Зачем снимать эмоциональное напряжение собеседника
Люди — не машины.
Любая информация, который мы обмениваемся, воспринимается на эмоциональном фоне, который обычно не препятствует общению.
Мы можем вести переговоры, отдавать распоряжения, получать задания, вести переговоры.
Но если эмоции «зашкаливают», мы теряем способность конструктивно общаться.
Эмоции «перекрывают» канал обмена информацией, поэтому до восстановления «нормального» эмоционального фона общение будет затруднено.
Вы не сможете ни о чем договориться, пока собеседник не придет в состояние готовности воспринимать вашу речь.
Чтобы добиться этого, нужно уметь справляться с эмоциями и создавать условия для общения даже в конфликтной ситуации.
Неречевые техники снижения эмоционального напряжения
Техника 1. Предоставьте собеседнику возможность выговориться
Не пытайтесь перекричать, перебить, «заболтать».
Ведение разговора на повышенных тонах, тем более, на крике, требует большого нервного напряжения.
Как только человек скажет все, что он собирался сказать, у вас будет время сказать все, что вы хотите, а он будет готов услышать вас.
До момента, пока он не скажет все, что планировал сказать, либо устанет изливать эмоции, любая попытка прервать вызовет еще большую агрессию.
Техника 2. Внимательно слушайте
Старайтесь установить и поддерживать контакт глаз с партнером, кивайте, наклонитесь или подайтесь корпусом вперед, неявно «присоединитесь» — примите позу такую же, как у собеседника.
Техника 3. Сократите дистанцию
На дистанции социального общения (0,5-1,2 м) сложно вести разговор на повышенных тонах.
Боксеры сокращают дистанцию, чтобы у противника не было места для замаха при нанесении удара, близкие люди обнимают друг друга, чтобы успокоить.
Улыбнитесь, прикоснитесь, наклонитесь.
Электронные средства коммуникации обезличивают общение — написать грубость в электронном письме, мессенджере или переписке в соцсети, сказать по телефону что-то неприятное и бросить трубку легко.
Решиться на то же в ходе личного общения труднее.
Если конфликт возник в ходе переписки или телефонного общения, добейтесь личной встречи.
Техника 4. Создайте пространственный комфорт для общения
Если оппонент стоит — встаньте, если сидит — сядьте.
Если разделяет преграда — стол, стул, прилавок — устраните или обойдите.
Предложите сесть, расположившись под острым углом или под углом 90 градусов.
Если есть возможность — сядьте рядом.
Речевые техники снижения эмоционального напряжения
Техника 1. Если вы незнакомы, назовите свое имя и узнайте имя собеседника
Старайтесь в ходе беседы как можно чаще произносить имя собеседника.
Обращение по имени не позволяет обезличить общение.
Оскорбить незнакомого человека существенно проще, чем того, с кем вы знакомы, пусть даже всего несколько секунд.
Техника 2. Регулируйте темп беседы
Чуть затягивайте ритм и темп своей речи, если собеседник слишком быстро и эмоционально говорит, делайте паузы в речи.
Спокойную, размеренную речь сложно «нагрузить» эмоциями.
Техника 3. Дайте понять, что вы понимаете важность проблемы и готовность к ее разрешению
Скажите об этом собеседнику.
Техника 4. Подчеркивайте значимость собеседника.
Будьте готовы сказать, что вы его цените, и его мнение и отношения с ним очень важны для вас.
Техника 5. Скажите о своем самочувствии, состоянии, которое вызвали слова собеседник, если его статус выше, позиция сильнее, чем у вас
«Я сожалею, мне обидно, мне неприятно…».
Техника 6. Скажите о состоянии, самочувствии собеседника, если его статус ниже, позиция слабее, чем у вас
«Понимаю, как вам неприятно, обидно… понимаю, вы разочарованы…»
Техника 7. Обратитесь к фактам — без эмоций проговорите все детали ситуации, вызвавшей конфликт
«Давайте разберемся, что случилось…»
Техника 8. Предложите конкретный выход из сложившейся ситуации
Если это невозможно, пообещайте найти его в кратчайший срок.
Спросите у собеседника, какой выход из ситуации он считает наилучшим.
Необязательно, что вы примете его — главное, ваш партнер по общению вынужден будет контролировать эмоции, иначе собраться с мыслями ему будет трудно.
Техника 9. Найдите и подчеркните что-то общее
Это может быть сходство интересов, мнений, целей или даже просто желание быстро справиться с той ситуацией, в которой вы оказались — единство очень важно.
Если «мы», то значит «свои», а свои не могут не договориться.
Техника 10. Признайте правоту собеседника в том, в чем он прав
Если вы знаете, что в сложившейся ситуации есть ваша вина — немедленно признайте ее.
Ситуация от этого не изменится, а поводов для излишне эмоционального общения у оппонента станет меньше.
Доказывать, что он не виноват, и убеждать вас признать вашу неправоту ему уже не нужно, он будет готов обсуждать проблему по существу.
Способы снятия эмоционального напряжения
Подготовила:
Починкова Наталия Сергеевна,
педагог-психолог отделения консультаций
ГБУ АО «
Способы снятия эмоционального напряжения
Эмоциональное напряжение – совокупность эмоциональных переживаний, снижающих эмоциональный фон и мотивационную сферу личности. Состояние эмоционального напряжения сопровождается ощущением беспомощности человека перед жизненными обстоятельствами, собственной ненужностью, ощущением потери смысла жизни или цели деятельности. Работа выполняется формально, интерес к другим поддерживается социальными требованиями, апатия постепенно начинает заполнять все сферы жизни. Увеличивается ощущение беспричинной тревожности, беспокойства. Cостояние эмоционального напряжения в большинстве случаев вызвано неумением человека выражать свои эмоциональные и чувственные переживания. Это связано с социальными нормами поведения, запретами на выражение агрессивности и недовольства. Многим с детского возраста внушается, что нельзя злиться на определенных людей или сопротивляться каким-то действиям.
