Поиск корней проблемы
Появление у малыша проблем с памятью — тревожный звонок. Причиной могут быть как банальная усталость и рассеянность, так и функциональные расстройства мозговой деятельности. Постоянный контроль со стороны родителей способностей к усвоению и запоминанию новых навыков является гарантией правильного развития маленького человека.
Есть ли проблемы с памятью у ребенка, можно определить, отмечая следующие особенности поведения:
- Недостаточная адекватность малыша в общении с друзьями;
- Затруднения в ответе на прямое обращение;
- Проблемы в выполнении новых заданий;
- Полная растерянность и непонимание в сложных делах, попытка отказаться от них;
- Проблемы с внимательностью;
- Ребенок не может применить навыки в данных ему поручениях.
Причиной появления проблем с усвоением знаний могут быть социальные, наследственные и приобретенные состояния нарушений памяти. К социальным причинам относятся образ жизни в семье, постоянное отсутствие необходимых продуктов и витаминов в рационе малыша. Отрицательно сказывается на развитии, если ребенок почти не бывает на свежем воздухе или с ним мало занимаются, он предоставлен сам себе.
К наследственным причинам относится врожденное умственное отставание. В случае приобретенных проблем с памятью причиной могут быть заболевания психического характера, последствия сильной травмы головного мозга, состояния после перенесенной комы, интоксикации.
Нередки частичные потери памяти после перенесенных инфекционных болезней. В большинстве случаев частичная потеря памяти возможна при стечении нескольких обстоятельств: неблагоприятная обстановка в детском коллективе и дома, тревога и страхи, недостаток витаминов.
Основные причины
Причины могут быть самыми разнообразными. Самая частая, по данным статистических исследований, это астенический синдром. Так называют комплекс симптомов: психоэмоциональное напряжение, эмоциональная лабильность, повышенная тревожность, признаки депрессии. Вторая по частоте причина — это последствия каких-либо заболеваний.
Но существует ряд других факторов, которые могут привести к нарушениям памяти:
- Иные астенические состояния: стрессовые ситуации, переутомление.
- Чрезмерное употребление алкоголя. Приводит к соматическим нарушениям, структурным изменениям мозга.
- Болезни, связанные с патологиями кровообращения в головном мозге.
- Травмы головы.
- Опухоли, локализованные в тканях головного мозга.
- Патологии психиатрического профиля.
- Врожденные нарушения интеллекта — как генетические, так и связанные с родовыми травмами.
- Нарушение обмена веществ.
- Хроническая интоксикация (например солями тяжелых металлов)
Соответственно, лечение в каждом случае специфическое, а диагностика требуется тщательная, так как причин множество.
Методики восстановления памяти
Что делать, если у ребенка плохая память и внимание подсказывают профильные специалисты: детские психолог и невролог. Возможно придётся провести полноценное комплексное обследование и назначить терапевтическое лечение. Как правило, назначение включает комплекс витаминов и лекарства, улучшающие мозговое кровообращение — ноотропы. Рекомендуется пройти курсовое лечение у психолога, цель таких занятий — заставить ребенка поверить в свои силы и убрать тревожность и страхи.
В школе после начальных классов резко увеличивается учебная нагрузка. Нередки случаи жалоб учеников средних классов на сложности с запоминанием, частые головные боли, быструю утомляемость. Дети рассеянны на уроках, невнимательны, снижается успеваемость. Что делать, если у ребенка 10 лет плохая память зависит от причины проблемы. Часто он кроется в неготовности мозга к новым нагрузкам.
В таких случаях родителям рекомендуется проверить в течение нескольких дней распределение времени своего ребенка. Хронометраж даст картину затрат времени на кружки, спортивные секции, компьютерные игры, собственно отдых. Дети, как и взрослые, обязаны отдыхать, чтобы успеть восстановить силы. При дефиците времени на отдых и коротком сне мозг не успевает отдохнуть, и в итоге школьник не может сконцентрироваться, он рассеян, появляются проблемы с памятью.
Чтобы исправить ситуацию, родители обязаны упорядочить рабочий день ребенка, следует помочь с выполнением особо сложных заданий. Особое внимание рекомендуется уделить усиленному полноценному питанию. Обязательно увеличить в дневном рационе употребление рыбы, мясных продуктов, фруктов. По возможности добавить чернику, она активизирует работу мозга.
Необходимо помнить, что регулярные упражнения по развитию памяти помогают восстановить ее функции. Мозг следует тренировать регулярно с самых пеленок, даже во взрослом состоянии регулярные занятия позволяют значительно развить качество памяти.
