Референтность — это что такое? Понятие и типы референтности

Первый объект в отношениях референтности — это нечто, что выступает в качестве ссылки на второй объект. Второй объект, на который ссылается первый объект, называется референтом первого объекта. Имя первого объекта — это, как правило, фраза или выражение. Или какое-либо другое символическое представление. Его референтом может быть что угодно — материальный объект, человек, событие, деятельность или абстрактное понятие. Референтность малой группы — это пример того, как термин может из лингвистики успешно перекочевать в социологию. В наше время подобные казусы не являются редкостью.

Особенности определения

Синоним референтности — ссылка. Ссылки могут принимать различные формы: мысль, слуховое восприятие (звукоподражание), визуальное (текст), обонятельное или тактильное, эмоциональное состояние, отношения с другими, пространственно-временная координата, символическая или буквенно-цифровая, физический объект или энергетическая проекция. В некоторых случаях используются методы, которые преднамеренно скрывают ссылку от некоторых наблюдателей. Как в криптографии.

Ссылки упоминаются во многих сферах человеческой деятельности и знаний, этот термин принимает оттенки значения, характерные для контекста, в котором он используется. Некоторые из них описаны в разделах ниже.

Этимология

Референтность — это слово иностранного происхождения. Слово reference происходит от среднеанглийского referren, от средне-французского référer, от латинского referre, образованного из префикса re и ferre — «переносить». Существует ряд слов, происходящих от одного корня — это референтность, рефери, референт, референдум.

Глагол ссылается (на) и его производные могут нести смысл «ссылка на» или «соединиться с», как в значениях ссылок, описанных в этой статье. Другой смысл — «консультироваться». Это отражается в таких выражениях как «справочная работа», «справочная служба», «справка о работе» и т. д.

В лингвистике и филологии

Исследования того, как язык взаимодействует с миром, называются теориями ссылок. Другое название — теория референтности. Фреге был сторонником опосредованной эталонной теории. Фреге разделил смысловое содержание каждого выражения, включая предложения, на две составляющие: смысл и референция (ссылка). Смысл предложения — это мысль, которую оно выражает. Такая мысль абстрактна, универсальна и объективна. Смысл любого подпредставительного выражения заключается в его вкладе в мысль о том, что выражает встраиваемое предложение. Чувства определяют ссылку, а также являются способами представления объектов, на которые ссылаются выражения. Ссылки — это объекты в мире, которые выбирают слова. Чувства предложений являются мыслями. А их ссылки — истинными ценностями (истинными или ложными). Ссылки на предложения, включенные в высказывания в отношении высказываний и другие непрозрачные контексты, являются их обычными значениями.

Понятие и примеры референтной и нереферентной группы

Референтностью в психологии называется свойство личности, группы, отражающееся в их возможности оказывать определяющее влияние на человека.

Его собственные ценности, принципы, установки и взгляды формируются под их воздействием.

Любое событие или явление также рассматривается, оценивается с позиции одобрения или возможного осуждения значимых субъектов.

Планируя какую-либо деятельность, человек всегда ориентируется не только на свои собственные желания и предпочтения, но и на позицию референтной для него группы или индивида.

Данное психологическое и социальное явление занимает важное место в системе межличностных отношений. При этом оно часто противопоставляется эмоциям

Так, человек может не испытывать симпатии к какому-либо индивиду, но признавать его значимость. Или, наоборот, абсолютно неинтересная социальная группа, члены которой не являются авторитетами, вызывает определенный эмоциональный отклик.

Следует отметить, что влияние может носить как положительный, так и отрицательный характер.

В этом случае значимый субъект может оказать помощь в формировании правильных установок, выборе верного пути личностного роста.

Если же референтностью обладает лицо, оказывающее негативное влияние на индивида и его жизнь, подобная зависимость приводит к негативным последствиям. Аналогичный принцип действует и при взаимоотношениях с социальными общностями.

