Формы мышления: что это такое в психологии, что к ним относится, примеры

Чтобы учиться на отлично, работать и достигать успехов в жизни, важно использовать разные виды мышления.

А о том, какие виды и формы мышления существуют, мы расскажем в статье. И также ответим на вопрос: как развить мышление у взрослого человека?

Не забудьте подписаться на наш Telegram-канал — там много полезных материалов из мира образования. И следите за акциями и скидками от компании, чтобы учиться ещё выгоднее.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

Более подробно о понятиях

Невозможно детально разобраться в этом вопросе, не выяснив определения всех терминов. Мышление – это процесс обработки информационных данных и доведение их до конкретного завершения. Такая способность сподвигла возникновению речи, которой мы пользуемся, чтобы коммуницировать между собой. Люди приходят к размышлению для того, чтобы разрешать все неприятности и проблемы, исследовать мир вокруг себя, разузнать взаимосвязи и закономерности. Размышляя, человек создает инновации, делает научные открытия и находит себя в искусстве. Не имея мыслительной составляющей, мы были бы схожи с обычными животными, которые действую в рамках своих инстинктов.

Формы мышления – итог мыслительных и умственных процессов, которые проявляются в конкретной ситуации, позволяющей понимать суть явлений и предметов, определять взаимоотношения объектов и замечать обобщающие признаки. Существует всего три разновидности, о которых я подробно расскажу далее.

Суждение

Суждение как форма мышления предполагает подтверждение или отрицание какого-то факта, события, свойства, особенности, связи. Проявляется оно во фразах, но нужно помнить, что не каждая фраза является суждением. Так, междометие или односложное предложение не относится к этой форме мышления (примеры: «Ой!», «Как же так?»).

Предложения, как правило, имеют повествовательный характер: «Земля вращается вокруг Солнца».

Суждение может быть истинным или ложным, что определяется логикой. Первое предполагает наличие одного субъекта с характеристиками или сравнение двух субъектов.

При разделении простого суждения слова перестают нести смысловую нагрузку. Пример: «Мышь меньше кошки». Если это предложение разделить на два, смысл теряется.

Суждения сложные представляют собой различные комбинации, которые состоят из сложного и простого, двух сложных или двух простых суждений. Примеры: «Если пройдет град, растения могут пострадать». Здесь «растения могут пострадать» выступает в качестве простого суждения.

Суждение как форма мышления сложного характера невозможно без грамматических связок («но», «или», «и», «если так, то…», «когда…, то…» и т. д.).

Необходимо различать суждение и другие логические формы мышления: понятие выражается словом, а умозаключение выводом.

Эта форма мышления также может быть:

  • утвердительной («Ботаника – наука о растениях», «Тигр является хищником»);
  • отрицательной («Это предложение построено неправильно», «В российских городах не гуляют медведи на улицах»).

Существует и другая классификация. Общее суждение предполагает утверждение (отрицание), которое относится к явлениям, субъектам, объединенных с помощью общего понятия («Все здоровые кошки имеют четыре лапы»). Частное подразумевает часть предметов, субъектов, явлений, которые объединены понятием («Какие-то поэты являются графоманами»). В единичном суждении выражено индивидуальное свойство («Ф.М. Достоевский – автор «Преступления и наказания»»).

По сути суждение открывает содержание понятия (или нескольких) – поэтому для высказывания необходимо знать содержание всех используемых понятий.

Главные формы

Все они сильно связаны между собой и являются неотъемлемой частью реализации мыслительного процесса, благодаря которому мы имеем возможность проводить анализ, синтез, выстраивание логической связи. Это постепенно приводит к развитию интеллекта. Изучаются данные разновидности в науках по психологии и логике.

Понятие

Оно отражает общие и отвлеченные признаки в явлениях и предметах, окружающих нас. Это отражение носит разнообразный характер. Существует следующая классификация признаков (сходства или различия) по объему:

  • Общие. Присущи каждой личности (создание орудия труда, владение членораздельной речью, навыки размышления).
  • Единичные. Принадлежат одному человеку (телосложение, походка, жестикуляция).

По содержанию:

  • Конкретные – совокупность объектов, которые могут существовать самостоятельно («реформа», «единство», «государство»).
  • Абстрактные – подразумевается не предметное составляющее, а его признак («отзывчивость», «несправедливость»). Мы не воспринимаем эти термины, как отдельные вещи, они лишь дополняют высказывание, например, «отзывчивые люди», «несправедливое отношение». Абстрактный тип не имеет множественного числа в русском языке.

Также эта форма подразделяется на следующие виды:

  • непосредственное, размышления строятся «здесь и сейчас»;
  • опосредование, понимание достигается при дискуссиях и долгих рассуждениях.

