Неврозы в детском и подростковом возрасте – явление довольно частое. Одним из их разновидностей выступает неврастения.
В первые годы жизни ребенок активно познает мир. Как бы ни оберегали его родные, но избежать конфликтных, стрессовых и других неприятных ситуаций не удается никому. Дети, в зависимости от темперамента и личной стрессоустойчивости, по-разному реагируют на раздражители.
Нервная система малыша не всегда может справиться с тем напряжением, которое несут стрессовые ситуации, происходящие вокруг. Тогда она дает сбой, как результат, развивается неврастения.
Родители видят, что с ребенком происходят изменения, но часто не понимают их причину. Они воспринимают первые признаки неврологических нарушений, как повторяющуюся случайность или дурную привычку. Однако это заболевание требует пристального внимания со стороны взрослых, именно они способны заметить начальные изменения в поведении, коммуникации и своевременно обратиться к специалисту.
В чем суть расстройства
Неврастения у детей – это реакция на внешние раздражающие факторы, окружающую среду, какие-либо события. Прогрессировать она может в трех направлениях:
- гиперстеническая – повышенная активность, шумное поведение, эмоциональное возбуждение. Ребенок теряет самообладание, проявляет недовольство по любому поводу. Постоянно меняет вид деятельности, но не может сосредоточиться ни на одном занятии. Преобладает плохое настроение, раздражительность;
- гипостеническая – слабость, плаксивость, пугливое состояние. Сопровождается повышенной утомляемостью. Наблюдается вялость в движениях, снижение интереса к вещам, раньше вызывавших всплеск эмоций;
- переходная – неврастения, при которой симптомы и признаки первых двух видов у детей и подростков проявляются поочередно. Присутствуют серьезные расстройства сна, истощение нервной системы.
В целом это психогенное расстройство, основой которого является противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами (скорее всего, ближайшими родственниками), решаемое непродуктивно, неудачно и нерационально. Оно вызывает тягостные, болезненные переживания. Развивается в детском возрасте, в период формирования личности.
Неврастения – функциональное, обратимое нарушение психики, при котором не происходит органического повреждения головного мозга.
Болезненное перенапряжение психофизиологических потенциалов выводят ребенка из привычного ритма жизни. Не в силах соответствовать завышенным требованиям окружающих, он заранее считает себя неспособным преодолевать трудности. Причин для создания такого состояния можно найти множество, но чаще всего это взаимоотношения с родителями.
Именно самые близкие люди неосознанно рушат внутренний мир малыша. Они не могут принять своего ребенка таким, какой он есть, проявляют строгость и требовательность. Их чада пытаются соответствовать ожиданиям, но часто запросы завышены и не соответствуют их возможностям. На этом фоне складывается расстройство – неврастения.
У детей ее симптомы выражены ярко, но быстрее поддаются коррекции. У взрослых все намного сложнее. В сознательном возрасте невроз данного типа способен доставить гораздо больше проблем, чем в детстве.
Без соответствующей медицинской помощи у подростков и детей формируются проблемы с социальной адаптацией, трудности в построении отношений со сверстниками, вплоть до развития депрессии. Если же недуг замечен вовремя и приняты соответствующие меры, то приобретенные нарушения нервной системы вполне обратимы.
Особенности неврозов в подростковом возрасте
Заболеваемость неврозами в подростковом возрасте значительно меньше, чем в детстве, а относительно высокая болезненность ими (около 15 % состоящих на учете в психоневрологических диспансерах) создается за счет тех подростков, которые страдают неврозами с детства. Может вызвать удивление, что период полового созревания, «пубертатного криза» не дает резкого возрастания заболеваемости неврозами. Вероятно, дело в том, что в этом возрасте обнаруживается склонность к «замене» невротических вегетативных и моторных симптомов нарушениями поведения. Те же самые психогенные факторы, что у детей и взрослых, вызывают невроз, хотя и различный по картине проявлений, у подростков, в период становления характера, ведут к девиантному поведению.
В подростковом возрасте различают те же формы, что и у взрослых: неврастению, истерический и обсессивно-фобический неврозы. В отношении картины неврозов этот возраст несомненно ближе к взрослому, чем к детскому, когда приходится встречать еще малодифференцированные формы.