Характеристика референтной личности

Это лицо, представляющее особую значимость для субъекта взаимоотношений. Такой человек является эталоном для подражания, образцом.

Объект, на который направлено влияние, оказывается в сильной психологической зависимости от референтной для него личности, выступающей основных поставщиком ценностей, правил, принципов.

В любых своих действиях находящийся под влиянием человек ориентируется на мнение и взгляды своего кумира. Он старается демонстрировать только то поведение и мышление, которое вызовет одобрение.

Обычно референтной личностью является сильный, уверенный в себе индивид.

Его авторитет объясняется устойчивостью жизненных принципов, умением убеждать.

Находящийся под влиянием такой личности человек может не только не испытывать симпатию, но даже ощущать неприязнь. Но подобные эмоции не будут иметь ключевого значения.

Референтная группа

Что такое референтная группа? С точки зрения значимости для субъекта, социальные группы, в которых он состоит, могут быть:

  • референтными. Реальная, условная малая группа, которая является эталоном.В своем поведении и даже в восприятии собственной личности индивид ориентируется на те ценности, взгляды и нормы, которые устанавливаются группой.Общность способна оказывать влияние на самооценку, управлять его поведением, определять поступки;
  • нереферентными. Это малая группа, психология которой не вызывает эмоциональную реакцию. Человек может в ней не состоять или состоять, но в любом случае испытывать безразличие к транслируемым ее участниками ценностям, нормам и правилам.

Референтная группа выполняет нормативную, сравнительную функции.

Нормативное регулирование поведения человека выражается в формировании в его сознании определенных установок, норм, которым необходимо соответствовать.

Сравнительная функция выражается в формировании определенного эталона, образца, который выступает ключевым критерием оценки себя и других людей. Одна и та же общность может одновременно выполнять обе функции.

Определенную проблему для человека представляет наличие нескольких референтных объединений людей, ценности которых имеют противоположную направленность.

В этом случае происходит серьезный внутриличностный конфликт, так как индивид вынужден делать выбор между значимыми для него общностями.

Например, для подростка может иметь одинаковое значение семья и круг друзей.

Каждый человек, живущий в обществе, состоит в огромном количестве общностей.

Это семья, дружеская компания, профессиональный круг общения, спортивная секция и т.д.

Примеры

Бертран Рассел в своих более поздних работах и ​​по причинам, связанным с его теорией знакомства в эпистемологии, утверждал, что единственными непосредственно ссылочными выражениями являются «логически собственные имена». Логически собственными именами являются такие термины как «я», «сейчас», «здесь» и другие индексы.

Он рассматривал собственные имена, описанные выше, как «сокращенные определенные описания». Следовательно, «Дональд Дж. Трамп» может быть сокращением от «нынешний президент Соединенных Штатов и муж Мелании Трамп». Определенные описания обозначают фразы, которые анализируются Расселом в экзистенциально количественно выраженные логические конструкции. Однако такие объекты не должны считаться значимыми сами по себе, они имеют значение только в предложении, выраженном предложениями, частью которых они являются. Следовательно, для Рассела они не имеют прямой ссылки как логически собственные имена.

Референтные группы в жизни человека

Как правило, личность относит себя к нескольким референтным группам. Число таких групп увеличивается по мере взросления человека.

Сначала для малыша важна только его семья, он ориентируется на нормы и правила, установленные в ней. В этот период ребенком усваиваются базовые понятия норм морали и нравственности.

Затем ребенок попадается в детский коллектив. Влияние референтной детской группы на ребенка очень заметно, когда малыш начинает просить у родителей купить ему, к примеру, игрушку, которую имеет большинство детей в группе. В этом возрасте ребенку трудно отличить свои потребности от потребностей группы. Поэтому чаще всего оправданием аморальных детских поступков выступает фраза: «Так все сделали, поэтому и я тоже!». Малыш учится сосуществовать с другими людьми, общаться, дружить, учитывать интересы окружающих, быть причастным к группе.

