ДИЛЕММА — что это такое? Этическая и моральная дилемма

Не единожды в своей жизни человек становится перед дилеммой. Понятие дилеммы подразумевает, что человек должен принять некое важное решение, требующее его осознанного подхода, взвешивания всех «за» и «против», столкновения с трудностями после принятого решения. Существует множество вид дилемм, что зависит от ситуации и от методов их решения. О том, как делать выбор, когда вы столкнулись с ситуацией, где два и более решения взаимно исключают друг друга, но оба важны, расскажет интернет-журнал psytheater.com.

Что такое дилемма, лучше расскажут примеры:

  1. Куда пойти на работу: туда, где не требуется опыт работы и платят сразу 1000 рублей в день, или туда, где возможен карьерный рост и наработка полезных навыков, однако требуется хотя бы образование по специальности?
  2. Кого выбрать: молодого и энергичного парня, который может быть бабником, или зрелого и спокойного мужчину, который может оказаться неинтересным и скучным?
  3. Что одеть на собеседование при приеме на работу: строгий костюм или скомпоновать наряд из отдельных деталей?
  4. Как вылечить серьезное заболевание: с помощью врачей в своем городе или отправиться в другую страну, где дают гарантии выздоровления?

Дилемма – это не тогда, когда вам очень легко сделать выбор и принять решение. Наоборот, дилемма – когда вам нужно решить некий вопрос, с которым вы мучаетесь уже несколько дней и даже недель, потому что не можете сделать выбор, не знаете другого решения, поскольку известные варианты вас не устраивают, не можете избавиться от проблемы, не решив ее.

Дилемма – это решение важного вопроса, а варианты решения взаимно исключают друг друга, одинаково важны и ценны человеку, поэтому он не может сделать выбор. Если кто-то оказывался в любовном треугольнике, где за его сердце боролись сразу два кандидата – интересных, красивых, привлекательных, то каждый может сказать, как сложно сразу принять решение, от кого отказаться, а с кем начать строить отношения.

Здесь сразу можно обозначить одну из причин возникновения дилемм, то есть невозможности мгновенно принять решение и довольствоваться им, — отсутствие полной информации о тех объектах, между которыми человек выбирает. Когда человек плохо знает других людей, ему трудно решить, кто из них больше подходит на ту роль, которую он им предлагает. Например:

  1. Работодателю трудно понять, кто лучше подходит на предлагаемую им должность, когда у одного есть опыт, но нет образования, а у второго есть образование, но нет опыта.
  2. Девушке трудно выбрать между двумя мужчинами, где один является богатым, но не любимым, а второй любимый, но не богатый.

Когда человек плохо знает других людей, ему трудно сразу сделать выбор. То же самое касается и ситуаций, когда человек выбирает между явлениями, предметами или еще чем-то. Например, человеку трудно сделать выбор между двумя автомобилями, которые стоят одинаково. Один автомобиль является престижным, но бывшего употребления, а второй – новым, но не престижным.

Что такое дилемма?

С дилеммами сталкиваются все люди. Например, при наличии ограниченного количества денег каждому приходится в магазине отказываться от чего-то одного, чтобы приобрести другое. Однако если в магазине приходится решать дилемму мгновенно, как бы печально ни было выкладывать из корзины желаемые продукты, то по жизни человек может месяцами не решать какого-то вопроса, дожидаясь удачного случая либо вообще все пуская на самотек.

Что такое дилемма? Это проблема, которую человеку нужно осознанно решить, выбрав при этом между двумя равнозначными и одинаково важными вариантами, которые исключают друг друга. Простыми словами это можно представить как нахождение человека на перепутье, где ему нужно однозначно решить, направо или налево он пойдет. Третьего варианта, который мог бы включать два предыдущих, не существует, в чем и заключается суть дилеммы. Нужно пойти либо направо, либо налево, что приведет к следующему:

  1. К отказу от другого варианта решения проблемы. Человек, выбирая первый вариант, отказывается от второго, как и наоборот: при выборе второго варианта отказывается от первого.
  2. К получению определенных последствий. Человек наверняка уже продумывал, какое будущее наступит, когда он предпочтет тот или иной вариант решения проблемы. Причем каждый вариант предлагает свое будущее, которое не будет реализовываться, если выбрать другой вариант решения.
  3. К получению определенных лишений. Почему возникла дилемма? Потому что человек понял, что если он выберет какой-то из вариантов, то будет лишен неких привилегий, которые ему давались при выборе другого варианта. Если девушка выберет богатого мужчину, то она лишится любви, а если выберет любимого мужчину, тогда будет жить в нищете. Выбор становится мучительным, поскольку девушка хочет жить и в любви, и в богатстве. Однако те варианты, которые у нее имеются, не позволяют достичь желаемого.
  4. К получению определенных благ. За каждым вариантом решения проблемы стоит некое благо, от которого человек не способен отказаться. Выбор был бы легким, если бы за каким-то вариантом человек не видел ничего важного и полезного для себя. Однако дилемма возникает, когда оба взаимоисключающих варианта дают ему определенные блага, которые, с его точки зрения, равнозначны.

Все люди сталкиваются с дилеммами. Здесь можно вспомнить о том, что человек периодически вынужден решать, следовать ему своим желаниям или жить по нормам общества. Не каждое поведение поощряется обществом, однако оно может позволить достичь желаемой цели. Что человек выберет в данном случае?

Нравиться другим людям или жить так, как хочется, но при этом учиться получать любовь и поддержку лишь от себя и каких-то личностей, которые тоже согласны с таким образом жизни? Быть общественным человеком и подстраиваться под окружающих или жить в свое удовольствие, имея лишь ограниченный круг единомышленников? Постоянно человек вынужден решать дилеммы, где варианты взаимно исключают друг друга и дают определенные блага, от которых сложно отказаться.

В психологии дилемма представляет определенный интерес, поскольку речь идет о проблеме, где варианты решения не дают полного удовлетворения и счастья. Нередко здесь можно услышать о том, что выбор делать не нужно, а лучше найти такой вариант решения проблемы, который бы полностью удовлетворял запросам человека. Однако такие ситуации случаются редко. Зачастую человек становится именно перед дилеммой, где при выборе одного из вариантов он лишается привилегий второго решения и сталкивается с определенными трудностями, которые бы не возникли, если бы он принял иное решение (однако и при другом решении были бы трудности, которые не возникнут при выборе первого решения).

Таким образом, дилемма – это проблема, при которой:

  1. Человек не может полностью удовлетворить свои потребности, иначе вопрос был бы очень быстро решен.
  2. Человек вынужден выбирать, от каких благ отказаться ради приобретения других благ.
  3. Человек вынужден выбирать, с какими трудностями столкнуться, чтобы не сталкиваться с иными проблемами.
  4. Человек вынужден выбирать, какое будущее строить, при этом оно будет лишено тех привилегий, которые могли бы у него быть, если бы он выбрал иной вариант решения.

Греческое происхождение. Математика и правописание

Этим определением мы обязаны греческому языку. Буквальный перевод с греческого означает «двойная лемма». Таким образом, не так уж сложно запомнить, как пишется это слово: с одним «м» или с двумя. Нужно только четко уяснить, что лемма – это в математике вспомогательная теорема, которая не имеет самостоятельной ценности, необходима только затем, чтобы доказать другую теорему. И пишется в этом термине всегда только две буквы «м».

Если информация, приведенная выше, отложится в памяти, то проблем с написанием слова не будет. Иногда очень причудливо тасуется колода, как писал М. А. Булгаков, и знания по математике могут помочь, чтобы человек делал меньше ошибок в русском языке, и у него не возникало вопроса о том, как писать «дилема» или «дилемма».

Виды дилемм

Выделяют две виды дилеммы: моральную и этическую. Моральная дилемма – когда проблема касается лично человека, при этом каждый вариант решения проблемы требует от него нарушения определенных моральных принципов. Этическая дилемма – это проблема социального плана, где варианты решения затрагивают нормы социума. Что бы человек ни выбрал, а ему придется нарушить моральные или этические законы.

