Неврозы у детей и подростков — лечение в Челябинске


Мы выросли, и стали забывать, каково это быть детьми. А в это время дети живут своей эмоционально насыщенной жизнью. В их жизни есть всё: любовь, ненависть, предательство, нелюбимая деятельность, строгое начальство, ограничения накладываемые социумом и многое другое. И с многим из этого они сталкиваются впервые, а то как они со всем этим справятся, наложит на них свой неповторимый отпечаток опыта, который они пронесут через всю жизнь.

Возможно, в этом нет ничего страшного. Возможно, трудности закалят и укрепят их дух и волю к победе. Ведь мы как-то пережили детство, нас же сейчас не пугает школьный учитель, да и «задиру» на работе мы можем подвергнуть дисциплинарным взысканиям и другим «казням» со стороны высшего руководства. В худшем случае мы можем переехать и сменить весь уклад нашей жизни, найдя себя в любимой деятельности. Только у ребёнка такой возможности нет.

Дети могут переносить свои повседневные будни как повторяющийся ад. Где их вынуждают находиться в коллективе неприятных им людей, заниматься деятельностью, смысла в которой они не видят, изнывать от надоевших кружков и секций, в которые ради их же блага их записали родители. Это может быть сравнимо с переходом в новый филиал работы, уйти с которого не позволяет многолетний контракт. Работа на которой начальство требует бессмысленные и постоянно меняющиеся отчеты, где сложившийся коллектив презирает новичков, где принято брать непосильные объёмы работы домой, а дома тебя начинают оценивать по характеристике с той самой работы. И всё это приводит к усталости и раздражительности. К той форме невроза, которую в народе окрестили «раздражительная слабость» или неврастения.

Что такое неврозы у детей

Неврозы у детей и подростков это группа обратимых пограничных расстройств нервной системы, которые возникают вследствие влияния психотровмирующего фактора.

Под травмирующими факторами понимают межличностные и внутриличностные конфликты, стрессы, чрезмерная умственная и физическая активность. Неврозы у детей развиваются у 35% всех детей, посещающих дошкольные учреждения. Наибольшее число наблюдается у детей старшего и младшего школьного возраста, а так же детей дошкольного периода при этом среди мальчиков чаще, чем у девочек.

Проявление неврозов у детей в основном связаны с нарушением психоэмоциональной сферы и встречаются от 3-16 лет. При развитии такого пограничного состояния не происходит нарастающих изменений личности, слабоумия.

Лечение неврастении у подростков

В детской и подростковой практике очень часто встречаются астении преимущественно психогенного происхождения. Данное состояние принято называть неврастенией. Ряд авторов считает невозможным возникновение астении под действием только психологических или только биологических факторов. Так, А. Kreindler (1963), говоря о психогенной природе астении, признает значимость цереброгенных, соматогенных факторов в развитии заболевания [4]. С другой стороны, подчеркивается значимость психотравмирующих воздействий для формирования цереброгенных и соматогенных астений. Соматические заболевания могут снижать порог чувствительности к психогении.

Выраженные проявления неврастении встречаются чаще на фоне соматической ослабленности. Их проявлению способствуют наличие длительно действующих или постоянных конфликтов в семье, неправильный (очень жесткий и требовательный) тип воспитания ребенка. Психологический генез неврастении заключается в противоречии между завышенной самооценкой и большими притязаниями, с одной стороны, и реальностью, с другой стороны. В этой связи следует отметить внутриличностный конфликт по типу «хочу, но не могу» или «хочу, но болен», лежащий в основе неврастении [5].

Целями данного исследования являлись уточнение клинической картины неврастении у подростков со школьной дезадаптацией и оценка эффективности применения препарата Нооклерин (деанола ацеглумат) в лечении данной патологии. Нооклерин обладает церебропротективными свойствами с отчетливым ноотропным, психостимулирующим и психогармонизирующим действием при астенических состояниях, нарушениях памяти различного генеза.