Понятие отображает явления и их совокупность в абстрактной форме на основе существенных сходств или различий. Оно связано с главной языковой единицей – словом. Оно закрепляется в словосочетаниях, без которых не произойдет формирование понятийного процесса. Сформировав понятие, научные дисциплины отражают в них изучаемые явления или объекты. Например, наука «Экономическая теория» образовала термины: «капитал», «спрос», «предложение», «стоимость», «продукция».

Функции:

  • Познавательная – формируется в результате определения общих предметных черт. Во время понятийного формирования постигаются единые свойства, которые помогают познать сущность объекта.
  • Коммуникативная – доказывает, что понятие – составляющая общения. Зафиксировав свои мысли и знания, мы обмениваемся ими при коммуникации друг с другом, а также на основе опыта передаем их новому поколению.Так происходит социальное наследование знаний.

Наиболее важным показателем усвоение информации является ее осознание. Например, вы можете использовать какой-либо термин, точно не зная его смысл, но если полностью осознать его сущность, вы не покажитесь некомпетентным человеком. Поэтому осознанность считают важным звеном соединения понятия и понимания.

Суждение

Это обозначение связи между параметрами, отношениями и качествами предметов окружающей нас действительности. Сутью является отрицание или обоснование взаимосвязей. Человек при формировании своего мнения использует уже осознанные сведения и затрагивает этим как умственную деятельность, так и органы чувств и память.

Психолог Дарья Милай

Записаться на прием

Различают два вида:

  • Формальное. Характеризует факт взаимосвязи объектов без указания на истинность высказывания или ложность («пасмурная погода»).
  • Эмпирическое. Описывает явления, как результат наблюдения, и позволяет совершить проверку на подлинность («посмотри, какая погода пасмурная»).

Суждение отражает как ложь, так и истину. По характеру выражения существуют две разновидности:

  • Истинное – все выводы подтверждаются действительностью.
  • Ложное – все предположения являются недоказанными и не соответствуют реальности.

Компоненты формирования мнения:

  • Субъект – это высказывание, которое необходимо либо подтвердить, либо отвергнуть.
  • Предикат – это утверждение или отрицание признаков предметов.

Примером может стать: «Человек обладает членораздельной речью». Теперь постараемся отличить первый термин от другого. Субъектом в данном случае выступает «Человек», а предикатом — «обладает членораздельной речью».

Такая форма мышления также различается и по степени сложности. Выделяются две группы:

  • Простые («Русский и математика – основные школьные дисциплины»).
  • Сложные («Если вы будете посещать все лекции, то сдадите все экзамены на отлично»).

Умозаключение

Это наивысшая ступень мышления, которая ведет к новому знанию с применением уже имеющегося. Умозаключительные процессы осуществляются только с использованием логики. Основные компоненты:

  • посылки – начальные суждения, из которых следует новое;
  • заключения – свежая информация, полученная логическим путем;
  • выводы – переход от посылок к заключительным сведениям на основе логики.

Я приведу основную классификацию видов. По характеру строгости правил бывают:

  • Демонстративные. Главное заключение формируется из посылок.
  • Недемонстративные. Вывод не зависит от начальных суждений.

По наличию знаний и связи между ними разделяются:

  • Индукция – переход личности от частного к общему. За конкретными предположениями следуют единые выводы.
  • Дедукция – здесь, наоборот, человек идет от общего к частному.
  • Аналогия – при выделении важных признаков предметов возникает вывод.
  • Предположение – тип, который не подразумевает доказательств. Он только выдвигает теории, которые могут критиковать и опровергать.

Современные виды мышления: общая характеристика мышления и способы развития

Однако, это далеко не все разновидности видов мышления, которые выделяют современные психологи и когнитивные специалисты. В нашей жизни не обойтись без умения мыслить стратегически, критически и образно. А ведь это тоже виды мышления. Именно они помогают человеку быть успешным, ставить амбициозные цели и достигать их.

Итак, давайте разберём, какие популярные виды мышления существуют, что они из себя представляют, а также какими методами и упражнениями их можно развивать.

Необходимые виды мышления для современного человека:

  1. Критическое мышление.
  2. Стратегическое мышление.
  3. Логическое мышление.
  4. Аналитическое мышление.
  5. Нестандартное мышление.
  6. Творческое, или креативное мышление.
  7. Системное мышление.
  8. Образное мышление.
  9. Пространственное мышление.
  10. Абстрактное мышление.
  11. Алгоритмическое мышление.
  12. Дедуктивное мышление.
  13. Ассоциативное мышление.
  14. Математическое мышление.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Критическое мышление

Что такое критическое мышление и как его развить? Под умением мыслить критически подразумевают способность сомневаться, задавать вопросы, анализировать, формировать суждения на основе полученных аргументов и отстаивать свою точку зрения.

