В статье мы расскажем:
- Понятие рефлексии в психологии.
- Функции рефлексии.
- Виды рефлексии в психологии.
- Примеры рефлексии в жизни.
- Особенности и этапы развития рефлексии.
- Неправильная рефлексия.
- 4 метода рефлексии в психологии.
- 6 заключительных рекомендаций по развитию рефлексии.
Рефлексия в психологии – понятие чрезвычайно важное, ведь именно от этого качества человека зависит уровень развития его личности и способность справляться с трудностями. Не умея осознавать и анализировать свое внутреннее состояние, сложно проявлять себя в мире, ведь, не познав себя, не уяснив собственные мотивы, мысли, чувства, потребности, мы не научимся слышать и понимать окружающих людей.
Наша статья подробно расскажет, что такое рефлексия и какова ее роль в жизни человека. Вдобавок в конце материала вы найдете практические рекомендации и интересные упражнения по ее развитию.
Понятие рефлексии в психологии
Способность самопознания, сознательного анализа своих мыслей, эмоций и поведения, оценка правильности принятых решений и поставленных целей называется рефлексией. Слово произошло от латинского «reflectio» — «отражение». Рефлексия в психологии, если кратко, определяется как внутреннее обращение к самому себе, оценка своей личности и анализ. Рефлексировать – значит, заглянуть внутрь себя и дать оценку переживаемым чувствам, собственному я, переосмысливая происходящее.
Древние философы, например Сократ, полагали, что рефлексия является доступным каждому методом самосовершенствования и самопознания. Рефлексия в современной психологии определяется как процесс глубокого познания, производящегося субъектом в отношении своих внутренних психических состояний и их протекания. Внимание главным образом направлено на наблюдение за работой собственной души, а также на оценку уровня духовной зрелости субъекта.
У детей навыков рефлексии нет, поскольку это качество – следствие воспитания и самоосознания. Она появляется только тогда, когда подросток начинает оценивать себя как личность, задумывается над тем, каковы его внутренние качества. Рефлексия требует душевного труда и только благодаря ему может проходить стадии своего развития. Если внутренней работы нет, то даже взрослый человек не достигнет достаточного уровня развития рефлексии. Поэтому некоторые взрослые даже в зрелом возрасте проявляют инфантилизм.
Движущей силой развития рефлексии становится стремление к наблюдению за самим собой, за своими психическими реакциями, направление внимания на протекающие внутриличностные процессы. Способность к рефлексии из всех живых существ присуща только человеку.
Рефлексировать можно по-разному
На сегодняшний момент было выявлено 7 видов рефлексии:
- Коммуникативная – позволяет решать проблемы, возникающие при взаимодействии с социумом.
- Личностная – используется при необходимости собственного познания, коррекции сознания.
- Интеллектуальная – необходима для поиска различных решений одной и той же задачи. Это способность вариативно мыслить.
- Философская рефлексия – инструмент для размышлений о смысле жизни.
- Социальная – размышления на тему «что думают обо мне другие люди». Способность увидеть себя чужими глазами.
- Научная – направлена на исследование научных методов, способов, теоретических обоснований.
- В психологии общения рефлексия – это познание и анализ взаимодействия индивидов в социуме.
Функции рефлексии
Рефлексия позволяет нам увидеть себя изнутри и влияет на наше восприятие, при этом выполняя следующие функции:
- дает возможность избавиться от нежелательных, а иногда разрушительных мыслей;
- способствует осознанию своих достоинств и недостатков;
- открывает незамеченные таланты и способности;
- учит контролировать собственные мысли и действия;
- позволяет четко осознавать взаимосвязь поступков и их последствий;
- развивает самокритичность;
- формирует логическое мышление;
- способствует самоорганизованности;
- вырабатывает навык анализа и преодоления сложных задач.
Виды рефлексии в психологии
Рефлексия может проявляться в различных сферах деятельности человека. При этом в зависимости от уровня личностного самопознания она будет различаться по характеру своего проявления.
Основываясь на том, на какую область психической деятельности направлено внимание сознания, выделяют 5 форм рефлексии:
- Личностная рефлексия – это форма осмысления внутреннего содержания самой личности. В процессе этого осмысления психикой производится эмоционально-оценочная деятельность. Анализ в таком случае будет направлен на значимые компоненты личности: мотивы и потребности, цели и идеалы, способности и возможности.
- Логическая рефлексия является наиболее рациональной формой, при которой анализ направляется на познавательные процессы и выявление особенностей мышления, памяти, внимания. Такая форма рефлексии имеет большое значение в учебной деятельности.
