Виктимность: понятие в психологии, причины и типы виктимного поведения

Виктимность — это понятие, которое в некоторых психологических модальностях трактуется, как процесс становления жертвы. По мнению одного из основателей учения о позитивистской виктимологии Б. Мендельсона, понятие “жертва” является противоположным понятию “преступник”.

Сам термин “жертва” и теория о том, что человек неосознанно или сознательно своим поведением провоцирует преступника на насильственные действия, вызывает множество споров в среде психологов.

Что такое виктимность поведения

Понятием “виктимное поведение” часто пользуются в криминальной психологии. Специалисты этого направления рассматривают поведение жертвы с двух точек зрения.

Согласно первой, пострадавший от насильственных действий человек провоцирует насильника совершить преступление — нападает, угрожает, бьет, грабит или совершает другие опасные действия. По второй версии, жертва осознанно не провоцирует, но определенные действия с ее стороны вызывают у насильника желание демонстрировать агрессию

.

В качестве иллюстрации можно рассмотреть действия врача, который не смог помочь пациенту (вследствие ошибки или других причин), это вызвало у самого больного или его родственников желание мстить специалисту. Если рассматривать эту ситуацию с первой точки зрения, то в роли жертвы выступает пациент. Он выбрал специалиста, которому досталась роль насильника. Пациент-жертва на этапе лечения видит в докторе сильного человека, которому можно доверять, восхищается им. Сама жертва, попавшая в подобную ситуацию, отличается невысокой самооценкой, стеснительная и робкая. Зачастую такой человек вину за свои промахи и неудачи перекладывает на окружающих, “судьбу”.

Придерживаясь второй трактовки, ситуацию рассматриваем так. Специалист становится на позицию насильника — конфликтует, применяет физическое или другие виды насилия. Когда он встречается с более сильным соперником в лице родственника пациента, то он сам входит в роль жертвы.

Случается и такое, что физически и психологически очень сильный человек сам выбирает войти в роль жертвы. Сделать такой выбор его заставляют обстоятельства, в которых необходимо защитить себя или близких от несправедливости, отстоять собственные принципы. Такое поведение не считается патологическим и в психологическом смысле оправданно.

Примеры виктимного поведения

  1. Когда подростки начинают делать что-то на спор: кто сможет спрыгнуть с определенной высоты, кто больше выпьет или угонит машину. Как правило, такие споры заканчиваются плачевными событиями.
  2. Если девушка поздно ночью идет одна домой в короткой мини — юбке по злачному и неосвещенному кварталу.
  3. Старшеклассницы, которые начинают флиртовать со взрослыми мужчинами. К хорошему это тоже не приводит.
  4. Человек, который хвастается или демонстрирует большую сумму денег. Скорее всего, им заинтересуются жадные люди и насильно отберут денежные средства.

Основные принципы виктимности

Склонность к виктимности формируется в детстве и закрепляется в подростковом возрасте. Одним из самых важных факторов формирования виктимности у детей считается ситуация физического, эмоционального насилия в семье. Немалую роль играет также деструктивное влияние на психику подростков со стороны значимых взрослых (родных, учителей), сверстников.

Под действием этих факторов появляются определенные личностные характеристики:

  • повышенная тревожность, неуверенность и низкая самооценка;
  • эмоциональная неустойчивость;
  • склонность игнорировать собственные интересы в угоду другим.

Нередко “жертва” при наличии низкой самооценки стремится доказать свою силу, правоту, испытать себя на прочность. Это выливается в рискованное поведение (чаще всего у подростков).

В некоторых случаях виктимность является спутником психических расстройств. Проблемы социальной адаптации патологического характера могут выливаться в склонность к мазохизму и садизму, эксгибиционизму, нимфомании. Подобные проявления психических отклонений могут проявляться среди жертв преступлений (иногда повторяющихся с одной и той же жертвой).

Попасть в позицию жертвы человек может и в случае, если он:

  • находится в подчиненной позиции, он выполняет требования агрессора, но очень медленно, чем еще больше “злит” нападающего;
  • ведет себя вызывающе или обычным для себя способом, но насильник рассматривает его поведение, как оскорбительное.

