0 11136 25 Сентября 2021 в 23:23 Автор публикации: Дарья Шмальц, студентка Пражского экономического университета
Состояние отчаяния очень сложно описать. Так плохо, что кажется, если умру, легче не станет. Ну, как об этом говорить? Одна бесконечная боль.
Сильнейшее отчаяние, безысходность прожгла изнутри. Невыносимое непонятное чувство. Запутанность. Бессилие. Уныние. Подавленность. Где начало и где конец? Потерянность. Слабость. Бьюсь о стенки своего разума и не могу вырваться наружу. Все попытки тщетны.
Кто я? Зачем живу? Где ответ на все вопросы? Как привести свою жизнь в порядок, что делать с отчаянием?
Я чужой в этом мире. Мне нужен только смысл. Но где его найти? Вокруг все глупые, все поголовно, поговорить не с кем на такие темы. Книги все перечитаны, все семинары прослушаны, даже музыка уже противна, фильмы пресны. Где же ответы? Такая пустота внутри. Отчаяние. Серое, глухое, безнадежное, глубокое отчаяние.
Я готов отдать ВСЁ за мельчающую крупицу прозрения. Только вокруг всё одно и то же. Ничто не имеет смысла. Я хочу заснуть и никогда больше не просыпаться. Я так устал. Устал думать. Устал искать. Устал жить. Я на грани. Я в отчаянии, что мне делать?!
Отчаяние: что делать, где выход
Экзистенциональное отчаяние у человека ощущается как квинтэссенция душевной боли всего человечества внутри одной головы. Хочется только вечного покоя, тишины и безмятежности. Хочется умереть. Но страшно.
Нет, вряд ли человек, охваченный состоянием экзистенционального отчаяния, боится физической боли. Душевная боль в сотни раз превосходит физическую и, когда болит душа, все остальное становится неважным. Но такой человек боится, что не использует свой шанс жить.
Экзистенциональное отчаяние характерно тем, что человек постоянно себя спрашивает: «Ведь зачем-то я есть? Зачем-то мне все это дано… Возможно, я являюсь частью чего-то большего, возможно, есть причина, по которой я здесь, но ответ находится за пределами моего понимания, и я страдаю оттого, что не могу наполнить свои вопросы. Почти не осталось сил бороться. Кто я? В чем смысл моей жизни? И почему, в конце концов, мне так больно?»
Человек постоянно пытается построить мостик к реальности, преодолеть свое отчаяние. Но не может.
Нужно понимать, что экзистенциональное отчаяние – это не грусть, не тоска, не плохое настроение. Оно может тянуться годами, не давая жить полноценной жизнью.
Подведем итоги
Итак, когда вы знаете определение чувства отчаяния, и полностью понимаете, что это такое. Можно с уверенностью сказать, что от этого чувства необходимо, как можно быстрее избавиться.
Отчаяние — это эмоциональное состояние человека, которое возникает при утрате какой-то материальной или нематериальной ценности.
Чтобы отчаяние не смогло перерасти в хронические заболевания или психическое расстройство, необходимо четко понимать свое состояние. И найти любые способы как справиться с отчаянием, чтобы сделать свою жизнь намного лучше. Если вы не знаете, что помогает человеку справиться с отчаянием, тогда можете обратиться за помощью к психологу или другому специалисту.
Признаки отчаяния
Такое состояние практически всегда сопровождается сопутствующими явлениями, такими как:
- депрессия;
- бессонница;
- головные боли;
- чувство одиночества, потерянности;
- утрата объективного восприятия событий;
- желание изолироваться от общества;
- неспособность концентрировать внимание;
- спутанность мыслей;
- постоянное желание спать;
- слабость;
- уверенность в том, что жизнь не имеет цели;
- потребность в алкоголе и наркотиках;
- ощущение иллюзорности происходящего;
- избирательный контакт с людьми;
- снижение умственной и физической работоспособности;
- суицидальные мысли.
