Тошнота, рвота, понос, слабость при высокой температуры 37 и 38 у ребенка

Записаться к врачу

Вызов педиатра на дом

Наши врачи

Наши цены

12 Марта 2021 г.

Каждый из нас не раз в жизни испытывал ощущение мнимого вращения пространства вокруг себя или себя в пространстве, то есть переживал головокружение. Оно не является отдельным заболеванием, но может быть признаком целого ряда довольно серьезных диагнозов. Медицинская статистика утверждает, что по распространенности этот симптом занимает второе место в неврологии после головной боли.

Головокружение бывает системным, когда ощущение вращающегося пространства кажется очень реалистичным и интенсивным, и несистемным, когда возникает чувство неуверенности, шаткости, утраты баланса во время движения, боязнь потери сознания.

Основной причиной головокружения является сбой в слаженной работе зрительной, проприоцептивной систем и вестибулярного аппарата. Вызывать его могут разные факторы. Головокружениями страдают и взрослые, и дети, у которых они случаются намного чаще, чем принято считать. Диагностировать головокружения из-за субъективного характера ощущений нелегко. В отношении детей это сделать еще сложнее, потому что им трудно объяснить то, что с ними происходит. А совсем маленький ребенок вообще не способен пожаловаться на головокружение. Но родителям крайне важно вовремя заметить это явление, чтобы исключить серьезное заболевание.

Как понять, что у ребенка кружится голова?

Предположить, что у маленького ребенка кружится голова, можно по такому его поведению:

  • вдруг отвлекается от любимого занятия, вид у него растерянный и непонимающий, пытается сосредоточить взгляд на какой-то точке, но у него это не получается;
  • закрывает глаза и (или) ложится вниз лицом; интуитивно прижимается к стене, спинке кровати, креслу, пытаясь удержаться на ногах, боится сделать движение;
  • не хочет вставать с кровати, особенно после болезни;
  • иногда отмечается нистагм – быстрое движение глазных яблок, имеющее непроизвольный характер.

Терапия

Некоторые виды после вирусного астенического синдрома представляют сложную медицинскую проблему и требуют профессиональной медицинской помощи. Однако есть вещи, которые Вы можете сделать сами.

Будьте защитником своего ребенка

Принимайте активное участие в жизни ребенка и поощряйте его за любые успехи.

Поговорите с врачом о проблемах, если они не проходят.

Поговорите с учителями о болезни и о проблемах, с которыми вы сталкиваетесь в школе.

Разработать план действий совместно с учителем, который поможет вашему ребенку преуспеть.

Проинформируйте других людей, вовлеченных в жизнь вашего ребенка. Когда люди узнают больше об болезни, они смогут лучше помочь и приспособить вашего ребенка. Это особенно важно в школе.

Причины головокружения у детей

Головокружение у детей может быть одним из симптомов начинающегося недуга. Однако оно вызывается и причинами, не связанными с болезненным состоянием. Среди них:

  • пребывание в душном помещении, нехватка кислорода;
  • волнение и стресс, гормональные процессы в подростковом возрасте;
  • высокая температура окружающей среды;
  • укачивание в транспорте;
  • чувство голода, снижение артериального давления.

Единичные случаи, после которых ребенок довольно быстро приходит в норму, не требуют визита к врачу. Но частое головокружение у ребенка без видимых на то причин может свидетельствовать о серьезных расстройствах здоровья. Среди них:

  • неврозы и другие психические патологии;
  • поражения центральной нервной системы, эпилепсия и прочие невротические заболевания;
  • различные воспалительные процессы;
  • нарушения деятельности вестибулярного аппарата;
  • инфекционные заболевания;
  • мигрени;
  • снижение уровня гемоглобина, анемия;
  • заболевания внутреннего и среднего уха;
  • травмы головы, сотрясение мозга;
  • опухоли мозга;
  • гельминтоз, отравления, аллергии.

Очень важно вовремя определить, почему у ребенка случаются головокружения, чтобы предупредить прогрессирование серьезных болезней.

Причины повышенной температуры, тошноты и рвоты

Современная педиатрия указывает во многих источниках на две причины появления рвоты при температуре 37 градусов Цельсия и выше:

  • происходит избавление организма от токсичных веществ;
  • поражение организма болезнетворными бактериями, что приводит к его дестабилизации.

