- Понятие лидерства
- Типы лидеров
- Классификация по Э. де Боне
- Классификация по функциям
- Разница между управителем и лидером
- Типология стилей лидерства
- По К. Левину (или по стилю)
- По характеру деятельности
- По М. Веберу
⭐️⭐️⭐️⭐️⭐️В современном менеджменте существуют разные типы лидерства (см. кто такой лидер). Их классифицируют по стилям, типу деятельности, направленности их влияния и т. д.
Лидерство может принимать разные формы
Руководитель и лидер
В чём же состоит различие между двумя на первый взгляд очень похожими понятиями? Руководить – это обладать правом для принятия решений. Данная особенность не всегда направлена на то, чтобы вызывать авторитет среди подопечных. Качества лидера могут быть присущи человеку, который не занимает руководящий пост. Эта личность всегда пользуется уважением у окружающих. Такой лидер называется неформальным.
Лучше всего политическая деятельность удаётся лицам, которые одновременно занимают руководящие позиции и являются авторитетными лидерами. О способности к управлению свидетельствует ряд качеств. Среди них можно назвать следующие:
- Интеллект.
- Организаторские способности.
- Интуиция.
- Умение нравиться публике.
- Готовность брать на себя ответственность.
Политический лидер глазами Макиавелли
В работе «Государь» Никколо Макиавелли (итальянским философом) были подробно описаны требования к человеку, желающему стать успешным политиком. Качества лидера в его представлении выглядят подобным образом:
- Избегать ненависти.
- Располагать людей, вызывая доверие.
- Создавать видимость добродетели перед народом, независимо от поступков.
- Действовать быстро и жёстко, если того требует ситуация.
- Изменять стиль управления, руководствуясь обстановкой.
Какими бывают лидеры
В отношении к подчинённым управляющих разделяют на авторитарных и демократических. Типы политического лидерства бывают классовыми, партийными и общенациональными. Современная политология выделяет несколько собирательных типов. К ним относятся следующие лидеры:
- «Знаменосец». Для него свойственно особенное видение и восприятие реальности. Также его интересует мечта, идеал, которые способны воодушевлять большое количество людей.
- «Служитель». Он руководствуется нуждами и потребностями своих сторонников. А его поступки осуществляются от имени избирателей.
- «Торговец». Для этого типа свойственно умение привлекательно преподносить свои идеи. Он умеет убеждать людей в том, что его мысли и предложения заманчивее, чем у прочих.
- «Пожарный» поступает в зависимости от ситуации. Он занимается наиболее крупными проблемами, которые требуют немедленных действий.
При этом типы политического лидерства часто обладают свойством сочетать эти качества в разных соотношениях. В чистом виде указанные характеристики обычно не встречаются.
Дополнительные материалы к данному уроку
Также вы можете прочитать полезные материалы по лидерству в специальном разделе «Лидерство и взаимоотношения» нашего блога. Тему данного урока дополняют статьи:
- Модель Адизеса: как стать эффективным руководителем
- Модель эффективного руководства Фреда Фидлера
Просим также обратить внимание, что некоторые тестовые вопросы к данному уроку, а также к экзамену по лидерству составлены на основе материала приведенных выше статей.
Харизматический лидер
Лидерам, которые способны увлекать и вдохновлять, свойственна харизма. В этом случае можно говорить о том, что человек является одарённым. Харизматичный лидер в глазах окружающих смотрится исключительно и непогрешимо. Он словно наделён какими-то сверхъестественными способностями.
Люди воспринимают его с благоговением и преданностью. То есть такой человек является лидером, которому слепо верят и следуют за ним. При этом подобная вера не всегда сопряжена с правильными решениями. Его слова воспринимают и запоминают, потому что именно этот человек выразил их. Харизматический тип лидерства обладает способностью объединять последователей, невзирая на опасность.
Одновременно такому человеку непросто даётся решение текущих дел. Кроме того, в истории есть множество примеров превращения харизматичных лидеров в диктаторов.
