Копинг-стратегия – что это в психологии поведения. Виды и особенности

Любой человек за время течения своей жизни сталкивается с какими-либо стрессовыми ситуациями. Есть люди, обладающие хорошей стрессоустойчивостью, а есть те, кому надо искать варианты решения проблемы разными способами. Любой вид стресса начинается с отсутствия линии поведения для разрешения ситуации. Чем дольше оно затягивается, тем серьезнее решения следует принимать. Для улучшения своего комфортного существования многие люди разрабатывают в голове разные пути искоренения проблемы, поиск таких путей неизбежен. Такие приемы совладания в психологии имеют название копинг-стратегии. Так что означает термин копинг-стратегия, кто пользуется этим методом, и для чего он нужен?

Копинг используется в стрессовых ситуациях

Копинг стратегии что такое

Определение копинг стратегии пришло в Россию с Англии. В переводе оно означает совладание, контроль, преодоление. Копинг это в психологии поиск кратких путей разрешения стрессовой ситуации. Он включает в себя и поведенческие нормы, и когнитивные, и эмоциональные.

Термин копинг-стратегия появился в 60-х годах прошлого столетия. Впервые его применила психолог Л. Мерфи только по отношению к детским проблемам. Через несколько лет данным термином воспользовался Р. Лазарус при написании труда «Стресс и методы его преодоления». В своей книге он применял это понятие к психологии стресса взрослых людей.

Теория, структура и суть копинг-стратегии

Основополагающим понятием данного термина выступает стресс. В теоретической психологии он рассматривается как ситуация, приносящая дискомфорт конкретной личности. Эта же личность определяет для себя уровень дискомфорта. Копинг-стратегия – это реакция личности на уровень дискомфорта, оценивание своего внутреннего потенциала при решении стрессовых ситуаций, поиск дополнительных ресурсов и возможность направить их в правильное русло.

Данное понятие описывает реакции не только на глобальные проблемы, но и на каждодневные неблагоприятные моменты, происходящие в обыденной жизни. Суть копинг-поведения заключается в объединении мыслей и действий, которые направлены на преодоление дискомфортного состояния.

Поведенческие реакции делятся на произвольные и непроизвольные. Произвольные реакции – это обдуманный план действий, которому следует индивид, а непроизвольные – импульсивные решения, в основе которых заложен темперамент или другие особенности характера человека. Непроизвольные реакции неподвластны самоконтролю.


Суть копинга заключается в умении совладать с ситуацией

Литература

на русском языке

  • Ашанина Е.Н. Психология копинг поведения сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России: диссертация на соискание ученой степени доктора психологически наук — Санкт-Петербург 2011. — 340 с.
  • Битюцкая Е. В. Современные подходы к изучению совладения с трудными жизненными ситуациями // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2011. № 1. С. 100-111.
  • Василюк Ф. Е., Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций (недоступная ссылка) // Журнал практической психологии и психоанализа, № 4 декабрь 2001.
  • Одинцова М. А. Механизмы психологической защиты подростков с установкой «жертва» // Вестник практической психологии образования. — 2008 — № 3. — с. 67 — 70.
  • Одинцова М. А. Рогова Е. А. Особенности преодолевающего поведения подростков колледжа в стрессовых ситуациях
  • Одинцова М. А. Семенова Е. М. Преодолевающие стратегии поведения белорусов и россиян // Культурно-историческая психология. 2011. № 3. — С. 75 — 81
  • Одинцова М. А. Преодолевающее поведение лиц, объединенных схожим травматическим опытом // Известия Саратовского университета. Новая серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т.15. № 1. С. 104—110
  • Одинцова М. А. Психология жизнестойкости. М.: Флинта. 2015.
  • Семичев С. Б. Теория кризисов и психопрофилактика. — Труды / Ленингр. науч-исслед. психоневрологического ин-та им. В. М. Бехтерева, т. 63. Неврозы и пограничные состояния. Л., 1972, с.96-99.
  • Хазова С.А. «Неакадемические» способности: роль и ресурсные функции в совладающем поведении субъекта // Психологические исследования. 2021. Т. 9, № 49. С. 2. URL: https://psystudy.ru (дата обращения: 01.10.2018).

