История психогенетики
Историю развития психогенетики можно условно разделить на пять этапов:
- Развитие основных вариационных и статистических подходов.
- разработка основных методов психогенетики — близнецы, приемные дети, методы корреляционного и регрессионного анализа, path analysis и др.
- Изучение роли наследственности и среды в индивидуальных различиях интеллекта и психических заболеваний.
- Совершенствовать методологию психогенетики и находить новые пути исследования.
- разработать проект «Геном человека».
Основой для возникновения психогенетики как науки послужила теория эволюции Ч. Дарвина.
Фрэнсис Гальтон считается автором первого научного исследования по психогенетике («Наследственная гениальность», 1869) и основателем психогенетики.
1. На первом этапе (1865-1900-е годы) Гальтон и его ученик К. Пирсон разработали основные вариационно-статистические подходы к изучению наследственности количественных признаков человека (включая психологические).
2. На втором этапе (до конца 1930-х годов) основные методы психогенетики — близнецы, приемные дети, методы корреляционного и регрессионного анализа, анализ пути и т.д. — окончательно сформировалась благодаря совместным усилиям генетиков, психологов, математиков. С развитием психодиагностики в психогенетике началось накопление фактического материала.
3.Третий этап (до конца 60-х годов) характеризуется экстенсивным развитием. Происходит накопление фактического материала. Большое внимание уделяется изучению роли наследственности и среды в индивидуальной изменчивости интеллекта и психических заболеваний.
4.На четвертом этапе (к концу 1980-х годов) психогенетика вновь уделяет значительное внимание совершенствованию методологии науки и поиску новых путей проведения исследований. Совершенствование информационных технологий способствовало использованию методов компьютерного моделирования. Изучение роли наследственности и среды в развитии, включая различные виды нарушений развития, становится все более доминирующим. Лонгитюдные исследования становятся все более популярными, и различные аспекты влияния окружающей среды анализируются более детально.
5. Пятая фаза (с 1990-х годов по настоящее время) совпадает с интенсивным развитием проекта генома человека.
Геном — это совокупность генетического материала, содержащегося в клетке любого живого организма. Клетка — элементарная единица строения и жизнедеятельности всех живых организмов (за исключением вирусов, которые часто относят к неклеточным формам жизни), обладающая собственным обменом веществ и способная к самостоятельному существованию, самовоспроизводству и развитию. Все ткани живых организмов либо состоят из множества клеток, как у многоклеточных животных, растений и грибов, либо являются одноклеточными организмами, как у многих простейших и бактерий.
Геном содержит биологическую информацию, необходимую для создания и поддержания организма. Большинство геномов, включая геном человека и геномы всех других клеточных форм жизни, состоят из ДНК, но у некоторых вирусов геномы состоят из РНК.
Существует также другое определение термина «геном», в котором под геномом понимается совокупность генетического материала гаплоидного набора хромосом данного вида.
Гаплоидный набор (греч. gaploos — один, eidos — вид) — это нормальное число хромосом в каждой гамете (у человека оно равно 23, до недавнего времени считалось, что 24).
Гаметы — это репродуктивные клетки, которые имеют гаплоидный (одинарный) набор хромосом и участвуют в гаметическом, особенно половом, размножении.
Эукариоты , или нуклеусы, — это область (сверхмножество) живых организмов, клетки которых содержат ядро.
Все организмы, за исключением прокариот (бактерий и архей), являются нуклеированными.
Какие задачи выполняет психогенетика
- Определяет роль среды и наследственности при формировании личности человека.
- Определяет элементы среды, которые имеют наибольший вклад в развитие того или иного признака.
- Изучает параметры среды в формировании поведения человека.
Как ты видишь, это не простая наука, с очень серьёзными задачами, которые в той или иной мере сводятся к изучению среды, в которой вырастает человек. Но также наука не отрицает огромный вклад в индивидуальность личности, которая обусловлена генетическими признаками. Давай остановимся на индивидуальности.
