Синдром гиперактивности (СДВГ) признается в настоящий момент одним из наиболее распространенных вариантов нарушения поведения. Как правило, диагностируется в первые годы жизни, когда и проводится лечение гиперактивности. Многие уверены, что после выхода из подросткового возраста это заболевание не встречается. В реальности с гиперактивностью сталкиваются взрослые люди.
Медицинские исследования показывают, что СДВГ даже при проведении лечения в ранние годы сохраняется у 65% лиц, у которых эта болезнь была диагностирована. В некоторых случаях психиатры и психологи диагностируют гиперактивность у пациента во взрослом возрасте впервые. Часто это связано с ошибкой в установке диагноза ранее. Их часто ошибочно приписывают проявлениями депрессивных расстройств или синдрома страха. Для успешного снятия симптомов лечение гиперактивности рекомендуется проводить в самом раннем возрасте.
Что делать если у ребенка гиперактивность
СДВГ чаще всего диагностируется в детском возрасте. Чаще всего к специалистам обращаются родители непоседливого крохи или педагогический персонал детских образовательных учреждений. Ребенок прекрасно понимает окружающих. Он слышит и исполняет просьбы взрослых, но слишком импульсивен для точного исполнения полученных инструкций.
Взрослые часто пытаются все шалости ребенка обосновать этим диагнозом. В реальности он подтверждается не более, чем у 3-5% крох. Большая часть из них мальчики. Отличается течение болезни:
- мальчики проявляют склонность к агрессии, отличаются гипертрофированным непослушанием;
- девочки страдают невнимательностью, способной привести к появлению проблем с обучением.
У трети детей СДВГ в переходном возрасте проходит самостоятельно, без использования специализированных медицинских практик и препаратов.
Родители придерживаются двух полярных точек зрения на лечение СДВГ. Примерно половина считает возможность присутствия такой патологии надуманной и отказываются от терапии, считая, что нарушение пройдет само с возрастом. Многие родители наоборот преувеличивают опасность этой болезни для развития ребенка. Гиперактивность требует обязательного контроля медиками и соответствующей корректировки, в большинстве случаев патология успешно вылечивается. Родителям требуется:
- пройти комплексное обследование для точной установки диагноза;
- исполнять рекомендации специалиста по созданию для ребенка максимально комфортных условий, тщательно следить за состоянием малыша;
- исполнять все требования, проходить все необходимые процедуры;
- посетить консультацию у семейного психолога.
Ребенок с СДВГ отличается повышенным уровнем эмоциональности. Его требуется часто хвалить, повышая самооценку и уверенность в себе. В играх рекомендуется исключить соревновательные моменты, которые могут приводить к негативному воздействию на психику. Требуется обязательно ставить малышу рамки поведения. Например, давать простые и исполнимые поручения (вынести мусор, вымыть после себя чашку и другие мелкие задания). Малыш должен расти в режиме максимального благоприятствования, но четком понимать рамки поведения, чтобы не сделаться избыточно избалованным.
Проводить диагностику желательно в специализированном медицинском центре. Только в такой ситуации можно подтвердить неврологическое нарушение, исключив простую повышенную активность или плохое воспитание. Предварительная оценка состояния может проводиться в районной поликлинике.
Он не может ни минуты усидеть на месте
Легко возбуждающийся, непоседливый, неуравновешенный ребенок… В течение нескольких лет проблемы с такими детьми были поводом для опросов и страстных дискуссий. В результате к нашим дням выработалась тенденция (на наш взгляд, несколько поспешная) считать такое поведение патологическим, хотя вовсе не всегда легкая возбудимость говорит об имеющейся патологии.
Конечно же, существуют проблемы поведения, возникающие с определенной частотой, повторяющиеся, и они действительно требуют обращения к специалисту, но только в том случае, когда нестабильность существенна, не поддается контролю, сопровождается агрессией и продолжается долго.
Чаще же всего речь идет об ответе на события вокруг: может быть, ребенок реагирует подобным образом на какие-то проблемы в семье? А иногда так проявляется скрытая депрессия: у детей она нередко выражается именно в повышенной подвижности — малыш нуждается в движении для того, чтобы бороться с печалью внутри.
Чрезмерная подвижность вкупе с легкой возбудимостью могут быть также просто чертой характера: одни дети более непоседливы, чем другие.
Какие аспекты необходимо принимать во внимание?
Если ребенок кажется вам излишне активным, в какие-то моменты демонстрирует это особенно явно — например, во дворе, где гуляет группа, — но это не отражается ни на чем, включая процесс обучения, можно особенно не тревожиться.
Дети, которым удается сдерживаться во время занятий, дома могут быть более непоседливыми и более возбужденными.
– Совсем маленькому ребенку необходимо двигаться. Помните, обращаясь к крохе, что эпизоды, когда вы требуете от него внимания, должны быть короткими — их продолжительность всегда зависит от возраста малыша.
– Занимаясь с ребенком, чередуйте типы его деятельности: после периода физической активности, когда ребенок, хорошенько подвигавшись, израсходует энергию, должен иметь место период более «тихий», позволяющий малышу сосредоточиться.
