Первый и все остальные: как проходит сеанс у психолога

Психиатрия изучает душевные расстройства, занимается их профилактикой и лечением. Человек проходит психиатра по настоянию родственников, по рекомендации терапевта, психолога, невропатолога. Зачастую такой пациент попадает на первый прием с устойчивой психопатологией, от которой страдает внимание, память, речь, социальный статус. Другая причина посещения психиатра — освидетельствование для справок, выдача заключений.

Почему не нужно бояться

Бояться – это нормально. Страх – важный психологический механизм, который защищает нас от опасности. Он мобилизует ресурсы в ситуации угрозы – «бей или беги». Не зря говорят, что без страха жить можно, но недолго. Эволюционно он дан человеку для выживания.

Другое дело – когда страх вызывает ограничительное поведение. Например, человек боится летать и отказывается от путешествий, работы и отношений, сопряженных с полетами. Или откладывает поход к психологу, потому что «к нему обращаются только психи», «все узнают о моих проблемах» или «это обычная выкачка денег».

Такие страхи, как правило, исчезают, когда клиент узнает, что психолог соблюдает три важных условия – безопасность, конфиденциальность, научность. Это значит, что консультант никому ничего не расскажет, даже если его будут «пытать» ваши близкие родственники. Конфиденциальность – закон, закрепленный в международном стандарте психологической помощи.

Что касается научности или доказательного подхода, нужно знать – сеанс психолога исключает оккультные практики. Психолог опирается на науку, то есть знания, и работает в рамках профессиональной этики, в то время как экстрасенсы, гадалки и астрологи используют в качестве точки опоры веру клиента и эффект «впечатления чуда».

Что нужно сделать перед обращением к психиатру

Существует противоположный тип людей, которые будучи весьма впечатлительными, готовы посещать всех врачей разом, потому что уверены в наличии многих патологий. Здесь тоже не стоит торопиться. Прежде чем, спешить к психиатру совершите ряд действий:

  • Попробуйте выспаться и провести выходные в состоянии полного покоя. Иногда внешние факторы сильно изматывают, человек живет в напряжении и ситуацию может разрешить полноценный отдых и восстановление физических сил
  • Пройдите медицинский осмотр на тему физических причин плохого самочувствия. Например, гормональные сбои могут вызывать подобный эффект
  • Проведите самоанализ, возможно вы просто склонны надумывать. Хотя в этом случае подобная черта может служить признаком невроза.

Если выполнив все вышеуказанные меры, вы все равно чувствуете себя нестабильно, а также испытываете эмоциональный дискомфорт, то поищите хорошего специалиста. Среди психологов, психотерапевтом и психиатров существует немало недоучек, которые вместо помощи могут нанести вред психике.

Что делает психолог

Может возникнуть вопрос: «Значит, чуда не будет?». Ответ на него зависит от того, что именно клиент понимает под чудом. Если рассчитывает после первичной консультации изменить свою жизнь – разбогатеть, жениться, покорить Эверест – этого не случится. Если надеется получить совет, как жить – узнает, что психологи не выписывают «рецептов».

Так что же делает психолог? Он – проводник в ваш собственный внутренний мир. Неприятная новость заключается в том, что вы идете туда оба, то есть работает не только психолог. Вы исследуете вашу психику вместе. Это можно делать самостоятельно, но придется потратить годы, чтобы получить результат. Или не получить.

Психолог знает самый короткий путь от осознания проблемы до решения. Его задача – провести вас по этому пути, но не пройти его вместо вас. На приеме у психолога придется вкладывать деньги, время и, главное, собственные усилия. А психолог подскажет направление, подстрахует, окажет поддержку и задаст нужный темп.

Как работает врач-психиатр в частной клинике

Негосударственная медицина предлагает пациентам различные виды помощи. В большинстве клиник услуги психиатра ограничиваются амбулаторным приемом по предварительной записи. Нередко специалисты совмещают в различных центрах, так как не имеют полной занятости на основном рабочем месте. Это обусловлено небольшим потоком пациентов и ограниченным перечнем лечебных задач.

Такая организация работы приводит к тому, что пациенты рассматривают частные медицинские центры как временную альтернативу государственным психиатрическим диспансерами и посещают их для того, чтобы:

  • получить несколько консультаций специалиста;
  • подтвердить или опровергнуть диагноз;
  • выписать рецепт, справку, получить заключение.

Ограниченный перечень медицинских услуг, невозможность получить полный курс лечения – от острого состояния до ремиссии или выздоровления, отсутствие персональной заинтересованности врача в результате подрывают доверие пациентов и вынуждают их постоянно искать «своего специалиста».

Врач-психиатр в Москве, занятый в специализированной частной клинике, работает только с пациентами одного лечебного учреждения. Он несет за них личную ответственность. Его работа заключается в следующем:

  • прием пациентов по записи в амбулаторном отделении;
  • срочный выезд на дом к первичным больным;
  • посещение на дому лиц, получающих курсовое лечение;
  • организация госпитализации и сопровождение в клинику;
  • ведение больных, находящихся в отделении круглосуточного пребывания;
  • проведение трудовой экспертизы с оформлением справок, больничных листов;
  • оформление заключений об осмотре, проведенной терапии с выдачей на руки;
  • проведение комиссионных осмотров, консилиумов;
  • направление пациента к другим специалистам.

Работа в рамках программы биопсихосоциальной реабилитации больных предполагает совместное ведение одного пациента целой бригадой специалистов. Отсутствие коллег смежных профессий затрудняет проведение дообследования и внедрение дополнительной помощи. В таком случае пациенту приходится искать специалистов в других учреждениях, теряя время и средства.

Как подготовиться к встрече с психологом

В психологической среде есть шутка: «Не важно, кто твой терапевт – важно, как ты об него лечишься». Понимать ее нужно следующим образом – психолог существует, чтобы вы «об него лечились», то есть использовали консультанта в своих, так скажем, корыстных целях. Психолог в этой истории – инструмент для достижения целей. А это значит, что нужно настроиться на то, чтобы получать, а не ждать, чтобы дали.

