В широком понимании личность – это отображение социального аспекта человека при анализе его как элемента социума, участвующего в социокультурной жизни. Психология личности рассматривает персону в качестве носителя некого неповторимого начала, постепенно открывающего себя при взаимодействии с другими людьми в рамках отношений, предусмотренных социумом. Это подразумевает общение и разные сферы деятельности.
Изучение личности в психологии начинается с определения терминологии и расшифровки понятия. Иногда словом обозначается индивид, участвующий в отношениях и действующий сознательно. Иногда слово обозначает систему черт, значимых для общества и определяющих человека как участника некоторой группы. Понятие человека как целостного субъекта и видение его в качестве набора черт отличаются по смыслу, но в повседневной жизни нередко используются как синонимы.
Суть понятия личности
Основателем психологии личности принято считать Уильяма Джеймса. Ему принадлежит философская теория прагматизма, из которой вышли многие современные направления психологии.
Джеймс – первый трансперсональный психолог. Согласно его теории, личность – взаимодействие инстинктов и привычек с волевыми качествами человека.
Однако сам термин «личность» принадлежит Н. М. Карамзину. В его понимании личность – хозяин судьбы, жизни, богатый духовно и обладающий своеобразием человек, отвечающий за свои поступки. Исходя из этого, можно утверждать, что личностью не рождаются, а становятся.
- Личность – продукт социального в человеке. При рождении человек имеет только биологический элемент, но сразу же начинается его становление как личности, то есть он усваивает социальный опыт.
- Однако существует множество подходов к трактовке феномена личности. Подробнее об этом можно прочитать в статье «Теории личности: отечественные и зарубежные».
- В психологии принято выделять внутренний и внешний мир личности. О первом элементе можно прочитать в статье «Что такое внутренний мир человека». Под внешним миром подразумевают взаимоотношения личности с обществом, социальной средой, воспитание и становление как субъекта общества.
Для того чтобы стать личностью, нужно приложить немало усилий:
- овладеть речью;
- с ее помощью – моторными, интеллектуальными и социокультурными навыками.
Становление человека как личности – результат его социализации. Чем больше человек воспримет и усвоит информации, ценностных ориентаций, традиций, тем более развитой личностью он станет.
Понятие личности тесно связано с понятием индивида и индивидуальности:
- Индивид – человек как представитель своего вида.
- Индивидуальность – совокупность уникальных отличительных черт человека.
Но что интересно: человек может быть индивидуальностью, но при этом не быть личностью. Каждый человек уникален, но не каждый становится личностью.
Таким образом, если мы говорим о человеке как о личности, то подразумеваем социальный элемент в нашей природе. В то время как при обсуждении человека как индивида большую роль играет биологический элемент.
Процесс формирования личности – целостный и взаимосвязанный процесс формирования потребностей, интересов, мировоззрения, убеждений и идеалов конкретного человека.
Мир психологии
Существуют различные определения понятия «личность».
1-я группа: общечеловеческий подход, из которого выходят разные конкретные науки, например определение К. Маркса: «Личность есть совокупность всех общественных отношений».
2-ой подход: отраслевой, в котором исходят из предмета той или иной науки, например социальные науки определяют Личность, как качество субъекта.
3-ий подход: конкретные концептуальные авторские определения в рамках одной науки, но разные по-своему содержанию.
Личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих (Маклаков А.Г.)
Личность, с одной стороны, обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ролей (общее). С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения» (И.С. Кон).
Личность — совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (Леонтьев). Личность — относительно поздний продукт общественно-исторического и развития человека в онтогенезе (Леонтьев).
Личность — совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (Рубинштейн).
Личность — общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (Ганзен).
Личность — субъект общественного поведения и коммуникации (Б.Г. Ананьев).
Личность — человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности (А.В. Петровский).
Личность — человек как носитель сознания (К.К. Платонов).
Личность — это интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое (Б.Д. Парыгин).
Личность является субъектом социальных отношений, т.е., Личность определяется своим отношением к окружающему миру, к другим людям, к окружению. Эти отношения реализуются в деятельности, с помощь которой, чел может проявить себя и сформироваться как Личность.
Наряду с понятием «личность» в науке нередко употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Рассмотрим их отличия.
Человек как вид – это представитель вполне определенного биологического вида (вида живых существ), отличающийся от других животных конкретными специфическими особенностями и уровнем физиологического и психологического развития, наделенный сознанием, способный мыслить, говорить и принимать решение, контролировать свои действия, поступки, эмоции и чувства.
