Мышление – основной познавательный процесс, многое определяющий в жизни человека. Ассоциативное мышление – понятие, которое отражает использование ассоциаций: все связи действий и представлений исходят из ощущений и тех следов, которые они оставляют в мозге. Ассоциация – это связь между понятиями и представлениями, возникающая в процессе их осознания. Одно из представлений вызывает в сознании другое – так рождаются ассоциации.
Ассоциативные связи неодинаковы у разных людей, ведь они зависят от личного опыта. Так, слово «осень» у одного человека ассоциируется со слякотью и непогодой, у другого – с яркими желтыми осенними цветами, у третьего – с буйством красок в лиственном лесу, у четвёртого – с грибами и «тихой охотой», у пятого – с одиночеством, моросящим дождём и уходящей вдаль пустынной аллеей, усыпанной жухлыми листьями, а у шестого – с днём рождения, друзьями, подарками и весельем.
Термин «ассоциация» был введён английским философом и педагогом Джоном Локком ещё в 1698 году, и с тех пор широко используется. Благодаря ассоциативному мышлению мы знакомимся с новым, открываем для себя мир, расширяем границы его познания, учимся мыслить нестандартно.
Виды ассоциаций
Существуют разные классификации ассоциаций. Например, по ряду признаков можно выделить следующие их виды:
- Причина – следствие (дождь – плащ, молния – гром, снег – лыжи).
- Смежность, близость во времени и пространстве (колбаса – холодильник, компьютер – мышка).
- Подобие, сходство понятий (туча – перина, груша – лампочка).
- Контраст (белый – чёрный, огонь – лёд, холод – тепло).
- Обобщение (цветок – букет, берёза – дерево).
- Подчинение (овощ – помидор, куст – калина).
- Дополнение (борщ – сметана, салат – майонез).
- Целое и части (тело – рука, дом – подъезд).
- Соподчинение одному объекту (клещи – плоскогубцы, стул – скамья, чашка – стакан).
Различают также ассоциации по созвучности (кошка – мошка, тень – плетень) и словообразовательные, построенные на однокоренных словах (синева – синий, печка – выпечка).
В процессе построения ассоциаций могут быть задействованы разные органы чувств, поэтому ассоциации бывают вкусовыми, визуальными, слуховыми, обонятельными и т.д.
Ассоциативная теория мышления
С образованием ассоциаций были связаны первые представления об универсальных закономерностях психической жизни человека. В XVII веке психология мышления еще не была выделена как отдельный раздел, и мышление не рассматривалось как особая форма деятельности человека. Развитие мышления понимали как процесс накопления ассоциаций.
Ассоциативная теория мышления относится к одной из ранних. Её сторонники считали, что мышление является врождённой способностью и сводится к ассоциациям, связывающим следы прошлого и впечатления от настоящего опыта. К сожалению, эта теория не могла объяснить творческий характер процесса мышления, специфичность его содержания и закономерности протекания.
Однако, основываясь на процессе обучения, ассоциативная теория мышления выделяла несколько очень значимых для развития мышления моментов:
- Важность использования наглядного материала в процессе обучения;
- Осознание того, что обучение возможно только через чувственное познание, т.е. через образы и представления.
- Понимание, что ассоциации расширяют границы способностей, через них сознание стимулируется, активизируя процессы сравнения, анализа, обобщения.
Что такое ассоциации?
Ассоциация – это связь между отдельными фактами, событиями, предметами или явлениями, отражёнными в сознании человека и закреплёнными в его памяти. Ассоциативное восприятие и мышление человека приводят к тому, что появление одного элемента в определенных условиях вызывает образ другого, связанного с ним.
Возможность строить ассоциации является важнейшей способностью нашего разума. Существует даже такое направление: ассоциативная психология (или ассоцианизм), которое пытается объяснить психические процессы человека с помощью изучения его ассоциаций в связи с определенными объектами (стимул – реакция), процесс запоминания информации тоже можно рассматривать с этой точки зрения.
Развитие ассоциативного мышления
Идеи, подсказанные ассоциациями, успешно используются человеком уже давно. Наблюдения за рыбами натолкнули на идею создания подводной лодки, а системы всплытия и погружения навеяны ассоциациями с рыбьим воздушным пузырем. Идея эхолокации позаимствована у дельфинов. Репейник, цепляющийся за шерсть собаки, подсказал Жоржу де Менстралю, инженеру из Швейцарии, принцип создания липучки, которая на сегодняшний день широко используется в одежде и обуви. Немало нереализованных идей, подсказанных ассоциациями, сохранилось в тетрадях Леонардо Да Винчи. Так, наблюдения за птицами подсказали ему идею орнитоптера, позволившего бы человеку парить над землёй. Его наброски парашюта – отражение мечты о летающем человеке, дрейфующем в вышине, не боящемся упасть с любой высоты. И это только крохотная часть идей, навеянных ассоциациями, и главное – этот процесс не остановить.
Развитое ассоциативное мышление дает нам ряд преимуществ:
- способствует развитию воображения;
- помогает генерировать новые, незаурядные идеи;
- облегчает восприятие и способствует образованию новых смысловых связей;
- улучшает адаптацию к новым, нестандартным ситуациям и помогает в поиске решений необычных задач;
- стимулирует работу мозга;
- улучшает объём памяти.
Нельзя не упомянуть о том, что в основе мнемоники, позволяющей запоминать большие объёмы слов, лежат ассоциации. Об ассоциативной памяти больше можно узнать из нашей статьи Ассоциативная память. Развитие ассоциативной памяти.