В связи с этим к встрече с психологом – и к первом сеансу, и к последующим – нужно готовиться. Сразу скажем, ничего сверхъестественного для этого не требуется. Подготовка направлена на простую настройку:

  • подумать, что вас не устраивает;
  • осознать, что вы хотите получить.

Чтобы не волноваться, что говорить на приеме у психотерапевта, поразмышляйте об этом заранее. Запишите в блокнот, почему вы решили обратиться к психологу или, выражаясь профессиональным языком, сформулируйте запрос. Речь идет, конечно, о первичном запросе. В процессе терапии он может измениться, а фокус внимания сместиться на то, что действительно важно.

Именно поэтому не нужно волноваться или пытаться сформулировать то, что «болит», с академической точностью. Терапевт «догадается» о проблеме в ходе первичной консультации. Хорошо, если можете с порога заявить «У меня есть проблема, я хочу ее решить». Но имеете полное право сказать: «Я не знаю, в чем проблема, но хочу поговорить». А некоторые клиенты приходят с запросом: «Нет желания проходить терапию, но хочу поработать над этим».

Не удивляйтесь, если терапии перевернет с ног на голову ваши представления о себе и мире вокруг – высветит то, о чем вы даже не подозревали. Такого рода инсайты, как правило, сопровождаются шквалом эмоций. А значит, кроме блокнота и ручки, подготовьте стакан воды и носовые платки.

На приеме у психотерапевта

  • Печать
  • E-mail

Автор: Super User Категория: Статьи специалистов Опубликовано 21 Май 2015

cтроительство стен дома китайские телефоны купить в украине

Психотерапевт, психиатр… Решение проконсультировать ребенка у этих специалистов, как правило, родителям принять непросто. Пойти на это означает признать подозрение на наличие у ребенка нервно-психических расстройств, признать, что он — «нервный», «ненормальный», «дефективный», «псих». Многих страшит «постановка на учет» и связанные с этим мнимые и действительно возможные ограничения форм обучения, выбора профессии. В связи с этим родители нередко стараются не замечать особенностей развития, поведения, странностей, зачастую являющихся проявлениями заболевания. Если же подозрение в том, что у ребенка есть нервно-психические расстройства, все же появляется, то, как правило, сначала предпринимаются попытки лечить его какими-либо «домашними средствами». Это могут быть либо лекарства, рекомендуемые кем-нибудь из знакомых, либо мероприятия, вычитанные в многочисленных пособиях по «целительству».

Убедившись в бесплодности попыток улучшить состояние ребенка, родители наконец-то принимают решение обратиться за помощью, но часто не к врачу, а к знакомым, знахарям, колдунам, экстрасенсам, «бабкам», в которых сейчас нет недостатка: многие газеты печатают массу предложений подобного рода услуг. К сожалению, зачастую это приводит к грустным последствиям.

В случае, когда ребенок действительно болен, он в конце концов все равно оказывается на приеме у специалиста, но при этом болезнь может быть уже запущенной. Обращаясь к врачу-психотерапевту или психиатру впервые, родители, как правило, стараются сделать это неофициально, анонимно.

Ответственные родители должны не прятаться от проблем, уметь распознавать ранние признаки нервно-психических нарушений, своевременно обращаться к врачу и следовать его рекомендациям. Каждому родителю необходимы знания о мерах предупреждения отклонений в развитии ребенка, о причинах невротических расстройств, о первых признаках психических заболеваний.

ПЕРИОД РАННЕГО ДЕТСТВА

Наиболее благоприятные условия для психического развития личности малышей — это ситуации, при которых рождение запланировано и желанно, а отношения их родителей стабильны и характеризуются любовью и уважением. Вряд ли у кого-нибудь это вызовет сомнения. Разумеется, дети, рожденные в других условиях, совсем не обязательно «обречены» иметь нервно-психические расстройства. Семья, семейные отношения, особенности воспитания — важнейшие, но далеко не единственные факторы, влияющие на становление психики и личности ребенка. Ребенок, родившийся в конфликтной или неполной семье, имеет немало шансов нормально развиваться и стать полноценной личностью. Только условия для этого будут менее благоприятные, а его родителям, близким, воспитателям и учителям придется затратить на воспитание такого ребенка значительно больше усилий.

И, наоборот, ребенок, родившийся в благоприятной семейной обстановке, под влиянием многих факторов может формироваться как личность с отклонениями. Чтобы этого не произошло, родителям необходимо любить и уважать своих детей, выполнять два золотых правила.

• Требовать от ребенка только то, что он может. Для того чтобы выполнять это, необходимо хорошо изучить своего ребенка, его возможности и способности. Нельзя изнурять его развивающими дидактическими играми. Следует смирять свои амбиции, радоваться, если он своевременно овладевает новыми навыками и умениями, и настораживаться, если он опережает в развитии сверстников. Не переставать любить его, даже если он не оправдал надежд.

• Удовлетворять потребности ребенка. Для выполнения этого правила нужно быть очень внимательным к своему ребенку. Важно понимать, что ему нужно не только есть, пить, одеваться, быть чистым, учиться. Нужно помнить о жизненно важных потребностях ребенка в уважении, в признании его личностью, в ласке, в получении впечатлении, в играх и т. п.

Если вдруг в поведении ребенка, в его общении вам что-то непонятно, если семейные отношения зашли в тупик, своевременная и квалифицированная помощь психолога, психотерапевта или психиатра может очень пригодиться.

Еще сравнительно недавно считалось, что психиатру, а тем более психотерапевту имеет смысл показывать детей только после того, как им исполнилось 3 года. До этого, как многие считают и по сей день, и психики-то у ребенка нет. А если все же возникают явные нарушения развития, поведения малыша, то с ними успешно справятся педиатры и невропатологи. К сожалению, и сейчас еще можно встретить детского психиатра или психотерапевта, придерживающихся подробных взглядов и отказывающихся принимать маленького ребенка («Придете после трех лет!»). Это неверно. Уже более десяти лет у нас и еще раньше — за рубежом выделилась новая ветвь психотерапии и психиатрии, названная перинатальной. Обращение к перинатальному психологу, психотерапевту, к специалисту по так называемому раннему вмешательству поможет своевременно решить многие проблемы.

