Сущность процесса социализации личности. Стадии, факторы и институты социализацииматериал


Социализация личности как процесс интеграции человека в общую социальную систему общества дает необходимый навык коммуницирования с окружением. И на вопрос «что это такое» есть лишь один ответ — это процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Рождаясь, человек незамедлительно вступает в социализацию с окружающими его людьми, попадает в некую среду, образованную сначала родителями, медперсоналом клиники, родственниками и близкими друзьями семьи. В дальнейшем роль социализации личности только усиливается: с расширением границ мира возрастает количество связей и людей, с которыми приходится взаимодействовать, и крайне важно, чтобы процесс протекал ровно, не был нарушен.

В процессе взросления дети не только обретают личность, самосознание, обучаются навыкам общения, но также и расширяют сферу своих интересов и все глубже вовлекаются в процесс взаимодействия с членами семьи, соседями, другими детьми, учатся коммуницировать, находить компромиссы, уступать и отстаивать свою точку зрения.

Основные возрастные этапы социализации

Психологи выделяют следующие этапы социализации личности:

  • первичная социализация — процесс социализации, протекающий от рождения человека и до окончательного формирования его личности;
  • вторичная социализация — процесс вхождения сформированной личности в социум.

Первичная социализация включает в себя освоение человеком социальных норм и правил на ранних этапах жизни, от рождения до подросткового возраста; вторичный этап наступает постепенно с расширением круга общения подростка, появлением в его жизни большего количества увлечений и групп, сформированных в обществе под влиянием этих увлечений.

Этапы социализации личности разделяются четко, но между ними нет жесткой границы. Нельзя сказать, что до 14 лет, например, человек исключительно формирует себя, а после — учится вписывать себя в общество. Напротив, в сущности, оба этапа характерны для нас на протяжении всей жизни, просто на ранней стадии развития психологические особенности ребенка направлены на познание самого себя, а в дальнейшем перенаправляются вовне, на вписывания себя в общество, но и в пенсионном возрасте не следует думать, будто личность окончательно сформирована, и изменить ее нельзя.

Особенности социализации в детстве


Именно в детстве благодаря семейному влиянию у ребенка закладываются те шаблоны, которые он считает общепринятыми, и которыми в дальнейшем руководствуется при последующей социализации.

На этой стадии ребенок усваивает основные правила и нормы исключительно от членов семьи, так как его внутренний мир чрезвычайно мал, а окружение ограничено. И если в семье принят некий набор предубеждений, то на следующую стадию социализации индивид выйдет уже со сформировавшимся в голове мнением, учитывающим основную семейную «линию партии».

Одной из проблем социализации личности, связанной с воспитанием ребенка, является понятие нормы семейного насилия. Если в семье насилие считается непременным атрибутом, если отец поднимает руку на мать, а мать терпит и не пытается уйти из дома, ребенок начинает воспринимать такую ситуацию как данность, а семейное насилие — как вариант нормы для всего общества в целом. И в дальнейшем он выходит в мир с уверенностью, что у всех его приятелей в доме происходит то же самое, просто им, как и ему, запрещено об этом говорить.

Такой ребенок может в будущем получить целый букет проблем, когда столкнется с тем, что за попытку поднять руку на девочку его будут всячески ругать и подвергать остракизму, а он не сможет понять, что проблема заключается в его поведении, так как лично для него это абсолютная норма.

Социализация школьного периода


Социализация личности на этапе школьного образования постепенно переводит ребенка от этапа первичной социализации к вторичной.

В школе круг общения индивида резко расширяется: после пары-тройки десятков людей, с которыми он постоянно общался либо изредка встречался в детском саду или поликлинике, ребенок оказывается в большом мире, полном одноклассников и детей с параллельных потоков.

Внимание взрослых не так тщательно контролируется, как это было ранее, и ребенок постепенно учится налаживать отношения с другими маленькими личностями, обретает симпатии и антипатии, учится вести себя сообразно новым правилам, принятым в группе учеников, привыкает к новой обстановке и вырабатывает в себе качества, которые в дальнейшем помогут ему налаживать контакт с коллегами по работе и представителями других социальных групп.

На этом этапе в качестве проблемы социализации выступают те привычки и типовые реакции, которые сформированы в нем в ответ на воздействие окружающих.

Если ребенок воспитывался в семье как маленький принц, был окружен любовью бабушек и мамы, если он вырос в уверенности, что все его действия правильны и никто не имеет права быть им недовольным, он с огромной долей вероятности не впишется в коллектив одноклассников, так как привычка требовать подчинения вряд ли будет оценена другими детьми как приятная черта характера.

Подростки и поиски себя


Подросток — это такая стадия развития, на которой ребенок начинает проводить больше времени со сверстниками, а не с членами семьи, и тем самым осуществляет свой переход от первичной стадии социализации к вторичной — формированию не только личности, но также и к поискам своего места в мире.

На этом этапе начинается активная групповая социализация человека — он ищет группы, в которых мог бы чувствовать себя комфортно, быть одобряемым, значимым, где мог бы делиться опытом и мыслями; в активную фазу входит гендерная социализация — осознание себя как представителя определенного пола и оценка социальных ролей представителей своего пола в обществе, принятие или отторжение этих ролей применительно к себе; начинается запуск процесса ресоциализации — переоценки ранее освоенных навыков и ценностей ввиду получения нового опыта и расширения кругозора.

Одной из распространенных проблем социализации личности подростка является ситуация, когда он попадает в окружение, принимающее за норму иные, непривычные ему стандарты поведения и остается перед выбором: переоценить собственные суждения либо отстаивать свое мнение и получить неприятие членов группы.

Виды социализации личности

Рассмотрим, какая бывает социализация на примерах самых распространённых видов.

1. Первичная социализация.

Первичная социализация начинается с первых минут жизни человека и длится до наступления зрелости. Первичная социализация – это основа для формирования взаимосвязи человека и общества.