Начинать развитие ассоциативного мышления лучше с раннего детства, поэтапно. Сначала нужно просто знакомить ребёнка со всеми встречающимися понятиями и связанными с ними действиями. Следующий этап – обучение ребёнка обобщению. Например, чашки, тарелки, блюдца – посуда; стул, стол, кресло – мебель; машинка, кукла, кубики – игрушки. Вместе с тем ребёнок учится называть и различать предметы.
Для детей постарше нужны другие, более сложные упражнения: составление ассоциативных рядов, поиск последовательности в словесном ряду, анализ предметов по признаку.
Ассоциативное мышление ребёнка может приводить его к психологически сложным ситуациям. Родителю в том случае, когда ребёнок остро негативно реагирует на образ или ассоциацию (например, прививка – укол – врач – белый халат) важно понимать, что загнанные «в тёмный угол», подавленные ассоциации могут стать причиной развития разного рода комплексов в будущем. Важно проявлять терпение, говорить с ребёнком о том, что его пугает, объяснять, настраивать на позитив. Следует прислушиваться к ребёнку и его ассоциациям, стараться понять его потребности, образы, стремления, с тем чтобы поддержать ребёнка, успокоить, вернуть ему чувство защищенности.
18_Расстройство ассоциативного процесса
метки:
Атаксия, Ассоциация, Мышление, Расстройство, Ассоциативный, Здоровый, Термин, Нибудь XVIII.
Расстройство ассоциативного процесса по существу. Маниакальная бессвязность или апрозексическая атаксия. Астеническая или адинамическая ассоциативная атаксия. Галлюцинаторная спутанность. Гипотезы Wernicke, Stransky и Bleuler’a. Атимитическая или шизофреническая ассоциативная атаксия. Персеверация или речевое упорство. Привычные ассоциации. Обмолвки. Ассоциации по контрасту. Количественное взаимоотношение ассоциации у лиц здоровых и у душевно-больных.
Третий вид нарушения ассоциативной деятельности, как уже было сказано, есть расстройство процесса образования сочетательных реакций по существу, выражающееся в нарушении самых законов возникновения и течения ассоциаций, их закономерности, правильности; в этих случаях, в противоположность случаям недостаточности ассоциативного процесса, несмотря на то, что наличность психического запаса представлений и идей может оказаться совершенно достаточной и даже изобильной, тем не менее правильность мышления страдает.
О качестве мышления судят по внешнему его выражению, т. е., по поступкам, речевым и письменным актам; далеко не всегда, как у душевно-здоровых, так и у душевно-больных, мысль выражается в слове; но когда словесные образы переходят в речь, нами воспринимаемую, то по содержанию и построению этой речи мы заключаем о ходе и качестве ассоциативных процессов у данного лица.
Руководителями стройного течения ассоциативных реакций являются целевые представления, которые, возникая одно за другим, служат вехами, направляющими мышление в определенную сторону; если общие, целевые представления не возникают с достаточной яркостью, или если они не оказываются достаточно устойчивыми, представляются изменчивыми, то, конечно, вместе с этим должно нарушаться и плавное и связное течение мышления; лишенный общего руководящего и направляющего начала, лишенный об’единяющей идеи, мыслительный процесс утрачивает свою стройность и цельность; вплывающие в сознание ассоциации не подчиняются руководящему началу, в связи с характером которого при нормальных условиях происходит процесс выбора, и носят до известной степени случайный характер. При отклоняемости внимания, характеризующей маниакальные состояния при маниакально-депрессивном психозе, особенно в связи с наблюдающимися при этом ускорении и наплыве представлений и идей, получается речь, отдельные части которой не только не связаны между собой общей идеей, но часто имеют совершенно случайный мотив связности, обусловленный, напр., созвучием, просто тем, что данный предмет попал в поле зрения больного; получается речь, отдельные части которой настолько не связаны между собою, что передать общее содержание ее не представляется возможным; начав говорить о чем-нибудь, больной не доходит в своей речи до логического конца.
9 стр., 4498 слов
5.Формирование мышления и речи в процессе онтогенез
… культуре. Понимание речи Мышление и речь не являются тождественными процессами, не сливаются между собой, хотя оба эти процесса неотделимы друг от друга. Понимание речи представляет собой … управление всеми познавательными процессами и взаимообщением. Речь активно развивается в ходе обучения и воспитания. Нарушение мышления Нарушение операционной стороны мышления Известно, что мышление опирается на …
Иногда больные в таком состоянии произносят лишь отрывочные слова по созвучию, нередко бессмысленные, иногда отдельные, бессвязные фразы; ассоциации внутреннего характера уступают значительное место внешним, привычным и звуковым сочетаниям, рифмам. Больной перескакивает в своих мыслях и в своей речи с предмета на предмет, обнаруживая настоящую скачку идей (fuga idearum); мышление представляется несогласованным в своих частях, в своем развитии; такое мышление характеризуется термином incohaerentia idearum — бессвязность идей, расстройство координации идей, правильности их сочетаний.
Так как внимание больных в описываемых состояниях может достигнуть крайней степени неустойчивости, исключающей проявление возможности давать себе отчет в окружающем, в собственных мыслях и переживаниях, то может развиваться более или менее резкое понижение способности ориентироваться, нарушается сознательное отношение к окружающему и собственной личности, развивается маниакальная спутанность сознания.
Некоторая аналогия происходящему в маниакальном состоянии наблюдается в сновидениях, когда сонные образы, не связанные об’единяющими представлениями, быстро, калейдоскопически сменяются и следуют один за другим и группами, часто в совершенно неожиданных и странных сочетаниях; другую аналогию можно встретить в состоянии алкогольного отравления. Для характеристики маниакальных нарушений правильности ассоциативных процессов можно пользоваться термином маниакальной атаксии или бессвязности; имея в виду, что маниакальная бессвязность происходит, главнейшим образом, из расстройства внимания, точнее обозначить ее, как апрозексическую атаксию.