Эти причины взаимосвязаны. Тошнота дает о себе знать на фоне общего болезненного состояния. Определить точную причину проблем может только квалифицированный врач после тщательной диагностики.

Виды головокружения

По продолжительности и периодичности возникновения такие неприятные состояния у детей бывают:

  • разовыми, острыми;
  • регулярными (периодическими);
  • постоянными.

Порой они сопровождаются мигренью.

Кроме того, различают головокружения различной природы:

  • психогенные (возникают при сильных эмоциональных нагрузках, переутомлении, неврозах и психических патологиях);
  • связанные с мозговыми патологиями (опухолями мозга, травмами головы, шейного отдела позвоночника, сотрясениями и нарушениями кровоснабжения мозга, вегетативными расстройствами, интоксикациями химическими веществами или лекарственными препаратами);
  • глазного характера (отмечаются у вполне здоровых детей из-за зрительной стимуляции, когда приходится смотреть на быстро движущиеся предметы, а также при патологиях мышц глаза, когда нарушается проекция предметов на сетчатку);
  • связанные с заболеваниями уха (из-за сбоев в работе вестибулярного аппарата, поражений нервов и сосудов уха; воспалительных процессов).

Особенности расстройства

Психогенная рвота считается таковой, если она сопровождается симптоматикой свидетельствующей о нарушении психики. Если не обратиться за своевременным лечением, возможно:

  • обезвоживание организма;
  • резкий скачок внутричерепного давления, разрыв капилляров в головном мозге – инсульт;
  • предпосылка к желудочно-пищеводному рефлюксу – попадание желудочного сока в ротовую полость с последующим попаданием в носоглотку (лор-заболевания, дисбактериоз ротовой полости);
  • нарушение баланса кислотности в ЖКТ – разъедание слизистой ЖКТ (язвы, гастриты, диарея), застой каловых масс, растяжение стенок толстого кишечника с последующей перфорацией;
  • растяжение стенок желудка (боли, воспаления и нагноения в ЖКТ, развитие инфекционных заболеваний).

Внезапную рвоту, вследствие отравления, следует отличать от психогенной: нет спазмов, утробных звуков, количество рвотных масс значительно, пища полностью или частично переваренная, рвота с характерным запахом желчи. Лечение детокс-препаратами от отравления приносит облегчение.

При психогенной рвоте ребёнок не старается предотвратить рвотный процесс. Зачастую рвота становится неотъемлемой частью жизни, способом привлечения внимания. Если по какой-либо причине рвота отсутствует, ребенок испытывает дискомфорт. Однозначно, проблема относится к компетенции психиатра и психотерапевта.

Кинетоз

Многих детей и некоторых взрослых укачивает в транспорте. Это явление называется кинетозом и возникает из-за раздражения рецепторов органов равновесия и зрения вследствие ускорения движения или изменения положения тела. Явление может возникнуть из-за сильного и длительного раскачивания на качелях или пребывания на карусели, во время взлета самолета, в автомобиле при наборе скорости. Его механизм до конца еще не изучен.

Степень проявления кинетоза бывает разной: от слабости, легкой тошноты и потери чувства равновесия до шума в ушах, слюнотечения, рвоты, поноса, холодного пота, учащенного сердцебиения, обморока и сильного головокружения. Здоровые дети после устранения раздражителя быстро восстанавливаются, но при нарушении деятельности сердечно-сосудистой системы хронические заболевания могут обостриться.

Методы предупреждения кинетоза:

  • не перегружать желудок едой перед поездкой;
  • в дороге употреблять леденцы и напитки с кислым вкусом (лучше всего воду, подкисленную лимоном);
  • использовать специальные аптечные средства от укачивания;
  • в наземном транспорте выбирать места поближе к водителю, на корабле или в самолете – в середине салона;
  • во время движения лучше не смотреть на резко сменяющиеся и качающиеся объекты, а также читать, взгляд лучше устремить вдаль;
  • во сне симптомы кинетоза проходят, поэтому лучше, когда ребенок в дороге спит.

Когда следует обратиться к врачу?

Немедленно записаться на прием к врачу следует в случаях, когда головокружения у ребенка сопровождаются такими симптомами:

  • сильной головной болью и судорогами;
  • внезапным ухудшением зрения и слуха;
  • кратковременной потерей сознания;
  • быстрыми движениями глазных яблок (нистагмом);
  • шумом в ушах;
  • бессонницей.