на других языках

  • Compas B.E., Forsythe, C.J., & Wagner, B.M. (1988). Consistency and variability in causal attributions and coping with stress // Cognitive therapy and research. 12, 305—320.
  • Compas, B. E., Banez, G. A., Malcarne, V., & Worsham, N. (1991). Perceived control and coping with stress: A developmental perspective // Journal of Social Issues (англ.)русск., 47, 23-34.
  • Folkman, S.; Lazarus, R. S.
    Coping as a mediator of emotion (англ.) // Journal of Personality and Social Psychology : journal. — 1988. — Vol. 54, no. 3. — P. 466—475. — DOI:10.1037/0022-3514.54.3.466. — PMID 3361419.
  • Frydenberg E. (1997). Adolescent Coping: Theoretical and Research Perspectives. London: Routledge.
  • Lazarus, R.S., & Folkman, S. (1984). Stress, appraisal and coping. New York, Springer.
  • Schwarzer R. & Scholz U. (2000). Cross-cultural assessment of coping resources: the general perceived self-efficacy scale. Paper presented at the Asian Congress of Health Psychology 2000: Health Psychology and Culture, Tokyo, Japan, August 28-29.
Для улучшения этой статьи желательно:
  • Викифицировать статью.
  • Добавить иллюстрации.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

Классификация копинг-стратегий

Стратегии поведения в конфликте — какие способы существуют

Более чем за 50 лет существования термина его разделили на несколько классификаций:

  1. Проблемно-ориентированные;
  2. Базисные;
  3. Совладающие поведенческие реакции.

Один психолог при изучении данного вопроса принимает уже выбранные поведенческие стратегии, другой – предлагает совершенно новые пути решения проблем со стрессом.

Проблемно-ориентированные копинг-стратегии

Проблемно-ориентированный копинг нацелен на помощь человеку в изменении сложившейся ситуацию. Изменение своего отношения к последней называется эмоционально-ориентированная копинг-стратегия. Она включает в себя:

  • Анализ возникшей ситуации, разработку линии поведения, плана предпринимаемых действий.
  • Оценивание своего когнитивного, эмоционального или поведенческого вклада в появление дискомфортных моментов. После этого индивид берет на себя ответственность за свои реакции в возникшей ситуации.
  • Взятие контроля над собственными эмоциями и действиями.
  • Поиск помощи.
  • Поиск путей по отдалению от возникших обстоятельств.
  • Побег от проблемы.


В стрессовых ситуациях очень важна поддержка близких и социума

Базисная стратегия и ресурсы

К базисным стратегиям Лазарус относил:

  • Возможность разрешения сложившейся ситуации;
  • Игнорирование дискомфортных моментов;
  • Поиск ресурсов у других личностей.

Ресурсы копинга, которые относятся к базисным:

  • аффилиация;
  • эмпатия;
  • локус-контроль;
  • личная концепция;
  • когнитивные ресурсы.

Совладающее поведение

Копинг являет собой адаптацию к сложившимся ситуациям, достижение контроля над ними, действия для перехода из дискомфортных условий в комфортные. Стратегия совладания в период стресса – это возможность индивида установить достойные (по общественным нормам) реакции, не впадать в уныние, использовать любые ресурсы помощи, не терять оптимизм.

Процедура проведения

Инструкция

Вам будет предложен ряд утверждений, касающихся особенностей Вашего поведения. Постарайтесь вспомнить, каким образом Вы чаще всего разрешаете трудные и стрессовые ситуации и ситуации высокого эмоционального напряжения. Обведите кружком, пожалуйста, тот номер, который Вам подходит. В каждом разделе утверждений необходимо выбрать только один вариант, при помощи которого Вы разрешаете свои трудности.

Отвечайте, пожалуйста, в соответствии с тем, как Вы справляетесь с трудными ситуациями на протяжении последнего времени. Не раздумывайте долго – важна Ва­ша первая реакция. Будьте внимательны!

Эффективность и адаптивность копинга

Копинговые стратегии применяются во многих сферах жизнедеятельности. Их можно разделить на те, которые приносят эффект, и, соответственно, неэффективные. Эффективным копинг считается в том случае, когда индивиду удалось выйти из зоны стресса с наименьшими потерями в эмоциональном плане и с увеличением устойчивости к появлению дискомфортных проблем.

Управление персоналом — что это такое, принципы и функции процесса

В разных жизненных ситуациях при потере самоконтроля человек может не использовать копинг-стратегии, применяемые ранее в похожих ситуациях. Это связано не только с темпераментом или характером, но и с воспитанием, социализацией и т.д.

Обратите внимание! Адаптивность копинга должна начинать применяться еще в дошкольном возрасте. С помощью этих схем ребенок растет более уверенным в себе, с сильной устойчивостью к неблагоприятным моментам, более социализированным.

Есть и другая сторона медали. Например, если применяются в большей степени эмоционально ориентированные линии поведения, а не проблемно-ориентированные, у ребенка может повыситься уровень тревожности и появиться склонность к депрессивным состояниям.