Образец речи в умеренной степени возбужденного, много и быстро говорящего больного: речь отрывочная, является реакцией на один вопрос врача, поставленный в скобках; видна сильная отклоняемость внимания: «Я на климатах не сплю…» (Врач: как Ваша фамилия) «Эта бумага мягкая1)… Я в перепись не попал… когда дело коснулось поверки, счетчики меня тоже спрашивали фамилию… Вы умываетесь и зубы чистите каждый день… Признаки делимости чисел на 11… это тоже забыли… признаки очень просты… Вам пенснэ не подходит… в бинокль лучше смотреть… Вам не приходилось в театре бинокль ронять, и т. д. Или: врач, протягивая руку: «здравствуйте, Д. И.» «Вы знаете, что Я руки не подаю, дома обмываю одеколоном. Не можете иметь яйца в достаточном количестве, а у меня нет рогаток… Я хочу, чтобы аккуратно доставляли жалованье 20 числа и чтобы продуктивно делать свое дело. Нельзя с одного вола семь шкур содрать, и императрица не может творить чудес и исцелять… а во всяком устроенном образцово заведении умеют и лошадей ковать… Позаботьтесь, чтобы ему (указывает на больного) возвратили отобранные вещи… ведь сиделка чиновница императорского двора, и ей не хватает жалованья, а он хороший малый и без отобранных золотых вещей не может взять первого приза. Его можно вылечить, если не раздражать, а делать ванну из одеколона, иначе он погибнет».
6 стр., 2909 слов
Навязчивые состояния, сверхценные идеи, бред, слабоумие, расстройство …
… также возможность разубеждения больного. Критерий отсутствия окончательной убежденности больных в достоверности своих сверхценных идей иногда переоценивается. Конечно, отсутствие окончательной убежденности, колебания больного … ее развития. Оба эти признака отличают сверхценные идеи от навязчивостей, так как при навязчивых состояниях больные осознают чуждость своих болезненных переживаний, не …
Другой вид нарушения правильности течения ассоциативных реакций имеет иное происхождение; нарушение зависит не от ускорения течения идей, оно не является результатом расстройства внимания, хотя последнее и может глубоко поражаться в этих состояниях и тем более способствует нарушению ассоциативной деятельности; оно обусловливается первичным поражением сочетательного процесса, что отражается и на мышлении больного, и в его поступках, и в его речах. Мышление представляется бессвязным прежде всего потому, что отдельные части ассоциативного процесса не связываются между собою, из ассоциативной цепи выпадают отдельные звенья; бессвязность может усиливаться и в зависимости от влияния элементов из содержания подсознательной области, не вплывающих в поле ясного сознания, не достигающих надлежащей напряженности и яркости; в таких состояниях и внешние впечатления не вступают в надлежащую ассоциативную связь с ранее образовавшимися представлениями, не происходит сочетательных реакций необходимых для отождествления новых впечатлений с прежними, вследствие чего больной не узнает знакомых лиц, знакомой обстановки, не ориентируется в окружающем, во времени, даже в собственной личности; сознание помрачено и спутано.
Сколько-нибудь сложные логические операции в этих состояниях немыслимы. По совершенно справедливому наблюдению Wernicke2), такие больные иногда могут правильно выполнить несложное требование, напр., подать руку, высунуть язык, назвать свое имя, возраст; однако, им не под силу задачи, требующие более сложных комбинаций, напр., они могут указать, на какой цифре стоит часовая и минутная стрелка, но не смогут определить времени, они смогут назвать достоинство и число монет, но не назовут их общую стоимость и т. д. Описываемое состояние может проявляться с различной степенью интенсивности; оно может выразиться не только в расстройстве связности речи, но и в дисгармонии и дезорганизации жестов и поступков, может достигнуть степени диспраксии и апраксии.
Meynert 189) 299) описал рассматриваемое поражение ассоциативной деятельности при выделенной и описанной им форме душевного расстройства, под названием amentia или острого помешательства; в настоящее время это клиническое понятие видоизменилось и сузилось; описанное расстройство ассоциаций характеризует особенно стенические психозы, психозы истощения, т. наз. астеническую спутанность и инфекционные психозы. Наиболее подходящим термином для обозначения такого течения ассоциаций представляется первичная или астеническая, адинамическая ассоциативная атаксия или бессвязность, так как в основе явления лежит первичное расстройство ассоциативного процесса в виде его слабости и вялости, обусловленных астеническим состоянием или интоксикацией нервных элементов.
25 стр., 12056 слов
107)Расстройства сферы ощущений и психосенсорного синтеза. Разграничение …
… зрительные, слуховые отражают, «подтверждают» какие-либо психотравмирующие, сверхценные переживания. 133) Формальные расстройства мышления, клинические варианты, диагностическое значение. ФРМ- «как мыслит больной», обнаруживается … или проявления закона физики, иллюзии невнимания. Иллюзии при нарушении психической деятельности: Аффективные возникают под влиянием сильного чувства – аффект, сильный …
Для иллюстрации привожу стенографическую запись беседы врача с больной, обнаруживающей явления астенической ассоциативной атаксии.
В. Скажите, как Вас зовут? О. Сын. В. Как Вас зовут? О. Сын Коля. В. Как же так? О. Имя мое М. В. Да нет. Ваше имя Е. А. О. Да, да, Е. А. В. Какой сегодня день? О. 22 октября. В. Почему Вы каждый день называете 22 октября? О. Все для Шурочки В., коли правда есть зима. В. А кто я? О. Вы, правда, нет, тогда Шурочка В. или Коля. В. Это Ваш сын, а разве я Ваш сын? О. Да разве я знаю. В. Где Вы теперь? О. В лечебнице в Тифлисе, а может быть во дворце. В. Почему Вы во дворце? О. Пусть ответит доктор П., он здесь. (Доктор П. никакого отношения к клинике не имеет).