Детскому психиатру, психотерапевту довольно часто приходится встречаться на приеме с излишне амбициозными родителями, которые считают, что их ребенок отстает в развитии, хотя на самом деле этого нет. В то же время, незнание нормы и ранних проявлений общего психического недоразвития нередко приводит к тому, что родители не замечают (или не хотят замечать!) нарушений психического развития ребенка.

У детей в возрасте от 0 до 3 лет центральная нервная система еще недостаточно дифференцирована. Вот почему на разные вредности он реагирует одинаково общим возбуждением, движениями, нарушениями пищеварительного тракта, сна и т. п.

Говоря о малышах, врачи часто пользуются термином «психомоторное развитие», подчеркивая этим тесную связь между становлением психических функций и движениями у маленького ребенка. Нередко признаками нервно-психических расстройств могут служить монотонный плач, расстройства сна, пищеварения.

Важным показателем психического здоровья ребенка являются особенности его взаимодействия с другими людьми. Если малыш не стремится к общению, слабо реагирует на «заигрывания» с ним, совсем не просится к матери и к другим близким на руки, а при попытке взять его пассивен, как мягкая игрушка, родители должны показать его специалисту.

Уже до трех лет у ребенка могут быть выявлены отклонения, дающие возможность поставить диагноз нервно-психического расстройства. Родители должны знать их признаки.

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА У ДЕТЕЙ

Если говорить о причинах, то явных несколько. Во-первых –наследственность. Здесь больше всего идёт речь о наследовании реактивности нервной системы и психики. Именно нервная конституция, обуславливающая те или иные реакции на окружающий мир, наследуется по роду. Логично предположить, что ребёнок унаследует тип реагирования либо матери, либо отца. И если у кого-то из них была склонность к образованию невротических состояний, скорее всего ребенок станет обладателем этого наследства.

Другая причина возникновения нервных заболеваний,— вредные влияния в период зачатия ребенка. Известно, что острые и хронические интоксикации организма в период зачатия ребенка могут оказаться одной из причин нарушения последовательного и закономерного формирования плода и вызвать слабость, в первую очередь, нервных процессов у новорожденного. Нередко такая слабость является предрасположением для возникновения нервных и психических расстройств у ребенка.

Напрашивается вывод о том, что если родители своевременно начинают проявлять заботу о своем потомстве, о его психическом здоровье, то они должны уделить особенное внимание исключению вредных влияний на свой организм в период зачатия. Зачатие ребенка родителями в состоянии наибольшего их здоровья и благополучия представляет собой один из существенных моментов профилактики нервно-психических неблагополучий у детей. И естественно далее, что психическое и душевное состояние беременной женщины влияет на правильное формирование плода. Учеными доказано, что мать, находившаяся во время беременности в состоянии душевного комфорта, создавала возможность своему ребенку гармонично проживать перинатальные матрицы (по С. Грофу) развития психики. Конечно, ее состояние более всего зависит в этот период от супружеских взаимоотношений. Поддержка, забота и теплота со стороны мужа, даст ей возможность находиться в состоянии радостного ожидания ребенка.

Наблюдения американских психологов, проведенные в приютах для маленьких детей, показали, что воспитание ребенка в отличных условиях, но без материнского ухода, без общения с матерью влечет за собой задержку психического развития его, повышает чувствительность его к детским болезням и даже приводит к гибели многих из них.Не останавливаясь на объяснениях, которые дают исследователи этому факту, хотелось бы, однако, подчеркнуть его несомненность.

Эти и многие другие наблюдения дают основания утверждать, что правильная организация материнского ухода за маленькими детьми, особенно первого года жизни, является одним из ведущих мероприятий, направленных на предупреждение нервно-психических расстройств в последующем развитии ребенка.

В связи с изложенным ранее возникает вопрос о роли семьи, ее организации и обстановки в ней для формирования психики ребенка и о тех дефектах в жизни семьи, которые могут нанести вред ребенку.

Семья — всегда маленький целостный коллектив, который включает мать, отца и детей. Воспитательное значение семьи, в частности, и определяется как положительным влиянием на ребенка каждого члена ее, так и всей ситуации семьи, «духа семьи», В связи с этим распад семьи, уход из семьи одного из родителей создает «неполный дом», «разрушенную семью» и несмотря на то, что формально она продолжает существовать (при одном из родителей), свое целостное воспитательное влияние на ребенка она утрачивает. Для ребенка в такой разрушенной семье возникают, с одной стороны, понятные материальные трудности, а с другой — длительно продолжающийся моральный, душевный конфликт, существенно меняющий формирование его психики.

Поэтому профилактикой можно считать борьбу за сохранение цельной, дружной семьи, предупреждение разрывов между родителями,— все это благотворно сказывается на психическом здоровье ребенка.

Почти аналогично и при анализе другой формы семейного неблагополучия: длительные, хранящие в себе угрозу разрыва семьи конфликты между родителями либо между другими членами семьи. Вряд ли можно найти такую семью, в которой не возникало бы временных разногласий, противоречивых взглядов и установок, а следовательно и преходящих конфликтов. Практически такого рода конфликты правильнее рассматривать как противоречия, которые оказываются не только вредными, но чаще полезными для формирования более совершенного, более дружного, более сплоченного, отличающегося единством взглядов коллектива семьи.

Однако всякие явления, если они приобретают чрезмерные, непропорциональные размеры, превращаются в свою противоположность. В этом отношении растянутые по времени, стойкие, угрожающие разрушением семьи конфликты оказываются для ребенка столь же пагубными, как и сам разрыв семьи.

Предупреждение нервно-психических болезней у ребенка обязывает будущих родителей к продуманному, серьезному отношению при создании семьи: вниманию и терпимости молодых родителей к естественным, особенно вначале, расхождениям их взглядов и черт характера; мудрому отношению к воспитанию ребенка, который должен быть исключен из возникающих между родителями конфликтов и для которого должно быть создано спокойное, ровное, доброе и неомраченное тревогой за целостность семьи детство.