Понятие «индивид» характеризует человека, как носителя определенных биологических свойств. Индивид – человек как целостный неповторимый представитель рода с его психофизиологическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности.
В понятии человека, как индивида выражаются два основных признака:
- человек – это своеобразный представитель других живых существ, продукт фило- и онтогенетического развития, носитель видовых черт;
- отдельный представитель человеческой общности, выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.
Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество — он становится личностью. Это происходит потому, что человек, включаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта — носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности.
Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся определенным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный индивидуально-психологическими особенностями.
Человек как личность с точки зрения психологии характеризуется:
- развивающимся самосознанием, являющимся основой формирования умственной активности, самостоятельности личности в ее суждениях и действиях и ориентированным прежде всего на познание себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни;
- активностью – стремлением выйти за пределы реализованных возможностей, за рамки ролевых предписаний, расширить сферу деятельности;
- наличием Я-образа – системы представлений человека о себе реальном, себе ожидаемом, себе идеальном, которые обеспечивают единство и тождественность его личности и обнаруживаются в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний и т.д.;
- направленностью – устойчивой системой мотивов: потребностей, интересов, идеалов, убеждений и т.д.;
- способностями, свойствами и качествами, обеспечивающими успешность выполнения определенной деятельности;
- характером, представляющим собой совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, обусловливающих типичные для него способы поведения и эмоционального реагирования.
В свою очередь, особенности развития всех этих трех уровней характеризуют неповторимость и своеобразие конкретного человека, определяют его индивидуальность. Индивидуальность – своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Проявляется в чертах темперамента и характера, эмоциональной и волевой сферах, интересах, потребностях и особенностях человека.
Таким образом, понятие «личность» характеризует один из наиболее значимых уровней организации человека, а именно особенности его развития как социального существа.
В структуру личности обычно включают: способности, темперамент, характер, волю, эмоции, мотивацию и социальные установки. Психологическая структура личности – представляет собой целостное системное образование, совокупность социально значимых свойств, качеств, позиций, отношений, алгоритмов действий и поступков человека, сложившихся прижизненно и определяющих его поведение и деятельность.
Психологическая структура Лазурского АФ. Основной задачей личности считается приспособление к окружающей среде (природа, вещи, люди, взаимоотношения, идеи, ценности). Важным является степень его активности. Личность — это единство 2-х психологических механизмов: внутренний (психические функции) и внешний (отношение к внешней среде и объектам). Механизмы взаимосвязаны.
Среди многих работ по теории личности, ее структуре в психологии особенно выделяются работы А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева и К.К. Платонова.
А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур:
- темперамента (структуры природных свойств),
- направленности (система потребностей, интересов, идеалов),
- способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).
Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности.
В.Н. Мясищев единство личности характеризует:
- направленностью (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира),
- общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности),
- структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности (ВИД), но и объективная динамика условий жизни).
С этой точки зрения структура личности — лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности.
Концепция динамической структуры личности К.К. Платонова.
Направленность личности. Черты личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственно врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное групповое общественное сознание. Данная подструктура формируется путем воспитания и включает в себя убеждения, мировоззрения, стремления, интересы, идеалы, желания. В этих формах направленности личности проявляются и отношения, и моральные качества личности, и различные виды потребностей. Подструктура направленности личности тесно связана с правосознанием, особенно в той части, которая определяет отношение субъекта к соблюдению норм права (нравственные принципы, ценностные ориентации, мировоззрение). Изучение направленности личности индивида позволяет определить его социальные воззрения, образ мыслей, ведущие мотивы, уровень его нравственного развития и во многом прогнозировать его поведение и поступки.
Социальный опыт. Эта подструктура объединяет знания, навыки, умения, привычки, приобретенные на основе личного опыта путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности (например, способность к быстрому запоминанию, физические данные, лежащие в основе образования двигательных навыков и т.п.).
Индивидуальные особенности психических процессов. Данная подструктура объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций: памяти, ощущений, восприятия, мышления, эмоций, чувств, воли, которые формируются в процессе социальной жизни. Психические познавательные процессы и другие формы отражения действительности вместе с приобретенными человеком знаниями и опытом во многом определяют такого сложное интегративное образование личности, как интеллект, положительно коррелирующий с умственным развитием. Процесс формирования и развития индивидуальных особенностей психических процессов осуществляется путем упражнений.