– Будьте внимательны к качеству сна своего ребенка: ни один усталый ребенок не может усидеть на месте, усталость приводит к легкой возбудимости.
– Не является ли чрезмерная подвижность вашего малыша отражением жизни в семье? Если все дело именно в этом, подумайте о том, как сделать семейную атмосферу более спокойной. Конечно, это нелегко, потому что ребенок своим поведением и сам провоцирует стрессы у взрослых, тем не менее именно здесь лежит одна из главных проблем возбудимости и психической нестабильности: они усиливаются из-за реакции, которую вызывают у окружающих, — стало быть, здесь можно говорить о чем-то вроде самовозбуждающейся системы.
У вас ощущение, будто ребенок «бесится» нарочно — чтобы вы на него накинулись
Да, «беситься» для ребенка — один из способов привлечь ваше внимание, когда ему кажется, что вы отдаляетесь, становитесь менее для него доступны.
– Главное в подобных случаях — не наказывать! Прежде всего надо попробовать разобраться, чем вызвано такое поведение ребенка.
– Подумайте, что в вашем методе воспитания можно смягчить или изменить, разнообразить.
– Находите время для ребенка, пытайтесь расшифровать, какие сигналы он вам посылает, формулируйте его просьбы четко, недвусмысленно, спокойно и — показывая, что осознаете их значимость.
– Предлагайте малышу спокойные виды деятельности, выбирая те, что интересны именно для него. Детский психиатр Стенли Гринспен* называл этот вид занятий с детьми «временем на полу», потому что никто — ни родители, ни педагоги — не гнушается тем, чтобы сесть рядом с малышом на землю и заняться там чем-то важным для него.
– Устраивайте «свидания» с ребенком, необязательно очень уж продолжительные, но такие, когда вы на самом деле полностью в его распоряжении. Подобный ответ на неуправляемость сына или дочери поможет им ввести перевозбуждение, только и имевшее целью привлечь к себе внимание мамы, в русло нормальной в вас потребности.
Однако всего этого не всегда достаточно, чтобы помочь чрезмерно возбудимому ребенку.
– Ребенок по-настоящему страдает — точно так же, как вы, даже если вам кажется, будто это не так, даже если кажется, будто именно он за все ответственен. На самом деле чаще всего он пленник собственного поведения.
– Бесполезно, даже вредно множить наказания: в конце концов малыш вас возненавидит или станет избегать, боясь оставаться с вами наедине. Надо проконсультироваться у специалиста, и вам помогут.
– Консультация в любом случае станет этапом, который позволит выйти из замкнутого круга, в котором вы с ребенком оказались.
* Стенли Гринспен (1941-2010) — выдающийся детский психиатр, один из крупнейших в мире специалистов по коррекции детских эмоциональных нарушений. В России издана его книга «Ребенок-тиран. Подход к детям пяти «трудных» типов».
Лечение гиперактивности у детей
В медицинской практике используется несколько вариантов лечения гиперактивности у детей. В первую очередь проводится тщательное обследование маленького пациента. Одной из ведущих целей становится исключение потенциальной патологии.
Далее специалисты предпочитают назначать немедикаментозные курсы. В работе применяются психолого-педагогические и психологические методики. Важным условием становится участие в процессе лечения всей семьи. Для этого используются специализированные семейные практики. Это позволит наладить контакт с ребенком, страдающим гиперактивностью и разработать программу лечения.
В острых ситуациях и при отсутствии эффекта в лечении с использованием психологических занятий и тренингов проводится выбор лекарственных средств:
- назначаются депрессанты, Амитриптилин, Метилфенидат;
- повышению уровня концентрации внимания способствует Фокалин, Виванс, Метилин;
- глицин способствует улучшению работы мозга;
- ноотрропных перпаратов Фенибут, Пантогам и других.
Все указанные лекарственные средства в лечении ребенка одновременно используются в исключительных случаях. Индивидуальная программа терапии разрабатывается для каждого маленького пациента.
Причины
Существует множество предположений по поводу того, что именно может провоцировать развитие синдрома гиперактивности у детей, но не один невролог не сможет точно назвать их полный перечень и проследить четкую связь между какими-либо событиями и факторами с проявлением гиперактивности. Сегодня считают, что она развивается на фоне сочетания комплекса различных нарушений и внешних воздействий. Поэтому выделяют биологические, генетические и психосоциальные факторы, присутствие которых способствует возникновения гиперактивности и/или расстройства внимания.
Проводившиеся исследования подтверждают, что действие наследственного фактора обнаруживается у 50% детей с таким диагнозом. Что же касается биологических нарушений, то основными причинами развития СДВГ считаются церебрально-органические изменения, то есть те, которые сопровождаются нарушениями функционирования нервной системы, а именно:
- преждевременные или осложненные роды, что повлияло на развитие нервной системы или стало причиной возникновения гипоксии (кислородного голодания);
- профессиональные вредности, с которыми сталкивалась женщина во время беременности, а также курение, употребление алкоголя, ряда лекарственных средств;
- внутриутробные инфекции;
- перенесение беременной женщиной стресса или частое физическое переутомление;
- далекое от здорового питание во время беременности;
- преждевременные роды или «переношенная» беременность;
- рождение ребенка до 20 лет или после 40 лет;
- нарушения обмена веществ, особенно склонные передаваться по наследству.