Для подростка имеет большое значение компания друзей и класс, в котором он учится. Если в классе «модно» быть умным, ребенок, который хорошо учится, будет еще усерднее учиться. В таком случае референтная группа будет для него «положительной». Если же в классе более уважаемы личности, которые совсем не хотят учиться, ребенок либо подстроиться под требования группы и станет учиться хуже, либо проявит такую черту личности как нонконформизм и будет продолжать учиться хорошо. Во втором случае референтная группа станет для него «негативной», но все же останется значимой.

Подросток наиболее склонен сравнивать себя с другими, он стремится к идеалам, хочет быть уважаемым членом группы сверстников. Подростки вливаются в различные группы молодежных субкультур, фанатов музыкальных коллективов, компьютерных игр и в другие значимые общности.

Человеку очень важно, соотнося себя со значимыми другими, иметь собственные мнения и взгляды, уметь противостоять манипуляциям и негативному влиянию. Чем более развитой, сознательной является личность, тем более требовательно относится к выбору значимой группы. В подростковом возрасте, человек может связаться с антисоциальными личностями и группировками, следуя желанию оказаться в «плохой», но авторитетной компании

В подростковом возрасте, человек может связаться с антисоциальными личностями и группировками, следуя желанию оказаться в «плохой», но авторитетной компании.

Студенчество в широком смысле и студенческая группа – следующая референтная группа, которая оказывает влияние на личность. Молодые мужчины, попадая в армию, находят там еще одну свою референтную группу.

Для взрослого человека значимыми становится сообщество представителей выбранной им профессии и коллектив на работе.

Зрелая личность учится находить баланс между потребностью и необходимостью принадлежать к группе и способностью отстаивать собственное, отличное от общего, мнение.

Ждем Вашей оценки

Продвинутая теория

Несмотря на то, что референтность в психологии — это более известное значение сего понятия, в лингвистике она также играет большую роль. На счету Фреге любое ссылающееся выражение имеет смысл и референт. Такая «опосредованная ссылка» имеет определенные теоретические преимущества перед точкой зрения Милля. Например, имена со ссылками, такие как Сэмюэль Клеменс и Марк Твен, создают проблемы для прямой ссылочной точки зрения, потому что кто-то может услышать «Марк Твен — Сэмюэль Клеменс» и удивиться — таким образом, их когнитивное содержание кажется другим.

Несмотря на различия между взглядами Фреге и Рассела, они, как правило, рассматриваются как дескриптивисты. Такой дескриптивизм подвергся критике в названии и необходимости Саула Крипке.

Крипке выдвинул то, что стало известно как «модальный аргумент» (или «аргумент от жесткости»). Рассмотрим имя Аристотеля и описание «величайший ученик Платона», «основатель логики» и «учитель Александра». Аристотель, очевидно, соответствует всем описаниям (и многим другим, которые мы обычно связываем с ним), но не обязательно верно, что если бы Аристотель существовал, то он был любым или всеми из этих описаний. Аристотель вполне мог существовать, не совершая ни одной из тех вещей, благодаря которым он известен потомкам. Он мог существовать и вообще не стать известным потомству, или умереть во младенчестве. Предположим, что Аристотель ассоциируется у Марии с описанием «последний великий философ древности», и (фактический) Аристотель умер во младенчестве. Тогда описание Марии, похоже, относится к Платону. Но это глубоко нелогично. Следовательно, по словам Крипке, имена являются жесткими обозначениями. То есть они относятся к одному и тому же человеку в каждом возможном мире, в котором этот человек существует. В той же работе Крипке сформулировал несколько других аргументов против дескриптивизма «Фреге-Рассела».

Группировка товаров по влиянию референтных групп

При совершении различных покупок индивид испытывает разное по силе давление референтных групп. Так, покупая пищу, одежду и другие товары первой необходимости в условиях острой нужды, люди не оглядываются на свою референтную группу: голод и холод диктуют эти покупки. Однако при наличии выбора конкретного вида товара первой необходимости индивид уже находится под влиянием своей референтной группы.