То, что агрессор в этих обоих случаях воспринимает действия “жертвы”, как оскорбительные и неприемлемые — это исключительно его субъективное мнение нападающего. Оно связано с особенностями его восприятия и мышления.

Признаки виктимного поведения

  1. Человек притягивает к себе преступников, манипуляторов и прочих недоброжелателей;
  2. Такой человек молча терпит обиды, жертвует своими интересами;
  3. Личность постоянно испытывает проблемы в отношениях (к нему другие люди быстро теряют интерес, пользуются его добротой);
  4. Он постоянно попадает в опасные ситуации;
  5. Такие люди ходят с сутулыми плечами, сгорбленной спиной, потухшим взглядом, опущенной головой и неуверенно двигаются;
  6. У человека с виктимным поведением низкая самооценка, повышенная тревожность и он эмоционально неустойчив.
  7. Личность не может постоять за себя, проявляет покорность, очень внушаема.

В чем проявляется виктимность

Виктимное поведение, по мнению некоторых специалистов, отражается в том, что человек часто попадает в ситуации, когда он оказывается в позиции пострадавшего. В криминальной психологии виктимность рассматривается, как способность “притягивать”, обращать на себя внимание асоциальных личностей — насильников, маньяков.

Согласно теории виктимности, человек-жертва ведет себя определенным образом. Его поведение вызывает повышенный интерес и пробуждает желание проявить агрессию у преступника.

Виктимное поведение с точки зрения психологии

По мнению сторонников теории виктимности, ее особенно часто демонстрируют подростки, которые:

  • очень амбициозны;
  • склонны отстаивать свою точку зрения;
  • максималистичны;
  • обладают недостаточным жизненным опытом.

Все перечисленные факторы становятся причиной того, что подростки часто попадают в неприятных для себя, а часто и опасные, ситуации. Не тот результат, который они надеялись получить, заставляет их “заходить на второй круг”, добиваться своего. Это вновь оборачивается неприятностями.

Некоторые люди склонны конфликтовать даже тогда, когда объективных причин для стычки нет. Но известно, что те, кто обижает своих сверстников, направляют агрессию на детей, демонстрируют особое поведение. Они не вступают в конфликты даже если затронуты их личные интересы, стараются избежать конфронтации, спрятаться от неприятностей.

“Жертвы” ранимы, наивны, физически слабее обидчиков. Внешность тех, кто чаще других попадает в позицию “жертвы”, тоже обращает на себя внимание. Подростки зачастую имеют рассеянный взгляд, простоватое выражение лица, сутулятся, их походка неуверенная, семенящая.

Здесь нельзя не сделать акцент на том, что специалисты в юриспруденции, подавляющее большинство психологов считает, что подобные “признаки жертвы” никак не оправдывают преступника и не уменьшают степень его вины за совершенное насилие.

Два типа виктимного поведения

Люди, склонные проявлять виктимное поведение, могут занимать место не только потенциальной жертвы, но и насильника. Поэтому выделяют 2 очень отличающихся типа поведения.

Соглашательское или конформное — люди принимают на себя роль жертвы, ждут насильственных действий в свой адрес, обмана, оскорблений. Они проявляют робость, легко подчиняются чужой воле, нередко не только оправдывают поведение своего насильника, но и считают его правильным. Причина такого “поклонения” агрессору в том, что жертва видит в нем более сильную личность, которая способна совершать поступки, на которые сама не решается.

Люди с конформной позицией отличаются заниженной самооценкой, они уверены в своем ничтожестве и неспособности решать, нести ответственность за что-либо. Они перекладывают вину за свои неудачи на внешние обстоятельства или других людей, любят жаловаться, не скрывают свою позицию: “А что я? Я всего лишь жертва”.

Демонстративное или эмоционально неустойчивое поведение характерно для людей, которые сами проявляют агрессию, провоцируют других. Форма провокации может быть открытой и неявной. Проявляется такое поведение в травле более слабых, психологическом насилии.

На ком же лежит ответственность?

Существует мнение, что пострадавшие сами виноваты в случившемся. Отчасти это правда. Например, разгуливая поздно по парку в одиночестве наивно думать о безопасности. Особенно если быть в короткой юбке или разговаривать по телефону, который совсем не дешевый.