Отличие от взрослых состоит в некоторых особенностях психогенных факторов и психогенеза, отражающих специфику подросткового возраста (например, реакцию эмансипации), а также в более отчетливой связи отдельных форм неврозов с определенными типами акцентуаций характера.
Неврастения
Неврастения является наиболее распространенной формой невроза у подростков. Чаще развивается у представителей астеноневротического и лабильного типов акцентуации характера Ее основные симптомы у подростков те же, что и у взрослых. Повышенная утомляемость, особенно при умственном напряжении, волнующей обстановке, сочетается с раздражительностью, усиливающейся при усталости. Отсюда психологической защитой становится стремление оградить себя от физической и психической нагрузки [Сметанников П. Г., 1981]. Наблюдаются также нарушения сна, головные боли, сниженное настроение и склонность к ипохондрии.
Так же, как у взрослых, можно выделить два типа неврастении — гиперстенический и астеноипохондрический.
Гиперстенический тип. Ведущим симптомом является крайняя раздражительность, которая усиливается при утомлении, в напряженной обстановке. Вспышки раздражения возникают от ничтожных поводов и нередко завершаются слезами и раскаянием. Они могут быть адресованы как родным и близким, так и совершенно случайным, незнакомым людям, как взрослым, так и сверстникам.
Возбудимость проявляется также в непереносимости шума, реже яркого света и резких запахов. О выраженной вегетативной лабильности можно судить по колебаниям частоты пульса, величины артериального давления, игре вазомоторов. Иногда вегетативные реакции достигают уровня кризов, напоминающих диэнцефальные — с резкой тахикардией, обильным потом, то покраснением, то побледнением кожных покровов, с кишечными спазмами, головокружениями, чувством дурноты и т. п. Обычно такие приступы следуют за сильным волнением. У девочек они чаще случаются во время месячных.
Нарушения сна проявляются трудностью засыпания, иногда беспокойным сном с тяжкими сновидениями и повторными пробуждениями [Тупицын Ю. Я., 1971]. Головная боль обычно «мышечного типа» [Карвасарский Б. Д., 1980] — с чувством стягивания, сжатия, болезненностью кожи на голове. Головные боли сильнее по утрам, особенно если подросток встает позднее обычного, «отсыпаясь за прошлые дни» («воскресные утренние головные боли»). Обычны также жалобы на трудность сосредоточения во время занятий, на ухудшившуюся память.
Астеноипохондрический тип. В этих случаях на первый план выступает повышенная утомляемость, вялость, склонность то и дело искать отдых и покой. Вместо вспышек гнева раздражительность проявляется слезливостью и ламентациями. Наряду с жалобами на плохой сон, трудности засыпания, подчеркиваются отсутствие свежести после сна, вялость и сонливость в течение дня. Жалобы на головные боли обычно заслоняются массой иных соматических жалоб — на сердцебиения, перебои, неприятные ощущения в области сердца, боль в области сердечного толчка, схватки в животе, тупые и неясные боли в разных частях тела. Сердце чаще всего остается центром ипохондрических переживаний при неврастении у подростков, особенно у мальчиков. Возможно, подоплекой этого являются особенности роста — физиологическое отставание увеличения размеров сердца от роста всего тела. У девочек не менее часто встречаются ипохондрические жалобы на функцию желудочно- кишечного тракта. Как правило, отмечают снижение настроения, но в отличие от эндогенных и реактивных депрессий внешне снижение настроения проявляется мало.
Течение. Неврастения обычно протекает длительно — месяцами и годами с периодами значительного улучшения до полного практического выздоровления и новыми ухудшениями под влиянием психических травм и трудных напряженных ситуаций. Тем не менее в большинстве случаев не происходит неуклонно прогрессирующего ухудшения и поэтому нет нужды говорить о «невротическом развитии». При правильном лечении и благоприятных условиях даже весьма затянувшиеся нарушения постепенно к концу пубертатного периода могут пройти.
