Агностицизм – Как определить агностика в 2021 году

Данная статья разработана в рамках рубрики: Психология. Раздел: Философия.

Наверное, вы не раз задавались вопросами глобального характера – о вере, Боге, религии в целом. Вероятнее всего вы обсуждали эту тему с близкими, друзьями, коллегами. Если посмотреть на окружающих нас людей, мы все чаще слышим от них фразы «Я ни во что не верю», «Если я это не видел, значит этого не существует». И такие фразы употребимы в отношении многих вопросов познания и бытия. Одной из самой распространенных на данный момент философских концепций, является теория агностицизма. Представители агностицизма – агностики утверждают о невозможности познания всех сторон жизни человека. Но так ли это? Чем обосновываются такие взгляды? Давайте вместе разберемся, что из себя представляет агностицизм и кто такие агностики.


Давайте рассмотрим, что собой представляет явление агностицизма

Кто такой агностик

Термин «агностицизм» непосредственно связан с такими явлениями, как религия и свойственный многим людям атеизм. В действительности агностицизм – это усредненная позиция между верой в Бога и атеизмом (полным отрицанием существования Бога). Агностицизм представляет собой особое видение мира, которое выражается в позиции, предполагающей, что мир нельзя познать, а соответственно нельзя точно сказать «есть Бог или нет», если это не моет быть исследовано. Но кто же такие агностики?

Агностик – это человек, который считает (по своим собственным убеждениям), что целиком познать мир невозможно. Отсюда, такое явление на самом деле является более широким, нежели просто отношение к религии.

По большой ошибке агностиков практически всегда приравнивают исключительно к вопросам веры и вероисповедания, однако сами взгляды агностиков охватывают множество наук (философию, физику, химию и т.д.). Агностики представляют собой явление, в котором реальность мира поддается сомнению, а за объективную действительность принимаются лишь те факторы, которые можно доказать. При этом, каждый агностик скажет, что полностью познать мир является иллюзорной возможностью.

Научный агностицизм

Выше мы уже упомянули о том, что термин «агностицизм» был предложен в 1869 году ученым Томасом Генри Гексли (1825-1895), который, к слову, даже не был философом, а прославился своими научными трудами в области зоологии и сравнительной анатомии.

Причем этот термин родился в ответ на вопрос, относит ли себя ученый к атеистам или верующим. Гексли отнес себя к свободно мыслящим людям и заявил, что, цитируем: «человек не должен думать будто знает то, чего не имеет никаких научных оснований знать».

Термин «агностик» – это симбиоз древнегреческого α (альфа), что значит «без», и γνῶσις (гнозис), что значит «знание». Так кратко одним словом была обозначена суть целого направления в философии, науке и теологии. Элементы агностицизма можно обнаружить в работах целого ряда ученых, которые у большинства людей никак не ассоциируются ни с философией, ни с теологией.

Известные ученые-агностики:

  • Чарльз Дарвин.
  • Альберт Эйнштейн.
  • Нил Деграсс Тайсон.

Чарльза Дарвина и Альберта Эйнштейна к агностикам отнесли биографы, исследовавшие их жизнь и взгляды, а вот американский астрофизик Нил Деграсс Тайсон сам себя отнес к последователям данного направления после того как его обвинили в атеизме.

Альберт Эйнштейн

Альберт Эйнштейн, помимо физики, живо интересовался философией науки. Он писал, что окружающий мир – это огромная вечная загадка, лишь отчасти доступная нашему восприятию и нашему разуму. Однако то, что окружающую действительность нельзя полностью упорядочить разумом, и есть великое чудо науки.

Такое понимание относительности человеческого знания, вероятно, и сделало возможным создание Эйнштейном теории относительности. Для великого ученого то, что нельзя было полностью упорядочить разумом, являлось вовсе не препятствием для ведения научных исследований, а вызовом, который следовало принять.

Чарльз Дарвин

Чарльз Дарвин не скрывал, что его отношение к религии и познанию менялось на протяжении жизни. Ему приписывают фразу, гласящую, что, цитируем: «нет ничего более замечательного, чем распространение религиозного неверия, или рационализма, на протяжении второй половины моей жизни».

В то же время сам Дарвин подчеркивал, что не атеист в общепринятом понимании, т.е. не отрицает возможность существования бога. И считал, что разработанная им теория эволюции никак не противоречит его взглядам на религию и процесс познания. Более того, Дарвин писал, что «чем больше мы познаем законы природы, тем более невероятными становятся для нас чудеса».

Нил Деграсс Тайсон

Нил Деграсс Тайсон прославился инициативой изменить классификацию планет и уйти от простого подсчета и присвоения порядкового номера. По его мнению, планеты следует группировать по общим присущим им признакам: планеты земной группы, газовые гиганты и т.д. В каком-то смысле Тайсон стал «безбожником» даже в мире науки, замахнувшись на привычные всем устои.