Демократический лидер
Демократический тип лидерства, как полагает большинство исследователей, наиболее предпочтителен. Личности такого типа являются уважаемыми и умными. Они тактичны и объективны. Эти качества проявляются при общении с членами группы. Но такому руководителю, чтобы принять решение, нужно намного большее количество времени, чем приверженцу авторитарного стиля. Такой лидер прислушивается к мнению коллег, старается привлечь людей к формированию решений. Он может не согласиться с мнением подчинённых и в результате поступить по-своему. Но такой лидер находит интересным выслушивание мнения подопечных. Дело в том, что здесь он склоняется к возможности увидеть какое-то новое решение, способное стать свежей тенденцией.
Он ничего не имеет против того, чтобы в организации появлялся «свежий воздух». Потому что постоянным установкам свойственно изживать себя. Такой лидер способен формировать новые течения на основании мнений подопечных.
Лидерство как социально-психологическая категория
Лидерство коренится в природе человека и общества. Явления, схожие с лидерством, встречаются у животных, которые обычно живут в группах. Здесь всегда выделяется самый сильный, самый умный, самый настойчивый и решительный индивид — лидер, который ведет стадо (стаю) по своим неписаным законам, продиктованным его взаимоотношениями с окружающей средой и биологически запрограммированным.
В человеческой среде лидерство присутствует везде и всегда является частью человеческого взаимодействия. Оно встречается в малых группах, включая микрогруппы, и в больших сообществах (политическое лидерство).
На протяжении многих веков это явление изучали философы, социологи и психологи. Соответственно, взгляды на природу лидерства разнообразны. Некоторые авторы считают, что причины его возникновения следует искать в наличии у человека особых лидерских качеств («теория черт»). C. Ламброзо рассматривает стремление к лидерству как паранойю, а 3. Фрейд и А. Адлер — как невроз. Г. Лассуэлл рассматривает лидерство как попытку компенсировать заниженную самооценку. Кроме того, это явление также определяется как попытка преодолеть физическую неадекватность: Низкий рост (Наполеон, Гитлер); паралич (Ф. Рузвельт).
Другие настаивают на том, что лидеров «делают» окружающие их люди (теория определяющей роли следования). Лидер трактуется как человек, который наиболее успешно осуществляет руководство для других.
Другие считают, что лидеров формирует ситуация (ситуационная теория). Каждая ситуация выдвигает на первый план людей, способных ее разрешить.
Наконец, другая группа ученых считает, что лидерство — это результат действия целого ряда факторов (синтетическая теория).
В малых группах, основанных на прямых контактах ее членов, не может быть институционализации лидерских позиций. Здесь индивидуальные качества человека, его способность сплотить группу, повести ее за собой.
Лидер — это такой член малой группы, который используется в результате взаимодействия членов группы для организации группы в решении определенной задачи. Он или она демонстрирует более высокий уровень активности, участия и влияния в решении этой задачи, чем другие члены группы. Таким образом, лидер используется в определенной ситуации и берет на себя определенные функции. Другие члены группы принимают лидерство, то есть устанавливают отношения с лидером, подразумевающие, что он ведет, а они — ведомые. Лидерство должно рассматриваться как групповой феномен: Лидер не может мыслиться отдельно; он всегда дан как элемент структуры группы, а лидерство — это система отношений внутри этой структуры.
В крупных объединениях, эффективность коллективных действий которых требует четкой функционально-ролевой дифференциации и специализации, а также оперативного управления и жесткости подчинения, обязательна институционализация и формализация (оформление) лидерских позиций, наделенных относительно большими полномочиями.
Анализ природы лидерства показывает, что оно проистекает из определенных потребностей людей и их объединений, которые лидеры должны удовлетворять. Лидерство как особый тип управленческих отношений в большей степени основано на процессе психологического воздействия. Этот процесс гораздо сложнее и требует высокой степени взаимозависимости между его участниками. В отличие от менеджмента, лидерство подразумевает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Отношения «начальник-подчиненный», присущие традиционной концепции управления, заменяются отношениями «лидер-последователь».