Считается, что дефицит качественной белковой пищи, витаминов и минералов в ежедневном рационе на фоне избытка простых углеводов, особенно потребляемых в больших количествах по утрам (хлеб, булки, сладости) создают благоприятные условия для возникновения СДВГ.
Не последняя роль в развитии заболевания отводится психосоциальным факторам, среди которых наиболее значимыми считаются:
- алкоголизм и серьезные разногласия между родителями;
- насилие в семье;
- перенесение ребенком психологической травмы;
- низкое социальное положение семьи, дефицит средств к существованию, что может отягощаться насмешками со стороны сверстников.
Способствуют развитию гиперактивности у детей завышенные требования родителей к ним, постоянная неудовлетворенность достижениями и т. д.
Синдром гиперактивности у детей
Предположить наличие такого диагноза у ребенка можно уже в самом раннем возрасте. Уже в первые месяцы ребенок плохо спит. У него избыточно бурная реакция на шум, яркий свет. Он бурно реагирует на гигиенические процедуры и слишком перевозбуждается во время самых простых игр. Отмечается незначительное отставание от нормы психомоторных навыков.
Определить наличие болезни можно в возрасте трех лет. Психологи отмечают этот возраст как первый переломный. Капризными и требовательными становятся все малыши. У детей с гиперактивностью отмечается задержка развития речи, движения отличаются суетливостью и хаотичностью.
Синдром сопровождается физиологическими нарушениями. У крохи часто возникают головные боли, отмечается повышенная усталость, диагностируется энурез и нервные тики.
В дошкольные годы малыши с синдром медленнее сверстников усваивают новый материал, что объясняется недостаточной способностью к концентрации внимания. Такое положение сохраняется и после поступления в школу. Отставание в усвоении знаний вызвано не низкими умственными задатками, а отсутствием возможность сконцентрировать внимание и полноценно запомнить весь новый материал.
Возникающие проблемы провоцируют у ребенка повышенную обидчивость и агрессивность. Он становится тревожным и плаксивым, развиваются фобии. По мере взросления у ребенка с СДВГ снижается самооценка, возникают комплексы. При отсутствии терапии они могут сохраниться на всю жизнь.
Как проявляется синдром гиперактивности
Впервые заболевание может проявиться в любом возрасте, начиная с грудничкового периода. Оно может сопровождаться:
- беспокойством;
- неусидчивостью;
- раздражительностью, плаксивостью;
- нарушениями сна;
- снижением уровня внимания, постоянной отвлекаемостью;
- импульсивностью;
- упрямством;
- задержкой развития речи.
Для каждого возраста разработаны отдельные нормы, несоответствие которым заставляет задуматься о возникновении нарушений в работе нервной системе. Например, очень быстрое переключение на другие окружающие предметы, озвучивание случайных мыслей, воспоминаний называют отвлекаемостью, что является одним из наиболее ярких признаков дефицита внимания.
Другим термином, часто звучащим при диагностировании СДВГ, является «импульсивность». Это значит, что ребенок при получении какого-либо задания не дослушивает до конца рекомендации или инструкции и преждевременно приступает к выполнению. В результате он обычно недооценивает сложность задачи или справляется с ней неправильно, так как проигнорировал требования. При этом импульсивные дети не способны думать о последствиях своих действий, поэтому часто получают травмы, становятся жертвами несчастных случаев разной тяжести и попадают в неприятные ситуации.
Гиперактивность или нет
Как уже говорилось, очень часто здоровая детская активность и непосредственность путается с таким нарушением функционирования нервной системы, как синдром дефицита внимания и гиперактивности. Наличие именно СДВГ родители могут заподозрить по присутствию следующих признаков:
- ребенок значительно подвижнее, чем его ровесники (иногда родители говорят, что он «бегает по потолку»);
- повышенная возбудимость, что проявляется присутствием лишних движений (ребенок постоянно вертится, болтает ногами, качается на стуле, играет руками и т. д.) или речевой несдержанностью (ребенок болтает, не замолкая);
- рассеянность – при СДВГ дети постоянно теряют и забывают личные вещи, не слушают получаемые от взрослых инструкции даже непродолжительные и отвлекаются;
- быстрое наступление усталости при необходимости выполнения заданий, требующих усидчивости и концентрации на процессе – родители школьников подчас вынуждены постоянно сидеть рядом с ребенком во время выполнения домашней работы и контролировать их;
- повышенная эмоциональность, проявляющаяся абсолютной несдержанностью и выплескиванием любых эмоций на окружающих;
- невозможность довести начатое дело до логического завершения – ребенок теряет интерес к занятию и быстро переходит к другому виду деятельности;
- отсутствие самоконтроля, проявляющееся постоянным перебиванием других людей, сложностями при необходимости дожидаться своей очереди либо где, склонность к ссорам и дракам;
- нарушения координации, в результате чего ребенок может часто травмироваться.