Когда в одном человеке проявляются все или большинство из приведенных выше симптомов, общее состояние ощущается как практически не совместимое с жизнью. Это и есть отчаяние в высшей степени.
Отчаяние от отчаяния: почему нам жизненно важно страдать
Человек обращается к психологу или психотерапевту, отчаявшись найти цель жизни, считал Виктор Франкл и на этом строил свой метод лечения — логотерапию. В своей книге «Доктор и душа: Логотерапия и экзистенциальный анализ», которая вышла в издательстве «Альпина нон-фикшн», он пишет, что способность страдать важна не меньше, чем способность радоваться: без горя наша жизнь была бы неполной. T&P публикуют главу о смысле страданий и «благородном несчастье».
Обсуждая вопрос о смысле жизни, мы разделили все ценности на три возможные категории: мы говорили о творческих ценностях, ценностях переживания и ценностях позиции. Первая категория осуществляется в действии, а ценности переживания — в пассивном восприятии мира (природы, искусства), в котором «Я» реализует себя. Ценности же позиции воплощаются повсюду, там, где роковое, то, что невозможно изменить, принимается как таковое. Существует неисчерпаемое количество возможностей, как
принять такую ситуацию. А значит, человеческая жизнь обретает полноту не только в свершениях и радостях, но и в страданиях!
Такое рассуждение останется непостижимым для тривиальной этики успеха. Стоит присмотреться, и мы убедимся, что в нашем первичном, повседневном суждении о ценности и достоинстве человеческого бытия уже раскрывается такая глубина переживаний, в которой события сохраняют значимость вне зависимости от успеха или провала, вообще независимо от эффекта и последствий. Богатство внутреннего осуществления вопреки всякой «неуспешности» по-настоящему раскрывается нам в великих произведениях искусства. Достаточно вспомнить такие примеры, как «Смерть Ивана Ильича» Толстого: здесь описывается мещанское существование, бессмысленность которого становится ясна человеку лишь непосредственно перед неожиданно надвинувшейся смертью. Осознав прежнюю бессмысленность, этот человек в последние часы жизни вырастает далеко за свои пределы, к тому внутреннему величию, которое задним числом наполняет смыслом всю его, казалось бы, напрасную жизнь. То есть жизнь может получить окончательный смысл не только благодаря смерти (героической), но и в самой смерти. И жертва не только придает смысл жизни, но и в тот момент, когда жизнь рушится, она может достичь полноты.
Отсутствие успеха не означает отсутствие смысла.
Это становится очевидно, если оглянуться на собственное прошлое и перебрать свои любовные истории. Спросите себя честно, готовы ли вы позабыть печальные любовные переживания, вычеркнуть из своей жизни нерадостные или даже мучительные эпизоды. Тут-то человек и понимает: эта полнота страдания — отнюдь не пустое место. Напротив, в страданиях он рос, в страданиях достиг зрелости, оно дало человеку больше, чем дали бы удачные эротические похождения.
В целом человек склонен переоценивать позитивные и негативные оттенки своих переживаний, удовольствие и неудовольствие. Придавая им столь большую значимость, он проникается несправедливыми претензиями к судьбе. Мы уже обсудили, как человек во всех смыслах «рожден не для удовольствия», и мы уже поняли, что удовольствия и не могли бы придать жизни человека смысл. А раз они не придают смысл, то и недостаток удовольствий не может жизнь этого смысла лишить. И опять-таки искусство снабжает нас убедительными примерами ценности простого, непосредственного переживания без окраски — вспомните, как мало значит для наслаждения музыкой, в мажоре решена мелодия или в миноре. И не только незавершенные симфонии Бетховена принадлежат к драгоценнейшим музыкальным сокровищам, но и «Патетическая соната».
