Неврозы у подростков. Что это такое, почему возникают и что делать?

Наверняка вы хотя бы раз в своей жизни испытывали нервный срыв. А некоторые — и не раз. Что делать при нервном срыве, если он снова «нагрянет»?

Многие думают – ну какие нервные срывы весной?! Ну ладно осенью-зимой, когда темно, холодно и тоскливо. Однако март – тоже сложный месяц для психики. Серость за окном, слякоть под ногами, авитаминоз, короткие световые дни – все это плохо сказывается на настроении. Любой пустяк выводит из себя, любая мелочь – заставляет злиться и обижаться. Как распознать нервный срыв?

Причины и симптомы нервного срыва у женщин

Какие симптомы нервного срыва?

Официального диагноза «нервный срыв» не существует. Это больше бытовое понятие. Симптомы нервного срыва довольно размыты. Обычно под этим определением подразумевается повышенная возбудимость, раздражительность, обидчивость, психологическое перенапряжение. Могут быть и соматические проблемы, например головная боль.

В советское время был популярен такой диагноз – неврастения. Он и сейчас значится в классификации болезней. Так вот, симптомы нервного срыва близки к симптомам неврастении — расстройству психики, которое проявляется в повышенной раздражительности, утомляемости, плохой переносимости длительных умственных и физических нагрузок.

Как распознать нервный срыв у женщин? И правда ли, что у представительницы слабого пола «срываются» гораздо чаще, чем мужчины?

О симптомах уже говорилось. Но неврозы и неврастении у женщин действительно возникают чаще в силу их физиологических особенностей. Например, из-за гормональных изменений многие дамы за 10−12 дней до наступления критических дней страдают от проявлений предменструального синдрома, который характеризуется повышенной возбудимостью и раздражительностью. Во время климакса, на фоне снижения выработки женских гормонов, также возможны нервные срывы: гормональный фон существенно влияет на состояние нервной системы.

Причины нервного срыва – только лишь эмоционально-физические перегрузки? Или что-то еще?

Причин нервного срыва несколько. Есть объективные причины — интенсивные умственно-физические нагрузки, большой объем работы, переутомление, дефицит сна и отдыха… Все это может привести к нервному срыву. Однако далеко не у всех — многое зависит от индивидуальных особенностей человека. Представьте ситуацию: вашу машину подрезали на дороге. Или пытаются «подрезать» в очереди на кассу. Какие-то люди на это не отреагируют, а люди с повышенным уровнем возбудимости моментально выйдут из себя. Поэтому еще одна причина нервного срыва – так называемые расстройства личности.

К тому же многие считают симптомом нервного срыва то, что на самом деле может быть симптом болезни. Скажем, панического расстройства. У пациентов, которые им страдают, возникают приступы паники (панические атаки), сопровождающиеся учащенным сердцебиением, чувством нехватки воздуха, страхом потерять контроль… Люди в этот момент думают: «У меня случился нервный срыв», а на самом деле это паническая атака.

Так чувствуют себя дети, страдающие неврозами:

  • Алина, 15 лет (социофобия):
    «Ходить в школу для меня пытка. На уроках я чувствую, что напряжена так, что дрожат руки и немеет шея. Я боюсь, что меня спросят и весь класс увидит, что я какая-то странная, психически больная. Я боюсь, что у меня начнет дрожать голова от напряжения, что я перестану контролировать себя. Еще я краснею, потею, мне всё время надо изворачиваться, чтобы никто не заметил моих красных, мокрых рук. Я ненавижу себя в таких состояниях! Приходя из школы, я всё время плачу».
  • Марина, 14 лет (панические атаки):
    «Я боюсь ездить в метро, боюсь сидеть на уроках, боюсь ситуаций, из которых сложно сразу выйти. У меня начинает сильно биться сердце, немеют руки, я задыхаюсь. Я боюсь, что со мной что-то случится, что я упаду, потеряю сознание, еще и странно при этом буду выглядеть. Я боюсь потерять контроль над собой».
  • Павел, 14 лет (обсессивно-компульсивное расстройство, ОКР):
    «Я ненавижу свою жизнь, я ненавижу делать уроки. Я боюсь, что я пропущу что-то важное, делая уроки или проживая свой день, и поэтому я должен в голове многократно повторять информацию, пока не почувствую, что всё уже точно понял. На это уходит много времени, я устаю от этого и раздражаюсь на себя. Открывая учебник, я должен быть уверен, что не помял страницу, иначе мне нужно её несколько раз погладить после этого. Иногда я не замечаю, как при этом всём вырываю у себя волосы. И это не всё…».
  • Лариса, 13 лет (социофобия):
    «Мне стыдно, и я не знаю, что мне может помочь. Я боюсь ситуаций, из которых нельзя быстро выйти. В классе, в транспорте я начинаю хотеть в туалет, боюсь, что не выдержу, потеряю контроль и у меня всё произойдет при всех. Я всё время напряжена, я потею от напряжения, мне неудобно ходить с кругами под мышками. Подкладываю туда салфетки, чтобы их не было не заметно. Я сижу на уроках и отсчитываю минуты. Чем ближе к концу, тем легче. Перед школой я много раз хожу в туалет, чтобы надеяться, что в школе не захочу, но это не помогает. Родители, видя это, раздражаются на меня. Я чувствую себя ненормальной. Я никому не могу об этом рассказать».

