Адаптация в педагогике — это… Определение понятия, роль, сущность и условия

Термин «адаптация» в переводе с латинского языка означает «прилаживание», «приспособление». Что он подразумевает собой? В общем смысле данное понятие означает приспособление организма, а также всех его функций, клеточек и органов к изменившимся условиям среды.

Адаптационные процессы жизненно необходимы человеку. Они позволяют сохранить сбалансированную деятельность органов, систем и психической организации личности в случае меняющихся жизненных условий.

Определение

Адаптация в педагогике — это естественное состояние индивида, которое проявляется в привыкании (приспособлении) к новой деятельности, к изменившимся условиям жизни, к появившимся социальным контактам и изменившимся социальным ролям. В целом данное понятие является одним из основных рассматриваемых при научных исследованиях организма. Дело в том, что механизмы данного процесса вырабатывались у человека на протяжении всей его эволюции. Они позволяют нашему организму существовать в постоянно меняющихся условиях.

Вам будет интересно:Правильно ставим ударение в «позвонишь», «позвонят», «позвоним»

Проблему приспособления выдвинули и обосновали Ж.Б. Ламарк и Ч. Дарвин. Сам термин «адаптация» впервые ввел Ауберт в 1865 г . После этого он широко применялся в литературе биологической направленности. Здесь под адаптацией исследователи понимали только лишь одни функциональные изменения анализаторов и органов чувств. Но постепенно, по мере развития науки, понятие адаптации стало выходить за рамки теории эволюции. Оно стало проникать в медицину, социологию, социальную психологию, кибернетику. Встретить данный термин можно и в других сферах познания.

Социальная адаптация

Вам будет интересно:Циклотрон — это… Понятие, определение, технические характеристики, методы исследований, расчеты, ускорители частиц и принцип работы

Что подразумевает собой процесс приспособления индивида к окружающей среде? Это не только возможность успешного функционирования его организма в изменившихся условиях. Понятие адаптации в психологии означает способность человека к его дальнейшему социальному и личностному развитию. Под этим подразумевается:

  • адекватное восприятие личностью окружающей действительности и себя;
  • нормальная система общения и отношения с окружающими;
  • способность к труду и обучению, а также к организации отдыха и досуга;
  • изменчивость поведения с целью соответствия ролевым ожиданиям;
  • способность к самоорганизации и самообслуживанию, а также к взаимообслуживанию в коллективных отношениях.

Социально-психологическая адаптация и социализация в педагогике — это понятия довольно близкие по своему смыслу. Они обозначают процессы взаимообусловленные, взаимозависимые, но при этом не тождественные. Социализация, с одной стороны, является механизмом усвоения общественного опыта. С другой — представляет собой активное воспроизводство и наращивание межличностных отношений и связей.

Вам будет интересно:Аналитический и синтетический языки: понятие, отличия, примеры

Уже с первых дней своего появления на свет человека окружают другие люди. Общение с ними позволяет включить его в социальное взаимодействие. Самые первые представления о межличностных связях все люди приобретают еще до того, как осваивают речь. Именно в процессе взаимоотношений с окружающими всем нам удается получить свой первый социальный опыт, который в последующем становится неотъемлемой частью личности. Стоит отметить, что социализация не способствует индивидуализации. Ее человек приобретает субъективно, переживая ситуации, которые оставляют тот или иной след в его психике.

Цель адаптации

Процесс социализации представляет собой становление и формирование личности посредством овладения социальным опытом. Но в то же время если рассматривать адаптацию в психологии это один из определяющих и ведущих механизмов социализации личности. При этом основной критерий успешности данного процесса заключен вовсе не в степени конформизма и приспособленчества. Исходя из определения социальной адаптации в педагогике, это обретение человеком уверенности и независимости, раскрепощенности и самостоятельности, незакомплексованности и инициативности.

Основной целью данного процесса является вовсе не унификация личности. Человек не должен становиться послушным исполнителем чужой воли. Для успешного осуществления стоящих перед ним целей он обязан стремиться к самореализации и к развитию своих способностей.