Разновидности первичной социализации — воспитание, детские игры, учёба в школе и вузе, получение специальности. Начальная социализация во многом зависит от семьи, где ребёнок начинает получать свои первые знания про всё, что его окружает, и где этому «окружению» даются определённые оценки.

Зарубежные исследования выявили, что дети, родители которых относились к ним с теплотой и пониманием, при этом контролировали их поведение, во взрослой жизни становились любознательными, дружелюбными и отличались высоким уровнем уверенности в себе, зрелости и независимости.

Воспитание фактически отождествляется с социализацией. Ребёнок очень восприимчив к установкам, принятым в семье. В большинстве случаев родители являются образцами и учителями для детей в области взаимоотношений между людьми. Дети усваивают принятые родителями ценностные ориентации. У маленького члена семьи формируется «сигнальная наследственность» — стереотипы поведения через подражание взрослым. В большинстве случаев дети следуют принятым в семье нормам и правилам, принимают семейные ценности и выражают существующие «семейные» оценки различным событиям. Обычно такие «вложенные» стереотипы очень устойчивы.

Поведение родителей определяет отношение человека к окружающей действительности. Если в семье негативно относятся к какому-то общественному явлению или событию, ребёнок проецирует это мнение. Например, отец мальчика крайне негативно, с агрессией и осуждением относится к представителям сексуальных меньшинств. Отец старается привить сыну максимальную брутальность, воспитать его сильным и мужественным. Скорее всего, сын такого человека будет следовать вектору воспитания и будет иметь те же установки, что его отец. Однако, и в таких ситуациях случаются исключения. При определённых обстоятельствах в семьях с нетерпимостью к однополой любви дети становятся представителями сексуальных меньшинств.

Психологи считают, что интенсивнее всего социализация проходит в детстве и в юные годы. В этот период происходит усваивание базовых ценностных ориентаций. При первичной социализации дети обучаются тому, как себя вести, общаться, действовать, реагировать на разные ситуации. У ребёнка на этом этапе формируются стыд и чувство вины, связанные с реакцией других людей.

Первичная социализация зависит от образовательного учреждения и организации в нём воспитательного процесса. Взаимоотношения, принятые в школе или дошкольном образовательном учреждении, становятся факторами социализации ребёнка.

Если воспитательная среда учитывает уровень активности ребёнка и способна удовлетворить эти потребности, то это способствует развитию и позитивной социализации. Если активного малыша воспитатели в детском саду заставляют «успокоиться и сидеть ровно», то гармоничного формирования личности не будет. Ребёнок, активность которого подавили, может сформироваться в социально неадаптированную тревожную личность.

При первичной социализации человек включается в социальные отношения, одновременно происходит развитие его психики. Если ребёнок лишён опыта социального взаимодействия с другими людьми, это негативно отражается на формировании личности.

Если у ребёнка не сформированы в нужном объёме социальные навыки и умения, то это называется социальная запущенность. Вспомним так называемых «детей — маугли», которые воспитывались животными. Такие дети не умели говорить, сидеть, есть за столом, одеваться, мыться. Когда их возвращают в человеческий социум, начинается долгий процесс адаптации, длительное время дети продолжают вести себя, как раньше. Чем раньше обнаружена социальная запущенность, тем легче всё изменить и вернуть человека в социум, в нормальную жизнь в обществе.

2. Вторичная социализация многим известна под другим названием — ресоциализация. Легко понять, что такое ресоциализация, если разобраться, как сформировалось слово. Первая часть «ре» — в переводе с латинского означает «повтор, заново», отсюда ресоциализация представляет собой процесс приспособления человека к новым условиям. На этом этапе происходят изменения, адаптирующие человека к новым условиям.

Ярким примером ресоциализации является эмиграция — переезд человека в другую страну, где обычаи, традиции, политические и экономические иные, чем в том месте, где человек жил ранее. Происходит ослабление связей или разрыв с прошлой жизнью. Меняются привычные условия жизни. Человек подвергается воздействию новых концепций, появляется необходимость изучить особенности нового уклада жизни и интегрироваться в новый социум. Бывает, что людям в эмиграции не удаётся завершить процесс социализации, и человек живёт с чувством, что он здесь «чужой».

Детские психологи выделяют ресоциализацию, когда ребёнок попадает в семью из детского дома. В семье все потребности и желания ребёнка удовлетворяются быстро, в то время как раньше приходилось ждать своей очереди. В подобных случаях ресоциализация проходит резко, и не всегда гладко и безболезненно. Именно поэтому так важна психологическая подготовка родителей, желающих взять ребёнка из детского дома.

Вторичная социализация, когда люди переходят в другую группу, социум, общество, является самой сложной. При вторичной социализации возникают многие психологические проблемы, их решением занимаются специалисты.

Ресоциализация осуждённых – это социальная адаптация человека после освобождения из мест заключения, основная цель — минимизировать негативные последствия изоляции.

Большой юридический словарь называет ресоциализацию процессом повторного «вживания» осуждённого в систему ценностей, существующую в обществе.

Ресоциализация осуждённых — это восстановление связи «человек — общество», налаживание контактов, облегчение вхождения в социум. Для ресоциализации осуждённого необходимо изменение его психологии и мировоззрения и согласие общества его принять. Считается, что главным источником ресоциализации для освободившегося осуждённого является его семья. Именно поэтому в группу риска попадают отбывшие срок заключённые, утратившие семью и родственные отношения.

Ресоциализация осуждённых по закону начинается задолго до освобождения. В местах заключения для исправления и предупреждения совершения ими повторных преступлений применяется «исправительное воздействие» — режим, общественно-полезный труд, воспитательная работа, общественное воздействие, профессиональное обучение и получение образования. Как показывает статистика, преступники, которые во время пребывания в местах заключения получили высшее образование, в пять раз реже совершают повторные преступления после освобождения.