Многие продукты несут отпечаток престижности: разного рода деликатесы, дорогие спиртные напитки. В каждой группе свои нормы сервировки стола: хочешь считаться своим – сервируй стол не ниже принятых в этой группе стандартов (влияние группы самоидентификации). Если для хозяев ценностные референтные группы на Западе, то на столе превалируют импортные продукты специфически западного типа (“Кока-кола”, маринованная кукуруза, специфические приправы и т.п.). Если же хозяева ориентируются на нравы русской старины, то тут упор будет на отечественные, простые продукты, национальную кухню. Аналогичным образом и марка одежды связана с избранной референтной группой. В то же время предметы первой необходимости, которые не подлежат показу посторонним, выбираются при минимальном воздействии референтных групп.

При покупке предметов, считающихся в данной стране роскошью, влияние рефрентной группы сильно по всем направлениям.

Мы коротко рассмотрели определение термина референтная группа, группировка товаров по влиянию референтных групп, влияние референтной группы, референтная группа самоидентификации, потребность в экспорте, позитивные и негативные референтные группы, типология референтных групп, классификация групп . Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Семантика

В семантике «референтность» — это отношения между существительными или местоимениями и объектами, которые названы ими. Следовательно, слово «Иоанн» относится к личности Иоанна. Слово «оно» относится к некоторому ранее указанному объекту. То есть? Упомянутый объект называется референтом слова. Иногда слово обозначает объект. Обратное отношение, отношение от объекта к слову называется примером; объект иллюстрирует то, что обозначает слово. В синтаксическом анализе, если слово относится к предыдущему слову, предыдущее слово называется антецедентом.

Готтлоб Фреге утверждал, что упоминание нельзя трактовать как нечто идентичное со значением: «Геспер» (древнегреческое название «вечерней звезды») и «Фосфор» (древнегреческое название «утренней звезды») относятся к Венере, но астрономический факт заключается в том, что «Геспер» — это «Фосфор», то есть это все равно один и тот же объект, даже если значения упомянутых слов нам известны. Эта проблема заставила Фреге провести различие между смыслом и ссылкой на слово. Некоторые случаи кажутся слишком сложными, чтобы их можно было классифицировать в этих рамках. Принятие понятия вторичной ссылки может быть необходимо, чтобы заполнить пробел.

Лингвистический знак

Само понятие лингвистического знака представляет собой комбинацию содержания и выражения, первое из которых может относиться к сущностям в мире или относиться к более абстрактным понятиям, например, «думал». Определенные части речи существуют только для выражения ссылки, а именно: анафоры, такие как местоимения. Подмножество рефлексивов выражает совместную ссылку двух участников в предложении. Это могут быть агент (актер) и пациент (действовал), как в «человек помыл себя», тема и получатель, как в «я показал Мэри себе», или различные другие возможные комбинации. Но не только гуманитарные науки впитали в себя этот термин. Точные науки также могут похвастаться своими версиями этого термина — такими, как дисперсия и референтность света в физике. Но куда более обширное определение референтности нам дает информатика, о которой чуть ниже.

Принцип референтности

Уникальную важность для исследования личности имеет изучение не только ее отдельных характеристик, но также и межгрупповых тенденций и взаимоотношений, вносящих вклад в ход формирования человеческих реакций и взглядов.

Определение референтности используется в построении экспериментальных психодиагностических исследований, которые базируются на определенных принципах. Это принцип адекватности (соответствие метода исследования изучаемому явлению), параллельности (регистрация показателей параллельно изучаемому процессу), экстремальности (создание такой критической ситуации, когда максимально ярко проявляются изучаемые свойства), регистрации градиента (регистрация параметров в разноплановых ситуациях), последовательного объяснения (использование для объяснения только двух ближайших уровней обобщения), психологической целесообразности (не все процессы имеют психологическую природу) и принцип референтности.