Но за действия другого человека никто не несёт ответственности. Ни за то, как он воспринимает вас. Ни за то, какое решение принимает касательно действий и тактики поведения по отношению к вам.

Существует масса примеров изнасилования, когда девушки были совершенно не в вызывающей одежде. Но общество почему-то старается найти оправдание преступнику, обвиняя пострадавших. Мол, сама виновата, не нужно было…

А знаете, почему так происходит? Такова психология человека. Если мы будем знать, что подвергаемся опасности в любой момент – рискуем приобрести паранойю. А так, когда есть хоть какая-то незначительная деталь, так сказать, инструкция, то появляется ощущение мнимой безопасности.

Вот, допустим, буду вызывать такси, чтобы не возвращаться домой по неосвещённой улице, когда наступила ночь – тогда со мной ничего страшного не случится. Становится спокойнее. Но исключаются варианты аварии, неадекватности самого водители и прочее.

Поэтому, чтобы защитить тех, кто попал в неприятную ситуацию не по своей вине, но получает осуждение общества, термин «виктимность» стараются в Европе использовать как можно реже.

Виды виктимности

Виктимность — это большой комплекс особенностей, которые рассматриваются, как причина агрессии, противоправных действий. Исследователи выделяют несколько типов виктимности.

Поведенческий — проявляется в позиции “я виновен” и “я невиновен”. Человек, занимающий позицию невиновного, часто провоцирует агрессию в свой адрес, сознательно выбирает опасные ситуации. Пребывая в позиции невиновного, попадает в нее случайно, он никак не провоцирует агрессора.

По количеству жертв выделяют массовую и индивидуальную виктимность. При массовой виктимности страдает большая группа людей (зачастую определенной национальности, с физическими особенностями). В случае индивидуальной виктимности жертва одна.

Факторы, порождающие склонность к виктимности

Считается, что виктимное поведение жертвы проявляется на фоне психических отклонений и личностных особенностей. Но существуют и другие причины, которые заставляют человека вести себя, как жертва.

Социальные факторы

Стабильная самооценка, умение отстоять свои интересы и границы формируются в процессе воспитания в семье. Человек, который рос в спокойной обстановке, чувствовал полное принятие и любовь родителей, уважение взрослых к себе и друг к другу даже на подсознательном уровне не желает себе зла. У него хорошо развит инстинкт самосохранения, который не дает проявиться виктимности.

Чтобы присущая каждому индивиду врожденная программа выживания дала сбой, а человек стал в позицию жертвы, на него должны оказать влияние очень серьезные факторы. Ими могут быть:

  • особенности воспитания в семье — частые конфликты, пьянство родителей или одного из них, наркомания, асоциальный стиль жизни, физическая жестокость по отношению к ребенку, психологическое насилие;
  • отсутствие у ребенка ощущения, что родители его любят, заботятся, относятся с теплотой;
  • избыточная опека со стороны родителей. Попытки оградить чадо от любых сложностей жизни, внешних влияний не дают личности нормально развиваться. Как результат — вырастает человек, который не умеет отличить хорошее и плохое, сопротивляться давлению, опасности. Личность, выросшая в условиях гиперопеки, инфантильна, не умеет планировать будущее и предвидеть результат своих действий, плохо знает законы социума;
  • конфликты в среде сверстников (чаще всего в подростковом возрасте);
  • негативный эмоциональный опыт (участие или наблюдение за сценами насилия) в детстве;
  • ощущение недостаточной привлекательности, неполноценности, появившееся из-за реакции окружающих на личностные особенности.

Перечисленные факторы связаны с агрессивно настроенной, токсичной средой, в которой растет человек. Такие условия формируют субъективное, деформированное представление о себе, собственном месте в обществе, значимости жизни.

Феноменологические факторы

Неблагоприятная среда, в которой воспитывается ребенок, часто создает основу для формирования у него виктимности. Он становится человеком, неспособным постоять за себя, у него слабая воля к достижению желаемого и склонность полагаться на обстоятельства.

Фундаментом будущей виктимности специалисты считают склонность ребенка проявлять агрессию к животным, другим детям. Обижая других, более слабых и не получая адекватной реакции на свои действия, ребенок приучается к тому, что насилие — это нормально. Он готов к тому, что оно может быть направлено и против него.

