Коммуникация в психологии это, определение невербальная, вербальная, эффективная, массовая

Общение и коммуникация являются неотъемлемыми составляющими человеческой природы. Различия между терминами можно понять в полной мере, если привести для каждого из них определения. Общаться человек должен для гармоничного развития, коммуникация же позволяет ему узнавать больше, находясь в обществе. Понятия воспринимаются специалистами в области психологии, философии по-разному. Собственный взгляд на них имеется и у личностей творческих. Именно поэтому важно знать, какие имеются отличия и существуют ли они относительно указанных терминов.

Коммуникативная сторона общения

Вам будет интересно:Функционализм — это что за метод? Понятие, теория, концепция и принципы функционализма в социологии

Общение как коммуникация представляет собой взаимный обмен сведениями между собеседниками, передачу и прием знаний, точек зрения и чувств. Следует обратить внимание, что информация в процессе общения не просто передается от одного лица к другому (человек, который передает сведения, именуется коммуникатором, а получающая сторона – реципиентом) – осуществляется именно обмен. Он может быть реализован как на речевом (вербальном), так и на неречевом (невербальном) уровне.

Вербальная информация и ее передача

Вам будет интересно:«Олдскульный» — это мода на прошлое

Вербальная коммуникация (общение) предполагает использование человеческой речи в качестве средства передачи сведений. Зачастую в обществе можно столкнуться с мнением, что речь способна скрыть истинную сущность человека. С другой стороны, именно она может демонстрировать ее, без всяких принципов и вопреки воле говорящего. Стоит отметить, что речевое общение (речевая коммуникация) играет важнейшую роль в общественной жизни. Дело в том, что эффективность категории, как правило, связывается с коммуникативным аспектом.

Ключевой целью обмена сведениями выступает выработка одной точки зрения между общающимися людьми, достижение согласия относительно определенных проблем и ситуаций. При этом важнейшую роль играет правильное понимание информации. Именно поэтому умение грамотно выражать собственные мысли, а также умение слушать – это неотъемлемые составляющие общения как коммуникации.

Определение

Коммуникация в психологии — это сознательная или подсознательная передача и обмен информацией с другими людьми. Является своеобразной формой взаимодействия между индивидами, что осуществляется посредством познавательной деятельности. Относится к адресному влиянию на ценности и взгляды собеседника, которые выстраиваются исходя из рациональной составляющей.

Коммуникацию можно рассматривать в качестве необходимого условия для развития взаимоотношений человека. Способность к передаче информации также является одним из основополагающих аспектов совершенствования всего общества, поскольку она выступает в роли основного взаимодействия между различными этническими группами.

Автор термина, социолог американской школы психологии, Чарльз Купи в начале XX века определил коммуникацию в качестве «механизма, благодаря которому, существуют и развиваются абсолютно все человеческие отношения — в контексте образов подсознания, соединенными со способами их визуализации и передачи в жизни, включая сохранение во времени».

Согласно советскому ученому И. П. Яковлеву, а также другими психологами в смежных тематиках, под определением коммуникации следует понимать систему исследовательской практики в роли коммуницирования в обществе, включая: развитие, структуру и содержание, практическое использование.

В то же время, М. С. Андрианов локализирует определение в качестве понимания первоначальных аспектов социального взаимодействия, отталкиваясь лишь от смыслового значения.

Исходя из слов немецкого социолога Никласа Лумана, коммуникация — это «определенное исторически протекающее событие, зависящее от временного этапа».

Также определение было охарактеризовано им в качестве совокупности действий, подходящих для социальных систем, наличие которых перераспределяет знания в обществе. Он не воспринимал коммуникацию в роли передачи информации или семантического содержания психологической подсистемы.

Коммуникация в психологии — это средство, при помощи которого отдельные индивиды могут поддерживать и конструировать собственные отношения между собой, согласно Т. Силларсу и А. Вангелисти,

История развития

Исследовательская практика, направленная на изучение коммуникации в роли самостоятельной научно-социологической области связана с развитием инфокоммуникации на основе телекоммуникационных и информационных технологий.

В особенности, на формирование коммуникации, повлияло возникновение радио в 1920-х г. Позднее, с появлением компьютеров и телевидения, а также с началом глобализации больших компаний, процесс исследования в качестве научно-психологического феномена возрос в несколько раз.