Признаки СДВГ всегда возникают до 7 лет, но обращать на себя внимание они чаще всего начинают в поздний дошкольный и школьный период жизни ребенка.
Кроме того, при СДВГ у детей старше 4 лет родители могут терять контроль над их поведением. Такие дети часто не просто не слушаются взрослых, а неспособны договариваться и искать компромисс и в целом следовать установленным правилам. Но подобные «симптомы» могут проявляться вместе или по отдельности и у здоровых детей во время сложного психологического периода, переживания кризиса 3-х, 6—7-ми лет и т. д. Поэтому бить тревогу родителям следует только, если у ребенка присутствует несколько из вышеописанных нарушений, причем дольше полугода, и они мешают ему адаптироваться в социуме.
Гиперактивность – перманентное состояние. Поэтому дети с таким синдромом одинаково ведут себя везде: дома, в садике, школе, на прогулке.
Диагностика гиперактивности
Малыши, у которых предполагается СДВГ, находятся под постоянным контролем лечащего педиатра. При этом неврологический диагноз не устанавливается ранее 5-7 лет. Это вызвано особенностью развития дошкольников. Детские психологи стараются проводить диагностирование только после завершения переходных возрастных кризисов 3 и 7 лет.
Диагностика проводится детским психологом совместно с неврологом и педиатром. Консультация нескольких специалистов позволяет исключить другие диагнозы, приводящие к повышенной активности и возбудимости. Также во время диагностики врачи успокаивают родителей, что повышенная возбудимость их малыша, его непоседливость, является только проявлением характера.
Контроль состояния малыша проводится с первых недель жизни. В случае подозрения наличия гиперактивности, врач проводит тщательный анализ поведения ребенка в повседневной жизни.
Диагностика включает три этапа:
- беседу детского психолога с родителями малыша;
- проведение исследований;
- получение консультации у лечащего малыша педиатра.
Для подтверждения диагноза в условиях стационара проводится ЭЭГ, РЭГ, М-Эхо, МРТ. Перед проведением исследований ребенка рекомендуется занять интересной игрой. Можно давать легкое успокоительное.
Рекомендации родителям
Если у Вашего ребенка есть устойчивые признаки гиперактивности, необходимо обязательно проконсультироваться с неврологом и психологом. Специалисты проведут диагностику физического и психического развития малыша, по результатам которой составят индивидуальный план лечения и коррекции поведения. То, в каком окружении обычно находится активный и гиперактивный ребенок, сильно влияет на его поведение, поэтому родителям важно придерживаться следующих принципов:
- Создайте дома спокойную обстановку;
- Не наказывайте и не ругайте ребенка за «плохое» поведение;
- Соблюдайте режим дня;
- Питание должно быть сбалансированным;
- Предоставьте малышу возможность выплескивать накопившуюся энергию (занятия спортом, активные игры на прогулке);
- Ограничивайте ребенка в просмотре телевизора и использовании гаджетов;
- Проводите больше времени на свежем воздухе;
- Избегайте шумных мест и больших скоплений людей;
- Вводите в обиход спокойные игры и занятия творчеством;
- Давайте ребенку конкретные просьбы и поручения;
- Прививайте малышу навыки самоорганизации. Для этого можно использовать различные наглядные материалы, или памятки (например, схематичные изображения действий, которые ребенок должен выполнить перед сном: почистить зубы, умыться, надеть пижаму, лечь в кровать).
Гиперактивные дети часто сталкиваются с негативным отношением со стороны людей, которые не разбираются в особенностях функционирования нервной системы и детской психологии. Именно поэтому таким детям нужна особая поддержка и принятие близких людей.
Симптомы гиперактивности
Медики рекомендуют проводить исследования для подтверждения диагноза в возрасте 5-12 лет. Ребенок уже прошел первые переходные периоды и его характер сформировался. Но первые признаки этого неврологического заболевания проявляются существенно раньше. Родителям рекомендуется обращаться внимание:
- малыш начинает держать головку, ползать, ходить, сидеть раньше сверстников;
- спит меньше нормы и плохо засыпает;
- отличаются высокой чувствительностью в резким звукам, яркому свету и другими неожиданным факторам.
Малышей с СДВГ часто беспокоят вегетативные нарушения. Могут быть частые расстройства желудка, поносы. Часто возникают аллергические реакции.
В числе неврологических симптомов основным становится нарушение концентрации внимания. Кроха с трудом готов концентрироваться на одном занятии или предмете. Он избегает цикличных дел. Стать внимательным малыш способен только во время занятий один на один с педагогом. Движения отличаются хаотичностью. Мимика малыша отличается выразительностью. Он быстро говорит, часто проглатывая слова и перескакивая с одной темы на другую. Кроха импульсивен и при выборе направления действий руководствуется только своими желаниями. Показательным симптомов становится частая смена настроения, склонность к риску.
Все проявления связаны с уязвимостью нервной системы ребенка с СДВГ, которой сложно перерабатывать большой объем поступающей из внешнего мира информации.
Дополнительными симптомами становится:
- нарушение общения со сверстниками;
- возникновение проблем в обучении при нормальном уровне интеллекта;
- отставание в эмоциональном развитии;
- формирующаяся в раннем возрасте заниженная самооценка.