Следует не путать понятия реабилитация и ресоциализация осуждённых. Реабилитация — это восстановление человека в правах. Ресоциализация — это процесс приспособления личности к социальной среде. Нужно различать понятия — десоциализация и ресоциализация. Десоциализация — это отвыкание от старых норм, правил поведения, общественных ролей и ценностей. При ресоциализации происходит следующий этап принятия и усвоения новых норм и ценностей взамен старых.

Вторичная социализация – это непрекращающийся процесс, в ходе которого старые жизненные установки и модели поведения сменяются новыми. Например, вторичная профессиональная социализация происходит, когда человеку необходимо освоить новые навыки и умения для реализации профессиональной деятельности.

Социализация в зрелом возрасте формируется на основании жизненного опыта и на фоне меняющихся условий в обществе. При возникновении потребности в ресоциализации (овладении новыми знаниями и навыками вместо прежних) у человека в зрелом возрасте могут возникнуть глубокие личностные переживания по поводу своего профессионального несоответствия и непригодности. К тому же ресоциализация требует дополнительных энергозатрат.

3. Упреждающая социализация

Упреждающая социализация – это когда человек пытается изменить или скорректировать модель своего социального поведения, чтобы обеспечить себе новую роль в обществе или лёгкое присоединение к новой группе в социуме. В этом случае человек готовится к новому социальному положению. Или ему нужно быть принятым в социальной группе или обществе, которые отличаются от тех, где человек находится в данный момент. Это может быть так называемое «высшее общество» — среда, где для соответствия потребуется повысить свой статус и положение.

Концепт опережающей или упреждающей социализации впервые определил американский социолог, отец-основатель современной социологии Роберт Кинг Мертон. На основании исследования американских вооружённых сил (1949) учёный обнаружил, что рядовые солдаты, которые своим отношением и поведением моделировали поведение офицеров, с гораздо большей вероятностью продвигались по службе, чем те, кто своим поведением соответствовал поведению рядового.

Студенты медицинских вузов, которые стараются вести себя как квалифицированные врачи, люди в зрелом возрасте, в период подготовки к выходу на пенсию, рядовой сотрудник, «примеряющий» на себя кресло руководителя, готовящийся занять более высокую должность, — всё это примеры упреждающей социализации.

Желание родителей узнать пол ребёнка до его рождения, тоже можно считать проявлением упреждающей социализации. Знание того, кто родится — мальчик или девочка — готовит будущих маму и папу определённым образом взаимодействовать с ребёнком.

Одним из методов подбора сотрудников в организациях является упреждающая социализация. В этом случае при подборе и назначении на определённую должность учитывают план продвижения сотрудника по работе, его профессиональный и карьерный рост.

4. Организационная социализация

Многим людям приходится сталкиваться с организационной социализацией. Современная корпоративная культура предполагает максимальное погружение сотрудников в философию, имидж и миссию работы компании.

Организационная социализация предполагает комфортное «вхождение» человека в организацию: его обучение стандартам деятельности, формирование контактов, следование корпоративному «духу» компании. Кроме этого, в любой правила работы и поведенческие стандарты, которым нужно следовать при выполнении своих обязанностей.

Ознакомление со всеми составляющими помогает легче адаптировать работников в профессиональную среду, делает их работу более эффективной и результативной. Успех каждого сотрудника определяется не только содержанием работы, но и социальными условиями, в которых эта работа осуществляется. Организационная социализация также нацеливает работников на долгосрочное сотрудничество путём формирования основ определённого корпоративного поведения, обучения и выявления индивидуальных способностей.

Существует и обратный организационной социализации процесс. Его название — индивидуализация, когда активные действия определённых сотрудников направлены на изменение корпоративной культуры компании. Обычно это происходит, когда работник, занимая высокую должность, имеет возможность влиять на социальную систему, а его действия вступают в конфликт с принципами и основами работы компании.

Процесс организационной социализации направлен на взаимосвязь интересов человека и компании. Стабильность и эффективность работы организации зависит от того, насколько она способна социализировать новых и старых работников. От успешности социализации зависит, как будет работать человек, как будет строиться его взаимодействие с другими сотрудниками, насколько производительным будет его труд.

Идеальная социализация в организации приводит человека к успеху. А достижения в работе в этом случае будет ощущаться как жизненный успех.

5. Групповая социализация

Личности людей всегда формируются во взаимодействии. Это прослеживается в групповой социализации. Человек, живущий в обществе, включается в различные социальные группы. Это и есть групповая социализация, примеры — компания друзей, трудовой коллектив, группа студентов. В каждой группе человек имеет некоторое положение и статус. В каждом коллективе человек осваивает определённую роль, это важная составляющая социализации личности.

Таким образом, групповая социализация – это когда процесс адаптации происходит в определённой группе, в общности. В таких условиях люди активно принимают модели, нормы и стандарты поведения, принятые внутри этой группы. В процессе групповой социализации происходит адаптация человека к упорядоченности и особенностям взаимодействия людей в группе. У членов групп появляются общие (групповые) привычки, складываются определённые одинаковые манеры поведения и схожий этикет общения. В процессе социализации у каждого участника группы формируется его ролевая функция.

Примером групповой социализации является спортивная команда или любая общность, где участники объединены одной идеей, одинаковым образом жизни и интересами.

Сложность групповой социализации заключается в том, что каждый человек так или иначе — член различных общественных социальных групп. И каждая такая группа имеет свои устои и правила. Поэтому в каждом социуме человека ждёт дополнительная социализация.

Подросток в процессе социализации принадлежит нескольким группам. Ценности, которые прививаются в школе часто отличаются от установок, принятых в его компании сверстников. Иногда такие различия приводят к внутреннему конфликту и заставляют ребёнка переживать по поводу таких «разногласий». Но вместе с тем такие переживания и поиск правильных установок приводят к саморазвитию личности.

Примером, насколько важна роль группы в социализации личности, может служить служба в армии. Молодой человек, едва достигнув условной зрелости, длительное время следует строгим условиям армейского быта. Вместе с почётным делом получения навыков на службе Отечеству, молодые люди получают иногда бесценный опыт жизни в непростых условиях. Служба в армии помогает многим ребятам в социальной адаптации на «гражданке». Молодой человек возвращается из армии заметно окрепшим физически, дисциплинированным и самостоятельным.

