Что делать, если у ребенка эхолалия? Лечение эхолалии в Саратове, России

Эхолалия – это автоматическое повторение чужих слов, фраз, предложений и даже больших частей текстов в речи.

В процессе индивидуального развития есть этап, когда эхолалии у детей являются нормой – до 2 лет. В этом возрасте ребенок активно имитирует поведение взрослых (это механизм здорового психического развития). С 6 до 9 месяцев также можно выделить период нормальных аутоэхолалий – это время, когда ребенок сам повторяет за собой лепетные слоги (ба-ба-ба, ма-ма-ма). Часто родители принимают эти аутоэхолалии за первые слова.

В том случае, если эхолалии сохраняются после 2-2,5 лет, они являются симптомом нарушения развития. И есть стереотип, что эхолалия является симптомом аутизма. Это не так.

Эхолалии могут встречаться при разных нарушениях (и даже у взрослых, кстати):

  • ЗРР, ЗПРР;
  • Сенсорная алалия (дисфазия);
  • Умственная отсталость;
  • Шизофрения;
  • Расстройство аутистического спектра;
  • Синдром Туретта.

Эхолалия бывает:

  • Немедленная
  • Отсроченная.

Часто ребенок с отсроченными эхолалиями может отлично вставлять фразы из мультиков, песен в контекст ситуации. Хорошая механическая память может являться этаким компенсаторным механизмом.

Для меня как для специалиста диагноз всегда носит второстепенный характер (тем более, что я их не ставлю; иногда диагноз – дань тем или иным административным требованиям системы). Гораздо важнее – разобраться в механизме нарушения, выяснить, что и где «сломалось» и как мозг пытается это обойти.

Что такое эхолалия, эхофразия? Определение

Эхолалия характеризуется спонтанным компульсивным бессмысленным


неконтролируемым человеком автоматическим повторением звуков, слогов, слов, которые услышаны в речи других людей. Причем может сохраняться даже интонация услышанных слов. Термин «эхолалия» происходит от греческих слов «echo», которое означает «отражение звука», и «lalia», которое означает «речь», или «laleo», означающего «говорю». В древнегреческой мифологии существовала нимфа, которую звали Эхо. Она окаменела. От нее остался только ее голос. Голос повторял окончания слов, которые люди произносили в ее присутствии. Синонимом является эхофразия.

Самостимулирующее поведение

Отсроченная эхолалия иногда является самостимулирующим поведением, чья единственная цель – удовольствие говорящего. Моему старшему сыну всегда нравится повторять предложения, которые он прочитал в книгах. Я поняла, что он видит книгу у себя в голове, и просто развлекает себя «перечитыванием» своих любимых отрывков снова и снова. Строка «Джордж, что это за запах?» явно заимствована из книги про скунса «Любопытный Джордж», что неизменно вызывает гомерический хохот.

Ему также нравится повторять отрывки из любимых видео, как будто он смотрит их у себя в голове. Когда отсроченная эхолалия используется в качестве персонального развлечения, она может мешать реальному общению. Взрослый может использовать такую эхолалию как подсказку, что нужно мягко переключить ребенка на более конструктивное занятие.

Когда встречается эхолалия?

При каких патологических состояниях, заболеваниях, болезнях встречается эхолалия? Эхолалия чаще может наблюдаться при различных неврологических и психических заболеваниях, таких как синдром Туретта (болезнь Жиль де Ля Туретта), аутизм (ранний детский аутизм, аутистическое поведение, аутистический спектр, аутистические черты характера), синдром Андреаса Ретта, шизофрения (кататоническая), умственная отсталость (слабоумие, олигофрения, имбецильность, дебильность), дисфазия, поражение лобных долей головного мозга. В норме эхолалия встречается как этап развития речи у детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет, когда ребенок повторяет услышанные слова, таком образом познает речь. Если же ребенок в 3 года и позже повторяет или выкрикивает слова, то это признак серьезной патологии. В этом случае необходимо немедленно обратиться к врачу.