Человек каждый день делает выбор. Многие этого не замечают, но вы уже делаете выбор, начиная с самого утра. На каждом шагу вы выбираете: во сколько проснуться, чистить зубы или нет, как доехать до работы, поздороваться с начальником или нет и т. д. Конечно, вам кажется, что не вы делаете выбор, а вы вынуждены себя тем или иным образом себя вести, поскольку того требует от вас общество и правила приличия. Но вы уже делаете выбор действовать в соответствии с теми правилами и требованиями, которые к вам выдвигает общество, а не думать своей головой и самому решать, как поступать. Даже ничего не делать, не выбирать – это тоже выбор. Вы выбрали вместо действия бездействие – это тоже выбор, за которым следуют свои последствия.

Почему человеку трудно сделать выбор, особенно когда он делает это сознательно, понимая, что нужно принять какое-то решение? Здесь есть два значительных фактора.

1 – Сомнения. Сомнения сами по себе энергозатратны. Если вы сомневаетесь, какое решение принять, то вы больше устаете и тратите сил в процессе переживания своих сомнений. Не само решение у вас отнимает силы, а ваши сомнения, которые возникают, когда вы боитесь выбрать тот или иной вариант.

2 – Равнозначность решений. Особенно тяжело человеку сделать выбор, если варианты равнозначны между собой. Когда человек одинаково ценит и тот, и другой вариант выхода из ситуации, ему легче отложить принятие решения на потом. Но на самом деле человек откладывает решение своей проблемы до тех пор, пока другой индивид за него не сделает его.

Человеку трудно сделать выбор, потому что тогда ему придется отказаться от чего-то одного ради другого. Вот почему ему легче не делать никакого выбора, и он говорит: «Я пущу все на самотек, ничего не буду решать. Как мне суждено, так оно и будет». И здесь человек снова перекладывает ответственность за принятие решения на других – на судьбу. Якобы судьба должна решить, как человеку жить дальше. Она-то решит рано или поздно. Но вот человек уже снова сделал свой выбор: судьбе решить его дальнейшую жизнь, а не самому выбирать и отвечать за свой выбор. И снова человек ведет себя, как слабый раб, который не может сделать выбор сам и понести ответственность за все последствия, которые потом за ним потянутся.

Внешние характеристики

Для птиц породы лакеданзи предусмотрены такие характеристики:

  1. Голова среднего размера, пропорциональна туловищу, шея длинная.
  2. Гребень по форме напоминает зазубренный лист, окрашен в тёмно-фиолетовый цвет, на нём может быть 5 или 6 зазубрин, мочки окрашены в тёмно-фиолетовый цвет.
  3. Глаза большие, округлые, фиолетово-чёрные, область вокруг глаз тёмно-фиолетового цвета.
  4. Клюв тёмно-серого цвета, почти чёрный.
  5. Телосложение лёгкое, не крупное.
  6. Форма корпуса напоминает латинскую букву «V».
  7. Грудь широкая, мощная.
  8. Крылья хорошо развиты.
  9. Перья растут густо, окрашены в чёрный цвет с оттенком зелёного, блестящие. Между перьями растёт чёрный пух.
  10. Ноги окрашены в тёмно-серый цвет.
  11. Хвост длинный, пышный, приподнятый вверх.
  12. Характер недрачливый, без проблем уживаются, но их легко испугать.
  13. Масса тела петуха составляет около 1,8 кг, масса курицы – около 1,4 кг.

Важными характеристиками для допуска к разведению являются:

  1. Отсутствие в оперении других оттенков, кроме чёрного с зелёным отблеском.
  2. Яйценоскость на уровне не ниже 160 яиц в год.
  3. Наличие у яиц скорлупы, окрашенной в зелёный цвет.

Решение дилемм

Если человек сталкивается с дилеммой, значит, он вынужден решить некий вопрос. Проблем бы не было, если бы дилемму можно было переложить на волю другого человека. Однако сначала тот, кто с ней столкнулся, должен принять решение, чтобы потом уже все остальные делали свой выбор.

Решение дилемм затрудняется тем, что человек не видит полного удовлетворения своих желаний при выборе одного из вариантов. Также он не имеет возможности отказаться от выбора одного из вариантов, поскольку только они ему и предоставлены. Человеку приходится выбирать между тем, чего ему лишиться и с чем неприятным столкнуться, если он что-то выберет.