Своевременное снятие эмоционального напряжения помогает избежать тяжелых последствий, но также стоит позаботиться о профилактических методах, чтобы не допустить скопления напряжения. Снятие эмоционального напряжения подразумевает серьезную внутреннюю и внешнюю работу, тонкое чувствование своих потребностей и возможностей, а также терпение, поскольку невозможно за пару минут снять то, что накапливалось месяцами. На сегодня психологами предлагается множество техник, направленных на снятие напряжение. Классифицировать их можно следующим образом. 1. Техники, связанные с образами. Эта группа техник включат в себя все приемы визуализации. Рассмотрим пример. Дерево. Вам надо представить свое состояние в виде дерева. Если вам страшно, вы в тревоге или обижены, скорее всего дерево будет небольшим, слабым, с маленьким количеством веток. Представьте подробно место, погоду, окружение. Постепенно начинайте растить свое дерево. Это надо делать неспеша. Сначала вы видите, как ствол становится крупнее, появляется листва, растут кони. Погода успокаивается. Если был дождь, тучи рассеиваются, выглядывает солнышко. Дерево становится могучим, его так просто уже не сломить и от ветра оно не шатается. По мере представление вы почувствуйте, как немного успокаивайтесь. Вода. Похожая техника, только представляем не дерево, а воду. В начале представьте свое состояние в данный момент. Скорее всего вода будет волноваться, возможно это будет бушующее море. Представьте цвета, погоду, облака. При визуализации чем подробнее вы воображаете, тем лучше. Потом потихоньку успокаивайте воду в воображении. Волны становятся меньше. Ветер стихает. Выглядывает солнце. Представляете до тех пор, пока водная поверхность полностью не станет гладкой.
2. Телесные приемы. Сюда относится очень много разных вещей — горячая ванна, активные упражнения, спорт, самомассаж. Горячий чай или, наоборот, прохладные напитки. Дыхание вынесено отдельно, хотя косвенно оно конечно относится к телесным приемам.
3. Дыхательные приемы.
Основной принцип – выдох длиннее, чем вдох. Можно использовать такой счет. Вдох на 4 счета, 2 счета задерживаем дыхание, выдох на 6 счетов. Следите за тем, чтобы сильно не кружилась голова. Если голова сильно кружится, можно передохнуть и опять подышать на счет. Еще один вариант дыхательного упражнения такое – ваша задача включить спокойную музыку и подышать под нее. Стараться сочетать дыхание с ритмом музыки. Важно понимать, что здесь нет правильного и неправильного решения. Сама задача помогает переключить внимание, отвлечься и успокоится.
Визуализация хорошо сочетается с дыхательными техниками.
4. Художественные приемы
Сюда относятся все техники, связанные с самовыражением через искусство – краска, глина, бумага, карандаши и другие. Тревогу можно нарисовать. Ее можно станцевать. Можно использовать пластилин, чтобы лепить (сейчас в магазинах появилось очень большое количество интересных видов пластилина: они не липнут к рукам и значительно приятнее в работе).
Техники «сохранения лица»
Как быть, когда вас оскорбляют? Как достойно ответить, сохранив внутреннее спокойствие и не потерять лицо?
Техника 1. «Внешнее согласие»
Когда вам говорят что-то неприятное и обидное, то предполагается, что вы потеряете контроль над собой и ответите собеседнику взаимностью.
Или начнете доказывать ему, что он неправ и его слова несправедливы.
Фраза «может, Вы и правы», не говорит, о том, что вы согласны, это понимают все, но она лишает собеседника права на продолжение словесной атаки.
В любом случае, очевидно, что повторять ее бесполезно.
Техника 2. «Повторение»
Произнести вслух, то, что в запале сказал вам собеседник, очень полезно.
Вряд ли тот, кто уже приготовился услышать «Сам дурак!» готов услышать от вас свои слова и готов на них реагировать.
Даже если у него большой словарный запас, постоянно слышать эхо своих слов, не получая желаемого результата в виде эмоциональной реакции, вряд ли понравится оппоненту.
Техника 3. «Уточнение»
«Вы правда так считаете? Почему?
Техника 4. «Часть моей личности»
Кому-то что-то не нравится в вас.
Признайте, что это допустимо. Но это ваше личное качество, которое принадлежит вам, поэтому чужое суждение о нем вас не трогает.
«Да, я работаю медленно. Но я стараюсь все делать без ошибок, поэтому перепроверяю свою работу».
Как проявляется эмоциональное напряжение
На фоне полного физического и психического комфорта у пациента резко или чаще всего постепенно нарастают следующие проявления:
- раздражительность, как по отношению к окружающим, так и к себе;
- потеря интереса к выполняемой работе, развлечениям, утрата жизненной мотивации;
- проблемы со сном, человек тяжело засыпает, спит поверхностно, часто просыпается. Утром характерны приступы тревоги и страхов;
- в течение дня возникают апатия, скука, невнимательность и рассеянность, сонливость;
- пациент старается избегать общества, все больше замыкается в себе. На этом фоне у него все чаще проступают приступы злобы, неуверенности;
- больной начинает избегать физических нагрузок, они становятся ему тягостны, пропадает аппетит, возникают функциональные нарушения со стороны внутренних органов (запоры, поносы, головные боли, сильная слабость и т.д.). Картина жалоб может быть разнообразной.