Без профессиональной помощи не обойтись при головных болях и головокружениях, возникших после травм головы. Ребенка при этом нужно уложить в постель и убрать внешние раздражители (яркий свет, громкую музыку).

Уважаемые пациенты!

Головная боль — это рефлекторный механизм, выполняющий защитную, охранительную функцию, состоящий из структур головного мозга воспринимающих болевые раздражители и структур, анализирующих эти раздражения.

Что головная боль у детей — весьма распространенное явление и прочно занимает среди болезненных состояний второе место после болей в животе. Они сказываются на настроении детей, поведении, работоспособности, учебе и дальнейшей профессиональной ориентации. Жалобы на головные боли у детей появляются в возрасте 4-5 лет, именно к этому возрасту, ребенок обучается дифференцированно воспринимать, локализовать и правильно описывать свои болевые ощущения. Однако это не означает что дети более младшего возраста не испытывают головных болей. В возрасте до 3-х лет о болях можно косвенно судить по поведению ребенка (повышенная возбудимость, беспричинный плач, нарушение сна, гипереактивность и так далее).

Отмечено 2 пика увеличения частоты головной боли после 3-х лет жизни у детей:

1. У детей в 7 лет (он связан со стрессом первого класса);

2. Подростковый в 13-15 лет (период полового созревания).

Своевременная диагностика и лечение эпизодической головной боли в раннем детском возрасте предупреждает её перерастание в хроническую форму у подростков и взрослых.

В нашей стране эпизодические головные боли являются одной из наиболее частых жалоб среди школьников и подростков. Среди детей 3-5 лет распространенность головных болей составляет около 3%, детей 6 лет уже 15%, а среди школьников до 72% и связывают их с увеличением психических нагрузок. Причём 90% всех видов головной боли составляет головная боль напряжения (ГБН) — собирательное понятие.

Этиология и провоцирующие факторы . Из этиологических причин можно выделить две:

1.Органические (черепно-мозговые травмы и травмы позвоночника, менингиты, эпилепсии, онкологические заболевания, офтальмологическая или лор-патология).

2. Функциональные (родовая травма шейного отдела позвоночника, вегето-сосудистые дистонии и т.д.).

К провоцирующим факторам относят:

1.психосоциальные (уроки в душном помещении, физическое и умственное перенапряжение, взаимоотношения в семье и школе, длительные спортивные перегрузки без смены направленности, длительный просмотр телевизора).

2.длительное напряжение мышц при антифизиологических позах (неудобный рабочий стол; парта, не соответствующая росту; неудобная поза во время сна).

3. метеорологические условия (перемена погоды, сильный ветер).

4. избыточный или длительный прием анальгетиков (болезненные менструации у девочек).

5.не корригированные нарушения зрения (миопия и т.д.).

6.погрешности в организации режима дня (отсутствует или недостаточно продолжителен и спокоен дневной сон, вынужденное голодание).

Клиника головной боли напряжения, т.к. она наиболее часто встречается и включает в себя наиболее частые причины и механизмы возникновения (мышечный, сосудистый и патология позвоночника). В зависимости от ведущего механизма будут преобладать те, или иные жалобы.

Головная боль напряжения чаще носит диффузный характер. Характер боли ноющий, давящий, сжимающий, чаще она возникает во второй половине дня. Провоцируется переутомлением в школе, стрессами и метеорологическими факторами. Боль продолжается от одного до нескольких часов, часто проходит самостоятельно при смене рода деятельности, после отдыха, короткого сна. Иногда, приступы ГБ сопровождаются потемнением в глазах или однократной рвотой. ГБН чаще локализуется в лобной и лобно-височных, реже в теменных областях (место боли дети показывают ладошкой). Большинство детей с ГБН имеют различные проявления патологии вегетативной нервной системы: потеющие ладошки, приступы сердцебиения, колющие боли в области сердца, боли в животе. Особенности ГБН при патологии позвоночника. Ребенок жалуется на простреливающие головные боли в шейно – затылочной области. Она усиливается при неловких быстрых движениях головы и шеи, кашле и чихании. Больные стараются держать голову в фиксированном положении. Эффекта от применения болеутоляющих средств нет, зато хороший результат дают физиопроцедуры и массажа воротниковой зоны.