Дифференциальный диагноз. Прежде всего необходимо исключить хронические соматические заболевания, нередко сопровождающиеся неврозоподобным синдромом (хронический холецистит, спастический колит, хроническая пневмония, бронхиальная астма и др.), а также церебрастению после черепно-мозговых травм и как последствие мозговых инфекций и интоксикации. Следует иметь в виду, что черепно-мозговые травмы подростки иногда скрывают от родителей. При церебрастении головные боли чаще бывают сосудистого типа (с ощущением пульсации в голове), сочетаются с головокружениями, плохо переносятся езда на транспорте, качели, жара и духота, изменения погоды с резкими колебаниями атмосферного давления.
Критерии для дифференциального диагноза с астеноипохондрическим синдромом при неврозоподобной вялотекущей шизофрении излагаются более подробно в гл. XV. Наводить на мысль о ней может отсутствие явных психогенных факторов предшествующих болезни, наличие же их не исключает провокации ими вялотекущей шизофрении. В дальнейшем при последней постепенно обрисовываются необычная вычурность в описании ипохондрических переживаний, жалобы на затруднения мышления, а не только на плохую память и невозможность сосредоточить внимание, а также отгороженность от сверстников и равнодушие и даже неприязнь к близким. Отличия от ипохондрического эквивалента депрессий не всегда отчетливы. При депрессиях более видны внешние проявления снижения настроения и нет выраженной вегетативной лабильности.
профилактика алкоголизма – предыдущая | следующая – обсессии
Подростковая психиатрия. Содержание.
Проявления заболевания
При любом виде невроза не происходит повреждения мозговых центров, а лишь наблюдается функциональное расстройство. Первые признаки становятся заметны уже в раннем детстве, но лишь единицы родителей обращают на них внимание и принимают соответствующие меры.
Важнейший признак нарастания неврастении – снижение работоспособности, насколько это уместно будет сказать о детях. Если речь идет о школьниках, то учитель должен приложить немало усилий, чтобы привлечь внимание, не говоря уже о какой-либо отдаче.
Ребенку – носителю расстройства свойственно винить себя во всех бедах. Его самооценка занижена либо находится на нуле.
Замечено, что мальчики подвержены заболеванию больше, чем девочки.
Симптомы неврастении у детей:
- повышенная нервная истощаемость;
- рассеянность;
- неуверенность в себе;
- нарушение концентрации, внимания;
- недовольство, капризность;
- суетливость;
- возбужденное состояние;
- приступы агрессии;
- слабость;
- быстрая утомляемость;
- нарушение режима сна.
При переходе в хроническую форму может присутствовать апатия или депрессивные признаки. Со стороны вегетативной нервной системы наблюдаются скачки сердечного ритма, блуждающие боли в животе или груди. Часто возникает чрезмерная потливость. Аппетит при неврастении практически отсутствует.
Поскольку проявления неврастении у детей бывают разные, ее симптомы можно принять за какое-либо другое психическое расстройство.
Причины неврастении
Развитию заболевания обычно предшествует психотравмирующий фактор. Психическая травма – это чувственное отражение какого-либо события в сознании ребенка, которое действует на него угнетающе, беспокоит его и продолжается довольно длительное время.
Самая распространенная причина развития неврозов в детском и школьном возрасте – это, как ни странно, чересчур «заботливые» родители. Их стремление дать своему чаду то, чего не было у них, гиперопека и постоянный контроль перегружают ребенка не только физически, но и психологически.
Дети с рождения имеют индивидуальный темперамент, возможности и ограничения. Не все родители это понимают. Желая малышу только добра, они нагружают его дополнительными занятиями, часто даже не считаясь с его интересами. День школьника может быть расписан по минутам: после школы – спортивная тренировка, музыкальная или художественная школа, бассейн, английский, репетитор, домашние задания и т. п.
Боясь огорчить родителей и понимая, что стараются они для его блага, малыш пытается все успевать: прилежно учиться, посещать кружки. Однако где-то внутри накапливается усталость и протест. Это классическое развитие неврастении. В какой-то момент чадо срывается, становится раздражительным и агрессивным или, наоборот, плаксивым и заторможенным.