«Само отчаяние и освобождает человека от причин для отчаяния»
Мы говорили, что в действии человек реализует творческие ценности, в переживании — ценности переживания, в страдании — ценности позиции. Но страданию присущ также имманентный смысл. Парадоксальным образом нас подводит к этому смыслу язык: мы страдаем «от чего-то» и «не можем это перенести» — то есть мы бы хотели не допустить, чтобы это происходило. Противостояние тому, что дано судьбой, — наша последняя задача, требование самого страдания. Страдая от чего-то, мы внутренне от этого отстраняемся, создаем дистанцию между собой и причиной страдания. Пока мы страдаем в этом состоянии, которому не следовало бы быть, мы разрываемся между фактическим бытием с одной стороны и должным — с другой. Это, как мы видели, относится и к людям, которые отчаялись в своей жизни: само отчаяние и освобождает человека от причин для отчаяния
, ведь оно означает, что он сопоставляет собственную реальность с идеалом, тоскует по идеалу, что он осознал некие ценности (оставшиеся невоплощенными) — и это придает известную ценность самому человеку. Ведь человек не мог бы судить самого себя, если бы не обладал достоинством и статусом судьи — как человек, который осознал должное и противопоставил его тому, что есть.
Страдание создает
плодотворное, можно даже сказать,
революционное напряжение
, помогая человеку осознать недолжное именно как недолжное. В той мере, в какой он отождествляет себя с данной ситуацией, человек устраняет дистанцию с ней и тем самым снимает
плодотворное напряжение между имеющимся и должным
.
Так в эмоциях человека открывается глубокая мудрость превыше всякой рациональности — она даже противоречит рациональной полезности. Присмотримся к аффектам горя и раскаяния: с утилитаристской точки зрения оба могут показаться бессмысленными. Ведь оплакивать что-то безвозвратно утерянное столь же бесполезно с точки зрения «здравого смысла» и даже противно логике, как и раскаиваться в неизгладимой вине. Однако для внутренней истории человека горе и раскаяние весьма ценны. Оплакивая человека, которого мы любили и утратили, мы каким-то образом продлеваем его жизнь, а раскаяние воскрешает виновного и освобождает его от вины.
Предмет нашей любви и нашего горя объективно, в эмпирическом времени, утрачен, но субъективно, во внутреннем времени, сохранен: горе удерживает его в настоящем. Раскаяние способно, как пишет Шелер, растопить вину: вина не будет снята с того, кто провинился, но сам он, морально переродившись, воскреснет. Эта возможность плодотворно преобразить события во внутренней истории не противоречит ответственности человека, но состоит с ней в диалектических отношениях. Вина пробуждает ответственность, но ответственен человек с точки зрения реальности, в которой ни один шаг невозможно вернуть обратно, самое малое его решение в жизни и самое великое остаются навсегда. Ничто не может быть смыто из сделанного и упущенного. Но лишь на поверхностный взгляд может показаться противоречием возможность внутренне отмежеваться от какого-то поступка в акте покаяния и, проживая внутреннее событие раскаяния, сделать внешнее событие в моральном плане как бы и не бывшим.
Шопенгауэр, как известно, сокрушался о человеческой жизни, подвешенной маятником между нуждой и скукой. В действительности оба состояния наполнены глубоким смыслом. Скука — постоянное memento*
.
* Memento mori — напоминание о смерти (лат). Без уточнения — напоминание о чем-то неприятном, страшном.
Что вызывает скуку? Бездействие. Но действие совершается не для того, чтобы избавить нас от скуки, а скука дана нам для того, чтобы мы постарались избежать бездействия и были верны смыслу своей жизни.
Жизненная борьба держит нас в постоянном напряжении, поскольку смысл жизни утверждается и исчезает в зависимости от исполнения заданий, это «напряжение» сущностно отличается от невротической жажды ощущений или истерической потребности в стимулах.