Неудивительно, что его часто обвиняли чуть ли не во всех смертных грехах, в том числе и в атеизме. На это Тайсон отвечал, что он ученый и думает своей головой, поэтому ему больше подходит определение «агностик», т.е. человек, который, цитируем: «готов принять доказательства, если они есть». Видимо, это относится и к доказательствам существования бога, если таковые найдутся.

А теперь подытожим основные постулаты агностицизма:

  1. Любое знание относительно.
  2. Любое утверждение может оказаться истинным.
  3. Любое утверждение может оказаться ложным.

Так что же все-таки такое агностицизм – путь к свободе познания или пережиток прошлого? Скорее, это путь к свободе познания и новым открытиям, если принять относительность человеческого знания не как ограничитель, а как вызов для дальнейшего движения вперед. А еще это возможность поставить под сомнение практически достаточность и окончательность любого из ранее сделанных открытий, что, в свою очередь, открывает путь к новым научным свершениям.

Что ж, теперь можете проверить себя и узнать, насколько хорошо вы разобрались в агностицизме, исходя из материала статьи:

Кстати, если вас интересует тема познания, приглашаем на нашу программу «Когнитивистика. Развитие мышления», где вы освоите порядка двух десятков техник мышления.

Желаем вам новых знаний и впечатляющих открытий!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Эпистемологический анархизм Пола Фейерабенда: перспектива или заблуждение?
  • Неопозитивизм и принцип верификации
  • Возникновение позитивизма
  • Теория познания
  • Эмпиризм в философии Нового времени простыми словами
  • Махизм: вклад Эрнста Маха в развитие философии позитивизма
  • Философия конвенционализма
  • Материализм и идеализм в философии
  • Зачем разбираться в философии?
  • Философские основы лингвистической концепции Вильгельма фон Гумбольдта

Ключевые слова:1Когнитивистика

В чем суть агностицизма

Итак, агностицизм – это особое направление мысли, философское течение. Но что оно собой представляет? Давайте разберем основные критерии агностицизма.

Само слово «агностицизм» произошло от греческого «агностос», что прямо переводится как непознаваемый.

Сам по себе агностицизм представляет собой такое восприятие мира, при котором ничего невозможно познать объективно, так как за таким восприятием будет обязательно стоять человеческий фактор, который обязательно носит субъективный характер. Отсюда, в целом сам процесс доказывания чего-либо в агностицизме не имеет смысла, так как возможность познания отрицается.

При этом для агностицизма характерно наличие определённых противоречий.

Ни одна позиция (в том числе научная) не может быть признана достоверной, так как доказать достоверность с объективной точки зрения невозможно.

Ни одна позиция не может быть опровергнута, так как познать истину для человеческого сознания является недостижимым.

Таким образом, агностицизм простыми словами ничего не опровергает, но при этом ничего и не доказывает.

Суть понятия Агностицизм

Агностик – человек, опровергающий полное познание мира и явлений в силу ограниченного восприятия человека. Он уверен, что люди не знают где правда, а где ложь. Это скорее мировоззрение человека и разное восприятие мира.

Понятие «агностицизм» появилось в науке в 1869 году. Ввел его английский естествоиспытатель и биолог Томас Гексли. С греческого языка это слово переводится как «непознаваемый».

Гексли объяснял свое понятие: человек не может говорить, что прав в чем-то, если у него нет научных оснований. Например, научный деятель не может уверенно говорить о проблеме, если у него нет фактов. Агностицизм – это скорее способ изучения гипотезы с научной точки зрения. Ее нельзя воспринимать на веру без экспериментов и доказательств. Всякая научная гипотеза либо опровергается, либо подтверждается фактической основой.

Мышление агностиков:

1. Современный мир изучается человеком субъективно. 2. Агностики не навязывают свое мнение, потому что отрицают единое и точное познание мира. 3. Уверены, что у каждого своя точка зрения и нет смысла спорить, ведь все окажутся неправы.

Теория агностицизма основывается на науке и подтверждениях фактами, потому что это вера в познание. Реально лишь то, что имеет под собой доказательную основу.

Направления и формы агностицизма:

• Релятивизм. Он основан на относительности. Это принцип познания, при котором основой является чувственность, а она не отражает объективных и устойчивых явлений. Если какое-то понятие неистинно и субъективно, то оно отрицается объективностью познания и приводит к агностицизму. • Иррационализм. В переводе с лат. – неразумный, нелогичный. Он основан на утверждении, что существует много областей миропонимания, недоступных разуму обычного человека.