Гиперактивность имеет и положительные стороны. Дети отличаются активностью, они подвижны и деятельны. Прекрасно «считывают» настроение собеседника и ради людей
Выводы
Многие дети дошкольного и младшего школьного возраста в глазах взрослых выглядят чересчур активными. Они постоянно находятся в движении, любят подвижные игры, не могут усидеть на месте. И это нормально, ведь активный малыш – это здоровый ребенок. Но некоторые дети не становятся спокойнее даже в незнакомой обстановке, их активность навязчива, она мешает им усваивать информацию и адаптироваться в группе сверстников. Нервная система гиперактивных детей слишком возбудима и с трудом справляется с большим количеством раздражителей, в результате чего возникает невнимательность, импульсивность, неспособность контролировать поведение. Чтобы помочь гиперактивному ребенку справиться с трудностями, нужно выработать особой воспитательный подход к малышу, принимать его таким, какой он есть, и не ругать его за «плохое» поведение. Благоприятная обстановка дома, режим дня, занятия спортом, специальные игры и другие важные вещи – это то, что могут использовать родители во благо своему крохе.
Причины гиперактивности
В числе причины возникновения нарушения:
- неблагоприятный ход течения беременности матери, в том числе курение и прием алкоголя в период вынашивания ребенка;
- неврологические нарушения в период внутриутробного развития, например, гипоксия плода, асфиксия по время рождения, преждевременное рождение;
- влияние семейной атмосферы на развитие ребенка в первые месяцы жизни, частые скандалы родителей, недостаточное питание и другие неблагоприятные факторы.
Вероятность возникновения гипервозбудимости вырастает по мере увеличения числа перечисленных факторов, которые проявляются совместно.
Гродненская областная детская клиническая больница
Подробности Опубликовано 18 Декабрь 2019
В чём же суть проблемы?
Синдром гипервозбудимости в детском возрасте может быть следствием поражения центральной нервной системы и встречается у 10% детей дошкольного возраста. Главная отличительная особенность синдрома заключается в том, что дети чрезвычайно активны, отличаются повышенным уровнем беспокойства, эмоционально неустойчивы. У грудничков могут наблюдаться частые срыгивания и нарушение сна, дрожание подбородка и конечностей.
По своей сути данный синдром является следствием поражения нервной системы ребенка в периоде внутриутробного развития, родов и первых дней жизни. Врачи-специалисты стран СНГ относят данный синдром к патологическому процессу, в то время как зарубежные коллеги считают, что это пограничное состояние, которое не требует какой-либо коррекции. Однако медицина показывает, что отсутствие своевременного медицинского и педагогического вмешательства часто приводит к стойким невротическим состояниям в будущем.
Возможные причины синдрома гипервозбудимости у детей.
Существует ряд причин, которые могут привести к синдрому гипервозбудимости:
Проблемы, связанные с течением беременности (токсикоз, гестоз, инфекционные заболевания матери во время вынашивания плода или в первые дни жизни малыша).
Проблемы, связанные периодом родов (родовая черепно-мозговая травма, стремительные или наоборот затяжные роды, что может привести к кислородному голоданию в клетках головного мозга, и, как следствие, их повреждению).
Проблемы, связанные с образом жизни. Возможно мать курила, употребляла наркотические вещества, спиртные напитки или недозволенные медицинские препараты, нарушала их дозировку.
Кроме того гипервозбудимость новорожденных может появиться и на фоне постоянных стрессов у матери, так как нервная система ребенка формируется намного раньше, чем он появляется на свет.
В чём заключены проявления синдрома?
Родители жалуются, что у ребенка наблюдаются постоянные перепады настроения. Вспышки гнева проявляются совершенно в неожиданных ситуациях, и чаще всего плохое настроение вымещается на родителях. Гнев внезапно сменяется на радость и слышится смех. И если родители могут привыкнуть к таким перепадам, то в школе и детском саду часто возникают проблемы.
Такие дети нередко стремятся стать лидерами в любой ситуации, однако, большая часть сверстников не принимают условия игры, что приводит к конфликтам и усиливает невротизацию. Невротизация проявляется в склонности к беспокойству на пустом месте, повышенной утомляемостью. Возможно появление расстройства сна. Могут появляться навязчивые действия в виде обкусывания ногтей, ковыряния пальцами в носу.
Еще один малоприятный признак синдрома гипервозбудимости – отсутствие дистанции в общении с незнакомыми людьми. Со стороны может показаться, что ребенок коммуникабельный и общительный, но, современный мир достаточно опасен, и контакт с незнакомым человеком может привести к непоправимым последствиям для самого ребенка.
Обучение детей в школе.
Синдром гипервозбудимости часто становится причиной плохих оценок в школе. Внимание ребенка постоянно переключается, поэтому сфокусироваться на протяжении всего урока, на том, что рассказывает преподаватель ребенку достаточно сложно.
Ошибки в тексте и задачах допускаются чаще всего именно по невнимательности. Проще говоря, страдают навыки самоорганизации. Учитель при этом может подумать, что ребенок все делает из вредности. У таких детей обычно корявый почерк, много исправлений в тетрадях.