Вот почему нередко люди стараются как можно надольше оттянуть момент принятия решения. Они стараются не говорить на тему дилеммы, ее избежать, порой начинают логически рассуждать, чтобы как-то снизить напряжение в данном вопросе. Однако рано или поздно приходится делать выбор. Как его совершить?

  1. Четко поставить вопрос, в котором и заключается дилемма.
  2. Четко определиться со всеми фактами и составляющими дилеммы.
  3. Найти еще варианты решения проблемы, которые менее заметны, нежели два наиболее вероятных решения.
  4. Каждый из вариантов проанализировать на пользу, эффективность, нужность. Если не хватает какой-то информации о вариантах, тогда узнать ее.
  5. С какими трудностями и лишениями человек готов столкнуться, когда он сделает свой выбор?

Здесь не помешает вспомнить о том, к каким целям человек желает прийти, пока он находится в процессе их достижения. Человек столкнулся лишь с проблемой того, как ему перейти реку, чтобы снова встать на путь, ведущий к его счастью. Если он забудет о том, куда он идет, и заострит внимание на том, что ему делать с речкой, тогда он точно застрянет и остановится. Какую цель вы в итоге желаете достичь при решении рассматриваемой дилеммы (речки)? Выберите тот вариант, который наибольше способствует достижению вашей цели. Конечно, он не будет вас полностью удовлетворять. Однако он точно ведет к тому, о чем вы мечтаете, в отличие от второго варианта.

Два определения

У этого красивого и не слишком понятного слова имеется целых два значения. Одно относится к сфере логики или философии, а другое — к психологии или социологии. Рассмотрим оба определения:

  1. Сочетание двух противоположных по смыслу суждений, но без возможности сформулировать третье.
  2. Ситуация, в которой приходится выбирать из двух решений, поскольку они противоположны по смыслу и рождают одинаковые по масштабу трудности.

Именно второе значение чаще всего подразумевается в книжной и публицистической речи. Отсюда выражения: «неразрешимая дилемма», «опасная дилемма» и т. д. В определённом смысле оно созвучно с известным выражением «третьего не дано». Такие ситуации нередки в обыденной жизни. Самый простой пример: человеку необходимо решить, остаться на хорошо оплачиваемой работе, которая ему в тягость, или сменить её на более приятную, но приносящую значительно меньший доход.

Нейтрализация потенциальных убийц

За последние 20 лет нейробиологи и психологи провели множество тестов, которые доказывают: склонность к насилию во многом определяется нарушениями в работе мозга. Например, таким образом нередко проявляют себя диссоциальное, пограничное и нарциссическое расстройства личности (хотя, разумеется, не все люди с таким диагнозом склонны к насилию). У всех этих патологий при исследовании обнаруживаются характерные физиологические проявления: изменения миндалин, которые участвуют в формировании эмоций, изменение уровня метаболизма в передней поясной коре, которая участвует в управлении импульсивными реакциями, и др.

Пока подобные исследования остаются не более чем просто исследованиями, — однако, возможно, в будущем они станут основой для создания технологии раннего определения склонности к насилию. Оправдана ли превентивная слежка за потенциальным убийцей, если он еще ничего не сделал?

Словарь Ушакова

дилемма
дилемма, дилеммы, жен.

(
греч.
dilemma — двойное предложение) (
книж.
).

1.

Полемический довод, состоящий в том, что противнику предлагаются на выбор два противоположных положения, исключающих возможность третьего.

2.

Обстоятельства, заставляющие принять одно из двух решений, выбор между которыми крайне затруднителен. Перед ним стояла дилемма: или умереть с голоду или согласиться на кабальные условия.

Постконвенциональный уровень (10-15% населения)

Человек приходит к своим собственным правилам, не зависящим от остальных. Приходит понимание, что если законы, диктуемые обществом идут вразрез с личным пониманием правил и законов, то стоит следовать своим собственным суждениям, избегая общественных порядков. Мало, кто готов мыслить критически и доходить до этого уровня.

Стадия 5. Общественный контракт и личные права:

несмотря на понимание существования законов “для общего блага”, иногда необходимо нарушить общественные правила, чтобы помочь человеку. Например, в приведенной выше дилемме Хайнца оправдают, потому что он нарушал закон исходя из благих намерений.