В психологии есть понятие агрессивного копинга. Это форма копинга, которая включает в себя физическое воздействие на кого-либо для решения дискомфортной ситуации. Стратегия относится к эффективным, но она не является положительной.

К эффективным стратегиям можно отнести активный поиск выхода из стрессовой ситуации. Индивиды, использующие такую стратегию, легче адаптируются и меньше теряют в эмоциональном плане.


Применение копинг стратегии может привести к увеличению жизненного комфорта

Обработка результатов

Ответы испытуемого сопоставляются с ключом. Для получения общего балла по соответствующей стратеги подсчитывается сумма баллов по всем 11 пунктам, относящимся к этой стратегии. Минимальная оценка по каждой шкале — 11 баллов, максимальная — 33 балла.

Ключ

  • Шкала «разрешение проблем»
    – пункты опросника: 2, 3, 8, 9, 11, 15, 16, 17, 20, 29, 33.
  • Шкала «поиск социальной поддержки»
    – пункты опросника: 1, 5, 7, 12, 14, 19, 23, 24, 25, 31, 32.
  • Шкала «избегание проблем»
    – пункты опросника: 4, 6, 10, 13, 18, 21, 22, 26, 27, 28, 30.

Баллы начисляются по следующей схеме:

  • Ответ “Полностью согласен” оценивается в 3 балла.
  • Ответ “Согласен” в 2 балла.
  • Ответ “Не согласен” в 1 балл.

Диагностическая методика для определения стратегий

Для того чтобы определить, какой именно стратегией пользоваться в той или иной ситуации, ее необходимо диагностировать. Диагностическая методика была разработана ученым-психологом Амирханом. Он разделил механизмы решения проблем на 3 группы:

  1. Самостоятельное разрешение ситуации;
  2. Поиск помощи у других личностей, в том числе психологической;
  3. Самоустранение от стресса.

Выученная беспомощность — что это такое за состояние

Любой человек должен знать и применять все три стратегии в жизни, ведь уровень стресса определяет только он сам. Для кого-то ситуация решится без помощи социума, в другом случае человек самостоятельно не сможет с ней справиться. Во втором варианте он будет использовать второй или третий механизм по устранению проблемы.

Обратите внимание! При использовании индивидом диагностических методик для определения дальнейших поведенческих реакций копинг-стратегии являются осознанными и произвольными. Личность самостоятельно оценивает и берет ответственность за каждое свое действие.

Диагностирование можно проводить самостоятельно, с помощью онлайн-приложений, а также в этом может помочь психолог, если стрессовая ситуация длительна и несет угрозу психическому здоровью индивида.

Литература

на русском языке

  • Ашанина Е.Н. Психология копинг поведения сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России: диссертация на соискание ученой степени доктора психологически наук — Санкт-Петербург 2011. — 340 с.
  • Одинцова М. А. Механизмы психологической защиты подростков с установкой «жертва» // Вестник практической психологии образования. — 2008 — № 3. — с. 67 — 70.
  • Одинцова М. А. Семенова Е. М. Преодолевающие стратегии поведения белорусов и россиян // Культурно-историческая психология. 2011. № 3. — С. 75 — 81
  • Одинцова М. А. Преодолевающее поведение лиц, объединенных схожим травматическим опытом // Известия Саратовского университета. Новая серия: Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т.15. № 1. С. 104—110
  • Одинцова М. А. Психология жизнестойкости. М.: Флинта. 2015.
  • Семичев С. Б. Теория кризисов и психопрофилактика. — Труды / Ленингр. науч-исслед. психоневрологического ин-та им. В. М. Бехтерева, т. 63. Неврозы и пограничные состояния. Л., 1972, с.96-99.