Предпосылки для возникновения психоэмоционального напряжения и формирования неврозов у подростков в современном обществе:

  1. Подростковый возраст отличается мощными гормональными изменениями, которые в психологической сфере проявляются в виде повышенной тревожности, раздражительности или склонности к тоскливому настроению, а в физической сфере ⎯ симптомами вегетососудистой дистонии (ВСД).
  2. В подростковом возрасте формируется набор личных ценностей и целей, которые призваны стать опорой в будущей жизни. Но, к сожалению, в современном обществе становление личности вынуждено происходить в условиях противоречивости, двойственности и непоследовательности представленной ценностной идеологии. Шуточный пример тому: «Конечно же у тебя должно быть своё мнение, и сейчас я тебе его расскажу!» Это приводит к внутренним и внешним конфликтам и, соответственно, к эмоциональным расстройствам и часто к симптомам ВСД.
  3. Современное общество отличается высоким уровнем нетерпимости. Встречается большой процент людей с тревогой, раздражительностью, депрессивностью вследствие несбалансированности, неустроенности своей жизни или нелеченых эмоциональных болезней, что и приводит к состоянию нетерпимости. Подростки, соответственно, легко награждаются от взрослых уничижительными определениями, что способствует возникновению межличностных конфликтов и формированию у детей уязвимой самооценки. Кроме того, в такой атмосфере, глядя на недовольных и тревожных взрослых, подростки считывают подспудную информацию, что мир опасен. И снова результат ⎯ эмоциональные расстройства и симптомы ВСД.
  4. Дети всё чаще и больше проводят время за гаджетами, меньше гуляют и общаются. Это с одной стороны является предпосылкой ВСД (эмоции не реализуются в достаточной двигательной активности, возникает дисбаланс вегетативной нервной системы), а с другой ⎯ приводит к недостаточной практике общения, в результате чего обычная коммуникация со сверстниками в реальной жизни начинает вызывать тревогу.

Три часто встречающихся пути формирования неврозов у подростков на фоне психоэмоционального напряжения и симптомов ВСД:

  1. Психоэмоциональное напряжение может проявиться симптомами ВСД ⎯ напряженностью в мышцах, дрожью в теле, головокружением, комом в горле, сбивчивым дыханием, потливостью, частым стулом, позывами на мочеиспускание и другими симптомами. Если на этом фоне ребенок станет бояться за своё здоровье, то у него сформируются ПАНИЧЕСКИЕ АТАКИ или ИПОХОНДРИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ. Если ребенок начнет беспокоится о том, как он при этом выглядит, то у него сформируется СОЦИОФОБИЯ.
  2. Жизнь в условиях хронических межличностных или внутриличностных конфликтов, для которых у подростков нет решения, может привести к тому, что психика найдет выход успокаиваться, совершая понятные для неё действия. Это называется смещенной активностью: в безвыходной ситуации человек может начинать совершать понятное для него действие, но не имеющее отношение к текущей ситуации. Так образуются навязчивости и разнообразные ритуалы, то есть ОБСЕССИВНО-КОМПУЛЬСИВНОЕ РАССТРОЙСТВО или ОКР.
  3. Истощение нервной системы на фоне психоэмоционального напряжения проявляется симптомами ВСД и раздражительной слабостью, усталостью, головными болями, нарушением сна. Появляется повышенная чувствительность к яркому свету и громким звукам. Так формируется НЕВРАСТЕНИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ.