Наконец, в результате проведенных исследований было установлено вредное влияние алкоголизма родителей или членов семьи на развитие ребенка.

Алкоголизм (систематическое, неумеренное употребление алкогольных напитков) способствует безнравственному поведению пьющего, почти всегда является одной из ведущих причин длительных семейных конфликтов и, более того, представляет собой одно из ведущих условий, а часто и прелюдию разрыва семья.

Одним из главных условий воспитания полноценного потомства и охраны психического здоровья ребенка является исключение алкоголизма из быта семьи.

Главное в первичной профилактике нервно- психических расстройств у ребенка — это рациональное воспитание, воспитание и еще раз воспитание. Положение это не новое, но обращаться к нему приходится вновь и вновь.

В 1859 году был напечатан первый систематизированный курс лекций по душевным болезням, принадлежавший замечательному русскому ученому, основателю первой в России кафедры психиатрии в Петербургской медико-хирургической академии, профессору И.М. Балинскому. Рассматривая причины помешательства, он специально останавливался на значение воспитания. Направление, говорил он, придаваемое с детства фантазии и воле любого человека, решает его участь на всю жизнь. Вот почему пример родителей действует на ребенка равносильно наследственному расположению.

«Недостатки воспитания,— писал И.М. Балинский,— бывают очень разнообразны. Так раннее и чрезмерное напряжение умственных способностей мешает правильному физическому развитию детского организма и дает начало душевной и телесной слабости его в будущем, и поэтому, и ведет к заболеванию. Еще хуже действует чрезмерная строгость и отсутствие справедливости в общении с детьми, беспрестанные осуждения и унижения детского самолюбия. Так начинает развивается у детей и подростков постоянное болезненное состояние души, которое препятствует нормальному влиянию хороших впечатлений окружающего мира.

Все сказанное И.М. Балинским целиком и полностью сохранило свое значение и до наших дней.

Остановимся еще на значении ритма сна и бодрствования. Известно, что сон представляет собой одну из форм биологического разгрузки нервных и иных клеток организма от перегрузки. Выработка у ребенка правильного ритма бодрствования и сна — явление целиком и полностью воспитываемое. Если на первом году жизни ребенок спит большую часть времени суток, то уже 1 этот период пробуждение его в строго определенные часы суток для вскармливания (в первые месяцы жизни) закрепляет, воспитывает навык самостоятельного пробуждения. Позднее время бодрствования ребенка прогрессивно нарастает, а продолжительность сна уменьшается: вначале до 12—10, а у подростков до 9—8 часов.

Систематическое приучение у ребенка засыпать в строго постоянное время, пробуждаться в одинаково фиксированное время благоприятствуют, становления глубокого, крепкого, спокойного сна; переход от бодрствования ко сну — быстрым, радостным, желанным; пробуждение — столь же быстрым, с чувством свежести, бодрости, удовлетворения. Правильный режим детского сна благоприятствует более яркому, полноценному, радостному бодрствованию.

Отдохнувший ребенок всегда в меру оживлен, деятелен, постоянно занят своими делами (играми) легко и быстро усваивает новый жизненный опыт, используя обильные впечатления от действительности. Его реакции зависят в первую очередь от характера, качества раздражителей. Поскольку самыми сильными раздражителями для человека являются слова, то совершенно не безразлично для ребенка содержание этих слов, тон, которым их произносят, интонации, их сопровождающие.

Ровное обращение близких к ребенку, без элементов раздражительности, недовольства, пренебрежения, недоброжелательности, как правило, воспитывает у ребенка соответственно ровные, разморенные, спокойные реакции. Воспитание ребенка становится более цельным тогда, когда окружающие взрослые не нарушают соответствия между содержанием словесного обращения к ребенку и характером своих действий.

Слова, не имеющие никакой опоры в действительности, можно сравнить, писал Дени Дидро, с теми лесами на севере, где деревья растут без корней. Достаточно довольно легкого дуновения ветра, чтобы перекинуть целый лес. Достаточно маленького факта, чтобы перекинуть целый лес непрочных представлений такого ребенка.

В результате одностороннего подхода родителей к воспитанию дети нередко хорошо знают, как не надо жить, как не надо делать, но часто не знают, как надо жить, как надо делать. Такое несоответствие между пониманием ребенком обстановки и поведением его в ней обусловлено в первую очередь несоответствием между словами воспитателя и его действиями.

Выслушав вопрос ребенка, родители часто мимоходом обещают выполнить его просьбу: сделать что-либо, купить то «ли другое. Не отдавая отчета в своих действиях, родители, сказав, часто не выполняют обещанное. В результате у ребенка воспитывается противоречие между значениями слов и ощущениями, его реальной ценностью. Такой, на первый взгляд несущественный, элемент нарушения воспитания фактически уродует гармонию личности ребенка. Повторение аналогичных ошибок приводит к закреплению такого несоответствия в нервных, психических реакциях ребенка и разлаженности его.

Еще классики педагогики, указывали на то, что родитель (воспитатель) должен всегда внимательным быть к слову, которое обращенно к ребенку. Если ты не можешь выполнить обещание — не обещай, определенно и точно объясни, почему не следует или ты не можешь его выполнить. Если ты можешь выполнить обещание — выполни, даже если, по твоему мнению, ребенок и «не очень заслужил» этого или вел себя после данного обещания не совсем правильно.

Подчеркну тот факт, что планомерный процесс воспитания ребенка создает необходимые условия для гармонического созревания разных нервных клеток, обеспечивающих в единстве всю сложную нервную и психическую деятельность человека.

Совершенно естественно, что если нагрузки на нервную систему ребенка (систематический процесс воспитания его) будут осуществляться рывками, неравномерно, с перегрузкой в одни периоды роста и недогрузкой в другие, то созревание нервных клеток будет происходить хаотически, вне естественной последовательности, что приведет к дисгармонии формирования личности ребенка и создаст условия для возникновения у него нервно-психических расстройств.