В. Расскажите что-нибудь. О. Да вот Шурочка Д., это я. Вот лотос за весь мир, мир за лотос. Я-Ю. В. Артист Ю.? О. Артист… В. Ваш муж умер? О. Давно. В. Сколько лет назад? (Долго молчит).
О. Все для славы. В. Скажите, что я Вам показываю? О. Часы, символ терпения. В. А который час? О. Наоборот, я ничего не знаю. Я еще сделалась святым; уже своим сыном. Петя, правда, введение, откровение, Шаляпин, Катюша С., Катюша Маслова, Шурочка Д., двое, склеп, тюрьма, крест, страдание, но только за отца, тоже символ…
Из приведенной беседы видно, что больная не ориентируется сколько-нибудь удовлетворительно ни во времени, ни в пространстве, ни в собственной личности; ее ответы представляются сочетаниями, законообразность которых часто установить невозможно; вопросы, задаваемые больной, б. ч. не вызывают в ее психике соответствующих ассоциативных реакций. Такое мышление может быть характеризовано, как первичная или астеническая ассоциативная атаксия.
К состояниям астенической и инфекционной спутанности сознания обычно присоединяются различного рода галлюцинации, значительно усиливающие спутанность; вторгаясь а психику больного, галлюцинации, особенно если их много, затрудняют и расстраивают правильное течение мышления, и сами по себе, в связи лишь с условиями нарушения душевной деятельности, их вызывающими, могут приводить к состоянию т. наз. галлюцинаторной спутанности.
Бессвязность мышления, названную мною первичною или астеническою ассоциативною атаксией, следует отличать от бессвязности, наблюдаемой при dementia praecox. Здесь мышление представляется отрывочным, отдельные части его не связаны обычными ассоциативными законами; речь носит характер случайно, чисто внешним образом связанных между собою фраз и слов; нет общих целевых представлений; обычны стереотипные повторения слов и фраз. Мышление отрывочно, бессвязно; разбросанность и разрозненность мысли; в результате также развивается спутанность сознания, на первый взгляд сходная с предыдущей; однако, при астенической или инфекционной спутанности большое значение имеет участие эмоциональной сферы, наличность обманов органов чувств; здесь же эмоциональная окраска речи резко понижена или отсутствует, а кроме того при dementia praecox имеется налицо известная степень слабоумия, влекущая за собою недостаточность ассоциативных процессов.
3 стр., 1229 слов
МЫШЛЕНИЕ КАК ФОРМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ
… технического моделирования мышления; 6) проблема творческого мышления. 2. Мышление как форма познавательной деятельности. Развитие мышления в онтогенезе Мышление – одно из высших проявлений психического, процесс деятельности познавательной … и явлений, закономерных связей и отношений между ними. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за …
Прежде чем охарактеризовать описываемое расстройство течения ассоциаций определенным термином, необходимо остановиться на психопатологической характеристике того душевного состояния, при котором оно наблюдается.
Уже неоднократно указывалось, что процессы душевной деятельности настолько тесно связаны между собою, что расчленить их нередко бывает очень трудно и даже невозможно; особенно очевидным это становится при изучении патологии душевной жизни, так как здесь приходится наблюдать, главным образом, лишь преимущественное поражение тех или иных процессов. Однако, наблюдаются случаи, когда тесно связанные и спаянные между собою элементы и стороны душевной жизни утрачивают свое связующее начало, вследствие чего получается психический распад, распадение, расщепление личности или индивидуальности; особое внимание рассмотрению условий цельности и распадения личности уделил Wernicke3); личность, существование Я, обусловливается связью ряда представлений и их комплексов посредством установления определенных сочетаний, ассоциативных связей, следовательно, наше Я поддерживается ассоциативными процессами; болезненное расстройство, выпадение функции ассоциативной деятельности влечет за собою и поражение личности до степени ее распада включительно. Так как выпадение функции ассоциативных процессов влечет за собою; разделение или расчленение единства душевной жизни, то Wernicke обозначил это расчленение термином Sejunctio, а самое допущение свое о патогенезе психического распада назвал гипотезой расчленения (Sejunctionshypothese).
Гипотеза Wernicke не прошла бесследно, она получила дальнейшее распространение и развитие в исследованиях Stranskу’ого и Bleuler’a.
В содержание душевной жизни входят процессы интеллектуальные и эмоциональные, познавательные и чувственные; первые включают в себя ощущения, восприятия, представления, вторые охватывают жизнь чувства, настроения, аффекты; первые по Stranskу’ому составляют содержание Noopsyche, а вторые — Thymopsyche. При нормальных условиях те и другие процессы находятся между собою в гармоническом сочетании, — процессы нашего мышления сопровождаются известной чувственной окраской, мы обнаруживаем интерес к целям нашего мышления, — и трудно представить, чтобы та и другая область могла поражаться обособленно. Однако, бывают случаи, когда гармоническое соотношение между Noo- и Thymopsyche нарушается в более или менее резкой степени, страдает, совместная работа указанных процессов душевной жизни становится неуверенной и шаткой, непрочной; это бывает особенно при заболевании, известном под названием dementia praecox, преждевременное или раннее слабоумие; для обозначения описываемого явления Stransky 300-302) предлагает термин интрапсихической атаксии или интрапсихического расстройства координации. Явлений интрапсихической атаксии не встречается при маниакальном и упоминавшемся выше аментивном состоянии, при которых также наблюдается расстройство течения ассоциаций, но обозначенное мною, как апрозексическая атаксия и астеническая ассоциативная атаксия.