Методология психогенетики
Методологические возможности психогенетики ограничены:
- Невозможность произвольного экспериментирования; объектом исследования является человек;
- позднее наступление репродуктивного периода;
- небольшое количество потомства. Однако психогенетика использует достаточно профессиональные методы и применяет методы современной генетики. Основными методами психогенетики являются:
- популяционный метод;
- генеалогический метод;
- метод приемных детей;
- метод близнецов.
Популяционный метод. Популяция — это совокупность особей данного вида, обитающих в данном пространстве в течение достаточно длительного времени (большого числа поколений), в пределах которого практически осуществляется та или иная степень панмиксии (случайного образования родительских пар, не зависящих от генотипа и фенотипа особей) и отсутствуют заметные изоляционные барьеры.
Эта популяция особей отделена от соседних популяций особей данного вида некоторым давлением формы изоляции.
Человек относится к одному из видов живых существ и характеризуется образованием определенных популяций.
Помимо биологических причин, на формирование человеческих популяций влияют и различные социальные факторы.
Человеческие популяции могут иметь разную численность.
Термин «население» можно применять не только к населению городов, но и целых стран.
Например, с распадом СССР началась миграция различных групп населения из одной страны в другую.
Также в качестве примера можно взять Москву и Нью-Йорк. Где каждый день большое количество людей разных наций и сообществ, населяющих разные места, не вмещаются в эти мегаполисы.
Замкнутые популяции называются изолятами. Изоляты — это закрытые популяции.
Приток внешних супругов составляет не более 1,5 — 2%. Изоляты в человеческих популяциях могут возникать не только в географически изолированных местах, но и внутри больших популяций, когда некоторые группы людей не смешиваются с остальным населением, например, по религиозным или этническим причинам.
Прототипом являются группы людей, которые живут со всеми остальными, но не смешиваются с ними (касты в Индии).
В популяции существует изменчивость признаков, в зависимости от типа изменчивости различают 2 типа признаков: -Количественные признаки; -Количественные признаки; -Количественные признаки.
Качественные (дискретные) признаки встречаются в ограниченном числе вариантов, различия между особями выражены четко, а промежуточные формы отсутствуют.
Внешние условия оказывают относительно небольшое влияние на их выражение. К таким характеристикам относятся, например, группы крови у людей.
Количественные признаки. Количественные (континуальные) признаки имеют непрерывную изменчивость и составляют основную часть поведенческих признаков человека.
Все количественные признаки могут быть измерены, и требования к психологическим измерениям в поведенческой генетике остаются теми же, которым должны отвечать психодиагностические процедуры: -надежность; -надежность; -действительность; -надежность; -репрезентативность.
Генетическая структура популяций является одним из важнейших факторов, определяющих особенности наследственной передачи различных признаков.
При изучении механизмов передачи по наследству любого человеческого признака необходимо учитывать особенности исследуемой популяции.
Генетические изменения на уровне популяции обычно анализируются с помощью двух математических подходов. -детерминистский подход -Стохастический подход.
Генеалогический метод — это метод построения родословной — метод сбора и анализа родословных.
Цель метода: -Определение наследственности признака; Определение типа наследования признака (аутосомный, сцепленный с полом, доминантный, рецессивный); -идентификация лиц, перевозчиков; -Определение прогноза потомства.
«Он основан на простой логике: если какой-либо признак закодирован в генах, то чем ближе родственные связи (то есть чем более схожи гены), тем больше эти люди должны быть похожи друг на друга по этому признаку.
Психогенетика как область современной науки
Начнем со стандартного определения: психогенетика (psyhogenetics) – наука, возникшая в свое время на стыке генетики и психологии и изучающая роль наследственности и среды в формировании психофизиологических свойств человека, соотношение генотипа (особенностей, которые передаются человеку генетическим путем) и фенотипа (приобретенных в процессе жизни личностных характеристик). Есть вариант: психогенетика – это наука, называемая еще генофизикой и становлением своим обязанная не только генетике и психологии, но и физике! Уникально то, что в некоторых странах мира считается, будто психогенетика может дать простые и доступные жизненные советы, как чувствовать себя счастливым, благополучным и здоровым.