Если в семье несколько детей, то проблемы могут начаться на почве ревности к младшему члену семьи. У подростков это более выражено, им кажется, что родители больше их не любят, они им не нужны, поскольку появился «новый» малыш.
Особенно ситуация усугубляется, когда старшему часто повторяют, что он уже взрослый и на нем лежит особая ответственность, а сам он упустил тот момент, когда вырос. В душе он по-прежнему маленький и все еще нуждается в родительской любви и поддержке. Стремясь соответствовать ожиданиям взрослых, ребенок переживает нервное перенапряжение, ведущее к расстройству.
Триггерами развития неврастении также выступают:
- негативная внутрисемейная обстановка – скандалы, драки, развод родителей;
- социально-бытовые проблемы;
- ошибки воспитания;
- употребление родителями алкоголя или наркотических веществ;
- эмоциональная психологическая травма;
- сильный испуг;
- наследственные заболевания;
- недосыпание;
- сниженный иммунитет;
- частые инфекции дыхательных путей;
- приобретенные физические травмы;
- расстройства пищеварительной системы.
Чаще всего присутствует не одна, а несколько причин. В связи с этим диагностирование и лечение затягивается.
Лечение
Первичный осмотр проводит участковый педиатр. Если он выявил какое-либо отклонение, то дает направление к детскому психологу или психотерапевту. В случае обнаружения серьезных проблем пациента отправляют на дальнейшее обследование к неврологу. В тяжелых случаях требуется госпитализация в неврологическое отделение.
Устанавливает диагноз и назначает лечение врач-невролог совместно с психотерапевтом. Врач анализирует обстановку в семье, собирает полный анамнез заболевания, выделяет предрасполагающие показатели.
Для достижения положительных результатов лечения применяется комплексный подход. В первую очередь необходимо избавиться от травмирующего фактора, затем снизить физическую и психологическую нагрузку.
Лечение должно быть направлено на успокоение ребенка, и, в зависимости от вида патологии, на замедление либо ускорение некоторых функций организма. Важно узнать мнение родителей по поводу сложившейся ситуации: в чем они видят причину невротических нарушений.
Сеансы психотерапии рекомендовано посещать всей семьей, ведь ошибки воспитательного процесса невозможно исправить, проводя работу только с ребенком. Коррекция проводится различными методиками, среди которых:
- гештальт-терапия;
- гипноз;
- БОС–терапия;
- групповые или семейные сеансы;
- игровая терапия.
Обратимость проблемы во многом зависит от близкого окружения. Родителям следует запомнить, что у детей собственная жизнь, и она имеет свои отличия и особенности, например:
- не каждому ребенку суждено стать отличником
- не у всех есть музыкальный слух или желание посещать художественную школу;
- если старший ребенок увлекается футболом, то младший не обязан этого делать.
С неврастенией дети справляются намного успешнее, чем взрослые. Это происходит потому, что детское восприятие мира до конца не сформировано, у них нет жестких убежденностей. Терапия довольно быстро дает положительный результат. Деструктивные процессы функционирования нервной системы останавливаются и продолжают развиваться уже в правильном направлении.
Диагностика и лечение астено-невротического синдрома
Для диагностики заболевания не требуется проведения сложных процедур. Для выявления неврастении достаточно опроса невролога, но важно, чтобы пациент был полностью откровенен и не скрывал никаких подробностей. Для опытного специалиста не составляет труда определить только по имеющейся клинической картине астено-невротический синдром еще на первых стадиях его развития, не говоря уже про третью. Потому и лечение назначается сразу же.
Главной трудностью диагностики является обнаружение причины или комплекса факторов, спровоцировавших развитие заболевания. Этому моменту всегда придается первостепенное значение, так как именно путем воздействия на причину можно полностью решить имеющуюся проблему, тогда как симптоматическая терапия даст эффект лишь на время. Но, к сожалению, сразу выявить все факторы удается не всегда.
Лечение астено-невротического синдрома всегда носит комплексный характер и подразумевает проведение:
- медикаментозной терапии;
- психотерапии;
- коррекции образа жизни;
- лечебного массажа или мануальной терапии;
- физиотерапевтических процедур.