1 стр., 181 слов
Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)
… к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.
Понятно, что при понижении и особенно исчезновении чувственной окраски мышления, когда падает интерес и не устанавливаются достаточно отчетливо руководящие цели мышления, при наличности явлений понижения интеллекта речь больных также представляется бессвязной. Такая бессвязная речь, описанная выше, по своему происхождению может быть характеризована, как атимическая ассоциативная атаксия или бессвязность. Развитие интрапсихической атаксии в известных пределах возможно и при других формах болезни, сопровождающихся слабоумием, напр., при эпилептическом слабоумии; возможно при этих болезнях и развитие атомической атаксии. Болезненное нарушение гармонических отношений между умственными и чувственными процессами, достигающее до отчетливо выраженной интрапсихической атаксии, наблюдается при истерии.
Исходя из тех же соображений, как и Stransky, Bleuler называет психопатологические состояния, характеризующиеся расщеплением различных психических функций, шизофреническими, а заболевания, в основании клинической картины которых лежит такое расщепление психической деятельности, шизофрениями (Schizophrenien)4).
Интрапсихическая атаксия Stranskу’ого соответствует, таким образом, шизофреническому состоянию Bleuler’а.
.Принимая во внимание, что при состояниях интрапсихической атаксии Stranskу’ого развивается душевное расстройство, характеризующееся в числе других симптомов появлением нарушения ассоциативного процесса, что выражается в бессвязной речи, я предложил назвать такую речь атимической атаксией, имея в виду происхождение ее, как результат нарушения нормальных соотношений, параллелизма между Noo- и Thymopsyche; с одинаковым правом, даже с несколько большим, можно говорить о шизофренической ассоциативной атаксии, так как последним термином обрисовывается полнее разностороннее расщепление душевных процессов, чем терминами Stranskу’ого. Причина ассоциативной атаксии, по мнению Bleuler’a, заключается в том, что отдельные звенья ассоциативной цепи, лишенные общего руководящего направления, вследствие отщепления чувственного элемента, подвергаются воздействию подавляемых при нормальных условиях представлений и идей; получается разрозненное мышление, разрозненность речи; при рассматриваемых условиях временами возникает резкая заторможенность душевной деятельности и связанной с нею речевой функции. Рассматривая различные формы речевой спутанности, Stransky обращает внимание и на астеническую атаксию, возникновение которой он признает первичным и которую называет «атактической бессвязностью»; он отмечает, что при этой форме ряды словесных представлений не удерживаются сколько-нибудь продолжительное время, ассоциативные связи страдают очень резко, речь часто прерывается паузами 303).
Следует также иметь в виду различного рода эмоциональную окраску, наблюдаемую при астенической атаксии и резко пониженную или отсутствующую при шизофренической.
Пример атомической или шизофренической атаксии:
В. Как Вы себя чувствуете? О. В одном положении, боженька. Видите, такой вопрос уже логики является, так уже принято говорить. Тогда говорят, когда говорят, человек больше не животное, когда дело касается разговора. Человек, знаете, живет всегда под наблюдением, что родится, то наше. Я, знаете, не скучаю в таком положении. Новый год вечность есть патент, он для меня нашелся качеством, значит я таким родился. В. О чем Вы думаете? О. Вопрос легко проводить по словам по самому здоровому телу, мир богат в обхождении, поэтому я всегда нахожусь в покое. В. Почему Вы всех называете боженькой? О. Так уж это мне свойственно, фамилию нашу Б., а других так величаю, боженька, язык уже имеет такое качество, язык без костей. В. Где Вы родились? О. Родился я в светлости между Азовским и Каспийским морем, там где Черное море; если поступить из одухотворения, то на Кавказе, где заштатный город, где Георгиевск. В. Сколько времени Вы в клинике? О. В клинике давно уже, знаете должно быть так должно быть, место я нахожу приличным, дело чистое, интерес власти.
1 стр., 441 слов
Методика «Самооценка Эмоциональных состояний» (сокращённый …
… 10. Сильный подъем, восторженное веселье. 9. Очень возбужден и в очень приподнятом состоянии. Восторженность. 8. Возбужден, в хорошем расположении духа. 7. Чувствую себя очень хорошо. …
Все ответы больного произносятся монотонным голосом, без всякой эмоциональной окраски; большею частью речь больного, сохраняя внешний характер связной речи, то своему существу и содержанию не представляется таковой, обнаруживая типичные черты атомической или шизофренической атаксии.
Еще небольшой отрывок из разговора с больной:
В. Расскажите что-нибудь Е. П. О. Что же Вам скажу, когда в 9 часов будят, что очень вредно, и я совсем не могу танцовать… Мне не нравится, что велят в снегу гулять в 8 час, потом, знаете, фотографию надо снять любительскую, купить фотографию, и я буду снимать… только тогда, когда мне будет 40 лет… Ах, Вы все записали, дуся мой!
Письмо больного студента к матери:
Здоров, кушать больше не хочется; скоро увижусь. До свидания включительно яблок больше не приноси Вася.
Итак, здесь выделено три вида нарушения координации идей, наблюдаемых при душевных заболеваниях. Для обозначения этого сочетательного расстройства я пользуюсь термином психической атаксии или бессвязности, различая 1) апрозексическую атаксию, 2) астеническую или адинамическую атаксию и 3) атипическую или шизофреническую атаксию. Все три вида ассоциативной атаксии достаточно охарактеризованы и иллюстрированы примерами; однако, следует признать, что даже столь характерный признак, как вид ассоциативной атаксии, далеко не всегда является несомненным указанием на определенное душевное заболевание; атаксия может быть недостаточно типичной и отчетливой; для установления распознавания может оказаться необходимым более продолжительное наблюдение больного и установление еще некоторых симптомов.