Суть «нужды» тоже — напоминание. Даже на биологическом уровне боль играет важную роль, оберегая и предостерегая. Аналогичную функцию имеет боль и на душевно-духовном уровне. Страдания предостерегают нас против апатии, мертвенного оцепенения души. В страданиях мы растем, достигаем зрелости, страдание делает нас сильнее и богаче. Раскаяние, как мы видели, обладает смыслом и силой отменять (морально) внешнее событие во внутренней истории, горе обладает смыслом и силой каким-то образом вновь восстанавливать прошлое. Оба они, горе и раскаяние, каким-то образом корректируют прошлое и так решают проблему, в отличие от попыток отвлечься или заглушить боль: когда человек пытается отвлечься от своего несчастья или заглушить его
, он не решает проблему,
не устраняет из мира свое несчастье — из мира он устраняет только прямое последствие несчастья
, свое состояние недовольства или боли. Отвлекаясь или заглушая боль, он «заставляет себя не знать». Он пытается бежать от действительности и ищет прибежища в той или иной форме опьянения. При этом он впадает в субъективистское, в психологическое даже заблуждение: ему кажется, будто вместе с эмоциями, которые он глушит, исчезнет и вызвавшее эти эмоции обстоятельство, словно то, что человек изгнал в область бессознательного, заодно изгоняется и в область несуществующего. Но, как и, глядя на объект, мы не вызываем его к жизни и, отводя взгляд, не уничтожаем его, так и, подавляя в себе горе, мы не можем устранить то обстоятельство, которое побуждает нас горевать. Горюющие часто выбирают верный путь, отказываясь заглушать горе, например, предпочитают «плакать ночь напролет», но не принимать снотворное. Горе восстает против банального предписания снотворных средств: от того, что я стану лучше спать, мертвец, которого я оплакиваю, не воскреснет. Смерть — крайний пример непоправимого события — не станет небывшей, если загнать ее в подсознание, и не станет небывшей, если горюющий погрузится в бессознательное состояние, даже в полную бессознательность собственной смерти.
* Бесчувственная меланхолия (лат.)
** Логика сердца (фр.)
Как глубоко укоренена в человеке вера в осмысленность эмоций, показывает такой факт: существует разновидность меланхолии, при которой основной симптоматикой является не постоянная печаль, как это обычно бывает, но, напротив, пациенты жалуются, что никогда не чувствуют печали, не могут выплакаться, что они холодны и внутренне будто мертвы — это так называемая melancholia anaesthetica
*. Кто сталкивался с подобными случаями, тот знает, что едва ли возможно большее отчаяние, чем отчаяние человека, который разучился грустить. Этот парадокс вновь убеждает нас в искусственности принципа счастья — это психологическое построение, не имеющее соответствия в действительности.
Повинуясь эмоциональной logique du cœur
**, человек все время стремится пребывать либо в радостном, либо в печальном возбуждении, но всегда что-то переживать, а не погружаться в бесчувственную апатию.
Парадокс melancholia anaesthetica, в которой человек страдает от неспособности страдать
, представляет собой парадокс с точки зрения психопатологии, но экзистенциальный анализ его разрешает, ведь экзистенциальный анализ признает смысл страдания, признает его как осмысленную часть жизни. Страдание и несчастье так же неотъемлемы от жизни, как судьба и смерть. Их невозможно изъять из жизни, не разрушив при этом смысл самой жизни. Если избавить жизнь от беды и смерти, от судьбы и страдания, она лишится формы, гештальта.
Лишь под ударами судьбы, в раскаленном пламени страдания жизнь приобретает форму и смысл
.
Судьба, терзающая человека, обладает двояким смыслом: во-первых, ей, по возможности, нужно придать форму, а во-вторых, ее нужно, по необходимости, терпеть.
С другой стороны, не следует забывать и о том, что человек должен постоянно быть начеку и не спешить капитулировать, не признавать чересчур рано некое состояние дел как роковое и не склоняться перед тем, что он ошибочно принимает за судьбу. Лишь когда не остается никакой возможности осуществить творческие ценности, когда человек действительно не в состоянии придать форму судьбе, лишь тогда наступает черед ценностей позиции, лишь тогда имеет смысл «принять свой крест». Суть ценностей позиции в том, как человек адаптируется к тому, что не властен изменить. Непременное условие для подлинной реализации ценностей позиции — ситуацию действительно нельзя изменить: то, что Брод назвал «благородным несчастьем», в отличие от «неблагородного», которое не является роковым, поскольку его можно избежать или поскольку человек сам навлекает его на себя.