Материалы и методы исследования

Под нашим наблюдением находились 64 подростка в возрасте 14–17 лет, жители г. Санкт-Петербурга, обратившиеся к врачу с жалобами на утомляемость и низкую успеваемость в школе. Среди них было 30 (46,9%) мальчиков и 32 (53,1%) девочки. Постановка диагноза осуществлялась на основании критериев МКБ-10. Для объективизации степени выраженности астенических расстройств и их динамики в процессе лечения использовалась субъективная шкала оценки астении (MFI-20) c 5-ю подшкалами. Интенсивность утомления оценивалась с помощью визуальной аналоговой шкалы (ВАШ) (10-балльный вариант).

Уровень тревожности оценивался с помощью теста самооценки Ч. Д. Спилбергера в обработке Ю. Л. Ханина.

Вегетологическое обследование проводилось с помощью опросника А. М. Вейна (1991). Головные боли (ГБ) диагностировались в соответствии с критериями Международного общества по изучению ГБ (IHS-1988). Интенсивность цефалгий оценивалась с помощью ВАШ (10-балльный вариант).

Регистрация электроэнцефалографии (ЭЭГ) проводилась с 19 электродов, расположенных на поверхности головы в соответствии с международной системой 10–20, в состоянии покоя с закрытыми и открытыми глазами (по 3 мин). С целью контроля над движениями глаз выполнялась запись электроокулограммы. Абсолютная мощность ЭЭГ рассчитывалась и сравнивалась между группами испытуемых в θ- (4–7 Гц), α1- (7–12 Гц), β1- (14–20 Гц), β2- (20–30 Гц) диапазонах.

Кроме того, проводилось психофизиологическое исследование с помощью TOVA (the Test of Variables of Attention) — теста непрерывной деятельности, позволяющего оценить состояние внимания и уровень импульсивности по отношению к нормативным данным для каждого возраста. Тест основан на предъявлении испытуемому в случайном порядке значимых (требующих ответной реакции) и незначимых (не требующих ответной реакции) стимулов, появляющихся на экране компьютера в виде геометрических фигур. Результаты исследования позволили количественно оценить степень невнимательности (ошибки пропуска значимых стимулов), уровень импульсивности (ошибки реагирования на незначимые стимулы) и скорости переработки информации (время ответа) и устойчивости ответов (дисперсия времени ответа).

Подростки из исследуемой группы принимали препарат Нооклерин в дозе 2 г/сут (по 1 ч. л. 2 р./сут — утром и днем) в течение 1 мес. Другой терапии в этот период не проводилось. Эффективность терапии анализировалась при контрольном исследовании, проведенном через 1 мес. после завершения курса лечения. Доля респондеров определялась количеством больных, чьи исходные показатели общей астении (MFI-20) уменьшились более чем на треть.

Контрольную группу составили 64 практически здоровых подростка.

Результаты исследования

Клиническая картина у пациентов из исследуемой группы характеризовалась полиморфностью клинических проявлений и выраженной астенической симптоматикой (табл. 1, рис. 1). Наибольшая выраженность астении отмечалась по следующим субшкалам: «пониженная активность», «общая астения», «снижение мотивации». Необходимо отметить, что эти жалобы возникали во время учебного дня и не проходили после отдыха. Регистрировалась повышенная чувствительность к внешним раздражителям и к ощущениям от внутренних органов, что находило отражение в многочисленных соматических жалобах. Собственно астенические явления (общая слабость, утомляемость, истощаемость, вялость, дневная сонливость) сочетались с коморбидными нарушениями. Количественная оценка астенических нарушений отражена в диаграмме (рис. 1).

Так, в 52 случаях (81,3%) у пациентов из исследуемой группы отмечались двусторонние диффузные ГБ давящего, сжимающего характера. Цефалгии возникали преимущественно во 2-й половине дня, не усиливались на фоне повседневной физической нагрузки. В соответствии с критериями МКБ-10 и IHS-2003 такие цефалгии были определены нами как ГБ напряжения (ГБН).

В зависимости от частоты возникновения приступов ГБ было выделено 2 группы: подростки с частой (эпизодической) формой ГБН (ЧГБН) и подростки с хронической формой ГБН (ХГБН).