Ассоциативная атаксия не является исключительным свойством душевного заболевания, так как она эпизодически встречается и у людей душевно-здоровых, но находящихся, напр., в состоянии аффекта смущения; кроме того, она может вызываться искусственно, экспериментальным путем, как это делал Stransky303), заставляя исследуемых им душевно-здоровых сосредоточиваться на одном представлении и в то же время быстро произносить все появляющиеся в сознании слова; выше уже упоминалось о влиянии на возникновение ассоциаций некоторых ядов, особенно алкоголя.
Кроме общих расстройств ассоциативной деятельности, наблюдаются еще некоторые частные нарушения, к числу которых принадлежит своеобразное расстройство, известное под названием персеверации 304-303).
Явление персеверации заключается в неуместном и излишнем повторении одного и того же слова или фразы; психологическую причину персеверации следует искать в приостановке ассоциативной деятельности, в упорном непоявлении нового представления, вследствие чего внимание продолжает возвращаться к старому; термин персеверации может быть передан, как ассоциативное или речевое упорство. Персеверация далеко нередко встречается у людей здоровых, особенно при попытках припомнить что-нибудь, при утомлении, при аффективных состояниях, напр., при смущении. Хороший пример персеверации встречаем у непривычных ораторов, не находящих иногда слов для своей речи и смущенно повторяющих несколько раз одно и тоже.
3 стр., 1083 слов
Классификация эмоций. Эмоциональные состояния
… устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым). Стресс – эмоциональные состояния, которые возникают в необычно трудной ситуации и переживаются с большой внутренней … Фрустрация. Она характеризуется ощущением трудностей и препятствий, вводя человека в подавленное состояние. В поведении наблюдается озлобленность, иногда агрессивность, а также отрицательная реакция на …
В большом актовом зале одного из русских университетов торжественно праздновался юбилей профессора; в числе лиц, приносивших поздравления юбиляру, явилась дама, желавшая поздравить профессора от имени его пациентов; когда очередь дошла до нее, она обратилась к виновнику торжества со словами: «Глубокоуважаемый профессор, позвольте мне»… дальше она не могла произнести ни слова; она повторила приведенную фразу, четыре раза и затем удалилась, страшно смущенная своей неудачей.
Речевое упорство или персеверация, наблюдается при различных состояниях душевного расстройства; оно является обычным спутником периода возбуждения и отчасти угнетения при маниакально-депрессивном психозе, оно встречается при вышеописанных разновидностях ассоциативной атаксии, особенно же, часто при атаксии шизофренической.
Известное значение при рассеянном и отвлекаемом внимании имеет легкое возникновение привычных ассоциаций, упрочившихся в сознании больного с детства вследствие частого повторения им самим и окружающими; такие ассоциации, легко возникая даже при поверхностном мышлении, нередко носят персеверирующий характер и повторяются совершенно некстати; это явление наблюдается и при различных видах ассоциативной атаксии; напр., заявление больного «язык уже имеет такое качество, язык без костей» обусловлено возникновением привычной ассоциации. Наличность у каждого человека значительного количества привычных ассоциаций обусловливает при недостаточном сосредоточении внимания появление обмолвок 306); обмолвки тем легче встречаются у душевно-больных, напр., при маниакальной отвлекаемости внимания, при затрудненном сосредоточении его у психастеников, при состояниях психической слабости, напр., при прогрессивном параличе помешанных.
Чрезмерно частое возникновение ассоциаций по контрасту иногда наблюдается у психастеников и при меланхолических состояниях; оно бывает весьма тяжелым, когда приобретает навязчивый характер и особенно, если относится к предметам, которые больной привык уважать и почитать, напр., к иконам, портретам близких и уважаемых лиц; в этих случаях при возникновении соответствующих представлений в сознании больного появляются неподходящие сравнения, бранные и хульные мысли, переходящие даже в слова и в действия. Подробнее об этих навязчивых состояниях будет сказано ниже.
У людей здоровых количество ассоциаций, развивающихся по различным законам ассоциативной деятельности, весьма разнообразно и подвержено значительным колебаниям; характерно, однако, для здорового человека пользование различными законами ассоциативной деятельности и разнообразие возникающих ассоциаций; удается даже установить приблизительно, в каком взаимоотношении находятся ассоциации лиц душевно-здоровых.
8 стр., 3544 слов
Физиологические механизмы психических процессов и состояний 2
… в психофизиологических исследованиях. PAGEREF _Toc11464440 h 5 Психофизиологическоеизучение психических процессов и состояний. PAGEREF _Toc11464441 h 11 Принципы кодирования информации в нервной системе. … не только о физиологических, но и о нейронныхмеханизмах психических процессов, состояний и поведения. Современнаяпсихофизиология включает исследование нейрона и нейронных сетей, чтоопределяется …
По исследованиям Aschaffenburg’a 307), произведенным над значительным рядом лиц, у людей здоровых внешние ассоциации (по пространству и времени, тождеству, и привычные ассоциации) значительно преобладают в количественном отношении над внутренними (ассоциации по со- и подчинению, по предикативной связи и причинной зависимости); отношение количества первых ко вторым приблизительно выражается, как 60 : 40, но в отдельных случаях это отношение может быть поколеблено в ту и другую сторону весьма значительно. При уклонении от нормы происходит нарушение ассоциативной деятельности со стороны количества и качества ассоциативного процесса; в результате такого расстройства, только-что нами рассмотренного, возникают не только явления ассоциативной атаксии различного характера, но страдает качество мышления и со стороны количественного взаимоотношения ассоциативных реакций. В состояниях сильного утомления и истощения начинают заметно выступать привычные ассоциации и особенно ассоциации по созвучию и рифме; место последних при нормальных условиях представляется крайне ничтожным; ассоциации по созвучию чрезвычайно обильны при психозах, связанных с истощением организма и сопровождающихся развитием вихря идей 308).