    Как помочь подростку?

    • Повлиять на предпосылки формирования невроза. Важно, чтобы соблюдалась гигиена жизни ребенка: чтобы после напряжения ребенок имел возможность восстанавливаться, чтобы достаточно спал и питался, чтобы было достаточно двигательной активности, чтобы время, проведенное за гаджетами, было ограничено. Важно, чтобы ребенок рос в миролюбивой обстановке хотя бы в семье. Важно быть последовательными в предложении и демонстрации добрых ценностных ориентиров, быть терпимыми. Никуда не деться, но родителям будет очень полезно сбалансировать свою жизнь и решить свои вопросы, чтобы быть довольными своей жизнью. Надеемся, что здоровье вашего ребенка может стать достойным мотивом, чтобы выделить для себя время и прочие ресурсы, чтобы решить вопросы собственного настроения.
    • Обратиться к специалисту для решения возникшего у ребенка невроза. У нас вы сможете получить помощь в форме индивидуальных консультаций, а также специально для подростков у нас разработана групповая программа. Так отзываются о помощи, полученной в нашем центре.
    • Научиться правильно жить активной жизнью.

Помимо неврозов в подростковом возрасте могут наблюдаться и другие расстройства невротического уровня: другие эмоциональные расстройства и нарушения адаптации и декомпенсации личностных особенностей в виде различного психопатического поведения.

Что делать при нервном срыве у подростка

Какие признаки нервного срыва у подростка? У детей ведь тоже такое случается?

Случается. И к подростковым нервным срывам нужно относиться серьезно, поскольку они могут маскировать серьезные заболевания. Родители думают, что ребенок просто устал от учебы, поэтому и «психует», однако ненормальные поведенческие реакции могут быть симптомом скрытой депрессии или другого заболевания. Многие психические расстройства (тревожные, биполярные, депрессивные, расстройства личности) дебютируют в 15−20 лет.

Поэтому, если ребенок стал взвинченным, раздражительным, агрессивным, либо, наоборот, жалуется на постоянную усталость и апатию, проконсультируйтесь с психотерапевтом. Нужно разбираться, что это – признаки нервного срыва у подростка, юношеский максимализм, гормональная перестройка или же какое-то заболевание.

Что делать при нервном срыве? Могли бы вы дать какие-то рекомендации?

Для начала – изменить образ жизни. Нормализовать режим сна и отдыха, отказаться вечером от работы, сидения за компьютером (особенно — если признаки нервного срыва наблюдаются у подростка). Физическая активность приветствуется, но не слишком интенсивная. Желательно – в первой половине дня, чтобы не возбуждать перед сном нервную систему.

Теперь о том, чего не делать при нервном срыве. Точно не стоит пить препараты, содержащие фенобарбитал. В большинстве стран Европы такие лекарства не производят, а в Америке вообще относят к наркотическим средствам. В нашей стране их пьют чуть ли не литрами, особенно пожилые люди. Это может привести к зависимости, от которой будет трудно избавиться.

Успокоительные фитосборы пить не возбраняется. Но если вы принимаете их постоянно, а они не помогают, обратитесь к психотерапевту. Врач подберет лекарства, которые действительно окажутся эффективны. Ведь одно дело, когда у человека произошел разовый эмоциональный всплеск (тогда действительно можно выпить и успокоительный сбор) и совсем другое – если симптомы нервного срыва беспокоят несколько недель или месяцев. Это приведет к плохой переносимости нагрузок, быстрому истощению и неизбежным конфликтам с окружающими.

Что стоит за агрессией

Агрессивность

, к сожалению, заложена в каждом организме. Способность к агрессивному поведению унаследовано нами от наших предков. Когда-то, много веков и тысячелетий назад, агрессивность была проявлением защиты от разрушающих внешних факторов, позволяла человеку приспосабливаться и выживать.