Принцип референтности используется для упрощения и рационализации исследовательского процесса в ситуациях, когда в отдельно взятой локации, как в фокусе, отображается вся исследуемая система. В этом случае пропадает необходимость проведения огромного числа регистрационных данных, что ускоряет процесс исследования и повышает его точность и эффективность. Данный принцип применим и к другим научным областям, где действуют схожие законы отображения.

При изучении отношения человека к различным группированиям людей можно составить его личностный портрет, выявить мотивационную направленность, профессиональную ориентированность. Исследование системы данных отношений не только многоплановый метод психодиагностики, но также метод формирования и развития личности, ее ведущих ориентаций, мотивов.

Важен принцип референтности в вопросах педагогической деятельности. Выявление эталонных группирований ребенка, значимых идей и людей помогает сформировать необходимые качества личности. При правильном использовании этих данных и благодаря использованию принципа референтности, можно подтолкнуть человека к определенным суждениям и действиям. Какого они будут характера или направленности зависит от значимого группирования, так как ребенок не будет особо критически воспринимать информацию, подаваемую референтной группой или ее представителем.

Техника и компьютеры

В компьютерных науках референтность оборудования — это значение, которое позволяет программе косвенно обращаться к конкретному элементу данных, такому как значение переменной или запись в памяти компьютера или в каком-либо другом устройстве хранения. Говорят, что ссылка ссылается на данные, а доступ к данным называется разыменованием ссылки. Понятие референтности оборудования потому часто относится не к оборудованию как таковому, а к данным.

Референтность отличается от самой базы данных. Как правило, для ссылок на данные, хранящиеся в памяти в данной системе, ссылка реализуется как физический адрес, где данные находятся в памяти или в устройстве хранения. По этой причине ссылку часто ошибочно путают с указателем или адресом и утверждают, что они «указывают» на данные. Однако ссылка также может быть реализована другими способами, такими как смещение (разница) между адресом элемента данных и некоторым фиксированным «базовым» адресом в качестве индекса в массиве. Или, более абстрактно, в качестве дескриптора. В более широком смысле, в Сети ссылки могут быть сетевыми адресами, такими как URL-адреса. В этом контексте иногда применяется термин «референтность техники».

Референтные группы в жизни человека

Как правило, личность относит себя к нескольким референтным группам. Число таких групп увеличивается по мере взросления человека.

Сначала для малыша важна только его семья, он ориентируется на нормы и правила, установленные в ней. В этот период ребенком усваиваются базовые понятия норм морали и нравственности.

Затем ребенок попадается в детский коллектив. Влияние референтной детской группы на ребенка очень заметно, когда малыш начинает просить у родителей купить ему, к примеру, игрушку, которую имеет большинство детей в группе. В этом возрасте ребенку трудно отличить свои потребности от потребностей группы. Поэтому чаще всего оправданием аморальных детских поступков выступает фраза: «Так все сделали, поэтому и я тоже!». Малыш учится сосуществовать с другими людьми, общаться, дружить, учитывать интересы окружающих, быть причастным к группе.

Для подростка имеет большое значение компания друзей и класс, в котором он учится. Если в классе «модно» быть умным, ребенок, который хорошо учится, будет еще усерднее учиться. В таком случае референтная группа будет для него «положительной». Если же в классе более уважаемы личности, которые совсем не хотят учиться, ребенок либо подстроиться под требования группы и станет учиться хуже, либо проявит такую черту личности как нонконформизм и будет продолжать учиться хорошо. Во втором случае референтная группа станет для него «негативной», но все же останется значимой.

Подросток наиболее склонен сравнивать себя с другими, он стремится к идеалам, хочет быть уважаемым членом группы сверстников. Подростки вливаются в различные группы молодежных субкультур, фанатов музыкальных коллективов, компьютерных игр и в другие значимые общности.