История возникновения агностицизма

Но когда же зародился сам агностицизм? Неофициально агностицизм зародился еще в Древние времена. Так, если вы обратитесь к трудам древнегреческих философов, то можете увидеть некоторые схожие с позициями агностицизма утверждения.

В истории принято считать, что агностицизм как полноценное философское явление зародился в 19 веке, когда Спенсер, Гамильтон, Беркли и Юм (основные философы агностики) высказали позицию о том, что невозможно познать существующих мир путем субъективного восприятия человеком метафизических явлений. В целом это учение было обосновано желанием противостоять метафизике (способе познания мира), основываясь на работах софистов (еще одно направление философии), скептиков, античных философов.

С течением времени агностицизм как явление приобрело религиозный подтекст, так как развивалось движение атеистов (людей, которые не верят в Бога и божественное происхождение мира). На сегодняшний день агностицизм представляет собой особое течение мысли, которое охватывает не только религию и философию, но и иные науки и сферы жизни человека.


Исторически агностицизм не был связан с религией и верой в Бога

Средство выживания

Только постоянный контроль и ответственность за свои действия позволят людям медленно и осторожно продвигаться по пути совершенствования. Каждый силовой конфликт, приводящий к гибели, должен восприниматься как ошибка. А шаги, приведшие к нему, необходимо тщательно анализировать, дабы впредь такого не допустить.

В 20 веке целостность человека распадается. Прежде единое ощущение разума, добра и красоты сегодня утратило смысл. Часто в этом обвиняют модный в начале прошлого столетия рационализм. Именно агностицизм стал своеобразной прививкой от тотального механицизма, в который превратились многие направления позитивистской философии. Будущее – за критикой и скепсисом. Но не следует забывать, что есть в мире такие незыблемые понятия, как любовь, добро и красота.

Во что верят агностики

Агностики видят человеческий мир по-своему. Чтобы правильно осознать сущность агностицизма, необходимо разобраться во что именно верят представители повременного агностицизма:

  1. Человек не может познать мир и его явления;
  2. В отношении религии – невозможно точно определить существует Бог или нет. То есть такая религиозная концепция не может быть как доказана, так и опровергнута человеком;
  3. Нельзя точно определить границы плохого и хорошего. То есть извечный спор о добре и зле неэффективен и не принесет никаких результатов;
  4. Все подтвержденные знания всегда могут быть опровергнуты в будущем. Это означает, что знания не являются действительными;
  5. При этом, агностики не опровергают возможность того, что когда-нибудь человечество сможет однозначно определить существование тех или иных явлений.


Агностики придерживаются определенных убеждений и позиций

Знаменитые агностики: кем они были

Представители агностицизма – это упоминаемые ранее Протагор и Иммануил Кант, а также крупнейший шотландский философ 18 века Дэвид Юм. Он был юристом, дипломатом, коммерсантом и литератором. Юм опубликовал «Трактат о человеческой природе», изданный в трех книгах. Среди современников он был известен как политик, дипломат и историк. Дэвид Юм является автором многотомной «Истории Англии», нашедшей своих читателей во всех странах европейского континента. В качестве дипломата работал в британском посольстве при дворе короля Людовика во Франции. Известно, что Юм состоял в переписке с Вольтером, бывшим активным почитателем его трудов.

Гносеологический агностицизм этого прославленного шотландского философа оказал влияние на интеллектуалов последующих поколений: Адама Смита, Огюста Конта, Чарльза Дарвина, Бертрана Рассела. Дэвид Юм утверждал, что основой познания являются опыт и ощущения. Не отрицал он и существование так называемого внеопытного знания, образцом которого считал математику. Человеческое восприятие объективно. А вот деятельность сознания, согласно мнению философа, таковой не является. Существование внешнего мира ничем не может быть ни подтверждено, ни опровергнуто.

Агностик обычно занимает позицию отстраненного наблюдателя. При этом он может полемизировать с обеими сторонами спора. Агностицизм как критическая установка и полемическая позиция является важной частью современного научного подхода к изучению мира. Это не философская теория или целостная концепция. Агностицизм – это, скорее, путь к познанию истины, который никогда не будет пройден до конца, потому что Вселенная безгранична, как и микромир.

Как агностики видят мир примеры

Итак, мы разобрались, что включает в себя идеология агностицизма. Но как же тогда агностики видят наш мир? Давайте рассмотрим несколько примеров, которые помогут вам в этом разобраться.