Инсайт и рассуждения

Один из методов обучения в рамках адаптации – инсайт. Термином принято обозначать ситуацию, когда индивидуум в разные моменты времени получает данные, которые затем формируются в единую картину. Полученная карта используется при необходимости выжить в условиях адаптации, то есть в ситуации, совершенно новой для особи. Инсайт в некоторой степени – творческий процесс. Решение, как правило, появляется непредсказуемо, спонтанно, является оригинальным.

Рассуждения – еще один актуальный метод адаптации. Прибегают к нему в случае, когда готовое решение отсутствует, пробы с возможным совершением ошибок представляются малоэффективным вариантом. Результат, который получает рассуждающая особь, в будущем применяется для выхода из различных ситуаций.

Самосознание

Адаптация в психологии — это процесс довольно сложный. При этом его изучение невозможно без рассмотрения самосознания личности. Ведь именно благодаря ему включается механизм самоопределения (поиска жизненной позиции), самореализации (активности в различных направлениях), самоутверждения (достижения удовлетворенности), а также принятия самооценки. Самосознание позволяет индивиду познать самого себя. При этом личность приобретает некую целостность и идентичность.

Стоит иметь в виду, что самосознание, проявляющееся в ходе адаптации, является процессом контролируемым. Оно определяется динамикой приобретения социального опыта исходя из условий расширения общения и диапазона деятельности.

Несмотря на то что самосознание считается одной из самых глубоких интимных характеристик человеческой личности, только оно способствует постоянной коррекции представления человеком о себе в сравнении с тем мнением, которое существует о нем у окружающих. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте.

Виды адаптации

Благодаря процессу приспособления организм начинает оптимально функционировать в необычной для него обстановке. При этом ученые выделяют два вида адаптации. Первый из них – биофизиологический, а второй – социально-психологический. Нас интересует второй из них. Он и рассматривается в качестве адаптации в педагогике. Это не что иное, как механизм, с помощью которого люди приобретают определенный социально-психологический статус, а также овладевают теми или иными социально-психологическими ролевыми умениями. Он «включается» в тот период, когда человек пытается достигнуть гармонии между внешними и внутренними условиями своей деятельности и жизни. Результатом этого является повышение адаптированности личности. Другими словами, человек становится более приспособленным к новой деятельности и к условиям жизни.

Вам будет интересно:Что такое возможность? Классификация возможностей

Если рассмотреть определение адаптации в педагогике, то это не что иное, как процесс взаимодействия индивида с социальной средой, во время которого человек сталкивается с различными проблемными ситуациями в области межличностных отношений. Это позволяет личности освоить нормы и механизмы социальных установок и поведения, а также приобрести черты характера, имеющие значение для своего нормального существования в обществе.

Что же такое адаптация в педагогике? Это, по определению, каждый из этапов преодоления индивидом проблемных ситуаций. Ведь при этом человеком используются механизмы и навыки поведения, которые приобретены им на предыдущих этапах своей социализации и развития. Одновременно с этим им открываются новые способы решения задач, планы и программы внутренних психологических процессов.

Важный вклад разработку данного понятия в его широком понимании внес Ж. Пиаже. Он считал, что адаптация в психологии и педагогике – это один из самых главных процессов, благодаря которым происходит интеллектуальное развитие ребенка. При этом он выделил две составляющих данного механизма. Это аккомодация и ассимиляция. Первая из этих двух составляющих представляет собой перестройку умственной активности. Цель подобного процесса заключается в возможности усвоения вновь поступающей информации. Что касается ассимиляции, то она считается присвоением внешнего события с преобразованием его в мысленное. Говоря другими словами, адаптация в педагогике – это, во-первых, приобретение навыков, умений и знаний, мастерства и компетентности. Во-вторых – изменение психической организации человека, затрагивающей личностные (эмоции, целеполагание, мотивации и т.д.), а также когнитивные (перцептивные, сенсорные и др.) процессы.