Диагностика

Длительное сохранение словарного и слогового речеподражания в детском возрасте либо появление данного симптома у взрослых требует обращения к врачу-психиатру и неврологу. Эхолалия диагностируется в ходе общения с пациентом, наблюдения за его речью. Обычно выявление автоматизированных повторений предложений и слов не составляет труда. Чтобы установить характер эхолалических симптомов, выполняется комплексное обследование:

  • Оценка психоневрологического статуса.
    Сбор анамнеза, клиническая беседа, неврологический осмотр позволяют врачам оценить общее состояние пациента: его способность устанавливать и поддерживать контакт, ориентироваться в пространстве и времени, критически относиться к своему заболеванию. Обнаруживаются сопутствующие эхолалии неврологические нарушения, психопатологические симптомы.
  • Логопедическое тестирование.
    Логопед исследует речевую функцию, определяет степень ее сформированности, наличие дефектов произношения, выпадение отдельных звеньев. В заключении отмечает, является ли эхолалия результатом речевого недоразвития или распада речи.
  • Патопсихологическое тестирование.
    Выполняется исследование памяти, мышления, внимания и интеллекта. Результаты указывают на наличие либо отсутствие признаков органического поражения ЦНС, интеллектуального недоразвития как причины эхолалических проявлений.
  • Нейропсихологическое тестирование.
    Диагностика нейропсихолога нацелена на анализ высших психических функций. Данные тестирования позволяют определить нейропсихологические симптомы (различные виды алалий, афазий), провести дифференциацию неврологических заболеваний.

Виды эхолалии: немедленная, отсроченная, истинная, митигированная

Рефлексотерапевты, неврологи, психиатры выделяет 2 вида эхолалии: немедленная эхолалия, отсроченная эхолалия (отложенная). При немедленной эхолалии ребенок сразу повторяет слово после того, как его услышал от человека или любого другого источника звука. При отсроченной эхолалии дети повторяют ранее услышанные слова после длительного промежутка времени. Может пройти и несколько минут, и несколько лет после услышанной фразы. Отсроченная эхолалия часто встречается при синдроме Туретта и аутизме и является признаком заболевания. Также выделяется истинная эхолалия и митигированная эхолалия. При истинной эхолалии происходит автоматическое повторение обращенной речи, при митигированной эхолалии больной повторяет слова с трансформацией.

Потенциальный риск истерики

В сообществе аутизма довольно часто встречается сценарий, когда причина истерики – недоразумение из-за немедленной эхолалии. Взрослый спрашивает ребенка: «Хочешь виноград или яблоки?» Ответ почти всегда является последним словом: «Яблоки». Взрослый решает, что ребенок действительно хочет яблоки. Затем ребенок начинает дико кричать, когда ему дают яблоко, потому что ребенок ответил еще до того, как осознал два предложенных варианта, а на самом деле он хотел виноград. Карточки с картинками или PECS – это прекрасный способ предлагать ребенку что-то на выбор или готовить его к переменам, что позволяет предотвратить истерики.

Причины возникновения эхолалии

Когда и почему возникает эхолалия? Эхолалия при аутизме может заполнить паузу, выразить согласие или несогласие, назвать окружающие явления, людей, предметы, позволяет ребенку успокоиться, тренироваться, понять чужую речь, вспомнить прошлое, поделиться своими чувствами, повеселиться, поделиться переживаниями и чувствами. Существуют различные причины возникновения эхолалии.

Самостимулирующее поведение ребенка, стимминг.

В этом варианте ребенок часто повторяет слова, прочитанные в книжках или услышанные по телевизору. В этом случае у мальчика иди девочки возникают ассоциации и эмоции об увиденных действиях или предметах. Причем возникновение образов не связано с текущей ситуацией. Это сильно мешает ребенку общаться с другими детьми или взрослыми.

Коммуникация настроения.

Ребенок может выражать свое настроение, и это настроение часто ассоциируется у него с определенной фразой, которую он запомнил накануне. Причем фраза может быть не связана по смыслу с тем настроением, которая она выражает у ребенка.

Систематизация итогов дня.

У маленьких детей отсроченная эхолалия может выражать своеобразную обработку информации, которую они получили в течение всего дня, и которая не дает им успокоится.

К сожалению, в старшем возрасте эхолалия в большинстве случаев свидетельствует о серьезной патологии, синдроме Туретта, аутизме, которые нужно лечить своевременно.