В связи со сказанным нет никаких оснований выделять «школьные неврозы» в самостоятельную группу. Это те же клинические формы неврозов, но возникающие в тот период жизни ребенка, когда он встречается с новыми трудностями, новой нагрузкой — переходом к систематической школьной нагрузке, школьному обучению. Правильно организованное, такое обучение для здорового ребенка не может оказаться и не является причиной нервно-психических расстройств. Вместе с тем у детей с предрасположением, ранее возникшей слабостью нервных клеток и в случаях непродуманной системы школьной (семейной) нагрузки ребенка возникают реальные условия для надлома его созревающей нервной системы, для появления невроза.

Гёте в свое время писал, что несчастен тот человек, который не делает того, что мог бы делать, и берется за такое, что этому человеку не по силам,— не мудрено, если он и погибает. Слова эти в большей мере относятся к взрослому человеку. Если же говорить о ребенке, который еще не может строго соразмерить свои возможности и поступки, то ответственными за его перегрузку являются его родители и воспитатели (педагоги).

В клинической практике последних лет нередко приходится встречать детей, в возникновении нервно-психических расстройств у которых не последнюю роль сыграла перегрузка. Когда знакомишься с их жизнью до болезни, то часто удивляешься неразумному поведению их родителей. Становится модным, например, обучать ребенка с первых школьных лет не только программе массовой школы, но и музыке и иностранному языку одновременно. На первый взгляд кажется, что в этом выступает забота родителей о ребенке. Но если, помнить о том, что такой ребенок теряет детство, становится рано обремененным заботами тружеником, что нервные клетки его находятся в постоянном состоянии перегрузки, то делается понятным появление у таких детей нервности, недомогания, а иногда и грубых нарушений психики. Не каждый ребенок может выдержать такую перегрузку, не каждый может уподобиться Паганини. Знание своего ребенка родителями, рациональная нагрузка, исключающая перенапряжение растущего организма,— одна из святых обязанностей родителей, воспитателей и педагогов.

Невропатия

Невропатия — это врожденная детская нервность. Дети-невропаты, как правило, изящны, худы, очень подвижны, ловки и музыкальны. Часто они опережают своих сверстников в психическом развитии (быстрее начинают говорить, читать, считать). Такие дети чрезмерно любопытны и подвижны. Внимание у них неустойчиво, эмоции очень лабильны: переходы от слез и рыданий к безудержному смеху мгновенны. А вот успокоиться им бывает сложно. Все эмоции чересчур. В связи с этим они часто конфликтуют со сверстниками, среди взрослых слывут непослушными. У детей часты нарушения желудочно-кишечного тракта (расстройства аппетита, тошнота, рвота, неустойчивый стул), повышенная потливость, кожные высыпания. Повышенная активность детей-невропатов приводит к тому, что они настолько устают за день, что не имеют сил на то, чтобы угомониться и заснуть. Уложить их спать — целая проблема. Часами родители сидят у кроватки, похлопывая, поглаживая ребенка, а то и укачивая его на руках. Кажется, что малыш уже заснул, но стоит родителю с облегчением вздохнуть и попробовать уйти, как он снова слышит требовательный оклик или плач. Сон невропатов очень чуток!

Важно иметь в виду, что у этих детей часто отмечаются парадоксальные реакции на прием лекарств: успокаивающие препараты могут их возбуждать, и наоборот. Многие считают, что при трудностях засыпания может помочь широко применяемый и распространенный димедрол. Невропаты от него, как правило, возбуждаются. Совсем плохо, если в подобной ситуации родители решают, что доза была недостаточна, и дают ребенку еще таблеточку. Возбуждение у ребенка при этом усиливается, у него могут появиться галлюцинации.

Дети-невропаты трудно лечатся, но с возрастом при правильном воспитании, учитывающем их особенности, они выравниваются. При общении с любыми детьми, а с невропатами особенно, важно помнить, что они очень чувствительны к эмоциям окружающих. Родителям необходимо научиться «заражать» детей своей уравновешенностью, спокойствием. Это нелегко. К сожалению, как правило, бывает наоборот — дети «заражают» родителей своим возбуждением, и мать кричит на ребенка: «Да заснешь ты, наконец, когда-нибудь! Спи сейчас же!» Разумеется, под такую «колыбельную» заснуть непросто.

Гиперкинетический синдром

Гиперкинетический синдром — диагноз, который довольно часто встречается сейчас, причем у мальчиков чаще, чем у девочек. Он проявляется рано, обычно в первые 5 лет жизни ребенка. При этом ребенок отличается повышенной активностью, но редко доводит до конца начатое дело. Ему трудно прилагать усилия для достижения цели. В связи с этим у него отмечается тенденция частых переходов от одного занятия к другому. С возрастом такие дети становятся более организованными, однако в школе, как правило, испытывают серьезные трудности. Их импульсивность, непоседливость нередко приводят к тому, что дети совершают необдуманные поступки, в связи с чем слывут злостными нарушителями дисциплины. С ними чаще, чем с другими детьми, происходят несчастные случаи.

Дети с подобными нарушениями требуют особого подхода, а родители подчас не понимают, что отклонения в поведении ребенка обусловлены болезненными нарушениями. Дети не оправдывают надежд родителей, доставляют им много хлопот. Это ухудшает их взаимоотношения, что усугубляет ситуацию. Возникает своеобразный порочный круг. Вырваться из него может помочь опытный психотерапевт или психиатр.

Задержка психического развития

Задержка психического развития проявляется более поздним, по сравнению со сверстниками, появлением речи, сюжетных игр, трудностями в овладении чтением, запоминании стихов и песен, отсутствии интереса к книгам, конструкторам, настольным играм, манкированием подготовительных занятий к школе.

Встречается неравномерное развитие интеллекта. При этом ребенок преуспевает в одной, но отстает в какой-либо иной области. Дети с задержками психического развития или с неравномерным развитием интеллекта часто становятся чрезмерно обидчивыми, конфликтными, порой агрессивными, или замыкаются в себе, стараются избегать контактов с другими детьми. Лечение у психотерапевта или психиатра может очень помочь таким детям и их семьям.