Работаем в коллективе: особенности

Для любого руководителя предприятия исключительно важный аспект внутренней политики – адаптация персонала. При безответственном отношении к этому вопросу текучесть кадров становится высокой, а активное развитие фирмы практически невозможно. Заниматься новыми работниками руководитель может не всегда – такой подход применим лишь в малом по масштабу бизнесе. Вместо этого приходится разрабатывать стандартные оптимальные процедуры, позволяющие помочь новому человеку встроиться в рабочий процесс предприятия.

Адаптация представляет собой знакомство индивидуума с внутренней организацией, корпоративной культурой. Новый сотрудник должен подстроиться под озвученные требования и встроиться в коллектив.

Адаптация персонала – это приспособление новых людей к условиям рабочего процесса и содержанию труда, к соцсреде на рабочем месте. Чтобы облегчить процесс, необходимо продумать, как сделать процесс знакомства с коллегами и обязанностями проще. Адаптация предполагает донесение принятых в коллективе стереотипов поведения. В области ответственности нового работника – ассимилироваться, приспособиться к окружающему пространству и начать идентифицировать общие цели и собственные интересы.

Физиологические факторы

К данной группе относят биологические особенности ребенка определенного возраста. Это его физиологические и анатомические показатели, состояние здоровья, уровень трудоспособности и утомляемости. Сюда же можно включить и некоторые особенности, которые наблюдаются у индивида в функционировании той или иной системы организма. Некоторые ученые полагают, что на процесс адаптации влияет и такой фактор, как наследственность.

В качестве индивидуальных особенностей, которые рассматриваются при адаптации в психологии личности, учитывается тип нервной системы, а также наличие способности приспособиться к изменению привычного окружения. Данные факторы, как правило, и являются причиной тех различий, которые имеют место между процессами привыкания к ДОУ у разных детей.

Еще один немаловажный показатель, который влияет на социальную адаптацию, это в педагогике не что иное, как возраст ребенка в момент его поступления в дошкольное учреждение. По мнению ученых, хуже всего приспосабливаются к изменившимся условиям дети от 5 до 20 месяцев.

На эффективность протекания адаптационных процессов имеет влияние и пол ребенка. Согласно мнениям исследователей, к новым условиям лучше всего приспосабливаются девочки. Мальчишкам же намного сложнее принять изменения в окружении.

Дети: особенный возраст, особенное отношение

Детская адаптация – особенно тонкий вопрос. Как правило, проблемы впервые возникают, когда ребенка нужно отправить в ясли, детский сад. Со временем приходит время собирать ребенка в школу, и родители и дети снова сталкиваются с проблемами адаптации. Сложнее всего проходят первые дни. Для облегчения этого этапа необходимо учитывать особенности возраста малыша. На помощь родителям приходят психологи, специализирующиеся на проблемах адаптации детей к образовательным учреждениям.

Особенность адаптации в детском саду – обилие негативных эмоций в первое время. Малыши склонны капризничать и плакать, хныкать. Негативное состояние у некоторых выражено в страхе – чадо опасается неизвестного, новых людей, особенно взрослых. Стресс может спровоцировать гнев. Возможно проявление агрессии относительно кого и чего угодно. Некоторые дети в период адаптации проявляют депрессивные состояния, заторможенность, вялость.

Чтобы несколько сгладить переход, следует обеспечить позитивные эмоции, причем они должны быть связаны для ребенка с новым местом. Обильный вариант – подбор стимулов, игр, наград, которые малыш получает за адекватное поведение. Негативные эмоции со временем полностью уступят место позитивным. Родители должны быть готовы к тому, что первое время с момента начала посещения детского учреждения чадо будет плохо спать, даже если ранее таких сложностей не наблюдалось. Беспокойный сон, пробуждение в слезах или с криком – это проблема, которая самостоятельно исчерпывает себя к моменту завершения адаптационного этапа.

Индивидуально-психологические факторы

В данную группу входит уровень развития интеллекта ребенка, его самооценки, эмоциональное состояние, а также устойчивость тех или иных черт характера. По мнению ученых, поступление в ДОУ приводит к эффективному заострению свойственного ребенку темперамента. При этом наибольший дискомфорт ощущают дети-флегматики. Наиболее быстро адаптируются к изменяющемуся окружению холерики.