ЧГБН регистрировалась в 30 случаях (46,9% от общего количества пациентов). Частота приступов ГБ составляла 3–10 р./мес. Данные приступы, как правило, возникали на фоне психотравмирующих обстоятельств, стрессов. ХГБН была диагностирована в 22 случаях (34,4% от общего количества пациентов). У подростков в данной группе ГБ отмечались от 4 до 7 р./нед., чаще в будние дни, после занятий в школе. Провоцирующими факторами являлись переутомление и длительное психическое напряжение. Cредняя интенсивность цефалгий представлена в таблице 1.

По данным вегетологического обследования по анкетной методике А. М. Вейна, средний балл у подростков из исследуемой группы составил 19,5±5,6 (при норме до 15 баллов).

Средний уровень реактивной тревожности составил 43,6±7,5 балла; средний уровень личностной тревожности — 39,2±7,9 балла (согласно нормативным данным повышенный уровень тревожности констатируется при величине показателей более 30 баллов).

Психофизиологическое исследование TOVA показало, что у пациентов из исследовавшейся группы отмечалось повышение показателей невнимательности, импульсивности и времени реакции по сравнению с соответствующими показателями в контрольной группе. Обращали на себя внимание существенное возрастание количества ошибок и увеличение времени реакции во 2-й половине теста (табл. 2).

Результаты количественной ЭЭГ свидетельствовали о том, что биоэлектрическая активность головного мозга у подростков с неврастенией характеризовалась достоверным снижением спектральной мощности α-ритма в затылочных отведениях по сравнению с соответствующим показателем в контрольной группе (табл. 3).

Оценка результатов лечения показала, что доля респондеров после курса Нооклерина составила 68,8% (44 пациента). В беседах с подростками и их родителями отмечались уменьшение утомляемости, улучшение внимания, памяти со 2–3 нед. приема препарата. Доля нонресподеров составила 28,1% (9 пациентов). Необходимо отметить, что отсутствие динамики регистрировалось у пациентов с очень высоким уровнем тревожности. При оценке состояния пациентов с помощью МFI-20 регистрировалось значительное улучшение показателей по шкалам общей астении, психической астении, пониженной активности (рис. 1). Достоверного улучшения по шкале снижения мотивации не регистрировалось. Кроме того, отмечалось снижение интенсивности ГБ у 17 пациентов (32,7% всех пациентов с цефалгиями). Улучшение получено у 6 пациентов с ЧГБН и 11 пациентов с ХГБН. Регистрировалась тенденция к уменьшению средней интенсивности боли после лечения, особенно при ХГБН. Данный показатель составил 4,1±2,9 балла. Результаты повторного вегетологического обследования показали достоверное снижение данного показателя после курса Нооклерина (табл. 1).

Переносимость терапии в основной группе можно в целом охарактеризовать как хорошую. В 3 случаях появились жалобы на трудности при засыпании. Через 3–4 дня сон у указанных пациентов нормализовался самостоятельно, без медикаментозной коррекции. Других побочных явлений отмечено не было.

Повторное психофизиологическое исследование после курса выявило статистически достоверное уменьшение невнимательности, импульсивности и времени реакции (табл. 2). Также не отмечено достоверного снижения тревожности.

Данные электроэнцефалографического исследования после курса Нооклерина показали, что значительное клиническое улучшение сопровождалось перестройкой ритмической структуры ЭЭГ. Сравнительный анализ результатов электроэнцефалографического исследования показал, что после окончания курса Нооклерина регистрировалось достоверное увеличение мощности α-ритма в затылочных областях (табл. 3).

Обсуждение

Особенностью астенических расстройств последнего времени является несомненное учащение соматизации, а одной из наиболее частых форм соматизированных расстройств называется ГБ [6]. Результаты вегетологического обследования показали, что средний балл у пациентов с неврастенией свидетельствовал о наличии у них вегетативной дисфункции и был достоверно выше, чем в группе здоровых испытуемых. Данные психофизиологического исследования свидетельствуют о снижении уровня внимания и скорости реакции у подростков с неврастенией.

При анализе функционального состояния нервной системы большое значение придается α-активности головного мозга, характеризующей состояние расслабленного бодрствования. Проведенные исследования показывают, что подростки с неврастенией характеризуются меньшими величинами мощности α-ритма в затылочных отведениях по сравнению со здоровыми сверстниками, что свидетельствует об ухудшении функционального состояния головного мозга.