Рекомендации психологов и логопедов включают чтение сказок самым маленьким, предпочтение сказкам с частыми повторами, они легче запоминаются, здесь развивается слуховая память. Когда малыш взрослеет и может повторять сам стихи и маленькие отрывки, следует увеличивать количество текстов для заучивания.
Что делать, если ребенок плохо запоминает стихи, подскажет детский психолог. Мотивация к успеху при прочтении выученных наизусть стихов и сказок дает толчок и стимул к развитию смысловой и образной памяти. Следует как можно больше уделять времени малышу, он не должен оставаться сам, только в общении, в игровых ситуациях, в непрерывных «почему» идет развитие мозга, и увеличивается количество связей между нейронами.
Рекомендуется метод Монтессори в играх с детьми: после игры с определенным количеством предметов незаметно следует забрать один из предметов. Малыш должен сам без подсказки определить, какого предмета не хватает. Такая игра развивает наблюдательность и очень полезна.
Игра «Где и как лежит» поможет развить мышление и логическую память ребенка. Для такой игры рекомендуется собрать мелкие предметы из разных помещений квартиры в один ящик (пакет). Ребенок достает предметы друг за другом и комментирует местонахождение вещи в квартире, потом он относит на место все предметы. Или тренироваться с помощью подобных заданий:
Для развития ассоциативной памяти следует во время разговора с ребенком обратить внимание на мелкие детали, например, запах и яркий цвет цветов на клумбе, детали одежды у прохожих, формы облаков перед дождем. Ассоциативная память способствует запоминанию образов различных событий и явлений.
Тренировка памяти у детей 2-6 лет
Это период активного формирования и развития памяти, дети становятся «почемучками» – им интересно и любопытно все, что их окружает. Они учат буквы и цифры, осваивают чтение, письмо, арифметические действия.
В этом возрасте преобладает непроизвольное запоминание, поэтому лучше запоминается информация с сюжетом и эмоциональной окраской. Сухие факты малыши практически не воспринимают.
Методика Домана в этом возрасте используется как для запоминания новых слов, так и для игр. К примеру, можно просить малыша найти лишний элемент среди карточек или объединить изображения в группы по какому-либо признаку.
Чтобы малыш быстрее запоминал информацию, научите его методам мнемотехники – к примеру, способу ассоциаций. Просите ребенка назвать, с чем у него ассоциируется данный объект, а потом при попытке вспомнить подсказывайте ассоциацию.
Обязательно включите в расписание дня малыша игровые упражнения для развития памяти. Некоторые из них приведены ниже.
Игра в слова
Назовите крохе несколько слов и попросите повторить их. С течением времени усложняйте задачу – увеличивайте количество слов, просите повторять их, сохранить порядок.
Поиск различий
Показывайте малышу картинки с похожими изображениями и просите найти различия. Это упражнение тренирует память, развивает внимательность и умение сосредотачиваться.
Покупки
Когда идете в магазин, попросите ребенка запомнить список из 3-5 продуктов. А в магазине дайте задание вспомнить их. Задачу можно усложнять, увеличивая количество позиций.
Если малышу не нравится какое-то упражнение, не настаивайте на его выполнении. Предложите ему на выбор любое другое задание из тех, которые вызывают интерес.
Важность правильного питания
Сбалансированное полноценное питание увеличивает шансы восстановления временных ухудшений памяти. Необходима нормализация водного баланса, следовательно, ребенок должен выпивать требуемое количество напитков, свежевыжатых соков и воды. Основные продукты для полноценного рациона школьника:
- Продукты моря (креветки, рыба, ламинария) — до 3 раз в неделю;
- Орехи (миндаль, фундук, кешью, грецкий) — 3−4 ореха в день;
- Фрукты, овощи;
- Ягоды, особенно черника, клюква и черная смородина;
- Злаки — гречневая и овсяные каши;
- Добавление семян кунжута, тыквы и подсолнечника в салаты и каши;
- Мед, шоколад, сухофрукты;
- Молоко — не менее 2 стаканов в день.
Необходимо спланировать ежедневное меню ребенка таким образом, чтобы поступление питательных веществ с пищей было полноценным и качественным. Следует наблюдать за водным балансом в течение дня, приоритеты — у свежевыжатых соков, морсов, травяных сборов.
Признаки развития нарушений памяти
Могут появляться в одночасье, а могут развиваться практически незаметно. То, как прогрессирует заболевание, важно для диагностики.
Симптомы располагают по нескольким категориям. Оценивают и то, насколько сильно пострадала память, и то, какие ее компоненты затронуты.