При обнаружении заболевания у ребенка обычно достаточно скорректировать образ жизни. Устранения из меню откровенно вредных продуктов и содержащих кофеин напитков с заменой их на свежевыжатые соки, фрукты, овощи, ягоды, а также отказ от длительного просмотра телевизора, компьютерных игры и т. д. обычно помогает привести состояние ребенка в норму. Весьма полезны продолжительные прогулки на свежем воздухе, особенно перед сном. При этом важно установить режим дня и строго его придерживаться, чтобы малыш ложился спать в одно и то же время и мог полноценно отдохнуть.
Медикаментозная терапия и физиотерапия
Характер медикаментозной терапии подбирается в соответствии с тяжестью течения синдрома хронической усталости. Поэтому если на 1-й стадии его развития достаточно использования фиточаев или средств народной медицины в сочетании с приемом комплексных витаминных препаратов, то при более серьезных изменениях требуется назначение ряда седативных препаратов и антидепрессантов.
Таким образом, медикаментозное лечение синдрома хронической усталости может включать:
- успокоительные (седативные) средства растительного происхождения, включая настойки валерианы, пустырника и комплексные препараты типа Персена – снижают возбудимость нервной системы и помогают снизить уровень тревожности;
- антидепрессанты – назначаются при отсутствии эффекта от приема седативных средств, быстро снимают тревогу, успокаивают, но могут провоцировать развитие побочных явлений;
- антиастенические препараты – поднимают жизненный тонус и вернуть энергию;
- ноотропы – улучшают работу головного мозга, повышают способность к концентрации внимания, улучшают память и течение мыслительных процессов;
- адаптогены, включая настойку элеутерококка – помогают повысить способность организма адаптироваться к меняющимся условиям жизни;
- витамины – оказывают общеукрепляющее действие на организм.
Действие препаратов дополняют назначением физиотерапевтических процедур. Чаще всего при астено-невротическом синдроме рекомендуют пройти курс сеансов рефлексотерапии и электросна.
Многим приходится по душе аромотерапия. При отсутствии аллергии никто не может запретить пациенту использовать этот метод лечения для нормализации психологического состояния и преодоления имеющихся проблем. Но аромотерапия может выступать только в качестве вспомогательного метода лечения, не заменяя назначенной врачом схемы терапии.
Психотерапия
Поскольку в развитии астено-невротического синдрома большую роль играют особенности личности и психологические факторы, лечение заболевания, особенно на поздних стадиях развития, невозможно представить без помощи психотерапевта или психолога. Этот специалист поможет обнаружить глубинные проблемы личности, травмирующие ситуации и проработать их, чтобы устранить создаваемое ими давление.
Практически всегда больным рекомендуется найти для себя отдушину – какое-то хобби, которое будет доставлять удовольствие и помогать расслабляться. Это может быть любое занятие от вязания, рисования, до занятий с домашним животным, коллекционирования монет или чтения.
Особенно эффективными элементами психотерапии для больных с астено-невротическим синдромом является арттерапия и пескотерапия. Рисование в целом помогает справиться с напряжение и выплеснуть любые накопившиеся эмоции и переживания, а нередко оно помогает докопаться до глубинного смыслы проблемы и найти легкий путь ее решения.
Дыхательная гимнастика отличается большой пользой для людей с синдромом хронической усталости, поскольку она оказывает расслабляющее действие на тело и заряжает хорошим настроением.
Коррекция образа жизни
Поскольку образ жизни человека играет далеко не последнюю роль в развитии астено-невротического синдрома, большое внимание уделяется его коррекции. Зачастую рекомендуется:
- отказаться от вредных привычек;
- повысить уровень физической активности, особенно полезны кардионагрузки, занятия йогой;
- избегать перенапряжения;
- чередовать труд с отдыхом;
- принимать витамины;
- уделить внимание питанию.
Диета при астено-невротическом синдроме заключается в отказе от употребления синтетических энергетиков, а также минимизации потребления кофе, чая, а также других содержащих кофеин напитков. Их заменяют травяными сборами, настоем боярышника или шиповника, чаем с ромашкой, мятой, мелиссой и т. д. Обязательно ежедневный рацион обогащают свежими фруктами и овощами. При этом желательно минимизировать количество потребляемых жареных и жирных блюд, выпечки.