Человек волен сам выбирать свои действия и свою жизнь. То есть отрицается фатализм как таковой

Существующие категориальные понятия (например, добро и зло) имеют относительный характер – не являются абсолютно верными и могут быть опровергнуты

Смысл жизни довольно часто сводится к понятия гедонизма (наслаждения, радости и удовольствия)

Для более конкретных примеров, давайте рассмотрим отдельные сферы науки и знания:

  1. Религия. Агностики не отрицают личность Иисуса Христа. Более того, многие представители этого направления восхищаются самой жизнью этой личности. Но при этом, нет никаких подтверждений наличия в нашем мире божественной силы и присутствия;
  2. Теория перерождения (реинкарнации) и загробного мира. Так как данное знание никак не подтверждено (имеются только различные мнения людей – свидетелей паронормального, чьи лова не могут быть подвергнуты критическому определению достоверности), то и агностики не могут определять его в качестве существующего. По аналогии с религией, агностики также не опровергают их наличие;
  3. Теория параллельных вселенных. Хоть многие физики и говорят о том, что маличные опыты доказывают существование параллельных веленных, достоверно это неизвестно. Поэтому агностицизм предполагает наличие иных вселенных, но при этом не рассматривает такое утверждение в качестве истинного знания.

Относите ли вы себя к агностикам?

Да, я придерживаюсь взглядов агностицизма

100%

Нет, я являюсь сторонником иных идеологических концепций, в том числе религиозных

0%

Проголосовало: 5

Примеры[править]

  • «Перелётный кабак» Г. К. Честертона — агностиком является главный антагонист, лорд Айвивуд, решивший продвинуть в Англии некоторые принципы ислама вроде трезвенничества (правда, со всякими оговорками, по которым получалось, что высшим классам пить можно), что не понравилось простым англичанам.
  • «Дюна» Фрэнка Герберта — среди источников верований Арракиса, наряду с собственно религиями, назван агностицизм правящих классов, включая Гильдию Космогации. Правда, это не совсем тот агностицизм: «…для которого религия всегда была чем-то вроде кукольного театра — чтобы развлекать публику и держать ее в узде, — и который полагал, что все и всякие явления, не исключая и явления религиозные, можно, в сущности, свести к объяснениям механистического плана».
  • Роман Желязны «Создания света и тьмы». Проповедник и боец Мадрак — последовательный агностик; например, отпущение грехов в его исполнении начинается так: «Насколько я могу быть услышан кем-либо или чем-либо, могущим прислушаться или не прислушаться к тому, что будет сказано мною, я прошу, если прощение значит хоть что-то, чтобы был ты прощен за всё, что совершил ты или не совершил и что требует прощения». Ещё любопытнее он молится: «Отче наш или не отче наш, иже еси, возможно, на небесех, да святится имя твое, если есть у тебя имя и желаешь ты, чтоб оно святилось…» Впоследствии Мадрак помогает уничтожить нечто, похоже, являющееся настоящим божеством; осознание этого повергает Мадрака в глубокий кризис.
  • «Наследие» — эльфы Алагейзии придерживаются таких взглядов (никому и ничему не поклоняются и считают, что нет никаких доказательств существования каких бы то ни было богов, а Вселенная развивается согласно собственным законам, но согласны изменить свои взгляды, если, «к примеру, перед ними появится бог Хельцвог»), что поначалу шокирует протагониста.
  • «South Park» — семья агностиков, в которой вообще не принято утверждать что-либо наверняка, и потому их семейный напиток — Доктор Пеппер, ибо толком неясно, у него вкус колы или нет.
  • Фильм «Исход: Цари и Боги» — с прикрученным фитильком довольно-таки агностичен. Явления Бога Моисею можно интерпретировать как галлюцинации после удара головой, а все чудеса — как удачно подвернувшиеся природные явления (хотя Тьму Египетскую и гибель египетских первенцев, пожалуй, можно объяснить только большим совпадением), а в конце Бог говорит Моисею, пишущему заповеди на скрижалях: «Если не согласен — не пиши».
  • Метавселенная Рудазова — ктототамизм, квазирелигия с агностической философией: мы не знаем, есть ли на самом деле Кто-То Там, а если есть, то что из Себя представляет, но не исключаем никаких вариантов, а потому никогда не забудем поблагодарить Кого-То Там — а вдруг Он (Она? Оно? Они?) всё-таки есть и делает для нас что-то хорошее? Никто ведь толком не знает.

Проблемы агностицизма

Как и у многих иных философских и религиозных течений, у агностицизма есть как сторонники, так и противники этой теории. В связи с этим людьми, которые опровергают агностицизм, высказываются различные проблемные аспекты рассматриваемой идеологии. Давайте рассмотрим их более подробно:

  • Проблема познания. Так как ничто не может быть объективно познано и изучено человеком, возможность наличия каких-либо достоверных знаний опровергается. Это делает невозможным дальнейшее развития агностицизма как направления мысли;
  • Проблема способов доказывания и исследования мира. Так как человек не может описать все увиденное, услышанное, то возможность познания ограничена. Соответственно, агностицизм – это постоянная жизнь в непознанном мире;
  • Познать можно только те вещи, которые существуют в настоящем времени. Соответственно, агностицизм отвергает возможность познания таких категорий как «смерть», «жизнь», «время» и иных.