Человеку очень важно, соотнося себя со значимыми другими, иметь собственные мнения и взгляды, уметь противостоять манипуляциям и негативному влиянию. Чем более развитой, сознательной является личность, тем более требовательно относится к выбору значимой группы

В подростковом возрасте, человек может связаться с антисоциальными личностями и группировками, следуя желанию оказаться в «плохой», но авторитетной компании.

Студенчество в широком смысле и студенческая группа – следующая референтная группа, которая оказывает влияние на личность. Молодые мужчины, попадая в армию, находят там еще одну свою референтную группу.

Для взрослого человека значимыми становится сообщество представителей выбранной им профессии и коллектив на работе.

Зрелая личность учится находить баланс между потребностью и необходимостью принадлежать к группе и способностью отстаивать собственное, отличное от общего, мнение.

Ждем Вашей оценки

Отличия

Понятие референтности (ссылки) не следует путать с другими значениями (ключами или идентификаторами), которые однозначно идентифицируют элемент данных, но предоставляют доступ к нему только через нетривиальную операцию поиска в некоторой структуре данных таблицы.

Ссылки широко используются в программировании, особенно для эффективной передачи больших или изменчивых данных в качестве аргументов процедур или для обмена такими данными среди различных применений. В частности, ссылка может указывать на переменную или запись, которая содержит ссылки на другие данные. Эта идея является основой косвенной адресации и многих связанных структур данных, таких как связанные списки. Ссылки могут вызвать значительную сложность в программе, частично из-за возможности висячих и диких ссылок, а частично из-за того, что топология данных со ссылками представляет собой ориентированный граф, анализ которого может быть довольно сложным.

Ссылки повышают гибкость того, где объекты могут храниться, как они распределяются и как они передаются между областями кода.

Важный момент. Пока можно получить доступ к ссылке на данные, можно получить доступ к данным через нее, сами данные не нужно перемещать. Они также облегчают обмен данными между различными областями кода. Каждый хранит ссылку на него.

Классификация групп

По выполняемым функциям различают нормативные и сравнительные референтные группы, по факту членства в группе — группы присутствия и идеальные, в соответствии с согласием или отрицанием индивидом норм и ценностей группы — положительные и отрицательные референтные группы.

Нормативная референтная группа выступает источником норм, регулирующих поведение индивида, ориентиром по ряду значимых для него проблем. В свою очередь, сравнительная референтная группа является для индивида эталоном в оценках себя и окружающих. Одна и та же референтная группа может выступать и как нормативная, и как сравнительная.

Группа присутствия — это референтная группа, членом которой является индивид. Идеальная референтная группа — это группа, на мнение которой индивид ориентируется в своём поведении, в оценках важных для него событий, в субъективных отношениях к другим людям, но в состав которой он по каким-либо причинам не входит. Такая группа бывает для него особо притягательной. Идеальная референтная группа может быть как реально существующей в социальной среде, так и вымышленной (в этом случае эталоном субъективных оценок, жизненных идеалов индивида выступают литературные герои, исторические деятели далёкого прошлого и др.).

Если социальные нормы и ценностные ориентации положительной референтной группы полностью соответствуют представлениям о нормах и ценностях индивида, то система ценностей отрицательной референтной группы при такой же степени значимости и важности оценок и мнения этой группы для индивида чужда и противоположна его ценностям. Поэтому в своем поведении он старается получить негативную оценку, «неодобрение» своих поступков и позиции со стороны этой группы.. В социологии и социальной психологии понятие «референтная группа» используется в основном для объяснения социально-психологических механизмов, участвующих в формировании в индивидуальном сознании установок ценностно-нормативной регуляции личности

В этом плане оно представляет интерес для социологических исследований, связанных с изучением эффективности педагогических и пропагандистских воздействий, так как умение находить и выделять референтные группы существенно упрощает работу по изучению направленности личности и поиск путей целенаправленного влияния на её формирование.