Групповая социализация

Усвоение норм, принятых как основных в обществе, правил поведения, ограничений и недопустимых поступков есть процесс воспитания и прививания ребенку четкого понимания границ, в пределах которых он должен двигаться, чтобы не быть отторгнутым окружающими.

Наше общество построено таким образом, что индивиду необходимо получать социальное одобрение, принадлежать к какой-либо группе, чувствовать поддержку членов этой группы. И для этого мы вынуждены вести себя определенным образом, соблюдать некие правила поведения и попадать в шаблон, заданный группой, к которой мы хотим примкнуть.

Шаблоны поведения у групп могут быть разными и даже диаметрально противоположными: для одних групп важна общность по признаку финансовой состоятельности, другие, напротив, формируются путем объединения небогатых членов общества и декларируют противопоставление себя состоятельным кругам.

Важно понимать, что невозможно социализироваться универсально на все сто процентов таким образом, чтобы идеально вписаться в абсолютно все слои населения и группы, именно потому, что в них ценятся разные качества и противоположные ценности. Не зря в народе говорят: «Ты не золотой червонец, чтобы всем нравиться!» — нельзя угодить всем, и человеку в процессе социализации приходится выбирать, к какой именно группе примкнуть, а также противопоставлять себя какой-то другой группе лиц.

Стадии социализации и их факторы

Если рассматривать социализацию как непрерывный процесс адаптации человека к обществу, то можно выделить несколько стадий в зависимости от своеобразия социальных условий. Эта классификация стадий социализации родилась еще в советской социальной психологии, которая на первое место ставила социально-экономический аспект.

В зависимости от социальной роли человека и его места в общественных отношениях выделяют три стадии.

  1. Дотрудовая стадия охватывает весь период взросления до начала трудовой деятельности и делится на первичную и этап обучения. В течение дотрудовой стадии происходит усвоение базовых норм поведения, а главным социализирующим фактором является воспитательное воздействие.
  2. Трудовая стадия. В этот период происходит раскрытие всех способностей личности, и ее развитие идет на фоне взаимодействия с другими элементами социума. Это период активного освоения социальных ролей и формирования социального статуса. Главный социализирующий фактор – стремление к профессиональному росту. А в качестве главного института социализации выступает трудовой коллектив, система социальных отношений.
  3. Послетрудовая стадия начинается с выходом человека на пенсию. Она проявляется в перестройке системы социальных отношений и утрате индивидом ряда своих социальных функций. Основным фактором этой стадии является изменение социальной позиции человека и перестройка его деятельности. Человеку приходится учиться существовать в новых условиях и искать новые способы самовыражения и саморазвития личности. Удается это далеко не всем, поэтому факт утраты своего социального значения переживается довольно тяжело.

Данная классификация стадий социализации поддерживается не всеми психологами, многим она кажется искусственной. Наибольшую критику вызывает третья стадия, потому что в зрелом возрасте человек не должен утрачивать ценность для общества, а скорее, наоборот. Ведь у него есть то, чего нет у более молодых представителей социума – бесценный опыт – как профессиональный, так и социальный.

Осознанность выбора группы


Выбор социальной группы, с которой вы будете взаимодействовать, не всегда зависит от вас. Мы делаем осознанный выбор, когда принимаем решение заняться каким-либо видом спорта, поступить в определенный университет, переехать в другой квартал. В этом случае мы можем подготовить себя к тем нормам, которые, скорее всего, будут свойственны окружению, в которое мы попадем, так как у нас будет время на изучение вопроса, проработку своих реакций и навыков социализации.

Но иногда мы по независящим от нас обстоятельствам оказываемся в окружении, которое нельзя назвать удачным, и особенно опасно это для не до конца сформировавшихся личностей — детей и подростков.

В случае вынужденного переезда в не самый благоприятный район взрослые члены семьи способны максимально дистанцироваться от соседей, наладить с ними контакт, не включающий принятие их социальных стандартов поведения. А вот ребенок или подросток, общаясь с одноклассниками и соседями, еще не умеет противостоять чужому авторитетному мнению, и неосознанно впитывает и перенимает те нормы поведения, которые ему не следовало бы включать в свою картину мира как правильные.

Такая проблема социализации личности не всегда может быть решена путем запрета родителями на общение ребенка с «нехорошими» приятелями, а ведь окружение, в котором растет ваш ребенок — очень важный фактор взросления и формирования его личности.

Факторы социализации.

Факторы социализации – это механизмы, с помощью которых и происходит процесс социализации. Основных факторов, выделенных социальным педагогом А.В. Мудриком, три:

  1. Макрофакторы – глобальные механизмы, влияющие на социальное развитие личности (планета, космос, государство, страна, общество, правительство).
  2. Мезофакторы – условия, влияющие на социализацию, в основном, по территориальному или этническому признаку (место и тип поселения, регион, поселок, город, народ, этническая принадлежность).
  3. Микрофакторы – факторы, оказывающие непосредственное влияние на социализацию человека (семья, сверстники, школа, место учебы и работы).

В каждом факторе есть действующий элемент, благодаря которому и происходит социализация. Например, в семье – это родители, братья, сестры, в школе – учителя, одноклассники. Эти элементы называются агентами социализации.

Гендерная социализация

Социализация личности не может быть осуществлена в полной мере без усвоения индивидом культурной системы взаимоотношений мужчин и женщин, свойственной для общества, в котором он живет, а также осознания гендерных ролей и своего места в этой системе.

Общество начинает прививать определенные стереотипы поведения детям буквально с колыбели: в магазинах в большинстве своем предлагают на выбор только розовые или голубые предметы по уходу за ребенком, одежда мальчиков выполняется преимущественно в синих, а девочек — в красных тонах, мальчикам дарят машинки и пистолеты, а девочкам — кукол и украшения.