Задержки и неравномерное психическое развитие являются пограничными с умственной отсталостью состояниями.

Невротические расстройства

Невротические расстройства у детей возникают очень часто. Их появление — прямое показание для обращения к психотерапевту. Наиболее часто встречающиеся причины невротических расстройств — неправильное воспитание, психотравмирующие ситуации (в семье, в детском саду, в школе).

Кратковременные преходящие невротические расстройства называют невротическими реакциями. Они позволяют адаптироваться в сложной ситуации, но эта адаптация не рациональна. Можно смело утверждать, что на свете нет ни одного человека, который хотя бы раз в жизни, попав в трудную ситуацию, не давал невротических реакций. Если невротические реакции становятся привычным способом реагирования, начинают определять поведение человека, тогда уже можно говорить о возникновении у него невротического состояния, то есть собственно невроза.

Основная из причин неврозов у детей – это психическая травма, перенесенная ими в раннем детстве или в недавнее время. Среди прочих причин неврозов психологи выделяют: наследственные нервные заболевания одного из родителя, перенесенные ребенком инфекционные заболевания (менингит, краснуха и так далее), отношения между родителями в семье, физические и эмоциональные перегрузки, недостаточное время сна, недоедание, наличие гельминтов (паразитов) в организме ребенка, ошибки родителей в воспитании. Современные родители пытаются навязать ребенку собственные взгляды, свой стереотип поведения, не понимая и не отдавая себе отчет, что перед ними просто маленький ребенок, которому тяжело ежеминутно «соответствовать» требованиям мамы и папы. Постоянное напряжение, ощущения того, что ребенок делает все не так и не то приводит, в конце концов, неустойчивую психику ребенка к неврозу.

Невроз — это уже заболевание, имеющее все характерные признаки болезни: причины, начало, определенную динамику, исход. Нередко неврозы приобретают хроническое течение и длятся годами. В этих случаях становление личности невротика идет в неблагоприятных условиях, происходит невротическое развитие личности. Родителям очень важно не допускать этого. Поэтому они должны знать, что приводит к неврозам, уметь предупреждать их, выявлять и правильно квалифицировать их первые проявления. В то же время, говорить и писать о симптоматике неврозов бесполезно, так как при разных неврозах симптоматика может быть одинаковой или почти одинаковой. А лечение при этом требуется разное. Вот почему при лечении неврозов особое значение приобретает не симптоматический (борьба с симптомом), а этиологический (выявление и устранение причины) подход. К сожалению, родители детей, больных неврозом, о причине расстройства не задумываются, а стараются все свои усилия направить на купирование именно симптомов (обидчивости, плаксивости, тревоги, страха, головных болей, нарушений сна, тиков, недержания мочи, недержания кала, грызения ногтей, онанизма и тому подобных). Мероприятия, направленные лишь на борьбу с симптомом, как правило, безуспешны. Если все же и удается с ним справиться, то часто через некоторое время он возвращается вновь в прежней или измененной форме. Вот почему так важно разбираться в причинах неврозов и закономерностях их развития.

Возможно действительно трудно иногда избежать воздействия травмирующих факторов судьбы (развод, тяжелая беременность, наследственность) и ситуаций на ребенка, но помните если он чувствует вашу любовь , близость, заинтересованность, защиту и принятие, все вышеперечисленное станет кратковременным, не столь болезненным и проходящим эпизодом его жизни…

Литература:

«Детские болезни» medikov.net

«Неврозы у детей» А.И. Захаров

«Неврозы у детей» О. Рогожкина

установка окон купить китайский телефон в украине

  • < Назад
  • Вперёд >

Как проходит сеанс психотерапии

Первый сеанс чем-то похож на свидание. Но между свиданием и сессией есть огромная разница – на консультации можно расслабиться и быть собой. Ответ на вопрос, как вести себя у психолога, можно сформулировать коротко – будьте естественны. Психолог – тот человек, на которого можно безнаказанно злиться и обижаться, если хочется. Просто будьте собой и выражайте себя в удобной форме. Сеанс психолога – то место, где можно быть, а не казаться.

И все же не торопитесь обрушить на консультанта весь внутренний мир. Первичная консультация – это знакомство. Два человека встречаются, чтобы установить терапевтический контакт и собрать информацию друг о друге. Они заводят непринужденный разговор, чтобы расслабиться, найти точки касания, выяснить причины встречи и наметить ход дальнейшей работы. Это диалог, в ходе которого вы «примериваете» консультанта, а специалист изучает вас.

На нашем сервисе работают высококвалифицированные специалисты с высшим образованием и многолетней практикой. Убедитесь в этом лично, оставьте заявку наэтой странице и получите первые 20 минут консультации с психологом абсолютно бесплатно.

Задаваясь вопросом, как проходит прием у психотерапевта, кто-то рассчитывает на «прорыв» на первом сеансе. Нет, сближение, инсайты, прорывы – все это потом. Любые отношения, включая терапевтические, требуют усилий и времени. Они развиваются, общение становится более доверительным, а его результаты все более впечатляющими. Если, конечно, клиент выполняет условия терапевтического контракта:

  • соблюдает периодичность встреч – 1-2 сессии в неделю;
  • выполняет «домашние задания», назначенные психологом;
  • осознанно включается в совместную с консультантом работу.

Слово «осознанность» – не модное выражение. По этому поводу есть важное замечание. Оно касается и того, как начать разговор с психологом, и распространяется на всю терапию. Осознайте, что результат нужен вам. А значит, молчать, игнорировать, отрицать – не лучший способ добиться успеха. Жизнь психолога не разрушится от того, что клиент чинит всяческие препоны. Но в интересах клиента – сотрудничать, а не мешать.