За рубежом предпочитают говорить о генетике поведения человека (behavioral genetics). Целью исследования является попытка выяснить, каким образом генетические и средовые факторы участвуют в формировании фенотипа. Одно практически ясно: термин «генетика поведения» не совсем адекватен, поскольку единица анализа поведения все же, видим, поступок, а его нельзя считать признаком в генетическом понимании этого слова, и, в свою очередь, свойства психики, изучаемые психогенетикой (коэффициент интеллекта, темперамент и пр.), не являются поведением. Конечно, судить о поведении человека можно со стороны, анализируя его – отсюда и понимание, и оценка памяти, интеллекта, темперамента, воли… Особенности поведения человека или свойства психики представляют собой особые признаки фенотипа. Но именно психогенетический анализ поведения чрезвычайно сложен еще и потому, что для человека участие среды в формировании фенотипа заключается не просто в воздействии «здесь и сейчас» – среда представляет собой не только физическое окружение, а проявляется в сложных и разнообразных культурных и социальных воздействиях, каждое из которых имеет свою историю.
Определяя круг проблем психогенетики как науки, стоит упомянуть об относительно недавно появившемся термине поведенческая геномика – термине, введенном для обозначения психологического уровня анализа работы генов (2000). Он возник по аналогии с функциональной геномикой, которая изучает особенности функционирования генов на молекулярном уровне, включая взаимодействие продуктов деятельности генов – протеинов. Есть термин и для обозначения понятия геномики протеинов – «протеомика» (proteomics). Протеомика решает сложную задачу, поскольку уже вполне понятно, что и после процессов транскрипции и трансляции информация, закодированная в генах, подвергается серьезным модификациям. Правда, скажем, что появляются и новые, все более эффективные методы исследования: разработаны методики, позволяющие «выключать» определенные гены или, наоборот, включать их в геном и изучать последствия данных манипуляций; сегодня можно оценить экспрессию большого числа генов в определенных участках мозга после тех или иных событий. Итак, функциональная геномика пытается установить, как ген работает, к чему приводит его активность и как она реализуется в фенотипе, а поведенческая геномика – направление исследований, идущее от уровня поведения. Чтобы понять, как работают гены, надо установить, как генетические эффекты взаимодействуют и коррелируют с воздействиями среды, индивидуальным опытом, какой вклад оказывают генные влияния на ход развития, как они влияют на поведение и различные виды психопатологии – и это главные вопросы поведенческой геномики (помимо оценки наследуемости тех или иных психологических свойств).
Психологи считали в свое время, что характеристики поведения человека почти целиком определяются воздействиями среды, в которой происходит развитие. Психогенетика обратила внимание на природу индивидуальных различий у человека (современная дифференциальная психология сегодня немыслима без психогенетического подхода) – абсолютно одинаковые воздействия могут приводить не к увеличению сходства, а к возникновению значительного числа различий между людьми, разные генотипы под влиянием одинаковых воздействий среды могут формировать отличающиеся фенотипы.
Психогенетика существенно повлияла на психологию развития и возрастную психологию, заставив пересмотреть такие традиционные положения, как увеличение роли воздействия среды на формирование черт личности по мере взросления. А важность влияний среды на формирование свойств, общих для членов одной семьи, поставлена под сомнение – в результате исследования психогенетических данных становится известно, что одинаковые средовые воздействия по-разному переживаются членами семьи и могут приводить к различиям многих черт психики. Да и вообще, вероятно, простое разделение генетических и средовых воздействий в ряде случаев практически невозможно: генотип может активно взаимодействовать со средой (вплоть до того, что воздействия среды в какой-то степени сами станут предопределяться особенностями генотипа). Обнаружение генотип-средовых взаимодействий, определение их роли в формировании поведения является одной из важнейших задач психогенетики.