Особенности мышечной ГБН

1. Дети жалуются на сдавливающую, ломящую головную боль в течение всего дня.

2.Возникает у детей при длительном эмоциональном напряжении, реже после физической нагрузки.

3. Зависти от положения головы и шеи во время уроков (у детей школьного возраста), иногда усиливается после сна и длительного фиксированного положения головы.

4.Головная боль мышечного напряжения характеризуется постоянством и монотонностью, имеет локализацию в лобно-височной или затылочно-шейной областях. Она обусловлена длительным напряжением мышц мягких покровов головы и спазмом сосудов.

5. Упорные головные боли в связи с мышечным напряжением возникают также после травмы головы и сочетаются с повышенной раздражитель-ностью, утомляемостью.

Особенности ГБН связанной со спазмом позвоночной артерии.

Боли в шейно-затылочной области могут быть обусловлены давлением позвонков или мышц на позвоночную артерию. Боли имеют различную характеристику – от стреляющей до пульсирующей. Нередко боль иррадиирует в половину головы, сопровождается головокружением, шумом в ушах, “простыми” зрительными нарушениями, обморочными состояниями и т.д. Наиболее тяжелой формой дисциркуляторных расстройств может быть острое нарушение мозгового кровообращения – прединсультные состояния.

Особенности ГБН связанной с вегето — сосудистой дистонией (ВСД)

В ряде случаев вегетативные расстройства носят преимущественно симпатическую или парасимпатическую направленность. При преобладании симпатических реакций отмечается бледность и сухость кожи, расширение зрачков, иногда «выпученные» глаза.

Конечности холодные, температура тела неустойчива. Снижена переносимость жары, духоты, шума, яркого света, кофе. Могут возникать мышечная дрожь, сердцебиение, запоры. Масса тела нередко снижена при хорошем аппетите. Нарушен сон. Физическая активность повышена, работоспособность лучше в вечернее время. Способность к запоминанию и сосредоточению понижена.

Для преобладания парасимпатических реакций характерны чувство прилива жара и покраснение кожи; повышенная влажность ладоней и стоп, плохая переносимость холода. Могут наблюдаться головокружение, чувство “неполноты вдоха”, тошнота, периодические боли в верхней части живота, повышенное газообразование, понос. Дети склонны к прибавке массы тела (нередко при сниженном аппетите), апатичны, малоинициативны, боязливы. Повышена сонливость, замедлен переход к активному бодрствованию по утрам. Иногда возникают обморочные состояния, часто наблюдаются у детей аллергические реакции, У детей снижена переносимость умственных и физических нагрузок, на фоне которых и возникает приступ.

Диагностика:

1 .УЗИ сосудов шеи и головы (дуплексография) – определяется спазм артерии питающей головной мозг. Этот спазм обусловлен патологией позвоночных артерий (аномалия развития, воздействие на артерию позвонками или мышцами).

2.Рентгенография шейного отдела позвоночника – определяется нестабильность шейного отдела позвоночника и/или признаки остеохондроза.

3.Ядерно-магнитно-резонансная томография – проводится при подозрении на грыжу позвоночного диска (крайне редко в детской практике) или при отсутствии патологии в заключении УЗИ и рентгенографии.

4.При необходимости проводится обследование глазного дна и остроты зрения.

Лечение и профилактика . Лечение ГБН.

1.Лечение эпизодических ГБН – подразумевает профилактические меры: режим дня, полноценный сон, удобные условия работы. Нефармакологические методы лечения — массаж головы и воротниковой зоны, лечебную физкультуру, иглорефлексотерапию, мануальную терапию, сероводородные или морские ванны, физиопроцедуры, психотерапию (с целью повышение социальной адаптации). При головных болях можно посоветовать однократный прием анальгетиков — парацетамол и др.

2.Лечение хронических ГБН — элеутерококк, лимонник (добавлять по утрам в чай). Вообще, чай с лимоном — одно из средств поднятия тонуса жизни ребенка. Полезна в данном случае и аскорбиновая кислота, а также успокаивающие средства (валериана, пустырник, пион). Хронические ГБН помимо стандартного комплекса процедур при эпизодических головных болей практически обязательно предполагает назначение сосудистых препаратов и очень часто – анти-депрессантов. Курс лечения длится не менее 3-4 мес.