Профилактика

Эхолалия – это своеобразная форма общения, то есть ее нельзя назвать бессмысленным и бесцельным повторением чужих слов. Профилактика болезни направлена на нормализацию процесса коммуникаций, превращение расстройства в инструмент взаимодействия с окружающими. Не останавливайте больного при повторении, так как проговаривание слов – это один из способов самовыражения при проблемах с устной речью. Если этой возможности нет, то пациент не сможет тренировать произношение, поддерживать беседу и минимизировать беспокойство через вербальные коммуникации. Обращайте внимание на все произносимые слова, даже если они на первый взгляд не имеют смысла. Это позволит детальнее изучить особенности эхолалии и наладить процесс общения. Постарайтесь понять произносимое, интонацию и мимику больного. Очень важно уловить тон и ритм сказанного, так как одни и те фразы могут нести разную информацию. Присоединяйтесь к общению, проговаривайте поочередно любимые речевые сценарии ребенка. Старайтесь формировать новое, то есть расширяйте заученные фразы, постоянно пополняя словарный запас. Только регулярные занятия в спокойной обстановке помогут наладить процесс общения и улучшить социализацию больного. [50], [51]

Лечение эхолалии у детей и взрослых в Саратове

Сарклиник (Россия, Саратов) успешно применяет аппаратные и неаппаратные методы лечения эхолалии у детей, подростков и взрослых в Саратове. Лечение проводится в амбулаторных условиях курсами. Минимальная продолжительность одного курса лечения – 10 рабочих дней. Общее количество курсов зависит от степени тяжести патологии. Сарклиник знает, как лечить эхолалию у мальчиков и девочек, как избавиться от эхолалии у парней и девушек, что делать при эхолалии у мужчин и женщин.

Сарклиник также проводит лечение задержки речевого развития, лечение задержки психоречевого развития, общего недоразвития речи (ОНР), лечение ЗРР, ЗПРР, лечение алалии, дислалии, аутизма у детей.

Запись на консультации Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

При использовании материалов статьи активная ссылка на sarclinic.ru обязательна. Текст: ® SARCLINIC | Sarclinic.com \ Sаrсlinic.ru Фото: © davetroesh / Фотобанк Фотодженика / photogenica.ru Люди, изображенные на фото, — модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.

Похожие записи:

Тики, нервный тик, лечение, гиперкинезы, гиперкинез лечение

Детский церебральный паралич у детей, дети с дцп, лечение

Алалия детская, лечение алалии, моторная, сенсорная, сенсомоторная

Афазия речевая детская, афразия у детей и у взрослых

Синдром внутричерепной гипертензии, ликвородинамические нарушения

Комментарии ()

О заболевании

Детской эхолалией называется отклонение формирования речи, при котором ребенок бесконтрольно повторяет слова и выражения из речи других людей.

Иногда по нескольку раз. При этом он может даже не понимать смысл того, что сказано.

Данное явление свойственно ребенку от года до двух, когда он только учится говорить и повторяет за другими слова и фразы.

Также дети 3-4 лет часто копируют поведение взрослых, в том числе и в речи. Это тоже считается вариантом нормы. Таким образом ребенок приобретает навыки коммуникации.

Если эхолалия не проходит после 4 лет, то это уже считается отклонением и требует коррекции.

Зачастую заболевание сочетается с эхопраксией (повторением жестов и мимики). Частота распространения патологии не превышает 0,5%.

Такие дети испытывают трудности в социальной адаптации, невозможность обучаться в общеобразовательной школе. Сложней всего приходится пациентам, у которых эхолалия сочетается с умственной отсталостью.

Осложнения и последствия

Эхолалия — это серьезное расстройство, которое при отсутствии коррекции приводит к проблемам во взрослой жизни. Ребенок не может общаться со сверстниками, завести друзей, обучаться в обычной школе.

Позднее пациенты испытывают трудности при устройстве на работу и налаживании личных отношений. Обычно они живут одни, многие нуждаются в помощи родителей на протяжение всей жизни.

Кроме того, у больного прогрессируют и другие нарушения:

  1. Запоздалое развитие речи.
  2. Недостаточное формирование когнитивных навыков (памяти, внимания, мышления).
  3. Отставание эмоционального развития.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]