Итак, для всей психологии важность психогенетики обусловливается тем, что она позволяет уточнить роль воздействий среды в развитии тех или иных особенностей личности и помогает выявить те компоненты среды, которые действительно способны повлиять на формирование особенностей поведения человека и свойств его психики. При планировании психологических экспериментов стоит предусмотреть способы разделения эффектов воздействия среды на индивида от влияний индивида на среду (необходимо учитывать, что имеется большое количество данных, показывающих очень сильные индивидуальные различия в реакции на средовые воздействия. И нередко воздействия среды, являющиеся, например, фактором риска возникновения какой-нибудь патологии, ярче всего проявляются у тех индивидов, у которых имеется генетически определенная предрасположенность). Заметим сразу – есть различия в подходах психогенетики и социобиологии . Социобиология использует достижения этологии (науки о поведении животных в естественных условиях, преимущественно генетически обусловленном) для объяснения социального поведения человека. Она сравнивает социальное поведение животных и человека и обнаруживает сходство определенных механизмов. Здесь наиболее распространенный подход – сравнение особенностей поведения в популяциях человека, которые резко отличаются по культурным традициям. Например, способность улыбаться или поднимать брови при удивлении является общей для всех популяций человека. Естественно полагать, что подобное поведение генетически детерминировано, что существуют генетически контролируемые репертуары поведения. Однако переносить эти выводы на большинство аспектов поведения вряд ли стоит, как и преувеличивать роль ограничений, налагаемых биологией на социальные процессы у человека. Психогенетика в отличие от социобиологии человека изучает не сходство поведения в различных популяциях, а индивидуальные различия человека в одних и тех же популяциях – предметом психогенетики является природа индивидуальных различии человека. Также добавим: психогенетикой изучаются в первую очередь те психические и психофизические свойства человека, которые могут быть достоверно оценены и изучены. В частности, предметом исследования в нашей науке, как уже ясно из предыдущего текста, часто становится наследуемость и изменчивость девиантных форм поведения; психических болезней; типов темперамента; типов мозговых ритмов.
Сразу, чуть забегая вперед, скажем: основным методом психогенетики является близнецовый метод. Он исходит из того, что только монозиготные близнецы имеют идентичный набор генов и, следовательно, в ситуации одинаковых условий среды сходство внутри пары у них должно быть больше, чем у дизиготных. Данный метод исследует еще и индивидуальные особенности людей, генетически одинаковых, но воспитывавшихся в разных средах (изучение разлученных монозиготных близнецов). Однако лишь объединение результатов, полученных разными методами (существуют также популяционный, генеалогический, метод приемных детей и др.), дает наиболее достоверные сведения о роли и соотношении генетической и средовой составляющих в формировании психологических признаков человека.
• Генеалогический метод – исследование сходства между родственниками в разных поколениях.
Для этого необходимо точное знание ряда признаков прямых родственников по материнской и отцовской линиям и охват возможно более широкого круга кровных родственников. Возможно также использование данных по достаточному числу разных семей, позволяющему выявить сходство родословных. Этот метод применим в основном в медицинской генетике и антропологии. Однако сходство поколений по психологическим признакам может объясняться не только генетической их передачей, но и социальной преемственностью.
• Популяционный метод позволяет изучать распространение отдельных генов или хромосомных аномалий в человеческих популяциях.
Для анализа генетической структуры популяции необходимо обследовать большую группу лиц, которая должна быть репрезентативной, т. е. представительной, позволяющей судить о популяции в целом. Этот метод более информативен при изучении различных форм наследственной патологии.
- Анализ наследуемости нормальных психологических признаков – данный метод, взятый изолированно от других, надежных сведений не дает, ибо различия между популяциями в распределении той или иной психологической особенности могут вызываться социальными причинами, обычаями и т. д.
- Метод приемных детей – сопоставление сходства по какому-либо психологическому признаку между ребенком и его биологическими родителями, с одной стороны, ребенком и воспитавшими его усыновителями – с другой.
Все методы предполагают обязательную статистическую обработку, специфическую для каждого метода. Наиболее информативные способы математического анализа требуют одновременного использования по меньшей мере двух первых методов.
Обязательно следует сказать и о таких новых отраслях науки, как генетическая психофизиология и генетика индивидуального развития.