Помимо этого, адаптация в педагогике – это механизм, на который оказывают влияние:

  • степень привязанности ребенка к родителям;
  • специфика развития у малыша навыков в сфере общения;
  • склонность ребенка к проявлению самостоятельности;
  • степень психического развития;
  • имеющиеся привычки.

Польза и вред

Не стоит отправить ребенка в образовательное учреждение слишком рано. Даже если чадо может нормально перенести адаптацию, слишком скорое отлучение от матери не приносит ничего хорошего. Ученые выяснили, что посещение детского сада в двухлетнем возрасте гарантированно становится причиной сильного стресса, влияющего на физиологию, психику малыша. Такая практика может привести к невротическим реакциям, ведь возраст еще слишком мал, чтобы расставание с матерью прошло безболезненно. Следовательно, малыш медленно развивается, качество получаемых навыков также становится ниже.

Ребенок не может адекватно контактировать с родителями и доверять им, поскольку связь нарушилась слишком рано, не окрепнув. С годами проблемы лишь усугубляются, а малыши сталкиваются с проблемами взаимодействия со сверстниками. К четырехлетнему возрасту дети формируют группы для игр, а до этого момента предпочтительно играть в одиночестве. Оказавшись в условиях коллектива слишком рано, ребенок не может адекватно развиваться. Нередко это отрицательно сказывается на речевых функциях.

Социально-психологические факторы

В психологии и педагогике адаптация — это процесс, на который оказывают влияние:

  • социальные установки;
  • характер окружения ребенка до поступления в ДОУ;
  • специфика среды детского сада.

Наличие перечисленных выше факторов позволяет детям максимально результативно наладить контакты в новом для них межличностном взаимодействии.

По мнению некоторых исследователей, главный критерий, по которому можно определить уровень социальной адаптации в педагогике, это не что иное, как отсутствие у ребенка постоянных нарушений в его поведении, которые граничат с неврологическим нарушением. Если такая ситуация все же имеет место, то можно говорить о том, что происходит дезадаптация малыша. Он пока не смог приспособиться к новым для него условиям ДОУ.

Викарная и латентная адаптация

Викарная адаптация предполагает усвоение некоторой модели поведения, понимание ее актуальности и последствий совершаемых действий. Обычно наблюдается такая адаптация после знакомства с моделями поведения известных и знаменитых, успешных индивидуумов. Некоторые подражают персонажам фильмов или своим знакомым.

Латентная адаптация основана на получении сигналов окружающего пространства. Некоторые из них осознаются, другие воспринимаются нечетко, третьи вовсе не воспринимаются сознанием. Мозг формирует когнитивную карту мира, в котором особь вынуждена выживать, и определяет, какой ответ на ситуацию в новой обстановке будет оптимальным. Такое развитие адаптации подтверждено проведением экскрементов с крысами, способными обнаруживать путь к еде через лабиринт. В частности, ученые сперва обучали дороге, затем заливали лабиринт водой. Животное по-прежнему добиралось до пищи, хотя и вынуждено было для этого применить иные двигательные реакции.

Типы социально-психологической адаптации

Рассматривая понятие адаптации в педагогике, можно говорить о существовании следующего:

  • Прогрессивной социально-психологической адаптации. Для нее характерно достижение единства интересов личности и целей групп общества.
  • Регрессивной социально-психологической адаптации. Этот тип относится к формальным. При этом подобная адаптация не отвечает интересам общества, а также развитию личности и социальной группы.
  • По мнению некоторых психологов, регрессивный тип приспособления к новым условиям не позволяет индивиду самореализоваться и проявить данные ему природой творческие способности. Социализация личности возможна только при прогрессивной адаптации. В противном случае у ребенка выработается склонность к систематическим нарушениям норм поведения, что станет причиной возникновения новых проблемных жизненных ситуаций, приспособиться к которым не позволит отсутствие полученного опыта.