В социологии и социальной психологии понятие «референтная группа» используется в основном для объяснения социально-психологических механизмов, участвующих в формировании в индивидуальном сознании установок ценностно-нормативной регуляции личности. В этом плане оно представляет интерес для социологических исследований, связанных с изучением эффективности педагогических и пропагандистских воздействий, так как умение находить и выделять референтные группы существенно упрощает работу по изучению направленности личности и поиск путей целенаправленного влияния на её формирование.

Механизм

Механизм ссылок, если он различается по реализации, является фундаментальной функцией языка программирования. Общей для почти всех современных языков программирования. Даже некоторые языки, которые не поддерживают прямого использования ссылок, имеют некоторое внутреннее или неявное использование. Например, соглашение о вызове по ссылке может быть реализовано с явным или неявным использованием ссылок.

В более общем смысле ссылку можно рассматривать как часть данных, которая позволяет уникально извлекать другую часть данных. Это включает первичные ключи в базах данных и ключи в ассоциативном массиве. Если у нас есть набор ключей K и набор объектов данных D, любая четко определенная (однозначная) функция от K до D ∪ {ноль} определяет тип ссылки, где ноль — это изображение ключа, не ссылающегося на что-либо значимое.

Альтернативным представлением такой функции является ориентированный граф, называемый графом достижимости. Здесь каждый элемент данных представлен вершиной и существует ребро от u до v, если элемент данных в u ссылается на элемент данных в v. Максимальный выходной градус равен единице. Эти графики являются ценными в сборке мусора, где они могут быть использованы для отделения доступных от недоступных объектов.

Психология

В психологии референтность — это очень распространенное понятие, встречающееся сразу в нескольких теориях. С точки зрения умственной обработки в психологии используется самореференция для установления идентификации с психическим состоянием во время самоанализа. Это позволяет человеку развить свои собственные ориентиры в большей степени немедленного осознания. Тем не менее, это также может привести к круговому рассуждению, предотвращая развитие мышления.

В соответствии с теорией перцептивного управления (PCT) эталонным условием является состояние, в котором выход системы управления стремится изменить контролируемую величину. Основное утверждение состоит в том, что «все поведение ориентировано все время на контроль определенных величин по отношению к конкретным референтным условиям».

Функции референтной группы

Нормы и ориентации социальных объединений выступают для человека эталоном деятельности, даже когда тот не входит в её непосредственный состав. Так, подросток, желающий внедриться в компанию старшего брата, имитирует его поведение, одежду, привычки, манеру говорить. Социальная психология называет это явление «предвосхищающая» социализация, что значит – определенные усилия личности, которые он направляет на формирование поведения, в ожидании доступа к группе со статусом, больше, чем сейчас у него.

Референтная группа владеет двумя основными функциями: сравнительной и нормативной.

Сравнительная функция выражается в процессах восприятия, где референтная группа предстает эталоном, пользуясь которым человек может и оценить себя, и давать оценку другим.

Нормативная функция выражается в различных мотивационных процессах, и референтная группа предстает источником вырабатывания социальных установок, ориентаций, правил поведения. Обе функции способны выполняться разными группами или одной и той же.

На количество эталонных союзов, в каких может состоять индивид, влияет его непосредственная деятельность и виды отношений.

Нередко бывает, что вся референтная группа и близко не подозревает, насколько она важная для человека. Он тогда, обычно, строит личные предположения о вероятном мнении участников референтного объединения о своей персоне, формулирует то, каким это суждение могло быть, если бы эталоном выступала какая-то условная группа, например, нереальные персонажи или личности былых времён.

Если случается все-таки, что у субъектов референтного объединения начинаются противоречия в ценностях, возникают внутриличностные и межличностные конфликты, необходимо прибегнуть к тактичной помощи извне.