В дальнейшем, глядя на родителей и гостей семьи, ребенок впитывает те стандарты, которые проходят перед его глазами в процессе взросления: если мама и ее подруги в большинстве своем домохозяйки и занимаются готовкой, уборкой и домом, а папа и его друзья зарабатывают деньги, водят автомобили и играют в футбол, индивид, скорее всего, усвоит такую традиционную систему ценностей, и в будущем станет применять ее к себе сообразно своему полу: мальчик будет стремиться стать «добытчиком», а девочка будет нацелена на поиски мужа, соответствующего определенным критериям, и мечтать о браке и детях.

Если же в семье принято, что мама работает наравне с отцом, а папа убирается в выходные вместе с мамой, в будущем девочка не поймет, если муж начнет требовать от нее сидеть дома и варить супы, а мальчик не оценит стремление жены стать домохозяйкой и заниматься исключительно семейными делами.

Примеры социализации личности

Мы разобрались, почему так важна и как складывается социализация личности, примеры выше иллюстрируют процесс на разных этапах.

Для того чтобы лучше понять суть социализации, продолжу приводить значимости этого процесса на разных этапах жизни.

Знание социальных норм не всегда является гарантией их соблюдения. Преступник ворует, берёт чужое не потому, что ему не известно, что это не противоречит закону. Просто норма «нельзя присваивать себе чужое» не адаптировалась и не стала нормой поведения этого человека.

Социализация ребёнка начинается с первых дней жизни. Родители стараются привить малышу определённые навыки, учат его оценивать свои и чужие поступки, вести себя в обществе. У маленьких детей от рождения нет потребности чистить зубы, есть ложкой, убирать за собой и здороваться со взрослыми. Но постепенно такие действия входят привычку малыша, и он уже чувствует в них потребность.

Если представить уникальную ситуацию, что человек прожил жизнь в одном городе, работал в одном коллективе и жил в одной семье, то это совсем не значит, что он не столкнётся с социализацией. Общество постоянно меняется, и адаптация человека происходит постоянно. Однако, при постепенных, не резких преобразованиях и изменениях в обществе, социализация человека проходит медленно. В периоды глобальных и революционных изменений нормальный социальный ритм сбивается. В такие моменты люди с прочными «старыми» установками и негибкой психикой могут испытывать психологические проблемы, дискомфорт, растерянность.

Жизнь человека связана с его общественной позицией и местом, которое он занимает в обществе. Находясь в обществе, общаясь, люди ощущают себя более важными, нужными, легче проявляют свои эмоции и не страдают от одиночества.

Обратимся к литературе. На примере главного героя романа о потерпевшем кораблекрушение моряке, писатель Жуль Верн описывает человека, годами живущего в полной изоляции и одиночестве. Робинзон Крузо испытывает разные чувства: страх, радость от того, что спасся, свободу и тоску от недостатка общения. Чтобы не сойти с ума от одиночества на необитаемом острове, Робинзон Крузо разговаривает с животными, заполняет календарь, ведёт дневник. Но ничто не заменяет ему общения с людьми.


Робинзон Крузо

Доказано, что люди, живущие вне общества, часто испытывают чувство угнетённости и склонны к депрессии. Люди с выраженными качествами лидера хуже переносят изоляцию и жизнь вне общества.

Ярким примером социализации ребёнка является его нахождение в детском саду. Раньше родители просто «водили» ребёнка в детский сад. Потому что всем нужно было ходить на работу и потому что так было принято. Сегодня детский сад или другое дошкольное учреждение, где дети общаются в группах, оценивают, с точки зрения социализации детей.

В коллективе дошкольник знакомится с людьми, узнаёт о новых понятиях, играх, закономерностях, примеряет на себя определённые «роли», учится владеть своими эмоциями и корректно занимать место в группе. Многодетная семья и активное общение ребёнка в формате «со сверстниками во дворе» отчасти заменяют посещение дошкольных учреждений. Однако, при неполной семье, единственному ребёнку или детям из неблагополучных семей психологи рекомендуют обязательно посещать детский сад.

При непрофессиональном подходе, незаинтересованности или халатном отношении педагогов детского сада к воспитательному процессу, может возникнуть десоциализация: дети плачут и не хотят идти в детский сад, у ребёнка портится характер, появляются вредные привычки. Здесь родителям нужно проявить внимательность и не пускать всё на самотёк. Детский сад — это лишь один вариант из множества мест, где дети учатся общаться со сверстниками и получают необходимый социальный опыт. Известное выражение, что «среда формирует», в большой мере относится к выбору образовательного учреждения для ребёнка.

Бывает, что на социализацию и взрослых и детей на новом месте влияет незнание языка. Если ребёнок плохо понимает речь (язык), на котором разговаривают его сверстники, он испытывает проблемы в социализации, а в группе детей может стать изгоем. Как пример — дети мигрантов.

В качестве демонстрации упреждающей социализации приведу показательный пример. Часто подростки из экономически неблагополучных семей или районов стремятся стать не учёными или артистами, а торговцами наркотиками. Их обычно критикуют и обвиняют в отсутствии мотивации. Но социологи объясняют такой феномен тем, что у таких подростков фактически заблокирован доступ к артистической или научной среде. Поэтому молодые люди отвергают нормы этой группы и начинают процесс упреждающей социализации с более «восприимчивыми» сообществами — вовлекаются в процессы, рядом с которыми проходит их первичная социализация. Таким образом, трудные подростки прагматично корректируют те возможности, которые у них есть.

Как только человек понимает свою половую принадлежность, начинается гендерная социализация. Правильные ориентиры помогут девочке стать женщиной, а мальчику — мужчиной. Простой пример — девочки носят платья и играют в куклы, в то время как мальчиков интересуют машинки и прочие «брутальные» игрушки.

Ресоциализация


Понятие ресоциализации личности тесно связано с этапами взросления. В сущности, этот термин обозначает вторичную социализацию личности, которая продолжается всю жизнь и включает в себя постоянную переоценку ранее принятых ценностей.