Использование Нооклерина в лечении астенических проявлений на фоне школьной дезадаптации характеризуется высокой эффективностью. После лечения отмечается достоверное снижение показателей утомляемости, астении. Наибольшее улучшение получено по шкалам общей и психической астении. Необходимо отметить достаточно быстрое появление положительных изменений.

Результаты повторных психофизиологических и нейрофизиологических исследований после курса Нооклерина подтверждают клинические данные об уменьшении степени истощаемости и улучшении функционального состояния головного мозга после лечения. Немаловажно то, что применение Нооклерина не сопровождается выраженными нежелательными побочными эффектами и осложнениями.

Необходимо отметить, что после окончания курса Нооклерина отмечается уменьшение таких коморбидных нарушений, как вегето-сосудистая дистония и ГБН. Больший эффект достигнут при лечении ХГБН. Данное наблюдение можно объяснить проведенными нами ранее исследованиями, показавшими, что если ЧГБН больше сочетаются с тревожными расстройствами, то ХГБН часто встречаются у детей с астеническими нарушениями [7].

Ограничением данного исследования является отсутствие длительного катамнестического наблюдения.

Таким образом, применение препарата Нооклерин в лечении астенических нарушений у подростков характеризуется высокой эффективностью. Учитывая отсутствие влияния Нооклерина на тревожность, можно предположить повышение эффективности его использования в комбинации с небензодиазепиновыми анксиолитиками.

Причины неврозов у детей

Причины неврозов у детей бывают самые разнообразные, но наиболее встречаемые это семейно – бытовые. Часто конфликты внутри дома, дисгармония в семье, эмоциональный стресс и сформированная психическая травма приводит к состоянию «невроз у ребенка». Симптомы складываются из-за невозможности пережить данную ситуацию самому малышу.

Причины неврозов у детей могут так же складываться из внутриличностных конфликтов, когда происходит противоречие между влечениями и запрещающими действиями. Возможно, неврозы у детей возникают как защитная реакция на стресс организма.

К факторам, формирующим неврозы у подростков можно отнести психологическую предрасположенность. Определенные особенности личности, например, истерический тип, может формировать в неблагоприятных социальных условиях развитие изменения нервной системы.

Неврозы у детей дошкольного возраста часто формируются вследствие наследственных факторов, перенесенных травм и заболеваний. Течение родов и беременности так же играет большую роль в определении понятия невроз у ребенка. Симптомы зависят от причины, условий, возраста и скорости развития данного состояния.

Преимущества лечения детских неврозов в нашей клинике

  1. Используем безопасные методы
    . Назначаем лекарства, безопасные для детей. Подбираем методы психотерапии, рассчитанные на детское восприятие, лечим в игровой форме.
  2. Обсуждаем лечение с родителями
    . Рассказываем о предстоящем лечении, возможных рисках и осложнениях. Если родители против медикаментов, обсуждаем возможность лечения психотерапевтически.
  3. Проводим консультации при родителях
    . Проводим занятия у психотерапевта в присутствии родителей, чтобы снизить стресс для ребенка.
  4. Выписываем справки в школу
    . Если во время лечения ребенок не посещает школу, даем справку.

Подробнее о том, как ведет прием наш детский психиатр, вы можете ознакомиться здесь.

Чтобы записать ребенка на прием в клинику РОСА, позвоните. Задать вопросы врачу можно онлайн через форму обратной связи наверху.

Симптомы неврозов у детей

Неврозы у детей имеют свои особенности.

Они незавершенные, остаточные с преобладанием соматовегетативных расстройств.

Можно выделить несколько групп навязчивости (мысли, страхи, действия), сверхценные (страхи, идеи), ритуалы. Навязчивости это патологические страхи, мысли, действия, которые возникают помимо его воли.

К основным детским страхам можно отнести это боязнь темноты, уродства (особенно у девочек подростков), одиночества и т.д. основными периодами навязчивостей будут являться 3, 7, 11-13 лет.