В процессе эволюции, с развитием цивилизованного общества потребность в агрессии для выживания резко уменьшилась. Поэтому в норме агрессивные инстинкты подавлены и не проявляются. Но это в норме. В случаях, когда нервная система начинает испытывать нагрузки, психика подвергается деформации, запускаются болезненные изменения и агрессивность может выливаться наружу.

Жестокость

— разновидность агрессивного поведения, проявляющаяся в виде грубого и безжалостного отношения к окружающим. Жестокость, по мнению психологов, является следствием дефицита в эмоциональной сфере, сфере общения и планирования своего поведения и предвидения последствий своих действий.

И если агрессивность как более широкий по проявлениям феномен может быть болезненным симптомом, а может и временной обратимой реакцией здоровой психики; то жестокость часто оказывается признаком какого-либо заболевания нервной системы и психики.

ЛЕЧЕНИЕ НЕВРОЗОВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Психотерапевт, специализирующийся на лечении неврозов у детей и подростков, в первую очередь привлекает родителей для выяснения причин возникновения невроза у их детей. До тех пор, пока причина не устранена, ни о какой эффективности лечения говорить не приходится. Например, если у ребенка обнаруживается логоневроз из-за постоянных скандалов родителей в его присутствии, то первое, что необходимо для его выздоровления – это избавить его от присутствия при подобных сценах.

В лечении неврозов у детей и подростков применяется, как правило, когнитивно – поведенческая и арт – терапия, позволяющие на сознательном и бессознательном уровнях избавиться от тревоги, вызывающей внутреннее нервное напряжение.

Кроме того, психотерапевт или психолог проводит обучение родителей поведению, способствующему выздоровлению ребенка и профилактике неврозов.

Что вызывает нервный срыв и как его заметить?

Срывы чаще всего происходят после негативных жизненных ситуаций. Всё, что подтачивает ваши душевные силы, может привести к шоку, но чаще всего это такие потрясения, как:

  • Смерть родственника или друга.
  • Увольнение.
  • Развод, измена, предательство.
  • Проблемы со собственным здоровьем или близких.
  • Большие финансовые трудности, потеря крупной суммы денег.
  • Угроза жизни.

Это лишь некоторые проблемы, которые создают стрессовый фон. Если человек не видит выхода или он изолирован и не может попросить помощи, случается срыв.

Кроме личных проблем нельзя исключать внешние поводы:

  • Экономические и политические кризисы.
    Это напрямую влияет на ваш доход, настроение, свободу и на счастье окружения. И может стать толчком к постоянным переживаниям.
  • Коронавирус.
    Кроме повышения смертности, болезнь приносит всё новые и новые последствия для здоровья человечества, в том числе и психологические. Повышается количество тревог и стресса.

Причина меняется от человека к человеку. Очень часто бывают ситуации наслоения одного события на другое или длительная стрессовая история, например, уход за больным родственником.

Однако если вы заметили, что постоянно находитесь в стрессе или другие симптомы наблюдаются у вас день ото дня, то стоит начать решать проблему.

Диагностика невроза

В первую очередь малыша обследует педиатр – для исключения болезней внутренних органов. Далее диагностический поиск продолжает невролог, исключая повреждение нервной системы. Невролог может назначать дополнительные инструментальные методы обследования: ЭЭГ, УЗДГ сосудов головы и шеи, МРТ, сомнографию (исследование фаз сна).
Когда органические причины исключены, особенности личности ребенка исследует медицинский психолог в ходе патопсихологического обследования. Исследуется интеллект, мышление, воля, эмоции. В психологическом заключении отражается структура личности – темперамент, характер, навыки, способности, особенности протекания психических процессов.