Первая коммуникационная кафедра открыта в начале 1940-х г., в США. Со слов доктора философских наук, по совместительству, профессора социальной философии А. В. Назарчука, проявление проблематики термина развивалось исходя из 3 основных направлений:

  • англо-американский. Направлен на анализ лингвистически обусловленного процесса, а также прояснения языковой систематики разных народов;
  • французский. Отличается неограниченным смысловым значением языкового коммуницирования, что определяется социальной проблематикой современного общества: идеологические искажения, критическое настроение к власти, отсутствие осмысления и т.п.
  • «Философия диалога». Характеризуется полемическим отношением к философии трансцендентального и психологического типа, отталкиваясь от субъективности значения «Я — Ты» в сторону ведения коммуникации. Развита М. Бубером, М. Бахтином, Ф. Эбнером и др.


Ф. И. Шариковым был выведен неологизм «коммуникология», который объяснял любые исследовательские деятельности, направленные на объективное понимание коммуникации — систематизированные знания о развитии средств общения в качестве психологического феномена.
В психологии и лингвистической практике, коммуникация рассматривается в качестве факторов, способствующих для правильного восприятия и передачи образной информации, что объясняет процесс локальной и массовой деятельности. Это также позволило вывести определение коммуниканта — участника диалога.

Что влияет на понимание информации?

Вам будет интересно:Что такое «полон»? Какие значения скрывает слово?

На понимание сообщений, поступающих к реципиенту со стороны коммуникатора, существенное влияние оказывает их содержание и форма. Они в первую очередь зависят от отношения говорящего к слушающему, его личностных характеристик, а также от конкретной ситуации, в условиях которой протекает процесс общения (коммуникации). К примеру, ваш разговор с лучшим другом так или иначе будет отличаться от общения с клиентами или преподавателями. Помимо этого, при коммуникации должны учитываться определенные ценности собеседника. Делом в том, что в процессе рассмотрения мира посредством собственного «видения» следует не забывать о том, что партнер видит, слышит и размышляет несколько иначе. Кстати, именно отсюда возникает непонимание между взрослыми и детьми. Окружающим обстоятельствам и предметам они придают абсолютно разное значение.

Упражнения для отработки навыков общения

Навыки общения необходимо постоянно тренировать. Только так вы научитесь легко и свободно общаться даже с незнакомыми людьми.

Если ваша стеснительность и робость не позволяют даже подойти к незнакомцу, то стоит обратиться за консультацией к психологу. А для отработки навыков общения помогут следующие упражнения.

Разговор с мебелью

Ежедневно рассказывайте своему столу, стулу или комнатному цветку о том, как прошел ваш день, что интересного произошло. Постарайтесь сдержать приступ хохота и серьезно отнестись к этой практике.

Такое упражнение поможет вам связно, логично и грамотно выражать свои мысли, не путаться в них, а также отрегулировать мимику и жесты. Если построить беседу с мебелью у вас не получается, то еще более удачным слушателем для данного упражнения станет питомец. Собачка или кошечка всегда будут охотно слушать рассказы своего хозяина.

Монолог перед зеркалом

Подойдите к зеркалу и начинайте вслух произносить мысли, которые приходят вам на ум. Постепенно старайтесь их логически связывать, последовательно развивая, чтобы получился интересный рассказ.

Это упражнение поможет вам понять, как вы выглядите со стороны во время беседы, научиться составлять связные предложения и наладить контакт с самим собой. Достаточно упражняться по 10 минут 2 – 3 раза в неделю.

Пересказ

Наверняка у вас есть любимый блог или сайт, который вы читаете ежедневно – например, блог “В своем доме”. Это очень пригодится при выполнении данного упражнения. Прочитав очередную статью, постарайтесь ее пересказать максимально близко по смыслу и логике построения. Если статья очень большая, то пересказывайте постепенно, по 3-4 абзаца.

Такое упражнение развивает навык думать и говорить одновременно. Благодаря ему ваша речь станет более связной и осмысленной. Для достижения хорошего результата упражняться необходимо ежедневно.

Развитие чужой мысли

Выполнение упражнения начинается с того, что вы включаете телевизор или любое видео в сети. В течение 30 секунд слушаете говорящего, затем выключаете звук и следующие 30 секунд продолжаете его мысль.

Такая тренировка развивает гибкость ума, учит находить нестандартные решения. Упражняйтесь по 10 минут в день, и вы будете приятно удивлены результатом.