Лечение и профилактика синдрома гипервозбудимости.
Следует понимать, что гипервозбудимость ребенка – это не приговор. Родителям нужно понимать, что медикаменты в данном случае всего лишь вспомогательный метод лечения. Они могут лишь слегка успокоить малыша, а самим родителям придется набраться терпения.
Потребуется поведенческая терапия, чтобы ребенок смог максимально адаптироваться в социуме, нормально учиться в школе. Могут потребоваться семейные консультации с психотерапевтом, психологом.
На первых годах жизни лечебные мероприятия направляются на устранение последствий перинатального поражения центральной нервной системы. При выраженном беспокойстве, нарушениях сна рекомендуется плавание, ванны с добавлением ароматических солей или хвои. Хорошо помогают сеансы массажа и ЛФК, физиотерапия.
Помимо всего перечисленного, родители обязаны сделать все, чтобы малышу было комфортно в собственной семье.
Главное — не игнорировать проблему, а быть готовыми ее решать.
Врач-невролог (заведующий 1-м неврологическим отделением) УЗ «ГОДКБ» Домаренко Т.Н.
Диагноз «гиперактивность»
Такой диагноз может быть поставлен только специалистом после проведения ряда исследований. В последние годы это неврологическое нарушение выделено в отдельную патологию. Диагноз принят официально в международной медицинской практике.
Подтверждение диагноза говорит о наличии хронического неврологического нарушения. Без проведения необходимого лечения оно может сохраниться на всю жизнь. Без терапии болезнь развивается в трех направлениях:
- ребенок перестает верить в себя, замыкается;
- у него могут случиться серьезные нарушения психики, он начнет жить в выдуманном мире;
- справится с патологией самостоятельно, но с большими сложностями.
Скорректировать ход патологии и сделать прогноз благоприятным поможет своевременно начатая терапия.
Коррекция гиперактивности
Родителям важно контролировать с первых дней жизни малыша его развитие. Особенно в случае присутствия негативных факторов, сопровождавших вынашивание ребенка и его появление на свет.
Исключить СДВГ поможет бережное отношение к малышу в семье. В доме должна быть спокойная и благоприятная обстановка. Родителям не рекомендуется повышать на кроху голос, относиться к нему избыточно требовательно.
Важно с самых ранних лет формировать у малыша адекватную самооценку, хваля за мелкие успешно выполненные действия и спокойно обращая внимание на возможные совершенные ошибки. Они неизбежны, но на них не стоит избыточно акцентировать внимание, вызывая у малыша чувство вины. Ребенку важна поддержка старших во всех начинаниях. У него должен быть спокойный режим дня с соблюдением требований обязательного присутствия ежедневных прогулок с активными играми, помощь в контроле над гиперактивностью помогает формирование привычек в области правильного питания.
Такое бережное отношения требуется в отношении любого малыша, но исполнение таких коррекционных правил обязательно в семьях с гиперактивным крохой. Родителям важно регулярно обращаться к врачу для поведения диагностики. В случае наступления острых состояний, врач назначает комплекс корректирующих лекарственных средств. Назначать любые медицинские препараты могут только специалисты. Самостоятельная терапия в выборе курса лечения запрещена.
Почему это проблема
Взрослые обычно не заостряют внимание на поведении малыша, считая, что он с возрастом «перерастёт». И к врачу обращаются лишь тогда, когда проблему уже просто нельзя не распознать.
В детском саду проблема лишь начинает развиваться. Но вот когда ребёнок идет в школу, признаки начинают выражаться более явно. Учебный процесс требует организации занятий, то есть это именно то, к чему малыш не подготовлен. Плохая концентрация внимания, активная подвижность и неадекватное поведение на занятиях делают невозможным полноценный учебный процесс.
Малыши с повышенной активностью постоянно нуждаются в контроле преподавателя, так как сосредоточить внимание ребёнка на учебном процессе очень сложно, он постоянно занимается посторонними делами, отвлекается, сказывается нехватка внимания. Терпения и опыта учителя зачастую не хватает, чтобы исправить деструктивное поведение. Начинает формироваться обратная реакция — агрессивность.
Развитие таких малышей отстает от одноклассников. Преподаватели не могут подстроиться под развивающуюся патологию, это приводит к конфликтам. Гиперактивный малыш в школе нередко подвержен издевательствам сверстников, у него появляются проблемы с общением. С ним не хотят дружить, это вызывает обидчивость, приступы рукоприкладства, агрессии.
Склонность к лидерству из-за невозможности быть им начинает порождать развитие заниженной самооценки. Через определенное время развивается замкнутость. Более выражено появляются психологические проблемы.
Многих родителей пугает этот диагноз. Они могут считать, что их ребёнок отстаёт в развитии. Это ошибочное мнение, ведь на самом деле гиперактивный малыш:
- Творческий. У него много интересных идей, а воображение очень богатое. Если папа с мамой помогут ребёнку, в будущем он сможет стать замечательным специалистом с креативным подходом к делам или представителем творческой профессии с многогранными интересами.