Агностицизм сопровождается определенными противоречиями

Расширение научного горизонта

Научные открытия подтверждают это. Изучив молекулы, а потом и атомы, ученые встали перед проблемой субатомных частиц и кварков. А исследование звездных систем и галактик закономерно приводит к вопросам, связанным с темной материей и энергией.

Постоянное расширение научных горизонтов не отрицает познаваемость мира. Агностицизм как условие непрерывного развития и совершенствования знаний лежит в основе всей современной цивилизации. Все явления и законы природы изучаются человеком. Поэтому особенности познающего субъекта находятся в центре внимания философов.

Сегодня агностицизм можно рассматривать с двух точек зрения. В предельно широком понимании данная тенденция является предпосылкой современного научного познания. В более узком толковании с этим учением связана совокупность всех философских тенденций, основанных на признании множественности равнозначных идей, мнений, оценок и позиций.

Плюсы и минусы агностицизма

Агностицизм – это не религия. Если вы рассматриваете возможность того, что будете придерживаться по жизни принципов агностицизма, то вам необходимо ознакомиться с основными достоинствами и недостатками такой концепции. Это позволит вам определить, подходят вам такие взгляды или нет. Давайте рассмотрим основные достоинства и недостатки далее.

Достоинства

Достоинствами являются следующие признаки:

  1. Агностицизм, несмотря на принцип «невозможности познания мира», является определенной верой. Эта вера предполагает, что представителя верят в невозможность объективной оценки явлений мира;
  2. Агностики позволяют существование многих, казалось бы, невозможных и нереальных вещей и явлений;
  3. Агностики терпимо относятся ко всем направлениям науки, философии, религии, так как они не могут их опровергнуть;
  4. Агностицизм – достаточно миролюбивая позиция для обоснования мира.


Агностицизм, другими словами, – это вера в возможность существования практически всех теорий

Недостатки

Неопределенность (ничто не познаваемо, ничто не может быть доказано или опровергнуто)

Всегда необходимо подтверждать свою позицию философскими позициями и взглядами

Абсурдное понимание религии и веры

Познание мира по агностицизму должно основываться исключительно на органах чувств человека (слух, обоняние, зрение, осязание)

При поддержании агностицизма отсутствует возможность использования методов дедукции и индукции

Необходимость постоянного объяснения своей жизненной позиции

Все обо всем

Darlock писал(а):
> И если я завтра найду философскую концепцию, которая более эффективно отражает реальность — я с превеликим удовольствием выброшу на помойку агностицизм. И буду применять новую концепцию. quoted1

Конечно, ты можешь поменять свою мировоззренческую концепцию. Кто может запретить коль нужда станет?

Только говорил я несколько об ином и, чтобы это проиллюминировать, смоделирую свое представление о предмете.

В той крутильной ветке вы много чего наваяли и нахоливарили, так что я тут отдельненько и «эспешиали 4 ю»)))))))))))))))))

Восприми философски ибо это чистая абстракция.))))

По моим представлениям мировоззрение – это способ мышления. Этот способ мышления формируется у индивида годам эдак к трем.

Конечно, детсад, школа, докторантура фактов и методов индивиду добавляют. Но все эти «добавки» учат индивида объяснять свою точку зрения, а вот к способу его мышления отношения не имеют.

Люди рождаются разными. И мы с легкостью воспринимаем, что вот тот человек сильнее или быстрее нас, а вот то, что некто умнее…, тут для нас полная труба и неприятие…)))

Да и как ум измеришь? У меня есть знакомец, который впервые пройдя айкюшный тест получил результат что-то около 90. Расстроился страшно.

Однако после месяца-двух тренировок он получил результат где-то 170, чем безмерно гордится.

Он что?.. Стал умнее? По-моему так и нет. Просто научился решать задачки.

Я делю людей на три ментальных типа(упрощенно так немножко))))

1 тип – это индивиды, которые находятся в небольшой такой комнате два на два. Они не умеют передвигаться и кроме зрения других органов чувств у них нет. Они могут только смотреть на фрески, которые некто изобразил на стенах их камеры. А там… Безбрежный океан нарисован или просторы космоса. Тут по выбору. Главное, чтобы безбрежно и безгранично. Такому индивиду очень хорошо и уютно в его камере.

Я таких очень люблю))) В зависимости от остроты «зрения» «камерника» его картинку можно усовершенствовать. Два три «мазка» и он уже видит другое. А иногда нужна очень тщательная проработка «перспективы», но результат всегда одинаков – индивид видит иное. То, что надо тебе. )))))))))))))

2 тип. Эти умеют передвигаться. Медленно и пыхтя. И могут ощущать стены своего «пузыря». Некоторые даже способны дырочку проковырять в соседнюю «камеру». С этими интереснее – им можно делать «двери» или какие-то «дырки» в стенах камер. Но ползут они всегда в нужном направлении.))))