5 незнакомцев

Самая лучшая тренировка для отработки навыков общения – это само общение. Приучайте себя каждый день заводить непринужденную беседу с пятью незнакомыми людьми. Не меньше! Это могут быть случайные прохожие, у которых вы можете спросить время или уточнить маршрут, консультант в магазине, к которому вы обратитесь за советом по выбору товара… В общем, проблем с поиском незнакомцев возникнуть не должно. Они ведь окружают нас буквально повсюду. Нужно только выйти из дома.

Для отработки техники речи я рекомендую вам посмотреть интересное видео:

Особенности информации

Технология общения и коммуникации предполагает, что посланное сообщение может быть изменено в результате влияния характеристик личности реципиента, а также его отношения к говорящему, конкретной ситуации и содержания общения. Стоит иметь в виду, что любая информация проходит своеобразный фильтр «доверия – недоверия». Именно поэтому зачастую истинные сведения могут показаться неприятными, а ложные – приятными. В большей мере человек доверяет информации, которая получена от близких людей, в меньшей – от дальних знакомых или незнакомцев. Зачастую в процессе общения как коммуникации человек сталкивается с тем, что его побуждения и слова неправильным образом воспринимаются собеседником, иными словами, «не доходят» до него. Действительно, на пути передачи сведений могут возникнуть некоторые препятствия и затруднения. В данном случае речь идет о коммуникативных барьерах, которые классифицируются на барьеры отношения, барьеры непонимания и барьеры социально-культурного различия.

Что такое «личные границы»?

Для меня понятие «личные границы» включает то, что я не хотела бы делать кому-то то, что мне самой было бы неприятно. Но у всех людей такие разные понятия личной границы. Что это на самом деле?

Личная граница – это черта, за которую не нужно заходить! Граница, она и есть граница! Зайдешь, значит, нарушишь, а иногда и разорвёшь навсегда отношения. А это всегда болезненно!

Наши личные границы всегда начинаются с нашего тела, и начинаем мы это ощущать с самого детства. Физические наказания, грубое вторжение в личное пространство (например, чтение дневника с личными записями), нарушение уединения, психологическое насилие в виде оскорблений, криков, проявления неуважения в любом возрасте, оскорбительные шутки и насмешки и пр., все это очень сильно влияет на наше понимание личных границ, особенно грешат этим родители (рекомендуем статью про сепарацию от родителей).

Все это очень сильно бьет по самооценке, особенно если власть родителей очень сильна. Ребенок первоначально пытается отстаивать свои границы, но его часто пресекают иногда совсем не по делу. Родители манипулируют ребенком, вызывая чувство вины и стыда.

Во взрослом состоянии наше тело и мозг запоминают наше поведение «из детства», и мы потом так и живем, когда наши границы постоянно попираются. А мы безропотно это принимаем, пока наше терпение не лопается и не случается «война», иногда с самыми близкими людьми за свои личные границы.

Совет. Не терпите попирание ваших личных границ, отсекайте сразу и говорите то, что вам не нравится. Говорить о своих потребностях и чувствах нужно сразу. Это устанавливает правила общения и обозначает границы.

Коммуникация и общение: различия

Сегодня общение, будучи достаточно распространенным понятием, по-разному воспринимается философами, психологами, творческими личностями и другими людьми, которых не особо волнует вопрос содержания категории, когда они разговаривают по телефону или дискуссируют на ту или иную тему. Многие считают, что общение и коммуникация – это одна и та же категория. Так ли это на самом деле?

Под общением следует понимать многоплановый процесс психической, интеллектуальной и речевой деятельности, которая направлена в первую очередь на формирование и дальнейшее развитие контактов. Коммуникация – не что иное, как совокупность речевых и неречевых операций, результатом произведения которых служит обмен сведениями на уровне межличностного взаимодействия. Итак, в понятиях «общение» и «коммуникация» различия все-таки есть.

Зачем нам коммуникации?

Когда-то, лет десять назад, я услышала на тренинге личностного роста такую фразу, что «все к нам приходит через людей»… и любовь, и деньги, и хорошие идеи, и много еще что другого. Поэтому и строить коммуникации нужно с живым человеком, а не с телефоном. Даже если первое общение сложилось по телефону, то стоит через некоторое время встретиться с этим человеком, и пообщаться с ним «вживую». Это совет, который нам дала коуч на тренинге и которым я пользуюсь и по сей день!