Сверхценные идеи, страхи это идеи, стоящие во главе всех остальных. Например, боязнь смерти. Ребенок делает все чтобы не заболеть, умереть, может носить бредовый характер.

Ритуалы это извращенная реакция ребенка на стресс с формированием защитной реакции в виде рефлекса. Например, перед тем как заснуть ребенок проверяет что под диваном, роняя при этом ручку (специально из раза в раз). Совершение ритуалов происходит по задуманному плану.

Все это невроз у ребенка.

Симптомы могут возникать в любом возрасте, при этом предшествует, какая — либо травмирующая ситуация. Неврозы у детей могут сопровождаться истерическими припадками, полным отсутствием звучности голоса, резко возникающей кратковременной слепотой, различными болями по всему телу, ограничением движений и т.д.

Проявление неврозов у детей различны, но имеют схожие причины и симптомы. Неврозы у подростков могут протекать в виде агрессии по отношению к самому себе (попытки суицида, мысли), а так же по отношению к окружающим.

НЕВРОТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ/ПОДРОСТКОВ

Невроз заставляет человека вести себя в соответствии с тем уровнем тревожности, а иногда и мнительности, который характерен для невротика. Это – интенсивность реагирования и переживания, которые не просто отличаются от реакций здоровых людей, но, главное – мешают личной жизни и профессиональной деятельности самого больного.

ФОРМЫ НЕВРОЗОВ У ДЕТЕЙ:

У детей в возрасте до 6-7 лет невроз обнаруживается, как правило, только в виде отдельных симптомов. Как правило, это демонстрация беспомощности в виде катания по полу с криками и слезами, при этом они могут биться головой, руками и ногами об пол. Не менее яркое проявления невроза у детей – невротическое заикание, (логоневроз) наиболее характерное для мальчиков от 3-х до 6 лет, т.е. в период, когда происходит становление речи.

По сути, это судорожное сокращение мышц, отвечающих за речь

В школьном возрасте наличие невроза становится четко заметным: это ярко выраженная тревога или страхи, из-за которых ребенок готов пропускать занятия в кружках или школе, отказываться от прогулок, плакать, замыкаться в себе, испытывать сложности с засыпанием. Часто встречаются и такие проявления, как подергивание руками, шмыганье носом или некий ступор, сопровождающийся снижением самооценки, неестественными движениями, изменениями в мимике, снижением аппетита, возникновением бессонницы и слезливости.

Еще одна разновидность невроза у подростков – невротические тики, чаще встречающиеся у мальчиков. Это либо частые моргания, либо подергивание носов, бровями, передергивание плечами и тому подобное. Встречаются и дыхательные тики, как сохранившаяся привычка после перенесенного простудного заболевания: покашливание, шмыганье носом и т.п.

Энурез психогенного характера, как реакция на психологическую травму или непомерную для ребенка психическую нагрузку.

В подростковом возрасте невротическое состояние может проявляться в постоянном раздражении, несдержанности и несвойственной возрасту брюзгливостью. При этом преимущественно девочки могут испытывать страх перед гипотетическими заболеваниями.

ПРИМЕР НЕВРОТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

Мальчик 8-ми лет, обычно в меру активный, с хорошей самооценкой, уехав с родителями в коттеджный поселок на лето, столкнулся с ситуацией, когда соседские ребята 10-12 лет отказывались играть с ним во время прогулок, мотивируя это тем, что он еще слишком мал. Его попытки наладить с ними контакт каждую прогулку приводили к еще большей агрессивности отказов с их стороны. В результате, он почувствовал себя изгоем.

К середине лета ситуация изменилась: приехали его ровесники, которые дружелюбно приглашали его на прогулки и совместные игры.

В процессе стрессовой для него ситуации его психика сопротивлялась, заставляя его придумывать новые способы наладить коммуникацию, и он чувствовал огорчение, обиду и злость, что было нормальной, естественной реакцией на ситуацию. Однако, во второй половине лета его родители заметили, что он стал все больше замыкаться в себе, молча грустить в одиночестве, у него снизился аппетит и пропало желание участвовать в играх с ровесниками.Так у мальчика сформировался невроз.