3 тип. Эти умеют бегать. Стены они видят, но это для них несущественно. Не мешает. Скорее о «стенах» представление они получают только при «возвращении» в исходную точку. Ну что-то вроде – «А… это стена была»… Эти самые мерзкие.))))

Как бы тщательно ты не строил ворота в которые им надо пройти, они спокойно прошмыгнут рядом с воротами, посмотрят на огрехи твоей технологии, хмыкнут и… пойдут дальше по своим делам. Хорошо еще если это чудо зинтересуется твоими технологическими изысками)))) Таких по Шопенгауэру переубедить невозможно – можно только расстрелять))))

Предполагаю, что ты сам сможешь соотнести свои термины фанатизма, атеизма и агностицизма с предложенной моделью.)))))

Что касается «спора» по поводу Бога и бигбенговской модели, то тут и «спора» то нет по моим представлениям.

Обе точки зрения основаны на бытовом опыте человечества. Мы «знаем», что все имеет начало, некоторую длительность и естественное окончание процесса длительности.

В теологических моделях основа – Бог, начало –Акт Творения, длительность – бытие, конец – какой-нибудь катаклизм. В научных – основа – Универсум, начало – Взрыв, длительность – развитие, конец – тепловая смерть(допустим))))) Упрощенно так, но идею «цепочки» рассуждений, я думаю, ты понял.))))

Теолог в своих рассуждениях будет ссылаться на «священные источники», а НеТеолог на «достоверные факты». НеТеолог на модельную формулу Великого Ученого, а Теолог на высказывания Великого Святого.

Схема рассуждений у обоих одна и та же с моей точки зрения. Нет новизны и не к чему приложить «отличающееся тем…»))))

Я не знаю сам юноша придумал разговаривать о Взрыве или научил кто, но это «подстава», которая не приведет ни к какому результату в «споре».

Хотя, конечно, это очень по-славянски поговорить о Боге.))))

Дело в том, что славянский менталитет границ не имеет, о пределах не ведает и, что самое занятное, знать о них не желает.

Но, чтобы не разлететься в пространстве нужна некоторая обобщенная точка, понятная всем. По странной прихоти судьбы таким маяком стала «божественная гавань».

Западникам проще – они «ползуны» по природе своей. Но чтущие соседние пределы «ползуны». Там где славянин пройдет не заметив, западники сольют свои кельи и построят новые пределы, чем и гордиться будут.

Вот почему западник, попадая к славянам, легко может построить новые структуры. Материала-то выше крыши. И становится хорошим менеджером. А дома-то его кто б воспринял?))))

А славянин, попадая к западникам, легко раздвигает границы ихнего восприятия, смешивая и комбинируя их убогие кельи по новому. И становится хорошим ученым или инженером. Криативщиком вообщем)))) Дома-то все его задумки и так всем понятны – чего стараться-то?)))))

Вот почему я считаю, что о мировоззрении можно разговаривать, а спорить бессмысленно. Инакомыслящий ведь тебе не враг, а вот стать добрым приятелем может.

Человеку можно рассказать о своем видении его мира, а вот убеждать… Зачем?

Его мирок всегда можно приспособить для своих нужд. Что значительно полезнее может быть.

Для всех… ))))))))))))))))

Виды агностицизма

Мы уже упоминали, что агностицизм – не только связан с верой, но также и со всеми иными отраслями знаний. Давайте рассмотрим отдельные виды агностицизма, которые выделяются в настоящий момент:

  1. Скептицизм. Наверное, вы не раз слышали фразу «Я скептик, я в это не верю». Но что она означает? Скептицизм сам по себе представляет течение, в котором мнению подвергается истина, полученная в результате мышления человека. То есть любое знание не может быть истинным;
  2. Релятивизм. Данный вид скептицизма предполагает, что в мире и обществе нет знания, которое достойно доверия. Буквально такая позиция означает, что все в этом мире оспорило и должно быть подвержено сомнению;
  3. Иррационализм. В отличие от остальных видов, иррационализм представляет собой часть религиозной, или даже мистической философии. Это означает, что человек получает знания извне, но при этом не осознает этого.


В современном мире выделяется множество видов агностицизма

Агностицизм в философии

Рассматриваемое течение исконно было разработано и рождено в философии. Если рассматривать непосредственно философские позиции об агностицизме, то можно выделить следующие характеристики:

  1. Слабость человека – его неспособность познания мира;
  2. Отсутствие объективных возможностей познания;
  3. Используется в качестве обоснования иррационального мышления, религии, веры, и самой жизни человека.