По количеству выделяют такие симптомы:
- Амнезия. Так называется полное забывание событий какого-либо временного периода. Этот же термин применяется для обозначения полной потери воспоминаний.
- Гипермнезия. Это обратный процесс — пациенты отмечают феноменальное усиление памяти, запоминают все мелочи, могут воспроизвести большой объем информации.
- Гипомнезия. Это частичная потеря воспоминаний или частичное снижение памяти.
Есть симптомы, связанные с поражением различных компонентов памяти:
- Невозможность запомнить события, происходящие в настоящий момент времени.
- Затруднения с воспроизведением событий из прошлого, затруднения с воспроизведением запомненной ранее информации.
Интересно, что при нарушениях памяти довольно часто удалению подвергаются какие-то конкретные объекты воспоминаний:
- Память о травмирующих событиях, негативные ситуации и события.
- Удаление событий, компрометирующих человека.
Может наблюдаться и забывание, не связанное с конкретными объектами, но при этом фрагментарное. В таком случае из памяти выпадают случайные участки воспоминаний, и не удается найти какую-то систему.
Что касается качественного нарушения воспоминаний, то симптоматика может быть следующей:
- Замещение собственных воспоминаний чужими или собственными, но из другого периода времени.
- Замещение собственных воспоминаний вымышленными, никогда не существовавшими в реальности и объективно невозможными.
- Замещение собственных воспоминаний ситуациями и фактами, почерпнутыми из СМИ, где-либо услышанными — то есть реальными, но не принадлежащими конкретным людям или пациенту.
Еще одно необычное нарушение связано с восприятием реального времени как чего-то такого, что происходило в прошлом. Так как бывает чрезвычайно важно разобраться, какие именно нарушения есть у пациента, ему приходится долгое время работать с психиатром даже при отсутствии психического заболевания — это необходимо для объективного распознавания симптоматики и постановки верного диагноза.
Рекомендации родителям
Родители часто пребывают в растерянности, если у малыша появляются признаки плохой памяти, и он ничего не может запомнить. Но надо не поддаваться панике и знать, что делать в таких ситуациях, как вернуть маленькому члену семьи утраченные навыки запоминания, как предупредить срывы в дальнейшем.
Мозгу как одному из важных органов постоянно необходим тренинг. Следует уделять больше времени для занятий по обучению и закреплению пройденного материала. Важны игровые моменты, ненавязчиво следует предложить малышу поиграть в игру с ключевым вопросом: «А что мы учили (смотрели, читали) вчера (позавчера, три дня назад)?».
Ребенок должен спокойно рассказать о событиях в школе, о разговоре в магазине, необходимо на таких бытовых примерах развивать навыки памяти. Заучивание стихотворений, прибауток, поговорок благоприятно действует на развитие памяти. Рекомендуется возвращаться по выученному материалу на несколько дней назад. Для помощи ребенку в запоминании стихов рекомендуется учить стихотворение по цветным картинкам. Логическая память усиливает запоминание пройденного материала.
Если у ребенка плохая память, а он не отрывается от планшета или смартфона и все свое свободное время проводит с «электронными друзьями», родители обязаны отвлекать его различными способами, предложить пойти в зоопарк, на выставку, в музей. Малыш должен получать новую информацию из внешней среды.
Как улучшить память ребенка?
Для лечения наших маленьких пациентов мы применяем только безболезненные, мягкие способы лечения, которые не приносят дискомфорта малышу.
Мы используем методы:
- Транскраниальная микрополяризация (ТКМП);
- Трансвертебральная микрополяризация (ТВМП);
- Мануальная терапия;
- Остеопатия;
- Иглорефлексотерапия;
- Фармакопунктура;
- Изометрическая кинезиотерапия;
- Изометрическая кинезиотерапия на установке «Экзарта»;
- Озонотерапия;
- Физиотерапия;
- Физиотерапия с ферментными препаратами;
- Медицинский массаж;
- Лечебные капельницы;
- Гирудотерапия;
- Цуботерапия.
Диагностика
Диагностика начинается с внимательного сбора анамнеза — это связано с тем, что наиболее важную информацию о своем состоянии может сообщить сам пациент или его родственники. Первым делом врач определяет, какой компонент памяти страдает больше всего, а затем намечает план дальнейшего обследования.
Разработано и применяется множество специализированных тестов, которые позволяют дифференцировать различные нарушения.
Чаще всего применяются такие тесты:
- Повторение слов сразу же после того, как они были услышаны — позволяет оценить работу кратковременной памяти. Понятно, что здоровый человек сможет повторить все слова.