Лечебный массаж и мануальная терапия
Обе процедуры подразумевают воздействие руками на мягкие ткани спины, что обеспечивает выраженный расслабляющий и оздоровительный эффект. Но мануальная терапия отличается от лечебного массажа тем, что в ходе сеанса специалист прорабатывает еще и позвоночник. Как известно, от его состояния зависит качество функционирования всего организма и в особенности нервной системы. Поэтому сеансы мануальной терапии позволяют воздействовать на основное звено развития синдрома хронической усталости – вегетативные нарушения.
Следовательно, и лечебный массаж, и мануальная терапия оказывают положительное влияние на скорость выздоровления больного. Но если при легких формах нарушения достаточно только лечебного массажа, то при более серьезных расстройствах или желании добиться максимального эффекта предпочтение стоит отдавать мануальной терапии.
Таким образом, практически каждый может столкнуться с таким заболеванием, как астено-невротический синдром. На начальных стадиях развития его нельзя рассматривать в качестве опасного для жизни состояния, но при игнорировании проблемы он все же может перейти в разряд серьезных нарушений. Но своевременно начатое комплексное лечение позволит полностью справиться с ним и вернуться к нормальной, полноценной жизни.
4 1 голос
Рейтинг статьи
Какие еще бывают неврозы
Различными неврозами, согласно мировой статистике, страдают от 15 до 25% детей, преимущественно мужского пола. Возрастные рамки – начиная от полутора лет и до совершеннолетия.
Неврастения – далеко не единственное расстройство нервной системы, настигающее людей в раннем возрасте. Известно довольно большое количество неврозов, симптомы и признаки которых схожи, но существуют и кардинальные отличия.
Дети дошкольного возраста и подростки могут быть подвержены таким видам нервных расстройств, как:
- невроз страха – больной начинает панически бояться темноты, огня, одиночества, смерти и т. п.;
- истерия – чаще проявляется в детском возрасте в виде криков, плача, падений на пол;
- ипохондрия – более характерна для подростков. Болезненный страх за свое здоровье, придумывание несуществующих болезней;
- невроз навязчивых движений – различные фобии сопровождаются нервными тиками: моргание, передергивание плечами, облизывание губ и др.;
- депрессивный невроз – подавленность, стремление к уединению;
- логоневроз – заикание, происходит из-за судорог мышц речевого аппарата;
- энурез – непроизвольное мочеиспускание;
- сомнамбулизм – расстройство сна, снохождение, ночные кошмары;
- анорексия – невротическое нарушение пищевого поведения.
Как уже упоминалось, к сожалению не все родители считают, что неврастения, развивающаяся у детей и подростков, может нести серьезную угрозу здоровью. Одни думают, что это временные возрастные трудности или капризы, другие вообще не замечают изменений в поведении чада.
Профилактика детских неврозов как фактор здоровьесбережения дошкольников.консультация на тему
Профилактика детских неврозов как фактор здоровьесбережения дошкольников.
Психоневролог А.И.Захаров приводит формулу: «Ребёнок, находящийся в состоянии стресса, перенапряжения, утомления, имеет пониженный иммунитет, как правило заболевает (соматические заболевания, вегетативные нарушения). Частые болезни служат отправной точкой развития невроза». Нам, педагогам ДОУ, необходимо знать и вовремя выявлять детей со склонностью к неврозам, с целью охраны и укрепления здоровья дошкольников.
Какие дети в большей степени подвержены неврозам? 1. Дети с повышенной эмоциональной чувствительностью, которые всё оченьблизко принимают к сердцу; впечатлительные дети, склонные к беспокойству и волнению.
2. Импрессивные дети, склонные к внутренней переработке чувств и переживаний. О таких детях говорят: «Всё держит в себе». 3. Дети с внутренней неустойчивостью:
— с нервной конституцией (влияние генетики: нервно-соматически ослабленные родители; полярные темпераменты родителей ребёнка; темперамент самого ребёнка);
— дети с развитым чувством «Я». О таких детях можно сказать, что они не переносят повышенного, приказного и тем более раздражительного тона, оскорблений. В ответ на это, они плачут, обижаются или «уходят в себя».