Самореференция (самоссылка)

Самоссылка происходит на естественных или формальных языках, когда предложение, идея или формула ссылаются на себя. Ссылка может быть выражена либо напрямую (через какое-то промежуточное предложение или формулу), либо посредством некоторого кодирования. В философии это также относится к способности субъекта говорить о себе или относиться к нему самому: иметь тип мысли, выраженный в именительном падеже единственного числа от первого лица.

Самореференция изучается и находит применение в математике, философии, компьютерном программировании и лингвистике. Самоссылочные утверждения иногда парадоксальны, их также можно считать рекурсивными.

В классической философии парадоксы создавались самореферентными концепциями, такими как парадокс всемогущества: установить, возможно ли существо настолько могущественное, что оно может создать камень, который оно не сможет поднять. Парадокс Эпименида «Все критяне — лжецы», произнесенный древнегреческим критянином, был одной из первых зарегистрированных версий. Современная философия иногда использует ту же самую технику, чтобы продемонстрировать, что предполагаемая концепция бессмысленна или плохо определена.

Межгрупповая референтность

В социологии есть такое понятие как референтная группа. Оно обозначает социальную группу, на которую человек привык ссылаться. И с которой он себя так или иначе отождествляет. Межгрупповая референтность — это способность нескольких групп ссылаться друг на друга.

Теория референтных групп регулярно используется для анализа текущей социально-политической ситуации в стране. В последние десятилетия социологи обращают пристальное внимание на референтность малых групп, ведь это важное явление с точки зрения микросоциологии.

Что такое референтность

С появлением социального устройства общества, человек, рождаясь, уже принадлежит к различным группированиям. У родившегося младенца уже есть социальные группирования (родительская семья, национальное и духовное окружение), они все делятся по социальному, духовному и финансовому статусу. Дальше, когда человек развивается, количество групповых принадлежностей растет, и появляется осознанность, а не данность вступления в них.

Определение референтности ввел Г.Хайман, и понимал референтность, как вид взаимоотношений, при котором мнение, складывающееся у человека относительно характеристик себя и мира, ценностей и выстраиваемых целей, ощущение и определение жизненных устоев связаны с тем, к какой группе он самопричисляется, с кем себя соотносит. Объектом референтных взаимоотношений могут быть люди или отдельный человек, реально существующий или нет.

Сама референтность имеет возможность к проявлению при взаимодействии субъекта со значимыми объектами в групповой деятельности. Под объектами могут пониматься как участники деятельности, так и их эмоциональные реакции, качества характера, возникающие трудности. Данный вид взаимодействия опосредован, и происходит через обращение личности в ситуации ориентации своих оценок к значимой эталонной группе. По механизму действия отношения референтности делят на неинтернализованные (когда извне диктуется поведение) и интернализованные (обусловленность не внешними воздействиями, а сознательно переработанными факторами, которые уже стали внутренними мотивами человека).

В референтности отображается мера значимости объекта или группирования, и существует эта значимость исключительно в восприятии конкретного субъекта относительно объектов. Принадлежность индивида к определенным группированиям людей изменяет личность, посредством интериоризации нормам, свойственных этим объединениям.

Межгрупповая референтность имеет место, когда личность стремится к достижению, обращается к определенной внешней эталонной группе, которая определяет базовые ценности и общественно значимые нормы, соответствующие ее мировоззрению. Определяется межгрупповая референтность социальными установками группы, ее ценностями, векторами развития.

Референтность имеет широкое влияние на реакции и личность человека, которое исходит из требований социума подчиняться ее нормам, соответствовать поведением присущим стандартам. Более глубокое влияние это ценностно-ориентированное, когда человек вбирает в себя моральные и этические правила данного группирования, это внутренний процесс принятия, который невозможно насадить требованиями извне. И последний пласт влияния это информационный, так как информация, исходящая от положительно воспринимаемой референтной группы не проходит должного уровня критики и считается человеком априори как верная, заслуживающая доверия и реализации.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]