- Имеет гибкий ум, отличается энтузиазмом, умением находить решение сложным задачам. Он разносторонне развит, имеет множество интересов, стремится быть в центре внимания.
- Энергичен и непредсказуем. Это свойство может быть как благотворным, так и негативным. У малыша много сил для разных занятий, но удержать его на месте бывает практически невозможно.
Есть мнение, будто гиперактивный малыш всегда находится в движении и хаотично перемещается. Это не совсем так. Если какое-либо занятие поглотило всё внимание дошкольника, он может забывать обо всём другом. Родителям важно поощрять хобби, позволив ему самостоятельно выбирать, что делать.
Симптомы гиперактивности у ребёнка и его интеллектуальные способности никак не связаны. Очень часто такие ребята очень талантливы. Кроме лечения их необходимо воспитывать, держать в чётких границах, стараясь развивать природные способности. Часто они замечательно танцуют, поют, выступают на публике.
Гиперактивность у взрослых
Долгое время СДВГ считалось заболеванием, встречающимся только у маленьких пациентов и проходящим по мере взросления к подростковому возрасту. Проведение исследований в последние годы подтвердили, что гиперактивность может встречаться в любом возрасте. Как правило, постановка диагноза взрослым связана с ошибкой в определении причин гиперактивного поведения в ранние годы. Это вызвало ошибки в проведении лечения. Иногда болезнь просто не диагностировалась.
У взрослых пациентов отмечаются симптомы, аналогичные проявлениям болезни в детском возрасте. За счет адаптации большая часть взрослых пациентов отличается повышенной возбудимостью и гиперактивностью. Это приводит к появлению симптомов:
- возникновение трудностей при работе по инструкциям;
- больные не в состоянии сохранять внимание при выполнении однообразных и утомительных действий;
- имеют слабые организационные способности;
- выполнят одновременно несколько процессов, не завершая действия;
- отличаются забывчивостью при выполнении повседневных обязанностей, могут забывать предметы и цели;
- не в состоянии контролировать громкость голоса, сохранять терпение, например, при стоянии в очереди;
- прерывание высказываний собеседников;
- стремительность и изменчивость поведения;
- повышенная раздражительность.
Специалисты отмечают и другие факторы. Позитивной особенностью СДВГ у взрослых пациентов становится высокая работоспособность. Они часто успешно строят карьеру, достигая значительных карьерных высот. К минусам относится возникновение проблем в межличностном общении, часто мешающих сохранению высокого качества жизни. В том числе разрушающие межличностные связи при низкой адаптации. Лечение гиперактивности может начинаться в любом возрасте. Пациентам назначают корректирующие лекарственные препараты, проводят индивидуальные и коллективные психологические тренинги.
Особенности лечения
Не существует волшебной таблетки от синдрома дефицита внимания. Для малышей и ребят школьного возраста лечение гиперактивности всегда назначается в комплексе.
При правильном выборе медикаментозного средства результат лечения достигает в 95% случаев. Но лечиться придется не один год, вероятно, лекарственная корректировка будет необходима в старшем возрасте.
Медикаментозная терапия заключается в использовании успокаивающих препаратов, лекарств, которые стимулируют психологическое развитие, а также влияют на улучшение метаболизма в головном мозге. Для этого чаще всего прописывают снотворное, транквилизаторы, ноотропы и психостимуляторы. В определенных ситуациях назначается прием нейролептиков и антидепрессантов.
Но не стоит придавать медикаментозному лечению основное значение, так как оно снимает исключительно симптоматический характер и не избавляет от причины. Также оно не сможет заменить самое важное — любовь к ребёнку. Именно она может вылечить его и в последующем дать полноценную жизнь.
Наиболее актуальные рекомендации при коррекции:
- Детям с гиперактивностью нежелательно заниматься спортом, где проводятся соревнования. Допустимы аэробные нагрузки, катание на велосипеде, плавание, езда на лыжах.
- Общение с психологом. Профессионал подберёт систему для снижения тревожности и повышения общительности маленького пациента. Беседы помогут улучшить самооценку, развить речь, память и внимание. Если есть серьёзные нарушения речи, занятия будут проходить с участием логопеда.
- Визит к психотерапевту всей семьёй поможет справиться с состоянием гораздо быстрее.
- Коррекция действий всех членов семьи, избавление от нездоровых привычек родителей, нормализация распорядка дня. Также необходимо определить возможные раздражающие факторы и максимально снизить или полностью устранить их. Следует понимать, что напряжённые отношения между отцом и матерью пагубно влияют на развитие их детей.
- Медикаментозное лечение. Доктора чаще всего выписывают ноотропные средства и успокаивающие препараты с растительным составом. Однако следует лечить малыша таблетками только в том случае, когда другие методы оказались неэффективными. Ноотропы используются для улучшения кровообращения мозга и нормализации обменных процессов. Приём таких средств поможет улучшить память и внимание. Курс лечения может продолжаться длительное время, поскольку лекарства дают эффект не раньше чем через 4—6 месяцев.
При необходимости можно попросить врача посоветовать успокаивающие травы, которые можно было бы пить в чистом виде или добавлять в чай.