Стадия 6. Универсальные принципы:

на этой стадии у человека развиваются свои собственные моральные принципы, которые он применяет по отношению ко всем остальным. Эти принципы не зависят от навязанных законов. Их основание – решение самого индивидуума, что так поступать правильно.

В данной теории конечно не все гладко: и ситуации выдуманы, и примеры могут быть необъективны (как говорят кртитки теории). Однако, нам как учителям эта теория может быть полезна в первую очередь потому, что учитель – это не только специалист, преподающий предмет, но и воспитатель, развивающий студентов с разных сторон, в том числе и с моральной. Поэтому для нас представляется несколько вариантов использования данного эксперимента:

  1. использовать историю для сторителлинга, останавливаясь на кажой из “развилок” и обсудить все варианты, устроив дискуссию после окончания выполнения задания;
  2. использовать действия истории ка основу для ролевой игры (Хайнц и аптекарь, Хайнц и полицейский, Хайнц в суде);
  3. придумать алтернативную концовку;
  4. обсудить другие варианты развития событий;
  5. задавать друг другу вопросы, придумывать дополнительные вопросы;
  6. придумать похожую историю;
  7. подготовить студентов к написанию эссе о морали;
  8. понять, как ваши студенты относятся к правилам, готовы ли они правила создавать, нарушать, следовать им, таким образом можно диагностировать возможные надвигающиеся поведенческие проблемы в классе.

Поделиться ссылкой:

Этическая

Этика – отрасль философии, изучающая мораль (принятые в данном обществе правила поведения) и нравственность (может выступать синонимом морали или означать правила жизни конкретной личности). Круг этических вопросов: добро и зло, свобода и ответственность, смысл жизни, совесть, долг, счастье.

Таким образом, этическая дилемма – это ситуация, в которой затронуты эти и подобные вопросы. Чаще всего приходится выбирать между тем, что правильно (с точки зрения морали), но невыгодно, и тем, что плохо для других, но выгодно выбирающему.

В социальных отношениях этическая дилемма – это, например, безопасность потребителей, права и дискриминация, профессиональная этика, коррупция и т. п.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

дилемма
Дилемма

♦ Dilemme

В широко распространенном смысле слова – трудный выбор из двух в равной мере неудовлетворительных возможностей. В строгом смысле, принятом в логике, – разновидность альтернативы, при которой оба термина подводят к одному и тому же выводу, расцениваемому как неизбежный. У философов, пишет, например, Монтень, «всегда наготове утешительная для смертного человека дилемма: либо наша душа смертна, либо бессмертна. Если она смертна, значит, никакой кары ей не будет; если бессмертна, значит, она будет становиться все лучше и лучше» («Опыты», книга II, глава 12; см. также: Паскаль, «Мысли», 409–220). Вывод отсюда один и тот же – смерти бояться нечего. Нетрудно заметить, что дилемма стоит столько же, сколько составляющие ее выводы. Где доказательство, вопрошает Монтень, что после смерти душа будет становиться лучше, а не хуже?

Значение

Теперь мы вполне готовы для того, чтобы открыть для себя смысл этого замечательного понятия. Воспользуемся толковым словарем, как всегда, ведь у нас нет причин ему не доверять. В нем мы находим два значения:

  1. Сочетание суждений, умозаключений с двумя противоположными положениями, исключающими возможность третьего.
  2. Положение, при котором выбор одного из двух противоположных решений одинаково затруднителен.

В первом значении это определение знают математики и логики, а во втором оно известно более или менее всем образованным людям вне зависимости от конкретной специализации. Поэтому мы будем говорить именно о втором значении.

Когда стало ясно, что такое дилемма, то можно уже обратиться к конкретным примерам и заодно задуматься над довольно интересным вопросом.

Разновидности

Итак, дилемма – это что? То, что нередко случается в жизни. Кроме того, бывают различные виды этого явления.

Например, в сугубо научном определении различаются конструктивный и деструктивный вариант. Подробнее о них можно прочесть в учебнике логики. А в общеизвестном смысле выделяют социальные дилеммы, среди которых: этическая, моральная, экологическая, а также ситуации с интригующими названиями «дилемма заключенного», «дилемма секретаря» и «дилемма самаритянина». Остановимся подробнее на некоторых из этих разновидностей.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]