Различают несколько форм неврозов:
- Истерический невроз у детей раннего и дошкольного возраста выражается чаще всего в виде так называемых припадков; при этом дети, если им в чем-то отказывают, падают на пол, изгибаются, стучат ножками, кричат. Как только ребенок получает желаемое, припадок прекращается. Припадок может сопровождаться рвотой нервного характера, недержанием мочи и т. д. Истерические неврозы чаще возникают при эгоцентрическом воспитании и проявляются в конфликтных ситуациях.
- Неврастения — имеет очень много разнообразных проявлений. Ребенок легко утомляется, он раздражителен, плаксив, капризен. Одно из наиболее ранних и специфичных проявлений неврастении — нарушение сна. У дошкольников нередко наблюдаются ночные страхи. К проявлениям неврастении относится и энурез (ночное недержание мочи). Это частый симптом неврастении. Как правило, здоровые дети к 3 годам полностью контролируют мочеиспускание. После 4 лет энурез у детей рассматривают как патологическое состояние, требующее специального лечения.
- Заикание у детей возникает также в результате функционального нарушения высшей нервной деятельности. Оно начинает выявляться обычно в возрасте 2,5—4 лет. Эта разница зависит от причин, его вызывающих. Острые психотравмирующие факторы, при которых эмоциональный стресс связан с инстинктом самосохранения (испуг, падение с высоты и др.), могут дать очень ранние проявления заикания. У детей возбудимых, рано начавших говорить, говорящих много и быстро заикание может возникнуть в результате еще не полностью сформированных речедвигательных механизмов. Иногда заикание возникает как следствие переутомления в результате избытка информации (систематический просмотр телевизионных передач, постоянное слушание чтения большого количества книг и др.). Заикание достаточно часто приводит к эмоционально-волевым нарушениям. У таких детей в более старшем возрасте отмечается мнительность, повышенная ранимость.
- Невроз навязчивых состояний. У детей раннего и дошкольного возраста наблюдается в основном 2 вида этой патологии— навязчивые страхи и навязчивые движения. Последние формируются обычно у детей 4—6 лет и старше, но некоторые элементы навязчивых движений могут проявиться и раньше — с 2 до 4 лет. В образовании страхов доминирует запугивание детей взрослыми. Внезапный испуг может привести к навязчивому страху. Так, ребенок, испуганный неожиданным громким свистом паровоза, начинает панически бояться поезда, испугать, ребенка может внезапно выбежавшая собака и вызвать у него стойкий страх перед животными.
Как правило, истоки возникновения неврозов заложены в семье. В семье ребёнок получает стресс от конфликтов между родителями, неправильного воспитания (гиперопека, гипоопека, повышенная требовательность, эгоцентрическое воспитание, неуёмные принципы, запреты), блокирования эмоционального контакта между ребёнком и матерью (мать не даёт то тепло и ласку, которые необходимы эмоциональному, впечатлительному ребёнку).
Однако и негативное отношение к ребёнку в детском саду со стороны педагога служит сильным раздражителем для ослабленной нервной системы. Часто бывает так, что позиция педагога такова, что он считает правильным сообщить родителям о «баловстве», «упрямстве», «вредности» ребёнка. И родителям остаётся только «нажать», «исправить», «наказать», то есть ещё раз сделать то, от чего ребёнок страдает и ещё больше ослабить его нервную систему. Другая позиция педагога: обратить внимание родителей на болезненный характер поведения ребёнка; посоветовать, как поступить в том или ином случае, то есть творчески разрешить проблему, учитывая индивидуальность ребёнка. В первом случае педагог закрепляет или усиливает невроз, во втором – снижает его.