Для профилактики требуются разумное чередование труда и отдыха школьника, выбор дополнительных занятий и увлечений, не занимающих времени, отведенного для отдыха. Появление головных болей в подобных случаях говорит о состоянии утомления нервной системы. При этом нет никакой необходимости прибегать к приему болеутоляющих средств, а напротив, весь комплекс лечебных мероприятий должен носить общеукрепляющий характер. Здесь можно использовать занятия лечебной физкультурой на открытом воздухе, водные процедуры (подробнее в статье «О пользе сероводородных ванн»), которые следует начинать с утренних обтираний; массаж и физиопроцедуры, разнообразное витаминизированное питание;

в зимнее время рекомендуется дополнительный прием поливитаминов по 1—2 драже в день.

По статистическим исследованиям частота головных болей у детей (в частности болей напряжения) неуклонно возрастает.

И это понятно, современные психосоциальные условия предъявляют всё более высокие требования к нервной системе детей. Отработанных и применяемых методик чередования смены психических и физических нагрузок в школах в настоящее время нет. Поэтому появление у ребёнка жалоб на головные боли должны иметь соответствующие действия со стороны родителей. В этом случае ребёнок должен быть осмотрен врачом-невропатологом, реабилитологом. При необходимости нужно дообследоваться: окулистом и отоларингологом.

В настоящий момент имеется много схем, техник, методик лечения головной боли.

Степень их эффективности разная. Одни из них целиком медикаментозные, другие полностью отрицают медикаментозную терапию и предлагают решить проблему с помощью альтернативных (остеопатических и физиофункциональных) методов.

Применяются для профилактики разные методы: (физиотерапевтические, рефлексотерапевтические, мануальные, остеопатические, лекарственные) техник и методик лечения очень много.

Нужно вовремя обратиться к врачу и поставить вашему ребенку точный диагноз.

Здоровый ребенок это ваше – спокойствие, радость в семье.

К какому специалисту обратиться при головокружениях у ребенка

Во всех вышеописанных случаях следует посетить педиатра. Рекомендуем записаться на прием к одному из специалистов педиатрического отделения АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга) по круглосуточному телефону или вызвать врача на дом. АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга) удобно расположена в центре Москвы во 2-м Тверском-Ямском переулке, 10. Лечебное учреждение оснащено современным диагностическим и терапевтическим оборудованием и предоставляет широкий спектр услуг в сфере детской медицины. Многие проблемы, связанные с головокружением, решаются на приеме у педиатра, иногда требуется консультация узких специалистов.

Если у ребенка наблюдаются кратковременные потери сознания, после приступа головокружения он не ориентируется в пространстве и времени, теряет равновесие и падает при закрытых глазах, не может взять предмет, промахивается, когда его просят коснуться пальцем кончика носа, педиатр рекомендует посетить невролога. А если голова закружилась на фоне шума в ушах и нарушений координации движения, нужна помощь отоларинголога. Иногда может потребоваться и консультация детского психолога.

Диагностика

На приеме педиатр должен выяснить частоту возникновения и длительность приступов головокружения, выявить провоцирующие факторы, связь с изменением положения тела, а также приемом лекарств или воздействием химических веществ. Также важно узнать, есть ли у членов семьи такие заболевания, как мигрень, судороги, патологии эндокринной системы и почек, двигательные расстройства, синдромы с аурой и атаксия, которые могут иметь наследственный характер. После выяснения деталей для уточнения предварительного диагноза врач направляет маленького пациента на лабораторное и (или) инструментальное исследование.

В АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга) быстро и тщательно выполняют различные анализы крови, УЗИ, рентгенологическое исследование, электрокардиограмму и магнитно-резонансную томографию. Для забора материала для анализов специалиста можно пригласить на дом.

Лечение

Лечение головокружений у детей заключается в терапии основного заболевания, вызвавшего этого состояние. Часто назначаются препараты, направленные на укрепление вегетативной нервной системы: витамины, средства, улучшающие кровоснабжение мозга и расширяющие сосуды. Пациентам рекомендуется физиотерапия, лечебная гимнастика для тренировки вестибулярного аппарата. В АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга) специалисты проводят занятия с детьми по лечебной физкультуре. Правильно подобранный комплекс упражнений может решить сразу множество проблем со здоровьем. Проводится и физиотерапевтическое лечение на современном профессиональном оборудовании.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]