Часто агрессия у детей и подростков возникает не только из-за особенностей семейной коммуникации. Очень большое влияние оказывает среда сверстников, просмотр фильмов и передач со сценами насилия, компьютерные игры. Но основная роль формирования виктимности отводится, все же, социальным условиям. Если в реальной жизни ребенок не находится в ситуации, где насилие нормализовано, то он сможет отличить действительность, которую видит на экране и реальную.

Постоянное пребывание в жестокой среде делает не только ребенка, подростка, но и взрослого человека менее чувствительным к насилию над другими и к себе. Он пребывает в подавленном эмоциональном состоянии, испытывает тревогу, постоянно ждет подвоха или катастрофы.

Причины появления

Ипохондрия, недостаток внимания

Наверное, не удивлю вас, но виктимное поведение берёт своё начало из детства. А именно, когда родители или другие взрослые, что «взращивают» ребёнка, обращают внимание на него только в случае, когда ему плохо. То есть, эмоционально «включаются», начинают проявлять заботу.

Он хорошо усваивает этот механизм и в дальнейшем неосознанно транслирует его окружающим. Когда всё хорошо и спокойно – его уже не особо устраивает, потому что так ощущается недостаток интереса к себе, тепла, сочувствия и прочее.

Нарушение границ

Или же, если ребёнку приходилось терпеть что-то, выдерживать, боясь заявить о том, что не нравится. Например, чтобы не отвергли. Да, даже родители. Или не наказали, если отказался что-то есть. Существует масса способов, которые нарушают границы другого человека.

Мы, порой не замечая, наносим вред близким людям, совершая насилие как бы из лучших побуждений.

Допустим, если заставлять ребёнка съедать то, что положили в тарелку. Даже если еда не нравится, игнорируя собственные сигналы организма о том, что уже не лезет и вот уже прямо появилось отвращение. А делать это нужно, потому что мама старалась, готовила. А бабушка и вовсе войну пережила, видела голод и смерть от него.

Это уже насилие. Потому что со временем он разучится прислушиваться к своим желаниям и чувствам, а значит, будет жить так, как ему скажут.

Очень важно учить детей отстаивать себя, говорить «нет», если не хочется что-то делать, уважать себя и ценить.

Снижение тревоги

Нестабильность и неизвестность вызывают тревогу и страх. Поэтому некоторым людям, чтобы избавиться от этого невыносимого состояния, приходится использовать контроль. Тогда всё предсказуемо, понятно и известно.

В детстве такие люди не просто пакостили, чтоб получить внимание, некоторые таким способом контролировали родителей, их реакции. То есть, им проще было получить наказание и успокоиться, чем постоянно находиться в тревоге. Ведь вдруг это случиться в тот момент, когда они не ожидают?

Вот тогда начинает своё формирование «комплекс жертвы».

Виктимность, как от нее избавиться.

Ярко выраженная виктимность считается отклонением, которое требует лечения. Терапия людей, проявляющих виктимное поведения, проводится комплексно. Человеку, у которого поведение жертвы сформировалось в детстве, требуется помощь команды специалистов — психолога, психотерапевта (психиатра).

Назначенные специалистом медикаментозные средства позволяют снизить интенсивность депрессивного состояния и ослабить тревогу, нормализовать сон. Все это дает ресурс для дальнейшей психологической и психотерапевтической проработки проблемных тем.

Работа психотерапевта, психолога с виктимным клиентом направлена на:

  • пересмотр отношения к событиям прошлого, формирование стойкого ощущения, что-то, что было раньше, не влияет на ситуацию сегодня;
  • формирование устойчивого, позитивного самовосприятия, повышение степени самоуважения, формирование чувства независимости;
  • коррекцию взглядов, установок, изменение шаблонов поведения, пересмотр системы ценностей;
  • развитие способности понимать свои эмоции и чувства, контролировать, анализировать мысли и действия;
  • развитие умения адекватно общаться с окружающими, продуктивно взаимодействовать, правильно оценивать отношение других людей и их намерения.