Большинство взрослых отмечают улучшение самочувствия малышей во время соблюдения безглютеновой диеты. Некоторым также помогает исключение из дневного меню крахмала и сахарозы. Для детей с высокой активностью полезны все продукты, которые требуются для тканей мозга: много бобовых, орехов, белка, фрукты, овощи, оливковое масло, жирная рыба.
Исключить нужно снеки и сладости с красителями, усилителями вкуса, консервантами. Специалисты рекомендуют родителям подбирать те продукты, к которым у малышей нет личной непереносимости. Для чего следует производить ротацию продуктов, составить дневник приема пищи. Следует по очереди убирать по одному продукту из дневного меню и контролировать состояние ребёнка.
Гиперактивность у школьников
В школьные годы СДВГ становится причиной возникновения проблем с освоением образовательной программы. Низкий уровень умения сохранять внимание во время уроков, отсутствие готовности концентрироваться во время выполнения домашних заданий становится причиной значительного снижения успеваемости. Отсутствие контроля со стороны медиков приводит к повышенной тревожности.
Школьники, страдающие гиперактивностью, попадают в разряд неуспешных учеников, несмотря на идеальное состояние интеллектуальных способностей. Ребенок становится нервным и вспыльчивым. У него снижается самооценка.
Проявление гиперактивности
Для людей с этим неврологическим нарушением свойственно:
- неспособность концентрировать внимание на выполнении однообразных рутинных действий;
- больной СДВГ не в состоянии концентрировать внимание при поддержании разговора;
- он бывает раздражительным и капризным, склонным к перепадам настроения;
- таким людям свойственная импульсивность и склонность к риску.
Проведение диагностики необходимо для выявления патологии. Часто указанные симптомы могут сопровождать определенную эксцентричность человека, у которого нет неврологических патологий. Также они сопровождают некоторые сложные психиатрические нарушения.
Проведение обследования рекомендовано для точной установки диагноза. Это позволит разработать действенный вариант комплексной терапии, оказывающей полноценную и квалифицированную помощь. Лечение гиперактивности проводится в амбулаторных условиях. В большинстве случаев проводится психологическая терапия, без использования медикаментов или применения лекарств в минимальных дозировках.
Гиперактивность у детей дошкольного возраста
СДВГ у детей, которые еще не достигли школьного возраста, отличается определенными особенностями. Гиперактивность у пациентов отмечается с самого раннего возраста, что говорит о фактически врожденной предрасположенности к потенциальным нарушениям. При этом медики не рекомендуют ставить диагноз, подтверждающие неврологическое нарушение, ранее возраста в 5-12 лет.
Это связано с особенностями формирования психики маленького ребенка. Многие дети отличаются повышенной эмоциональностью, что не говорит о присутствии патологии. Дополнительно на поведении сказываются первые кризисы переходного возраста, которые человек переживает с разной степенью тяжести в период примерно трех и семи лет. В это время каждый ребенок становится капризным, начинает привлекать к себе внимание взрослых, становясь или слишком пассивным или гипервозбудимым.
В дошкольном возрасте родители или педагоги могут только обратить внимание на некоторую предрасположенность малыша к будущему развитию патологии. Если симптомы на протяжении месяцев и лет сохраняются, родители должны тщательно следить за поведением ребенка, обращать внимание на его общение со сверстниками, успехи в обучении. Подтверждение диагноза проводится только после минимум пятилетнего возраста.
Синдром гиперактивности является патологией, способной без должной терапии существенно ухудшить качество жизни пациента в любом возрасте. Контроль этого неврологического диагноза выполнятся опытными специалистами. Помощь врачей и родственников обеспечивает должную корректировку поведения людей, страдающих СДВГ.
В чем разница между активностью и гиперактивностью?
Здоровый малыш дошкольного возраста – это активный ребенок. Он любит бегать, прыгать, играть в подвижные игры, петь и танцевать, задает множество вопросов обо всем на свете, разбрасывает игрушки и так далее. Как отличить высокий уровень активности от гиперактивности и перевозбудимости? Активный ребенок ведет себя так не всегда и не везде. Если малыш заинтересовался чем-то (например, книгой или игрой), он может спокойно заниматься своими делами. В присутствии малознакомых людей или в новой обстановке ребенок обычно не такой непоседливый, как дома. Чрезмерная активность может быть также следствием стресса, переутомления или скуки, а также желанием привлечь к себе внимание, поэтому, когда раздражитель исчезает, уровень активности вскоре нормализуется.
Гиперактивный ребенок, напротив, ведет себя одинаково активно в любых ситуациях: дома, в детском саду, в гостях, и даже на приеме у врача. Причем навязчивая подвижность не имеет под собой какой-либо цели. На гиперактивного ребенка не действуют уговоры, просьбы, наказания и другие воспитательные меры, так как гиперактивный малыш просто не может контролировать свое поведение.
Гиперактивность часто рассматривается исключительно как характеристика поведения ребенка, однако нужно понимать, что внешние проявления являются следствием перевозбуждения нервной системы малыша. Диагноз СДВГ может поставить только врач.