Проблемы адаптации

Вам будет интересно:Боснийский язык: история развития и особенности

Процесс приспособления детей к новой для них среде в 4-5 лет практически не имеет никаких различий. Однако если рассматривать для старших дошкольников социальную адаптацию в психологии и педагогике – это механизм, значительно расширяющий уровень возникающих проблем при освоении ребенком нового для него жизненного пространства. Все дело в том, что в шесть лет дети уже достаточно близки к переходу в новое для них учреждение образования. Это приводит к изменению у них социального статуса, что и увеличивает проблемы с адаптацией. Связано это может быть и с развитием у ребенка психического аппарата. Чаще всего в этом случае учителя отмечают отсутствие внимания, гиперактивность и агрессивное поведение учащегося.

Проблема школьной адаптации в педагогике – это тема далеко не новая. При этом на сегодняшний день можно говорить о том, что ее актуальность выросла во много раз. Виной тому стали глобализация и мобильность, политические и экономические изменения, новые подходы к устройству системы образования и т.д.

Поступление в школу, обучение в ней, а также переход из класса в класс требуют от детей особых усилий. Однако наиболее остро вопрос адаптации ребенка стоит именно при переходе в новое для него учреждение образования. Вызвано это следующим:

  • Информатизацией общества, введением образовательных стандартов и развитием технического прогресса. Все это в значительной мере усложняет процесс адаптации.
  • Требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов. Для того чтобы умения первоклассника соответствовали им, ребенку понадобится приложить немалые психологические, моральные и физические усилия.
  • Помимо этого, кроме привычных для всех учебных навыков и знаний, маленьким школьникам приходится добиваться личностных и мегапредметных результатов. Ведь только в этом случае дети будут соответствовать требованиям, предъявляемым к выпускникам начальных классов.
  • Нескончаемым потоком новой информации. Первоклассник в один момент оказывается в новой роли, а также в окружении непривычной для него системы прав и обязанностей.
  • Школьная адаптация в педагогике считается процессом, во время которого ребенок усваивает и принимает для себя новую для него социальную ситуацию, осваивает свой новый статус учащегося и обретает навыки в новых системах взаимодействия («ребенок – сверстник», «ребенок – учитель»). При этом у маленького человека начинают вырабатываться новые особенности поведения.

    Если рассматривать понятие школьной адаптации в психологии, то стоит отметить, что его характеризуют следующие критерии:

  • освоение детьми новой для них жизненной ситуации, которую они видят в единстве ее элементов;
  • принятие школьником нового для него статуса и социальной позиции;
  • перестройка жизненного уклада ученика, инициатором которого выступает взрослый.
  • Социальная адаптация при этом предполагает умение ребенка:

    • реагировать на педагога;
    • слушать;
    • самостоятельно выполнять заданные упражнения;
    • анализировать и организовывать выполнение заданий.

    Немаловажным аспектом явится умение поддерживать контакты со сверстниками и давать адекватную оценку, как себе, так и другим.

    В процессе адаптации к школе немаловажным является и физическая подготовка организма, ведь на ребенка сваливается довольно внушительная нагрузка. Его организм начинает работать на пределе. Это вызывает опасность переутомления.

    Помимо этого школьная адаптация в педагогике рассматривается и с психологической точки зрения. Степень быстрого привыкания к новым условиям во многом зависит от готовности ребенка к поступлению в школу, то есть от его:

    • желания осваивать новые знания и выполнять задания учителя;
    • стремления успешно их осваивать.

    Важны при этом также способности к переработке информации и запоминанию.

    Консультация на тему: «Социальная адаптация, как психолого-педагогический феномен».

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

    Средняя образовательная школа №3 «Образовательный центр»

    С. Кинель – Черкассы муниципального района Кинель – Черкасский Самарской области.

    Выполнила учитель «Изобразительного искусства»: Петрова И. Ю.

    ГБОУ СОШ №3 «ОЦ» с. Кинель — Черкассы

    Консультация

    на тему:

    «Социальная адаптация, как психолого-педагогический феномен».

    С приходом ребенка в школьное учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит потенциально опасного, другой стиль общения.

    Все это обрушивается на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и психическая регрессия).

    Ребёнок, живущий в изменяющихся социальных условиях, должен обладать способностью приспосабливаться и к ним, поскольку любая социальная среда требует от ребенка форм поведения, ей адекватных, иными словами это есть социальная адаптация.