- Повторение десяти слов. Суть теста в том, что врач озвучивает десять никак не связанных между собой слов. Пациент их повторяет. Затем этот цикл повторяется с теми же словами 5 раз. Здоровые люди первый раз называют не менее 4 слов, а при последнем повторении могут озвучить все.
- Метод пиктограмм. Пациенту озвучивают несколько слов (обычно около 10), а затем дают время, чтобы он изобразил на бумаге вспомогательный рисунок. По рисунку пациент называет слова, а затем его просят посмотреть на бумагу и назвать их через час. Нормой считается запоминание не менее 90% слов.
- Простой, но эффективный метод — пересказ простого сюжетного текста из нескольких предложений. Тест имеет вариации — текст зачитывает врач или сам пациент (таким образом тестируют зрительную и слуховую память).
Не менее важны и инструментальные исследования, которые позволяют оценить функциональное состояния головного мозга и состояние кровеносной системы. Активно применяются электроэнцефалография, резонансная томография и компьютерная томография.
Если есть предположения о том, что нарушение памяти появилось вследствие соматического заболевания — то применяют диагностические методы, направленные на выявление основного диагноза, а состояние памяти контролируют во время выздоровления.
Проявления амнестического синдрома
Классическим признаком амнезии является неспособность человека воспроизвести в памяти определенный промежуток времени своей жизни. Чаще всего забывается вначале недавние события, а затем – более отдаленные. При регрессирующем процессе наблюдается восстановление в обратном порядке. При некоторых видах расстройства отмечаются ложные, вымышленные воспоминания, или конфабуляции. С их помощью организм пытается заполнить пробелы. При этом человек искренне верит в истинность своих «воспоминаний».
Амнестический синдром после инсульта характеризуется гипо- и парамнезией (общим снижением памяти и путаницей настоящих и прошлых событий). Одновременно отмечается нарушение речи, дефицитом движения. Потеря памяти происходит при психоорганическом синдроме, при этом наблюдается также нарушения когнитивных функций. Человек теряет способность усваивать новую информацию, у него снижается внимание, замедляются мыслительные процессы. При диссоциативной амнезии больной становится рассеянным, начинает бродяжничать, у него часто отмечаются аффективные расстройства. Преходящая глобальная утрата воспоминаний характеризуется полной дезориентацией. При синдроме Корсакова часто сочетается сразу несколько видов амнезии.
При стационарном нарушении человек часто страдает и переживает из-за своего состояния, мучается чувством вины, впадает в депрессию. Прогрессирующий амнестический синдром приводит к полной беспомощности, человек может уйти из дома и заблудиться в знакомой местности. Постепенно происходит утрата навыков и знаний. В конце наблюдается полная дезориентация и требуется постоянный уход.
Особенности памяти в детском возрасте
Замечали ли вы за собой, что в памяти спустя годы остаются только самые яркие события, которые подкрепляются сильными хорошими или плохими эмоциями? Всё верно, такие моменты запоминаются сильнее всего. А теперь представьте, что ребёнок ко всему относится гиперэмоционально, количество впечатлений от увиденного, услышанного, попробованного в разы больше, поскольку зачастую что-то происходит с ним впервые. Поэтому детские воспоминания, как правило, более долговременные. Особенно, если спросить пожилого человека о его жизни, то добрая половина – фразы из детства.
Органический амнестический синдром
Причинами органического амнестического синдрома могут стать различные поражения тканей мозга: церебральных артерий, белого вещества, нервов или коры полушарий. Также к нему приводит появление гематом и кровоизлияний в ЦНС. Причиной отклонения иногда становится отравление угарным газом с массивными поражениями головного мозга.
При нарушении функций височных областей, как это бывает при эпилепсии, также приводят к тому, что у человека развивается амнестический синдром. Его причиной становятся:
- злокачественные опухоли, особенно при поражении желудочковых стенок;
- болезнь Альцгеймера и прочие виды деменции (Леви, Кройтцфельта-Якоба, атеросклероз и другие патологии);
- болезнь Вернике;
- герпетический энцефалит;
- туберкулезный менингит в тяжелой форме;
- транзиторные ишемические атаки (приводят к временной амнезии).
Еще одна распространенная причина амнестического синдрома – это алкогольная зависимость. Многие замечали, что при опьянении наблюдается кратковременная потеря памяти. Специалисты связывают ее с нехваткой витаминов B, так как этанол является их антагонистом.
Лечение алкогольной амнезии в нашей клинике всегда включает в себя полный курс терапии этого заболевания с добавлением препаратов для улучшения когнитивных и мнестических функций.