Лидерство в значительной степени характеризуется неформальной основой (фактически, это неформальное лидерство). «Управление, — пишет, в частности, Р.Л. Кричевский, — это явление, происходящее в системе формальных (или, как говорят, официальных) отношений, а лидерство — это явление, возникающее через систему неформальных (неофициальных) отношений. Более того, роль лидера предопределена «на табло» социальной организации, а объем функций выполняющего ее человека зафиксирован заранее. Роль менеджера возникает спонтанно; такой роли нет в плане работы учреждения или компании….. Менеджмент по своей природе является социальным явлением, а лидерство — психологическим».
Б. Д. Парыгин указывает следующие различия между лидером и менеджером: 1) лидер в основном призван регулировать межличностные отношения в группе, а менеджер регулирует служебные отношения группы как определенной социальной организации; 2) лидерство можно констатировать в условиях микросреды (которой является малая группа), тогда как менеджмент — элемент макросреды, т. е. лидерство — элемент макросреды, т. е. оно связано со всей системой социальных отношений; 3) лидерство возникает спонтанно; лидер любой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, но этот процесс не спонтанный, а наоборот, целенаправленный и контролируется различными элементами социальной структуры; 4) феномен лидерства менее стабилен, так как назначение лидера во многом зависит от настроения группы, тогда как лидерство — более стабильное явление; 5) в отличие от руководства, подчиненное лидерство играет гораздо более стабильную роль в принятии решений; 6) процесс принятия решений лидером (и вообще в лидерстве) гораздо сложнее и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, которые не обязательно коренятся в конкретной группе, тогда как лидер принимает более прямые решения, касающиеся групповой деятельности; 7) сфера деятельности лидера — это в основном малая группа, в которой он является лидером, сфера деятельности руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе. . Эти различия (с некоторыми вариациями) упоминаются и другими авторами.
Лидерство — это многомерное социальное явление. Феномен лидерства проявляется в любой более или менее организованной группе, которая стремится к достижению общей для группы цели.
Авторитарный лидер
Для приверженцев авторитарного стиля свойственно проведение большого количества времени за инструктированием. Для руководства такого типа свойственно указывать последователям, что именно, каким образом и когда следует делать. Авторитарный тип лидерства предполагает наличие ряда последователей, на которых они распространяют свою власть. При этом таким руководителям не свойственно прислушиваться к чьим-либо советам или мнениям. Все решения в организации или структуре принимает только один человек. Эта личность не занимается поощрением других к тому, чтобы участвовать в обсуждении вопросов, высказывать какие-либо мысли и пожелания.
Типы лидерства предполагают, что такой человек внедряет в подопечную ему структуру ряд установок, которые требуют безоговорочного подчинения. Он является полной противоположностью рассмотренного выше стиля поведения. Игнорировать предлагаемый им свод правил категорически запрещено. Всем ослушавшимся угрожает определённое наказание. Спорить с таким человеком тоже нежелательно. Он идеально знает, что начальник всегда прав, и требует от сотрудников неукоснительной веры в эту установку.
Типологии личности
Виды лидерства полностью зависят от личностных качеств, самооценки и сложности Я-концепции. Согласно этой теории, лидеры бывают 4-х типов.
- Аполитичный тип присущ человеку с высокой самооценкой и усложненной Я-концепцией. Он обрабатывает новую информацию и преподносит ее так, чтобы не переступать через себя.
- Лидер-прагматик обладает низкой самооценкой и усложненной Я-концепцией. Ведет себя в соответствии с условиями обратной связи с окружающими. Прислушивается к мнению других, остро воспринимает критику в свой адрес. Часто занимается самобичеванием, уличая себя в ошибках.
- Идеолог – для него характерна высокая самооценка и низкая сложность Я-концепции. Практически не реагирует на проблемы других. Сосредоточен только на удовлетворении своих потребностей. Отличается жестким поведением.
- Недетерминированный лидер – ему характерна низкая самооценка и низкий уровень Я-концепции. Его стили руководства основаны на влиянии определенных социальных факторов.
Принцип невмешательства
Также интересен лидер, в поступках которого прослеживается принцип невмешательства. Такой стиль более прогрессивен, чем демократический. Этот лидер позволяет подчинённым свободно принимать решения. Также подопечные обладают полной свободой в выполнении заданий, которые не ограничены указаниями руководителя.