- Когнитивная рефлексия также наблюдается в области обучения и познания. При этом, в отличие от логической, целью ее анализа выступает содержание и качество знаний наряду с их соответствием требованиям других людей (учителей и преподавателей). Когнитивная рефлексия становится помощником в учебной деятельности. Она помогает расширению кругозора, позволяет адекватно оценить свои профессиональные качества и наметить пути их успешного применения в работе.
- Межличностная рефлексия предполагает осмысление и оценивание наших взаимоотношений с другими людьми, анализ своих поступков по отношению к окружающим, определение причин конфликтов.
- Социальная рефлексия – в психологии это означает процесс осознания человеком отношения к нему окружающих людей. Проанализировав характер их оценок, индивидуум стремится откорректировать свое поведение соответствующим образом.
Рефлексия предполагает не только анализ пережитого и прошлого опыта, но и прогнозирование развития событий в будущем. С точки зрения временного аспекта оценочной деятельности выделяют 2 вида рефлексии:
- Ретроспективная рефлексия направлена на осмысление уже произошедших в жизни событий. Это оценка своих действий и поступков, проявленных в них сильных и слабых качеств, побед и поражений. Ретроспективная рефлексия предполагает анализ причин, приведших к хорошим или плохим результатам, определение для себя выводов на будущее. Этот вид рефлексии является важным для человека, поскольку, анализируя свои ошибки, мы учимся избегать их в будущем.
- Перспективная рефлексия – в психологии она определяется как предположение возможных последствий своих действий и оценка собственных возможностей при развитии событий различными путями. Данный вид рефлексии используется при планировании деятельности или выборе оптимального способа решения задач.
Из всего вышесказанного следует вывод, что рефлексия является важным психическим процессом, позволяющим человеку путем внутреннего анализа достигать личностного роста и совершенствования. А это, в свою очередь, будет способствовать достижению успеха в избранных им сферах деятельности. Благодаря качественной рефлексии человек со временем сможет гордиться собой, а не переживать комплекс неудачника.
Определение
Слово «Рефлексия» обладает латинским происхождением. Говоря буквально, оно означает «оглянуться назад». В психологии рефлексия называется самоанализом или самонаблюдением. Их можно назвать синонимами.
Определение рефлексии — это совокупность размышлений человека о его жизни и действиях, а также последующей оценки себя. Человек способен оценить себя при помощи механизмов коммуникации. По этой причине существование такого понятия, как рефлексия, невозможно без общения.
Самонаблюдение может быть различным:
- Обычная рефлексия
— человек обдумывает свои поступки, подмечает совершенные ошибки, но не зацикливается на этом. - Глубокая рефлексия
— человек занимается самокопанием, анализирует свои действия и ответную реакцию общества. Сюда входят и размышления о мироздании и нормах нравственности.
Любое действие человека способно стать рефлексивным. Например, чувства, поступки, слова, порывы, эмоции. Они становятся рефлексивными в случае, если человек обращается к своему сознанию и пытается осуществить самоанализ.
Благодаря рефлексии, человек думает и фантазирует, уходит в мир грез и начинает чувствовать себя частью реальности. Создавая в своей голове картинку идеального мира, он начинает чувствовать себя определенной личностью и действует в обществе, согласно своим установкам.
Эмпатия — что это такое, или, легко ли быть эмпатом?
Примеры рефлексии в жизни
- Наблюдение родителей за своим ребенком. Не зря говорят, что дети – наше зеркало. Если мама отмечает в маленьком сыне или дочери черты своего характера или особенности присущего ей поведения, то это является формой самоанализа.
- Чтение книг. Анализ поведения героев произведения, сопереживание им, примерка на себя описываемых ситуаций, одобрение или порицание поступков героев – это также обращение к своему внутреннему миру и попытка самоосознания.
- Сожаление после произошедшей ссоры, принесение извинений. Контроль негативных эмоций, анализ причин их возникновения и поиск путей для дальнейшего недопущения ссор по аналогичному поводу также можно назвать проявлением самоанализа.
- Есть люди, которые практикуют рефлексию ежедневно в силу своей профессии. Например, это преподаватели. Социальная рефлексия помогает оценить взаимоотношения с учащимися, проанализировать упущения, найти пути для улучшения. Умение применять рефлексию качественно позволяет педагогу повышать свой профессиональный уровень, достигать взаимопонимания с учениками.