Биопсихические свойства. Это биологически обусловленная подструктура объединяет типологические свойства личности, ее половые, возрастные особенности и патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических морфологических особенностей мозга. Процесс формирования данной подструктуры осуществляется путем тренировки.
Различные черты и свойства личности, входящие во все названные подструктуры, образуют две наиболее общие подструктуры: характер и способности, понимаемые как общие интегративные качества личности.
Все эти подструктуры тесно связаны между собой и проявляются в виде единого целого, выражающего такое сложное интегративное понятие, как личность.
Структура личности Леонтьева. Внутренняя позиция личности или ее направленность. Ведущая сфера – аффективно-потребностно-мотивационная.
Структура личности Рубинштейна. Зависимость психических процессов от личности.
- психические свойства личности в ее поведении, в действиях, в поступках проявляются и формируются;
- психический облик личности определяется образом жизни и формируется в конкретной деятельности;
- психический облик личности решает 3 вопроса:
- Чего хочет личность (направленность, установки, потребности, интересы)?
- Что может личность (способности)?
- Что есть личность (характер)?
Структура личности Петровского А.В.:
- личность — как социальное свойство рассматривается как индивидуальность.
- личность является субъектом деятельности и отношений с другими людьми.
- личность оказывает воздействие на других людей.
Структура личности Ядова В.А. — Сознательное поведение Личности. Установки формируются при наличии потребностей (психофизиологических; семейных; включенных в коллективы; в социальную систему). Важны условия деятельности или ситуации при реализации потребностей (по возрастающей значимости: предметные ситуации; условия группового общения; условия деятельности в социальной сфере; общие социальные условия жизнедеятельности). Важна регуляция социального поведения Личности:
- поведенческие акты, контакт индивида со средой;
- привычное действие или поступок, соответствие между социальной ситуацией и социальной потребностью;
- профессиональное поведение;
- целостность поведения в жизнедеятельности человека.
В зарубежной психологии существует много различных теорий Личности в рамках разных школ. Обобщая концепции выделяют:
- Личность имеет свою структуру
- Важное значение имеет индивидуальное различие между людьми
- Личность формируется под воздействием внешних и внутренних факторов, включающих в себя генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и внешнюю среду.
- Личность влияет на поведение, благодаря ее содержанию человек обладает постоянством долгое время и при разных условиях.
Активность и направленность личности.
Основой человека, как личности является его собственная активность. Она не тождественна деятельности. Активность и деятельность независимы друг от друга. Деятельность имеет предметный характер в отличие от активности, которая символична. Активность проявляется в отношениях, в которые включается и которые выстраивает человек, выполняя некоторую деятельность.
Выделяют произвольную и непроизвольную активность. Произвольная активность проявляется в достижении определенного результата, в виде предварительно поставленных целей, контролируемых в ходе самого процесса. Непроизвольная активность связанная с переживаниями, со сном, с грезами. При этом виде активности человек пассивно размышляет. К непроизвольному поведению относятся: рефлекторные ответы (например мигательный рефлекс); ориентировочная реакция; ошибочные действия.
Источником Активности человека являются потребности. Потребности характеризуются следующими признаками:
- любая потребность имеет свой предмет;
- всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется;
- потребность обладает способностью воспроизводиться.
Поскольку потребности всегда сопровождаются субъективными переживаниями (желанием, тревогой), то они побуждают человека к определенным действиям, поступкам, направленным на удовлетворение потребностей, а потребности порождают мотив.
Мотив-это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта и определяющее направление действия.
Направленность личности.
Несмотря на существование разных научных подходов к личности, везде в качестве ведущей характеристики выделяется ее направленность. В разных концепциях Направленность рассматривается по-разному:
- Как динамическая тенденция (Л.С. Рубинштейн);
- Как смыслообразующий мотив (А.Н. Леонтьев);
- Как доминирующее отношение (В.Л. Мясищев);
- Как основная жизненная направленность (А.С. Прангишвили).
Тем не менее, Направленность выявляется в процессе изучения всей системы психических свойств и состояний личности: потребностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций и т.д.
Направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психический склад.
Направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности, независимо от конкретных условий.
Основная роль Направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется благодаря воспитанию. Направленность проявляется в иерархически связанных между собой формах:
- Влечение — первичное эмоциональное, еще неосознанное проявление потребности человека в чем-либо.
- Желание – это психическое состояние, выражающее осознание потребности, ее объектов и возможных путей удовлетворения или вполне осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному.