Но все типы лидерства предполагают, что окончательную ответственность за принятые решения несёт управляющий. И принцип невмешательства не является исключением. Такому человеку не свойственна халатность. Он имеет ясное представление о том, что на самом деле представляет собой его подопечный. Поэтому такой лидер идеально знает, чего и в какой ситуации следует ожидать от подчинённого. Его задача состоит в том, чтобы правильно распределить обязанности. После этого можно предоставить подопечным достаточно свободные условия, как будто только слегка контролируя их.
Основные теории
Первая теория лидерства – харизматическая. Ее приверженцы считали, что руководителем не может быть любой индивид. Человек должен обладать определенным набором качеств и черт с рождения. Подчинение и организация работы других людей – это искусство, а не наука, поэтому научиться быть лидером невозможно.
Бихевиористы считали, что есть определенные закономерности и черты характера не только врожденные, но и приобретенные в процессе социализации. Исследуя процессы и закономерности, специалисты обнаружили более 200 качеств, необходимых для успешного руководства группой людей. Известны случаи, когда человек, не обладая основными лидерскими талантами, прекрасно справлялся с обязанностями руководителя.
Так была выведена ситуационная теория.
Согласно этой концепции лидерства, управленческие качества просыпаются в ответ на определенную ситуацию, т. е. являются средством адаптации организма.
Психологи Запада придерживаются синтетической концепции лидерства. Согласно ей, лидерство является способом организации отношений между группой людей, где руководитель – его куратор. Концепция основана на комплексном подходе к рассмотрению управленческих процессов, которые базируются на 3-х составляющих.
- Наличие лидерских качеств.
- Личностные особенности ведомых людей.
- Характер ситуации.
Не только сам лидер оказывает влияние на ведомых людей и пытается смоделировать ситуацию. На проявление лидерских качеств определенного индивида также оказывает воздействие сама ситуация и окружающие люди.
Трансформационный стиль
Такому лидеру свойственно использование своих идей для вдохновления других людей. Эту личность характеризуют отличные навыки в общении. То есть такой человек достаточно чётко выступает перед подопечными. Он ясно выражает свои мысли. С ним несложно, потому что команда такого человека всегда знает, чего он хочет.
Типы лидерства предполагают, что такому человеку свойственно передавать подопечным собственные полномочия. Он достаточно много времени проводит в общении со своей командой и получает от подобного времяпровождения настоящее удовольствие. Цель таких собраний состоит в том, чтобы поднять коллективный дух, объединить людей, в каждом развить ощущение важности причастности к происходящему.
Кроме того, из таких бесед лидер многое черпает для себя. Он понимает мышление коллектива, его настроения, тенденции развития. Также этого лидера интересует эмоциональная сторона происходящего. Если он наблюдает отсутствие энтузиазма в ком-либо, то старается выработать интерес.
Гибкость
Следует отметить, что все названные типы лидерства и руководства не являются совершенными. Поэтому наиболее успешен человек, называемый «гибким лидером». Он способен совмещать разные виды управления, руководствуясь ситуацией. При необходимости внедрения авторитарного или демократического стиля гибким лидером выбирается наиболее подходящий вариант. Это способствует достижению наибольшей эффективности. А необходимость проницательности и выхода за стандартные рамки приводит к выбору трансформационного стиля.
Руководствуясь предложенной спецификацией, несложно определить личный стиль или тип своего руководителя на рабочем месте. Зная основные характеристики, можно развить в себе необходимые качества. При этом нужно просто сопоставить личные особенности поведения и типы лидерства, описанные в статье.
Успех организации
Организация считается добившейся успеха, если она достигла своей цели. Критерии успеха организации:
- выживание – возможность существовать как можно дольше является первейшей задачей большинства организаций;
- результативность и эффективность – по словам Питера Друкера, результативность является следствием того, что “делаются нужные правильные вещи”, а эффективность является следствием того, что “правильно создаются эти самые вещи”;
- производительность, т.е. относительная эффективность организации, имеет количественное выражение. Она определяется как количество единиц выхода, деленное на количество единиц входа. Важным элементом производительности является качество.