Ресоциализация начинается с выходом ребенка во внешний мир и наблюдением за людьми с другими культурными, социальными и гендерными стереотипами. Чем больше таких наблюдений накапливает ребенок, тем больше работы происходит в его голове: он начинает понимать, что не все слова папы и мамы являются аксиомами, что существуют иные точки зрения и иной взгляд на мир. И под воздействием этих факторов в подростковом возрасте индивид заканчивает формирование своей личности, оставляя часть прежних, семейных установок, и заменяя остальные установки другими, принятыми извне и расцененными им как более подходящие ему лично.

С течением времени круг общения индивида расширяется все больше, выходит за рамки школы и университета, включает в себя коллег, приятелей в спортивном зале, знакомых из разных слоев населения, поэтому ресоциализация как важный элемент формирования личности является процессом бесконечным.

Личность как субъект и объект социальных отношений

Человек одновременно и субъект, и объект всех общественных отношений. Личность как субъект общественных отношений характеризуется определенной степенью независимости от общества, способностью противопоставить себя ему. Личная независимость сопряжена с умением контролировать свое поведение, что невозможно без самосознания, самооценки. При рассмотрении личности как объекта общественных отношений акцент делается на влияние общества на точность, на ее зависимость от социальных и культурных ожиданий, социальных установок среды, где формируется личность.

Правовая социализация

Правовая социализация личности представляет собой выработку у человека определенных представлений о своем месте в обществе, а также о своей социальной роли и о культуре общества в целом.

Основная особенность правовой социализации личности — это процесс присвоения человеку неких типовых (предсказуемых) реакций, способов восприятия информации и форм активности, принятых именно в этом обществе.

Восприняв нормы и правила, принятые в окружающем человека обществе за основные и единственно верные, индивид в дальнейшем негативно реагирует на любые отклонения от этой нормы, зачастую оценивает их как попытку нарушения общественного порядка в целом, и даже активно противодействует тем, кто проявляет несвойственные для данного общества реакции.

Правовая социализация личности — необходимый и важный процесс, в то же время тесно связанный с попытками общества откинуть любые несвойственные ему прогрессивные идеи, кажущиеся успешно социализированным членам общества нарушением самих основ существования социальной группы или нации в целом.

Правовая социализация личности позволяет выстроить четкую иерархическую структуру группы, в рамках которой субъекты, наиболее четко придерживающиеся одобряемых обществом стандартов поведения, легко повышают свой статус и закрепляются на верхних ярусах пирамиды, а индивиды, отличающиеся нестандартными взглядами на жизнь, отторгаются.

Введение

Даная тема является актуальной, поскольку такая проблема, как понимание личности как объекта и субъекта общественных отношений изучена не достаточно.
Личность – это такое понятие, которое является основным в науке социология. Существуют философские концепции, а так же психологические теории, которые оказывают немаловажное влияние на изучение личности. Если психология изучает индивидуальность людей, а это и характер, и темперамент, и специфика поведения, то философия рассматривает человека полностью: и роль человека во Вселенной, и смысл человеческой жизни.

В социологии же личность – это одно целое социальных свойств человека. Личность вносит индивида в такую систему, как система общественных отношений.

Целью и задачами данной работы являются: изучение социализации личности, а так же рассмотреть личность как объект и субъект общественных отношений, выявление специфики.

Структура: работа состоит из пяти глав, три из которых – это структурные элементы, две — это основное содержание, вторая глава имеет три параграфа. Общий объем реферата составляет шестнадцать страниц.

Десоциализация


Понятие десоциализации личности тесно связано с ресоциализацией, и означает разрушение ранее освоенных и принятых норм и правил поведения, уничтожение прежних установок. Что это такое и зачем нужен этот процесс?

Данный процесс используется психологами в случае, если усвоенные человеком нормы поведения мешают ему успешно вписаться в общество. В этом случае человек должен десоциализироваться — отказаться от прежних установок, и затем ресоциализироваться — воспринять новые правила поведения, принятые в группе.

Десоциализация необходима жертвам семейного насилия, людям, прошедшим через войны и жившим в зонах боевых действий, а также тем, кто переехал в другие страны с иным культурным наследием или при перевоспитании личностей, страдающих девиантным поведением — алкоголиков, наркоманов, преступников. «Перенастройка» головы в таких случаях необходима, и план процесса обычно начинается с оценки установок, которые видятся индивиду незыблемыми, и доказательства того, что эта незыблемость кажущаяся.

Функции социализации

Данный механизм имеет большое значение для становления личности. Среди основных функций существуют:

  • Нормативно-регулятивная. Это означает, что абсолютно все, что окружает человека, может оказывать на него то или иное влияние. В этом случае речь идет о семье, политике страны, религии и многом другом.
  • Личностно-преобразовательная. В процессе общения с другими людьми личность начинает проявлять свои индивидуальные качества и особенности. Таким образом он отделяется от общей массы.
  • Ценностно-ориентационная. Данная категория напоминает нормативно-регулятивную. Однако в этом случае человек перенимает из всего окружающего не опыт, а определенные ценности.
  • Информационно-коммуникативная. В этом случае образ жизни индивидуума формирует свой образ жизни на основании опыта общения с различными представителями социума.
  • Творческая. Если личность будет воспитываться в нужной среде, то это поможет человеку научиться совершенствовать окружающий его мир.

Девиантное поведение

Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от принятых в обществе норм, принципов и стандартов.

Девиантное поведение не всегда является признаком чего-то дурного: для патриархального общества, в котором принято, например, что женщина не имеет права голоса, обязана прятать лицо, носить юбку и молчать, поведение обычной европейки будет расценено как крайне девиантное, в то время как в Европе на нее просто не обратят внимание, так как она вписывается в принятые там стандарты норм поведения.

Социализация личностей может проходить с нарушениями, и тогда психологи тоже говорят о девиантном поведении — именно из-за неправильной социализации люди становятся преступниками, в них проявляется склонность к насилию, жестокости, противоправным действиям. Подростки, пытающиеся выделиться из толпы, заявить о своем «Я», также обладают признаками девиантного поведения.