Сразу скажу, что родители вовремя обратили на это внимание, и с помощью психотерапевта быстро вернули мальчика в здоровое, бодрое состояние.

Невротическое поведение также может быть обусловлено другими нарушениями эмоционально – психической сферы. Важно понимать, что развитие невроза может сделать невротика более склонным к тому, что называется «интернализующими расстройствами», например:

  • Генерализованное тревожное расстройство
  • Депрессия
  • Обсессивно-компульсивное расстройство
  • Социофобия
  • Пост-травматическое стрессовое растройство
  • Паническое расстройство
  • Социопатическое расстройство личности
    К симптомам невроза не относятся бред или галлюцинации, которые являются симптомами психотических расстройств, при которых больной теряет связь с реальностью. Вместо этого он зацикливается на собственных отрицательных эмоциях и неудачах, реальных или воображаемых.

Лечение неврозов у детей

Неврозы у детей должны корригироваться под контролем врача невролога, так как такое состояние может спровоцировать развитие психических заболеваний.

Все состояния, связанные с нарушением поведения, истерических состояний, резкого ухудшения состояния (боли, кратковременная потеря зрения, нарушение движений), патологические привычные движения (детские тики) нуждаются в лечение. Неврозы у детей лечат медикаментозно.

Наблюдение проводит так же врач психиатр, так как невроз может служить начальным симптомом другого заболевания. Неврозы у детей дошкольного возраста требуют пристального внимания со стороны родителей, так как основная причина связана в семейно-бытовой обстановке или обстановке дошкольного учреждения.

Проводят физиотерапевтическое лечение. Неврозы у детей хорошо поддаются методам физиотерапии, обнаружен положительный эффект от ТКМТ (транскраниальной магнитотерапии).

СВЯЗЬ МЕЖДУ НЕВРОЗОМ И ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ

Западный эксперт Alyson Powell Key утверждает, что невроз – это не всегда заболевание, так как он характерен для определенного типа личностей и может быть просто личностной особенностью характера. Это не совсем так. Действительно, есть личности, акцентуированные по истерическому, астено – невротическому, шизоидному и другим типам. Невроз у них проявляется в зависимости от акцентуации личности, что и получило отражение в названиях основных типов невроза: истерический невроз, неврастения и невроз навязчивых состояний.

  • Истерия. У детей выражается бурным реагированием на отсутствие немедленного исполнения их желаний. Такие дети обычно склонны манипулировать родителями.
  • Неврастения. У детей проявляется, прежде всего, в повышенной утомляемости, головных болях, слабости и раздражительности. Схожа по симптоматике с ВСД.
  • Навязчивые состояния. У детей обнаруживаются в форме страхов, навязчиво повторяющихся действий или мыслей.

В любом случае, невроз – это психогенное расстройство, т.е. спровоцированное внешними факторами, повлиявшими на функционирование психики, что означает, что заболевание излечимо.

Профилактика неврозов у детей

Сводится к уменьшению физической и умственной нагрузки ребенка, создания благоприятной домашней обстановки, положительные эмоции малыша помогут справиться с недугом. Неврозы у подростков проходят профилактику при помощи длительных бесед с психологом и родителями.

Если неправильно проведена профилактика и симптомы все нарастают, то такое состояние нуждается в лечение. Неврозы у детей могут формировать дезадаптацию ребенка в коллективе. Неврозы у подростков связаны со стремлением к совершенству, юношескому максимализму и требуют понимания со стороны родителей.

Куда можно обратиться за помощью?

Наш Центр предлагает помощь квалифицированных детских психиатров. Если Вы считаете, что у Вашего ребенка неврастения, обратитесь за консультацией к нашим специалистам. Неврастения — это диагноз, который устанавливает врач.

На приеме доктор анализирует обстановку в семье, собирает полный анамнез заболевания, выделяет предрасполагающие показатели. Для достижения положительных результатов лечения применяется комплексный подход. В первую очередь необходимо избавиться от травмирующего фактора, затем снизить физическую и психологическую нагрузку.

Записаться на консультацию к детскому психиатру в Саратове можно с 8.00 до 20.00 по телефону (8452) 244-000. Прием ведется по предварительной записи.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]