В философии понятие агностицизма непосредственно связано с поиском смысла жизни и течением гедонизма. То есть – человек не может познать реальность – не может определить смысл своей жизни в познании – смыл жизни заключается в удовольствиях и радостях (гедонизме).

Агностицизм в религии

Агностицизм в религии непосредственно связан с атеизмом. Однако два этих явления имеют разное значение. В религиозной мысли агностики предполагают, что Бог может существовать, как и божественная сила, однако это невозможно доказать, а следовательно невозможно и опровергнуть.

Таким образом, агностицизм существует как будто параллельно всем существующим религиям. Он не отрицает ни одну из них, не выделяет наиболее верную и правильную, не соперничает с позициями мировых религий. Отсюда, агностики, как и атеисты, – это миролюбивый элемент для любой существующей религии.


Ни одна религия не соперничает с положениями агностиков

Научный агностицизм

Агностики в науке придерживаются основных, уже разобранных нами, принципов. Так, например в науке агностики считают, что ни одна теория не может быть однозначно доказана, так как она в любой момент может быть опровергнута.

Очень часто в науке агностики приравнивают любое знание к «заблуждению». Это означает, что даже если теория доказана (например, аксиома в геометрии), то она может являться результатом заблуждения человека.

Философский агностицизм

Агностицизм в философии – это обсуждение предмета, но не его доказательство, потому что философия основана на субъективизме. Представители этого мировоззрения уверены только в научном и социальном обосновании. Философия – лишь околонаучный теоретический вопрос, который нужно оспаривать. Существует мнение, что философия в агностицизме – это лишь регресс, движение назад, ведь они не ищут ответы.

Агностиков связывает устойчивость суждений. Из-за собственных убеждений они не ищут суть проблем, и все сводится к возникновению самостоятельных выводов, которые могут быть несовместимы с социальными укладами.

У представителей агностицизма стандартные ответы на все риторические вопросы, поэтому они никогда не смогут почувствовать, что правы. У них не хватает компетентности в отдельных областях. Это устойчивое мировоззрение, которое со временем совершенно не меняется, ведь агностики говорят, что окружающий мир полностью познать человек не может, так как абсолютной истины нет, и с этим нужно просто смириться.

Агностик и атеизм в чем разница

В этой статье достаточно часто звучала параллель между агностиками и верой, а также агностиками и атеистами. И те и другие не признают существование Бога. Но в чем же тогда заключается различие между ними?

Агностики

Не придерживаются какой-то веры или религии, при этом не отрицает рациональность веры человека в высшие силы

Агностицизм – это вера в то, что мир непознаваем

Не отрицают возможность существования Бога

Не противоречат существующим религиям, так как их не отрицают

Агностицизм характерен не только для религии, но также для науки, философии и др.

Атеисты

Отрицают необходимость духовных практик и отношения к какой-либо вере

Отрицают веру во что-либо как таковую

Отрицают божественную силу и божественное участие в создании мира

Выступают противниками существующих мировых религий

Атеисты исключительно рассматривают вопросы религии

Религиозный агностицизм

Наиболее яркое применение данной концепции мы видим в теологии. Агностик считает невозможным установить факт существования бога, равно как и опровергнуть факт его существования. Поэтому мыслящий человек может верить в бога только в рамках допущения возможности его существования, но никак не в качестве приверженца какой-либо религии со всеми ее догмами и ритуалами.

Догматизм любой религии противоречит убеждениям агностика о непознаваемости окружающего мира, поэтому любые приписываемые божествам сверхспособности не могут быть взяты на веру, равно как и не могут быть опровергнуты. Соответственно, требование соблюдения религиозных ритуалов тоже ничем не обосновано, и уж точно не может быть объяснено, почему они должны быть такими, а не какими-то другими.

Сам факт попыток навязать некие догматы недопустим с точки зрения агностицизма, потому что любые приводимые доказательства существования или отсутствия бога не могут быть достаточными и убедительными ввиду субъективности самого процесса познания. Более того, нужно считать недопустимым и аморальным само требование принимать что-либо на веру, не требуя логических доказательств. Другими словами, само по себе познание агностицизм не отрицает, однако указывает на его субъективность.

Такой подход позволил философам прошлого противопоставить агностиков и верующим, и атеистам, потому что и верующие, и атеисты высказывались однозначно либо «за», либо «против» факта существования бога, однако никто не готов допустить, что не может знать, так ли это. Заметим, что сторонников агностицизма среди философов достаточно много.

Нужно ли становиться агностиком

На сегодняшний день в мире постоянно растет количество агностиков и атеистов. Это в первую очередь связано с прогрессивным развитием общества и науки. А также с тем фактом, что все больше государств становятся светскими (нерелигиозными). Поэтому вопрос «Нужно ли становиться агностиком» лежит исключительно на вас и ваших взглядах. Вы должны сами решить, какие взгляды и позиции являются для вас более верными.