Критическое мышление — необходимый навык для студента. Именно он помогает выбрать правильную литературу и грамотно работать с источниками во время подготовки курсовых, дипломных и других работ.

Как развить критическое мышление у взрослого? Существует несколько проверенных способов:

  • постоянно улучшать знания, узнавать новое и расширять кругозор;
  • общаться с умными людьми;
  • учиться задавать вопросы и искать на них ответы;
  • много читать и анализировать прочитанное;
  • изучать разные точки зрения;
  • придумывать разные варианты, как могут развиваться ситуации;
  • анализировать ошибки и неудачи, делать выводы;
  • играть в шахматы, настольные игры;
  • решать головоломки и ребусы.


Решение головоломок помогает развивать мышление

Стратегическое мышление

Стратегическое мышление — это способность оценивать риски своих действий и предвидеть последствия. Любой мыслящий человек должен развивать искусство видеть и создавать стратегии, чтобы достигать успеха в разных областях жизни.

Какие примеры стратегического вида мышления можно привести? Самый актуальный — это отношение к учёбе. Если студент в начале учебного года составит план обучения и подготовки, эта стратегия позволит ему легко и уверенно готовиться к зачётам и экзаменам. А вот отношение «на авось» скорее приведёт к пересдаче.

А как развить стратегическое мышление? Уделять внимание следующим умениям:

  • наблюдать за событиями и искать общие тенденции;
  • задавать сложные вопросы и стараться искать на них ответы;
  • всегда оценивать действия с точки зрения возможных последствий;
  • учиться мыслить логически и чётко;
  • принимать решения и нести ответственность;
  • находить время, чтобы подвести итоги и оценить ситуацию;
  • постоянно изучать что-то новое, чтобы расширять знания;
  • учиться быть непредвзятым;
  • ставить себя на место другого человека.

Логическое мышление

Логическое мышление — это умение логически думать, рассуждая последовательно и непротиворечиво.

Как развить логическое мышление взрослому? Это очень важный вопрос. Ведь логика помогает не только в учёбе и работе. Она отличный попутчик в любой жизненной ситуации. Так что возьмите на заметку следующие упражнения и способы развития логического мышления:

  • решайте логические задачи;
  • читайте и анализируйте прочитанные тексты;
  • решайте сканворды, кроссворды и ребусы;
  • ищите логические закономерности;
  • изучайте иностранные языки;
  • учитесь писать левой рукой, если вы правша, и наоборот.


Писать левой рукой, если вы правша — отличная тренировка мышления

Аналитическое мышление

Аналитическое мышление — это способность работать с большими данными информации, разделяя их на логичные части и исследуя каждую по определённой схеме.

Мыслить аналитически невозможно без хорошо развитой логики. Поэтому в поиске ответа на вопрос: как развить аналитическое мышление, не забывайте о советах из прошлого пункта и дополняйте их следующими:

  • решайте математические задачи;
  • анализируйте ситуации и информацию;
  • ищите альтернативные варианты решений;
  • участвуйте в обсуждениях;
  • учитесь создавать умные и чёткие конспекты;
  • моделируйте разные ситуации.

Нестандартное мышление

Нестандартное, или латеральное мышление — это умение мыслить нестандартно в обычных ситуациях и искать неожиданные пути решений.

Британский психолог Эдвард де Боно изучал вопросы латерального и творческого мышления, а своими выводами делился в книгах. Так, например, в его труде «Шесть шляп мышления» можно найти простые и действенные упражнения, которые помогают развивать нестандартность мыслительных процессов.


Британский психолог Эдвард де Боно

Как развить нестандартное мышление? Использовать проверенные упражнения:

  • выходить за рамки: всегда искать дополнительные варианты решения и свойства, не ограничиваясь стандартными условиями;
  • искать способы применения: брать любой предмет и придумывать минимум 100 вариантов, как им можно воспользоваться;
  • связывать случайные слова: находить взаимосвязи между разными предметами и явлениями.

Творческое, или креативное мышление

Творческое, или креативное мышление очень похоже на нестандартное. Оно также характеризует способность человека создавать что-то новое и нестандартное в обход привычных правил и шаблонов. Умение мыслить творчески помогает придумывать идеи и менять этот мир к лучшему.

Креативность является важнейшим soft skillом современности. Эйчары крупных компаний хотят видеть этот навык не только у специалистов творческих профессий, но также у управленцев и технических работников.

Как развить творческое, или креативное мышление? Использовать следующие проверенные техники:

  • менять обстановку, выходить за рамки;
  • переключаться между задачами, а не сидеть над чем-то одним;
  • придумывать идеи самостоятельно, а обсуждать их на общем мозговом штурме;
  • слушать счастливую музыку — исследования утверждают, что она улучшает креативное мышление;
  • развивать чувство юмора и позитивное отношение к жизни;
  • воспроизводить чужие идеи и создавать на их основе свои.