«Существуют ситуации, когда человек способен реализовать себя только подлинным страданием»
Так или иначе любая ситуация предоставляет человеку шанс для реализации ценностей — творческих или же ценностей позиции. «Нет такого положения, которое человек не мог бы облагородить либо действием, либо терпением» (Гете). Можно бы даже сказать, что и в терпении присутствует некое «действие», поскольку речь идет о подлинном терпении, об умении переносить судьбу, которая не может быть изменена действием или предотвращена бездействием. Лишь такое «правильное» страдание есть подвиг, лишь это неотвратимое страдание наполнено смыслом. Этот моральный подвиг страдания не чужд и повседневному опыту обычного человека. Например, он вполне поймет такую историю: много лет назад при награждении английских скаутов высшая награда досталась трем мальчикам, которые лежали в больнице со смертельным недугом, но сохраняли мужество и бодрость и стойко переносили страдания. Их страдания получили признание как настоящий «подвиг», превзошедший достижения (в более узком смысле слова) всех прочих скаутов.
«Жизнь не есть что-то, она всегда лишь возможность для чего-то» — эти слова Геббеля подтверждаются различными возможностями либо придать судьбе (то есть изначально и по своей природе неизменному) форму, то есть реализовать творческие ценности, либо, если это окажется подлинно невозможным, осуществить ценности позиции, отнестись к этой судьбе так, чтобы совершить человеческий подвиг «правильного» страдания. Может показаться тавтологией, если сказать, что болезнь предоставляет человеку «возможность страдания», но, понимая «возможность» и «страдание» в указанном выше смысле, мы получаем совсем не банальное высказывание еще и потому, что между недугом, в том числе душевным, и страданием есть существенное отличие. Разница заключается не только в том, что больной не всегда страдает. Бывает и такое страдание, которое никак не связано с болезнью, фундаментальное человеческое страдание, то страдание, которое по сути и смыслу входит в человеческую жизнь. Встречаются даже случаи, когда экзистенциальный
анализ применяется для того, чтобы вернуть человеку
способность к страданию
, в то время как психоанализ готов возвратить ему лишь
способность к удовольствиям
или
способность к достижениям
. Существуют ситуации, когда человек способен реализовать себя только подлинным страданием. А как упускают порой «возможность действия», которую предоставляет жизнь, так упускают и возможность истинного страдания, и возможность реализовать ценности позиции. Становится понятно, почему Достоевский боялся оказаться недостойным своих мук. Мы также понимаем теперь, какое свершение может быть в страдании пациента, который борется за то, чтобы стать достойным своей муки.
Экзистенциальный парадокс
Человеку, который пребывает в столь тяжелом душевном состоянии, очень трудно поверить, что существует еще хоть одна душа в этом мире, так же страдающая, как и он. И уж совсем невозможно поверить, что из этого состояния можно найти выход и решить проблему навсегда.
На тренинге «Системно-векторная психология» Юрий Бурлан с уверенностью говорит: вы не один, и выход есть.
Эта статья направлена на то, чтобы помочь понять механизм работы вашей психики, раскрыть причинно-следственные связи и подвести вас к осознанному пониманию решения проблемы.
Сперва разберемся, каковы причины вашего отчаяния.
В действительности, каждый на протяжении своей жизни способен испытать отчаяние. Причины могут быть разные: утрата любимого человека, возникшая реальная угроза жизни, потеря материальных накоплений, общая длительная неудовлетворенность собой или своей жизнью и тому подобное.
Но из всех людей только 5% населения целой планеты имеют объективные предпосылки для состояния экзистенциального отчаяния или, как его еще называют, к экзистенциальному кризису. Это люди, получившие от природы свойства звукового вектора. Они далеки от всего материального, главное для них – понимать смысл своего существования, задача у них такая – раскрывать первопричины.