Как стать агностиком

Так как агностицизм не является религией, то процедура становления представителем этого течения достаточно простая. Осознание действительности «Я агностик» требует прохождения определенного процесс ознакомления с соответствующей литературой. Давайте рассмотрим этот процесс:

  1. Изучите литературу об агностицизме;
  2. Сделайте вывод, подходят ли лично вам такие позиции;
  3. Если вы являетесь представителем какой-то религии, то вам необходимо от нее отказаться. Так как вера предполагает абсолютную веру в наличие высших сил. Колебаний здесь быть не должно;
  4. Просто начните придерживаться принципов агностиков.


Нельзя остаться, например, иудеем, если вы – агностик

Как перестать быть агностиком

Процедура такая же легкая, как и становление агностиком. Просто перестаньте сами причислять себя к агностикам. Никаких специальных способов выхода из этой «веры» нет. Вы, как и все люди, постоянно развиваетесь, а соответственно ваше мировоззрение и взгляды на жизнь могут меняться с возрастом.

Основа современной цивилизации

Именно критическое отношение к добытому знанию двигает науку вперед. Представим, что было бы, если каждую теорию принимать на веру и считать незыблемой. Это уже будет не наука. Тщательная экспериментальная проверка и периодический пересмотр общепринятой парадигмы лежат в основе развития цивилизации. Такой подход никто не называет агностицизмом, но он является фундаментом, глубоко скрытым в самом начале становления общества.

Агностицизм является своеобразным противоядием от многих вещей. Например, от безграничной веры в научно-технический прогресс. Людям свойственно искать панацею – спасение от всех несчастий. При этом поиски направлены на внешний мир, а не на самого человека. Агностицизм предостерегает от этого.

Почему философию Канта называют агностицизмом?

В 1770 состоялся переход Канта к воззрениям «критического» периода; в 1781 появилась «Критика чистого разума», за ней были опубликованы «Критика практического разума» (1788) и «Критика способности суждения» (1790). В них последовательно излагались: «критическая» теория познания, этика, эстетика и учение о целесообразности природы, в работах , «критического» периода Кант доказывает невозможность построить систему умозрительной философии («метафизики», согласно принятой тогда терминологии) до предварительного исследования форм познания и границ наших познавательных способностей. Исследования эти приводят Канта к агностицизму— к утверждению, что природа вещей, как они существуют сами по себе («вещей в себе»), принципиально недоступна нашему познанию: последнее возможно только относительно «явлений», т. е. способа, посредством которого вещи обнаруживаются в нашем опыте. Достоверное теоретическое знание имеется только в математике и естествознании.

В разуме, по Канту, заложено неискоренимое стремление к безусловному знанию, вытекающее из высших этических запросов. Под давлением этого человеческий рассудок стремится к решению вопросов о границах или беспредельности мира в пространстве и времени, о возможности существования неделимых элементов мира, о характере процессов, протекающих в мире (с точки зрения наличия в них необходимости, случайности и свободы), о существовании Бога как безусловно необходимого существа. Кант считал, что с равной доказательностью могут быть обоснованы противоположные решения: мир и конечен, и не имеет пределов; существуют неделимые частицы (атомы) — и таких частиц нет; все процессы протекают как причинно обусловленные — и существуют процессы (поступки), совершающиеся свободно; имеется безусловно необходимое существо — и такого существа нет. Таким образом, разум по природе антиномичен, т. е. раздваивается в противоречиях.

11. Понятие абсолютной идеи в философии Гегеля

Гегель – нем философ, объективный идеалист, представитель нем. кл. Ф. Заслуга – впервые представил весь окр. мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития. Значение Ф Г – в систематической форме было изложены диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования. Гегель разработал диалектику как Ф науку, обобщающую всю историю познания и исследующую наиболее общие закономерности развития объективной действительности. Согласно гегелевской идеалистической системе, основой всех явлений природы и общества является мировой дух – абсолютная идея, абсолютный дух, Бог, который рассматривается в движении и диалектическом развитии. Развитие представляется в виде спирали и имеет 4 уровня: тезис (абсолютный дух), антитезис (развитие духа на уровне человеческого разума), синтез (человеческий разум), снятие всех противоречий. Дальше развития нет. Все законы рассматриваются по отношению к абсолютному духу. Таким образом, диалектический метод Г показывает, что абсолютная идея находится в постоянном развитии, в ходе которого происходит накопление результатов каждого этапа через отрицание устаревшего и повторения исходных черт предыдущего этапа на высших ступенях (развитие идет по спирали). Конечный итог движения абсолютной идеи – получение абсолютных знаний (синтез).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]