Хотя сейчас нередко можно встретить семейные пары в кафе и просто пары, которые сидят за столом уткнувшись каждый в свой телефон… Невольно задаешься вопросом: «А они зачем сюда пришли?»

Всегда вспоминаю семейные обеды во Франции, где люди собираются не просто поесть, они приходят, чтобы пообщаться… Как правило, обеды у них долгие и это хорошая семейная традиция!

Сравнение категорий

Вам будет интересно:Развитие познавательных способностей младших школьников, ФГОС: формирование, основы воспитания, цели и задачи

Важнейшем свойством общения является универсальность, способность грамотно соединять существующие на сегодняшний день разновидности отношений между людьми, которые служат инструментом для удовлетворения потребности в совместной работе и дают возможность каждому человеку посредством категории взаимопонимания рассматривать себя как уникальную личность. Сюда прежде всего относятся коммуникация (вид общения, который считается основным), взаимодействие между участниками процесса общения и их прямое восприятие друг друга как партнеров, развивающих диалог.

Коммуникация как вид общения

Коммуникация, будучи одной из разновидностей общения, наделена важнейшими функциями. Сюда входит речевая деятельность человека, тактильные и визуальные способны восприятия им сведений через мимику, жесты, интонации и позы. Названный вид общения, коммуникация, и речь тесно связаны между собой. Дело в том, что в процессе коммуникативного общения человек слушает и говорит. Кроме того, он выражает собственное отношение к собеседнику и содержанию речи. Человек может улыбаться или злиться, подчеркивать важность сказанного посредством легкого касания руки партнера или «бросаться» фразами в ироничном тоне. Он может несколько откинуться, чтобы продемонстрировать недоверие к словам собеседника, или совершить целый ряд других действий. Общение и средства коммуникации дополняют друг друга, ведь вербальный контакт в настоящее время практически невозможен без невербальной информации. Следует иметь в виду, что лишь в такой форме он превращается в основу общения.

Основные элементы коммуникации.

Деловое общение — это коммуникация, т.е. обмен информацией, значимой для участников общения.

« Коммуникация»

1) общение, передача информации от человека к человеку

(межличностная коммуникация);

2) общение и обмен информацией в обществе (социальная

коммуникация).

В любой процесс человеческой коммуникации входят три основных элемента:

люди;— сообщения;— средства передачи этих сообщений.

Основные элементы коммуникации:

1. Источник сообщения (коммуникатор) — создатель сообщения, лицо генерирующее идею. В условиях организации источником сообщения обычно является член организации, располагающий идеями, информацией, намерениями и имеющий желание установить коммуникацию.

2. Коды — символы или знаки, переводящие сообщение на язык, понятный получателю. В качестве кодов используются вербальные и невербальные средства коммуникации.

3.Сообщение — информация или закодированная идея, т.е. то, что передает источник получателю. Интерпретация информации зависит от представлений, социального класса, положения в обществе, наличия или отсутствия коммуникативных барьеров между источником информации и ее получателем. Важно составить блок информации так, чтобы он полностью заинтересовал получателя.

4.Канал — средство, с помощью которого сообщение передается от коммуникатора коммуниканту. Это средство, с помощью которого сообщение передается от говорящего к слушающему человеку. В условиях организации они могут принять форму беседы наедине, письменного сообщения, телефонного разговора, устного сообщения, неофициальной коммуникации, общего собрания и многого другого.

Обычно каналы делятся на следующие виды:

— технические (СМИ: пресса, телевидение, радио, электронные средства);

—межличностные (непосредственный обмен информацией между источником и получателем).

20. Средства общения. Формы делового общения.

Деловое общение — это коммуникация, т.е. обмен информацией, значимой для участников общения.

Все средства общения делятся на две большие группы: вербальные (словесные) и невербальные. Между вербальными и невербальными средствами общения существует своеобразное разделение функций: по словесному каналу передается чистая информация, а по невербальному — отношение к партнеру по общению.

Особенности вербальной коммуникации

К вербальным средствам общения относят — письменную и устную речь, слушание и чтение. Устная и письменная речь участвуют в производстве текста (процесс передачи информации), а слушание и чтение — в восприятии текста, заложенной в нем информации. Вербальный канал используется для передачи информации.