При развившемся вихревом течении идей сначала также выступают привычные ассоциации, все более и более вытесняющие ассоциации по содержанию, а затем в большем и большем количестве появляются ассоциации по созвучию. Исследования, произведенные под влиянием алкогольного отравления и голодания на течение и развитие ассоциаций дали сходные результаты. Таким образом, существует значительное сходство между отношением ассоциативного процесса к алкоголю, голоданию истощению и содержанию его в маниакальной фазе маниакально-депрессивного психоза. В депрессивных фазах маниакально-депрессивного психоза содержание ассоциативных реакций особых уклонений от нормы не обнаруживает 290) 297).
Однако, не следует упускать из вида возникновение в этих состояниях ассоциаций по контрасту, что впрочем наблюдается не слишком часто.
1) Фамилия больного происходит от этого слова.
2) Wernicke, 1. с. 230а), S. 405.
3) Wernicke, 1, c. 230а), S. 112-124, 320.
4) Bleuler, 1. с. 285), S. 5, 10-31.
Примеры похожих учебных работ
Ассоциативная психология и ее современное состояние
… деятельности, включая абстрактное мышление и волю, из общих законов ассоциации. Важным нововведением явилось включение в ассоциативный … гартли психология ассоциативный Ассоциативная психология и ее современное состояние Первоначальная идея о …
Личностные характеристики, определяющие успешность деятельности профессионала в состоянии …
… изучены и остаются закрытыми для психологов-практиков, так и с тем, что изучение деятельности профессионала в состоянии неопределенности крайне сложно. В данной работе предлагается экспериментальная модель …
107)Расстройства сферы ощущений и психосенсорного синтеза. Разграничение сенестопатий, …
… его частей (парциальные расстройства). Тело кажется больному увеличенным до гигантских … Иллюзии при нарушении психической деятельности: Аффективные возникают под влиянием … возникающие при острых физических состояниях и заключающиеся в восприятии …
Расстройства ощущений
… имеется грубое расстройство чувствительности. Поскольку такое состояние формируется по … при шизофрении). Вкусовые и особенно обонятельные галлюцинации при шизофрении … требования в адрес больного). Вербальные галлюцинации чаще воспринимаются …
Расстройства личности ПЗ№3-4
… оценка объектных отношений. Пиктографический профиль. Личностные расстройства и динамика отношений «пациент-клиницист». Динамика … ISTA). Литература Батаршев А.В.Психодиагностика пограничных психических расстройств личности и поведения. — М.: …
Расстройства личности ПЗ№2
… Международный образовательный и психологический колледж, 1996. — С.26-54 Кернберг ОФ. Тяжелые личностные расстройства Стратегии психотерапии / Пер. с англ. М. И. Завалова — М.: Независимая фирма …
Упражнения для развития ассоциативного мышления
Хотите попробовать поиграть в ассоциации? Это тот случай, когда игры развивают:
- Возьмите два любых слова, не связанные по смыслу, и попробуйте постепенно создать смысловую ассоциативную цепочку, приводящую от одного к другому. Например: машина и дерево. Цепочка может быть такой: машина – дорога – лес – дерево.
- Придумайте несколько слов (например: бутылка, бусы, окно). Подберите к ним слова-ассоциации, сходные по одному или нескольким признакам (например: стеклянный, твёрдый, сверкающий, зелёный).
- Подберите ассоциации, объединяющие все слова одновременно. Например: холодный, блестящий – лёд, бриллиант, металл.
- Если Вы на прогулке или в пути, и у Вас есть попутчик, придумайте любое первое слово и по очереди ведите от него цепочку ассоциаций. Когда ассоциация непонятна, объясняйте её появление. Это весело, интересно и развивает ассоциативное мышление.
- Придумайте необычные ассоциации. Например, кошелёк – деньги – это обычная, ожидаемая ассоциация. А что ещё можно хранить в кошельке? Лотерейный билет, прядь волос, амулет, записку, ключ?
- Существует любопытный тест, не отнимающий много времени, но позволяющий и поиграть в ассоциации, и заглянуть в своё подсознание и понять, что Вас беспокоит. Это ведь первый шаг к решению, верно? Можно просто придумать 16 любых слов, а можно воспользоваться вспомогательными начальными буквами. Но не следует долго раздумывать, нужно писать первое, что придёт в голову, и быть честным с собой (если Ваша цель – узнать себя получше и решить свою проблему). Можно использовать существительные, прилагательные, наречия, словосочетания. Итак, если Вы решили воспользоваться буквами (для начала так проще), возьмите листок бумаги и слева по вертикали запишите следующие буквы: т, д, б, м, г, а, ж, о, к, р, в, н, з, п, л, с. Теперь напротив каждой из них напишите слово, начинающееся на эту букву — первое, которое придёт в голову. Теперь попарно берите получившиеся слова, подбирая ассоциацию на каждые два идущих подряд по вертикали слова. Записывайте ассоциации напротив каждой пары слов. У Вас получится 8 слов. Затем снова по вертикали сверху вниз объединяйте по два получившихся слова и снова записывайте рождающиеся ассоциации. Теперь их будет 4. Объедините и их попарно, запишите две новые ассоциации. Объединив их, Вы получите ключевую ассоциацию, самую важную. Ассоциации помогали в исследованиях подсознательного, они использовались З.Фрейдом, затем К.Юнгом, и до сегодняшнего дня применяются многими психоаналитиками (и не только). Задействуя творческую составляющую своей личности, в ходе такого теста можно заглянуть в своё подсознание и найти пути решения проблемы, если таковая присутствует. Во всяком случае, излагая на бумаге ассоциации и мысли, мы подвергаем их анализу, поглубже заглядываем в себя и лучше понимаем.