У них особое чувствительное ухо, оно улавливает тонкие вибрации, подхватывает интонации, тембр голоса, замечает акценты, интересные обороты речи. Но самое главное, для звуковика не так важны произнесенные слова, как важен смысл сказанного. В то же время для абсолютного большинства звуковиков самый приятный звук – это тишина.
Отчаяние у человека со звуковым вектором
Часто, к сожалению, нежное ухо звуковика попадает под воздействие нежелательного шума. Будь то шум большого города, крик родителей или оскорбительные смыслы, обращенные к звуковику. Все это травмирует слух.
Звуковик теряет желание вслушиваться во внешний мир – ему попросту больно. В результате возникает неспособность реализовать свои врожденные свойства. И так будучи интровертом, тут он полностью замыкается на себе, начинает вслушиваться внутрь себя, в свои состояния. Невозможность выйти из замкнутого круга своих мыслей влечет за собой отчаяние и нежелание жить.
Шесть тысяч лет назад звуковик, оставшись один на один с тишиной и бескрайним ночным небом, впервые сформулировал в своем сознании первый экзистенциальный вопрос: «Кто я?» Один этот вопрос положил начало развития всей мировой философии, религии, литературы, музыки и впоследствии всех точных наук. Звуковик стремился ответить на этот вопрос и понять суть своего существования в мире, понять суть экзистенции, бытия.
Экзистенциальные вопросы не пропали, не исчерпали себя и до наших дней. Наоборот, они усилились и повергают большинство звуковиков в полное отчаяние.
Каждый звуковик сталкивается с тяжело переносимым внутренним противоречием. С одной стороны, он знает: ему дана жизнь, и он очень хочет верить, что она важна, он как индивидуум важен и уникален. С другой стороны, он думает, что его существование не имеет ни заданного предназначения, ни объективного смысла.
Этот конфликт повергает человека в состояние экзистенциального отчаяния, отрешения от реальности и приводит его к желанию избавиться от физического тела (относительно медленно через наркотики или прямым путем через суицид).
Отчаяние – когда я обвиняю всем сердцем родителей, общество, бога, все силы, известные мне и даже не известные, и не нахожу сил хоть что-либо оправдать.
Звуковику очень хочется понять весь этот процесс жизни, принять, полюбить, быть счастливым. Но в звуковом понимании любить – не значит любить цветы, животных или конкретного человека. Это означает – осознать все процессы, понять себя и понять других, как бы слиться с ними разумом, принять полностью все, что есть. Невозможность это сделать влечет за собой отчаяние.
Как справиться с отчаянием
Стопроцентно предотвратить отчаяние в собственной жизни еще не под силу никому, но можно проредактировать факторы, влияющие на вероятность впасть в отчаяние от какой-либо ситуации. Прежде всего, способствует подобному состоянию пример родительской семьи, который человек видел и неосознанно впитал модели поведения. Таким образом, если при малейшей неудаче вы видели, как родитель впадал в отчаяние, а не искал способы разрешения сложившейся обстановки или переструктурирования собственной жизни, то шансы повторения этого сценария в вашем исполнении возрастают. Не из-за нежелания искать другие варианты, а из отсутствия примера как это – посмотреть по сторонам. Возможно, родитель одного с вами пола был склонен к моментальной потере надежды и готовился к концу света, а другой за него многое решал и показывал пути выхода. Тогда при идентификации с первым, впадать в панику будет привычным стереотипом, еще и выгодным, ведь можно не самостоятельно принимать ответственность, а ждать спасения. В этой ситуации есть скрытый ресурс – это поведение другого родители и его стратегии совладания, которые также как и легкое впадение в отчаяние являются частью вашего внутреннего опыта, который необходимо разбудив, актуализировать. Кстати это актуально и тем, у кого подобное поведение в семье было нормой для большинства – найти, пример в другом месте, среди знакомых и героев.