А теперь вернемся к истории науки. В середине 50-х годов XX в. произошла встреча инженера-физика Чампиона Тойча, прошедшего войну боевым офицером авиаразведки США, и Джоэл Мари Ноэл, одаренной экстрасенсорными способностями. В их бесконечных разговорах и спорах создавалась новая удивительная наука и/или практика – психогенетика.
До встречи с Джоэл Чампион Тойч настойчиво искал средства объяснения поведения человека и путей его изменения к лучшему: изучал признанные классические направления психоанализа и психотерапии 3. Фрейда, К. Юнга, Б. Скиннера, исследовал случаи спорадического духовного исцеления. Однако психоаналитики не удовлетворяли его, потому что процесс исцеления клиента был длительным и неустойчивым, а уникальным единичным случаям не хватало рациональности и логичности – их случайность и научная необоснованность просто настораживали. Однако ситуация изменилась, когда Д. Ноэл, обладавшая сверхъестественным даром воздействовать на подсознание клиентов и верой в истинность добра, совершенство жизни и способность духовно, психологически изменять болезни, неудачи, разочарования в позитивные состояния, показала свои умения Тойчу Что их объединило? Любовь, работа, чудо общения и чудо способностей? Вдвоем они справлялись со случаями, перед которыми оказались бессильными традиционные методы. Ими было создано естественно-научное обоснование новому направлению психотерапии, связанному с духовным целительством, а их концепция обсуждалась и затем получила признание в университетах, клиниках, на научных симпозиумах во многих странах мира.
Попытаемся разобраться в основной мысли создателей нашей научной дисциплины: генетический код еще до рождения человека определяет большую часть жизненных перспектив и практически все основные модели поведения (!). Сведения об опыте предков сохраняются вместе с информацией о внешности в молекуле ДНК. Каждый человек имеет свое основное внутреннее направление уникальное соединение генетических, бессознательных и сознательных факторов, в соответствии с которыми он движется по жизни, получает опыт и играет социальные роли – независимо от собственных сознательных реакций и интерпретаций. Вектор основного внутреннего направления и влияет на поведение, успех, здоровье человека.
Бессознательные ожидания, тайная, спящая до поры до времени враждебность, вина, страх или желание смерти еще и притягивают потенциальных партнеров. С ними-то и живет человек, бродя по лабиринтам непонимания, недугов и ненависти, по кругам, так сказать, ада. И не исправить ничего, решая лишь конкретные проблемы, как это делается в классических и современных направлениях психотерапии – в биографии человека или его потомков конфликты будут проигрываться снова и снова – до тех пор, пока не будет изменено его основное жизненное направление. Психогенетика утверждает: пока мы сами не осознаем негативных программ своего генетического кода, мы так и будем, по большей части, оставаться жертвами обстоятельств, случайных встреч, чьей-то злой воли. Осознание негативных аспектов своей генетической программы помогает стать хозяевами своей жизни и уже собственными руками, умом и волей создавать новое настоящее и будущее благополучие. Доктор Тойч строит генограмму, показывает причины и общие корни прошлых переживаний, нынешней ситуации и будущего направления развития. Нескольких сеансов обычно достаточно, чтобы добиться существенного прогресса в делах клиента… Но все это из области практики, околонаучных теоретизирований, поп-психологии, приключений разума и эмоций на просторах американских прерий и небоскребов…
Как у каждой науки, у психогенетики, основы которой мы изучаем, есть и своя настоящая история, непростая, запутанная, версионная подчас, и все же…
Формально-динамические характеристики личности и индивидуальности! Сегодня к ним относят эмоциональность и способности, реагирование и модели поведения, да и многое другое, вполне известное специалистам. Причем, все это реально диагностируется: по особенностям поведения в существующих или специально моделируемых жизненных ситуациях. Мы разные! Древние египтяне и вавилоняне очень высоко оценивали должность писца, – но испытания проходили достаточно жестко – претенденты должны были обладать многими обязательными профессионально значимыми качествами (кстати, не прошедшие испытания, повторно уже не допускались). Египетские жрецы выбирали преемников не только из собственных семей – тяжелые испытания проходили для всех соискателей. Древний Китай оставил свидетельства проверки знаний, умений и реакций на происходящее – а уж создавать ситуацию чиновники умели! Легендарный ученый и маг Пифагор придавал большое значение тому, как ведет себя молодой человек, поступающий в его школу, в эмоционально напряженные моменты, которые специально создавались для них – как он реагирует на насмешки и даже издевательства, как держится на людях, как общается. Характер человека, считал Пифагор, проявляется и в походке, и смехе – кстати, манера смеяться, с его точки зрения, самый лучший помощник в обнаружении особенностей характера. Великий Теофраст описал 30 ярких характерологических типов и их конкретные проявления. Ученые полагают, что и Гиппократ , и Аристотель , и Гален говорили о большом количестве информативных показателей, применяющихся нами сейчас в психодиагностике. Средневековые ученые Востока – Авиценна, Аль Бируни и другие развивают мысли своих великих учителей и предшественников.