Системное мышление

Умение мыслить системно — важный навык руководителей. Но он также будет полезен в любой профессиональной области. Ведь системное мышление — это целостное восприятие явлений и предметов, способность находить и создавать систему, работая с информацией, людьми и компаниями.

Системность мышления важна не только для профессионального развития. Эта способность помогает упорядочивать жизнь, ставить цели и видеть пути их достижения.

Как развить системное мышление? Каждый день выполнять несложные действия:

  • во всех ситуациях и процессах искать систему;
  • находить основные элементы, из которых состоит система;
  • развивать способность анализировать и синтезировать;
  • подходить к каждой ситуации критически;
  • стараться спрогнозировать развитие системы;
  • развивать умение рефлексировать, то есть проводить самоанализ и оценивать себя со стороны;
  • читать книги для развития системного мышления, например, Иана Макдермотта и Джейн О’Коннор «Искусство системного мышления».


Во всём видеть систему — бесценный навык, который точно пригодится в жизни

Образное мышление

Образное мышление — это умение «рисовать» мысленные образы явлений и предметов, которых нет в непосредственном окружении.

Образное мышление, как правило, опирается на визуальную память человека. Но это не значит, что мы не можем представить абстрактные явления или животных, которых никогда не видели. Образы в данном случае будут у каждого свои.

Как развить образное мышление? Для этого психологи рекомендуют разные упражнения. Например:

  • изучать предметы, людей, природные явления, а потом описывать их с закрытыми глазами;
  • выбирать абстрактные явления и пытаться мысленно рисовать их образы;
  • развивать фотографическую память;
  • наблюдать за облаками или другими абстрактными явлениями и находить образы.

Пространственное мышление

Пространственное мышление — это разновидность образного мышления, которое характеризуется умением хорошо ориентироваться в пространстве, а также мысленно создавать объёмные образы и формы.

Как развить пространственное мышление? Даже если ребёнком в школе вы прогуливали уроки геометрии и всегда страдали топографическим кретинизмом, есть методы, которые помогут улучшить эту способность:

  • решайте задачи по геометрии;
  • старайтесь рисовать мысленные карты местности;
  • займитесь конструированием самолётов, замков и так далее;
  • собирайте паззлы;
  • рисуйте зеркальные отражения картин;
  • играйте в настольные игры.

Абстрактное мышление

Абстрактное мышление — это один из видов мышления, который позволяет создавать абстрактные понятия и оперировать ими.

Именно умение мыслить абстрактно помогает человеку общаться, учить разные языки, считать и читать, а также писать.

Как развивать абстрактное мышление? Для этого можно использовать следующие методы:

  • представляйте различные эмоции;
  • читайте книгу в обратном порядке;
  • придумывайте противоречивые словосочетания;
  • составляйте аббревиатуры;
  • выбирайте предмет и письменно записывайте все его функции и свойства;
  • выписывайте все слова на определённую букву в течение ограниченного времени;
  • давайте названия событиям из жизни.


Устраивайте мозговые штурмы с друзьями, чтобы развивать мышление

Алгоритмическое мышление

К алгоритмическому виду мышления относится способность направлять мыслительный процесс на решение определённых задач, видеть чужие алгоритмы и создавать собственные.

Алгоритмизация процессов — это их описание математическими символами, в котором необходимо отразить базовые акты процессов, их последовательность и взаимосвязь.

Если вы хотите уйти в IT, вам просто необходимо знать, как развить алгоритмическое мышление. Вот несколько способов:

  • изучать информатику;
  • играть в стратегические игры;
  • увлекаться программированием;
  • разбивать на шаги разные процессы.

Дедуктивное мышление

Дедуктивное мышление — это умение из общих явлений делать частные выводы. То есть это навык, который позволяет замечать мелкие детали и приходить к точным заключениям.

Дедукция — также важный метод исследования, который студенты применяют в практической части курсовых и дипломных работ. Так что хорошо развитый навык поможет не только угадывать ходы в сериалах про Шерлока, но и отлично учиться.

Как развить дедуктивное мышление? Имеется несколько важных и полезных способов:

  • обращать внимание на мелочи;
  • развивать память;
  • учиться чётко и логично формулировать мысли;
  • глубоко изучать выбранную область знаний;
  • тренировать концентрацию;
  • изучать язык тела других людей;
  • вести дневник и записывать все события дня;
  • развивать интуицию;
  • решать головоломки и логические задачи;
  • учиться слушать и слышать других;
  • много читать.


Стать настоящим Шерлоком — вполне реальная задача

Ассоциативное мышление

Ассоциативное мышление — это умение человека видеть и создавать взаимосвязи между различными образами.