на других языках

  • Ayers T.S., Sandier I.N., West S.G., & Roosa M.W. (1996). A dispositional and situational assessment of children’s coping: Testing alternative models of coping // Journal of Personality (англ.)русск., 64, 923—958.
  • Carpenter B.N. (1992). Issues and advances in coping research // Personal coping: Theory, research and application. Westport: Praeger. P.1-13.
  • Causey D.L., & Dubow, E.F. (1993). Negotiating the transition to junior high school: The contributions of coping strategies and perceptions of the school environment. // Prevention in Human Services, 10, 59-81.
  • Compas B.E., Forsythe, C.J., & Wagner, B.M. (1988). Consistency and variability in causal attributions and coping with stress // Cognitive therapy and research. 12, 305—320.
  • Compas, B.E., Malcarne, V.L., & Fondacaro, K.M. (1988). Coping with stressful events in older children and young adolescents // Journal of Consulting and Clinical Psychology (англ.)русск., 563, 405—411.
  • Compas, B. E., Banez, G. A., Malcarne, V., & Worsham, N. (1991). Perceived control and coping with stress: A developmental perspective // Journal of Social Issues (англ.)русск., 47, 23-34.
  • Compas, B.E., Ey, S., Worsham, N.L., Howell, D.C. (1996). When mom or dad has cancer: II Coping, cognitive appraisals, and psychological distress in children of cancer patients // Child Development (англ.)русск., 15, 167—175.
  • Compas. B.E., Malcarne., V.L., & Fondacaro, K.M. (1988). Coping with stressful events in older children and adolescents. // Journal of Consulting and Clinical Psychology (англ.)русск., 56 (3), 405—411.
  • Ebata, A., & Moos, T. (1991). Coping and adjustment in distressed and healthy adolescents // Journal of Applied Developmental Psychology (англ.)русск., 12, 33-54.
  • Frydenberg E. (1997). Adolescent Coping: Theoretical and Research Perspectives. London: Routledge.
  • Herman-Stahl, M.A., Stemmler, M., & Petersen, A.C. (1995). Approach and avoidant coping: Implications for adolescent mental health // Journal of Youth and Adolescence (англ.)русск., 24, 649—655.
  • Lazarus, R.S., & Folkman, S. (1984). Stress, appraisal and coping. New York, Springer.
  • Maddi S. (2002). 8-th International Conference on Motivation. Abstracts. Moscow, 2002.
  • Parsons, A., Frydenberg, E., and Poole, C. (1996). Overachievement and coping strategies in adolescent males // British Journal of Educational Psychology (англ.)русск., 66, 109-14.
  • Schwarzer R. & Scholz U. (2000). Cross-cultural assessment of coping resources: the general perceived self-efficacy scale. Paper presented at the Asian Congress of Health Psychology 2000: Health Psychology and Culture, Tokyo, Japan, August 28-29.
  • Seiffge-Krenke, I. (1998). Social skill and coping style as risk and protective factors // In I. Seiffge-Krenke, I. (Ed.), Adolescents’ health: a developmental perspective (pp. 1250150). Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates.
  • Seligman, M.E. (1992). Learned Optimism. NSW: Random House Australia.
  • Seligman, M.E. (1995). The Optimistic Child. NSW: Random House Australia.
  • Solcova, I., and Tomanek, P.. (1994). Daily stress coping strategies: An effect of Hardiness // Studia Psychologica, 1994, v36 (n5), 390—392.
  • Wethington E., Kessler R.C. (1991). Situations and processes of coping // The social context of coping. New York: Plenum Press, P. 13-29.
  • Williams, Paula G., Wiebe, Deborah J., and Smith, Timothy W. (1992). Coping processes as mediators of the relationship between Hardiness and health // Journal of Behavioral Medicine (англ.)русск., Jun, v15 (n3) :237-255.

Последствия пассивных стратегий копинга

Постоянное использование пассивных копинг-стратегий приводит к изменениям не только внешних данных и эмоционального состояния, но и даже угрожает нормальному функционированию внутренних органов и систем человека. Все дело в том, что пассивная стратегия, такая как устранение от появившегося стресса, не приводит к его разрешению, следовательно, данная ситуация обязательно повторится. Так как она не была разрешена в первый раз, в эмоциональном плане человек будет испытывать переживания даже в большей степени, нежели при первоначальном появлении стресса.

Важно! При нескольких повторяющихся друг за другом похожих проблемах личность впадет в состояние, называемое хроническим нервным потрясением. В большинстве случаев при хронических нервных потрясениях человек не сможет помочь себе самостоятельно. Ему необходимо будет обратиться к специалисту-психологу.


Механизмы копинга

В каждом человеке заложены базисные копинг-стратегии с момента рождения. Примерами базовых стратегий являются инстинкт самосохранения, рефлексы и т.д. Как правило, базисные копинг-стратегии невозможно исправить, их можно только скорректировать. Для того чтобы взрослый самостоятельный человек не впадал в депрессию при малейшем выходе из зоны комфорта, необходимо учить его еще в дошкольном возрасте правильно реагировать на стрессовые ситуации.

Интерпретация результатов

Нормы для оценки результатов теста:

УровеньРазрешение проблемПоиск социальной поддержкиИзбегание проблем
Очень низкий< 16< 13< 15
Низкий17 — 2114 — 1816 — 23
Средний22 — 3019 — 2824 — 26
Высокий> 31> 29> 27
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]