С Античности так или иначе существует физиогномика – учение о распознавании природных индивидуальных особенностей (характера) по физическим характеристикам человека, его внешнему облику.
А почерк? Это тоже внешнее проявление, только вот чего? История графологии восходит к античным временам и первые высказывания о связи почерка и личности можно найти в трудах уже перечисленных выше Аристотеля, Теофраста и др.
Собственно, начало эмпирического, донаучного этапа развития графологии обычно связывают с появлением в 1622 году работы итальянца К. Бальдо «Рассуждения о способе узнавать обычаи и качества писавшего по его письму».
В XVIII–XIX вв. во Франции, Италии, Германии и России появляется бурный интерес к вопросам зависимости между почерком и психологическими особенностями человека. Графология интересует И. Гете и Ч. Дарвина, А. Гумбольдта, А. Дюма-сына, Ж. Санд, В. Скотта, Эдгара По, позднее В. Соловьева, А. П. Чехова и др. И. В. Гете писал: «Почерк непосредственно связан со всем существом человека, с условиями его жизни, работы, с его нервной системой, поэтому наша манера писать носит на себе такую же несомненную материальную печать индивидуальности, как и все, с чем нам приходится соприкасаться».
Основателем графологии как науки считается Ж. И. Мишон. В 1871 г. им были предприняты первые попытки систематизировать характерные черты почерка. Он ввел и термин графология. Мишон считал, что почерк содержит признаки, каждый из которых имеет основное значение, указывающее на свойство личности. Он был убежден, что графически выраженный и графологически оцененный признак приводит непосредственно и однозначно к тому или иному свойству личности. В книге «Тайны письма» Мишон отмечал необходимость широко использовать графологию при экспертизе письма. Он полагал, что графология должна привлечь внимание судебных работников для суждения о натуре обвиняемого, и сам привлекался в качестве эксперта для установления авторства. По инициативе Мишона, в конце XIX столетия образовались графологические общества и начали выпускаться специальные журналы по графологии.
Освещались вопросы графологии и в трудах Ч. Ломброзо. По его мнению, почерку прирожденного преступника свойственны особые графологические признаки, свидетельствующие о наследственных криминальных наклонностях их обладателя. Позднее, в советской криминалистике, антропологическое направление Ломброзо считалось реакционным.
Биолог В. Прейер изучал вопросы физиологии, психологии и патологии письма, экспериментировал над письмом под гипнозом. Он внушал человеку, находящемуся под гипнозом, что он хитрый, скрытный и пр., и в то же время заставлял его писать под диктовку. В результате почерки в каждом случае получались разные, совсем не похожие на почерк данного лица в обычном для него состоянии и содержали признаки, интерпретируемые графологами как признаки скрытности, хитрости и др. Например, свойство скупости в почерке характеризуется сжатым письмом, поля почти отсутствуют или очень малы и т. д.