Две основные составляющие делового общения: умение говорить и умение слушать

Умение говорить: дикция, формулировка основных тезисов, словарный запас, и т.д.

Умение слушать заключается в получении обратной связи

Невербальные средства общения

При помощи невербальных средств люди могут общаться, не произнося ни слова. К невербальным средствам общения относят мимику, жесты, интонацию, тембр голоса, походку, тактильное воздействие, т.е. показатели скрытых психологических характеристик личности.

Формы делового общения.

1. Деловая беседа — устный контакт между собеседниками. Ее участники должны иметь полномочия для принятия и закрепления выработанных позиций. К функциям деловой беседы относятся: решение стоящих перед участниками задач, общение между работниками одной деловой среды, поддержание и развитие деловых контактов.

2. Деловая переписка — деловое письмо (служебное послание в виде официального документа, а также в форме запросов, предложений, претензий, поздравлений и ответов на них). При составлении делового письма нужно, чтобы оно было актуальным, кратким, логичным, убедительным с отсутствием излишней солидарности.

3. Деловое совещание — это дискуссия с целью разрешения организационных задач, включающая в себя сбор и анализ информации, а также принятие решений.

21. Деловая переписка. Виды деловых писем.

Принято выделять следующие виды деловых писем. По тематическому признаку деловые письма разделяют на:

  1. Коммерческие – используются при подготовке к заключению коммерческой сделки, а также при выполнении условий договоров. К ним относятся следующие деловые письма:
  • оферта (письмо-предложение) – заявление лица о желании заключить сделку с указанием конкретных условий сделки;
  • письмо-запрос — обращение одной стороны к другой о желании заключить сделку, как правило, без указания условий сделки либо уточнить какой-то вопрос при осуществлении сделки;
  • рекламация (письмо-претензия) — претензии к стороне сделки, которая нарушила принятые на себя по договору обязательства, и требование возмещение убытков.
  • Некоммерческие (собственно деловые письма) – используются при решении различных организационных, правовых вопросов, экономических взаимоотношений. К ним относятся:
  • благодарственное письмо – содержит выражение благодарности по какому-то поводу;
  • гарантийное письмо – содержит в себе подтверждение определенных обязательств;
  • информационное письмо (письмо-извещение, письмо-сообщение, письмо-уведомление) — предполагает информирование о каких-то событиях либо фактах, которые составляют интерес либо могут заинтересовать адресата;
  • письмо-напоминание — содержит напоминание о выполнении договоренностей, обязательств и меры, которые будут приняты в случае их невыполнения;
  • письмо-подтверждение – содержит подтверждение получения какого-товара, согласия с чем-либо, какого-то факта и т.п.;
  • письмо-поздравление – содержит поздравление по какому-то поводу;
  • письмо-приглашение – содержит приглашение на какое-то мероприятие;
  • письмо-просьба – содержит просьбу совершить либо прекратить какое-то действие, побудить к действию и т.п.;
  • письмо-соболезнование – содержит сочувствие по какому-то поводу;
  • сопроводительное письмо – составляется для сообщения адресату о направлении каких-то сопроводительных документов, материальных ценностей и т.п.

По функциональному признаку деловые письма делятся на:

  1. Письма-ответы – ответы на инициативные письма.
  2. Инициативные письма – составляются по инициативе адресанта с определенной целью.
  • Письма, требующие ответа (письмо-запрос, письмо-предложение, письмо-рекламация, письмо-просьба, письмо-обращение).
  • Письма, не требующие ответа (письмо-напоминание, письмо-предупреждение, письмо-извещение, сопроводительное письмо, письмо-подтверждение).

По признаку получателя деловые письма делят на:

  1. Циркулярные письма – письма, адресованные нескольким получателям одновременно.
  2. Обычные письма — адресованные одному конкретному получателю.

По композиционному признаку деловые письма бывают:

  1. Одноаспектные – рассматривают один вопрос.
  2. Многоаспектные – затрагивают несколько вопросов одновременно.

По структуре выделяют следующие деловые письма:

  1. Регламентированные – составляются по определенному установленному образцу.
  2. Нерегламентированные – содержат авторский текст и составляются в свободной форме, не имеют установленного образца.

По форме отправления деловые письма могут быть:

  1. Конвертные – отправленные с помощью почты в конверте.
  2. Электронные – отправленные в электронном виде на e-mail.
  3. Факсовые – отправленные по факсу.