Следующей особенностью психики, которая может вогнать в уныние является склонность к постоянному прокручиванию событий, своеобразное застревание не столько ради извлечения опыта, сколько ради повторяющегося проживания эмоций. Это может касаться позитивных моментов, и тогда силы и уверенность человека возрастают, но эта же особенность при зацикливании на негативных моментах способна повергнуть в пучину безысходности и развить глубокую депрессию. Обычно от повторяющегося проигрывания ситуации уводит другое яркое впечатление, но полагаться полностью на волю внешних факторов не рационально, т.к. при довольно долгом пребывании в отчаянии, человек утрачивает способность замечать внешние изменения ситуации, концентрируясь на внутренних страданиях, либо эти изменения становятся несущественны. Поиск собственной действенной техники переключения внимания и смещения акцента мыслей поможет снизить остроту переживания при негативных эмоциях, а также взглянуть на мир трезвым взглядом при повторе положительных.
В ситуации негативного события важным моментом является ощутить свои внутренние опоры, чтобы поддержать состояние на должном уровне. При сниженной самооценке, неуверенности, привычке заниматься самобичеванием, человек только глубже роет яму депрессивного расстройства и ощущения тупика. Так, не только мир становится несовершенен и ужасен из-за разрушения важной части или стремлений, но и отсутствие веры в себя быстро убивает оставшиеся капли надежды на улучшение. Так что заняться нормализацией самооценки и наполнением внутренних ресурсов стоит заблаговременно, а не когда кризис разорвал вашу жизнь, лучше начинать когда жизненная ситуация еще стабильна – для профилактики и развития устойчивости.
Помогает укрепление значимых связей, т.е. общение с теми людьми, которые способны действительно вас понять и принять, где нет необходимости держать лицо. Говорить открыто о своем состоянии и проблемах с чувством безопасности является довольно терапевтической практикой, вследствие которой снижается аффект, появляется возможность получить обратную связь на собственные эмоции или события, из которой если и не родится новый способ существования, то появится ресурс поддержки, снижающий отчаяние. Если таких людей в окружении нет, то можно пойти к психологу на индивидуальную или групповую терапию. Нет возможности и на терапию – пишите дневник, описывая все свои мысли, чувства и события – периодически перечитывайте написанное, это позволит проследить динамику, натолкнет на новое видение, в крайнем случае, просто поможет выплеснуть эмоции.
А вот в занятиях стоит поискать что-то новое и увлекательное, избегайте смотреть в пустую стену и прокручивать произошедшее. Вспомните, что увлекало в детстве и постарайтесь реализовать свои склонности сейчас – именно в детских желаниях и воспоминания содержится много энергии и потенциала, кроме того они лишены внешней навязанности и ожиданий окружающий, поэтому шанс, что вы станете заниматься тем, чего жаждала именно ваша душа уверенно возрастает.
Займитесь собственным телом, поскольку угнетенное состояние меняет химические процессы в мозгу, перестаивает работу нервной системы, а соответственно и остальных – сосредоточьтесь на поддержании здорового образа жизни, сократите употребление психоактивных веществ, а дозы витаминов группы В увеличьте (именно они питают нервную систему), строго следите за соблюдением своих биоритмов, давайте телу физическую нагрузку, даже если не хочется шевелиться (во время спорта вырабатываются гормоны радости и удовольствия, способствующие снижению депрессивного фона).
Отчаяние заполнило собой все
Мы не раз слышали от других, что отчаяние наступает, потому что у человека нет силы воли. Потому что он боится трудностей или испытывает жалость к самому себе. Знакомы такие слова?
Только мысль о том, что ты жалеющий себя безвольный трус, еще никого не вывела из тяжелого состояния.
Также люди любят говорить, что отчаяние у человека возникает от негативных мыслей, опять же подчеркивая, что это вина человека, тем самым только ухудшая состояние.
В интернете можно увидеть целый перечень советов о том, как побороть состояние отчаяния, для сравнения приведем некоторые из них.
Советуют:
- укрепить силу воли за счет разных техник;
- избавиться от своих страхов;
- принять жизненные трудности;
- улыбаться, быть в приподнятом настроении, быть оптимистом;
- не бояться сделать первый шаг к изменениям;
- изменить свое отношение к себе;
- начать воспринимать проблему с мудростью, чтобы она становилась не препятствием, а уроком;
- взять себя в руки и начать действовать;
- любить себя;
- открыться Вселенной и так далее.