Все перечисленные направления психологической работы очень важны, но они должны дополняться формированием экологичной, доброжелательной среды, в которой пребывает человек. Важно пересмотреть ближайшее окружение, перестать общаться или свести к минимуму контакты с людьми, которые заставляют испытывать страх и чувство неполноценности. Необходимо направить энергию на те занятия, в которых удается получить хороший результат, добиться успеха. Все это не избегание и не попытка спрятаться от опасности, а необходимые меры психогигиены.

Лечение виктимности

Лечение такого заболевания, как виктимность может производиться в нескольких направлениях: медицинскими препаратами и с помощью психотерапии.

Не существует конкретного лекарства против этого расстройства, поэтому выбор препаратов и подходов в психотерапии будет зависеть от причин и факторов появления нарушения.

Медикаментозное лечение

Может выполняться с помощью использования следующих групп препаратов:

  • Транквилизаторы. Производят противотревожный эффект, то есть снижают уровень страха и тревоги. Кроме того обладают миорелаксирующим и снотворным эффектом.
  • Антидепрессанты. Направлены на восстановление патологически плохого настроения, понижение выраженности нервно-психического перенапряжения и тревоги с помощью повышения количества серотонина в крови, отвечающего за сохранение баланса настроения.
  • Нормотимики. Направлены на смягчение «острых углов характера», на стабилизацию настроения, а также, вспыльчивости, импульсивности и раздражительности.
  • Седативные препараты снижают эмоциональное перенапряжение и вызывают успокоение. К этим средствам относятся: настойки мяты, пустырника и валерианы.

Психотерапевтическое лечение

Это лечение может производиться в таких направлениях:

  • Рационально-эмоциональное лечение. Основная задача — помочь пациенту устранить жизненный подход, который направлен на разрушение.
  • Когнитивное лечение. Основная задача — корректировка представлений, установок и мыслей, приводящих к неадекватному и дезадаптивному поведению. К примеру, пациент может получить такое задание: описать его ощущения в стрессовой ситуации, и фрагментарно определить осознаваемые условия, которые провоцируют проявление негативных установок. Этот метод называется корректировка и распознавание непроизвольных мыслей.
  • Поведенческое лечение направлено на формирование и сохранение навыков применения адекватных действий, устойчивого самоконтроля с помощью изменения неприемлемых действий на приемлемые, а также используя способы, ведущие к ликвидации дезадаптивного поведения. К примеру, нагнетание факторов, вызывающих тревогу, или способ «наводнения» (психолог ставит пациента в пугающую ситуацию, помогая ее преодолеть).

В рамках психотерапии также может использоваться музыкотерапия, основная задача которой гармонизировать душу и тело, уравновесить эмоциональное состояние с помощью музыкальных средств. Также используется арт-терапия, задача, которой гармонизация психического состояния человека через развитие способности самовыражения, а также достижение умиротворения и спокойствия. То есть, виктимное поведение — это то, что необходимо осознать, понять и научиться контролировать.

Профилактика виктимности

Предупредить развитие виктимного поведения у ребенка, подростка, а позже у взрослого удается, если для этого готовы семья, общество, правоохранительные органы. Не допустить насилия — это основное направление, способствующее формированию личности, которая умеет защитить свои физические и психологические границы, имеет адекватную самооценку.

В идеале, профилактическая работа должна вестись сразу на нескольких уровнях:

  • семья — формирование у родителей высокого уровня эмпатии, умения понимать психологические и физиологические потребности детей, удовлетворять их;
  • выявление семей, где к детям применяется насилие, работа психологов, социальных работников и правоохранителей с родителями;
  • формирование доброжелательной, поддерживающей и принимающей среды в детских дошкольных учреждениях, школах;
  • создание в образовательных учреждениях условий для психологического развития детей, а также для экологичной проработки их негативных эмоций (работа с психологом, спортивные секции, творческие студии);
  • обучение детей и подростков правилам психологической и физической самозащиты;
  • разъяснение правовых последствий насильственных действий.

Еще один очень важный фактор предупреждения виктимности — отказ от обвинения жертвы в том, что с ней случилось, и попытки переложить ответственность за насилие с преступника на пострадавшего. Последнему необходима поддержка правоохранительной системы, семьи, окружения.

Ирина Шербул

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]