22. Телефонное общение.

От того, как хорошо человек умеет вести телефонные переговоры, будет зависеть исход всего разговора. Сейчас переговоры по телефону — это в основном телемаркетинг, т.е. продажи какого-либо товара или услуги по телефону.

Плюсы телефонных коммуникаций:

• общение идет не визуально, значит, не видно отрицательных эмоций, которые могут напрячь, остановить или сбить человека, ведущего переговоры. Сложные тексты и фразы можно подготовить себе заранее и читать

• можно легко прервать разговор

Минусы такого вида переговоров можно вывести из плюсов

Умение эффективно общаться по телефону — уникальное искусство, особое внимание нужно уделить:

• умению слушать;

• профессиональному общению;

• приемам, помогающим справляться со сложными ситуациями и общаться с трудными людьми;

• контролю телефонных переговоров.

Что необходимо:

1. Чувствовать себя будто на сцене. Все личные переживания должны уйти на задний план и не должны влиять на профессиональную манеру поведения

2. Быть последовательным

3. Использовать ролевые модели (учиться у коллег)

4. Отвечать по телефону быстро. Брать трубку нужно не позже чем после 3—4 сигналов.

5. Минимизировать время ожидания

6. Дать собеседнику время на адаптацию. Необходимо предоставить партнеру возможность приспособиться к своим голосовым данным прежде, чем приступать к приветствию «Доброе утро» или «Добрый день»

Как улучшить свой телефонный стиль

1. Ведение разговора в форме диалога.

2. Контроль над своим голосом – энергичный тон

3. Оценка свойств собственного голоса. Ключевой момент состоит в том, чтобы научиться правильно выбирать оттенки голоса в различных ситуациях

23. Основные элементы коммуникации.

Деловое общение — это коммуникация, т.е. обмен информацией, значимой для участников общения.

Термин «коммуникация» появился в научной литературе в начале XX в. и имеет три значения:

1) средства связи любых объектов материального и духовного мира;

2) общение, передача информации от человека к человеку (межличностная коммуникация);

3) общение и обмен информацией в обществе (социальная коммуникация).

Основные элементы коммуникации:

1. Источник сообщения (коммуникатор) — создатель сообщения, лицо генерирующее идею.

2. Коды — символы или знаки, переводящие сообщение на язык, понятный получателю. В качестве кодов используются вербальные и невербальные средства коммуникации.

3. Сообщение — информация или закодированная идея, т.е. то, что передает источник получателю.

4. Канал — средство, с помощью которого сообщение передается от коммуникатора коммуниканту.

Источник сообщения

В условиях организации источником сообщения обычно является член организации, располагающий идеями, информацией, намерениями и имеющий желание установить коммуникацию. Источником может быть организация, группа лиц или индивид. Не всегда источник сообщения и коммуникатор это одно и то же лицо.

Код

Наиболее важный фактор, нарушающий смысл коммуникации, — нарушение целостности передаваемой информации, неправильное кодирование и декодирование информации. При разговоре важно ориентироваться на собеседника, соотносить свой и его уровень общения

Сообщение

Интерпретация информации зависит от представлений, социального класса, положения в обществе, наличия или отсутствия коммуникативных барьеров между источником информации и ее получателем

Каналы

Это средство, с помощью которого сообщение передается от говорящего к слушающему человеку

каналы бывают

технические (СМИ: пресса, телевидение, радио, электронные средства);

— межличностные (непосредственный обмен информацией между источником и получателем).

24. Эффект воздействия в процессе общения.

Общение с людьми — это наука и искусство.

Мужской стиль общения более активен и предметен, но в то же время более соревнователен и конфликтен, чем женский. При этом для мужчины содержание совместной деятельности важнее, чем индивидуальная симпатия к партнерам. Мужское общение отличается большей эмоциональной сдержанностью. Женщины свободнее и полнее выражают свои чувства и эмоции, у них раньше возникает потребность делиться с кем-то своими переживаниями, а также способность к сопереживанию (эмпатия).

Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция).

Деловое общение реализуется в различных формах:

• деловая беседа;

• деловые переговоры;

• деловые совещания;

• публичные выступления.

В процессе общения следует обращать внимание на дистанцию, которую выбирают собеседники.

Визуальное общение — контакт глаз. К визуальному общению обычно относят сам взгляд, его направление, частоту контакта глаз

Идентификация — одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему.