Способность к ассоциативности помогает человеку лучше запоминать информацию, воображать различные идеи, создавать истории и находить взаимосвязи между явлениями. А как развить ассоциативное мышление во взрослом возрасте? Есть несколько способов:

  • выстраивайте ассоциативные цепочки между разными словами;
  • запоминайте ряд слов через ассоциации;
  • ищите ассоциативные определения для разных явлений;
  • придумывайте необычные ассоциации привычным предметам.

Какие бывают формы мышления на основе логики: примеры

Следуя логической структуре умственной деятельности, выдвигаются следующие процессы:

  • сравнивание;
  • анализирование;
  • абстрагирование;
  • синтезирование;
  • обобщение.

Сравнительная операция основана на определении сходств и отличий между явлениями. Результатом выступает классификация, выступающая первичной ступенью теоретического понимания.

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Узнать подробнее

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Узнать подробнее

Анализирование – процедура расчленения одного значительного объекта на различные части или признаки с последующим сравнением.

Синтез – с его помощью можно мысленно создать сложный предмет из аналитических составляющих.

Абстрагирование – выделяет значимые свойства и связи явлений и абстрагирует от незначительных. Это процесс детального изучения, в результате исследования формируются понятия.

Обобщение – упорядочение объектов по общим и существенным характеристикам.

Мыслительные операции происходят на основе логических, но это не всегда работает как механизм, в котором функционируют только разум и логика. Очень часто в этот процесс вмешиваются эмоции и полностью его изменяют. Так как эмоциональная составляющая имеет способность менять и стимулировать мыслительную деятельность. Чувства склонны придавать напряжение, стремление к цели и амбиции. Без эмоций продуктивность сводится к нулю, так же как и без логики, знаний и навыков.

Вводный раздел. Логика как наука

Логика имеет долгую и богатую историю, неразрывно связанную с историей развития общества в целом.

Возникновению логики как теории предшествовала уходящая в глубь тысячелетий практика мышления. С развитием трудовой, материально-производственной деятельности людей шло постепенное совершенствование и развитие их мыслительных способностей, прежде всего способности к абстракции и умозаключению. А это рано или поздно, но неизбежно должно было привести к тому, что объектом исследования стало само мышление с его формами и законами.

История свидетельствует, что отдельные логические проблемы возникают перед мысленным взором человека уже свыше 2,5 тыс. лет назад – сначала в Древней Индии и Древнем Китае. Затем они получают более полную разработку в Древней Греции и Риме. Лишь постепенно складывается более или менее стройная система логических знаний, оформляется самостоятельная наука.

Каковы причины возникновения логики? Основными являются две. Одна из них – зарождение и первоначальное развитие наук

, прежде всего астрономии и математики. Этот процесс относится к VI в. до н. э. и получает наиболее полное развитие в Древней Греции. Рождаясь в борьбе с мифологией и религией, наука основывалась на теоретическом мышлении, предполагающем умозаключения и доказательства. Отсюда – необходимость исследования природы самого мышления как средства познания.

Логика и возникла прежде всего как попытка выявить и обосновать те требования, которым должно удовлетворять научное мышление, чтобы его результаты соответствовали действительности.

Другая, пожалуй, еще более важная причина, что особенно полезно знать юристам, – это развитие ораторского искусства

, в том числе судебного, которое расцвело в условиях древнегреческой демократии. Величайший римский оратор и ученый М. Цицерон, говоря о могуществе оратора, обладателя «божественного дара» – красноречия, подчеркивал: «Он может безопасно пребывать даже среди вооруженных врагов, огражденный не столько своим жезлом, сколько своим званием оратора; он может своим словом вызвать негодование сограждан и низвергнуть кару на виновного в преступлении и обмане, а невинного силою своего дарования спасти от суда и наказания; он способен побудить робкий и нерешительный народ к подвигу, способен вывести его из заблуждения, способен воспламенить против негодяев и унять ропот против достойных мужей; он умеет, наконец, одним своим словом и взволновать и успокоить любые людские страсти, когда этого требуют обстоятельства дела»4.

Помимо политических и торжественных речей развитию красноречия особенно способствовали множество, разнообразие и значительность судейских дел. В хорошо подготовленных судебных речах обнаруживалась огромная, потрясающая умы слушателей сила убеждения и в то же время великая принудительная сила. Она буквально заставляла их склоняться к тому или иному мнению, делать те или иные выводы.

Логика и возникла тоже как попытка раскрыть «тайну» этой принудительной силы речей. Требовалось выявить и понять, в чем же именно заключается ее источник, на чем она основывается, и, наконец, показать, какими свойствами должна обладать речь, чтобы убеждать слушателей, а вместе с тем вынуждать их с чем-либо соглашаться или не соглашаться, признавать что-то истинным или не признавать.