Принцип дальнейшей терапии

Первый прием врача психотерапевта обычно заканчивается назначением даты следующего визита. В другом случае лечение не продолжается. Одноразовое посещение в принципе невозможно. Человеку нужна поддержка на протяжении всего процесса лечения и даже после него. Должен быть контроль со стороны специалиста за эмоциональным и психическим состоянием больного.
При назначении лекарственных препаратов должен быть контроль их действия. Психотерапия проводится лишь после успешной стабилизации состояния нервной системы с помощью медикаментов. Посещать больницу в этом случае рекомендуется через каждые 3 дня на протяжении десяти дней. Такие действия являются обязательными для контроля эффективности и возможной коррекции назначения.

Приоритеты первичной консультации

В психотерапии есть много подходов – гештальт-терапия, телесная, поведенческая, семейная, психоанализ. Способы разные, а первичная консультация, как правило, одинаковая. Если быть точным – похож ее алгоритм. Первый сеанс – встреча двух незнакомых людей с целью пролить свет на проблему и укрепить надежду на ее избавление.

Три ключевые задачи:

  • межличностная – установить доверительный контакт;
  • диагностическая – сформулировать гипотезу о проблеме;
  • терапевтическая – наметить пути и методы решения проблемы.

На что можно рассчитывать? Возможно, вам станет легче, и вы перестанете считать свое положение безнадежным. Возможно, появится готовность предпринимать какие-то действия или лучше поймете себя. Тем не менее 20 минут, а именно столько длится первая бесплатная сессия, слишком мало, чтобы изменить вашу жизнь.

Будьте активными, внимательными и отзывчивыми. Будьте готовы вступать в инициированный психологом диалог. К примеру, вот какие вопросы может задать психолог на первой встрече пациенту: «С чем вы пришли?», «Какая проблема вас беспокоит?», «Чем я могу вам помочь?». Это могут быть уточняющие вопросы («Правильно ли я понял?») или вопросы о чувствах («Что вы чувствуете в связи с этим?»).

Отвечайте, как есть. И задавайте встречные вопросы – организационные, об образовании консультанта, об используемых методах. К слову, зачастую вопрос клиента «как избавиться от» является ключевым на первом сеансе – именно он определяет запрос и тактику дальнейшей работы. Если хотите от чего-то избавиться – сообщите.

Что можно говорить на сессиях, а что нельзя?

Говорить можно все, что вас беспокоит, все, что хочется сказать.

Единственное важное ограничение — на индивидуальных сессиях (если таковые имеются) не стоит говорить такого, что вы не сможете сказать при партнере. Психолог — не священник, он не будет хранить ваши тайны от партнера. Классическая история: на первых двух сессиях она горько плачет и жалуется, а он закрыт и отстранен. Потом на индивидуальной сессии он признается, что уже давно имеет отношения на стороне. Таким образом, муж как бы сделал психолога соучастником своего преступления. И что психологу делать в такой ситуации?

Психолог — не священник, он не будет хранить ваши тайны от партнера.

О чем можно говорить с психологом

Если коротко – обо всем. Говорить можно все, и задавать любые вопросы тоже. Правда, не факт, что ваш запрос удовлетворят. В частности, ни один профессионал не скажет «делай так» на вопрос клиента «что делать?». Что делать – всегда ваш выбор и ваше решение.

Есть несколько условных правил по поводу, как разговаривать с психологом:

  • максимально откровенно отвечать на вопросы;
  • не отвечать на вопросы, если есть сопротивление;
  • говорить все, что приходит в голову в ходе терапии;
  • сообщать психологу о том, что кажется неприятным;
  • выражать свои эмоции – радоваться, злиться, обижаться;
  • не стесняться просить о помощи или заявлять «я хочу…».

Как показывает практика, многих клиентов волнует не то, какие вопросы можно задать психологу или как с ним общаться, а то, насколько естественным можно быть в терапии. Сотрудничать с психологом – не значит быть «хорошим». Выражать агрессию, если есть необходимость – можно и нужно. Ни с психологом, ни с вами ничего плохого не случится, а вот подавление чувств – это чревато.

Помните, самый экологичный способ выражения злости и других негативных эмоций – речевой. Более того, речь – единственный инструмент для их демонстрации в терапии.

Тот день, когда вы сообщите психологу «Меня бесят ваши слова» – не «роковой» для консультанта. Это сигнал, который, как минимум, подчеркивает, что терапевтический контакт, основанный на близости, случился. А еще говорит о том, что клиент созрел для того, чтобы позволить себе быть собой.

Думайте не о том, как общаться с психологом, а как использовать себя и психолога. Для этого достаточно желания получить результат. Есть желание – будет результат. Не важно, что и как вы говорите. Важнее намерение что-то сделать с тем, о чем хотите сказать.

Врач-психиатр – как записаться на прием

Обстоятельства первичного обращения за медицинской помощью определяют эмоциональную окраску дальнейшего взаимодействия с врачом и клиникой. Нередко пациенты или их родственники откладывают визит к психиатру, упуская драгоценное время и наблюдая, как здоровье продолжает ухудшаться.

Стигматизация (навешивание ярлыков с негативной окраской) приводит к тому, что пациенты, даже остро нуждающиеся в консультации специалиста, стыдятся сделать первый шаг. Однако врач-психиатр ничем не отличается от других докторов. Это такой же специалист, как и терапевт, стоматолог, ревматолог или педиатр.

Среди типичных причин отказа от медицинской помощи пациенты или их родственники называют:

  • волокита с обращением в государственную клинику;
  • страх перед некорректным, грубым поведением специалиста;
  • переживания по поводу гнетущей атмосферы в диспансере;
  • неудобное время приема, невозможность посещения в выходные дни;
  • необходимость выстаивать очередь, рискуя встретить знакомых.

Эти переживания только усугубляют тревогу, связанную с необходимостью посещения врача.

Достоинством частного психиатрического центра является возможность получить бесплатную консультацию эксперта по телефону до оформления приема или вызова врача на дом. Почему это удобно? Сфера душевных расстройств отличается от области соматических заболеваний невозможностью четко показать «где болит», «как болит», отсутствием внешних признаков, указывающих на недуг. Получая перелом ноги, человек редко сомневается в необходимости лечения. Если же он страдает от последствий тяжелого стресса, страхов, утомляемости, астении, то далеко не всегда может связать неприятные симптомы и необходимость обращения к доктору.