Девиантное поведение — это всегда результат проблем с социализацией личности, но, к сожалению, процесс социализации нельзя записать как план, и строго следовать ему.

Виды и агенты социализации.

Социализация

— начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Виды социализации: 1. Первичная социализация

. Этот этап охватывает процесс формирования и становления личности, то есть процесс ухода, воспитания и обучения детей прежде всего в семье, осуществляемый теми агентами социализации, которые находятся в непосредственном и регулярном контакте с ребенком в раннем -и позднем детстве. Во время время первичной социализации преобладает пассивное усвоение информации, навыков, представлений.

2. Вторичная социализация.

Этот этап охватывает всю остальную — «взрослую» — жизнь человека. На этом этапе освоение социальной среды происходит осознанно, большая часть приходящей извне информации подвергается критическому рассмотрению. Индивид совершает осмысленный выбор из нескольких вариантов.

3 Досрочная социализация

представляет из себя «репетицию» будущих социальных отношений. Например, молодая пара может жить вместе до брака, чтобы иметь представления, какой будет семейная жизнь.

4. Ресоциализация

— это повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни индивида. Ресоциализация осуществляется изменениями установок индивида, целей, норм и ценностей жизни

5. Организационная социализация

— это процесс, в ходе которого индивид постигает ценности, способности, нормы поведения и социальный кругозор, важные для приобретения веса в организации и полноправного участия в ней в качестве работника

6. Групповая социализация

— это социализация внутри конкретной социальной группы. Групповая социализация — это процесс внушения идей и насаждения принципов индиви­дууму по мере того как он усваивает основные ценности и символы группы, в которой он задействован.

5 стр., 2375 слов

Структура памяти. Процессы хранения и переработки информации

… памяти изучаются в когнитивной психологии, потому что процессы хранения и извлечения информации составляют основу психических процессов. Есть несколько теорий, претендующих на описание работы … качестве объекта (Что?) и его локализации (Где?). Эти два вида информации поступают в ассоциативную память, где происходит сличение с имеющимися образцами. …

7. Гендерная социализация

— это усвоение, интернализация социальных ролей, дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от половой принадлежности.

Агенты социализации

— это структурные группы или окружения, в которых протекают важнейшие процессы социализации. Во всех культурах важнейшим агентом первичной социализации для ребенка является семья. Однако на более поздних стадиях жизни вступает в действие множество других агентов социализации. Агентами вторичной социализации индивида являются школа, вуз, армия, церковь.

Большое социализирующее воздействие на человека оказывают группы сверстников, и средства массовой информации, массовые печатные издания, средства электронной коммуникации.

Организационная социализация


Организационная, или профессиональная социализация — процесс освоения индивидом навыков и установок, принятых в организации для успешного выполнения основных функций, а также для налаживания отношений с коллегами.

Первое время, поступив на работу, новички знакомятся с общепринятыми стандартами поведения в организации, осваивают жаргон, стиль общения, учатся соответствовать дресс-коду и воспринимают расстановку сил между людьми. Это тоже социализация личности, и очень важная — нередко проблемы с работой возникают у нас не потому, что мы являемся плохими профессионалами, а лишь потому, что даже отличный профессионал, неспособный наладить отношения с людьми, не принесет организации ничего, кроме вреда.

Для улучшения организационной социализации на фирмах принято устраивать различные совместные праздники, выезды на природу, проводить игры и занятия по улучшению коммуникации между коллегами.

Социализация личности — сложный процесс, растянутый на всю жизнь, связанный с бесконечным познанием внешнего мира и самопознанием, развивающий умение налаживать отношения с окружающими людьми в любой социальной среде.

Умение успешно вписаться в любую систему пригодится всем, и нельзя думать, что социализация важна только для тех, кто не успешен и не вписывается в рамки. Поскольку любые рамки имеют свои ценности исключительно в данный период времени, и нет гарантий, что завтра понятие нормы не изменится, и что вчерашний успешный человек не окажется на обочине жизни со своими замшелыми понятиями о норме.

Человек, Индивид, Личность

В человеке связаны такие начала, как биологическое, духовное, социальное, а так же сознание и сфера подсознания. Если же рассматривать понятие «человека» так, как его рассматривают в науке, то человек – это итог и становление космической эволюции и продукт долго продолжительного развития живой природы. А еще человек и живет, и рождается в социальной среде. Человек умеет мыслить – это не мало важно, потому что именно при помощи этого осуществляется духовный мир человека.

В таких понятиях, как «индивидуальность», «индивид», «личность» существуют и природные элементы и социальные элементы системы «человека». Существует понятие «субъект». В философии данное понятие – это одно из основных собирательных понятий. В него входят все те понятия, которые были перечислены выше.

И так, субъект – это человек, который является действующим, со всеми его знаниям, опытом, а так же практикой.

«Субъективность» — это важнейший аспект индивидуального бытия человека, его взаимосвязи с общественным бытием. «Человеческая субъективность» — это мир мысли, воли, а так же чувств, которое присуще человеку. «Субъективность» и «человеческая субъективность» — это различные понятия, поэтому смешивать и путать их не стоит.

Человек — это субъект социально-исторической деятельности и культуры, биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами и способностью изготовлять орудия труда.

В науке существуют до сих пор понятия, которые являются неопределенными и спорными. «Личность» как раз и относится именно к ряду таких понятий. Важным аспектом в понимании личности является то, что человек — это биосоциальное существо. Его невозможно разделить с его телесностью и с его собственной природой. Однако он обладает и душой, и сознанием. Именно, исходя из всего это, личность дает характеристику двум закономерностям:

  1. природно-биологической;
  2. социально-исторической.

Человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности – вот как философия дает определение личности.

Существует и иное значение личности: это система социально значимых черт, которая является устойчивой, она дает характеристику индивиду как члена того или иного общества.