По словам Цицерона, Греция «поистине пылала страстью к красноречию и долгое время им славилась…»5. Не случайно, что именно Древняя Греция стала родиной логики как науки. Естественно также, что сам термин «логика» – древнегреческого происхождения.

Основателем логики – или, как иногда говорят, «отцом логики» – принято считать крупнейшего древнегреческого философа и ученого-энциклопедиста Аристотеля (384–322 гг. до н. э.). Следует, однако, учитывать, что первое довольно развернутое и систематическое изложение логических проблем фактически дал более ранний древнегреческий философ и естествоиспытатель Демокрит (460 – примерно 370 г. до н. э.). Среди его многочисленных трудов был и обширный трактат в трех книгах «О логическом, или О канонах» (от греч. kanon – предписание, правило). Здесь не только были раскрыты сущность познания, его основные формы и критерии истины, но и показана огромная роль логических рассуждений в познании, дана классификация суждений, подвергнуты решительной критике некоторые виды выводного знания и предпринята попытка разработать индуктивную логику – логику опытного знания.

К сожалению, этот трактат Демокрита, как и все остальные, до нас не дошел. Однако он был широко использован Аристотелем в его разработке грандиозной системы логики. А от нее непосредственно ведет начало современная логика.

Аристотелю принадлежит ряд трактатов по логике, объединенных позднее под названием «Органон» (от греч. organon – орудие, инструмент).

В фокусе всех его логических размышлений – теория выводного знания


дедуктивных умозаключений и доказательства
. Она разработана с такой глубиной и тщательностью, что прошла сквозь толщу столетий и в основном сохранила свое значение до наших дней. Аристотель дал также классификацию категорий – наиболее общих понятий и близкую к демокритовской классификацию суждений, он сформулировал три фундаментальных закона мышления – закон тождества, закон противоречия и закон исключенного третьего. Логическое учение Аристотеля замечательно тем, что в зародыше содержит, по существу, все позднейшие разделы, направления и типы логики – индуктивной, символической, диалектической. Правда, сам Аристотель называл созданную им науку не «логикой», а прежде всего «аналитикой», хотя и употреблял термин «логическое». Сам же термин «логика» вошел в научный оборот несколько позднее, в III в. до н. э. Причем в соответствии с двуединым смыслом древнегреческого слова «logos» (и «слово», и «мысль») он объединил и искусство мыслить – диалектику, и искусство рассуждать – риторику. Лишь с прогрессом научных знаний этим термином стала обозначаться собственно логическая проблематика, а диалектика и риторика выделились в другие самостоятельные отрасли знания.

Будучи гигантским обобщением предшествующей практики мышления, логика Аристотеля оказала мощное влияние на ее последующее развитие, и прежде всего на научное познание. Так, под сильным впечатлением от этой науки написаны знаменитые «Начала» Евклида (около 323–283 гг. до н. э.). В них подведен величественный итог развития греческой математики за предшествующие три столетия и впервые с такой силой проявился на практике дедуктивный метод построения научной теории. Оценивая историческое значение труда Евклида как практического применения логики, А. Эйнштейн подчеркивал, что это удивительное произведение дало человеческому разуму ту уверенность в себе, которая была так необходима для его последующей деятельности.

Логика Аристотеля значительно повлияла также на развитие ораторского искусства, особенно судебных речей. Так, один из теоретиков риторики Гермагор около середины II в. до н. э. разработал знаменитую «систему нахождения», которая явилась высшим достижением риторической теории эпохи эллинизма. Все многообразие судебных «казусов» (случаев) сведено в ней к единой схеме видов и разновидностей («статутов»), которой пользовались ораторы в речах.

В свою очередь, сама логика получила дальнейшее развитие как в Греции, так и в других странах, причем и на Западе и на Востоке. Это развитие вызывалось, с одной стороны, непрерывным совершенствованием и обогащением практики мышления (в котором все больший удельный вес занимало научное познание), а с другой – все более глубоким проникновением в сущность мыслительных процессов. А проявлялось оно не только во все более полном и точном истолковании сложившегося круга проблем, но и в последовательном расширении предмета логики за счет выдвижения и анализа все новых ее проблем. Первоначально это выразилось, например, в детализации и обобщении аристотелевской теории дедукции. Наряду с усиленной разработкой теории умозаключений из простых суждений исследовались и новые формы дедуктивного вывода – из сложных суждений. Такова, например, логика стоиков (Зенон, Хрисипп – III в. до н. э.). Кстати, именно им принадлежит честь введения термина «логика» в научный оборот.

В средние века большой общественный резонанс получила проблема общих понятий – «универсалий». Спор о них растянулся на столетия и оказал заметное влияние на последующее развитие логики. Однако в целом аристотелевская логика приобрела схоластический, оторванный от жизни и науки характер; темпы ее развития существенно замедлились.