Нарушение ассоциативного мышления
Нарушения ассоциативного мышления выражаются в изменении его темпа, целенаправленности и стройности. Серьёзные болезненные нарушения ассоциативного мышления являются предметом изучения в литературе по психиатрии и клинической психологии, в разделе психопатологии.
Были выявлены некоторые закономерности нарушений мыслительного процесса. Исходя из симптомов нарушений, разделяют, например, расстройства по форме и по содержанию. В первом случае речь идёт о нарушениях ассоциативного процесса мышления (то, как человек мыслит), а во втором – нарушения суждений (то, что человек думает, разного рода навязчивые состояния, бред, сверхчерные идеи). Ниже мы рассмотрим только некоторые виды нарушений ассоциативного мышления:
1. По изменению темпа мышления:
- Ускорение, заметно опережающий всех остальных темп обработки информации, генерации идей, принятия решений, иногда скачки идей. Такое ускорение характерно для маниакальных состояний.
- Замедление темпа, чрезмерное затягивание обдумывания и принятия решений.
- Непроизвольное вторжение мыслей (ментизм), мешающее мыслительному процессу, сбивающее с темы.
- Остановка мышления – обрыв течения мыслей, их непроизвольная остановка.
2. По подвижности, живости процесса мышления:
- Изобилие детализации, второстепенных подробностей, несущественных для темы.
- Излишняя обстоятельность, усугубляющая предыдущий пункт излишними отвлекающими ассоциациями и деталями.
- Вязкость мыслей, при которой мышление перестаёт быть продуктивным, теряется нить разговора.
3. По грамматическому построению речи:
- Использование клише, готовых штампов, шаблонов или вопросов при построении ответа, то есть использование речевых стереотипов.
- Повторение лишенных смысла слов, звуков или фраз.
- Бессвязное повторение слов или их сочетаний, в которых нет ни логического, ни грамматического построения.
4. По целенаправленности:
- Излишняя витиеватость при выражении простой мысли.
- Соскальзывание с темы в пространное рассуждение на отвлечённую ассоциацию с последующим возвращением к теме.
- Многословное пустое и пространное разглагольствование без цели, «ни о чем» (резонёрство).
- Направление усилий не на решение вопроса, а на исполнение протокола (формализм).
- Рассмотрение вопроса с разных углов зрения, с разными критериями оценки, меняя уровни обобщения, з-за чего невозможно принятие окончательного решения (разноплановость).
- Нечеткое, противоречивое использование понятий, когда понять, о чем речь, почти невозможно (аморфность).
- Нарушения логики мышления, при котором страдают или предпосылки, или причинно-следственные связи, или доказательства.
- Символизм, понятный только самому пациенту, и больше никому.
- Патологическое нахождение новых смыслов в словах, исходя, например, из количества букв или из их рифмования с тем или иным, (например, «счастливым» или «несчастливым) словом.
- Аутистическое мышление – такое, которое касается только внутреннего мира пациента, закрытого для посторонних.
- Архаическое мышление – в его основе лежат старинные стереотипы, суждения, взгляды, далекие от современности.
- Персеверация (упорство, настойчивость) – при этом человек настойчиво повторяет слова, фразу или дело, даже если уже исчерпан уместный контекст.
- Разорванность (отсутствие логической связи между понятиями, суждениями и умозаключениями), хотя грамматический строй речи при этом может быть и не нарушен.
Для поддержания мозга в тонусе важно комплексное развитие его познавательных функций, таких как внимание, мышление, память и восприятие. Для их развития можно использовать регулярные занятия c помощью увлекательных онлайн игр выполненных в виде упражнений для развития мышления у взрослых.
Мы искренне желаем Вам полезного и увлекательного времяпрепровождения и успехов в саморазвитии!
Проблема креативного мышления в ассоциативной психологии
Ассоциированная психология вряд ли смогла объяснить не только законы творческого мышления, но даже процесс сознательного мышления, поскольку не учитывала тот важный факт, что этот процесс на каждом этапе определяется соответствующим отраженным содержанием проблемы, для решения которой он происходит.
Процесс взаимодействия между содержанием проблемы, отраженным в сознании и мыслительным процессом, вплоть до момента ее решения, становится все более сложным.
Обычно такие трудности возникают тогда, когда решение сложной задачи достигается внезапно, т.е. интуитивно понятным способом.
В более простых случаях, до середины процесса решения проблемы, эта связь усложняется, но затем она начинает упрощаться, когда субъект сознательно доверяет свое решение подсознательному и бессознательному уровням психики.
Интуиция — это знание, которое возникает без понимания субъектом способа и условий его приобретения, которое он имеет в результате «прямой проницательности».
Интуиция рассматривается как специфическая способность «полного понимания» состояния проблемной ситуации и как механизм творческой деятельности.
Представители ассоциативной психологии не могли воспринимать диалектическую связь между отраженным содержанием решаемой проблемы и мыслительным процессом, который, по сути, является обратной связью. Однако следует отметить, что законы ассоциаций, установленные ассоциативными психологами, являются величайшим достижением психологической науки 10 века. Единственная проблема — как интерпретировать эти законы.
Кратко рассмотрим основные моменты ассоциативной психологии. Важнейшей причиной его неспособности должным образом решать проблемы мысли является абсолютизация рациональной стороны мысли, интеллектуализма.
Фундаментальный закон объединения идей в своей психологической формулировке гласит, что «каждая идея либо порождает идею, подобную ей по содержанию, либо идею, с которой она часто возникала одновременно; принципом внешней ассоциации является синхронность». Принцип внутреннего — схожесть».