Это советы людей с другими свойствами психики, для людей со зрительным вектором. Они обязательно скажут, что любовь – самое главное в жизни, что нужно помогать, жить для других. Что если вам плохо, нужно успокоиться, прислушаться к своему сердцу. Нужно медитировать, заниматься йогой, молиться за себя и близких, быть в согласии с собой и с природой.
Только все эти советы остаются в материальной плоскости этого мира. Земная любовь, гуманизм – ценности зрительного вектора. Сколько ни повторяй эти советы, для звуковиков они не работают, их отчаяние не уходит. Нельзя бороться с отчаянием, пытаясь думать позитивно, читая аф. Может, и хотелось бы поверить в это, но себя нельзя обмануть.
Звуковой человек стремится вырваться за пределы этого мира, прикоснуться к бесконечности, услышать вибрации Вселенной. Но не через эмоции, а всем своим существом, он как бы желает вобрать в себя все, что есть. Поэтому звуковое желание доминантно над всеми другими желаниями этого мира. Ничто не способно его наполнить: ни деньги, ни секс, ни почет и уважение, ни самая любимая работа или семья. Для реализации такого огромного желания звуковику дан абстрактный интеллект и самый большой в потенциале объем психического.
Раньше звуковик был способен себя наполнить музыкой, религией, наукой, литературой, поэзией, но желание растет. И теперь этого недостаточно – наступает отчаяние: что делать, мозг эволюционирует, возникает потребность в складывании все более сложных мыслеформ.
Сколько времени длятся эмоции?
Вы ни когда не задумывались, сколько по времени может длиться та или иная эмоция? Думаете это нельзя подсчитать? Можно!
Психологи подсчитали, сколько длятся негативные эмоции. Так страх и стыд человека длится 30 минут, на скуку уходит 2 часа. Чувство вины человек испытывает 3,5 часа, ненавидит 60 часов. А вот грустить может все 120 часов.
Не обошли специалисты своим вниманием и положительные эмоции. Согласно исследованиям на сочувствие у человека уходит 1 час 20 минут, на восхищение 5 часов. Энтузиазм охватывает человека на 6 часов, удовлетворение длится 24 часа. А радость может не покидать нас целых 35 часов!
Отчаяние у человека пройдет навсегда
Выйти из состояния экзистенционального отчаяния можно только путем изучения человеческой психики. В буквальном смысле того, какими мы созданы и для чего.
Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана дает возможность понять этот процесс изнутри в полном объеме.
С помощью знаний системно-векторной психологии вы раскрываете все свои особенности, осознаете, почему вас не понимают другие, в чем ваше предназначение и как его реализовать. Осознание того, как устроена психика других людей, позволяет звуковику на отличиях от других глубже познать и себя. Это влечет за собой невероятное объемное наполнение и позволяет выйти из плохих состояний. Как следствие раскрытия психики полностью меняется восприятие себя и мира вокруг.
Звуковик начинает видеть математически точные причинно-следственные связи между всеми процессами прошлого и настоящего и их развития в будущем, как снаружи, так и внутри. Складывая свое восприятие из постепенно приходящих осознаний, звуковик приобретает совершенно новую объективную и точную картину мира.
Понимать свое отчаяние. Вопросы «Кто я?» и «В чем смысл моей жизни» начинают наполняться, как следствие уходят плохие состояния. А потом начинают приходить все новые и новые открытия, большое наслаждение от каждой новой мысли. Этот процесс ничем нельзя остановить.
Звуковик рожден, чтобы постичь бесконечность, но не эзотерическую, а реальную. Живя в этом мире, среди других людей.
У звуковика очень важная роль в этом мире. В своем потенциале он способен испытать самое большое наслаждение из всех от реализации своих природных свойств и задач. А именно от познания себя и раскрытия бессознательного.