Эмпатия — это способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания

В трудностях общения следует выделить сугубо психологический и коммуникативный аспекты. Психологический аспект разнообразных трудностей и помех в общении связан с личностным фактором, мотивационно-содержательной стороной общения и включает в себя, с одной стороны, отчужденность и аутистичность, а с другой — избыточность, бессодержательность общения.

Коммуникативный аспект заключается в неумении установить контакт и в неспособности его установить. Если первое связано с коммуникативной компетентностью, навыками и умениями, которым можно научиться, то второе вытекает из особенностей личности и труднее поддается коррекции.

Коммуникативные системы

Коммуникация и все сопутствующие ей процессы имеют тесную взаимосвязь со знаковыми системами. К ним целесообразно отнести числовые символы, условные обозначения, алфавит, дорожные знаки, а также звуковые и цветовые сигналы. Стоит заметить, что применение этих символов способствует установлению дистанционного общения, если непосредственный контакт между участниками считается невозможным.

Общение как коммуникация и форма отношений межличностного плана сочетает в себе перцептивные и интерактивные функции с коммуникативными. Если коммуникация связана с обменом сведениями между людьми, то перцептивная сторона отвечает за их восприятие друг друга, а интерактивная предполагает организацию взаимодействия между ними в соответствии с типом делового, личного или официального общения.

Методы изучения и совершенствования

Межличностное общение исследователи изучают очень давно. Существует 4 типа методов:

  • исследования межличностного взаимодействия;
  • измерения особенностей коммуникации;
  • изучения самоуважения, самооценки, механизмов психологической защиты;
  • исследования социальной мотивации.

Проблемы с общением закладываются с раннего возраста. На коммуникацию влияют взаимоотношения в семье. Родителям рекомендуется:

  1. Разговаривать друг с другом без злобы, проявления негативных чувств. Голос должен быть спокойным, мягким. При этом нужно чаще выражать положительные эмоции.
  2. Регулярно читать сказки малышу. После прочтения нужно спрашивать малыша, что он запомнил, какой мотив поведения главных героев понял. При обсуждении нужно детально разбирать сюжет.
  3. Давать малышу самому попросить, что он хочет. Изначально это могут быть отдельные слова, но с развитием речевых навыков нужно научить его развернуто формулировать желания.
  4. Оградить ребенка от гаджетов, поощрять его общение со сверстниками. Лучше отдать его в спортивную секцию, записать в развивающие кружки, которые посещают сверстники.
  5. Общаться с малышом через игру.

С самого детства ребенка нужно обучать правилам этикета. Например, необходимо научить его не повышать голос, не использовать грубые выражения, слова. При желании получить что-то он должен научиться просить это, а не настаивать или требовать.

Общество и общение — два взаимосвязанных понятия, которые не могут существовать без друг друга. С помощью коммуникативных навыков люди делятся различной информацией, обмениваются навыками, жизненным опытом, налаживают отношения.

Невербальная коммуникация. Оптико-кинетическая знаковая система

Как выяснилось, обмен сведениями осуществляется не только через речь, но и через иные знаковые системы, которые в комплексе формируют средства невербальной коммуникации. Для начала рассмотрим оптико-кинетическую систему, подразумевающую использование пантомимики, жестов и мимики. Стоит отметить, что в классической литературе можно отыскать более 20 000 характеристик выражения лица. Например, Л. Н. Толстой в известном романе «Война и мир» отобразил 93 разных описаний улыбки.

При попытке создать внутреннюю классификацию оптико-кинетической знаковой системы выяснилось, что актуально использование принципа, аналогичного общему. Так, лицо делится на три части посредством горизонтальных линий: лоб и глаза, нос и область носа, подбородок и рот. Далее обозначается 6 ключевых эмоций, которые наиболее часто используются при помощи средств мимики: удивление, страх, грусть, гнев, радость и отвращение. Следует знать, что установка эмоции в соответствии «с зоной» позволяет фиксировать мимические движения более или менее определенно.

Жесты и позы, которые применяет человек при общении, оказывают достаточно серьезное воздействие на собеседника. К примеру защитные жесты (скрещенные на груди руки; сжатые кулаки; ладони, прикрывающие лицо) предполагают усиление чувства закрытости собеседника, а соответственно, ухудшают контакт. Наоборот, улыбающееся лицо и открытые ладони бессознательным образом снимают чувство напряжения даже у человека, с которым вы находитесь в весьма натянутых отношениях.