    По словам Ю.А. Миславского

    : «
    Социальная адаптация
    — процесс и результат активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды. Для личности социальная адаптация носит парадоксальный характер: она разворачивается как гибко организованная в новых условиях поисковая активность, выход индивида за предел готовой конечной формы. Чем менее выражено в индивиде личностное начало, тем более социальная адаптация носит характер приспособления к новым условиям социальной среды». «
    АДАПТАЦИЯ —
    это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.

    «АДАПТАЦИЯ

    представляет собой весьма сложное явление, заключающее в себя несколько относительно самостоятельных, но органически взаимосвязанных компонентов:

    — физическая и физиологическая адаптация

    — приспособление к физическим условиям труда;

    • психологическая адаптация

      — внутренняя приспособляемость личности к требованиям учебного воспитательного учреждения, если можно так выразиться, душевного спокойствия, удовлетворенности деятельностью, условиями;

    • социально — психологическая, межличностная адаптация

      -приспособляемость к другим членам коллектива, группы, сверстникам и т.д.;

    • социальная адаптация

      в узком смысле слова, как принятие человеком норм, ценностей, стандартов поведения, принятых в коллективе.

    К.О. Сантросян

    о характере и этапах адаптации говорит следующее: «В социологии и психологии адаптацию рассматривают как процесс и результат установления определенных взаимоотношений между личностью и социальной средой. Данное понятие адаптации довольно широкое и в психологической науке его содержание нуждается в конкретизации, с включением в него наряду с фактором социальной среды и фактора характера деятельности, т.к. окончательная адаптация к новой социальной среде опосредуется через адаптацию к новой форме деятельности.

    Явление адаптации необходимо рассматривать в трех аспектах:

    • с позиции объекта адаптации

      (к чему необходимо адаптироваться), которая проявляется в двух формах — в виде социальной среды и вида деятельности;

    • психологического содержания поведения

      — адаптации к новизне среды или деятельности, проявляющаяся в преодолении психологического барьера и освоение социальной среды и деятельности;

    • психологических механизмов адаптации к новизне и освоения социальной среды и деятельности

      — замены эмоционального напряжения оперативным и формирования механизмов выполнения конкретного вида деятельности.

    К.О. Сантросян выделяет два вида процесса адаптации:

    1. «физиологическая и психофизиологическая» адаптация

    — сравнительно короткий период, приводящий к замене эмоционального напряжения. В этом периоде происходит преодоление психологического барьера и привыкание к новой среде и деятельности;

    2. «психологическая адаптация»

    — характеризуется формированием психологических механизмов поведения в новой социальной среде и выполнении деятельности.

    По мнению ереванского психолога: «Продолжительность и напряженность процесса зависят от степени различия между новой и старой системами, что требует обеспечения переходного этапа между ними, на протяжении которого должны сформироваться психологические механизмы адаптации, т.е. механизмы преодоления психологического барьера и выполнения нового вида деятельности».

    В своих научных тезисах «О факторах, способствующих адаптации».

    В. Е. Кадочкина

    пишет, что одним из существенных факторов, влияющих на адаптацию, являются врожденные качества, например, общие и парциальные свойства нервной системы. Основные свойства нервной системы в значительной степени влияют на направленность деятельности ребенка, а так же его коммуникабельность, а от нее зависит количество источников информации, получаемой при непосредственных взаимодействиях с членами коллектива. Недостаточный учет врожденных особенностей может существенно затруднить и сдержать развитие ребенка. Адаптация к межличностным отношениям наиболее успешно осуществляется в процессе трудовой деятельности, игровой деятельности, общественной работы.

    АДАПТАЦИЯ

    — сложное явление, и на различные его компоненты по-разному влияют различные факторы. Адаптация к новым, более сложным методам и формам учебной деятельности зависит в первую очередь от педагогического мастерства и такта, знание детей и умение осуществлять дифференцированный подход к ним, знание и учет учителем, воспитателем существенных индивидуальных особенностей ребенка. Одним из существенных факторов адаптации является единство требований к воспитанникам со стороны взрослых и создание благоприятного психологического климата в детском коллективе.