Особенности и этапы развития рефлексии
Первый этап развития способности к рефлексии приходится на раннее детство, когда ребенку исполняется 3 года. Этот возраст характеризуется тем, что малыш начинает осознавать себя как самостоятельного субъекта деятельности. Он старается определить свои границы, что ему можно делать, а что нельзя. При этом хочет доказать окружающим, что он тоже взрослый, и нередко проявляет упрямство и отказывается слушаться.
В это время малышу приходится усваивать нормы социального поведения и принимать требования. «Можно» и «нельзя» осваиваются им на поведенческом уровне. В этом возрасте ребенок не может овладеть ни самоанализом, ни самооценкой, ни, естественно, самокритикой.
Второй этап совпадает с началом учебной деятельности и приходится на возраст 6-10 лет. Этот период жизни сопровождается развитием рефлексии в области образовательных активностей. В этом возрасте у ребенка формируются первые навыки социальной рефлексии и элементы самоанализа.
Неправильная рефлексия
Рефлексия в психологии позиционируется как терапевтический способ самоанализа. Правильно выстроенная рефлексия ведет к положительным внутренним переменам и личностному росту. Однако, чтобы получить позитивную динамику, нужно проводить самоанализ с соблюдением определенных правил, иначе рефлексия может перетекать в самоедство.
Проведенный учеными эксперимент среди рефлексирующих студентов дал интересные результаты. Было обнаружено, что у таких студентов низкий уровень психологического благополучия. Как отметила психолог Таша Эврих, в этом виноват не процесс, а неверный к нему подход.
Рефлексирующие люди часто погружаются в философские размышления, концентрируясь на вопросе «почему?», тогда как лучше задавать себе другой вопрос: «что?». «Что случилось? Что я чувствую? Что мне нужно предпринять, чтобы не повторять подобного в будущем и чтобы облегчить свое состояние сейчас?»
Это утверждение поддерживают и другие исследования. Например, в одном из экспериментов студентам было предложено рефлексировать по поводу несданного экзамена. Задававшие себе вопрос: «Почему так произошло?», концентрировались на своих недостатках, ругали себя за совершенные ошибки, заново переживали неудачу. В результате подавленное состояние не покидало их и на следующий день.
Всегда более эффективным является понять, что делать, чем выяснять, кто во всем виноват. У врачей даже есть термин «деструктивная рефлексия». Она характерна для людей с завышенным уровнем самокритики. Ее часто используют пациенты с неврозами, которые склонны к непрерывному анализу своих мыслей, поступков и поведения.
Вот, например, знакомая всем ситуация: вы опоздали со сроком сдачи отчета на работе. После этого можно погрузиться в самокопание и долго упрекать себя, что вы не умеете расставлять приоритеты в списке задач, планировать свое время. Потом остается небольшой шажок, чтобы сделать вывод о своей профессиональной некомпетентности. И вы его непременно делаете, заодно вспоминая всегда и везде опаздывающего родственника и решая, что всему виной генетика. Такая саморефлексия не приведет ни к чему хорошему. Вы снизите свою самооценку, будете чувствовать себя подавленным, а мотивация решиться взять новое задание пропадет.
Гендерный подход
Существует теория гендерного подхода к процессу рефлексии. Согласно этому стереотипу подразумевается, что женщины больше склонны к рефлексии, нежели мужчины, и связано это, якобы, с более тонкой душевной регуляцией слабого пола. Это спорное утверждение не имеет под собой никакого научного доказательства.
Имеется ряд наблюдений ученых-психологов, в которых отмечается различное проявление рефлексии у представителей разного пола.
Так, установлено, что женщины с низким уровнем рефлексии, больше склонны к отстаиванию собственных интересов в ущерб интересам другого. Проще говоря, низко интеллектуальные, не рефлексирующие личности женского пола более скандальны и имеют более склочный характер. Тогда как рефлексирующие представительницы женского пола предпочитают найти компромисс и уйти от скандала, чем быть замешанным в конфликте.
Рефлексирующий мужчина же, наоборот, в конфликтной ситуации выступает борцом, отстаивающим свои интересы. Мужчины с минимальным показателем рефлексии будут демонстрировать в конфликтной ситуации адаптивное, приспособленческое поведение.
Итак, подводя итог вышесказанному, можно с уверенностью сказать, что рефлексировать – это значит быть человеком думающим, чувствующим, анализирующим. Это свойство человеческой природы отличает нас от других представителей живого мира, и именно это свойство способно вывести человеческую личность на новый, качественно другой уровень развития.