Особая роль в графологической науке принадлежит Л. Клагесу , который исходил из того, что характер человека отражается в любых его движениях. Письмо есть проекция сознания в форме различных фиксированных движений, а почерк представляет собой фиксированный след движений и в нем должен отображаться индивидуальный характер человека, предопределяющий и индивидуальность почерка. Движения при письме автоматизированы, поэтому в них закономерно находят свое выражение внутренние импульсы человека, которые могут быть распознаны по таким параметрам движений, как скорость, сила, ритм и т. п. Л. Клагес считал, что природа каждого признака почерка двойственна (позднее графологи признали ее многозначной), а каждый признак имеет негативное и позитивное значение.
Экспериментальная психология, возникшая в середине XIX в., ставила целью познание общих закономерностей человеческого поведения. Индивидуальные особенности как отклонения от основных закономерностей, рассматривались как помеха, источники неточностей в описании. Признанный авторитет в области дифференциальной психологии А. Анастази считала, что эта установка сказалась даже в терминологии: именно от первых экспериментальных психологов мы унаследовали термин «ошибка», применяемый для обозначения отклонения от средней величины (например, «стандартная ошибка»).
А вот начало научного изучения индивидуальности связано прежде всего с именами английского ученого Фрэнсиса Гальтона и немецкого – Вильяма Штерна.
Ф. Гальтон был первым, кто сделал индивидуальные различия между людьми специальным предметом исследования, создал измерительные процедуры и начальный статистический аппарат для оценки различий; собрал большой экспериментальный материал, касавшийся, как мы теперь сказали бы, разных уровней в структуре индивидуальности – соматического, физиологического, психологического. Гальтон поставил вопрос о происхождении индивидуальных особенностей и попытался решить его.
В. Штерн в 1900 г. в книге «О психологии индивидуальных различий (идеи к дифференциальной психологии)» впервые ввел в употребление сам термин «дифференциальная психология» для обозначения новой области, «эмансипировавшейся», по его словам, от материнской науки – общей психологии. Сформулированные Штерном методологические и экспериментально-методические подходы, базовые понятия, многие статистические приемы, несмотря на прошедшие почти 100 с лишним лет, верны и сейчас.
Будем считать, что все вышесказанное является исторической канвой нашей науки – психогенетики (нужно отметить, что в современной зарубежной научной литературе, которая выходит преимущественно на английском языке, термин психогенетика практически не употребляется – для обозначения этой научной дисциплины обычно используется название генетика поведения человека (human behavioral genetics). Некоторое время назад, в немецкоязычной научной литературе, можно было встретить и иные обозначения – в 1969 г. вышло руководство по генетике человека под редакцией П. Беккера, одна из глав которого называлась Humangenetische Psychologic, что можно перевести на русский язык как психогенетика. В 1982 г. была опубликована книга немецкого психогенетика Ф. Вайса, в которой интересующая нас область знаний четко обозначена как psychogenetik. В отечественной психологии для обозначения нашей дисциплины в высшей школе прочно закрепилось название психогенетика, хотя, как мы выше сказали, можно встретить термины генетика поведения или генетика поведения человека, которые употребляются как синонимы.
«Большой толковый психологический словарь», изданный на русском языке в 2001 г., поведение определяет, как родовой термин, охватывающий действия, деятельность, реакции, движения, процессы, операции и т. д., т. е. любую измеряемую (курсив наш) реакцию организма. А вот И. В. Равич-Щербо , один из ведущих психологов, основатель первой в нашей стране лаборатории психогенетики, подчеркивает неправомерность отождествления всей психологии с наукой о поведении и считает, что область знаний, которую можно было бы назвать психологической генетикой, правильнее именовать психогенетикой, а не генетикой поведения человека, как это принято на Западе . Видим – и в нашей стране наука наша не всегда обозначается одинаково. Вообще, при современном уровне интеграции науки, следовало бы принять то обозначение, которое является общепризнанным, чтобы не разговаривать на разных языках, однако для внутреннего употребления привычный термин психогенетика следует все же сохранить, но четко договориться, какое содержание будет стоять за этим наименованием.
Генеалогический метод
Генеалогический метод — это метод составления родословной — метод сбора и анализа семейных деревьев.