Очень тяжело приходится детям с высоким уровнем сензитивности при психологически неграмотном воздействии со стороны педагога, что может привести к снижению самооценки, к неумению самоутвердится в детском коллективе. Педагогу следует учитывать повышенную ранимость мальчиков, испытывающих проблемы во взаимоотношениях с отцами или уже частично или полностью лишённых общения с ними после развода родителей. Такие мальчики болезненно переживают, когда их начинают стыдить в присутствии сверстников, указывать, что они ведут себя не так, как нужно, отстают от других, не оправдывают надежд. В подобных ситуациях дети чувствуют себя ещё более непонятыми и изолированными, становятся робкими и нерешительными или начинают «вредничать» — делать всё наперекор, вызывая негативное отношение к себе. В этом случае, как правило, похвала за успехи способствует достижению положительного результата. Действенным оказывается и вовлечение ребёнка в коллективные дела с предоставлением ему ведущей роли.
В чём же должна заключаться помощь педагога детям с неврозами?- развитие навыков общения;
-нахождение признания в детском коллективе;
— замечать их успехи, хвалить;
— поддерживать в трудную минуту, защищать от тех, кто дразнит и способен на агрессию.
Профилактика неврозов у детей заключается в формировании механизмов психической саморегуляции. Эмоциональных, с развитым чувством «Я» и художественно-одарённых детей следует окружать заботой и любовью, поддерживать и развивать их чувство «Я». Но без чрезмерной опеки, потакания прихотям и капризам. Разумная твёрдость должна сочетаться с эмоциональным принятием ребёнка, чтобы он не чувствовал себя одиноким, непонятым, нелюбимым.
Экспериментальные исследования школы И. П. Павлова показали возможность тренировки силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов у животных. У человека в процессе воспитания, обучения и трудовой деятельности может происходить постепенная тренировка нервных процессов, в связи с чем устраняются причины, предрасполагающие к возникновению заболевания.
Большое значение для предупреждения неврозов имеет правильное воспитание ребенка — развитие у него таких качеств, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности, преданность высоким общественным идеалам. «Тепличная обстановка при воспитании,— говорил И. П. Павлов,— может привести к тому, что человек с сильной высшей нервной системой на всю жизнь останется жалким трусом».
Ребенок, которому с детства было все дозволено, который рос избалованным, эгоистичным, не привыкшим считаться с интересами других, может в дальнейшем легче дать срыв в условиях, когда от него потребуется большая выдержка. При неправильном воспитании у ребенка могут возникнуть представления, которые могут сделать его особенно чувствительным к действию определенных, адресованных к ним, раздражителей и легко превратятся в «больные пункты». Так, например, у ребенка, которого все время захваливают, развивают у него тщеславие, представление о его якобы превосходстве над другими, нервный срыв особенно легко может наступить под влиянием неудачи, постигшей его при осуществлении этих стремлений.
Вредным является также привитие ребенку представлений о его неполноценности, чрезмерная фиксация его внимания на имеющемся у него действительном или мнимом недостатке, а также подавление его инициативы, и требование от него чрезмерного послушания. Это может способствовать развитию таких черт, характера, как неуверенность в себе, мнительность, боязливость, нерешительность.
Важно предохранять ребенка от вредных внушающих воздействий. Поэтому недопустимо твердить ему: «Ты лентяй, ты лодырь, ты бездельник. Из тебя вырастет тунеядец. Ты ни на что не способен». Говорить надо: «Ты можешь стать трудолюбивым; ты можешь заниматься, можешь заставить себя работать, можешь вырасти полезным членом общества. Ты можешь всего достигнуть, если захочешь! Ты можешь быть послушным, так и будь им! Сегодня ты уже лучше занимаешься, чем вчера…» Нужно избегать говорить при детях о тяжелых болезнях, чтобы не породить страха перед ними. Внушать им, что здоровье — это естественное состояние человека и что они будут здоровы, если будут вести нормальный образ жизни; что не надо бояться ни жары, ни холода, ни дождя, ни ветра и уметь все переносить стойко, без жалоб, без слез.
Несомненно, вредно запугивать ребенка, порождать у него слишком сильное чувство страха, вины, стыда, раскаяния.
Таким образом, можно говорить о том, что роль педагогов в профилактике неврозов дошкольников очень значима и существенно влияет на процесс здоровьесберегающей деятельности в ДОУ.