В эпоху Возрождения логика переживала настоящий кризис. Она расценивалась в качестве логики «искусственного мышления», основанного на вере, которому противопоставлялось естественное мышление, базирующееся на интуиции и воображении.

Новый, более высокий этап в развитии логики начинается с XVII в. Этот этап органически связан с созданием в ее рамках наряду с дедуктивной логикой логики индуктивной

. В ней нашли отражение многообразные процессы получения общих знаний на основе все более накапливавшегося эмпирического материала. Потребность в получении таких знаний наиболее полно осознал и выразил в своих трудах выдающийся английский философ и естествоиспытатель Ф. Бэкон (1561–1626). Он и стал родоначальником индуктивной логики. «… Логика, которая теперь имеется, бесполезна для открытия знаний»6, – вынес он свой суровый приговор. Поэтому как бы в противовес старому «Органону» Аристотеля Бэкон написал «Новый Органон…», где и изложил индуктивную логику, которую он расценивал как «искусство открытия». Главное внимание в ней он обратил на разработку индуктивных методов определения причинной зависимости явлений. В этом огромная заслуга Бэкона. Однако созданное им учение об индукции по иронии судьбы оказалось не отрицанием предшествующей логики, а ее дальнейшим обогащением и развитием. Оно способствовало созданию обобщенной теории умозаключений. И это естественно, ибо, как будет показано ниже, индукция и дедукция не исключают, а предполагают друг друга и находятся в органическом единстве. Несбыточными оказались и мечты Бэкона о создании логики «научного открытия».

Индуктивная логика была позднее систематизирована и развита английским философом и ученым Дж. Ст. Миллем (1806–1873) в его двухтомном труде «Система логики силлогистической и индуктивной». Она существенно повлияла на дальнейшее развитие научного познания, способствовала достижению им новых высот.

Потребности научного познания не только в индуктивном, но и в дедуктивном методе в XVII в. наиболее полно воплотил французский философ и ученый Р. Декарт (1596–1650). В своем главном труде «Рассуждение о методе…», основываясь на данных прежде всего математики, он подчеркивал значение рациональной дедукции как основного метода научного познания.

Последователи Декарта из монастыря в Пор-Рояле А. Арно и П. Николь создали труд «Логика, или Искусство мыслить». Он получил известность как «Логика Пор-Рояля» и долгое время использовался в качестве учебника по этой науке. В нем авторы вышли далеко за пределы традиционной логики и уделили главное внимание методологии научного познания, логике открытий. Логика рассматривалась ими как познавательное орудие всех наук. Создание подобных «расширенных логик» стало характерным в XIX–XX вв.

Известный вклад в развитие традиционной формальной логики внесли русские ученые. Так, уже в первых трактатах по логике начиная приблизительно с X в. предпринимались попытки самостоятельного комментирования трудов Аристотеля и других ученых. Оригинальные логические концепции в России разрабатывались в XVIII в. и были связаны прежде всего с именами М. Ломоносова (1711–1765) и А. Радищева (1749–1802). Расцвет логических исследований в нашей стране относится к концу XIX в. Так, М. Каринский (1840–1917) создал оригинальную общую теорию выводов – как дедуктивных, так и индуктивных. Труды его ученика Л. Рутковского (1859–1920) были посвящены прежде всего основным типам умозаключений, их дальнейшей разработке, и представляли собой, по сути, частный случай более общей теории логических отношений. С. Поварнин (1870–1952) стремился разработать общую теорию отношений в логике. Дальнейшее развитие традиционная логика получила в годы Советской власти. Она успешно разрабатывается и в наши дни.

Основные виды

Они разделяются по функциям и возможностям. Классификация включает в себя три последовательные ступени развития мышления. Они созданы на основе генетического принципа

Наглядно-действенный тип

Характеризуется наблюдением за реальными объектами и их взаимоотношениями в действительности. Такое познавательное действие является основополагающим элементом любых мыслительных процессов. Этим типом умственной активности активно пользуются дети до 3 лет. Постепенно развиваясь, они:

  • сравнивают вещи между собой, кладя один на другой;
  • проводят опыты, разламывая пополам свою любимую игрушку;
  • синтезируют, строя из «Лего» различные элементы;
  • составляют классификацию, прибирая кубики по цветам.

Малыш ничего не планирует и не задается целью, он размышляет во время действия, так как оно опережает его мысли. Но у взрослых людей этот вид также проявляется при перестановке мебели или при использовании техники, которой никогда не пользовались. В этих случаях нельзя все предусмотреть и проконтролировать, что-нибудь может точно выйти из под контроля.