Цель метода заключается в следующем: -Определить наследуемость признака; Определите тип наследования признака (аутосомный, сцепленный с полом, доминантный, рецессивный); -Идентифицировать людей, носителей; -Определить прогноз потомства.
«Она основана на простой логике: если какой-либо признак закодирован в генах, то чем ближе родственные связи (то есть чем более схожи гены), тем более схожими должны быть эти люди по данному признаку. Поэтому необходимым условием для использования генеалогического метода является наличие родственников первой степени родства, образующих так называемую нуклеарную семью; Сюда входят пары родитель-ребенок и брат-сестра;
- эти, и только эти, имеют в среднем 50% общих генов. Более того, по мере уменьшения степени родства уменьшается доля общих генов, и, согласно схеме метода, сходство людей должно уменьшаться.
Чем больше поколений включает семейное древо и чем больше круг родственников, то есть чем оно обширнее, тем надежнее должны быть результаты.
Существуют определенные правила и символы для составления генеалогических деревьев.
Человек, для которого создается генеалогия (например, с редкой способностью или, в медицинской генетике, с подозрением на наследственное заболевание), называется пробандом.
Члены генеалогического древа расположены в порядке поколений, обозначенных римскими цифрами в левой части страницы, где это необходимо: -Предыдущие поколения к последующим поколениям; -Дети в каждой семье — слева направо в соответствии с порядком рождения, они обозначены либо цифрами, либо возрастом. Для некоторых задач, например, психотерапевтических, важно знать типы диадических отношений в дополнение к родственным; тогда они также могут быть отмечены на семейном древе.
Некоторые исследователи предлагают называть этот рисунок генограммой.
Генограмма — это формат представления семейного древа путем записи информации о членах семьи и их взаимоотношениях как минимум в трех поколениях. Генограмма графически представляет семейную информацию таким образом, что создается картина сложного семейного паттерна и является дополнительным источником подсказок о том, как клиническая проблема может быть связана с семейным контекстом и динамикой одного и другого с течением времени.» Учебник психогенетики /I. В. Равич-Щербо.
Метод приемных детей представляет собой сравнение сходства в некоторых психологических характеристиках между ребенком и его биологическими родителями, с одной стороны, и ребенком и приемными родителями, которые его воспитывали, с другой.
С одной стороны, у этого метода есть довольно узкие границы: -юридический -Психологический. -Возможность неслучайного распределения детей по семьям; -Субъективные «легенды» о родителях/усыновителях.
Однако, несмотря на недостатки, этот метод имеет некоторые преимущества в психогенетике. Во-первых, это теоретически самый чистый метод с самой высокой разрешающей способностью.
В исследовании по методу приемных детей участвуют дети, которых как можно раньше поместили к приемным родителям, которые являются чужими людьми — с приемными родителями, их биологическими и приемными родителями.
Разновидностью метода приемных детей является изучение так называемых усыновленных (слившихся) братьев и сестер, то есть нескольких небиологических детей, усыновленных одной и той же семьей.
Различают две схемы этого метода: -полная схема. -частичная схема.
Полная схема объединяет данные двух групп: -схема для разлученных родственников (биологических родителей и их братьев и сестер); -схема сиблингов.
Частичная схема объединяет либо одну, либо другую группу данных. Метод приемных детей — один из основных методов современной психогенетики.
Понятие индивидуальности
Важное значение в это определение вкладывал учёный Б.Г. Ананьев. Как он писал в своих работах: «Индивидуальность – это продукт слияния социального и биологического в индивидуальном развитии человека».
С этим трудно поспорить. Ведь ты точно задумывалась над тем, почему все люди такие разные? Даже дети в одной семье, не повторимые личности. С чем это связано? Да, родители могут быть одни и те же. Но, условия, в которых растут дети, могут отличаться. Даже то, что один ребёнок появился, когда родителям было 20 лет и они имели один статус, а второй через 5 лет, и мама и папа стали уже другими, изменились социальные условия, влияет на развитие личности.
Так как психогенетика – это наука, у неё есть свои методы. Рассмотрим их ниже.