- Стремление – связано с волевым компонентом, проявляющееся в том, что человек способен преодолеть все препятствия, трудности, невзгоды на пути объекта потребности. Стремление неотделимо от чувств.
- Интерес – это психическое состояние, обеспечивающее направленность Личности. Интерес как и мотив возникает в условиях дефицита информации, когда человек недополучает того знания, которое хотел бы иметь.
- Склонность – это психическое состояние, выражающее избирательную направленность Личности на определенную форму деятельности.
- Идеал — это образ желаемой конечной цели, которым руководствуется Личность в настоящее время и которая играет решающую роль в течение всей ее деятельности и поступков. Идеал-доминирующий мотив деятельности и отношение Личности.
- Мировоззрение – система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем, которым человек руководствуется в своей деятельности и поведении. Наличие мировоззрения-показатель зрелости Личности.
- Убеждения – это осознанные мотивы Личности, побуждающие ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями, идеалами, взглядами, принципами.
Потребностно-мотивационная сфера составляет лишь часть личности и служит ее фундаментом, на котором формируются жизненные цели человека.
Структура личности
В структуру личности входит направленность, темперамент, характер, способности, особенности протекания познавательных процессов и чувств.
Направленность личности
В ее состав входят:
- интересы,
- склонности,
- потребности,
- мотивы,
- идеалы.
Направленность определяет активность личности и уровни ее развития. Основной компонент направленности личности – мировоззрение (система взглядов на развитие общества, природы, сознания, убеждений). Подробнее об этом элементе можно прочитать в статье «Направленность личности – что это в психологии».
Темперамент
Это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризирующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения. Подробнее о темпераментах можно прочитать здесь.
Характер
Комплекс индивидуальных, наиболее выраженных, устойчивых черт характера. Через них проявляется отношение человека к действительности. От характера зависит поведение.
Способности
Это свойства психики и ее систем, выраженные в разной мере. От них зависит успешность освоения и выполнения деятельности.
Проблема личности в психологии
Психология изучает проблему личности в разрезе, поскольку проявления разноплановые, противоречивые, а поведение персоны нередко загадочно при взгляде со стороны. Проработка проблемы нужна для комплексного анализа процессов:
- воли;
- мышления;
- ощущений;
- эмоций.
Личность в психологии – высший интеграционный уровень процессов, протекающих в психике. Комплексное исследование показывает, какова сенсорная организация, эмоции, интеллект персоны.
Личность представляет собой интегрирующую базу, ядро, связывающее процессы и превращающее поступки в последовательные действия, подчиненные некоей логике.
Методы и подходы к изучению личности
Изучение проблемы личности в психологии предполагает помощь педагогики, учет влияния возраста, этнической принадлежности. Общая теория подвержена влиянию психологии развития, религии и труда, психосоматической медицины, парапсихологии, представлений о сверхсознательном.
Психология личности – научное направление, сформировавшееся в условиях кризиса вундтовской психологии на фоне устаревания атомистической теории. Многоуровневое изучение дает представление о психологическом складе персоны – в общем, в особенностях, на единичных примерах.
Психологические характеристики и особенности личности
Особенности человеческой личности в психологии:
- темперамент;
- способности;
- предпочтения;
- интересы;
- характер.
Подробнее:
- Темперамент – врожденная специфика нервной системы. Она обусловлена природой и определяет некоторые качества. Термин введен Гиппократом, предложившим 4 формы явления: меланхолик, сангвиник, флегматик, холерик. Академик И.П. Павлов предложил 3 базовых компонента, которым подчинена высшая нервная активность: сила, уравновешенность, подвижность. Сочетания компонентов определяют темперамент.
- Способности – личностные свойства, необходимые для выполнения выбранной деятельности. Без постоянного развития они угасают.
- Предпочтения подразумевают предрасположенность к какой-то сфере деятельности.
- Интерес – сознательная направленность, заинтересованность в информации в конкретной сфере.
- Характер подразумевает стабильные личностные особенности, обусловленные воспитанием, самовоспитанием. Это приобретенная характеристика, меняющаяся в течение жизни.
Психология поведения
Психология поведения личности – бихевиоризм – наука, сформировавшаяся в прошлом столетии в Северной Америке. Основатель теории Дж. Уотсон предлагал рассматривать поведение ключевым предметом психологии. В бихевиоризме поведение – комплекс поведенческих реакций, характерных для персоны, причем каждая реакция обусловлена неким стимулом. При наличии подкрепления связь реакции и стимула усиливается. Как правило, поведение обусловлено ожиданием позитивного подкрепления, в некоторых случаях – желанием избежать негативного. Бихевиоризм подразумевает возможность сформировать любой тип личности, пользуясь связью реакций и стимулов.