Наглядно-образный тип

Опирается на представление и образы. Оно способствует анализу, сравнению и обобщению. Этот тип тесно связан с воображением. Он проявляется у детей в возрасте от 4 до 7 лет, они способны познавать вещи, не применяя практический опыт, им необязательно определять предмет на ощупь, они воспринимают и запоминают его визуально. К примеру, наглядность проявляется в том, что на вопрос: «Почему машина едет?» – ребенок может ответить: «Потому что она зеленая».

Также это вид проявляется и во взрослой жизни при планировании ремонта. Человек заранее представляет себе дизайн интерьера, как бы он хотел расположить мебель, какого цвета обои выбрать или покрасить стены. Наглядно-образное мышление дает возможность продумать все вещи до мелочей, однако они являются невидимыми.

Словесно-логический тип

Это более поздний вид развития умственной деятельности. Он характеризуется применением различных терминов и составлением логических конструкций. Благодаря этому человек способен устанавливать общие связи, предсказывать развитие процессов в природе или обществе. Такой вид протекает по конкретной последовательности: сначала задействуется суждение, затем к нему добавляется другое, и при их соединении возникает умозаключение.

Мышление: что это такое

Прежде, чем рассказывать о видах мышления и их характеристиках, давайте разберёмся, что называют мышлением:

Мышление — это психический процесс, во время которого происходит познание и отражение объективной действительности через представления, суждения и понятия. Это высшая форма творческой деятельности человека.

У мышления есть несколько важных характеристик:

  • оно помогает человеку познавать мир косвенно, через опосредованный опыт;
  • всегда опирается на информацию, полученную через органы чувств;
  • действует через обобщение, которое позволяет выделять существенные качества предметов и явлений.

«Я мыслю, следовательно, существую», — Рене Декарт, математик и философ XVII века, считал мышление самой главной способностью человека.

Прошло время, а эта идея не утратила свою актуальность. Ведь от мышления, а точнее от качества мыслительных процессов зависит многое: умение решать жизненные задачи, видеть причинно-следственные связи, ставить и достигать цели, а также добиваться успеха.

Кратко о развитии форм мышления: психология мысли

Еще в обучаясь в школе, личность уже овладевает умственной деятельностью и начинает оперировать понятиями. Существует несколько шагов к формированию понятийного процесса:

  • знакомство с определенными вещами и явлениями;
  • определение признаков предметов;
  • отбор наиболее существенных свойств;
  • обозначение их конкретным словом.

Например, малыши в 2-3 годика показывают пальцем на какую-либо вещь (игрушечная машинка), затем когда они повзрослеют и им исполнится 4-5 лет, они начнут выделять общий признак, который имеет наибольшее значение (игрушка предназначена для того, чтобы в нее играть). В 5-6 лет дети описывают вещи, перечисляя их свойства без всякой последовательности ( машинка – это колеса, руль, багажник, фары). Став старше еще на один год, ребенок начинает отбирать самые основные характеристики (игрушечный автомобиль – это детская игрушка, собака – это животное, тарелка – посуда).

Задайте вопрос

Иногда понимание совершенно не усваивается, тогда происходит алогичность (фантастичность) – это необычное и оригинальное рассуждение, не поддающееся законам логики. Причинами этого служат:

  • Недостаток знаний и отсутствие опыта.
  • Замена незнакомых условий задач на знакомые.
  • Непоследовательное выражение мыслей.

Способы правильного построения умозаключений:

  • поиск целесообразности в реальности;
  • определение назначения и сущности окружающих вещей;
  • нахождение связей между внешними характеристиками и функциями объектов.

Свойства мыслительного процесса

  • Направленность – главная особенность мыслей. Это свидетельствует о том, что у всякого высказывания и размышления есть своя завершенность и цель.
  • Направление как в будущее, так и в прошлое – человек может думать о том, что произошло с ним вчера, или, наоборот, анализировать, как стоит поступить в той или иной ситуации.
  • Формирование понятия при помощи умственной активности. Она пытается характеризовать, упорядочить, определить сходства и отличия вещей.
  • Логичность – обязательный элемент рассуждений.

Как развить детское мышление: методы

Существуют несколько основных методик для расширения кругозора ребенка:

  • Больше разговаривайте с ним, объясняйте даже самые элементарные вещи. Применяйте в своей речи множество незнакомых ему слов, эпитетов, фразеологизмов. Делайте паузу, изменяйте темп и длину предложений.
  • Совершайте резкий переход от одной темы к другой или же очень детально описывайте каждую мелочь (описание песни, стихов или погоды) во всех красках.
  • Прогуливайтесь по не знакомым ему местам, обращайте внимание на все (дерево, куст, цветы, достопримечательность, животные, птицы).
  • Слушайте вместе музыку самых различных направлений от классики до рока.
  • Просматривайте изображения в книгах или семейные фотографии.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]