи. Одним из компонентов этой программы является методика Floortime, обучающая родителей взаимодействовать и развивать ребёнка-аутиста путём включения в его игру и постепенного вовлечения в совместное «пространство».

Эмоционально-уровневый подход — разработан отечественными психологами (Лебединская, Никольская, Баенская, Либлинг) и широко используется в России и странах СНГ. Он основан на представлениях об уровнях эмоциональной регуляции организма, которые нарушаются при аутизме. Данный подход предполагает терапию через установление эмоционального контакта с ребёнком. В дальнейшем проводится работа над преодолением страхов и агрессии, формируется целенаправленность в деятельности.

Сенсорная интеграция — метод, направленный на упорядочивание ощущений, полученных от собственных движений и внешнего мира (тактильных, мышечных, вестибулярных). Согласно теории сенсорной интеграции, при нарушении способности воспринимать и обрабатывать ощущения от движений своего тела и внешних воздействий могут нарушаться процессы обучения и поведения. Выполнение определённых упражнений улучшают обработку сенсорных стимулов головным мозгом, что приводит к улучшению поведения и обучения. Самостоятельно данный вид терапии не применяется, он может быть поддерживающим методом в рамках ABA-терапии.

Медикаментозная терапия назначается как правило в периоды обострения состояния с учётом соотношения пользы и риска, проводится под наблюдением врача [19]. Препараты могут уменьшить некоторые виды поведенческих проблем: гиперактивность, истерики, нарушения сна, тревожность, аутоагрессию. Это может облегчить участие ребенка в жизни семьи, посещение общественных мест, обучение в школе. После достижения стойкой ремиссии препарат постепенно отменяется. Медикаментозное лечение используется в тех случаях, когда остальные методы терапии не эффективны.

Тем не менее существуют симптомы и проблемы, на которые нельзя повлиять с помощью препаратов:

  • невыполнение устных инструкций;
  • проблемное поведение с целью отказа от каких-то занятий;
  • низкая скорость обучения;
  • отсутствие речи и другие проблемы с коммуникацией;
  • низкие социальные навыки.

При наличии сопутствующих заболеваний (например, эпилепсии) помимо врача-психиатра ребёнка должен наблюдать невролог и педиатр.

Лечение взрослых

Корректировать РАС во взрослом возрасте можно с помощью когнитивно-поведенческой психотерапии. Конкретные методы лечения подбираются в зависимости от проблем, с которыми сталкивается человек с РАС (например, социальная изоляция или проблемы в отношениях). Также возможен приём рецептурных лекарств, уменьшающих проявления тревоги и депрессии, которые могут возникать на фоне РАС. Лекарства подбираются индивидуально врачом-психиатром.

Как жить с ребенком с аутизмом

Ребёнок с РАС требует внимания и ухода, поэтому, как правило, одному из родителей приходится уволиться, чаще всего такое решение принимает мать. Важное значение имеет чёткое распределение ролей членов семьи при уходе за ребёнком — это напрямую влияет на его качество жизни. Перед семьёй, в которой растёт ребенок с РАС, стоит важная задача: нужно создать такую обстановку, где перспективы развития будут не только у ребёнка с РАС, но и у всех членов семьи. В случае, когда родитель получает эффективную психологическую помощь, это положительно влияет и на состояние ребёнка с РАС, так как хорошее самочувствие родителя помогает ему лучше поддерживать ребёнка [24].

Могут ли у аутистов быть здоровые дети

Проявление заболевания зависит от сочетания между собой генетических факторов и воздействия среды, однако риск рождения детей с РАС у родителей с этим расстройством значительно выше, чем в среднем в популяции.

Согласно исследованию NIH (Национальных институтов здравоохранения США), РАС встречается примерно у 3-5 % детей, у которых тётя или дядя страдают таким расстройством. Для сравнения — в общей популяции РАС выявляется у 1,5 % детей [27].

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]