Врач-психиатр – это специалист, который лечит «невидимую» часть человека. Первые симптомы расстройства порой напоминают переутомление, последствия ОРВИ или фантазии. Позвонив в клинику неврозов, пациент может задать волнующие вопросы специалисту. Такой формат экспресс-консультации подойдет тем, кто:

  • намерен выбрать время и специалиста;
  • испытывает неловкость перед первым визитом;
  • не знает, как описать свое состояние или поведение родственника;
  • думает о визите в клинику, но не знает, какой специалист нужен;
  • планирует вызов врача-психиатра на дом.

При таком обращении в больницу пациент или его родственник беседует не с администратором, а с компетентным врачом. Он озвучивает свои переживания, задает вопросы. Специалист внимательно выслушивает клиента и дает рекомендации. В результате пациент выбирает удобное время записи и озвучивает свои пожелания к врачу, к которому он бы хотел попасть.

Такой формат первичного взаимодействия помогает собрать больше полезной информации о пациенте, нуждаемости в помощи. Приходя в клинику, человек сразу попадает к нужному специалисту, экономя время и средства.

Запись на прием возможна в трех форматах:

  • по телефону;
  • оформление заявки на сайте клиники;
  • личное обращение в лечебное учреждение.

При заполнении формы на консультацию врача-психиатра в Москве пациент указывает свои контактные данные, номер телефона для связи, данные нужного врача и удобные часы для беседы. Администратор клиники свяжется с клиентом по телефону и подтвердит дату и время освидетельствования.

Запись на прием возможна круглосуточно, в любой день недели. Специалисты частного психиатрического центра понимают, что состояние пациента или его близкого человека может ухудшиться внезапно. В выходные, праздничные дни люди теряются от того, что не знают, куда позвонить: большинство медицинских центров закрыто, получить консультацию в государственной больнице не всегда возможно.

Обращение по телефону частной психиатрической больницы решает следующие задачи:

  • что предпринять в остром состоянии, если оно возникло впервые;
  • что делать, если у пациента наступило ухудшение самочувствия;
  • как записаться на прием в нужный день;
  • как срочно вызвать психиатра на дом;
  • как организовать осмотр и госпитализацию.

Три совета для эффективной работы с психологом

Не бойтесь менять.

Первичная консультация – не обязательство провести с конкретным психологом всю свою жизнь. Если вы испытываете чувство «он провел бесплатную сессию, неудобно теперь отказаться», это неправильно. Если что-то пошло не так, сообщите об этом психологу и обратитесь в нашу службу поддержки. Мы подберем для бесплатной сессии еще одного консультанта. Вы можете остановиться в любой момент, если чувствуете, что не доверяете, не сложилось, нет улучшений.

Не ждите советов

Было бы, конечно, приятно – получить инструкции, как правильно жить. Но, к сожалению, мир, где люди живут по универсальным правилам, существует лишь на страницах антиутопий. Да, вас будут «мучить» вопросами. Да, будут пытаться выяснить, чего вы хотите. Да, будут вынуждать находить ответы на собственные вопросы. А если на сеансе происходит что-то другое – к примеру, психолог рекомендует вам развестись и отправиться искать себя в Индию – вероятно, нужно сменить психолога.

Ведите записи

Терапевтический сеанс длится в среднем 50 минут, а проходит один раз в неделю. Чтобы закрепить его результаты, ведите во время сессии или после нее короткие записи – что поняли, что почувствовали, что пережили. В течение недели продолжайте заниматься этим полезным делом – рефлексировать на бумаге или электронном носителе. И тогда каждый раз не придется начинать все с начала.

Сколько стоит и как долго длится

Хорошего специалиста можно найти за любые деньги. На нашем сервисе средняя цена консультации – 1500 рублей, а услуги предоставляют специалисты с высшим психологическим образованием и опытом работы не менее 3-х лет.

Кому-то покажется мало, а кто-то скажет – слишком дорого. В любом случае мы отвечаем за качество предоставляем услуг и следим за репутацией сервиса. Первая консультация для всех – бесплатная, длится 20 минут.

Сколько длится сеанс у психолога, который свяжется с вами, можно сказать приблизительно, взяв за основу стандарт 45-50 минут. Но каждый специалист самостоятельно определяет цену на услуги и длительность консультации. Вопросы по этому поводу можно задать на первом сеансе.

Терапия – это путь, и кто-то может подумать, что это дорога длиною в жизнь. Возможно, каждый психолог мечтает о том, чтобы с ним заключили такой бессрочный контракт хотя бы пару клиентов. Но все-таки цель терапии – сформировать человека, который умеет решать проблемы самостоятельно. Эту задачу реально решить в рамках краткосрочной (10-15 сеансов) терапии.

Психотерапия – это отношения. В них много слоев – что спрашивает психолог, как отвечает клиент, что он чувствует, как понимает, как раскрывается. Из этого и складывается полотно терапевтического разговора и сущность терапевтического контакта. Будьте внимательны. Не бойтесь обсуждать. Просите объяснить. И главное, позвольте себе меняться. Ведь эффективность терапии во многом зависит от того, насколько вы решительны в желании изменить свою жизнь.

Сколько сеансов терапии нужно для решения проблемы?

Все очень индивидуально, и зависит от множества факторов. Развитие событий обычно следующее: первые две-три сессии супруги жалуются, ругаются и плачут. Потом начинаются небольшие подвижки и улучшения. Потом — откат (супруги приблизились за счет терапии, и с новой силой предъявили все свои обиды), конфликты возвращаются с новой силой. Это переломный момент: если супруги смогут справиться, найти новые смыслы быть вместе и поставить адекватные цели и задачи терапии, прогноз хороший. Далее наступает этап действительной работы и действительных изменений (масштаб тут не важен, иногда изменения кажутся минимальными и незначительными). Потом период штиля и радости от достигнутых результатов.

Темп прохождения этого пути у всех пар разный. Первые результаты, в среднем, появляются уже после пятой-шестой сессии.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]