    Изучая процесс адаптации, нельзя не затронуть понятие социализации, т.к. адаптация является одним из основополагающих механизмов процесса социализации.

    «СОЦИАЛИЗАЦИЯ

    » — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и научения, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни.

    По Фрейду, основными в процессе социализации являются стадии психо-сексуального развития, при котором происходит «развертывание» врожденных свойств человека, но в конфликте с требованиями общества. Фрейд считал, что социализация ограничивается первыми 5-6 годами жизни, что вместе с его отрицанием позитивной роли социального окружения критиковалось более поздними исследователями этой проблемы. Так, подход Ж. Пиаже

    , сохраняя идею различных стадий в развитии личности, существенно отличается от фрейдовского.
    Пиаже
    делает акцент на развитие когнитивных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия, которые играют решающую роль в переходе от одной стадии развития к другой. Ребенок усваивает новый опыт, используя существенные схемы, и приспосабливает когнитивные структуры к новому опыту с помощью механизма «равновесия».

    К сожалению, проблемы, связанные с адаптацией, остаются на уровне теоретических исследований и сводятся лишь к рекомендациям.

    Как же у ребенка формируются способности к адаптации.

    Само рождение ребенка — яркое проявление биологической адаптации организма. Переход из условий внутриутробного к вне утробному существованию требует коренной перестройки в деятельности всех основных систем: кровообращения, дыхания, пищеварения. Эти системы к моменту рождения должны иметь возможность осуществить функциональную перестройку, т.е. должен быть соответствующий уровень готовности всех адаптационных механизмов.

    Здоровый новорожденный имеет этот уровень готовности и достаточно быстро приспосабливается к существованию во вне утробных условиях. Так же как и другие функциональные системы, система адаптационных механизмов продолжает свое созревание и совершенствование в течении ряда лет последующего развития ребенка. В рамках этой системы уже после рождения у ребенка формируется и возможность к социальной адаптации (по мере того как он приобретает социальные формы поведения, и расширяются рамки социальных условий его жизни). Это происходит одновременно с формированием всей функциональной системы высшей нервной деятельности и психике ребенка, и тесно связано с возникновением поведенческих реакций, привычных для требований семейной среды. Если эти требования меняются, то ребенок попадает в трудное положение, ему надо изменить привычные формы поведения и привести их в соответствие с новыми условиями жизни. Такие обстоятельства требуют определенного напряжения системы адаптационных механизмов. Насколько ребенок успешно справится с этими трудностями, во многом зависит от функциональных возможностей этой системы.

    Функциональные возможности системы адаптационных механизмов определяются несколькими факторами:

    • состояние здоровья и уровень развития ребенка.

      Здоровый, хорошо развитый ребенок обладает большей функциональной возможностью всех систем организма, в том числе и системы адаптационных механизмов. Он легче справляется с любыми трудностями;

    • факторы риска биологического и социального анамнеза

      . К биологическим факторам относятся токсикозы и заболевания матери во время беременности. Социальные возникают уже после рождения ребенка и выражаются в том, что малышу не обеспечивается правильный режим (достаточный дневной сон, бодрствование и т.д.).

    Такой ребенок гораздо хуже справляется с трудностями адаптационного периода, неизбежно возникают эмоциональные стрессы и как следствие — либо заболевание, либо другие проявления тяжелой адаптации;

    • возрастные особенности появления и закрепление разных форм социального поведения определяют характер реакций ребенка. При необходимости эти формы поведения ему приходится менять;
    • для совершенствования системы адаптационных механизмов имеет значение уровень адаптационных возможностей организма в перестройке форм поведения, в зависимости от изменяющихся социальных условий. Это качество не формируется само по себе. Оно требует определенной тренировки, которая с возрастом усложняется, однако не должна превышать возрастных возможностей ребенка. Ребенок не должен приходить в состояние стресса при каких-то необычных социальных ситуациях. Это умение формируется параллельно с развитием психики. Ребенка нужно ставить в такие условия, когда ему необходимо менять формы поведения. Вначале это проявляется в мелочах: нельзя кричать на улице, некрасиво капризничать в гостях, надо уметь играть с другими детьми и т.д. Но именно в таких, казалось бы, мелочах формируются качества именуемые обобщенным термином «социальная зрелость» (сюда включаются и возможности к социальной адаптации).