В бихевиоризме личность – организованная, стабильная система навыков, которая является базисом стабильного поведения. Навыки приспособлены к реальным ситуациям, а при изменении положения вещей формируются новые. Программирование человека осуществляется через изменение стимулов и подкрепления.
Мотивационно-потребностная сфера как основа личности
Потребности – побудительная сила деятельности личности.
- Потребность – нужда организма в определенных условиях, без которых жизнь невозможна.
- Мотив – опредмеченная потребность.
- Совокупность мотивов, направленных на цель – мотивация.
Потребность в познании мира – самая важная для личности. Она высвобождает человека из плена страхов, непонимания и суеверий, позволяет быть творцом жизни.
Не менее значимы для личности и другие духовные потребности:
- в эстетическом наслаждении;
- в труде;
- в общественной деятельности;
- в общении.
Развитие потребностей (от низших к высшим) – условие развития личности.
Аспекты личности
Личность можно рассматривать в 3 категориях:
- свойства самого человека, или интраиндивидный аспект;
- особенности взаимодействия личности с другими людьми, или интериндивидный аспект;
- воздействие личности на других людей, или метаиндивидный аспект.
Через анализ этих аспектов можно охарактеризовать внутренний мир человека.
Личность – это представитель конкретного общества или социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему миру и имеющий определенные индивидуально-психологические особенности.
Психология межличностных отношений человека
Психология отношений личности рассматривает межличностные связи как комплексное взаимодействие людей, обусловленное отношениями в социуме. Отношения в обществе официальны, закреплены на формальном уровне. Это действенные объективированные межчеловеческие связи. Интерперсональные отношения – переживаемые субъектом, взаимные связи между людьми, которые можно осознать. Они обусловлены эмоциями, нюансами психики. Это экспрессивные отношения, насыщенные эмоциями.
Интерперсональные отношения сформированы:
- когнитивными аспектами;
- аффективными аспектами;
- поведением.
Когнитивные, гностические – познание, понимание и осознание сведений. Аффективные – эмоциональные переживания из-за взаимных связей персон. Поведенческий аспект реализуется действиями – доброжелательным поведением, сложностями взаимодействия. Он осуществляется по нормам, запрограммированным в культуре и социуме.
Возможны вертикальные, горизонтальные интерперсональные отношения. В первом случае статус участников отличается, во втором – равен.
При формировании интерперсональных отношений важную роль играет межличностная совместимость. Она обусловлена сходством, взаимным дополнением и выражается в удовлетворенности от взаимного действия, итогов этого действия. На фоне совместимости нередко появляется взаимная симпатия. Противоположное явление – несовместимость, провоцирующая антипатию.
Сложности понимания человека как личности
Сложность четкого представления и описания феномена личности состоит в неоднозначности теории. Можно выделить следующие проблемные позиции:
- Нередко личность отождествляется с индивидом.
- Иногда личностью называют часть внутреннего мира или особенности психической структуры.
- Личность расценивает как некий компонент, включающий в себя и что-то данное от рождения, и какой-то недостижимый идеал, и совокупность общественных отношений.
- Сколько существует наук, изучающих человека, и исследователей, задающихся этим вопросом, столько и существует определений термина «личность».
Личность характеризуется системой ее сознательных отношений. В последнее время стало популярно говорить не только о влиянии социального и биологического фактора, но и о роли ситуации как сдерживающего элемента личности.
Послесловие
Несмотря на то, что большинство ученых придерживаются мнения о том, что личностями становятся, а не рождаются, вопрос о том, все ли люди – личности, продолжает собирать вокруг себя споры и неоднозначные мнения.
- Спорными являются вопросы о том, можно ли ребенка считать личностью, хотя гуманистическая педагогика утверждает, что, несомненно, можно и нужно.
- Таким же спорным предстает понимание психически больного человека или преступника как личности.
- Не выглядят ли словосочетания «асоциальная личность» или «деградированная личность» нелепо?
В итоге каждый сам выбирает, к какой стороне в этих вопросах относится он. На мой взгляд, к каждому человеку (особенно актуально для детей раннего возраста при воспитании) можно относиться как к потенциальной личности, то есть давать несколько очков фору. Однако это возможно до тех пор, пока человек не докажет обратное.