Ключевые симптомы кризиса: 7 основных изменений

В той или иной мере проявления имеют сходные черты у всех детей, различается только степень тяжести ключевых характеристик кризиса 3 лет. Общие проявления родители описывают как изменения поведения и непослушность, скандалы и истерики, слезы буквально из-за каждой мелочи. Психологи выделяют 7 основных симптомов кризисного поведения:

  • Негативизм. Ребенок наотрез отказывается следовать указаниям взрослых, даже если эта просьба выгодна самому малышу. На любые просьбы – четкое «нет».
  • Строптивость. Малыш резко меняет свои привычки, не желает придерживаться режима. За счет скандалов и истерик пытается отвоевать право делать так, как хочет он.
  • Упрямство. Ребенок принимает какое-либо решение и четко придерживается этой линии. Его невозможно заставить, уговорить или мотивировать на те или иные привычные действия. Он будет рыдать, но четко стоять на своем.
  • Своеволие. Малыш хочет делать что-либо самостоятельно, игнорируя подсказки или слова родителей.
  • Протест. Особенности этой характеристики – буря эмоций в отношении указок родителей, что он должен делать. Если что-либо за него выбрали или решили родители, ребенок отказывается от этих вещей или действий.
  • Обесценивание. Малыш перестает ценить те вещи или действия, которые ранее были для него важными, любимыми или дорогими. Он может кидать и ломать любимые игрушки, обзывать родителей, драться с братьями-сестрами, отказываться от любимых лакомств.
  • Деспотизм. Ребенок пытается командовать членами семьи, требует подчинения и беспрекословного послушания. Если его прихоти не выполняются, следует истерика и крики, топанье ногами и повышение голоса. Источник: Д.М. Шакирова, А.Ф. Гильманова. Возрастные кризисы у детей дошкольного и школьного возраста // Скиф. Вопросы студенческой науки, 2021.

Не все из этих признаков могут проявляться одинаково ярко, иногда преобладают определенные симптомы, которые срабатывают наиболее часто и которыми ребенок пользуется как инструментом воздействия.

Как помочь подростку

Основная тяжесть оказания помощи в таких ситуациях ложится на родителей или близких.

Прежде всего необходимо понимание причин таких нарушений поведения. Если налицо семейные проблемы (конфликты, гиперопека или гипоопека, психические расстройства у членов семьи), то нужно заняться «оздоровлением» атмосферы внутри семьи. Здесь помогут и совместное времяпровождение, и занятия семейной психотерапией, советы психолога и т.д.

Если нет видимых и объяснимых причин — то следует обратиться на консультацию к врачу психиатру чтобы исключить заболевания, требующие лечения. В случае если подросток отказывается идти на прием к врачу, имеет смысл сходит на прием к доктору без него.

Снижение успеваемости

О том, что ребенок находится в плохом психо-эмоциональном состоянии, говорят такие признаки как нарушение функций памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало любопытство.

Что делать? Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей.«Какие оценки?», расспрашивайте о его чувствах, настроении, поддерживайте. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные достижения ребенка. По возможности, помогайте ребенку выполнять трудные задания.

8. Быстрая утомляемость

, трудности с учебой, которая раньше давалась легко. Ребенок быстро устает после нагрузки, рассеян, забывчив, непоседлив.

Что делать? Разузнайте о детских переживаниях и эмоциях. Чтобы ребенок чувствовал вашу поддержку, убедитесь, что он знает: вы доступны в любое время, когда он хочет говорить с вами о своих проблемах. Цените своего ребенка в любых ситуациях и как можно чаще обнимайте.

Проблемы со здоровьем

Родителей часто сбивают с толку необъяснимые симптомы: рвота, , сыпь, температура, боли в животе и прочие странности – все это может происходить на нервной почве, если ребенок сильно переволновался.

Что делать? Для начала наладить психологический климат в семье, проверить, не слишком ли разнятся требования семьи и школы. Они должны быть ясными и последовательными. В идеале стоит поработать с детским психологом над самооценкой ребенка и обязательно проверить, есть ли у сына или дочки личное время и пространство.

Что происходит с психикой в подростковом возрасте

В период в среднем с 10 до 18 лет развитие внутренних органов и систем приобретают качественные изменения, запускается гормональная перестройка, начинают проявляться новые социальные инстинкты, формируется сексуальное поведение. Все это отражается на психической сфере. Меняются практически все психические функции.

Повышается внимание к вещам, которые ранее были не интересны. Возрастает нагрузка на эмоциональную и волевую сферу, из-за чего все труднее становится сдерживаться и приспосабливаться. Изменяется мышление и личностные особенности. Это способствует таким подростковым особенностям поведения как:

  • реакции протеста,
  • привлечение к себе внимания,
  • реализация неизрасходованной нормальным образом энергии,
  • нетерпимость.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]