    В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:

    • ОСТРАЯ ФАЗА

      , которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);

    • ПОДОСТРАЯ ФАЗА

      — характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);

    • ФАЗА КОМПЕНСАЦИИ

      — характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

    Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

    • легкая адаптация

      — сдвиги нормализуются в течение 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного;

    • средней тяжести

      — сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на некоторое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;

    • тяжелая адаптация

      — длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

    Неправильно было бы думать, что ребенка надо охранять от социальной адаптации. Напротив, следует с раннего детства тренировать систему адаптационных механизмов, увеличивать ее возможности, без которых человеку нельзя адекватно вести себя в разных социальных условиях.

    Легкое привыкание детей к новым социальным условиям во многом зависит от эмоционального состояния ребенка. На этой основе формируется более высокий уровень его познавательной активности в новых условиях.

    Для эффективного руководства процессом привыкания детей к детскому учреждению нужна продуманная система педагогических воздействий. Ведущее место в ней занимает такая организация деятельности ребенка, которая отвечает его потребностям.

    Показатели хорошего и быстрого привыкания ребенка — спокойное уравновешенное эмоциональное состояние, активные действия при ознакомлении с окружающим, умение войти в контакт со взрослыми и сверстниками.

    В зависимости от уровня навыков общения ребенка со сверстниками и взрослыми определяются объем и содержание работы педагогического коллектива с родителями. Родители могут и должны играть важную роль в учебно-воспитательном процессе, помогать разрабатывать задания. Кроме того, родители всегда могут прийти в класс, позаниматься с детьми, поделиться с ними каким-нибудь особенным умением или талантом.

    Решающая роль в организации процесса адаптации детей принадлежит учителю. От того, найдет ли он подход к ребенку, сможет ли он понять желания, интересы и потребности ребенка, организовать его жизнь в течение дня в новых для него условиях, зависят течение и длительность процесса адаптации.

    Список используемой литературы.

    1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1989. 432 с.
    2. Андреева Г.М. развитие личности ребенка. М., 1987.
    3. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. М., 1977. 271 с.
    4. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., Просвещение, 1968.
    5. Ватутина Н.Д. Ребёнок поступает в детский сад. М., Просвещение, 1983.
    6. Вегнер Л.А. Воспитание психологической готовности к систематическому обучению (старший дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. 1095. — № 7.
    7. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. Петровского А.В. 2-е изд. – М., 1979.

    Адаптация школьников при отклонении в развитии

    Согласно имеющимся данным, более 80% современных детей испытывают трудности в обучении из-за тех или иных отклонений в здоровье. Именно поэтому рассматривается адаптация и в специальной педагогике. Это позволяет решить проблемы ребенка, имеющего особенности в развитии, и устранить его изолированность от общества, в котором он растет и живет.

    Нарушения социальной адаптации влияют на отношение детей к их окружению. Они становятся тревожными и угрюмыми, подавленными и обидчивыми. В итоге у них формируется замкнутость. Дети начинают избегать широкого круга общения. Они замыкаются в «четырех стенах», где у них может возникнуть скрытая (маскированная) депрессия.

    Взрослея, ребенок, обладающий ограниченными возможностями, начинает осознавать, что он не такой как все. Это способствует формированию заниженной самооценки, социальной пассивности и сужению рамок активной деятельности.

    Адаптация в коррекционной педагогике – это, прежде всего, психологическая реабилитация детей, испытывающих трудности в обучении. Она может представлять собой снятие нервного напряжения. Помимо этого, педагог должен стремиться провести коррекцию самооценки своего воспитанника, развивать его память и психические функции, воображение и мышление, внимание и преодолевать пассивность. Одновременно с этим понадобится формировать у ребенка ответственность и самостоятельность, активную жизненную позицию, помогать преодолевать ему отчужденность и развивать коммуникативные навыки.

    Источник

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]