Проксемика и визуальный контакт

Проксемика – не что иное, как организация времени и пространства в процессе коммуникации. Рассмотрим, к примеру, нормы приближения человека к собеседнику, свойственные для американской культуры (в сантиметрах):

  • От 0 до 45 – интимное расстояние.
  • От 45 до 120 – персональное расстояние.
  • От 120 до 400 – социальное расстояние.
  • От 400 до 750 – публичное расстояние.

Члены команды должны находиться справа от лидера.

Кроме того, у каждого человека есть своя «зона личного пространства», которую можно осознать интуитивным образом. Как правило, она варьируется от 40 до 50 сантиметров. Если данную зону пересекает несимпатичный или незнакомый человек, то появляется стихийное раздражение. Однако в отношении симпатичных людей стоит ожидать противоположной реакции. Посредством изменения физической дистанции можно даже управлять состоянием собеседника. Следует знать, что у женщин эта дистанция в некоторой степени больше, чем у мужской части населения. Именно поэтому дамы более болезненно реагируют на ее сокращение.

Под визуальным контактом следует понимать длительность взглядов, частоту обмена ими, смену динамики и тактики взглядов или их избегание. К примеру, исследователи показали, что у женщины, которая смотрит на любимого человека, расширяются зрачки глаз. Несомненно, это делает ее лицо более привлекательным по сравнению с лицом в ситуации, когда она посмотрим на неприятного ей или незнакомого человека.

Функции и роль

Коммуникация в психологии — это такое определение, которое косвенно влияет на развитие общественного взаимодействия между людьми.

Является особо значимым процессом, имеющим собственные цели и функции:

  • обеспечение продуктивного и качественного обмена информацией;
  • развитие межличностного общения исходя из обмена данными;
  • создание и совершенствование каналов передачи;
  • регулировка и интеллектуализация потоков информации.
  • информирование, предупреждение и убеждение других людей.

Цели коммуникации в контексте различных групп различаются по своей функциональности. Если в экстренных ситуациях, необходимо провести общее информирование участников, или их успокоить, то, например, в учебных целях — обучить, поддержать или объединить группу лиц.

Исходя из персонализированных целей субъекта, в научной практике выделяют следующие функции коммуникации:

  1. Информационная. Коммуникация выступает в роли посредника, что характеризуется обменом мнений, информацией, решениями и замыслами между коммуникантами. Подобный обмен развивается как при решении проблем, так и для практической цели, в том числе — поддержания отношений между субъектами.
  2. Социальная. Развитие и формирование культурных составляющих во взаимоотношении индивидов. Отличается наличием формирования личностных мнений или мировоззрений, а также реакций на определенные события. Характеризуется обеспечением высокой компетенции у человека, при помощи которой качественно повышается сосуществование в рамках культурных особенностей.
  3. Экспрессивная. Используется для выражения и понимания тех или иных эмоциональных переживаний. Состоит из непосредственного сбора информативной составляющей и вербально обоснованной оценочной модели. Объясняет теорию расположенности к конкретным людям. Так, если первое впечатление об оппоненте оказалось плохим, дальнейшие планы по развитию отношений могут разрушиться. Любое выражение эмоциональных проявлений особо важно при желании совершенствовать диалог с собеседником. Характеризуется повышенным самовыражением эмоций или чувств через оба коммуникативных вида — вербального и невербального.
  4. Прагматическая. Дает возможность регламентировать поведенческие факторы и оценить деятельность участников беседы, а также скоординировать действия в какую-либо сторону. Может использоваться, как для себя, так и для партнера, что позволяет мотивировать его к совершению определенных действий.
  5. Интерпретативная. Помогает лучше понять собеседника, его установки или намерения, а также выявить нежелательные переживания при беседе. Чаще всего используется для сбора и передачи информации, помогающей в какой-либо деятельности, оценке или мнениях.

Социально-ролевой контекст общения связан с наличием ожиданий и не может проявляться без знаний окружающей среды. Уровень деловых отношений реализуется посредством совместного сотрудничества между партнерами общения.

Личностно-интимный характер обязует человека к удовлетворению собственной потребности для понимания, переживания или сочувствия другого индивида. Для этого обычно используются такие психологические факторы, как эмпатия, близость или доверительность.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]