Личность – это особое качество, приобретаемое индивидом благодаря общественным отношениям, — подчёркивал А. Н. Леонтьев.1

Личностью не рождаются, личностью становится, принимая для этого колоссальные усилия – именно этого придерживаются авторы понятия «личности».

Ведь ни каждый человек это личность. Человек, который сошел с ума, человеческий ребенок, человек который существовал в родовом строе – все они не являются личностью. Чтобы человек стал личностью, ему необходимо пройти путь социализации. Человеку нужно усвоить социальный опыт, который копился долгое время у поколений людей, приобщиться к сложившейся системе социальных связей и отношений.

Поворот в отношениях человека к изменениям окружающей среды – вот тот этап, с которого и начинается история человека. Как только человек перестает давать реакцию на изменение окружающего его мира, когда человек положил начало собственной искусственной среде, вот тогда и начинается социальная история человека. Из-за данных формы общественной адаптации произошло разделение труда, его специализации, усложнения форм стадной, а потом и групповой организации. Эти формы социальной адаптации нашли свое выражение в усложнении функции мозговой деятельности.

Данные факторы и дали человеку возможность получить колоссальные возможности в том, что бы обеспечить себе жизнь2. Совершенствование орудий труда и появление излишков продуктов – все это оказало влияние на организацию социальной жизни: жизнь стала намного сложнее, общество приобрело структуру. И то, какую роль может сыграть конкретная личность в разрешении противоречий, возникающих в социальных процессах, зависит, прежде всего, от их масштаба, соотношения в них необходимого и случайного, от особенностей общества.

Специфика личности оказывает колоссальное влияние на социальные процессы. 3Происходит измена обстоятельств собственной жизни, определяется и развивается линия своей судьбы – все это происходит после того, как личность начинает включаться в общественные процессы. По другому можно сказать так, что общественная активность это то, что является главным фактором самоопределения личности.

Далее рассмотрим на рисунке факторы, которые оказывают воздействие на формирование личности:

Рисунок 1 – Факторы формирования личности

Итак, теперь подытожим все выше сказанное: личность – это индивид человека, который является субъектом сознательной деятельности, у которого присутствует совокупность общественно значимых черт, качеств, свойств – все это человек воплощает в социальной жизни.

Личность не может существовать отдельно от общения и общественной деятельности. Индивид может проявить свою общественную сущность, выработать ценностные ориентации, а так же сформировать собственные общественные качества только в том случае, когда личность включилась в процесс исторической практики.

Все это значит, что личность – это продукт интеграции процессов, которые, в свою очередь, осуществляют жизненные отношения субъекта.

Успешная социализация

Человек в процессе социализации проходит три основные фазы развития:

  1. Адаптация — овладение знаковыми системами, социальными ролями.
  2. Индивидуализация — обособление индивида, желание выделиться, найти «свой путь».
  3. Интеграция — вливание в общество, достижение баланса между личностью и обществом.

Личность считается социализированной, если она научена думать и поступать в соответствии с возрастом, полом и соци­альной ситуацией. Однако для успешной социализации этого недостаточно.

Секрет самореализации и успеха — активная жизненная позиция человека. Она проявляется в смелости инициативы, целеустремленности, сознательных действиях, ответственности. Реальные действия человека формируют его активный образ жизни и помогают занять определенное положение в обществе. Такой человек, с одной стороны, подчиняется нормам общества, с другой, — стремится лидировать. Для успешной социализации, для преуспевания в жизни человеку должны быть присущи следующие основные характеристики:

  • стремление к самоморазвитию и самоактуализации;
  • готовность принимать самостоятельные решения в ситуациях выбора;
  • успешная презентация индивидуальных способностей;
  • культура общения;
  • зрелость и нравственная устойчивость.

Пассивная жизненная позиция отражает склонность человека к подчинению окружающему миру, следованию обстоятельствам. Он, как правило, находит причины не прикладывать усилий, стремится избегать ответственности, в своих неудачах винит других людей.

Несмотря на то что формирование жизненной позиции человека уходит корнями в его детство и зависит от окружения, в котором он находится, ее можно осознать, осмыслить и преобразовать. Никогда не поздно менять себя, особенно в лучшую сторону. Человеком рождаются, а личностью становятся.

Сущность социализации

Необходимость социализации обусловлена самой природой человека. Он уникальное явление, потому что единственный из всех живых существ практически не обладает врожденными формами поведения. Ребенок, не прошедший социализацию, неспособен ни общаться как человек, ни устанавливать отношения с родичами, ни вести себя как принято в социуме. Это кошка или собака имеют врожденные программы видового поведения, а человеку всему надо учиться.

Социализация, по сути, процесс адаптации человека в социуме. Но это не просто знание о том, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Знание социальных норм не гарантирует соблюдение их. Например, преступник ворует не потому, что не знает, что это противозаконно. Он прекрасно это знает. Но норма «не укради» не прошла процесс социализации, не присвоена им, не стала его внутриличностной нормой поведения. Явление перехода социальной нормы или значения с внешнего на внутренний уровень называется интериоризацией.

Это и есть основа социализации, ее базовый процесс. Первоначально все нормы поведения и приемы социальной деятельности для ребенка внешние. Родители когда убеждением, а когда и принуждением воспитывают у малыша привычку совершать определенные действия, делать оценки своих поступков и поступков других. Например, маленький ребенок не испытывает никакой потребности есть ложкой, застегивать пуговки на кофточке, чистить зубы, здороваться, тем более убирать свои игрушки. Но если родители достаточно настойчивы и терпеливы, то эти действия становятся привычными, и в схожей ситуации ребенок уже сам будет чувствовать потребность в них. Так, мы, взрослые, будем испытывать явный дискомфорт, если придется есть салат руками или выйти к незнакомым людям небрежно одетыми.

Сложность социализации еще и в том, что человек является членом разных социальных групп с разными нормами и правилами. Приходится проходить дополнительную социализацию в каждом социуме, куда нам довелось попасть.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]